Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки. Ребенок меняет слоги местами

Даже в случае слабой подготовки к школе ребенок, не знающий буквы и не умеющий читать, при нормальном интеллектуальном развитии постепенно догонит своих сверстников. Но когда при регулярных занятиях малыш не способен запомнить и назвать уже знакомые ему буквы, путая их между собой, это может быть следствием серьезных отклонений. Для определения дальнейшей тактики действий родителям необходимо выяснить, какие именно особенности развития мешают их чаду справиться с обучением.

Причины, связанные с нарушениями развития

Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника. Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:

  • повышенная подвижность;
  • быстрая утомляемость;
  • жалобы ребенка на головную боль и тошноту;
  • плаксивость.

Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:

  • низкая степень зрительного восприятия и плохая зрительная память;
  • затруднения с ориентацией в пространстве, когда ребенок путает направления «справа» – «слева», правую и левую руку/ногу;
  • позднее перераспределение психических функций между полушариями головного мозга;
  • последствия переучивания левши;
  • недоразвитое слуховое восприятие, затрудняющее установление связи между произнесенным звуком и буквой;
  • нарушения в поведении (не может сконцентрироваться, быстро устает) и мотивации (постоянно предпочитает игры занятиям).

В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.

Упражнения для коррекции нарушений

Благодаря регулярным упражнениям с проблемным ребенком, которые дополнят назначения невролога, можно устранить большинство речевых патологий, препятствующих формированию навыков чтения и письма. Занятия помогут скорректировать зрительные представления, внимание и учебную мотивацию, а также отработать навык ориентирования «справа» – «слева», который должен быть сформирован у ребенка еще до поступления в школу. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • Постоянная отработка слов: справа, слева, влево, вправо. Напоминать при любых ситуациях, например, когда ребенок берет в руку какой-либо предмет (ложку, карандаш, ножницы).
  • Читая сказки, задавать вопросы по иллюстрациям, картинкам в книгах: «Что (кто) справа вверху, слева внизу?» и т. д.
  • Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Графические диктанты (изображение фигуры на листе в клетку, следуя устным пояснениям). Например, попросить провести отрезки наискосок вправо вниз на 5 клеток, влево вверх на 2 клетки.
  • Изготовление буквенных табличек, на которые ребенок может смотреть при необходимости. На одной из них должны быть буквы, смотрящие влево (Л Я З У Э Ч), на другой – вправо (Б В Г К Р С Ц Щ Ы Ь Ъ Ю Е).
  • Проведение сравнения двух похожих букв, таких как «Н» и «П», или «Н» и «И».
  • Использование для обучения азбуки в стихах (например, со стихами С. Маршака: «Мёд в лесу медведь нашёл/Мало мёду, много пчёл») дает эффективный результат, ассоциации ускоряют запоминание.

Развитие памяти

Если неврологических отклонений у ребенка нет, наиболее частыми причинами плохого запоминания букв являются недостаточно сформированные и плохо развитые память, логика и внимание. В этом случае помогут занятия, улучшающие указанные психические функции.

Для тренировки памяти и наблюдательности хорошо вовлекать ребенка в полезные игры:

«Чего не стало?»

Разложить в ряд несколько игрушек, называя их вслух. Накрыть их платком на несколько секунд, убрать платок вместе с одной из игрушек и попросить ребенка назвать исчезнувшую. Повторить 4-5 раз. В дальнейшем игрушки можно заменить буквами.

«Шерлок Холмс»

Нужно определить, что изменилось в облике человека (например, исчез/появился предмет одежды, очки, шляпа). Еще один вариант – периодически спрашивать малыша, во что был одет его друг/подруга, учитель и т. д.

Разучивание четверостиший

Делать это нужно ежедневно, а для лучшего запоминания сопровождать стихи образными картинками, вместе рисуя их от руки.

Зрительные образы букв

Существуют различные способы запоминания зрительного образа букв. Последовательность действий может быть такой:

  • В течение трех дней нужно изучать с ребенком одну из букв. Она должна быть везде, поэтому помимо настойчивости придется проявить креативное мышление.
  • В квартире развесить листки с изучаемой буквой, чтобы они были перед глазами в каждом помещении.
  • Вылепить букву из различных материалов (пластилина, теста, проволоки), вырезать из цветной бумаги, изготавливать из цветных веревочек, веток, рисовать на асфальте или песке.
  • Написать букву на бумаге. Попросить ребенка обвести ее по контуру клеем-карандашом. Затем приклеить любую мелкую крупу (например, гречневую). Пусть малыш ощупывает получившийся объемный силуэт, подкрепляя зрительный образ тактильными ощущениями.
  • Рисовать букву на ладони малыша. Делать это следует на ведущей руке для стимуляции ведущего полушария.
  • Использовать мягкие паззлы с буквами. Ребенок ощупывает их, закрыв глаза, при этом включаются другие каналы восприятия.
  • Попросить малыша найти и обвести (зачеркнуть) изучаемую букву среди множества других на странице в газете или журнале.
  • Давать задание, во время которого ребёнку предлагается сгруппировать одинаковые буквы, представленные в различных стилях шрифтов.
  • Попросить найти букву в окружающих предметах на улице: на вывесках, рекламе, в магазине.
  • Вместе с ребенком изобразить букву при помощи рук и ног, можно использовать дополнительные предметы.

Полезно написание букв в воздухе указательным пальцем ведущей руки. Хорошей идеей будет меняться ролями: ребенок пишет – взрослый отгадывает, и наоборот.

Можно предложить дописать букву по проведенному пунктиру или переделать одну в другую, переложив счетные палочки, например из «Щ» сделать «Ц».

Многие логопеды используют на занятиях игру под названием «Волшебный мешочек». В мешочек кладут буквы (пластмассовые или металлические), а ребенок на ощупь должен определить, какую он достает. Если он угадывает, ему начисляются очки. Если нет, буква кладется обратно.
Хороший результат дает выкладывание небольших слов. Затем буквы можно переставлять местами, «терять» их из слов и просить ребенка восстановить.

Для видимого положительного результата необходимо проводить постоянную работу с ребенком. Нужно хвалить малыша за старание и ни в коем случае не сравнивать его с другими более способными детьми. Главное – не забывать, что все совместные занятия должны проходить в игровой форме и только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и взрослому, и ребенку.

То, что Вы описываете-называется оптическая дислексия. Но, видимо, есть еще нарушения, это нужна более доверительная и детальная беседе, нужна сама девочка, посмотреть, что и как. Это не смертельно, но, как Вы видите, вызывает проблемы в обучении, и перерастет в дисграфию.У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием анализа и синтеза слова, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (и т.п.) При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается. Работа проводится в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). 2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. 3. Формирование пространственных представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга. При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Педагог выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету. Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг - арбуз, овал - дыня, треугольник - крыша дома, полукруг - месяц), а также цвета фигур и реальных предметов. Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: 1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало. 2. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок. 3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других. 4. Игра «Что изменилось?» Педагог раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение. 5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности. При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений. Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем - левой. Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности: 1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе. 2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке. 3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции педагога: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради- справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т. д. Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним: 1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии. 2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку. 3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок. 4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например: 1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз). 2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции. 3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти). 4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв. 5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение. 6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных. 7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению. 8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А - Л - Д, К - Ж, 3 - В, Г - Б. 9. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р - Ь, И - Н, Н -п, г - т. 10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 - В, Р - В. 11. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р - Ь, Г - Т, И - П, П - Н. При устранении оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий. Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание. Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте. Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Выводы и проблемы Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Коррекционно-развивающая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздействия. На расстоянии я Вам больше помочь ничем не смогу, к сожалению. И логопеда у Вас нет...Посмотрите задания в интернете по заданным темам-там много чего есть. Скачайте рабочие тетради по устраненю дисграфии и постоянно понемногу занимайтесь! Все получится!

Ребёнок читает медленнее всех в классе?

Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.

-Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше значений слов.

Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
1. Плохо запоминает конфигурацию букв.
  1. Недостаточная сформированность зрительной памяти.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Недостатки методики обучения.
2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв (п-н, в-а, г-т), путает буквы при чтении.
  1. Недостаточная сформированность зрительного восприятия
  2. Недостаточность сформированность зрительной памяти.
  3. Низкий уровень объема и распределения внимания.
3. Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос-сон)
  1. Недостаточная сформированность зрительного восприятия.
4. Замены букв, неправильное произношение при чтении.
5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, вместе трудно).
  1. Недостаточная зрелость коры головного мозга.
6. Пропуски слов букв, «невнимательное чтение».
  1. Функциональная слабость центральной нервной системы.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Выраженное утомление.
7. Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз, «спотыкающийся ритм».
8. Быстрый темп чтении, но плохое восприятие прочитанного.
  1. Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения).
9. Очень медленный темп чтения (побуквенное или послоговое), без продвижения в течение года.
  1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия.
  2. Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Выраженное утомление.
10. Медленный темп чтения есть продвижения в течение года.
  1. Индивидуальные особенности темпа деятельности.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.

Расширяйте периферийное зрение ребёнка , которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте

Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.

Успехов вам!

логопед

Гречихина Надежда Александровна

В первые несколько лет жизни ребёнка происходит формирование отдела мозга, отвечающего за развитие речи. Сбои, возникающие на этом этапе, подлежат коррекции. Родители часто не обращают внимания на то, что ребёнок меняет слоги местами. Однако в некоторых случаях это может свидетельствовать о наличии отклонения, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом. Если он обнаружит патологию, то избавиться от неё поможет только логопед. Но не стоит сильно волноваться, если малыш путается в слогах. В некоторых случаях это возрастное явление.

При нормальном развитии трёхлетние дети начинают воспроизводить словесные структуры по законам благозвучия. В возрасте от 1,5 до 2 лет допускается перестановка слогов. Например, вместо слова «самолёт» ребёнок может сказать «малалёт». Но если подобные нарушения не исчезают к 4-5 годам, то это свидетельствует о наличии нарушения слоговой структуры слова. Самостоятельно подобные проблемы не проходят, поэтому помощь педагога-логопеда необходима.

Типы слоговых нарушений

Нарушение слоговой структуры слова – это разновидность ОНР (общего недоразвития речи). ОНР возникает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, неврологическими и психопатическими синдромами и органическими поражениями речевых отделов мозга, а также вследствие педагогической запущенности. При нарушении слоговой структуры специалисты выделяют несколько типов отклонений:

  • элизии. Ребёнок сокращает слова и пропускает слоги («велосипед» – «сипед», «телевизор» – «тизой» и пр.);
  • итерации. Малыш увеличивает количество слогов, добавляя к ним гласные буквы («комната» – «команата», «тыква» – «тыкава» и пр.);
  • персеверации. Кроха застревает на каком-либо слоге и повторяет его несколько раз («чемодан» – «че-ма-ма-дан», «кошечка» – «ко-шеч-шеч-ка» и др.);
  • антиципации. Ребёнок меняет последующий слог на предыдущий или подбирает похожий, меняет местами звуки («собака» – «бабака», «лягушка» – «гугушка», «молоток» – «тамалок» и т. д.);
  • контаминация. Малыш смешивает слова между собой, меняет местами последовательность звуков («доктор лечит» – «докчит», «на столе в больнице» – «на стольнице»).

Помните, что развитие правильной слоговой структуры – это необходимый этап формирования речи ребёнка, влияющий на последующие навыки письма и чтения.

Нормы формирования слоговой структуры слова в разных возрастах

  1. Дети от 0 до 3 лет. Повторение простых слогов «ма-ма», «ба-ба» и пр.;
  2. Дети от 3 до 4 лет. Воспроизведение слов из одного, двух и трёх слогов («мята», «дом», «машина»);
  3. Дети от 4 до 5 лет. Воспроизведение слов с открытыми слогами без стечения согласных букв («долина», «рукавица»), слов из четырёх-пяти слогов и со стечением согласных букв («хвост», «мост», «строитель», «крошка», «тростинка»);
  4. Дети от 5 лет. Повторение предложений со сложными словами (из 3-4 слогов со стечением согласных букв) за взрослыми («строитель работал на строительстве здания», «парикмахер подстригает волосы ножницами», «в водопроводной трубе обнаружена протечка»).

Ребёнок школьного возраста должен быть способен сделать задание в устной и письменной форме, например, выписать из предложения сложные слова (из 3-4 букв со стечением согласных букв), прочесть скороговорку и так далее.

Работа по коррекции слогового нарушения

Если малыш меняет местами звуки и буквы, то может потребоваться обследование у невролога и логопеда. При отсутствии или устранении общего заболевания, которое может вызывать ОНР, проводится коррекционная работа. Она направлена на устранение нарушений слоговой структуры слова.

Чтобы ребёнок перестал менять и переставлять слоги педагоги используют двухэтапную методику.

  1. Подготовительный этап. Занятия включают вербальный и невербальный материал. Основная задача этого этапа заключается в развитии у ребёнка чувства ритма, которое позволит ему лучше усваивать слоговую структуру слова.
  2. Коррекционный этап. Педагог работает с речью ребёнка, используя вербальный материал. Применяются различные игры со словами и задания. Состав программы зависит от того, в каком возрасте малыш меняет и переставляет слоги.

Очень важно регулярно водить ребёнка на занятия с педагогом-логопедом. Если малыш переставляет местами слоги, то родители должны принимать непосредственное участие в коррекции. Существует множество несложных игр и заданий для домашних занятий с ребёнком.

Прогноз и профилактика

Если ребёнок меняет слоги в словах, то работа по коррекции может отнять много времени и сил. Мгновенных результатов ждать не стоит. Очень важно вовремя заметить, что ребёнок начал переставлять местами слоги. Желательно начать коррекцию как можно раньше. Прогноз при этом очень благоприятный.

Профилактические меры такие же, как и при других проявлениях ОНР. Чтобы малыш не начал переставлять местами слоги, родители должны внимательно следить за его развитием речи. Рекомендуется заниматься с раннего возраста.

Если ваш ребёнок меняет слоги в возрасте 4-5 лет, то обратитесь за помощью в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Квалифицированные педагоги проведут диагностические тесты, установят степень ОНР и подберут корректирующую программу.

Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова») — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дисексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б-П”, “К-Г”, “С-З”, “Ж-Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

Каковы же причины дислексии?

  • Наследственная предрасположенность - трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
  • воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
  • непрофессиональное обучение.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом - задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие - условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста - логопеда - не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?

Проверь себя

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие - медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?



Случайные статьи

Вверх