Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.
Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни , судьбы, если хотите…
Сегодня на психологическом сайте http://сайт
, вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу
.
Как я мыслю, так я и живу (или существую) . Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление , и ты изменишь свою жизнь
Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.
Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам .
Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.
Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…
Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…
Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.
У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).
По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.
У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.
Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.
И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.
Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…
Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.
Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.
Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?
Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.
Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…
Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (
Мышление является функцией головного мозга и важной составляющей интеллекта человека. Благодаря мышлению мы способны обобщать отражаемую действительность, представлять не только внешнюю сторону предмета, но и внутреннее его содержания и функции. Можем представлять предметы во время их отсутствия и предвидеть их изменения во времени. Но далеко не каждый из нас задумывается о том, что насколько объёмно это понятие. Классификация мышления обширна, и понимая ее можно добиться развития нужного ее вида.
Одна из классификаций видов мышления, это по ее содержанию, различают:
Мышление и логика неотъемлемо связаны между собой, поэтому процесс мышления часто называют логическим. По сути, логическое мышление — это все тоже, но лишь с использованием в своих умозаключениях логической связи, рассудительности и доказательности.
Словесно-логическое или абстрактное мышление позволяет размышлять, о чем либо, при этом абстрагироваться от деталей, а рассматривать ситуацию в целом. То есть при словесно-логическом мышлении все мелочи и детали становятся вторичными и внимание к ним не приковано. Наличие абстрактного мышления дает возможность находить неординарные решения той или иной ситуации. Характеристику логической стороны можно рассмотреть на таком примере. Человек получает какую-то информацию из одного источника, добавляет к ней другую, собственную или возможно, еще чью-то, суммирует в голове это все и делает логический вывод. Подводя итоги и анализируя полученную информацию, человек получает в итоге словесно-логическую картинку с собственной характеристикой.
Также словесно-логическая форма относится к самым поздним в развитии, относительно других форм. Начинает формироваться в возрасте от семи лет. Считается, что словесно-логическая или абстрактная форма не присуща животным, а только людям.
Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предмета. Происходит реальное преобразование ситуации и выполнение двигательного акта. Другими словами, это вид
мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Эта форма характерна для детей в возрасте до 1,5-2 лет.
Наглядно-образное или творческое мышление. В этом случае ситуация преобразовывается в план образов. Свойственно наглядно-образное мышление творческим людям, художникам, писателям, модельерам. Также его проявления выражаются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами, но с годами логическая составляющая процесса в большинстве случаев начинает доминировать. Пика своего развития эта форма достигает в дошкольном возрасте от трех до семи лет.
Главным моментом здесь является наглядность, не нужно ощущать представляемый предмет в руках, но его нужно увидеть. Эта форма присуща и обычным взрослым людям, без творческих наклонностей, просто менее выражено. Например, пользуемся мы этой функцией в момент ремонта, когда, еще не начав его, уже четко себе представляем, как будут выглядеть обои, как будет стоять мебели и какого цвета будет тот или иной предмет.
Эта классификация разделяет мышление на:
Теоретическое мышление, его характеристика в познание законов и правил. Оно отображает существенное в явлениях, объектах и т.д. Такая форма мышления была присуща Мендилееву, примером этому стало его открытие Периодической системы. В этом случае происходит обобщение абстрактных понятий.
Практическое мышление — это физическое преобразование действительности. Как правило, эта форма считается более сложной, так как часто разворачивается при таких условиях, где проверить гипотезу не представляется возможным.
Виды мышления в психологии по оригинальности и новизне, разделяют на такие формы:
Также выделяют такие формы как аналитическое или интуитивное мышление. В первом случае описывается мышление, развернутое во времени, с четкими границами и этапами. Интуитивная форма характеризуется обратным, она свернута во времени у нее нет этапов, и представление о ситуации возникло в сознании.
Максимальное развитие и прогресс мышления припадает на школьные годы, когда ученику приходится решать большое количество различных задач и искать ответы на разные вопросы. Даже масса мозга увеличивается в три раза к шести годам, по сравнению с ее массой в первый год жизни. Это связано с интеллектуальным развитием и черпанием большого количества информации.
Фрейд рассмотрел процесс мышления немного по-иному и пришел к выводу, что далеко не всегда эта функция связана с логикой, откуда и появилось понятие как нелогический мыслительный процесс. Чтобы наглядно объяснить характеристику этого понятия, приведем такой пример. Многие опытные маркетологи, часто используют в рекламных материалах способы, которые воздействуют на отсутствие логики. Вот, например, следующий текст объявления: » одаренные люди чистят зубы пастой «Колгейт». Такой несуразный текст на первый взгляд имеет свою цепочку, на которую рассчитывают маркетологи, она следующая:
Вот такая взаимосвязь на подсознательном уровне возникает у немалой части людей и эта на первый взгляд
бессмыслица работает. На сегодняшний день, педагоги встревожены ситуацией развития именно логики у подростков, так как нелогическая форма восприятия действительности проявляется значительно чаще. Вследствие этого, человек, которые не может логически мыслить, может быть легко обведен вокруг пальца мошеннической пропагандой или рекламой, один из самых незамысловатых примеров приведен выше.
Относительно нелогичности и мошеннической рекламы, хотелось бы кратко привести еще один пример. Человеку приходит письмо, в котором указано, что он выиграл определённую сумму денег либо ценный приз, но чтобы его получить ему осталась совсем малость приобрести товар компании, которая проводила эту акцию, и он стал счастливчиком. Многие люди даже не обратят внимание на подобные письма, но есть часть людей, которые свято будут верить в свой выигрыш, у них не срабатывает логическое размышление, например:
И таких нелогичных моментов очень много, но весь этот маркетинговых ход рассчитан как раз не на логику, а на ее отсутствие и избыток чувств и эмоций.
В таких случаях, психологи рекомендуют развивать критическое мышление. Для этого, перед принятием какого-либо решения оперировать в первую очередь логикой и лишь после подключать эмоции. Это проблема многих, особенно женщин, пожилых людей и детей, где на первый план выходит эмоция, а не логика. Следующие рекомендации:
Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, у вас будет большая вероятность того, что вы не будете обмануты непорядочными людьми. Это касается абсолютно разных сфер жизни, начиная от рекламной пропагандой на улице или в магазине, заканчивая мошенническими махинациями в крупных объемах.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой, они даже переходят из одной формы в другую. Так, например, работа с таблицей, графиком или схемой, задействует сразу несколько мыслительных процессов: наглядно-образный и словесно-логический. И так происходит во всех сферах деятельности. Развитие всех этих процессов важная составляющая обучения и интеллектуального роста ребенка и взрослого человека.
Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич
50. Виды мышления
В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления : практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.
Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.
Практически-действенное мышление применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении несравнимо более сложных задач.
Значение практически-действенного мышления определяется тем большим весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного мышления.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.
Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.
Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.
Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.
Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и
автора Ильин Евгений Павлович1.6. Виды помощи По составу участвующих помощь может быть индивидуальной и групповой. В первом случае речь идет о межиндивидуальном взаимодействии, во втором - индивидуально-групповом или межгрупповом взаимодействии (например, помощь всей деревни погорельцам, как это
Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович4.3. Виды альтруизма Самопожертвование. Особо надо выделить такой вид альтруизма, как самопожертвование. Самопожертвование - это жертвование собой ради блага других. Вспомним рассказ старухи Изергиль из одноименной повести М. Горького о подвиге юного красавца Данко,
Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич50. Виды мышления В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача
Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В2. Виды мобильности Мобильность может быть горизонтальной и вертикальной. В свою очередь, вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. В случае вертикальной нисходящей мобильности говорят о потере профессионального статуса, при восходящей – о
автораВиды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится.Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей ЛеонидовичОсновные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,
Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю29. Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным
Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор МихайловичВИДЫ СК СК – делятся на два вида – пассивные и активные. В пассивных СК у человека наблюдаются ощущения покоя, мышечного расслабления и сонливости. Снижается физиологическая активность организма и общая сенсорная чувствительность. Пассивное СК развивается, проходя
Из книги Мужские измены автора Толстая НатальяВиды ревности Ревность классически делится на виды:Ревность-суперосторожностьОбладательница именно такого вида ревности практически счастливица и настоящая разведчица. Во-первых, ты не позволишь какой-нибудь суперледи приударить за твоим любимым в твоем присутствии.
Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая НатальяВиды ревности Ревность классически делится на виды:
Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина МарковнаЛюбовь и ее виды Мы все мечтаем о любви. Она – основной двигатель и побудитель нашей жизни. Любовь и голод правят миром. Какая она, любовь? И как понять, настоящая или нет? Мы так часто говорим: «Я тебя люблю», что слово уже почти ни к чему не обязывает. Мы говорим его, когда
Из книги Шопинг, который вас разоряет автора Орлова Анна Евгеньевна4. Виды шопинга Увлечение шопингом можно разделить по группам людей, которые им занимаются, и видам товара. Так, например, можно выделить женский и мужской шопинг. Многими признается также наличие детского и подросткового шопинга. По наименованию товаров можно выделить
автора Шереметьев КонстантинВиды мышления Как только желание сформулировано, можно начинать мыслить. И сейчас мы научимся это делать.Существует несколько видов мышления, которые сильно различаются по своим возможностям: описательное; структурное; функциональное.Эти три варианта мышления
Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев КонстантинОсобые виды мышления Ранее мы рассмотрели виды мышления, которые могут быть использованы в любых ситуациях. Все это разновидности абстрактно-логического мышления. И это фундамент развитого интеллекта.Но есть еще особые виды мышления, которые хорошо работают
Вся получаемая информация из окружающего мира воспринимается человеком и позволяет ему представлять обе стороны того или иного предмета, предвидеть изменения и устремляться вглубь каждого предмета. Однако данный процесс возможен только с помощью мышления.
Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:
Итоги познавательной деятельности выражаются и фиксируются в качестве понятий, т.е. отражения признаков и свойств каждого существенного предмета. Понятие складывается на основе имеющихся умозаключений и суждений. В результате обобщения оно становится высшей ступенью познания мира, являясь продуктом мозга.
Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:
В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления :
Все виды тесно взаимосвязаны друг с другом.