Какие существовали варианты создания ссср. Образование ссср

Национальный вопрос всегда занимал важное место в политике большевиков. Это вполне объяснимо -- 57% населения страны составляли нерусские нации и народности. В дооктябрьский период в решении этого вопроса большевики исходили из двух принципиальных положений: национальный вопрос нельзя решить до конца в условиях капитализма; решение национального вопроса подчинено главной задаче -- борьбе пролетариата за государственную власть.

В программе партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г., среди других задач буржуазно-демократической революции было сформулировано положение о предоставлении права самоопределения всем нациям, входящим в состав России. Позднее это положение было усилено тезисом о праве наций на отделение и образование самостоятельного государства. При этом Ленин и его соратники всегда считали, что Советская Россия должна быть единой и нераздельной республикой, только при этом условии возможно построение социализма и в обозримой перспективе -- развитие и слияние всех наций в одну наднациональную общность.

Незадолго до Октября 1917 г. в условиях резкого подъёма национально-освободительного движения, роста национального самосознания народов Ленин выдвинул принцип национально-государственного строительства. Речь шла о создании «союза свободных республик», т. е. об их федерации.

Следует подчеркнуть, что ленинское понимание «федерации» во многом совпадало с эсеровским пониманием. Эсеры считали, что в каждой области (у Ленина -- республике) должен быть свой представительный орган: Дума (у Ленина -- Советы), что каждая область (у Ленина -- республика) должна самостоятельно заниматься вопросами транспорта, торговли, управления промышленностью, образованием, культурой... Прерогативой же центральных органов должны быть вопросы руководства армией и флотом, межгосударственные отношения, денежная система, распоряжение всей землей. Но главной особенностью ленинского понимания федерации было то, что решение национального вопроса рассматривалось как средство укрепления диктатуры пролетариата, построения социализма и борьбы с мировым империализмом.

Классовый подход проявился и в толковании большевиками причин создания Союза республик. Ленин, как и многие другие руководители партии большевиков, считал, что существуют объективные предпосылки для образования Союза советских республик: во-первых, для восстановления народного хозяйства, успешного проведения НЭПа необходимо объединить людские, материальные, финансовые ресурсы всех республик; во-вторых, создание Союза давало возможность развивать хозяйство по единому плану, что являлось важнейшим марксистским принципом построения социализма; в-третьих, создание единых армии и флота, проведение единой внешней политики необходимы для борьбы против экономической блокады и дипломатической изоляции, а также для защиты от нападения извне; в-четвёртых, в условиях существования единого хозяйственного организма возможно разделение труда, что значительно повышает эффективность экономики.

Существовали различные проекты создания Советского многонационального государства. При этом в партии боролись две тенденции: унитарная -- стремление к созданию единого государства с мощным центром и подчиненными ему республиками, которые входили бы в состав РСФСР на правах автономий; федералистская -- стремление к созданию союза государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие армию, флот, финансы, внешнюю политику, координирующие органы. Сторонником первой модели был Сталин, второй -- Ленин. Эти расхождения проявились в так называемом «грузинском деле».

Весной 1922 г. была создана Закавказская Федерация (Армения, Грузия, Азербайджан), но основные хозяйственные полномочия были оставлены в республиках. Причём у Грузии было особое положение, она могла осуществлять торговые связи с капиталистическими странами через Батум. Генеральный секретарь РКП(б) (с апреля 1922 г.) Сталин и секретарь Закавказского крайкома компартии С.К. Орджоникидзе считали, что Закавказская Федерация должна войти в состав РСФСР как автономия. Председатель ЦИК Грузинской ССР Ф.И. Махарадзе настаивал на том, чтобы в Союз вошли отдельные республики -- Грузия, Армения и Азербайджан. Ленин из-за болезни узнал о проекте Сталина и Орджоникидзе с опозданием, но сразу же направил письмо членам Политбюро, в котором подверг критике сталинский проект, называя его «царским». Ленин предложил, чтобы советские республики объединились в новом государстве на основе их полного равноправия и суверенности (независимости). Каждая республика должна иметь право свободного выхода из союзного государства. ЦК РКП(б) поддержал это предложение.

Проекты образования СССР и их реализации

Комментарии

К 1922 г. экономические, внутри- и внешнеполитические факторы настоятельно требовали новых форм отношений между республиками. Если образование федеративного государства было подготовлено всем развитием страны, то по вопросу о принципах и формах дальнейшего объединения не было единодушия. Были выдвинуты три предложения:

1. Создание союза в форме конфедерации, что в реальности означало разбегание по «национальным квартирам», так как при конфедерации нового единого государства и единых общегосударственных органов управления не образуется. Это предложение имело сторонников в некоторых советских республиках.

2. Включение других республик в состав РСФСР на правах автономии (сталинский план «автономизации»). В.И. Ленин подверг план И.В. Сталина (наркома по делам национальностей) резкой критике, считал его ошибочным, так как он обострил бы отношения Москвы с суверенными республиками.

3. В.И. Ленин предложил создать федерацию равноправных республик. Он рассматривал федерацию как наиболее приемлемую форму государственно-политического устройства многонациональной страны. Этот план предусматривал вхождение всех республик в новое государство на равных началах и создание «второго этажа» в виде общесоюзных органов. Ленин является и автором названия нового государства. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В состав СССР вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказ­ская федерация, включавшая Азербайджан, Армению и Грузию. Съезд избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК). В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил первую конституцию СССР. Высшим органом она объявила Всесоюзный съезд Советов, между ними – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. Правительством являлся Совет народных комиссаров.

По Конституции 1924 г. СССР представлял собой федерацию равноправных суверенных государств. Предусматривалась возможность выхода из Союза союзной республики и невозможность изменить ее границы без согласия на то самой республики. Устанавливалось единое гражданство СССР. Однако в ситуации, когда ключевая статья Конституции о полновластии Советов была фикцией, а на деле государственная власть концентрировалась в структурах партии, жестко управляемой из центра, Союз сразу же приобрел характер унитарного государства. На карте мира возникла огромная Советская империя.

Декларация прав народов России в ноябре 1917 г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и проч.) создавали разные условия для реализации этого права. Декларация прав народов России не формулировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался добровольный и честный союз народов России, и говорилось, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции. С 1918 по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР. К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей.

Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Аналогичные договоры были подписаны РСФСР с Украиной, Белоруссией, Арменией, Грузией. Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК.

Другим вариантом объединения было создание объединенных комиссариатов двух республик, эти комиссариаты входили в состав СНК РСФСР, а в составе республиканского (например, Украинского) правительства имели своих уполномоченных. Соответственно республика посылала своих уполномоченных представителей во ВЦИК РСФСР.

В 1921-1922 гг. ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Первые шаги по пути создания федеративной республики делались еще весной 1921 г. В ноябре того же года Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания на территории Закавказья федеративного союза, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б). 12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья. Создание такого Союза было продвижением вперед в объединении Закавказских республик. Однако до завершения дела было еще далеко. Отношения республик - членов Союза с органами объединения не были достаточно четкими и определенными. Так, высшим органом Союза признавался не съезд Советов, как во всех советских республиках, а Полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана, Армении и Грузии. Эти недостатки были вскоре устранены. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР.В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Народного комиссариата по делам национальностей предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных (проект автономизации). Однако Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП (б). В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР(закавказской республикой). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной Конституции, которая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г.

Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из одиннадцати глав: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении; X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР. По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР,избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК. Конституция предусматривала создание Верховного суда приЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали Центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР. В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные преобразования подготовили почву для напряженной ситуации, возникшей во второй половине 80-х гг.

Вопрос 01. Охарактеризуйте события Гражданской войны на национальнаных окраинах России. Что в них было особенного, а что общего с ходом противостояния в центральных областях страны?

Ответ. В большинство национальных окраин советская власть была принесена, как говориться, на штыках красноармейцев. Причём сопротивление этой власти порой носило затяжной характер. Примером могут служить басмачи в Средней Азии. На некоторые территории бывшей Российской империи Красная армия не смогла войти в ходе этой войны (Финляндия, Прибалтика, Польша).

Вопрос 02. Как вы думаете, почему большевистское руководство пошло на создание ДВР?

Ответ. Таким образом оно надеялось избежать войны с индустриально развитой и милитаризированной Японией.

Вопрос 03. Назовите предпосылки образования СССР.

Ответ. Предпосылки:

1) хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками;

2) промышленность центра России снабжала районы юго-востока и севера промышленной продукцией, получая взамен сырьё – хлопок, лес, лён;

3) южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. П.;

4) схожие по политическому устройству страны должны были выжить перед лицом враждебного окружения;

5) в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

Вопрос 04. Какие существовали варианты создания единого государства? В чём их принципиальное различие? Дайте свою оценку каждому из этих вариантов.

Ответ. Главное различие – степень подчинённости единому центру:

1) Нарком по делам национальностей И.В. Сталин предлагал включить все советские республики в состав РСФСР на правах автономий (которые в республике уже были, потому круг их прав, степень автономности были в целом определены). В итоге этот проект формально был отвергнут, но фактически именно он был реализован, так как И.В. Сталину стала принадлежать власть в стране.

2) В.И. Ленин предлагал республикам объединиться на основе равноправия с сохранением суверенных прав. Таким образом СССР должен был стать прототипом мирового содружества социалистических государств. Проект имел смысл только в надежде на скорую мировую социалистическую революцию. Не известно, как бы действовал сам В.И. Ленин по отношению к национальным окраинам, если бы дожил до твёрдого понимания утопичности идеи о такой революции.

Вопрос 05. Что представляло собой новое государственное устройство? В какой степени оно отвечало задачам, поставленным перед объединением первоначально?

Ответ. Новое государственное устройство декларировалось как союз социалистических республик, но на деле было властью одно партии с жёсткой иерархией и практически военной внутрипартийной дисциплиной. Таким образом была осуществлена экономическая и политическая интеграция этих республик, что и являлось основными задачами создания СССР. Развитие национальных культур и самобытности также шло успешно в первые годы после образования союза. Потому можно считать это объединение в целом успешным. Но предпосылки преобразования союза фактически в возрождённую империю уже существовали в господствующей роли единой партии.

В начале прошлого века система Советов распространилась по территории бывшей Российской империи. Возникли различные автономные единицы: республики, области, коммуны. Между ними существовали исторически сложившиеся экономические связи. До 1922 года советские республики добровольно объединили под руководством высших органов РСФСР свои вооруженные силы, финансы, транспорт, связь, крупную промышленность.

Экономически Российская империя представляла единый хозяйственный механизм - единый рынок. Политические предпосылки: это были советские и социалистические республики. Военные предпосылки: объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность. Исторические предпосылки: Россия складывалась как одно целое государство.

В 1922 году была создана комиссия из представителей компартий республик. Рассматривались два проекта образования СССР: проекты, составленные Лениным и Сталиным.

Нарком по делам национальностей Сталин предлагал план объединения, получивший название автономизации: республики (УССР, БССР, ЗСФСР) входят в состав РСФСР на правах автономных образований. Ленинские принципы объединения: СССР формируется как федерация равноправных республик.

При различиях подходов, Ленин и Сталин считали национальный вопрос вторичным по отношению к классовому. План В.И. Ленина был принят пленумом ЦК РКП(б) и одобрен партийными и советскими органами других республик.

Создание единого государства

Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. На нем с декларацией об образовании СССР, в основу которого были положены идеи В.И. Ленина о федерализме и равноправии, суверенитете и свободе выхода из Союза, выступил Сталин. Основной была объявлена идея пролетарского интернационализма и классовой солидарности. Окончательной целью объявлялось объединение трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую республику.

Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Армения, Грузия, Азербайджан). Союзный договор устанавливал разграничение компетенции между правительственными органами Советского Союза и органами республик. На съезде избрали законодательный орган - ЦИК и 4 его председателей: Калинина от России, Петровского от Украины, Червякова от Белоруссии, Нариманова от ЗСФСР.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию СССР, было окончательно оформлено единое государство - федерация союзных республик. Основные его положения:

· добровольность вхождения;

· право выхода;

· доступ в СССР, существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам;

· право республик на любые законы;

· территория республик не может быть изменена без ее согласия.

Конституция утверждала единое гражданство для всего Союза.

В компетенции СССР находились проблемы внешней политики и внешней торговли, вооруженных сил, путей сообщения. Другие вопросы оставались на усмотрение республик. Высшим органом власти объявили Всесоюзный Съезд Советов.

Значение образования СССР: он продемонстрировал способность наций к совместному историческому государственному творчеству. Образование Советского союза позволило укрепить коммунистический режим, усилить его военную мощь. Возникла огромная советская коммунистическая империя. История российской государственности: учеб. пособие /ред.-сост.: Л. А. Коханова, Т. С. Алексеева.-М.: МГИУ, 2005 . - с. 336



Случайные статьи

Вверх