Когда покрасили кремль в красный цвет. Московский кремль, прошлое и настоящее

65 лет назад Сталин приказал перекрасить Московский Кремль в красный цвет. Вернее, красно-кирпичным Кремль был изначально – итальянцы, построившие в 1485–1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного кирпича – как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско. Белым же Кремль стал только в XVIII веке, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей – в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.).


Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.

Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?) год

П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год

Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

Белая Спасская башня Кремля, 1883 год

Белая Никольская башня, 1883 год

Москва и Москва-река. Фото Мюррея Хоу (США), 1909 год

На фото Мюррея Хоу: облезлые стены и башни, покрытые “благородной городской патиной”. 1909 год

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено - с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.

Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля

Москва, 1934- 35 год (?)

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез – маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

“Замаскированная” Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.

“Замаскированный” Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – что б все звучало в унисон и идеологически верно.

Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

June 6th, 2014

Московский Кремль 1800 - проект воссоздания сооружения крепости Москвы начала 19 века. В реализации использованы изображения художников, запечатлевших архитектуру Кремля того времени. С исторической точки зрения зафиксированный образ Кремля наиболее близок к 1805 году. Именно тогда живописец Фёдор Алексеев по поручению Павла I выполнил множество зарисовок старой Москвы.

Белый Кремль - шикарная визуализация старого Кремля и Красной площади. Давайте посмотрим подробнее …

1. Кремль, «живой» и постоянно меняющийся, к началу 19 века утрачивает множество строений предыдущей эпохи.

2. В проекте не учтены сооружения полуразрушенные и те, демонтаж которых проходил в это время. Подписи - на самих фотографиях.

П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год

67 лет назад Сталин приказал перекрасить Московский Кремль в красный цвет. Мы собрали картинки и фотографии с изображением московского Кремля разных эпох.

Вернее, красно-кирпичным Кремль был изначально – итальянцы, построившие в 1485–1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного кирпича – как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско.

Белым же Кремль стал только в XVIII веке, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей — в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.).

Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.

Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

12. Если у кого есть специальные анаглифные очки, что ниже - стерео анаглифические изображения Белого Кремля:

С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?) год

Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

Белая Спасская башня Кремля, 1883 год

Белая Никольская башня, 1883 год

Москва и Москва-река. Фото Мюррея Хоу (США), 1909 год

На фото Мюррея Хоу: облезлые стены и башни, покрытые «благородной городской патиной». 1909 год

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено - с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.

Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля

Москва, 1934- 35 год (?)

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез — маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

«Замаскированная» Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.

«Замаскированный» Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль сделать Кремль красным: Красный флаг на красном кремле на Красной площади

источники

http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/174/

http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/belyj-kreml-v-moskve-698210/

https://www.istpravda.ru/pictures/226/

http://mos-kreml.ru/stroj.html

Давайте еще вспомним вот такое обсуждение: вспомните еще и посмотрите на Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Московский Кремль со времен постройки (II тысячелетие до нашей эры) всегда был красным. В XVIII веке его стены были побелены. Это было веяние тогдашней моды. Войдя в Москву в 1812 году, Наполеон также увидел Кремль белым.

Белый цвет

Белая краска долго скрывала трещины в кремлевских стенах. Их белили перед большими праздниками. Под влиянием осадков побелка быстро смывалась, и стены становились непонятно-грязного цвета. Москвичи называли это благородной патиной.

Заграничные гости столицы иначе видели крепость. Жак-Франсуа Ансело, посетивший Москву в 1826 году, описывал его, как печальное зрелище, не соответствующее его историческому содержанию. Он считал, что пытаясь придать крепостным стенам видимость молодости, москвичи «зачеркивают их прошлое».

Кремль в годы войны

В начале Великой Отечественной войны было принято решение о том, что кремлевские стены нужно перекрасить в целях маскировки. Разработка и воплощение проекта было поручено академику Борису Иофану . И Красная площадь и крепостные сооружения были замаскированы под обычные жилые дома. За кремлевскими стенами были выстроены «улицы», а на стенах зданий нарисованы черные квадраты окон. Мавзолей с воздуха казался обычным жилым домом с двускатной крышей. Стратегически это решение было самым мудрым. Но оно показывает, что уже в 1941 году Сталин был готов к тому, что над Москвой будет кружить вражеская авиация.

Красный цвет

Красными стены древнего сооружения стали уже после окончания войны. В 1947 году Сталин приказал сменить их цвет, на любимый коммунистами. Логика вождя была проста и понятна. Красная кровь – красный флаг – красный Кремль.

Почему Москву называют Белокаменной? Ответ на этот вопрос, столь интересующий туристов, знает, пожалуй, каждый ее житель, по-настоящему любящий свой город и гордящийся его величественной историей. Имя это столице подарил белокаменный Кремль в Москве 1367 года постройки. За долгие века своего существования он неоднократно перестраивался и стал истинным символом города, его сердцем и одной из главных достопримечательностей.

Сегодня Кремль является одним из самых красивых в мире, а его площадь составляет около 27 с половиной гектаров. Узнаем больше об истории этого грандиозного сооружения.

Первые поселения на месте Кремля. Основание Москвы

Первые древние поселения на месте Кремля возникли очень давно. Как свидетельствуют около пяти тысяч лет назад. А уже в VI столетии нашей эры здесь появились первые славянские племена.

Москва впервые упомянута в летописях в 1147 году. Именно тогда пригласил своего двоюродного брата князя Новгород-Северского Святослава на встречу в маленький пограничный городок. Это событие и вошло в историю как дата основания Москвы.

История создания первого Кремля

История Кремля начинается несколько позже - спустя девять лет, когда Долгорукий решает укрепить город высокими крепостными стенами. Это был сосновый частокол, подкрепленный массивным земляным валом для большей надежности. К слову, место для строительства было выбрано не случайно. Дело в том, что крепость располагалась на высоком холме, окруженном Москвой-рекой и Неглинной. Это позволяло вовремя заметить неприятеля и дать ему отпор. К тому же с холма открывался крайне живописный вид на окрестности. Интересно, что площадь первого Кремля составляла около четырех гектаров, а к настоящему времени его территория увеличилась почти в восемь раз!

Но существенным недостатком этой крепости было то, что она была построена из дерева, а значит, легко могла сгореть во время случайного пожара или поджога. В следующий раз Кремль перестраивался в начале XIV века, когда Москвой правил Иван Калита. Он вкладывал много денег, сил и времени в укрепление и украшение города. Для этого и велел возвести новые крепостные стены. Эти заграждения стали значительно прочнее, они были построены из мощных и прочных дубовых стволов. А новый белокаменный Кремль в Москве был построен при Дмитрии Донском еще спустя несколько десятилетий.

Москва во времена Дмитрия Донского

Следующим правителем Москвы был князь Дмитрий Донской. Он был внуком Ивана Калиты. Известно, что Дмитрий Донской проводил активную внешнюю политику, расширяя и укрепляя территорию Москвы. К тому же это время было отмечено яростными набегами татаро-монгольских полчищ. Все это требовало новых, более прочных крепостных сооружений.

К тому же, как уже упоминалось, старый Кремль был построен из дерева. Поэтому он хоть и был достаточно мощным, чтобы выдержать вражеские нашествия, все же оставался беззащитным перед огнем. И пожар, случившийся в 1365 году, уничтожил весь город до основания (в истории он получил название Всехсвятский, так как начался в церкви Всех Святых). Он не пощадил и дубовые стены Кремля. Тогда, чтобы защитить город, Дмитрий Донской повелевает выстроить белокаменный Кремль в Москве. Год начала строительства - 1367. Об этом упоминается в летописях этого периода.

Строительство белокаменного Кремля

Итак, строительство белокаменного Кремля в Москве началось. В течение всей зимы в нее возили материалы для создания крепости. Белый камень для строительства добывали в Подмосковье, в тридцати километрах от города. Он издавна использовался на Руси и был одним из самых любимых материалов. Белый камень был прочным и красивым, но его добыча была трудной, да и мастеров этого дела было немного. Поэтому его применяли не слишком широко.

Белокаменный Кремль в Москве был первым подобным сооружением в Суздальской Руси. К его постройке приступили, когда все материалы были готовы, а именно весной 1367 года. Под стены новой крепости заложили крепкий фундамент, который благополучно стоит до сих пор.

Быстро велось строительство белокаменного Кремля в Москве (год его завершения - 1368). Поспешность эта была целиком и полностью оправдана. Ведь вскоре после окончания строительства на Москву напало войско литовского Он трое суток простоял под стенами Кремля, но взять крепость так и не смог. Спустя два года Ольгерд опять напал на город, но так же безуспешно.

В 1382 году крепость подверглась жестокому нападению Тохтамыша, что нанесло ей огромный урон, однако после она была полностью восстановлена. Поэтому постройка белокаменного Кремля, без всяких сомнений, была выдающимся историческим событием, повлиявшим на дальнейшее развитие города и становление его как центра православия и резиденции великих князей.

Как выглядел белокаменный Кремль?

К сожалению, до настоящего времени не дошло документальных сообщений о том, как выглядел первый белокаменный Кремль в Москве. Судить об этом можно только благодаря имеющимся сведениям из летописей и рисункам А. М. Васнецова.

Известно, что каменные стены и башни строили на значительном расстоянии от старых сооружений. Поэтому территория Кремля значительно расширилась. по некоторым подсчетам достигала двух - трех метров. Также роль защитных сооружений выполнял широкий ров, через который перекидывались мосты.

В стенах были установлены бойницы, которые закрывались прочными деревянными щитами. В шести башнях были построены проездные ворота. Через был перекинут первый каменный мост в Москве. Спустя полтора столетия на его месте построили Троицкий, который стоит и сегодня.

После окончания строительства белокаменный Кремль стал самой мощной крепостью в Европе. Кстати, его площадь на тот момент практически достигала современной.

Как строили новый Кремль?

Около 150 лет простоял белокаменный Кремль в Москве. Множество раз он подвергался осадам и выдерживал самые свирепые атаки. Но все же они наносили ему серьезные повреждения и разрушения, впрочем, как и частые пожары. Стены крепости во многих местах обветшали и уже не могли выполнять свою защитную роль.

Поэтому во второй половине XV столетия, при Иване Третьем, началась масштабная перестройка Кремля. Для этого в Москву были приглашены известные итальянские мастера. Крепость перестраивалась постепенно, на месте старых белых стен возводились новые, из красного кирпича. В целом реконструкция Кремля заняла десять лет. Также перестраивались храмы и соборы. Так формировался современный архитектурный облик Кремля.

Впоследствии он неоднократно перестраивался. Первые изменения были внесены во время правления Бориса Годунова, затем при Петре I. Большие разрушения нанесла Кремлю Отечественная война 1812 года. После нее были проведены масштабные При советской власти Кремль также неоднократно перестраивался, башни были украшены звездами, а на пьедесталы были установлены Царь-Пушка и Царь-Колокол.

Москва белокаменная

Белокаменный Кремль в Москве простоял почти полтора столетия. Он выдержал не одно яростное нападение и вражескую осаду, надежно защищая город от неприятеля. Именно благодаря этой крепости Москва приобрела название «Белокаменная». Кстати, носит она его и теперь. Но мало кто знает о том, что Кремль оставался «белокаменным» еще четыре столетия после того, как были возведены новые стены из красного кирпича.

Этому необычному факту есть простое объяснение. Стены крепости специально белили вплоть до XIX века. С одной стороны, это было связано с заботой о сохранности кирпича, с другой - это было своеобразной данью памяти первому каменному Кремлю, построенному при Дмитрии Донском. Например, беленым он изображен на полотне П. П. Верещагина, созданной в 1879 году.

Кремль сегодня

В настоящие дни в Кремле находится резиденция президента. В 1997 году в нем была проведена масштабная реставрация. В ходе работ было восстановлено большое количество зданий и сооружений Кремля. Сейчас по крупным православным праздникам в нем проходят торжественные богослужения, а по территории и музеям крепости проводятся экскурсии.

И, возможно, сегодня не все помнят, что белокаменный Кремль в Москве был построен при Дмитрии Донском, но столицы знают историю своего города и гордятся ею.

  • Архитектурный ансамбль Красной площади и Кремля входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Если несколько веков назад стены крепости белили, то сегодня их периодически подкрашивают красной краской.
  • Кремль является самой крупной в Европе сохранившейся крепостью, действующей до сих пор.
  • В 1941 году на стенах нарисовали окна. Это было сделано для того, чтобы замаскировать крепость под жилую постройку.

Белокаменный Кремль в Москве за свою жизнь пережил множество изменений, но остался символом Москвы и подлинной жемчужиной архитектуры города.



Случайные статьи

Вверх