Как мотивировать ребенка к учебе. Что делать, если ребенок потерял интерес к учебе

Сегодня многие учащиеся не обнаруживают интереса к школьной программе, воспринимая занятия как утомительную обязаловку. Желание учиться практически полностью утрачивается к 5-7 классу, в то время как учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования.

Школа не тянет…

Увы, сегодня непросто найти ученика, который бы с нетепернием ждал начала учебного года, чтобы снова оказаться за школьной партой. Даже первоклашки довольно быстро разочаровываются в своем новом образе жизни, оказываясь в роли школьников. Но особенно это касается учащихся 5-7 классов – они не обнаруживают очевидного интереса к школьным дисциплинам, у них отсутствует потребность в освоении школьной программы. И хоть школа отнюдь не место, чтобы просто убивать в ней время, многие ученики воспринимают учебный процесс как утомительную обязаловку между переменами и отдыхом, когда можно поиграть в компьютерные игры, заняться спортом или любимым делом.

Школа не ассоциируется у учащихся как . У них и так все есть для этого. Отсюда и отсутствие у школьников внутренней мотивации к учебе. Будь их воля, они бы сократили учебное время наполовину. Сегодня школа утратила былую монополию на знания – благодаря Гугл и Википедии можно легко и быстро найти любую интересующую информацию. В то время как обычные школьные дисциплины вызывают у детей и подростков недоумение, как то: так ли уж необходимо знать правила правописания в эпоху его автоматической коррекции? Да, школа придерживается традиционного набора дисциплин, она консервативна.

А ведь учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования. Ведь самое сложное, из того, что нам приходится освоить в жизни – ходить и говорить – этому мы учимся в раннем детстве с завидным рвением и играючи. Хотя ребенок иногда должен пройти через тысячи болезненных для него моментов, пока начинает более менее связно и членораздельно говорить. Так же как и передвигаться на ногах – все это результат неукротимого желания детей учиться. Они и дальше не сдаются, пока не освоят скейтборд, компьютерную игру или не узнают все острова в Тихом океане.

Что жизнь диктует…

Игра для детей и подростков — естественный способ развития бесчисленных навыков и приобретения знаний. Проблема в том, что естественный энтузиазм в обучении снижается у детей уже в начальной школе и практически пропадает в пубертатный период. Учебные материалы, предлагаемые школой, не вызывают интерес к учебе. Потребности образования современных детей и подростков не совпадают с точкой зрения взрослых.

Человек, по природе своей не может быть запрограммирован, но обучаем. В основе своей, все мы готовы учиться, когда для нас это имеет смысл. Чтобы знания и навыки были усвоены, они должны помогать нам в решении проблемы или реализации потребности. Дети осваивают сенсорный экран потому, что на нем они могут играть в увлекательные игры, или они учатся тому, как взломать код на семейном компьютере, чтобы смотреть то, что им запрещено. А то, что не может быть использовано конкретно в их собственной среде обитания, теряет свою привлекательность. Ну кто захочет провести целые часы, практикуя обработку бумеранга или изучая санскрит? Внутренняя мотивация к обучению возникает в связи с конкретным опытом в своем собственном жизненном пространстве. Мы стремимся приобрести те или иные знания и навыки с тем, чтобы справиться с проблемами, с которыми сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Все это ребенок имеет возможность освоить и вне школы.

Код доступа

Тем не менее, есть и другие мотивы для учебы. Знания и навыки также рассматриваются как культурные коды сообщества. И тот, кто может воспроизвести свои знания и имеет аналогичные навыки, характерные для значимого сообщества, сам относится к этой группе людей. Это знание и мастерство часто не имеет никакой связи с повседневной жизнью, но является одним из условий доступа к соответствующий круг посвященных . И подростки интуитивно осваивают что-либо, дабы не оказаться изгоями той группы сверстников, принадлежность к которой для них ценна. Будь то футбольный клуб, музыка или мода.

Так же и в начальной школе дети учатся и потому, что они хотят быть частью класса – «дети учатся, потому что весь класс стремится к одной цели», — так объясняет этот вид социально-психологической мотивации швейцарский психолог Аллен Гуггенбюль (Allan Guggenbuehl). А учебный материал выполняет и функцию «социального клея». Причем, здесь важна роль учителя — если он сможет реализовать эту функцию учебного материала – то класс, как говорится, у него в кармане, так как он сможет мотивировать к учебе и тех, кому учебный материал по своему содержанию не интересен. Интеграция очень разных детей из разных культур и с разными талантами является основной задачей начальной школы.

На сегодняшний же день в приоритете оказалась учебная программа как таковая. Что является следствием господствующей тенденции нормирования, выражающейся в ошибочном убеждении, что каждый ребенок может все выучить, главное найти к нему индивидуальный подход. На самом деле, чтобы задействовать дополнительную мотивацию в обучении, школе необходимо выработать больше терпимости к инаковости. «В каждом классе могут быть и более слабые ученики, с более низкой успеваемостью, но все равно они учатся лучше, когда класс охвачен общей целью, — продолжает Гуггенбюль. Важно, чтобы дети учились ориентироваться в классе, чтобы узнать себя, и проявили интерес к групповым ценностям и своего коллектива».

Учет гендерных различий

Резервом повышения интереса к учебе несомненно оказывается учет гендерных различий учащихся. В том числе и особенностей психической конституции девочек и мальчиков. Совместное обучение, безусловно, — верный выбор, но не абсолютно во всех отношениях. В частности, девочки и мальчики должны иметь разную сетку часов в расписании, например, по таким дисциплинам, как физкультура и языки.

«К мальчикам должны быть применены иные критерии дисциплинированности и с ними надо обсуждать иные темы, чем с девочками. В организации учебного процесса в школе должен реализовываться не идеологический, а прагматический подход — утверждает Гуггенбюль. – «это очень странно, когда у более половины школьников-мальчиков диагноз дефицита внимания и концентрации, поведенческого или во время чтения. Это скандальное недоразумение». Складывается впечатление: если ребенок не выдержал норматив по успеваемости, то он объявляется больным и плохо успевающим, и соответственно изгоем в классе. Это указывает на серьезные недостатки системы школьного образования.

Ценность отношений

Еще одна причина желания что-то узнать кроется в нашем стремлении к отношениям. Нам необходимы значимые персоны, на которых мы ссылаемся, с которыми мы находимся в более тесном эмоциональном контакте. Мы проявляем интерес друг к другу, фантазируем о других, неизбежно строим определенные ожидания и конфликтуем. Для детей и подростков, помимо членов семьи, чрезвычайно важное значение имеют наставники, люди, которые готовы в них инвестировать свое время и энергию.

Учащиеся больше выкладываются в школе, если у них возникает контакт с учителем. То есть, интерес к предмету у ученика инициируется за счет этого контакта. Дети быстро научаются распознавать, когда учитель доволен ими или чем может быть раздражен. Интерес к предмету может возникнуть, потому что ученик дорожит партнерскими отношениями с учителем. Поэтому преподаватель должен обладать достаточной внутренней свободой и временем, чтобы проявиться как личность для своих учеников. О таких учителях обычно говорят — «с чудинкой».

Обыденность скучна

Существует еще одна причина, почему у учащихся возникает интерес к учебе. Речь идет о стремлении к необычному . Американский психолог Джоан Лукариелло (Joan Lucariello) подвергла анализу спонтанную речь учащихся. То, о чем они охотно говорят без указаний со стороны их родителей и учителей. Вывод был очевиден: событиях и проблемы, выходящие за грани повседневности – безумства, неожиданности, непристойности или насилие. Обыденность не привлекала особого внимания, она скучна. Психологическая причина того: наше мышление активизируется, когда мы сталкиваемся с чем-то неординарным . Что и привлекает наше внимание. По этой причине мы, взрослые, смотрим новостные передачи. И если бы в них рассказывали только о повседневных, нейтральных событиях, их рейтинг упал бы до нуля. Подростки очень быстро осознают, что от них требует учебная программа, и могут утратить интерес к ней.

Интерес к учебному материалу возрастает, если он в какой-то части непривычен и воспринимается не только как обычная часть учебной программы. С позиции ученика, учитель должен быть не только медиатором учебного материала, но и транслировать живой интерес к окружающему миру, к загадкам и парадоксам бытия. То есть быть наставником. Школа как социальный институт сегодня прирастает лишь стараниями педагогов, способных заинтересовать учеников, раскрыться перед ними как личность, и устанавливая контакт с ними, людьми нового поколения, понимая их интересы, увлечения и переживания, быть с ними на одной волне, убежден Гуггенбюль. Словом те, кто в состоянии задействовать у своих учеников все резервы повышения внутренней мотивации к учебе .

Естественно, что такой учитель сможет состояться (и не один, а множество) только тогда, когда система образования строится на соответствующей концепции, и государство готово ее финансировать.

Светлана Александрова Линс

В работе над этой статьей были использованы публикации Аллена Гуггенбюля.

____________________________________________________
Активная ссылка на журнал при перепечатке обязательна.

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску

Отсутствие интереса к учению – одна из главных проблем школьного образования.

Одной из главных проблем школьного образования является то, что огромное количество учащихся всех звеньев обучения теряют желание учиться, а число имеющих ситуативные, аморфные, нестойкие интересы, увеличивается.

Как пишет в своей работе «Формирование учебных навыков» Д. Хамблин: «Случается, что ученик только физически присутствует на уроке, в то время как мысли его витают где-то далеко. Несосредоточенность на работе классе, невключенность в нее, по-видимому, связаны с пассивными и инертными способами учения». .

В то же время дети, инертные в школе, активно стремятся к проявлению себя в других жизненных сферах, никак не связанных со школой. Инертность, пассивность таких детей приводит в конечном итоге к отставанию по тем или иным предметам из-за невооруженностинеобходимыми навыками и умениями, приводит к уклонению от учения и сопровождается снижением познавательного интереса.

Кроме того следует иметь в виду, что на отдельных учащихся, стремящихся как-то выделиться в положительную сторону во время учебных занятий, могут негативно повлиять одноклассники или же сверстники, с которыми они чаще всего сталкиваются в своей повседневной жизни.

Д. Хамблин облекает это в следующие слова: «Группа может навязать нормы заурядности тем, кто хочет выделиться, или наказывать их». .

Правда, он тут же указывает на то, что не следует переоценивать влияние сверстников – это означало бы признать собственную педагогическую беспомощность.

Переоценивать, безусловно, не следует, но и недооценивать тоже нельзя. С этим негативным влиянием сталкиваются все педагоги, и не всегда удается этому помешать.

Еще Г.И. Щукина в своей книге «Познавательный интерес в учебной деятельности школьника» выделяет «три важнейших источника стимуляции познавательных интересов: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности учащихся и отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учащимися и между учениками». .

Так, где же найти пути решения этой проблемы? Как вернуть интерес к учению тем, кто его потерял? Конечно, здесь может помочь и содержание учебного материала. Если его обновить и нужным образом преподнести, то это может вызвать у учащихся удивление, например, к новым открытиям, или уважение к науке или ее представителям, что так или иначе будет способствовать пробуждению интереса. Кстати, Г.И. Щукина в своей книге отмечает несколько таких путей, основанных на содержании учебного материала. Среди этих стимулов она называет новизну самого материала, остранение,исторический подход к содержанию знаний, показ достижений современной науки и др. Но, несомненно, более важным и сейчас более востребованным современной школой являются два источника стимуляции познавательных интересов. Г.И Щукина, в частности, среди стимулов, связанных с организацией познавательной деятельности учащихся, акцентирует внимание на следующих: многообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемности в обучении, элементах исследования, а среди стимулов, вытекающих из отношений учащихся и учителем на уроке, она называет эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический оптимизм учителя, поддержка начинаний учителя учениками, соревнование..

Д. Хамблин тоже неоднократно высказывал свою озабоченность отсутствием интереса к учению. Для него решением этой проблемы является поощрение активного учения школьников. «Чтобы преодолеть инертность и безразличие, - пишет он в своей работе, - необходимо основывать формирование умений учебной работы на такой деятельности, которая поможет ученикам осознать и почувствовать ответственность за собственные успехи и неудачи»..

Как же сподвигнуть детей вести себя более активно на уроке? Причем речь идет о такой активности, которая была бы нацелена на развитие личности, на приобретение знаний, умений, навыков.

Для этого нужно изменит взгляды на природу человека. Д.Хамблин в своем исследовании дальше пишет: «Мы должны сделать выбор между представлениями о человеке как существе пассивном, формируемым внешними силами…, или же активном, способном осознавать окружающий его мир и воздействовать на него». .

Еще Р. Уайт показал, что человеку свойственно врожденное стремление к познанию себя и реализации себя в деятельности. В чем же поэтому при данном подходе должна состоять роль учителя? Д. Хамблин утверждает: «Одна из задач наставника – помочь детям осознать себя в роли субъекта учебной деятельности».. Из инертных и потерявших всякий интерес к обучению дети трансформируются в существ инициативных, находчивых, стремящихся к образованию. Как пишет сам Д. Хамблин: «Понимание роли собственной активности способно иногда пробудить дремлющую инициативу и энергию у ранее пассивного мальчика или девочки».[ 41 , 25-26] .

Но процесс обучения в школе на уроке строго регламентирован, вставлен в определенные рамки, это и объем информации, которую нужно усвоить, это этапы урока, которые нужно пройти, это контроль и т.д. Можно ли эти рамки раздвинуть, видоизменить с тем, чтобы учащимся на уроке дышалось свободнее, чтобы они ощутили себя активными участниками учебного процесса, субъектами деятельности на уроке?

Как подмечает Н.А. Менчинская: «Учение школьника детерминировано внешними обстоятельствами (программой, методами обучения). В то же время оно является результатом активности личности самого школьника»..

Н.А. Менчинская ставит вопрос: «Какой путь является более эффективным, путь строгой регламентации действий учащихся или путь поисковый, когда перед учеником ставится проблема и он сам активно ищет способы ее решения?» .

В ряде исследований изучалась эффективность этих путей. З.И. Камыкова и Г.В. Кирия независимо друг от друга пришли к одним и тем же выводам. На первом этапе усвоение происходит быстрее в тех условиях, когда даются готовые указания, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи, когда требуется самостоятельно приложить знания к решению задач, преимущество явно оказывается на стороне проблемных методов.

Таким образом, решение проблемы включенности ученика в учебный процесс как активного его участника, преодоление инертности, отсутствия интереса к учению лежит на пути признания за ним его неповторимости как личности, которая может и должна проявить весь заложенный в ней потенциал в процессе деятельности на уроке. Образование должно ориентироваться на такую личность, стать личностно-ориентированным.

И.С. Якиманская указывает на то, что в основе личностно-ориентированного обучения, о котором в данном случае идет речь, «лежит признаниеиндивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом». [ 57, 9] .

Вслед за изменением статуса ученика должна и изменится основная функция школы, которая по словам И.С. Якиманской «состоит не в нивелировании, оттормаживании опыта ребенка как несущественного, а наоборот, в максимальном его выявлении, использовании, окультуривании путем обогащения результатами общего исторического опыта». .

Меняется школа, а значит должны измениться и общие подходы к этой проблеме педагогической науки. И.С. Якиманская далее пишет: «Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены векторов в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса, к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки»..

Основная задача личностно-ориентированной педагогики заключается в том, чтобы развить способности ученика. Из этого следует, что здесь она пересекается с концепцией развивающего обучения.

Учебный процесс, так же как в при развивающем обучении, здесь при личностно-ориентированном подходе нужно строить не от обучения к учению, а от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Проектирование личностно-ориентированного обучения предполагает признание ученика основным субъектом процесса обучения, определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика, определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития.

Вслед за всеми этими изменениями модифицируется и сам урок. Перед ним ставятся несколько иные задачи. Как отмечает И.С. Якиманская: «В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию».[ 57, 41] .

Если умный ребенок, прежде учившийся исключительно на "хорошо" и "отлично" начинает приносить из школы одну "двойку" за другой, чаще всего родители реагируют двумя способами. Либо обвиняют "скатившегося" ученика в лености и наказывают (запрещают пользоваться компьютером или планшетом, смотреть телевизор), либо пытаются исправить ситуацию обещаниями всяких благ за "нормальные оценки" и нанимают репетиторов.

Психологи и педагоги призывают родителей не спешить с выводами, репрессиями и посулами, а успокоиться и подумать, в чем причина неуспеха. Возможно, ребенок попал в ситуацию, в которой обречен на неудачу. И бороться с неуспехами в учебе надо совершенно другими способами. Профессионалы выделили шесть основных причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе.

Сделал все правильно - опять двойка

Многие школьники, да и взрослые тоже, просто не умеют читать. Это не просто технический навык, позволяющий превратить напечатанные на бумаге знаки и символы в текст. За каждым словом должен возникать образ. И главный результат чтения - хоть книги, хоть условий задачи по математике - не устное воспроизведение письменной речи, а возникновение в голове цепочки образов. Именно с этим у многих возникают проблемы. Из-за чего они появляются? Кто-то грешит на книжки с картинками, не оставляющими простора для фантазии малыша, кто-то - на засилие мультиков. Ребенок при этом может вполне грамотно писать, до определенного момента вполне успешно учиться по всем предметам, но однажды задания становятся чуть сложнее и для их успешного выполнения "поверхностного чтения" уже оказывается недостаточно. Из-за этого школьник просто не понимает, что от него требуется. И, как следствие, не может дать правильный ответ.

Очень часто на вопрос "Любишь ли ты читать книги?" ребенок с такой проблемой отвечает, что ему "скучно". А скучно ему именно из-за того, буквы механически складываются в слова, не формируя образов и упуская сюжеты. Такие дети часто могут очень подробно пересказать содержание мультфильма или передачи, но не могут ответить на вопрос о причинах поведения героя, если только они не были разжеваны авторами.

Что делать? Учить читать по-настоящему. Это можно делать в любом возрасте. Психолог Александр Лобок советует такую технику. Надо взять подходящую ребенку по возраст книжку. Для малышей - сказки, для подростков - хоть учебник по физике. И читать им ее вслух, обрывая предложения на середине. А дальше дети должны сами домыслить возможную фразу. Причем угадывать каноническое продолжение совершенно не обязательно, хотя правильный ответ, конечно, в конце концов надо сообщить. Важнее другое - поиграть со словом, на котором оборвалось повествование. Понять, что оно может значить, какие смыслы несет. В результате у ребенка сформируется навык полноценного восприятия слова, и проблема постепенно будет решена.

Никак не получается

Столкнувшись с трудной задачей, ребенок сразу "пасует", даже не пробует с ней справиться. Любая ситуация, в которой не гарантирован успех, начинает пугать ребенка, забирая силы, нужные для того, чтобы с ней справиться. Очень часто с этим сталкиваются отличники, которые поначалу благодаря собственной сообразительности или хорошему общему развитию со всем справлялись играючи, а потом сложность заданий повысилась, и разделываться с ними так же влет уже не удается.

Что делать? Самое главное - поддержать веру ребенка в собственные способности и в спокойной обстановке просто разобрать еще раз (возможно, и не один) то, что вызвало сложности. Скорее всего, ребенок просто упустил какой-то важный нюанс. Но самое главное - по-настоящему поверить в своего ребенка. Любую неискренность он тут же считает - это особенность детского восприятия. А для школьника вера в него родителей - необходимая составляющая успеха.

Ничего не понимаю

Еще одна типичная проблема: в целом успевающий ребенок не может разобраться с какой-то темой или испытывает трудности с одним предметом. Почему так происходит? Обучение в школе - череда взятий вершин, преодолений сложностей. Некоторые из них удается взять с первого раза. Другие - только с третьего или с пятого.

Что делать? Принять за истину, что у каждого человека своя скорость обучения, свои особенности восприятия новой информации. Далеко не всегда быстрая обучаемость - показатель большого ума. Альберт Эйнштейн, Андрей Сахаров - оба великих физика не успевали постигать школьный курс в одном темпе со своими одноклассниками. Задача родителей не превратить ребенка в загнанную лошадь, а помочь качественно усвоить весь материал. Поэтому любая агрессия со стороны взрослых будет только ухудшать ситуацию. Иногда может быть целесообразным подключить репетитора, чтобы тот снова объяснил неосвоенный на уроке материал.

Не хочу учиться

С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать "двойки" и замечания от учителей, а потом еще и мучиться до глубокой ночи с "домашкой"? И, главное, никакой радости, сплошная обязаловка. "Школа - такое место, где детям отвечают на вопросы, которые они не задавали", - утверждает известная поговорка. В какой-то момент это начинается надоедать.

Что делать? Разобраться в ситуации и, в первую очередь, в своем родительском поведении. Ребенок, да и подросток, об всем этом, в принципе, думать не должен. Просто потому, что детство - время подвигов. Подвиг познания - один из них. Каждый день ступать на новую территорию, решать новые проблемы и задачи - это все должно приносить радость.

Но происходит так только при одном очень важном условии - если рядом есть взрослые, которые эти подвиги видят и понимают. Если мама и папа считают, что "пятерка" - единственная нормальная оценка" и воспринимают каждые "пять баллов" как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, то у школьника просто не будет сил для новых подвигов. Ведь чтобы совершить каждый из них, нужны серьезные усилия. И вот тогда любое желание учиться отпадает. Поэтому хвалите своих детей за все успехи. Поймите, что каждый день ребенка в школе - опыт первопроходца. И любое преодоление трудностей - уже большое достижение ученика.

Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет

Это еще один способ ухода от учебных трудностей. С компьютером все легко - нажал на кнопку и получил искомое. Думать не надо, напрягаться - тоже. Техника, кажется, сама все знает. И для родителей, а особенно - для учителей, компьютер превращается в конкурента. Человек зачастую проигрывает машине и тогда ребенок уходит от всех жизненных проблем в виртуальную реальность.

Что делать? Самое неудачное решение - это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь и в том числе учеба ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. И на этом могут и должны сыграть родители. А вот учителю придется каждый день доказывать, что он интереснее интернета. Такая уж у него работа.

При этом исключать компьютеры из обихода совершенно необязательно и даже вредно. Во-первых, как показывают многие исследования, даже игры, на них тратится разумное время, приносят пользу и помогают развитию. Во-вторых, гаджет - это всего лишь интструмент. И его можно использовать как инструмент познания. Самое главное - правильно поставить задачу. Если учителя не справляются, делать это придется самим родителям.

Вообще ничего не хочу

Большинство детей, которых приводят к психологам с этой проблемой, страдают от одного и того же. Их родители - люди, неуверенные в себе или несостоявшиеся. Они живут не той жизнью, о которой мечтали, и переносят собственные ожидания и незавершенные стремления на детей по принципу "Я не смог стать счастливым, а тебя заставлю!". Разумеется, этот путь никогда не приводит к успеху.

Что делать? Маме и папе надо для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни. И потом разобраться, чего же они хотят от своего ребенка. А потом принять, что их сын или дочка - самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой и жить своей жизнью. Если же родители начинают ломать потомка "через колено" и навязывать свои представления о занятиях, интересах и увлечениях, - это верный путь к психозам и депрессиям.

Краткое содержание: Ребенок не хочет учиться. Потеря интереса к учебе. Причины потери мотивации к обучению у школьников. Основные рекомедации по стимулированию познавательных интересов.

Эта жалоба редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности.

В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы. Если в результате психологического обследования ребенка обнаруживается полное отсутствие у него познавательной направленности, то можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Однако если консультанту удается убедить родителей, что развитие познавательных интересов - это основное средство помощи их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое время могут "симулировать" отсутствующий у них самих познавательный интерес (например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать проводить совместно с ребенком соответствующие эксперименты).

Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать.

Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, "вдалбливающего" знания нерадивому ученику.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями своих открытий; опыты с набором "Юный химик". Занятие (или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации.

См. также раздел нашего сайта "Занимательные опыты для детей" . Здесь вы найдете много интересных, познавательных экспериментов для детей.

Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием "запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде "клуба по интересам", в котором сами принимают посильное участие.

Другие публикации по теме данной статьи:

Ответ психолога.

Здравствуйте!

Насколько я понял, в общем-то Ваша жизнь вполне даже ничего себе! Учитесь, любите, есть телек, есть возможность съесть что-нибудь вкусненькое....
Но есть при этом некое чувство недовольства собой. Есть ощущение усталости и бессмысленности, есть даже что-то, похожее на депрессию.
Это может быть и эмоциональным выгоранием, эффектом демотивированности в силу переутомления, несоответствия количества усилий полученному результату. Даже возможно, это некий формат детской "возвратной рефлексии", то есть, когда ребенку хочется всего и сразу, надоело быть взрослым, хочется побыть слабеньким и капризным, беззащитным и зависимым.... Ну, бывают у нас такие периоды. Ничего страшного! Все их переживают и Вы переживете!
В качестве понятной и яркой метафоры я могу Вам еще предложить вот такую формулу, хорошо знакомую, но не очень понимаемую:
" ОГОНЬ, ВОДА и МЕДНЫЕ ТРУБЫ".
Это этапы, периоды, которые мы переживаем постоянно:
Огонь, когда мы пылаем энтузиазмом, боремся, сражаемся, осваиваем новое, воплощаем что-то, воюем и т.д.
Вода. Вот, мы достигли, согрелись, добились и... И, вроде как, начинается нормальная жизнь. Все само идет, само течет, и нам вроде бы комфортно. Но через какое-то время, у нас начинается дискомфорт! Мы перестаем ощущать явную динамику. Нам кажется, что мы "в потоке". Как в воде: сами не плывем, а нас просто несет течение!
В особо трудных ситуациях, кажется, что вообще нет никакого движения.
Пробовали ходить под водой? Это безумно трудно! Это много усилий и мало эффективности!
Это реально трудный период!
А иногда эта вода может превратиться в лед! И тогда вообще никакое движение не возможно. Да. Для этого периода характерны ощущения бессмысленности, демотивации, утраты радости и полноты жизни, пассивности и даже апатии!
Но и это проживается. И этот период заканчивается.
После будут уже медные трубы! Мы становимся сильнее и мудрее, устойчивее и спокойнее. Мы готовы к следующему этапу жизни!
Что можно делать в период "воды":
- думать, соображать и учиться, нарабатывать новые навыки и умения, расширять чисто человеческие компетенции (заниматься полезными повседневными делами, заниматься благотворительностью в любом виде, уделять внимание родным и близким, повышать ресурс терпеливости и терпимости)
- заниматься собой, самосовершенствованием и самопознанием.
- пересмотреть жизненные планы, ценностные ориентиры, позиции и установки. Может быть, пришло время сформировать новые ценности и отказаться от старой системы?
Дайте себе возможность отдохнуть от всего. Нр отдых бесконечно длить нельзя, иначе он перестает быть отдыхом! Поставьте себе "мысленный будильник", отдохните на полную, но по "звонку" начинайте действовать! Радикальных изменений сразу не нужно- это будет лишнее. Но постепенно Вы будете вносить коррективы в привычный жизненный уклад! Постепенно изменится многое.
И неудовлетворенность собой и жизнью сменится ощущением и видением новых перспектив и горизонтов!
И последнее... Купите витамины (например, Берокку) и попейте дней десять - четырнадцать. Прямо вот таким курсом.
Это не будет лишним!
Держитесь. Все будет хорошо.



Случайные статьи

Вверх