Анатомия наука о человеке. Анатомия

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.

Биология - одна из самых масштабных и крупных наук в современном мире. Она включает в себя целый ряд различных наук и разделов, каждый из которых занимается изучением определенных механизмов в работе живых систем, их жизнедеятельности, строения, молекулярной структуры и так далее.

Одной из таких наук как раз и является интересная, очень древняя, но по сей день актуальная наука анатомия.

Что изучает

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее строение и морфологические признаки тела человека, а также развитие человека в процессе филогенеза, онтогенеза и антропогенеза.

Предметом изучения анатомии является:

  • форма человеческого тела и всех его органов;
  • строение органов и тела человека;
  • происхождение людей;
  • индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез).

Объектом изучения данной науки является человек и все имеющиеся у него внешние и внутренние особенности строения.

Сама анатомия как наука сложилась очень давно, так как интерес к строению и функционированию внутренних органов был актуален для человека всегда. Однако современная анатомия включает в себя ряд смежных разделов которые тесно с ней связаны и рассматриваются, как правило, комплексно. Это такие разделы анатомии, как:

  1. Систематическая анатомия.
  2. Топографическая или хирургическая.
  3. Динамическая.
  4. Пластическая.
  5. Возрастная.
  6. Сравнительная.
  7. Патологическая.
  8. Клиническая.

Таким образом, анатомия человека - это наука, изучающая все, что хоть как-то касается строения тела человека и его физиологических процессов. Кроме того, данная наука тесно связана и взаимодействует с такими отпочковавшимися от нее и ставшими самостоятельными науками, как:

  • Антропология - учение о человеке как таковом, его положении в системе органического мира и взаимодействии с социумом и окружающей средой. Социальные и биологические характеристики человеческого существа, сознание, психика, характер, поведение.
  • Физиология - наука обо всех процессах, происходящих внутри человеческого организма (механизмы сна и бодрствования, торможения и возбуждения, нервные импульсы и их проведение, гуморальная и нервная регуляция и так далее).
  • Сравнительная анатомия - занимается изучением эмбрионального развития и строения разных органов, а также их систем, при этом сравнивая эмбрионы животных разных классов, таксонов.
  • Эволюционное учение - учение о происхождении и становлении человека со времен появления на планете и до наших дней (филогенез), а также доказательство единства всей биомассы нашей планеты.
  • Генетика - изучение генетического кода человека, механизмы хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение.

В результате мы видим, что анатомия человека - это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.

История развития анатомии

Свои корни анатомия обнаруживает еще в глубокой древности. Ведь с самого появления человека ему было интересно знать, что находится у него внутри, почему, если пораниться, идет кровь, что она собой представляет, почему человек дышит, спит, ест. Все эти вопросы издревле не давали покоя многим представителям человеческой расы.

Однако ответы на них пришли не сразу. Понадобилось не одно столетие, чтобы накопить достаточное количество теоретических и практических знаний и дать полный и развернутый ответ на большинство вопросов о работе человеческого организма.

История развития анатомии условно подразделяется на три основных периода:

  • анатомия древнего мира;
  • анатомия Средних веков;
  • новое время.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Древний мир

Народы, которые стали основоположниками науки анатомии, первые люди, интересующиеся и описывающие строение внутренних органов человека - это древние греки, римляне, египтяне и персы. Представители именно этих цивилизаций дали начало анатомии как науке, сравнительной анатомии и эмбриологии, а также эволюции и психологии. Подробно рассмотрим их вклад в виде таблицы.

Временные рамки Ученый Открытие (вклад)

Древний Египет и Древний Китай

XXX - III вв. до н. э.

Врач Имхотеп Первым описал головной мозг, сердце, движение крови по сосудам. Свои открытия делал на основе вскрытия при мумификации трупов фараонов.
Китайская книга "Нейцзин" Описаны такие органы человека, как печень, легкие, почки, сердце, желудок, кожа, мозг.
Индийское писание "Аюрведа" Довольно подробное описание мышц человеческого тела, описания головного мозга, спинного мозга и канала, определены типы темпераментов, охарактеризованы типы фигур (телосложений).
Древний Рим 300-130 гг. до н. э. Герофил Первый, кто вскрывал трупы с целью изучения строения тела. Создал описательно-морфологический труд "Анатомика". Считается родителем науки анатомии.
Эразистрат Считал, что все состоит из мелких частиц, а не из жидкостей. Изучал нервную систему, вскрывая трупы преступников.
Врач Руфий Описал многие органы и дал им название, изучил зрительные нервы, провел прямую зависимость головного мозга и нервов.
Марин Создал описания небного, слухового, голосового и лицевого нервов, некоторых частей ЖКТ. Всего написал около 20 сочинений, подлинники которых не сохранились.
Гален Создал более 400 трудов, 83 из которых были посвящены описательной и сравнительной анатомии. Изучал раны и внутреннее строение тела на трупах гладиаторов и животных. На его трудах около 13 веков обучались врачи. Главная ошибка была в теологических взглядах на медицину.
Цельс Ввел медицинскую терминологию, изобрел лигатуру для перевязки сосудов, изучал и описывал основы патологии, диеты, гигиены, хирургии.
Персия (908-1037 гг.) Авиценна Организм человека управляется четырьмя основными органами: сердцем, яичком, печенью и мозгом. Создал большой труд "Канон врачебной науки".
Древняя Греция VIII-III в. до н. э. Эврипид На животных и трупах преступников сумел изучить воротную вену печени и описать ее.
Анаксагор Описал боковые желудочки мозга
Аристофан Открыл наличие двух мозговых оболочек
Эмпедокл Описал ушной лабиринт
Алкмеон Описал ушную трубу и зрительный нерв
Диоген Описал многие органы и части кровеносной системы
Гиппократ Создал учение о крови, слизи, желтой и черной желчи как четырех основополагающих жидкостях организма человека. Великий врач, его трудами пользуются до сих пор. Признавал наблюдение и опыт, отрицал теологию.
Аристотель 400 работ из различных отраслей биологии, в том числе и по анатомии. Создал много трудов, считал основой всего живого душу, говорил о сходстве всех животных. Сделал вывод об иерархии в происхождении животных и человека.

Средние века

Данный период характеризуется разрухой и упадком в развитии каких бы то ни было наук, а также господством церкви, которая запрещала вскрытия, исследования и изучение анатомии на животных, считала это грехом. Поэтому значительных перемен и открытий в это время не совершалось.

А вот эпоха Возрождения, напротив, дала многие толчки к современному состоянию медицины и анатомии. Основной вклад внесли трое ученых:

  1. Леонардо да Винчи. Его можно считать основоположником Свои художественные таланты применил на благо анатомии, создал свыше 700 рисунков, точно изображающих мышцы, скелет. Анатомия органов и их топография показаны им четко и правильно. Для работы занимался
  2. Яков Сильвий. Учитель многих анатомов своей современности. Открыл борозды в строении головного мозга.
  3. Андеас Везалий. Очень талантливый доктор, много лет посвятивший тщательному изучению анатомии. Свои наблюдения проводил на основе вскрытия трупов, многое о костях узнал по собранным на кладбище материалам. Труд всей его жизни - семитомная книга "О строении человеческого тела". Его труды вызвали противостояние в массах, так как в его понимании анатомия - это такая наука, которая должна изучаться на практике. Это противоречило трудам Галена, которые находились на тот момент в большом почете.
  4. Главным его трудом стал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных". Он первым доказал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, из крупных в мелкие через мельчайшие трубочки. Также ему принадлежит первое высказывание о том, что каждое животное развивается из яйца и в процессе своего развития повторяет все историческое развитие живого в целом (современный биогенетический закон).
  5. Фаллопий, Евстахий, Виллис, Глиссон, Азелли, Пекэ, Бертолини - имена тех ученых данной эпохи, которые своими трудами дали полное представление о том, что представляет собой анатомия человека. Это неоценимый вклад, давший начало современному старту в развитии данной науки.

Новое время

Данный период относится к XIX - XX векам и характеризуется рядом очень важных открытий. Все они смогли быть совершены благодаря изобретению микроскопа. Марчелло Мальпиги дополнил и обосновал практически то, что в свое время предсказал Гарвей - наличие капилляров. Ученый Шумлянский подтвердил это своими работами, а также доказал цикличность и замкнутость кровеносной системы.

Также ряд открытий позволил более подробно раскрыть понятие "анатомия". Это были следующие работы:

  • Гальвани Луиджи. Этот человек внес огромный вклад в развитие физики, так как открыл электричество. Однако он же сумел рассмотреть наличие электрических импульсов в животных тканях. Так он стал родоначальником электрофизиологии.
  • Каспар Вольф. Опроверг теорию преформизма, утверждавшую, что все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, а потом просто вырастают. Стал основоположником эмбриогенеза.
  • Луи Пастер. В результате многолетних опытов доказал существование бактерий. Разработал методы вакцинации.
  • Жан Батист Ламарк. Внес огромный вклад в эволюционные учения. Он первым высказал мысль о том, что человек, как и все живое, развивается под влиянием окружающей среды.
  • Карл Бэр. Открыл половую клетку женского организма, описал и дал начало развитию знаний об онтогенезе.
  • Чарльз Дарвин. Внес огромный вклад в развитие эволюционных учений и объяснил происхождение человека. Им же доказано единство всего живого на планете.
  • Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Боткин, Ухтомский, Бурденко - имена русских ученых XIX-XX века, которые дали полное понятие о том, что анатомия - это целая наука, комплексная, многогранная и всеобъемлющая. Их трудам обязана медицина во многих вопросах. Именно они стали первооткрывателями механизмов иммунитета, высшей нервной деятельности, спинного мозга и нервной регуляции, а также многих вопросов генетики. Северцовым было основано направление в анатомии - эволюционная морфология, которое базировалось на основе (авторы - Геккель, Дарвин, Ковалевский, Бэр, Мюллер).

Своим развитием всем этим людям и обязана анатомия. Биология - это целый комплекс наук, но анатомия является древнейшей и ценнейшей из них, так как затрагивает самое важное - здоровье человека.

Что такое клиническая анатомия

Клиническая анатомия - это промежуточный раздел между топографической и хирургической анатомией. Она рассматривает вопросы строения общего плана какого-либо конкретного органа. Например, если речь идет о гортани, то врачу перед операцией необходимо знать общее положение данного органа в теле, с чем он связан и как взаимодействует с другими органами.

Сегодня клиническая анатомия очень широко распространена. Часто можно встретить выражения клиническая анатомия носа, глотки, горла или любого другого органа. Вот клиническая анатомия как раз и расскажет, из каких составляющих слагается данный орган, где он расположен, с чем граничит, какую роль играет и так далее.

Каждый врач-специалист узкого профиля знает полностью клиническую анатомию того органа, над которым работает. Это и есть залог успешного лечения.

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия - это раздел данной науки, который занимается изучением онтогенеза человека. То есть рассматривает все процессы, сопровождающие его от момента зачатия и стадии эмбриона до момента окончания жизненного цикла - смерти. При этом главным фундаментом для возрастной анатомии является геронтология и эмбриология.

Основоположником этого раздела анатомии можно считать Карла Бара. Именно он первый высказал предположение об индивидуальном развитии каждого живого существа. Позже этот процесс был назван онтогенезом.

Возрастная анатомия дает представление о механизмах старения, что немаловажно для медицины.

Сравнительная анатомия

Сравнительная анатомия - это наука, главной задачей которой является доказательство единства всего живого на планете. А конкретно данная наука занимается сравнением эмбрионов разных видов животных (не только видов, но и классов, таксонов) и выявлением общих закономерностей в развитии.

Сравнительная анатомия и физиология - это тесно взаимосвязанные структуры, изучающие один общий вопрос: как выглядят и функционируют эмбрионы разных существ в сравнении друг с другом?

Патологическая анатомия

Патологическая анатомия - это научная дисциплина, занимающаяся изучением патологических процессов в клетках и тканях человеческого существа. Это дает возможность изучать различные заболевания, просматривать влияние их течения на организм и, соответственно, находить методы лечения.

Задачи патологической анатомии следующие:

  • изучить причины различных заболеваний у человека;
  • рассмотреть механизмы их возникновения и протекания на клеточном уровне;
  • выявить все возможные осложнения при патологиях и варианты исхода болезней;
  • изучить механизмы смерти от заболеваний;
  • рассмотреть причины неэффективности лечения патологий.

Основоположником данной дисциплины является Именно им была создана целлюлярная теория, говорящая о развитии заболеваний на уровне клеток и тканей организма человека.

Топографическая анатомия

Топографическая анатомия - это научная дисциплина, иначе именуемая хирургической. Основу ее составляет разделение тела человека на анатомические области, каждая из которых находится в определенной части тела: голове, туловище или конечностях.

Основными задачами данной науки являются:

  • детальное строение каждой области;
  • синтопия органов (расположение их относительно друг друга);
  • связь органов с кожей (голотопия);
  • кровоснабжение каждой анатомической области;
  • лимфоотток;
  • нервная регуляция;
  • скелетотопия (отношению к скелету).

Все эти задачи формируются в условиях принципов: изучение с учетом болезней, патологий, возраста и индивидуальных особенностей организмов.

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

V группа. Воздухоносные. Имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой, заполненную воздухом. К этим костям относятся кости черепа (лобная, клиновидная, решетчатая и верхняя челюсть).

На костях имеются возвышения и неровности – апофизы (бугорок, бугор, гребень и отросток). Также имеются ямки – это место прикрепления мясистой части мышцы. Поверхности костей ограничены краями. Также имеются борозды, каналы и питательные отверстия.

3.Анатомия как наука.

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов. Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Основателем в изучении человеческого тела является Леонардо да Винчи - художник и учёный, начинающий систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

В России Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую илиописательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией , если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Макроскопическая анатомия – изучает строение тела отдельных органов и их частей при помощи небольшого увеличения. Микроскопическая анатомия – изучает строение органов при помощи микроскопа.

4. Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica) - совокупность анатомических терминов.

Первые анатомические термины (названия отдельных органов) появились около 3000 лет назад в Древней Греции и в дальнейшем создавались также стихийно в зависимости от наблюдательности и фантазии исследователя. Древнегреческие врачи употребляли около 700 анатомических наименований. В анатомических терминах фигурировали географические (insula), геометрические (trigonum) понятия, а также термины, основанные на сравнениях с другими предметами. Все это затрудняло изучение анатомии.

Одним из первых предпринял попытку упорядочить анатомические названия Леонардо да Винчи (1452-1519). Он дал первую классификацию мышц человеческого тела, взяв за основу их положение и функцию.А. Везалий (1514-1564), пытаясь устранить путаницу, господствовавшую в номенклатуре, отверг арабские определения и латинские слова средневековья, перевел греческие слова на классический латинский язык и ввел исключительно латинские обозначения. Однако нек-рые из этих выражений в переводе звучали неудачно.

К концу 18 в. число анатомических наименований превышало 30000, они нуждались в отборе и научной систематизации. Большой вклад в развитие анатомической терминологии внес Генле, который вместе с Оуэном предложил ряд терминов, обозначающих; плоскости и оси человеческого тела (ventralis - брюшной; dorsalis - спинной; medialis - направленный кнутри, к срединной плоскости; lateralis - направленный кнаружи от нее), что значительно облегчило и упростило изложение анатомии.

Человека - основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия - наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne- рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология - составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология - теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией - царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой.

На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных.

С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия:

1. Описательная.

2. Систематическая.

3. Топографическая.

4. Пластическая.

5. Функциональная.

6. Динамическая.

7. Возрастная.

8. Сравнительная.

9. Микроскопическая.

10. Патологическая.

Методы анатомии:

1. Рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. Наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом - макроскопическая анатомия

3. Изучение с помощью микроскопа - микроскопическая анатомия

4. С помощью технических средств (рентген-лучи , эндоскопия)

5. Метод инъекции красящих веществ в органы

6. Метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами)

Физиология - экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).


Разделы физиологии:

1. Медицинская.

2. Возрастная (геронтология).

3. Физиология труда.

4. Физиология спорта.

5. Физиология питания.

6. Физиология экстремальных условий.

7. Патофизиология.

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый - вивексия (живосечение) - Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей - большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности.

В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы - Загорский, его ученик - Буяльский - профессор кафедры анатомии - предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии - Пирогов Н.И . - разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова , Бехтерева , Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов - процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П. Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар - о внутренней среде организма (pH)., Овсянников - с/с центр, Сеченов - перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский - регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год - Лунин - открытие витаминов, Анохин - функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография , электроэнцефалография).

1. По-ня-тие и ме-тод ана-то-мии.

2. Связь ана-то-мии с дру-ги-ми нау-ка-ми.

3. Дис-ци-п-ли-ны, вхо-дя-щие в со-став ана-то-мии.

4. Струк-ту-ра сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии.

5. Ос-нов-ные тер-ми-ны.

- гис-то-ло-гия — нау-ка о тка-нях;

- эм-брио-ло-гия , ко-то-рая изу-ча-ет про-цес-сы об-ра-зо-ва-ния по-ло-вых кле-ток, оп-ло-до-тво-ре-ние, за-ро-ды-ше-вое раз-ви-тие ор-га-низ-мов.

3. Ана-то-мия че-ло-ве-ка вклю-ча-ет сле-дую-щие ча-ст-ные дис-ци-п-ли-ны:

- нор-маль-ную ана-то-мию, изу-чаю-щую строе-ние здо-ро-во-го че-ло-ве-ка и его ор-га-ны;

- па-то-ло-ги-че-скую ана-то-мию - мор-фо-ло-гию боль-но-го че-ло-ве-ка;

- то-по-гра-фи-че-скую ана-то-мию - нау-ку о ме-сто-на-хо-ж-де-нии лю-бо-го ор-га-на в че-ло-ве-че-ском те-ле;

- ди-на-ми-че-скую ана-то-мию, изу-чаю-щую дви-га-тель-ный ап-па-рат с функ-цио-наль-ных по-зи-ций, что име-ет зна-че-ние для пра-виль-но-го фи-зи-че-ско-го раз-ви-тия че-ло-ве-ка.

4. В со-став сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии вхо-дят :

- ос-тео-ло-гия — уче-ние о кос-тях, со-став-ляю-щих ске-лет;

- арт-ро-син-дес-мо-ло-гия — о со-еди-не-нии кос-тей и сус-та-вов;

- мио-ло-гия — о мыш-цах ске-ле-та;

- спланх-но-ло-гия — о внут-рен-но-стях;

- ан-гио-ло-гия — о со-су-ди-стой сис-те-ме;

- кар-дио-ло-гия — о серд-це;

- нев-ро-ло-гия — о нерв-ной сис-те-ме;

- эн-док-ри-но-ло-гия — об ор-га-нах внут-рен-ней сек-ре-ции;

- эс-те-зио-ло-гия — об ор-га-нах чувств.

5. Че-ло-век (Homo sapiens) от-но-сит-ся к ти-пу хор-до-вых (Chordata), под-ти-пу по-зво-ноч-ных (Vertebrata), клас-су мле-ко-пи-таю-щих (Mammalia), и вме-сте с выс-ши-ми обезь-я-на-ми со-став-ля-ет от-ряд при-ма-тов (Primates),

Те-ло че-ло-ве-ка по-строе-но по ти-пу дву-бо-ко-вой сим-мет-рии - де-лит-ся сре-дин-ной плос-ко-стью на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны.

Ос-нов-ные тер-ми-ны, ис-поль-зуе-мые при рас-смот-ре-нии раз-лич-ных ор-га-нов те-ла че-ло-ве-ку:

Плос-кость, де-ля-щая те-ло в вер-ти-каль-ном на-прав-ле-нии на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны, на-зы-ва-ет-ся сре-дин-ной;

- плос-ко-сти, па-рал-лель-ные сре-дин-ной - са-гит-таль-ны-ми;

- плос-кость, пер-пен-ди-ку-ляр-ная сре-дин-ной, - фрон-таль-ной;

- по-пе-реч-ные (го-ри-зон-таль-ные) плос-ко-сти пер-пен-ди-ку-ляр-ны сре-дин-ной и фрон-таль-ной плос-ко-стям;

Тер-мин "ме-ди-аль-но" обо-зна-ча-ет часть те-ла бли-же к сре-дин-ной плос-ко-сти;

- "ла-те-раль-но" — даль-ше от нее.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель-ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада-чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова-ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру-га»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе-чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана-томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро-вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би-латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж-ду ними является срединная (медианная) плоскость,распо-ложенная вертикально и ориен-тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са-гиттальной.

Сагиттальная плоскость от-деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль-ная плоскость, ориентирован-ная перпендикулярно сагит-тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos-terior), называется фронталь-ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле-нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер-минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот-ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж-ний — inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон-тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове-ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ-ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод).

Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон-тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль-ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре-динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste-rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми-ческие образования на поверхности тела.

Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Перед-няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы-шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под-мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе-речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).



Случайные статьи

Вверх