Что такое мечеть, значение, зарождение в исламе и правила посещения. Что такое мечеть для мусульманина

Мечеть шейха Зайеда - третья по величине самая большая мечеть в мире. Названа в честь «отца-основателя» ОАЭ — шейха Зайеда бин Султана Аль Нахайяна. Роскошная конструкция поражает своей величественностью и роскошью даже неискушенного зрителя, ведь над дизайном и подборкой материалов трудились лучшие мастера своего дела из Италии, Германии, Марокко, Индии, Турции, Ирана, Китая, Греции и ОАЭ…


На строительство было потрачено более 600 миллионов евро.


Мечеть снаружи насчитывает 1096 колон и 96 колон в основном молельном зале, украшенном более 20 тысячами мраморных панелей ручной работы, инкрустированных полудрагоценными камнями, включая лазуриты, красные агаты, аметисты и жемчуг. Более того, прекрасные минареты, возвышающиеся на 107 метров, поставлены в четырех углах мечети.



Главный купол мечети весом в 1000 тонн считается самым большим храмовым куполом в мире:


Искусственные озера, занимающие общую площадь 7874 квадратных метра и каналы, украшенные темным кафелем, окружают мечеть, тогда как двор мечети площадью 17000 квадратных метров украшен цветной мозаикой. Бассейны отражают живописный вид мечети, который становится еще более великолепным в ночное время.



Дизайн интерьера, производящий глубокое впечатление, дополняет восхитительный внешний вид мечети. Итальянский белый мрамор и мозаичный цветочный дизайн украшает зал для моления, а интерьер стен мечети украшен золотой мозаикой достоинством 24 карата. Основной зал для молитв устилает самый большой в мире ковер! Сшит этот шедевр площадью 5627 квадратных метров и весом 45 тонн из 15 огромных кусков, которые доставили в мечеть аж на двух самолетах, а стоимость уникального изделия объявлена в 6 миллионов долларов… На создание ковра-гиганта ушло почти два года. Изделие хранит тепло рук тысячи иранских рукодельниц, которые трудились под неусыпным контролем 50 экспертов. Совершать молитву могут одновременно до 40.000 человек.



Люстры из хрусталя Сваровски своими размерами и уникальностью затмевают все представления о дороговизне как таковой…






Размахом роскоши поражают даже комнаты для омовения…



Стена Кибла, с другой стороны, имеет высоту 23 и ширину 50 метров и искусно украшена таким образом, чтобы не отвлекать молящихся. 99 имен (качеств) Аллаха представлены на стене Кибла с использованием традиционной каллиграфии Куфи с мастерски сделанной подсветкой, выполненной с использованием волокнисто-оптического освещения. Золото достоинством 24 карата, позолота и мозаичное золотое стекло также были использованы для мехраба (ниши в центре стены Кибла) и полумесяцев, украшающих верхушки куполов.




Мечеть насчитывает 80 панелей Изник – искуссно украшенной керамической плитки, популярной в 16 столетии, украшающей имперские и религиозные здания в Стамбуле. Традиционно ручной работы, дизайн каждой плитки был разработан турецким каллиграфом Отманом Ага. Три каллиграфических стиля – Насхи, Тулот и Куфи были использованы в мечети и выполнены Мохаммедом Мехди (ОАЭ), Фаруком Хаддадом (Сирия) и Мохаммедом Алламом (Иордания).

Из книги «Пророчества о приближении конца света»:

Восемнадцатый признак: украшение мечетей и свитков Корана
Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями» (Ахмад).

Абу ад-Дарда рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель» (аль-Хаким и ат-Тирмизи).

Ибн Аббас сказал: «Вы будете украшать мечети, как это делают иудеи и христиане» (аль-Бухари).

Когда Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел: «Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей».

Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениям – нежелательно».

Аль-Мехди сказал: «Что касается разукрашивания Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине, то это было сделано без согласия мусульманских богословов. А если они промолчали, то их молчание не означает согласия с этим поступком. Мечети были разукрашены несправедливыми правителями, которые не стали испрашивать разрешения у праведных богословов».

Мусульманские храмы именуются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-1-х, здание должно быть нацелено строго на Восток, другими словами на святое для всех мусульман место - Мекку. Во-2-х, неотклонимым элементом хоть какой мечети является минарет - высочайшая и узенькая пристройка в большинстве случаев цилиндрической либо прямоугольной формы. Таких строительных частей в мечети может быть от 1-го до 9. Конкретно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Фактически все мусульманские храмы оборудованы двором. Тут по традиции должен быть устроен фонтан, колодец либо хоть какое приспособление, созданное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, заходить запятанным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно, имеют довольно умеренную архитектуру. Но если поглядеть на старенькые прекрасные мусульманские мечети, можно увидеть, что ранее дворы нередко обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.
Здание мечети венчает купол, увенчанный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане внешнего вида. Снутри же здание делится в наше время на две половины - мужскую и женскую. На восточной стенке молитвенной комнаты в неотклонимом порядке устраивается михраб - особая ниша. Справа от него размещается особенная кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы люди в возрасте стоят к нему поближе всего. За ними - люди среднего возраста. И в самых последних рядах - молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Потому, конечно, никаких икон в молитвенной комнате или где-нибудь еще как бы нет. В наше время стенки обычно украшаются арабскими письменами - строчками из Корана. Очень нередко для дизайна мечетей употребляются также фрактальные либо растительные орнаменты. Они могут быть выполнены как снаружи строения, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в обычных голубом и красноватом цветах. Не считая того, в орнаментах можно нередко следить вкрапления белоснежного и золотистого.

Восхитительным примером исламской архитектуры можно считать, например, Тадж-Махал в Агре. Это очень прекрасное здание, которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы сможете созидать в самом верху странички, Шахом Джахадом в честь собственной супруги. Даму звали Мумтаз-Махал (отсюда и немного переиначенное заглавие храма), а погибла она при родах. В храме имеются две гробницы - супруги шаха и его собственная.

На втором фото – мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно именовать необыкновенную форму купола - более пологую, чем в мечетях других государств. На третьей фото – мечеть Султана Ахмета изнутри. Достаточно нередко мусульмане приспосабливали под собственные храмы церкви покоренных народов. Примером тому может служить самый весомый монумент раннехристианской культуры – София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким макаром, отличительной особенностью таких построек, как мусульманские храмы, можно именовать купол и наличие двора. Не считая того, неотклонимыми строительными элементами являются минареты, михраб и кафедра.

Ах это сказочная арабская архитектура. Пусть это не старинная мечеть, а всего лишь новодел, однако как всегда поражает своим изяществом.

Архитектура мечетей в исламских странах формировалась в соответствии с климатическими условиями, а также под влиянием традиций и культурных особенностей жителей каждой страны. Фактически, мечети в значительной мере заимствовали свои архитектурные особенности от коренной цивилизации каждого региона. В начале мусульмане заимствовали элементы от различных архитектурных стилей, таких как сирийский, египетский и иранский, и использовали их в архитектуре своих зданий. Однако, спустя немного времени, мусульманские деятели искусства стали переоценивать те элементы и стили, которые они переняли от других культур. В результате они исключили все то, что было для них чуждо и не гармонировало с их природой и религиозными запросами, и приступили к созданию особого архитектурного стиля для мечетей, созвучного с их сутью и религиозными учениями. Таким образом в начале 2 века по лунной хиджре (9 век по европейскому календарю) в исламском искусстве сформировался особый стиль, который все более совершенствовался и в конце концов привел к созданию красивейших произведений исламской архитектуры, о нескольких из которых мы говорили в наших предыдущих передачах.

Одной из важнейших особенностей исламской архитектуры, особенно в строительстве мечетей, является наличие террас и галерей, а также дугообразная форма верхней части дверей, входов и крыш. Этот изгиб преимущественно наблюдается в куполах, нишах, арках и террасах.

Большинство цветов, используемых в архитектуре мечетей, являются светлыми, а темные краски используются вместо теней. В исламском искусстве широко используются синий, зеленый, золотистый, желтый и красный цвета. Синий и зеленый являются холодными и контрастирующими цветами, вызывающими в человеке ощущение бесконечности.

Еще одной из особенностей исламской архитектуры является применение искусства орнаментации с целью сочетать в строительстве мечетей прочность вместе с красотой и изяществом. Мусульманские деятели искусства проявляли интерес прежде всего к утонченным и изящным видам искусства. Они использовали все материалы - дерево, железо, кирпич, гипс, черепицу, керамическую плитку и стекло с целью придать своим архитектурным формам объективность. Известный американский историк Уилл Дюрант в своей книге "История цивилизации", в главе, посвященной исламской цивилизации, пишет по поводу красоты исламского искусства, примененного в строительстве мечетей: "Красивая и разнообразная орнаментация, заполняющая внутреннее пространство мечетей, фактически используется во всех элементах, составляющих архитектуру мечетей. Мозаика и инкрустация из перламутровой плитки для полов мечетей и украшения михрабов и стен, цветные стекла для окон, а также драгоценные ковры для залов являются необходимыми атрибутами и украшениями, использовавшимися в мечетях. Мусульмане украшали нижние части стен или полностью стены красивым цветным мрамором, а арки и ниши - росписью. Минбар строился из дерева. Его украшали резьбой. Рядом с минбаром стоял табурет, на который ставили один экземпляр Корана, который в свою очередь представлял собой образец клинописи и изящества исламского искусства. Направление к Каабе указывала ниша во внутренней стене мечети. Нишу украшали плиткой и мозаикой, изображениями цветов и цветочных кустов, барельефом и прекрасными сюжетами с применением инкрустации, гипсовой лепки, мрамора и керамики.

На западном побережье Марокко находится город Касабланка, один из самых крупных городов этой африканской страны, являющийся её финансово-экономическим центром. В разное время город находился под контролем самых разных народов, что оставило свой след в городской архитектуре.

В 1907 году, когда Марокко стал французской колонией, Касабланка начала стремительно развиваться и через несколько лет превратилась в важнейший портовый и торговый центр. С этого момента в городе началось строительство множества различных объектов, однако самое знаменитое сооружение в городе было построено немного позже.


Кликабельно 3000 рх

Мечеть Хасана II находится на побережье Атлантического океана. Строительство мечети началось в 1980 году и длилось 13 лет. Здание мечети построено таким образом, что когда волны океана поднимаются вверх (по время прилива), создается впечатление, что половина мечети покоится на волнах, подобно кораблю. Когда же волны Атлантического океана ударяются о стены мечети, достигая 10 метров, молящиеся испытывают ощущение того, что эта грандиозная мечеть плывет по волнам.

Мечеть Хасана II построена на площади, равной 9 гектарам. Кроме религиозного значения, мечеть является культурным центром. В мечети находится медресе для обучения Корану, библиотека и национальный музей. Зал мечети вмещает более 20 000 молящихся. Еще 80 000 молящихся могут уместиться на эспланаде, - центральной части убирающейся крыши, которая за три минуты превращает зал для молитвы в великолепную террасу.



«Трон Аллаха покоится на воде, — сказал король Марокко Хасан II, объявляя в 1980 году о своем намерении построить самую большую мечеть в мире. — И поэтому новую мечеть мы тоже будем строить на воде». Мечеть Хасана II, построенная в крупнейшем марокканском городе Касабланка, действительно стоит на воде, а точнее — над водой. Это огромное сооружение возведено на выступающей в море платформе, и через стеклянный пол мечети можно видеть морские волны.

Высота минарета Мечети Хасана II составляет 200 метров. В верхней ее части имеется лазерный прожектор, создающий в небе световую линию зеленого цвета длиной в 30 км. в сторону Заповедной Мечети в Мекке.

Фасад мечети облицован камнем белого и кремового цветов. Крыша мечети выложена гранитом зеленого цвета. Зал для молитв украшен 78 колоннами из розового гранита. Полы устилают плитки из золотистого мрамора и зеленого оникса. Декор мечети вызывает восхищение: фрески, мозаики, резьба и роспись по дереву, лепнина, затейливые узоры, арабская вязь, великолепие цветовой гаммы. Мечеть Хасана II имеет 2500 колонн. Сотни рабочих и деятелей искусства круглосуточно трудились для того, чтобы построить мечеть.

Но самой знаменитой архитектурной достопримечательностью Касабланки, несомненно, является мечеть Хасана II. Это самый грандиозный и пышный мусульманский храм, из построенные в XX веке.

ще издалека мечеть впечатляет просто своими размерами - высота ее минарета составляет 200 метров. Мечеть Хасана II признана самым высоким религиозном сооружением в мире: она на 30 метров выше пирамиды Хеопса и на 40 метров - собора Святого Петра. Внутрь мечети Хасана II пускают немусульман, и любой желающий может пройти внутрь безумно красивого зала для молитв, украшенного 78 колоннами из розового гранита. Мечеть красиво и причудливо украшена фресками, мозаиками, лепниной. Можно рассмотреть затейливые узоры и роспись по дереву. Пол устилают плиты, причудливо сделанные из золотистого мрамора и зеленого оникса. Зал для молитв может вместить 25 тысяч верующих. А на случай, если желающих помолиться Аллаху окажется больше, чем может вместить мечеть, центральная часть крыши может раздвигаться, и еще до 80 тысяч верующих могут помолиться на площади возле мечети.

Ремесленники и рабочие работали круглосуточно, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, чтобы закончить шедевр, и были собраны средства от "пожертвований" от марокканского народа. Правительство буквально пошел от двери до двери "запрашивающей экономической поддержки. Это вызвало некоторые международные критики, но в целом, местные марокканцы, кажется, не обидел либо тактика сбора средств или величиной инвестиций.

Массивной мечети Хасана II могут разместиться до 120.000 верующих: 20.000 внутри, и еще 100.000 на дворе. О типичных молитвы обеду пятницы, можно ожидать до 18000 человек. Во время священного для мусульман месяца Рамадан, мечеть была близка к мощности.


Клкиабельно 1440 рх

Проект мечети создал французский архитектор Мишель Пинсо. В ее облике воплотились черты лучших построек средневековой арабо-испанской архитектуры, известных на весь мир, — Хиральды в Севилье, мечети Омейядов в Дамаске, мечети Кутубийя в Марракеше. Мечеть Хасана II стала гордостью марокканцев. Собственно, она и задумывалась как памятник единству страны, сплоченности и творческому гению марокканского народа. Средства на ее строительство собирались по всей стране. Общая стоимость проекта составила 800 млн долларов. Мрамор привезли из каменоломен Агадира, гранит — из Тафрута. Лишь огромные 50-тонные люстры для центрального молитвенного зала были заказаны в Венеции (Италия).

Марокко со времен Средневековья славится своими ремесленниками, и многие старинные промыслы здесь не забыты и по сей день. На строительство мечети со всех концов страны приехало около 2,5 тыс. лучших мастеров страны — каменщиков, мозаичистов, резчиков по камню и дереву. Всего же на сооружении храма ежедневно работало 35 тыс. человек.

Мечеть Хасана стала настоящим шедевром современного марокканского искусства. Ее сравнивают с драгоценным камнем, с «самым большим холстом, когда-либо попадавшим в распоряжение маррокканских художников». Огромное здание и внутри, и снаружи буквально переливается от причудливой игры света и тени. Цветной мрамор, полированный камень, мозаика, тончайшая каллиграфическая вязь арабских надписей, резьба, орнаментальные росписи — все традиционные способы декора нашли в мечети Хасана свое наиболее полное воплощение, выраженное на языке современного искусства. При этом традиции здесь живо переплетаются с современными технологическими достижениями: так, по ночам на вершине минарета появляется луч лазера, указывающий направление на Мекку. Кстати, минарет мечети Хасана II — самый высокий в мире: его высота составляет 200 м. Размеры самой мечети: в длину — 183 м, в ширину — 91,5 м, в высоту — 54,9 м. Молитвенный зал рассчитан на 20 тыс. человек, еще 80 тыс. человек могут разместиться во внутреннем дворе. В огромный ансамбль входят также медресе, библиотека, музей, подземная стоянка на тысячу автомашин и конюшня на 50 лошадей.


Статистика говорит нам, что большая часть сырья для строительства мечети приехали из Марокко. Это включает в себя кедрового дерева от Атласских гор, который был замысловатой резьбой, и красивый мрамор тщательно отобранных из южного Марокко. Так же можно отметить на некоторые современные особенности мечети, как автоматизированные раздвижной крышей, которая открывается часто, чтобы принести свежий воздух в короля Хасана мечеть и электрические двери позволяют легко открывать и закрывать огромные двери титана, которые весят удивительное десяти тонн. Экипаж 300 человек стремится к поддержанию и содержание мечети на ежедневной основе.


Кликабельно 4000 рх

Мечеть Хасана II является самой большой мечети в Марокко и пятый по величине во всем мире. Ее минарет крупнейших в мире, измерения ошеломляющие 689 футов, и может похвастаться лазерного луча на ее вершине, указывая путь в Мекку.


Кликабельно 3000 рх



Клкиабельно 3000 рх



Перед мечетью ночью


Кликабельно 3000 рх



Кликабельно 3000 рх



Клкиабельно 3000 рх


Главная страницадополнительные атрибутыКак нам известно основные черты мечети определились уже в конце 7 века.
Мечеть состоит из таких частей:

1 Минарет - большинство мечетей имеет один или несколько минаретов (от арабского - манара, буквально -маяк) -башня при мечети, с которой муэдзин провозглашает азан - призыв к молитве.
У мечети может быть несколько минаретов.Существует два основных типа минаретов - круглые и прямоугольные в сечении.Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки, резьбой по камню, лентами орнаментов и надписей.

2 Еще одной составной частью мечети являются палаты.

3 В молитвенном помещении находится михраб- важнейший элемент любой мечети. Священная ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу,перекрытая аркой (или куполом) и вставленная в раму. Обычно сверху михраб имеет стрельчатое завершение, отмечающее точку на " оси ислама" .Михраб должен быть ярко освещен (естественным светом, через окна в куполе перед ним или искусственным светом, лампой, свисающей до центра ниши). К нише обращаются лицом молящиеся мусульмане,перед ней стоит имам,руководящий коллективной молитвой,около нее ставится минбар.

4 Минбар,мимбар -возвышение с ведущими к нему ступенями, нечто вроде кафедры, с которой читаются проповеди в мечети. Минбар устанавливается справа от михраба,имеет вид трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом- порталом.

5 Дакка (дикка) - платформа. Дакка есть во всех больших мечетях. Она находится у минбара.К платформе (Дакке) ведет лестница. Эта платформа используется как место для муэдзина, который возглашает второй и третий призывы к молитве уже внутри мечети.

6 Kursi и Kur .
В мечетях обычно есть kursi , то есть деревянная кафедра со столом и местом. Стол был для Корана (Kur). А место для kass - читателя Корана.
Коран очень скоро получил свое определенное место в мечети, подобно Библии в церкви. Согласно одной традиции Юфман имел несколько копий Корана. Мечети же имели и много других копий.
Но Коран не был единственной реликвией, которая хранилась в мечетях. Также части тел святых хранились и почитались в мечетях:
Труп Моисея (в Куфе), сандалии Пророка (в Хевроне) , его плащ, волосы от бороды Пророка (в Иерусалиме) и много других вещей. Эти реликвии часто хранились в больших ценных гробницах.Голова Хусейна была захоронена в tabut в его мечети в Каире.
С другой стороны все идолы и изображения были удалены из мечетей.

7 Ковры.
Пол мечети и ее двор обычно устилаются циновками или коврами.
Ковры используются,для того чтобы улучшить внутренний вид мечетей.
Был заказан ковер специально для Пророка, на котором были написаны хадифы.
Разные группы,которые часто посещают мечеть, имели свои места на особенных циновках. У разных групп циновки были различные.
На праздники мечети были украшены особенно роскошными коврами.

Мусульманские храмы называются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-первых, здание должно быть ориентировано строго на Восток, то есть на святое для всех мусульман место - Мекку. Во-вторых, обязательным элементом любой мечети является минарет - высокая и узкая пристройка чаще всего цилиндрической или прямоугольной формы. Таких в мечети может быть от одного до девяти. Именно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Практически все мусульманские храмы оборудованы двором. Здесь по традиции должен быть устроен фонтан, колодец или любое приспособление, предназначенное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, входить грязным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно же, имеют достаточно скромную архитектуру. Однако если посмотреть на старые великолепные можно заметить, что раньше дворы часто обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.

Здание мечети венчает купол, украшенный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане экстерьера. Внутри же здание делится в наше время на две половины - мужскую и женскую. На восточной стене молитвенной комнаты в обязательном порядке устраивается михраб - специальная ниша. Справа от него располагается особая кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы старые люди стоят к нему ближе всего. За ними - люди И в самых последних рядах - молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Поэтому, конечно же, никаких икон в молитвенной комнате либо где-нибудь еще нет. В наше время стены обычно украшаются арабскими письменами - строками из Корана. Очень часто для оформления мечетей используются также фрактальные или Они могут быть выполнены как снаружи здания, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в традиционных синем и красном цветах. Кроме того, в орнаментах можно часто наблюдать вкрапления белого и золотистого.

Замечательным примером исламской архитектуры можно считать, к примеру, Тадж-Махал в Агре. Это очень которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы можете видеть в самом верху страницы, Шахом Джахадом в честь своей жены. Женщину звали Мумтаз-Махал (отсюда и слегка переиначенное название храма), а умерла она при родах. В храме имеются две гробницы - жены шаха и его собственная.

На втором фото - мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно назвать особую форму купола - более пологую, чем в мечетях других стран. На третьей фотографии - мечеть Султана Ахмета изнутри. Довольно часто мусульмане приспосабливали под собственные покоренных народов. Примером тому может служить самый значимый памятник раннехристианской культуры - София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким образом, таких зданий, как мусульманские храмы, можно назвать купол и наличие двора. Кроме того, обязательными архитектурными элементами являются минареты, михраб и кафедра.



Случайные статьи

Вверх