Факт научный. Смотреть что такое "факт" в других словарях

ФАКТ в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность Ф. образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание Ф., их интерпретация и объяснение. В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (неопозитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). Если фактуализм подчеркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, видит в их совокупности надежный и устойчивый базис науки, а главную функцию науки усматривает в описании и накоплении Ф., то теоретизм, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории («теоретически нагружены») и при смене теорий происходиьт изменение всего фактуального базиса науки. Эмпирическое познание базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом, предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельностью. Эмпирическое обобщение - замеченная в природе закономерность, причины которой нам еще непонятны. Эмпирическое знание имеет сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:

а) единичные эмпирические высказывания («протокольные предложения»), которые фиксируют результаты единичных наблюдений. Как показала история науки, говорить о «чистых», незаинтересованных, немотивированных какой-либо теорией наблюдениях и, соответственно, протоколах наблюдений в науке не приходится: это очевидное положение;

б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов;

в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);

г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА - некоторое множество утверждений теории об основных свойствах и отношениях ее исходных объектов. Например, теоретической схемой классической кинематики Ньютона являются три ее основных закона. Понятно теоретической схемы было введено в методологию науки И.С.Степиным для оппозиции позитивистскому пониманию структуры научной теории, понимаемой только как логически упорядоченное множество ее высказываний без указаний на конкретный тип теоретического объекта, к которому они относятся. Объяснение и предсказание эмпирических фактов осуществляется не непосредственно на основе картины мира, а через применение создаваемых теоретических схем и связанных с ними выражений теоретических законов, которые служат опосредующим звеном между картиной мира и опытом. В развитой науке теоретические схемы создаются вначале как гипотетические модели, а затем обосновываются опытом. Их построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала при создании новой модели. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯЛюбая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ­ций. В современной методологии науки выделяют следую­щие основные элементы теории: 1) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предме­тов; 3) логика теории, нацеленная на прояснение структу­ры и изменения знания; 4) совокупность законов и утверж­дений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой эле­мент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объек­та во всей его целостности и конкретности.



Абстрактный объект теории

Абстрактный объект - объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции; когнитивно представленный объект познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. Различие между абстрактным и конкретным объектом проще всего понять интуитивно на конкретном примере: Тенис – абстрактное, игра в теннис – конкретное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному - это теоретический метод научного познания, основанный на последовательном переходе от абстрактного знания к конкретному в процессе реконструкции развития объекта исследования. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем, который, однако, дал ему идеалистическое толкование, представив его не как способ решения научно-теоретических задач, а как форму схематизации своей спекулятивной философской системы, приводящей к абсолютному знанию. Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе - при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место. Оценка знаний как абстрактного и конкретного относительна: знание оценивается как абстрактное или конкретное только по отношению к другому знанию. Анализ есть переход от конкретного к абстрактному, синтез - восхождение от абстрактного к конкретному. Абстракция научная (лат. - удаление, отвлечение) - отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.



Строение научных теорий

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Итак, строение теории можно представить в такой схеме:1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3) логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных, или неосновных законов;4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Как мы увидим ниже, в теориях разного типа и находящихся на различных ступенях развития, не все эти элементы представлены в такой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в естественнонаучных, но даже в содержательных математических теориях, предполагаются общеизвестными и потому обычно заранее не формулируются. В эмпирических теориях, которые еще только складываются, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточные законы меньшей степени общности, и вследствие этого общая логическая структура теории остается однозначно неопределенной. Она скорее напоминает мозаику из множества отдельных подтеорий, связывающее отношение между которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего исследования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от обнаружения новых фактов и открытия ранее неизвестных законов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо существенно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке также и теоретический базис.

Эволюция детерминизма

Детерминизм - (от лат. determi.no - определяю) - учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм), или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление. Идея состоит в причинной связности всего, что существует на свете. Но это не отменяет свободу воли. Механический (классический) детерминизм (Лаплас): из нынешнего состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Причинность оказывается как бы внутри этих законов. Теологический детерминизм выступил как учение о предопределенности развития мира со стороны Бога. Космологический детерминизм утверждает однозначность развития природы. Антропологический детерминизм исключает свободу человека, утверждая фатальную предопределенность. Главный недостаток механистического детерминизма состоит, прежде всего, в том, что он представляет мир, Вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. В таком мире не было бы ничего неопределенного и случайного. В связи с этим сама случайность по существу исключается из природы и общества. 2) Вероятностный (неклассический) детерминизм. В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинно-следственных отношений. Следствие вытекает из причины уже только с некоторой вероятностью, а не с необходимостью. Вероятность – это степень необходимости, способная принимать непрерывный спектр значений от нуля (невозможность) до единицы (необходимость). Понятие абсолютной точности бессмысленно (парадокс береговой линии – береговая линия суши не имеет четко определенной длины).

Каждое событие в модели вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений частичных причин и следствий. Исчезает абсолютное различие между ними. То, что в данный момент является причиной, в следующий момент может стать следствием.

Примеры: учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира.

3) Синергетический (постнеклассический) детерминизм - любые порядки (нормы), которые существуют, возникают из хаоса. Хаос порождает порядок. Синергетическое развитие сопряжено с аттракторами и бифуркациями. Аттрактор - последующее состояние предсказывает предыдущее - необходимость. Любой аттрактор входит в зону бифуркации. Понятие цели уже не представляется противоречащим причинности, а рассматривается как ее особый вид, целевая причинность. Признается объективная природа случайности, свобода рассматривается в качестве формы самодетерминации. Изменяется и подход к изучению причинно-следственной связи - основной формы детерминации. Взаимосвязь причины и следствия рассматривается не как однонаправленный процесс, а как двусторонний, с обратной связью.

Факт – эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать; знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблемы в науке обусловлены выдвижением гипотез, преодолевающих ограниченность существующих теорий.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, нуждается в доказательстве.

Закон – форма знания, отображающая общие, повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами. Законы – это ключевые элементы научной теории. Для классической науки XVII-XIX вв. характерны динамические законы , отображающие объективную закономерность в форме однозначных (жестких) связей, не допускающих случайностей (жесткий детерминизм ). Длянеклассической науки ХХ-ХХI вв. характерны статистические законы , которые отображают объективную закономерность в форме вероятных связей, не дают однозначных предсказаний "поведения" единичных объектов, однако оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера (вероятностный детерминизм ).

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности определенной области действительности. Элементами научной теории являются исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.); идеализированные объекты; язык теории; логика теории; законы и утверждения, выведенные из основоположений; философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Концепции развития науки . Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, "почему" и "как" она развивается.

Согласно концепции интернализма развитие науки определяется внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализма развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление) развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. имеют место научные революции.

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.


Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т.Кун. И. Лакатос разработал концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ. Т. Кун разработал концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – "размножения теорий", условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

Тема 18. Человек и природа

Природа – 1) весь мир в многообразии его форм (в одном ряду с понятиями "материя", "универсум", "вселенная"); 2) все, что возникло естественным путем; совокупность естественных условий существования человеческого общества; 3) объект естествознания ("наук о природе").

В общем виде природа состоит из неживой и живой. Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией (элементарные частицы, атомы, химические элементы, макротела, небесные тела, звезды, галактика и Вселенная). Живая природа – совокупность организмов, которые делятся на пять царств (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные), организованных в экосистемы, которые в совокупности составляют биосферу.

Биосфера – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера включает в себя совокупность всех существующих на Земле живых организмов и среду их обитания; в состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Учение о биосфере развито академиком В.И. Вернадским.

Особенности эмпирического исследования

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность. Эмпирическое опытное исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. Его важнейшим элементом является факт, который имеет следующие основные значения: 1) Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности, либо к сфере сознания и познания. 2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины (научный факт). 3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдения и экспериментов (научный факт). Ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий. А. Эйнштейн считал, что факты без деятельности ума сами по себе не могут привести к научному познанию. В понимании природы факта существуют две крайние точки зрения: 1) фактуализм (независимость и автономность фактов по отношению к разным теориям). 2) теоретизм (факты полностью зависят от теории). Верное решение состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, т.к. детерминирован действительностью. В научном познании факты играют двоякую роль: 1) образуют эмпирическую основу для выдвижения гипотез, построения теорий. 2) факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении.

В.И. Вернадский писал: «Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения. Это резко отличает науку от философии и религии». Недопустимо выхватывать отдельные факты, а рассматривать их во взаимосвязи, в целостной системе. Необходимо различать факты действительности , как отдельные ее проявления и факты знания , как отражение этих проявлений в сознании человека. Ученый не ищет вслепую факты, а руководствуется целями, задачами, концептуальной системой. Факт планируется, конструируется теорией; факты теоретически нагружены и исходный пункт науки – это теоретические схемы, концептуальные каркасы действительности (постулаты, принципы, определения, концептуальные модели). Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана до ее последних штрихов в лаборатории (А. Уайтхед, К. Поппер).

1. Единица эмпирического знания, соотносящаяся с гипотезой и теорией.

2. Особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

3. Отражение факта объективного в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.

4. Понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности (онтологический аспект) и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой - несет в своем содержании следы семантического воздействия последних (логико-гносеологический аспект).

5. То, что получают в результате наблюдения, которое либо подтверждается, либо проверяется.

Пояснения:
Чтобы что-то обсуждать - нужны факты.

В научном познании Факты научные служат эмпирической основой теоретических построений (для выдвижения гипотез и создания теорий), которые были бы без них невозможны. Задачей научной теории является описание фактов со всеми их отношениями и связями, их интерпретация и объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов.
Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактов - одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или даже нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

Центральной проблемой концепции факта является, во-первых, соотношение объективного и субъективного, а во-вторых, взаимозависимость фактов и теории.

Понятие "факт" предполагает объект, предмет, который в его данности, всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности субъект, с его несовершенством, и заменить его аппаратом, инструментом.
Факты должны быть повторяемы и воспроизводимы, т.е. не зависеть от того, когда, где и какими наблюдателями получены.
Особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории философии и социологии.

Чтобы наблюдение стало Фактом научным, необходима уверенность, что описание обладает полнотой учета всех относящихся к данному явлению обстоятельств.

Факты научные объективны из-за того, что они ограничены вещами и событиями, поддающимися наблюдению и исключению любой информации, которую нельзя проверить.

Факт научный неотделим от языка, на котором он выражен, и, следовательно, от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Факты, относящиеся к конкретной научной проблеме, называют данными.



Случайные статьи

Вверх