Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игровая терапия для детей с ОВЗ.

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема нарушений в поведении и в общении детей. В дошкольной практике именно такие дети приводят к ухудшению психологического комфорта в группе, создают трудности в работе педагогов, но главное - нарушения в поведении детей могут привести к различного рода заболеваниям. Именно такие дети чаще всего оказываются в группах для детей с нарушениями речи. Сложившиеся проблемы в поведении у таких детей становятся достаточно серьезным препятствием на пути обучения в логопедической группе. Самым доступным и эффективным приемом работы с дошкольниками является игровая терапия.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может рассказать. Педагог, используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения.

Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

"Игра" и "терапия" - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Впервые игровую терапию начал применять 3. Фрейд. Развивая его метод, М. Клейн стала использовать для лечения детей особый материал: игрушки небольшого размера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Она утверждала, что "в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты".

Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение. Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки - матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки, или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры. Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые ссоры из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно.

Наибольшее количество детей с проблемами в поведении страдают от повышенной тревожности или гиперактивности.

Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Вот примерный подбор игр для таких детей.

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«Запрещенное движение»

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

В книге Л.М.Костиной «Игровая терапия с тревожными детьми» подробно рассказывается о детской тревожности. Тревога, естественное и неизбежное состояние, зарождается уже в раннем детском возрасте. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, излишняя родительская опека и т.п.) тревога перерастает в тревожность, которая закрепляется в качестве свойства личности.
Наиболее естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения является игра. Л.М.Костина пишет о том, что игра имеет свою внутреннюю ценность – мир детей реально существует, и они рассказываю о нем в игре.


Игры для тревожных детей

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц. Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных.

"Шалтай-Болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. Содержание:"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз"

"Гусеница" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Содержание: "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

1.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х.: Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.-М.: Книголюб, 2004.-104с.

2. Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему:
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Опубликовано 11.06.2015 (
)

3. «Игры для детей с СДВГ». Авторы статьи Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов

4. Кулешова Е. Е. «Современные подходы к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

5. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми; Санкт-Петербург, «Речь», 2003

6. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.

Никакая игрушка не привяжет к себе сердце ребенка,

как это сделают живые любимцы.

В любой подопечной птице, даже в растении,

ребёнок прежде всего почувствует друга.

В. Бианки

Желание и просьбы организовать занятия по иппотерапии в городе Ступино часто поступают от родителей детей-инвалидов. Совместно с конным клубом «Всадник» мы организовали занятия верховой ездой для детей, имеющих диагнозы РАС, ДЦП. Для занятия терапевтической ездой в конном клубе «Всадник» имеется хорошая материально-техническая база: конюшня, отдельный манеж, специальная лошадь, специальная амуниция, поэтому специалистами и была разработана данная программа. Целью нашей программы стала реабилитация и интеграция детей с нарушением психосоциального статуса лечебной верховой ездой, формирование социально-активной жизненной позиции детей при помощи комплексной экосистемной реабилитации.

В процессе этих занятий дети не только получают определенную информацию, но и приобретают новые навыки, причем, как правило, деятельность носит коллективный характер. Упор делается на то, чтобы детей меньше развлекать и в большей степени побуждать к активной самостоятельной и целенаправленной деятельности.

Система иппотерапии предлагает ребенку переключить внимание с себя на лошадь, приглашая войти в среду, где он сам и его проблемы перестанут быть центром усиленного внимания. Переходя от одного важного достижения к другому, дети начинают видеть свои способности и даже свое мастерство.

Следовательно, лошадь используется в качестве средства, помогающего пациенту себя выражать, контролировать и принимать. Общение с лошадью способствует росту мотивации и самостоятельности, оно дает возможности для развития эмоций. Достаточно интенсивные взаимоотношения терапевта, пациента и лошади создают безопасную поддерживающую среду. При этих взаимоотношениях пациент учится доверию, самостоятельности и инициативе.

Другими словами можно сказать, что лошадь оказывается посредником между больным человеком и миром — взрослыми, родителями, даже необходимыми правилами поведения. Психологически человеку с ограниченными возможностями проще строить эти отношения через «третье лицо», в данном случае — лошадь. Скажем, если ребенок не терпит прикосновения к себе, можно похлопать или погладить его лошадь, обратиться к ней, поговорить с ней. В свою очередь, ребенок с особым развитием, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь передает «послания» ребенка с ОВЗ и инструктора друг другу.

Экосистемная реабилитация является важным звеном в развитии личности, т.к. помимо физической реабилитации происходит восстановление искаженных связей больного ребенка с природой. Знакомство с местной флорой и фауной, сбор природного материала, изготовление поделок из него открывает новое видение мира, расширяет кругозор и обогащает душу ребенка.

Анималотерапия (от латинского «animal» - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Еще Гиппократ заметил положительное влияние животных на душевное состояние человека. Однако, как самостоятельное направление анималотерапия появилась сравнительно недавно - во второй половине XX века, благодаря детскому психиатру Борису Левинсону, который опытным путем доказал эффективность использования собак в терапевтических сессиях для детей (привлекая к этому, в том числе, собственного пса).

Анималотерапия как метод психокоррекции практически не имеет ограничений.

Особенность анималотерапии заключается в возможности расширения опыта невербального поведения (общения). Через взаимодействие с животными у детей формируется эмпатия, т.е. способность сопереживать, сочувствовать и понимать состояние окружающих. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно: оно умиротворяет, расслабляет и дает массу позитивных переживаний. Кроме того наблюдение за четвероногими друзьями расширяет репертуар эмоций и положительно сказывается на развитие когнитивных способностей детей. В детской психотерапии животное может компенсировать эмоциональную депривацию, быть эффективным при коррекции привязанности, расстройств, связанных со сложностями в общении (тревожность, застенчивость, заикание, пониженная самооценка и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллекта и эмоционального развития. Животное может быть «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении круга общения, повышении самооценки и т.п.

Иппотерапия (Пет-терапия) - это лечение лошадью. Еще в глубокой древности было замечено благоприятное воздействие верховой езды и общения с лошадью на больных и раненых. Иппотерапия - это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. С конца 50-х годов её начали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45 странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды.

Иппотерапия - это эффективная форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды (вольтижировка). Физиотерапевтическая верховая езда (иппотерапия) прочно вошла во врачебную практику при лечении многих заболеваний. Используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости. Рекомендуется пациентам с неврологическими, хирургическими, травматическими, двигательными, соматическими, психомоторными нарушениями, особенно рекомендуется детям с диагнозом ДЦП и РАС.

Лошадь - это уникальный живой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает и массирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади на шагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важно при лечении речевых расстройств у детей. Кроме того нужно отметить что положительный эмоциональный настрой отличающий занятия верховой ездой способствует активности, улучшению настроения и общего состояния ребенка.

Метод иппотерапии сочетает в себе социально-психологическое и лечебно-реабилитационное воздействие. Он способствует пробуждению личных позитивных «действий», необходимых для успешности любой деятельности.

Дети с ОВЗ легче воспринимают животный мир, больше доверяют ему и коррекционная работа проходит эффективнее.

Но также и стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания. Абсолютными противопоказаниями являются гемофилия, ломкость костей и заболевания почек

К тому же, даже ненаправленная анималотерапия для человека способна оказывать как лечебный, так и профилактический эффект, так что иметь домашнее животное - значит положительно влиять на собственное физическое и психическое состояние.

Анималотерапия для детей с аутизмом является одной из самых эффективных методик, позволяющих установить контакт особенного ребенка с окружающим миром. В основном анималотерапия для детей с аутизмом - это терапия с участием собак, лошадей и дельфинов, при этом общение с дельфинами считается наиболее предпочитаемой формой. Помимо общения с дельфинами, маленьким детям с аутизмом рекомендованы сеансы верховой езды, которые помогают бороться с нарушениями концентрации внимания, а также решают проблему тонуса мышц и координации движений. Кошки и собаки тоже станут прекрасным средством для того, чтобы помочь детям с аутизмом; дружелюбная кошка подарит покой, а активный пес, наоборот, будет стимулировать ребенка двигаться. Однако во многом выбор животного должен определяться предпочтениями и особенностями самого ребенка. Большинство родителей, чьи дети страдают аутизмом, ограждают их от всего, что может им навредить. Верховую езду многие также считают опасной и когда врач рекомендует занятия иппотерапией, то родители на отрез отказываются, видя в этом угрозу для физического и психического здоровья своего ребенка. Такое мнение крайне ошибочно, так как катание на лошади не подразумевает скачки. Животным управляет квалифицированный коновод-инструктор и маленькие всадники ни на минуту не остаются без присмотра.

Для занятий иппотерапией отбирают только послушных и смирных лошадей, у которых никогда не наблюдались признаки агрессивного поведения. К тому же, тренер находится всегда рядом и любое проявление непокорности пресекает на корню. Поэтому, можно быть спокойными за своего ребенка и не переживать за возникновение случайных травм и повреждений.

Положительный эффект использования лошади в лечебных целях, состоит в сочетании совместной активности, физической коммуникации и, особенно, в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке. Лошадь при движении шагом передает всаднику двигательные импульсы (90-110 в минуту) аналогичные движениям человека при ходьбе. В результате у ребенка с особенностями развития вырабатывается чувство равновесия, которое он, слезая с лошади, переключает на землю, происходит нормализация мышечного тонуса, функций мозжечка координации движения, общее укрепление мышц и всего организма. Большую роль играет и температура тела лошади, которая оказывает эффект разогревающего массажа.

Иппотерапия не имеет побочных эффектов.

Взаимоотношения пациента и лошади уникальны тем, что охватывают не только тело, но и душу. Ребенок с патологией постоянно нуждается в помощи взрослых. Когда же он находится на спине большой лошади и к тому же пытается управлять ею, повышается его самооценка: «Я могу то, что не могут многие взрослые!». У ребенка развиваются и волевые качества характера, самостоятельность, ведь он должен приложить много усилий, для развития правильной посадки, управления лошадью. Не маловажно само общение ребенка с лошадью, тактильный контакт с ней - все это дарит ребенку массу положительных эмоции, в лошади он находит нового друга.

Помогает лошадь и при обучении детей-инвалидов. Лошадь пробуждает фантазию человека, заставляет работать его воображение и предлагает неординарное решение стоящих перед ним задач. Во время тренировки ребенок настроен на общение, хорошо воспринимает информацию.

Занятия терапевтической верховой ездой дают возможность детям с ограниченными возможностями добиться самовыражения, организовать свой досуг, приобрести уверенность в своих действиях, стать более раскованными и общительными и, тем самым, содействуют их социальной адаптации. Важным является то, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Преимущества иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям лечебной верховой езды.

Особенно эффективной и действенной лечебная верховая езда оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими такими тяжелыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм. Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с уникальным и эффективным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека.

При разработке данного проекта мы поставили следующие задачи: способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой. Способствовать мотивации активного образа жизни детей с ограниченными возможностями. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь? изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды).




Способствовать изменению отношения к инвалидам в обществе.

Учитель-дефектолог: Елена Михайловна Копанова

Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Арт терапевтические методики дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость и снижая сопротивление изменениям. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Цель арт-терапии - лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса. Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребёнка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания. Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас.

Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаёте и делаете. Арт-терапия - самостоятельное избавление от стресса. Методы арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, песочная терапия и др. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту - судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.

Существует две формы арт-терапии:

    пассивная; активная.

При пассивной форме ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребёнок сам создаёт продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема задаётся педагогом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т. д. При неструктурированных занятиях ребёнок самостоятельно может выбрать тему, материал, инструменты и т. д. Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие ребёнка в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Ребёнок, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребёнка.

Арт-терапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

    Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. Даёт возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком с ОВ.

Все дети любят играть с песком, а специалист, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребёнка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и лёгкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребёнок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определённые стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка концентрироваться. Остановимся более подробно на методе песочной терапии. В работе используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребёнка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет - это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребёнка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.

На 2/3 объёма ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

    Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из солёного теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов. Сказочные персонажи добрые и злые. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои. Украшения, сувениры. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев. Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своём домике.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

    Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу ребёнка к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа с песком позволяют решать следующие задачи:

    Диагностические. Коррекционные. Терапевтические. Творческого развития.
    Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает. Ограничен в проявлении своих чувств. Переживает возрастной кризис. Имеет психологическую травму.

Противопоказания к использованию песочной терапии:

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

    Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эпилепсия или шизофрения. Ребёнок с очень высоким уровнем тревожности. Ребёнок с неврозом навязчивых состояний. Аллергия на пыль и мелкие частицы. Лёгочные заболевания. Кожные заболевания и порезы на руках.

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребёнка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Упражнения для песочной терапии

На ровной поверхности песка взрослый и ребёнок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребёнка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребёнок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Упражнение развивает мелкую моторику, учит давать характеристику своим ощущениям.

Создать пальцами, костяшками пальцев, рёбрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить её в ребёнке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведёрко. Важно, чтобы ребёнок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идёт благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определённым пальчиком определённой руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребёнок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками даёт много возможностей для развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребёнком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребёнок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребёнок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает её из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур с целью развития внимания.

Коррекция детской агрессивности методами Арт-терапии

Одним из частых запросов к специалисту, поступающих от родителей сегодня можно назвать агрессивное поведение детей. Чтобы результат работы с агрессивным ребёнком носил устойчивый характер, коррекция должна носить не эпизодический, а системный характер. Выделяют шесть ключевых направлений-блоков, в которых нужно вести работу:

    снижение уровня личностной тревожности; формирование осознанности собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; развитие позитивной самооценки; обучение ребёнка отреагированию, выражению своего гнева приемлемым, безопасным для себя и окружающих способом, а также отреагированию негативной ситуации в целом; обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении; обучение ребёнка техникам и способом управления гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля эмоций.

Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т. к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; сильными чувствами вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения. Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребёнка. Реализовать его можно разными способами. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из одной ёмкости в другую, пропускать между пальцами.

Действия с бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать. Иногда ребёнок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Ещё одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски. Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции.

Полезным может быть рисование на больших листах бумаги, расширение изобразительного пространства. Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Берём прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнёт своё таинственное превращение в облачко... Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции. Коррекционный эффект при использовании методов арт-терапии достигается не только за счёт специальных приёмов и техник, описанных выше, но и за счёт содержательной тематики работ.

Детей необходимо научить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать чувство гнева. Можно вылепить из глины символическую куклу и смять её резиновым молотком. Сделать из пластилина лицо, которое вызывает агрессию, и поговорить с ним. Предметы, которые могут помочь выразить гнев, — это палки, резиновый нож, игрушечное ружье, надувная кукла, бумага, боксёрская груша и др. Это только некоторые арт-терапевтические и психологические приёмы, которые помогают эффективно преодолевать детскую агрессивность, приводить её в конструктивное русло.

Коррекция детских страхов методами Арт-терапии

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Отождествляя себя положительным и сильным, уверенным в себе героем, ребёнок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов и т. д. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребёнок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребёнок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет её, проигрывает в воображении. Чем менее строги родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. иВ последнем случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремиться всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования.

Посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка. По этическим соображениям нельзя просить ребёнка отобразить страх смерти родителей. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Таким образом, становится понятно, что ребёнок сам должен преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и боязни своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и увеличится вера в свои силы, возможности, способности.

Песочная игра - это самый органичный для ребёнка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребёнок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребёнок каждый раз сам себя лечит. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребёнка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. Ребёнок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребёнок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и ещё много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребёнку стимул создавать собственный мир.

Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён ребёнок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых дети испытывают определённые трудности. В песочных картинах есть ещё один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребёнок может перенести в реальность.

Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.

Список литературы:

, «Арт-терапия в специальном образовании». Вальдес «Формирование эмоционально-волевой сферы средствами арт-терапии».

Арт-терапия один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. Для некоторых детей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе, как о творческой личности. Средствами искусства ребёнок может не только выразить себя, но и больше узнать о сверстниках. В творчестве воплощаются чувства, страхи, ожидания, конфликты и примирения. Творческие возможности ребёнка, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью.

Современная арт-терапия включает множество направлений: изотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Метод арт-терапии эффективен, он не имеет ограничений и противопоказаний.
Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.

Особенностями арт-терапевтического подхода являются:

1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно понимать. Детям чувствуют себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребенка. В этом смысле дети - «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы рассматриваем с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны охраняем.
5. Дети рассказывают о своей работе. Мы не интерпретируем работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), дети говорят то, что считают нужным.

Основным видом арт-терапии, применяемым в нашей работе является техника рисуночной терапии (изотерапия). Одно из самых мощных выразительных средств, которым пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.

Наша задача - сфокусировать мысль ребёнка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков, - для того, чтобы способствовать развитию психологического мышления ребенка.

И в процессе обсуждения мы обращаем внимание на особенности интонации, положение тела, выражение лица и ритм дыхания ребёнка с тем, чтобы при наличии у него сильного эмоционального напряжение переключить его внимание на другую тему. Также обращаем внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства в рисунке, просим ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Большое значение может иметь обсуждение серии работ, созданных за определенное время. Во время проведения занятий мы стараемся создать атмосферу принятия и безопасности, необходимую для свободного выражения ребёнком содержания своего внутреннего мира как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения. Вместе с этим, структурируем и организуем деятельность ребёнка путём формирования определённой системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной деятельности.

Наша задача – это установление с ребёнком эмоционального контакта, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, то есть для диалога с ребёнком, осуществляемого как напрямую – с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, – так и опосредованно изобразительными средствами.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытываю трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены. Обнаружить эти трудности можно, используя различные тесты:

  1. Тест американского психолога Дж.Бака «Дом, дерево, человек», который решает следующие задачи: выявление характера контакта с реальностью, установление общего эмоционального состояния ребёнка; выявление тревожности и наличие страхов;
  2. Тест Хоментаускаса «Рисунок семьи», который помогает выявить представления ребёнка о своей семье и своём положении в ней.
  3. Тест «Несуществующее животное», который расскажет нам о личностных особенностях ребёнка.

Выбор тестов обусловлен доступностью содержания детям дошкольного возраста. Анализ полученных с помощью этих методик данных помогает составить характеристики эмоционального состояния ребёнка и даёт возможность наметить действие педагогов.
Психологические особенности таких детей (тревожность, замкнутость, боязнь ошибиться, страхи) проявляются в творческой деятельности, тормозя её развитие: дети плохо ориентировались на листе, предпочитали одни формы изображения другим, не могли охарактеризовать результаты своего творчества.
Учитывая эти особенности, нами были разработаны этапы коррекционной работы по эмоциональному развитию детей в творчестве.

Первый этап

Цель - создание условий для того, чтобы помочь детям уверенно и свободно ориентироваться и располагать предметы на листе бумаги. Для этого проводились занятия в ходе которых дети пробовали располагать по всей поверхности листа геометрические фигуры разной формы и разного цвета. Работа шла не просто, но в итоге дети достигли интересных результатов: некоторые из работ имели характер законченного поэтического образа.

Второй этап

Цель - формирование осмысленного отношения к смешиванию красок с целью получения новых, «изобретённых цветов». Работа проводилась индивидуально, в парах и коллективно. Детям раздавались белые картонные полосы, на которых они изображали, как они себе представляют лазурное небо. Затем из полос составлялось небо, на котором дели коллективно изображали солнце. Важно, чтобы они почувствовали радость от работы; чтобы в процессе творчества мы помогли им наладить контакт, почувствовать нужность и важность своей работы в общем деле.

Третий этап.

Цель: Выявление особенностей творческого видения детей в процессе создания изображения в условиях, затрудняющих непосредственное его восприятие, с помощью нетрадиционных методов рисования:

1. Граттаж – в переводе с французского «скрести, царапать».

Берём плотный лист бумаги, восковую свечу, мыльную воду, гуашь, широкую кисть, банку с водой и приступаем к работе:

  1. Выбираем тему рисунка;
  2. Тонируем лист бумаги, согласно своей темы или замысла;
  3. Наносим на лист бумаги свечу (пройти по листу 3,4 раза);
  4. Тонируем гуашью ещё раз лист бумаги, чтобы был контраст;
  5. После того, как лист высох, приступаем к процарапыванию (обратной стороной кисти или не пишущим стержнем).

2. Рисование с помощью трубочек.

Берём плотный лист бумаги, гуашевые краски, кисть, баночка с водой и соломку для коктейля. Тонируем лист бумаги (можно разных оттенков: небо и земля, море и песок, небо и трава). После того, как лист высохнет, нанести на лист бумаги большую каплю краски и раздуваем её через трубочку.

3. Рисование на манной крупе.

Продумав тему рисунка, (например- пейзаж, натюрморт), тонируем бумагу раствором из клея ПВА, посыпаем лист бумаги манной крупой, затем, перевернув лист бумаги широкой кистью наносим на лист воду (с изнанки). Дав листу подсохнуть, перевернуть и приступить к рисунку.

Четвёртый этап.

Цель - поддерживать интерес к творческой деятельности.
Увлечение «творческой игрой» с новым материалом практически снимало закомплексованность детей, проявляющуюся в расположении изображений на листе, значительно облегчало их высказывания, связанные с изображаемым объектом, как в процессе работы, так и после нее.

Анализ результатов проведённой работы показал: у детей, имеющих повышенный уровень эмоциональной возбудимости, наблюдался спад расторможенности, дети стали более спокойными, темп речи стал равномерным.

Эмоциональное благополучие и уровень тревожности- достаточно сложные психические переменные. Их невозможно определить путём одномоментного среза, поэтому для выявлении их динамики, мы анализировали детские работы на протяжении всех занятий.

Творческая деятельность обладает достаточным количеством ресурсов для эмоционального раскрепощения детей. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Это очень важно, что успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Литература:

  1. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР,М.2004г.
  2. Копытин А.И. «Практикум по арт-терапии» С.-П. 2000г.
  3. Луговых Н.И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д.в. 2006г.
  4. Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста» М. 1996г.

Ветчинкина Галина
Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Современные тенденции, происходящие в обществе, новые подходы к реабилитации детей с ОВЗ, влекут за собой изменения и в специальной педагогике. Главной целью коррекционной работы становится создание условий для полноценного включения ребенка с психофизическими особенностями развития в социальные отношения, поддержки его индивидуального становления. Освоение социальных норм поведения, личностное развитие детей играет важнейшую роль в их социализации, поэтому в педагогический процесс наряду с традиционными методами и приемами воспитания и развития включаются и нетрадиционные : терапевтические, которые не несут обучающей нагрузки, но, тем не менее, позволяют особому ребенку нравственно развиваться и учат взаимодействовать с окружающими миром.

Возможности арт-терапевтических технологий (музыкотерапии, изотерапии, куклотерапии, танцетерапии и др.) в преодолении трудностей эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ изучались Е. А. Медведевой, О. П. Гаврилушкиной, Е. А. Екжановой, М. Ю. Рау и рядом других исследователей. Применение таких технологий позволяет постепенно адаптировать детей с проблемами в развитии к жизненным реалиям через художественно-творческую деятельность, развивает у них коммуникативные навыки и креативные способности.

На базе нашего учреждения была открыта арт-терапевтическая студия , в которой обученные педагоги проводят с особыми детьми как индивидуальные , так и подгрупповые занятия. В ней создана особая среда, где ребенок ощущает физическую и эмоциональную безопасность, а наличие нескольких пространственных зон (театральная, изостудия, музыкально-двигательная и др.) позволяет самостоятельно сделать выбор, чем он хочет заниматься и как творчески сможет себя проявить.

Процесс освоения реального мира начинается с восприятия природы, человека, предметов. Дети получают возможность ощущать, видеть и слышать многообразие мира вокруг себя, учатся общаться с взрослыми и сверстниками, даже на невербальном уровне (прикосновение, жест и др.) . Воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия обеспечивает погружение ребенка в мир цвета, звука, слова. Далее на этом этапе ребенок знакомится со средствами художественного самовыражения – это различные изобразительные материалы, детские музыкальные инструменты, театральные атрибуты и декорации, разнообразные куклы.

На следующем этапе арт-терапевтических занятий дети овладевают способами самовыражения эмоций, настроения, отношений через разные виды художественной деятельности (музыка, рисование, движение) . Многообразие изобразительных приемов показывают педагоги : как можно рисовать пальчиками, пластилином, крупой, на стекле, на мольберте, на ткани. Дети узнают, что музыкальным звукам можно подражать, извлекать их из разных инструментов, учатся создавать собственный ритм и комбинировать звуки, они исследуют звучание, слушают музыку. Игры с куклами помогают ребенку опосредованно выразить свое отношение к обыгрываемой ситуации, а участие в драматизации учит отражать чувства и эмоции персонажа через жесты, мимику, создаваемый образ. В танцетерапии дети проявляют свои чувства в движении, пантомиме и пластике.

Опыт позитивной коммуникации, возникающий в арт-терапевтическм процессе между детьми и взрослым , способствует развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости, побуждает его к творчеству, самовыражению, и в то же время помогает снятию внутреннего напряжения, тревожности, неуверенности. На занятиях педагог активизирует интерес детей, предлагает сотворчество и сотрудничество в художественной деятельности, но никогда не навязывает обязательного участия в ней. Создание ситуации «успеха» укрепляет достигнутые ребенком положительные результаты, учит преодолевать трудности, воспитывая волевые качества, стимулирует активность в художественной деятельности.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ. Клочьева Ольга.

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ Подготовила Терехова И. А. Пояснительная записка Цель: создание условий для оптимизации психического.

Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.



Случайные статьи

Вверх