Что такое высокомерие – это комплексы. Признаки и причины надменности. Высокомерное поведение — в чем проявляется, откуда берется и чем опасно

Истоки определения «высокомерие» уходят глубоко в историю человечества, в те времена, когда народами правили императоры и цари. Одним из важнейших символов власти было нахождение властителя на троне, стоящем на возвышенности, перед которым поданным надлежало падать ниц. Таким образом, подчеркивалась разница в статусе и ранге между королем, находящемся выше других во всех смыслах слова, и обычным людом.

В наше время высокомерный человек – это уже никакой не властитель, а скорее заядлый гордец, личность с завышенной самооценкой и привычкой хвастливо выпячивать свои преимущества. Психологам хорошо известно, что высокомерные люди зачастую глубоко несчастны внутри, однако они ни при каких обстоятельствах этого не признают. В статье мы детально рассмотрим причины, признаки и проблемы, которые порождаются этим изъяном характера.

Признаки высокомерия в людях

Высокомерие легко определить по таким характерным признакам, проявляющимся в поведении человека, как:

  • эгоистичность и безапелляционность по отношению к другим людям, такой индивид не прощает никаких ошибок и реагирует на них неадекватно, словно это личное оскорбление;
  • собеседника, принадлежащего к более низкому социальному рангу, высокомерные люди, чаще всего игнорируют или изощренно унижают на глазах у других;
  • собственная точка зрения на абсолютно все вещи в мире и полное не умение уважать чужие взгляды и мысли;
  • гордость, они ненавидят извиняться за собственные проступки и не приемлют никаких авторитетов;
  • высокомерность выражается при помощи мимики, что демонстрирует пренебрежение к окружающим, такие люди нередко ходят с высоко поднятой головой и очень эмоционально выражают свое недовольство, играя на публику;
  • высокомерные люди крайне вспыльчивы, бурно реагируют на критику в свой адрес, не желая слышать чужое мнение;
  • эти люди находятся под постоянным влиянием кодов и инграмм.

Причины появления

Следует понимать, что высокомерие – не врожденная, а приобретенная черта характера. Она формируется, как в раннем детстве, так и в старости. Причинами ее появления могут быть самые разные факторы, рассмотрим самые важные.

Удача . Индивид может родиться в богатой и почитаемой семье или же внезапно разбогатеть, получив наследство от дядюшки. Осознание финансовой независимости и высокого положения в обществе окрыляет его, отсюда и вытекает презрительное отношение к более «неудачным», по его мнению, соплеменникам. Тоже касается и тех индивидуумов, которым повезло появиться на свет красивыми.

Бедность, некрасивая внешность. Как ни странно, но отсутствие денег и физической красоты, также становится причиной возникновения высокомерности. Происходит это потому, что бедный человек пытается компенсировать собственную «неполноценность» за счет унижения тех, кто его окружает, тем самым психологически защищая себя от окружающих. Устраивая постоянные склоки и скандалы, он быстро обретает славу «тяжелого» человека с трудным характером, которому нигде не рады.

Обладание неким «высшим» знанием . Среди ученых часто встречаются высокомерные личности, считающие себя – центром планеты. Подобная гордыня берет исток из того, насколько высоко они оценивают обретенную ними мудрость. Они любят поучать других людей, наставлять их на правильный путь, просвещать, и в то же время обходятся с ними снисходительно, как с детьми, которые ничего не понимают в этом мире.

Публичность . Слава – великолепная почва для высокомерия, поэтому большинство из «звезд» эстрады, актеров и художников ведут себя вызывающе с собственными поклонниками. Нахождение на сцене в свете софитов, перед огромной толпой, крайне быстро развивает в них болезненное самомнение, которое они переносят на всех окружающих.

Лесть . Индивиды, привыкшие угождать тем, кто имеет власть, зачастую становятся причиной развития высокомерия. Различные политики и общественные деятели не замечают, что их попросту используют в корыстных целях, и действительно верят, что заслуживают всех оказываемых им почестях.

Воспитание . Психологам известно, что существуют родители, которые считают целесообразным воспитывать в своих детях пренебрежение к другим людям. Они считают, что это возвысит их чадо и приучит его к позиции начальника. Часто подобное происходит в именитых семьях, насчитывающих большую историю и мнящих себя аристократией.

Коды и инграмы могут становится мнимой защитой человека от психологической грубости, наглости и внешнего давления со стороны других, человек боится показать свою слабость, создавая тем самым уникальную разновидность высокомерия.

Изъяны высокомерия

Главная проблема высокомерия состоит в том, что личность, обладающая подобной неприятной поведенческой чертой, ни во что ни ставит окружающих ее людей. Именно из-за этой причины такому индивиду тяжело устанавливать длительный интимный контакт с особями противоположного пола, вступать в коммуникацию с коллегами на работе, заводить новых друзей, общаться и жить. Гордым людям крайне сложно строить карьеру, так как они неадекватно реагируют на претензии начальства, игнорируют рабочий распорядок и пытаются возвыситься за счет других. Как следствие, с ними конфликтуют и часто увольняют.

Психологи, которым приходилось работать с патологическими гордецами, отмечают, что таким личностям трудно быть первыми, они обладают невыносимым характером и редко хотят меняться по-настоящему. Высокомерному индивидууму необходимо понимать, что заносчивым поведением он уничтожает собственную репутацию и усложняет жизнь. Без принятия ответственности за свои поступки невозможно изменить укоренившихся поведенческих паттернов, в особенности – высокомерного отношения к окружающим людям.

Помните басню о черепахе и зайце? Они соревновались в скорости, и заяц казался победителем. Но из-за высокомерия он проиграл и стал посмешищем.

Вы видели обаятельных людей, которые окружены вниманием. Вам кажется, что внутри них магнит, который притягивает людей. Задавали ли вы себе вопрос: «Почему они настолько привлекательны для других?». Причина заключается в скромности.

Данное качество принесет вам выгоду. Человек стремится к скромным людям, потому что он с ними чувствует себя спокойно. Он не думает об унижении. Человек чувствует комфорт, ведь скромные люди заботятся не о себе.

Задайте вопрос: «Присутствует ли у меня данное качество? Или же я высокомерен, как заяц из басни?». Теперь стоит приступить к проверке личности и посмотреть, подходят ли вам признаки ниже.

Вы тайно чувствуете, что вы лучше других

Даже если никто напрямую от вас не слышал высокомерных фраз, то это не означает, что вы скромны. Чувствуете ли вы, что у вас есть качества, которые возносят вас над другими? Посещает ли вас мысль, что вы умнее, чем люди вокруг вас? Если вы молчите, то это не оправдание.

Чтобы избежать комплекса превосходства, если он у вас есть, скажите себе: «Не важно, какие у меня качества. Я намного лучше других, но найдется человек умнее меня». Вспомните, чего достигли знакомые. Они не добились успеха, как вы, но это не значит, что они хуже. Каждый имеет положительные и отрицательные стороны.

Вы не приветствуете людей первым

Когда вы высокомерны, вы участвуете в соревнованиях, потому что жаждете славы. Даже в моменты, когда вам нужно поздороваться со знакомым, вы переигрываете его. Если вы лучше, то почему они не приветствуют вас первыми? Пусть делают это. У вас возникает чувство, что приветствие первым означает, что вы признаете слабость.

Вы ошибаетесь! Социальное взаимодействие построено так, что приятный и умный человек здоровается, ибо он понимает, что другие люди чувствуют уважение. Как следствие, они относятся к нему тоже по-доброму.

Если вам нравится соревноваться, примите участие в другом конкурсе. Здоровайтесь со знакомым первым! Это ведь не так сложно сделать?

Вы игнорируете других

Думаете ли вы иногда, что вокруг вас дураки? Скажем больше: это моменты истины. Но это не значит, что мы должны их игнорировать, чтобы не сойти с ума. Люди не каждый день ведут себя так, будто они идиоты, хоть так и кажется. Люди иногда ошибаются. Даже вы.

Вы прерываете других

Спросите себя: «Когда я в последний раз слушал людей?». Вы ответите: «Ох, 15 минут назад!». Но действительно ли вы делаете это? Неужели вы ждете, пока они закончат мысль, а потом отвечаете им? Высокомерный человек перебивает других, чтобы вставить мысль. Они считают, что они настолько умны, что могут сами решать, как закончить предложение собеседника. Чувства других им не важны.

Вы не принимаете критику

Если вы игнорируете другого человека, когда он критикует вас, это означает, что вы высокомерны. Адекватный человек выслушает мысль, проанализирует ее и поблагодарит собеседника за то, что он беспокоится. Так и поступайте.

Высокомерие - это качество, при помощи которого человек пытается защитить свою личность от различных нежелательных неприемлемых проявлений. Оно способствует тому, что высокомерный человек больше ощущает собственную значимость. Но это не очень-то нравится окружающим - и чувство отторжения в этом случае является вполне справедливым, ведь никто не хочет ощущать себя хуже другого. Является ли слово «высокомерие» синонимом гордыни? И каков полный смысл этого слова?

Синоним гордости, аналог потребительства

Психологи считают, что высокомерие всегда связано с потреблением. Высокомерный человек - это тот, кто ожидает от других постоянной похвалы, особого отношения, а также признания. Кредо человека в общении - "мы друг для друга". Девизу высокомерного человека могут соответствовать следующие слова: "ты для меня". Тщеславная личность всегда хочет ощущать себя на руководящей позиции. Эти люди отличаются от остальных тем, что склонны постоянно поучать и наставлять окружающих, а также делать замечания. Люди этого сорта без зазрения совести делают выбор за других, поскольку считают себя экспертами во всех жизненных сферах. Однако в психологическом отношении высокомерие является тщательно выстроенной в течение жизненного пути защитной реакцией.

Высокомерный человек - это тот, кто при помощи такого поведения пытается защититься от чувства собственной никчемности. Он сознательно выбирает такой тип поведения, который помогает сделать его существование более комфортным. С помощью высокомерия человеку легче контролировать окружающий мир. Поскольку высокомерие стоит на страже чувства собственной значимости, в этом типе психологической защиты очень нуждаются люди, которые испытали серьезное унижение или стыд.

Лечение от надменности

Таким образом, оказывается, что высокомерный человек - это не тот, за кого он пытается выдать себя окружающим. При этом люди такого сорта в гораздо большей мере вызывают презрение по отношению к себе со стороны окружающих. Своим чувством надменности они постоянно задевают гордость и чувство собственного достоинства собеседника. Высокомерный человек - это тот, кто постоянно отдаляет от себя окружающих, ведь своими действиями он сеет холод при общении.

Для такого человека важно суметь принять свои собственные несовершенства и научиться проявлять уважение к людям. Ему нужно овладевать умением замечать свою ценность, а также ценить окружающих. Из вертикальных взаимоотношений с миром, где высокомерный человек занимает положение сверху, он должен постепенно переходить в горизонтальные, где общение происходит на равных.

Причины

В действительности гордыня является противоположностью ничтожества. Иными словами, это антоним заниженной самооценки. То, как ведет себя высокомерный человек, - это крайность, которая вряд ли может привести к чему-либо хорошему. Нередко высокомерие может быть следствием неправильного воспитания. Это происходит, когда родители с самых ранних лет говорят своему чаду: «Ты самый лучший, самый умный, самый красивый, ты лучше других». В наибольшей степени это отражается на самооценке ребенка, когда слова родителей являются абсолютной неправдой. Они никак не подкреплены его собственными поступкам. Иными словами, ребёнок практически ничего хорошего не делает, не прилагает никаких усилий, но при этом постоянно получает похвалу. Высокомерие формируется, когда ребёнок получает незаслуженную награду.

Есть еще один случай формирования высокомерия. Человек становится надменным, когда он не умеет работать со своей самооценкой, не может принимать собственные недостатки, относиться к ним должным образом и постепенно их устранять.

Решить проблемы за счет других

Итак, мы рассмотрели, почему люди высокомерны и откуда берет свое начало эта проблема. Люди, у которых нет душевного покоя, пытаются различными способами восполнить свои душевные муки за счет окружающих. Высокомерие нередко возникает, когда человек чувствует давление собственной психологической проблемы, однако изо всех сил он пытается это давление сдержать. Пословица "из грязи в князи" указывает на то, что высокомерие - достаточно старая проблема в человеческом мире. Если человек помнит, кем он был недавно и что он делал, однако начинает стесняться своего прошлого, пытается забыть его, то у него возникают психологические трудности.

Как быть с гордецами?

Как вести себя с высокомерным человеком? Психологи не рекомендуют пытаться подчинить его себе или же указывать на зависимость. Нередко высокомерный человек хвалится не своими реальными достижениями, а планами. В таком случае его можно и нужно просто поставить на место. Про высокомерных людей говорят, что у них «высокая мера». Эти люди имеют высокий уровень притязаний. Однако недостаток состоит в том, что эти притязания ни на чем не основаны. Многие справедливо считают высокомерие душевным недугом. Эта черта характера лишает обладателя человечности, отдаляет его от действительности. Заносчивый человек не может видеть реального положения вещей, ведь все вокруг кажутся ему недостойными.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного !

Опасность высокомерия и запретность этого порочного качества

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Воистину, высокомерие (аль-кибр) является самым отвратительным и наихудшим из числа пагубных нравственных качеств, которое строжайшим образом запрещает Шариат Аллаха, за которое уготовано унижение в мире этом и наказание в мире ином.

Высокомерие – это качество, которое препятствовало надменным и возгордившимся тиранам принять истину и подтолкнуло их притеснять людей. Более того, это порочное качество предводителя всех высокомерных и заносчивых людей – шайтана, за которое он был проклят. Всевышний Аллах сказал: «Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Они пали ниц, и только иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: “Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?” Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» (аль-А’раф, 7:11-12).

Говоря о сущности и опасности высокомерия, шейх Мухаммад Джамалюддин аль-Къасими сказал: «Высокомерие является преградой на пути в Рай по той причине, что оно отделяет раба Аллаха от всех нравственных качеств, присущих верующим, тогда как нравственные качества и есть пути, открывающие врата Рая, однако высокомерие и горделивость запирают все эти врата. Дело в том, что высокомерный человек не в состоянии желать верующим того же, чего он желает самому себе, как не может и проявлять скромность и смирение, являющееся главным качеством богобоязненных. Также он не в состоянии ни оставить злобу, ни постоянно придерживаться правдивости, ни отказаться от проявлений гнева, ни подавлять свой гнев, ни перестать завидовать людям, ни давать искренние советы, ни принимать их от других, ни освободиться от презрения по отношению к людям, ни перестать сплетничать о них. Одним словом, какое бы порицаемое качество ни существовало, высокомерный и горделивый человек вынужден прибегнуть к нему, чтобы посредством этого сохранить свою горделивость, и какое бы благое нравственное качество ни существовало, он не в состоянии его проявить из-за страха, что утратит свою величавость». См. «аль-Мау’иза аль-муъминин» (244).

Более того, каждый мусульманин обязан знать, что горделивость, слава, величавость относятся к числу таких вещей, обладание которыми в полной мере присуще только Всевышнему Аллаху, сказавшему: «Ему принадлежит величавость на небесах и на земле» (аль-Джасия, 45:37).

Ведь «аль-Кибрия» – это качество Аллаха, а «аль-Мутакаббир» – одно из Его прекрасных имён. И по этой причине тот, кто будет пытаться уподобиться в этих качествах Господу миров, будет сурово наказан! Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Могущество – Мой изар, а величавость – Моя накидка. Того же, кто пожелает оспорить у Меня одно из двух, Я подвергну мучениям!”» Муслим (2620).

Каждый мусульманин, какого бы высокого положения он ни достиг, должен понимать, что всё это даровано ему Всевышним, который может лишить всего в один миг. И сколько было примеров тому, как влиятельные и знатные люди становились униженными и презренными ещё в мире этом. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь”» (Али ‘Имран, 3:26).

В этой небольшой статье, с позволения Всевышнего Аллаха, хотелось бы в первую очередь напомнить себе, а затем и другим мусульманам об опасности такого качества, как высокомерие, приводя для этого аяты Корана, достоверные пророческие хадисы и слова наших славных предшественников из числа великих имамов ахлю-Сунна.

Коран, Сунна и слова саляфов относительно запретности и порочности высокомерия

Всевышний Аллах сказал: «Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха» (аль-Анфаль, 8:47).

«Воистину, Он не любит высокомерных» (ан-Нахль, 16:23).

Всевышний Аллах также сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь высотою гор! Всё это зло ненавистно твоему Господу» (аль-Исраъ, 17:37-38).

Всевышний Аллах также сказал: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (аль-Къысас, 28:83).

Всевышний Аллах также сказал: «Аллах накладывает печать на сердце каждого высокомерного тирана» (Гъафир, 40:35).

Также Всевышний Аллах сообщил, что мудрый Лукъман в своих наставлениях сыну сказал: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукъман, 31:18).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку». Один из услышавших это сказал: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, Аллах – Прекрасен, и Он любит прекрасное. Однако высокомерие – это неприятие истины и презрение к людям». Муслим (91).

Этот великий хадис ясно указывает на то, что высокомерие препятствует вхождению в Рай, как и указывает на определение понятия «высокомерие», а также и на то, что само по себе желание выглядеть красиво не является высокомерием, если только этого нет в намерении украшающего себя.

Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф рассказывал: “Как-то встретились на холме Маруа ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен ими Аллах) и стали разговаривать между собой. Затем Ибн ‘Амр ушёл, оставив Ибн ‘Умара плачущим. Когда же его спросили: «О Абу ‘Абду-р-Рахман, что заставило тебя плакать?» Он ответил: «Ибн ‘Амр утверждает, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, в сердце которого было высокомерие весом с пылинку, Аллах ввергнет лицом в Огонь»”. Ахмад (2/215). Хафиз аль-‘Иракъи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/413), “Тахридж аль-Муснад” (7015), “Сахих ат-таргъиб” (2909).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день высокомерные будут воскрешены с размером муравьёв в образе людей, которых будет окружать унижение со всех сторон. Их поволокут в темницу, находящуюся в Аду, которая именуется «Буляс». И охватят их адские огни, а поить их будут выделениями обитателей Ада, именуемым “тынатуль-хабаль”». Ахмад (2/179), аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” (557), ат-Тирмизи (2492). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Багъауи, Бадруддин аль-‘Айни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “Шарх ас-Сунна” (13/168), “Умдатуль-къари” (23/120), “Тахридж аль-Муснад” (6677), “Сахих ат-Таргъиб” (2911).

Да упасёт от этого Аллах!

‘Убайдуллах ибн ‘Ади передал: “Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре сказал: “Поистине, когда раб Аллаха проявляет скромность ради Аллаха, Аллах увеличивает его мудрость и говорит: «Возвысься, да возвысит тебя Аллах!» И такой человек считает себя жалким, хотя в глазах людей он возвышенный. И поистине, когда раб Аллаха проявляет высокомерие, преувеличивая своё положение, Аллах опускает его на землю и говорит: «Удались, да удалит тебя Аллах!» Такой человек считает себя важным, тогда как в глазах людей он низок. Более того, в глазах людей он презреннее, чем свинья”. Абу Дауд в “аз-Зухд” (73), ‘Умар ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (2/750), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-Иман” (10/454). Исследователь книги «аз-Зухд» подтвердил достоверность иснада.

Аль-Хайсам ибн Малик сказал: “Я слышал, как ан-Ну’ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре сказал: «Поистине, у шайтана есть сети и ловушки! И поистине, сетями шайтана и его ловушками являются:

— Неблагодарность к милостям Аллаха;

— Проявление горделивости посредством того, что даровал Аллах;

— Высокомерное отношение к рабам Аллаха;

— Следование страсти в не подчинении Аллаху»”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (553), аль-Хараиты в “Фадыля аш-шукр” (1/135). Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим. См. “Сахих аль-Адабуль-муфрад” (430).

Сказал аль-Мунави: «Эти качества являются ловушками шайтана, которые он установил для поимки сынов Адама. И если Аллах пожелает зла для Своего раба, то оставил его наедине с шайтаном, и он воплощает в себе эти качества, впадает в сети шайтана и оказывается в числе погибших. А кому Аллах желает блага, того он приводит в чувство, чтобы он отдалился от этих качеств и остерегался их». См. «Файдуль-Къадир» (2/499).

Следует отметить, что Всевышний Аллах – Справедливый и Милостивый, и Он не пожелает зла тому, кто стремится к благу. Однако печальный удел постигает лишь тех, кто сам упорствует и отвращается от Аллаха.

Аль-Ахнаф ибн Къайс говорил: «Я удивляюсь сыну Адама, который проявляет высокомерие, тогда как он дважды вышел из места справления малой нужды!» Ибн Аби ад-Дунья в «ат-Тауаду’ уаль-хумуль» (201), ад-Динури в «аль-Муджаляса» (5/301), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (10/494). Иснад является отличным. См. «Тахридж Шу’аб аль-Иман» (7861).

Подобные слова также передаются от аль-Хасана аль-Басри, что приводил имам Ахмад в своей книге «аз-Зухд» (стр. 278).

Т.е. каким образом может позволять себе проявлять высокомерие тот, кто дважды вышел из полового органа: первый раз из полового органа отца в виде семени, а второй раз из полового органа матери в виде младенца?

Сообщается, что когда аль-Мухалляб ибн Аби Сафра – правитель Хорасана, горделиво проходил мимо Малика ибн Динара, Малик сказал: «Разве тебе неведомо о том, что эта походка ненавистна Аллаху, если не считать обрядового обхода между Саффа и Марва?!» На это аль-Мухалляб сказал: «Разве ты не знаешь, кто я такой?!» Малик ответил: «Конечно, знаю. Начало твоё – презренное семя; конец твой – гниющее тело; а между этими событиями ты содержишь (в своём теле) нечистоты!» Этими словами аль-Мухалляб был сломлен, после чего сказал: «Сейчас ты узнал обо мне истинным познанием». См. «ас-Сияр» (5/362).

Суфьян ибн ‘Уйейна говорил: «Тот, чей грех заключён в его страсти, то есть надежда на то, что он покается, ведь Адам (мир ему) ослушался Аллаха из-за своего страстного желания (вкусить запретное дерево), и ему было это прощено. Но если грех человека в его высокомерии, то за такого есть опасение, что его постигнет проклятие, ибо иблис ослушался Аллаха по причине высокомерия и был проклят». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (7/272), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (6/296).

Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Было сказано:

— Кто восхищается своим мнением – заблудился;

— Кто ограничился лишь своим разумом – ошибся;

— Кто проявил высокомерие к людям – унизился;

— Кто сопровождал низких людей – стал презренным;

— А кто сидел рядом с учёными – стал почитаемым». См. «Джами’у баян аль-‘ильм» (1/143).

В чём чаще всего проявляется высокомерие?

Высокомерие бывает нескольких видов: по отношению к Всевышнему Аллаху, Его посланнику и Его религии, что является наихудшим видом высокомерия; и в отношении к людям.

Также высокомерие бывает, как скрытым, так и явным. Скрытое высокомерие является одним из качеств души, тогда как явное высокомерие выражается в действиях, совершаемых различными частями тела.

Что касается случаев и причин, в которых наиболее часто проявляется высокомерие, то ими являются:

Непринятие истины и презрительное отношение к людям

Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы отправили Мусу и его брата Харуна с Нашими знамениями и ясным доказательством к Фараону и его знати, но они возгордились, ведь они были людьми надменными. Они сказали: “Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам?!”» (аль-Муъминун, 23:45-47).

Всевышний Аллах также сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путем, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это – потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (аль-А’раф, 7:146).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Высокомерие – это неприятие истины и презрение к людям». Муслим (91).

Кичливость своим происхождением

Это также одно из самых распространённых и отвратительных причин, из-за которых люди проявляют высокомерие.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо люди прекратят кичиться своими предками, которые умерли и не являются ничем иным, кроме как углем Ада, либо они станут более презренными перед Аллахом, чем навозный жук, который окунается в испражнения своим носом». Ахмад (2/523), Абу Дауд (5116), ат-Тирмизи (3955). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5482), «Сахих ат-Таргъиб» (2922).

Со слов Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во времена пророка Мусы (мир ему) два человека начали перечислять свои родословные. Один из них сказал: “Я сын такого-то и такого-то”, и так он досчитал до девяти, а затем сказал: “А кто ты такой?! Да лишится тебя твоя мать!” Тот сказал: “А я такой-то, сын такого-то и сын Ислама”. Тогда Аллах ниспослал откровение Мусе, чтобы он сказал этим двоим, перечислявшим свои родословные: “Что касается тебя, о тот, который перечислил свою родословную до девятого (колена), которые в Аду, то ты будешь десятым из них в Огне! А что касается тебя, о тот, который перечислил свою родословную лишь до двоих, которые в Раю, то ты будешь третьим из них в Раю!”» Ахмад (5/128), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (5132), ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» (1/406). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (1492).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В день покорения Мекки Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям с речью, и сказал: “О люди! Поистине, Аллах удалил от вас высокомерие времён невежества и гордость своими отцами. Люди делятся на два вида: богобоязненный верующий, почитаемый Аллахом, и несчастный грешник, униженный Аллахом. Все люди – сыны Адама, а Аллах сотворил его из земли”. После чего он прочитал аят: “О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах - Знающий, Ведающий” (аль-Худжурат, 49:13)». ат-Тирмизи (3270), аль-Байхакъи (2/87). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Богатство и сыновья

Всевышний Аллах сказал: «В какое бы селение Мы ни направляли предостерегающего увещевателя, его изнеженные роскошью жители говорили: “Воистину, мы не веруем в то, с чем вы посланы”. Они говорили: “У нас больше богатства и детей, и нас не подвергнут мучениям”» (Сабаъ, 34:34-35).

Всевышний Аллах также сказал: «Приведи им притчу о двух мужах. Одному из них Мы устроили два виноградника, оградили их пальмами и поместили между ними ниву. Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало, а между ними Мы проложили реку. У него были богатства, и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”» (аль-Кахф, 18:32-34).

Красота, внешность, одежда

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, восхищаясь собой, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его. И будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари (5789), Муслим (2088).

Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «Восхищение человека самим собой указывает на то, что он смотрит на себя, как на совершенство, забывая о милостях Аллаха. Если же вместе с этим такой человек проявляет презрение к другим, то это уже порицаемое высокомерие». См. «аль-Муфхим» (5/407).

В основном в этот вид высокомерия впадают женщины, которых Аллах наделил красотой.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто носил в мире этом одежду шухра, на того Аллах наденет в День воскрешения одежду унижения и ввергнет в ней в Ад!» Абу Дауд (4029), Ибн Маджах (3606). Хафиз аль-Мунзири, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Одеяние, именуемое «аш-шухра» – это одежда, которой выделяются среди людей, как например её цветом или фасоном, в результате чего люди обращают на него внимание, а он начинает проявлять гордыню и высокомерие. См. «ан-Нихая» (2/515).

Имам аш-Шаукани сказал: «В этом хадисе содержится указание на запрет ношения одежды, вызывающей гордыню и высокомерие. К этому также относится тот, кто надевает одежду отличную от одежды общества. Также запрещенной является одежда, надеваемая для того, чтобы выделиться ею среди людей, независимо от того будет ли она дорогой или дешевой, будет ли соответствовать одеянию людей или нет, ибо в этом случае запрет связан с проявлением горделивости и высокомерия». См. «Найлюль-аутар» (2/94).

Со слов Му’аза ибн Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто отказался из скромности перед Аллахом от ношения дорогой одежды, имея возможность носить её, к тому Аллах обратится перед всеми Своими созданиями в День воскрешения, чтобы предложить ему на выбор любую из одежд веры, которую он пожелает надеть». Ахмад (3/439), ат-Тирмизи (2481). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (6145).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кушайте, пейте, давайте садакъа и носите одежду, но только избегайте в этом расточительства и высокомерия». Ахмад (6708), Ибн Маджах (3605), аль-Хаким (7188). Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кушайте, что хотите и надевайте что хотите, но избегайте две вещи: излишество и высокомерие». Ибн Аби Шейба (8/218). Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным.

Походка

Более того, высокомерие может проявляться даже в походке человека.

Всевышний Аллах сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь высотою гор!» (аль-Исраъ, 17:37-38).

Всевышний Аллах также сказал: «Не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукъман, 31:18).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, восхищаясь собой, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его. И будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари (5789), Муслим (2088).

Имам Ибн аль-Къаййим сказал: «Это похода обольстившихся и высокомерных людей, и эта та самая походка, по причине которой Аллах заставил землю поглотить человека, восхищавшегося сами собой». См. «Задуль-ма’ад» (1/162).

О том, что высокомерие бедняка более отвратительно, чем богатого

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не заговорит с тремя, не очистит их, не посмотрит на них и для них уготовано мучительное наказание! Это – блудливый старец; правитель, являющийся отъявленным лжецом; и высокомерный бедняк». Муслим (107).

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Речь идёт о бедняке, который проявляет высокомерие перед людьми, да упасёт от этого Аллах!

Поистине, бедный человек не обладает тем, что обычно влечёт проявление высокомерия. Да, может быть так, что богатого человека обольстило его богатство, по причине чего он начинает проявлять высокомерие перед рабами Аллаха или проявляет высокомерие в отношении истины. А что касается бедняка, не обладающего этим, так на основании чего ему проявлять высокомерие?! С таким человеком – высокомерным бедняком, Аллах не заговорит в день Суда, не посмотрит на него, не очистит его и ожидает его мучительное наказание.

Высокомерие запрещено как в отношении богатого, так и в отношении бедного человека, однако в отношении бедного это ещё строже. По этой причине ты можешь обнаружить, что когда люди видят богатого человека, проявляющего скромность, то они удивляются этому, возвеличивая это качество в нём и полагая, что этот богач обладает высочайшим нравственным качеством. Но когда они видят бедняка, проявляющего скромность, то он подобен и остальным людям, ибо бедность влечёт скромность. Так на основании чего ему проявлять высокомерие?!» См. «Шарх Рияд ас-салихин» (3/551-552).

О том, когда горделивость может быть похвальной

Со слов Джабира ибн ‘Атикъа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, из числа ревности есть такая, которую Аллах любит и которую ненавидит. Что же касается ревности, которую любит Всевышний Аллах, то это ревность в том, что вызывает подозрение. А что касается ревности, которую ненавидит Аллах, то это ревность в том, что не вызывает подозрений. И поистине, в проявлении высокомерия и гордыни есть то, что любит и ненавидит Аллах. Что же касается того, что любимо Аллаху, то это проявление человеком высокомерия при сражении с врагом, а также во время раздачи садакъи. А что касается высокомерия и гордыни, которую Аллах ненавидит, то это проявление высокомерия в притеснении и самовосхищении». Ахмад (5/445), Абу Дауд (2659), ан-Насаи (2558). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (2221).

Шейх ‘Азым Абади в отношении этого хадиса сказал: «Похвальная ревность – это когда человек проявляет ревность за своих близких женщин, видя от них совершение запретного. А ревность, которую Аллах ненавидит, это, к примеру, ревность человека к тому, что его мать или кто-то из близких родственниц выходит замуж. Подобную ревность Аллах ненавидит, ибо обязательным является для нас довольствоваться тем, что дозволил Аллах.

Что же касается проявления высокомерия во время сражения, то суть этого – устрашение врагов и придание оптимизма мусульманам, когда он при сражении врывается в ряды с силой и активностью, проявляя свое величие и гордость, чтобы вселить страх в сердца врагов.

А проявление этого во время раздачи садакъи, то суть в том, что подобное является причиной того, что человек начинает желать раздавать садакъи больше, делает это от души, не обращая внимания на количество расходуемого». См. «‘Аун аль-Ма’буд» (7/235).

О том, что помогает избавиться от высокомерия

Всё упомянутое указывает на то, какую опасность содержит в себе высокомерие, а, следовательно, каждый мусульманин обязан искоренять в себе это отвратительное качество, влекущее беду в мире этом в виде унижения и в мире ином в виде наказания.

В первую очередь избавиться от подобных отвратительных качеств помогает упование на Аллаха и обращение к Нему с мольбой, а также, конечно же, богобоязненность, ведь Всевышний Аллах сказал: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (аль-Худжурат, 49:13).

Также помогает избавиться от этого прочного качества то, что человек осознаёт свою слабость и несовершенство, помнит о наказаниях, уготованных высокомерным людям, и не забывает о великих достоинствах того, кто лишён высокомерия и проявляет смирение и скромность.

Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто умер, будучи непричастным к трём вещам: высокомерию, краже из трофеев и долгу, тот войдёт в Рай». ат-Тирмизи (1572), Ибн Маджах (2412). Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2785).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Садакъа никак не уменьшает имущества; Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других ничего, кроме славы; а любого, кто проявляет скромность ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах обязательно возвышает». Муслим (2588).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Поистине, вы относитесь беспечно к наилучшему виду поклонения, а это – скромность!” Ваки’ в «аз-Зухд» (213), Абу Хатим в «аз-Зухд» (1), аль-Байхакъи в «аз-Зухд» (393). Исследователи книг «аз-Зухд» подтвердили достоверность иснада.

Да и как мусульманам не проявлять скромность, если скромность – это качество Ислама и если самый великий и почитаемый самим Господом миров человек, а это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), был скромным?! Абу Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек, и когда он разговаривал с ним, у него дрожало тело (от переживания). Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: “Успокойся, я не царь. Поистине, я всего лишь сын женщины, которая ела засохшее мясо”». Ибн Маджах (3312), аль-Хаким (3/47). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани. См. «аз-Заваид» (3/162), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1876).

Также есть некоторые поступки, совершение которых помогают избавиться от высокомерия, на что указал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не будет проявлять высокомерия тот, с кем кушает его слуга, кто ездит на осле по рынкам, и кто доит овцу». аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (550), ад-Дайлями в «аль-Фирдаус» (3/44). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» (428).

Шейх Хусайн аль-‘Аваиша о словах: «кто ездит на осле» сказал: «Этому подобно вождение простеньких, дешёвых машин.

В этом хадисе содержится указание на то, что привычка к некоторым определённым поступкам, как употребление пищи со слугой, доение овец и т.п. помогают избавиться от высокомерия и очистить сердце от него». См. «Шарх Сахих аль-Адабуль-муфрад» (2/178).

Имам аш-Шафи’и говорил: «Самое высокое положение из людей занимает тот, кто не считает себя значимым, а самое большое достоинство из людей у того, кто не считает себя достойным». аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (6/304).

Прошу Всевышнего Аллаха избавить нас от такого порочного качества, как высокомерие и наделить нас скромностью и смиренностью!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!



Случайные статьи

Вверх