Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран. Характерные черты консерватизма как идеологии

Консерватизм - идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции.

Консерватизм (от фр. conservatisme, от лат. conservo -- охраняю, сохраняю) представляет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.

В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства, консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.

Отцом -- основателем классического консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берн (1729--1797). В 1790 г. вышла в свет его книга-памфлет "Размышления о революции во Франции", где он первым критиковал французскую революцию и впервые сформулировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.

Большой вклад в разработку идеологии консерватизма в XIX в. внесли: в Англии -- поэт С. Кольридж и религиозный мыслитель Д. Ньюмен, политики Б. Дизраэли и Р. Солсбери; во Франции -- мыслители Ж.. де Местр и Л. де Бональд; в Германии -- Г. Мезер и А. Мюллер.

Выделяются следующие основные принципы и положения идеологии консерватизма.

  • 1. Принцип заведенного порядка вещей как "право давности" (Э. Берк). Согласно данному принципу, общество -- продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственными изобретениями, так как воплощают в себе мудрость предков.
  • 2. Основой гражданского общества является религия, так как человек -- существо религиозное.
  • 3. Основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, так как человек -- существо инстинктивное, чувствующее и разумное.
  • 4. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  • 5. Принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия И право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений "перед Богом и божественным правосудием". Консерватизм -- последовательный антиэгалитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено прошв "власти неполноценных".
  • 6. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. (Согласно данному принципу, существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта".
  • 7. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому суще-" гну ют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна. В силу того что сфера человеческого разума ограничена, принципиально важен универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией, традицией, ритуалом и даже обыденными предрассудками. Призывы к "восстановлению вечных ценностей" и воспитанию общества на их основе необходимы для обуздания "греховной природы" человека.
  • 8. Согласно принципу "меритократии", сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать "естественной аристократии", т.е. наиболее одаренным, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  • 9. Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления. На местном, локальном уровнях, в семье, общине, приходе, местных институтах власти формируются личность, чувство патриотизма, сохраняются традиции, создается естественный источник стабильности общества.

Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм -- установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Многовековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, "здоровые предрассудки" должны составлять фундамент любого здорового общества, связь и "солидарность поколений". Политика должна опираться на сложившиеся традиции по принципу: "Всё старое понятно и приятно. Всё новое неясно и темно". Однако консервативный традиционализм не исключает социальных изменений. Э. Берк писал: "Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии". Перемены необходимы, но любые перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, избирательно, с постоянной оглядкой на прошлое, и "то, что можно не менять, менять не нужно".

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное, взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный, здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А. Лукашенко "О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию", отдельные элементы идеологии консерватизма "от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как "добразычл1васць", "памяркоунасць", "талерантнасць", "разваж-л1васць". Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма".

1. Идеология консерватизма: истоки, сущность, эволюция

Консерватизм – одно из направлений политической идеологии.

Термин «консерватизм» происходит от латинского слова «conservare» – сохраняю, охраняю. Впервые его употребил французский писатель Франсуа Рене де Шатобриан в основанном им журнале «Консерватор» в 1815 году. Журнал выражал реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию 1789 года.

Основатели консерватизма Э. Бёрк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд противопоставляли идеям французской революции свои взгляды на общество как на органическую и целостную систему. Они считали, что законным и естественным является лишь общество, которое основано на иерархической структуре. Общество это единый организм, и отдельные части этого общества обеспечивают его жизнеспособность, так же как отдельные органы человеческого тела обеспечивают жизнедеятельность всего организма. Носителями идеи консерватизма являются социальные группы, заинтересованные в сохранении традиционного общественного порядка, либо в его восстановлении.

Консервативная идеология – это идеология сохранения. Консерваторы считают, что над обществом нельзя экспериментировать. Революционные катаклизмы чрезвычайно вредят обществу. Главное в обществе, по их мнению, это традиции преемственности и защиты нравственных ценностей . Поэтому изменения в обществе должны носить медленный эволюционный характер. Цель же самого общества не в придумывании мнимых свобод, которые чаще всего ведут к анархии, а в сохранении существующих свобод основанных на традиции.

Консерваторы действуют по двум основным направлениям:

1. поддерживают устойчивость общественной структуры в её неизменной форме;

2. устраняют противодействующие силы и тенденции, и восстанавливают прежние тенденции и политические силы.

По мнению основоположников, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок ни был. Консерватизм возникает там и тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому каждый раз консерватизм приобретает идейное оформление противоположное той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Для настоящего консерватора важна даже не истинность или справедливость его мнения, а способность охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Тем не менее, можно обозначить общие положения, свойственные данному идейному направлению.

Основные положения консерватизма:

1. Нравственный абсолютизм. Признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей.

Человек существо несовершенное, поэтому, с одной стороны, нуждается в опеке нравственных и религиозных ориентиров. С другой стороны, в силу своего несовершенства радикальное переустройство общества человеком обречено на неудачу, так как нарушает веками установленный порядок.

2. Традиционализм. Общество должно опираться на традиции и ценности прошлого. Традиционные начала – основа любого здорового общества.

3. Иерархия общества. Каждый человек занимает строго отведенное ему место, то которого он достоин.

Вначале консерваторы высказывали недоверие к демократии. Но стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем. Отрицая социальное равенство, консерваторы позитивно относятся к идее равенства людей перед Богом. Равенство существует в области морали и добродетели.

4. Идеал сильного правительства. В политической сфере консерваторы выступают за сильную государственную власть, которая должна стоять на страже частной собственности, прав и свобод человека. Власть должна быть ограничена конституционными и моральными нормами.

5. Антипрогрессизм. Скептическое отношение к реформам и переменам, неприятие революций.

6. Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, так как провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

В современном консерватизме выделяют три течения:

Традиционалистское – это движение консерватизма исторически было первым. Одно из важнейших его понятий – понятие «естественной аристократии», в которую включаются не только дворяне, но и образованные люди и богатые коммерсанты. Традиционализм в данном течении противопоставляется разуму, и становиться над ним. Подчинение традиции означает действия с естественным ходом вещей и вековой мудростью. В традиционном понимании реформы не должны нарушать естественного хода вещей. При этом выделяют два вида реформ:

а) нацеленные на восстановление традиционных норм и прав;

б) превентивные, нацеленные на предотвращение революций.

Путь к здоровью общества, в данном течении, рассматривается в усилении политической роли религии, создание стратегического равновесия в политической и духовной жизни. Идеи традиционализма включает в себя органическую концепцию общества, по которой общество существует изначально, подобно природе, а не возникает в результате социальной эволюции.

Либералистское – это течение консерватизма, которое с одной стороны продолжает стремление к свободе, сложившиеся в прошлые эпохи, а с другой противодействует распространению социалистических идей. Корень зла, по их мнению, в нарушении естественных принципов свободного предпринимательства и свободного рынка, особенно со стороны государства. Главным правом человека, по их мнению, является право на индивидуальную безопасность и право защиты собственности. Они отвергают равенство условий, как посягательство на частную собственность, и провозглашают равенство возможностей. Поэтому они выступают за минимальную социальную политику государства, позволяющую лишь разряжать опасную социальную напряженность, призывая правительство опираться исключительно на рынок в реализации и осуществлении своих программ.

Либералисты уверены, что основой общественной свободы служит частная собственность, что уважение и вера в традиции народа является существенной чертой государственной политики.

Неоконсервативное течение – это сравнительно новое течение, которое ставит под сомнение, что рынок и «научная цивилизация» стабилизируют общество в силу рациональности своего механизма, который обладает каким-то внутренним регулятором. Кризис подорвал эти иллюзии. По их мнению, кризис современного общества вызван ослаблением моральных устоев человечества. Выступая за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, они требуют от государства содействовать частной инициативе, путем предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложений на рынке. В экономической политике неоконсерваторы делают ставку на личную инициативу и заинтересованность. То есть государство должно создавать условия, когда человек может помочь себе сам (путем сбережений, приобретая собственность, обретая финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства»). В этом случае сам человек, либо небольшие сообщества решают свои социально-экономические проблемы.

Неоконсерваторы считают, что бесплатные материальные блага нужно предоставлять только тем, кто сам не может себя обеспечить. Все остальные должны платить за все услуги, которыми они пользуются. Но получать их в том виде и такого качества, какого они желают, и какое им позволяет их материальное положение. Такую экономическую формулу называют «социальным рыночным хозяйством». Неоконсерваторы считают её наиболее удачной, так как она укрепляет и расширяет класс собственников.

Неоконсерваторы поддерживают свободу рыночных отношений в экономике, но категорически против перенесения этих принципов в политическую сферу. По их мнению, демократия должна быть элитарной. Политическая деятельность – это профессия, доступная каждому имеющему способности. Политикой могут интересоваться все, так как она касается всех, но заниматься ей должны только профессионалы. Основное содержание кризиса они видят в неуправляемости государства (идущее от непослушных граждан развращенных либерализмом) и в кризисе управления, который проистекает от бездействия властей, так как непринятие адекватных решений приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В условиях, когда требуется активная и ясная политика неоконсерваторы предлагают элитарную, или ограниченную демократию. Впитав в себя принцип индивидуальной свободы, они сумели увязать её с традиционными ценностями: религией, семьей, законом и порядком, децентрализацией и самоуправлением.

Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран

В каждой стране свои национальные особенности и традиции. Соответственно в каждой стране консерваторы отстаивают свои национальные особенности и ценности присущие данному государству.

В Россию идеология консерватизма проникла в ХIХ веке. Они отрицали необходимость реформ по европейскому образцу, хотя и не отвергали ценность постепенной европеизации общества. Авторитаризм считался основой государственного и общественного порядка (Н.М. Карамзин) . В дальнейшем российские консерваторы ставили под сомнение не только ценность реформ, но и отрицали необходимость европеизации России в принципе (М.Н.Катков, К.П.Победоносцев) .

Русские консерваторы исходят из того, что мир не может развиваться по одной модели, главная задача – необходимость сохранения мира. Духовные основы консерваторов России основаны на Православии. Они видят Россию как Новый Иерусалим, в соответствии с которым Россия – Богом избранная держава, избранная нести в мир свет истины. Россия также несет особую ответственность за сохранение Православной веры и Божьих заветов. Сейчас идеологию консерватизма продвигает партия «Единая Россия». Консерватизм является государственной политикой РФ, что не отрицает Владимир Путин.

Британский консерватизм отстаивает сохранение монархии, а также другие старобританские традиции (например, охота на лис, садочная охота и т.д.). Особое отношение к англиканской церкви подчеркивается поговоркой: «Консервативная партия во время молитвы – это англиканская церковь». В ХХ веке консерваторы приняли в свои ряды промышленников, что обеспечило им материальное процветание.

В США консерваторы делятся на два больших, и зачастую враждующих между собой лагеря. Палеоконсерваторы – ненавидящие мегаполисы и зовущие к простоте сельской жизни, так называемая идеология «одноэтажная Америка». Неоконсерваторы – положительная роль государства, экспорт демократии. И те и другие сторонники второй поправки о владении оружием. Первые без ограничений, вторые вносят определенные ограничения.

В Латинской Америке консервативная элита правила довольно длительное время. Церковь освобождалась от налогов, а церковнослужители были защищены от правового преследования. В странах Латинской Америки, где консервативные партии были ослаблены, консерваторы полагались на военную диктатуру в качестве формы правления.

В Греции консерваторы старались не допускать турецкой экспансии на Кипре и установить в стране сильное правительство. Выступали против крайне правого режима.

Консерватизм в Беларуси

Говоря о понимании и восприятии консерватизма в современной Беларуси, мы должны в первую очередь учитывать особенности исторического развития нашей страны. Здесь я вижу проблему в том, что консерватизм основывается на органическом, непрерывном развитии того или иного общества, что как бы является основой для формирования консервативной доктрины. В Беларуси же развитие проходило прерывисто, сначала в пределах Великого Литовского княжества и Речи Посполитой, затем царской России, а с 1917 года – как составной части СССР. Конечно, это тоже история, она по-своему органична, но мне иногда кажется, что, говоря об исторических корнях консерватизма в Беларуси, мы склонны выдавать желаемое за действительное. Особенностью Беларуси является незавершённость процесса формирования, как белорусской нации, так и белорусской государственности . В Беларуси и сегодня есть большие группы населения, которые подвергают сомнению тезис о существовании особой белорусской нации и для которых государственность не является значимой ценностью. Этим, по-моему, объясняется слабость консервативного движения в Беларуси. Белорусская элита, призванная словесно оформлять те или иные идеологические доктрины и политические учения, в большинстве случаев только территориально могла считаться белорусской. По своему национальному самосознанию она относила себя к польской, русской или, в последнее время, к советской культуре. Может быть, именно поэтому, когда в конце 80-х гг. началась перестройка и демократизация общественной жизни, первыми заявили о себе социал-демократы, либералы, а также Народный Фронт. Среди множества политических групп и общественных организаций никто не заявил о себе как о белорусских консерваторах.

Поэтому, в Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства . Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом.

Заключение

Консерватизм можно рассматривать как искусство политического компромисса, который обеспечивает равновесие и умеренность. Он представляет собой не только, или вернее сказать не столько защиту тех или иных групп населения, но и общепринятый в обществе набор ценностей, образ мысли и поведения значительных категорий людей. Он приспосабливает современные формы правления к традиционным социальным нормам. Форсирование процессов разрушения старого мира ради построения нового, как показывает история, занятие бесполезное, и чаще всего приводит к трагическим последствиям. Поэтому консервативные нормы и ценности поддерживают не только богатые и зажиточные представители элит, но и группы населения из других слоев, интересам которых он на первый взгляд противоречит (крестьяне, ремесленники и т.д.). Многие люди испытывают страх перед изменениями несущими неопределенность, что с позиции исторического опыта вполне объяснимо. Кроме того, консерватизм идет в союзе с религиозной философией, которая претендует на внеклассовость. Мир динамичен и постоянно изменяется. Консерватизм не может отвергать все без исключения изменения, но провести эти изменения плавно без потрясений и революций, без ущерба основным морально-нравственным и религиозным основам общества, или хотя бы максимально минимизировать потери от изменений, и есть основная задача консерватизма .

Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди - разные мнения.

Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

Что такое консерватизм - определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

  • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве , но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Причина появления консерватизма

Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция. Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы. Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод , а социализм - социального равенства. Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс. Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

  • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

Психологический тип консерватор

Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор. Радикал - это человек , который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка. Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

Консерватор - человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.

Консерватизм представляет совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествен программам политических партий, называющих себя консерваторами.

Консервативная идеология противостоит идеалам либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма состоит в оправдании традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, церкви, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением «естественного закона», вырастают естественным историческим путем из естественной природы человека и общества.

Консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы. Основными идеологами консерватизма являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин, К.Н.Леонтьев, С.Будный и др.

Основными принципами и положениями идеологии консерватизма являются:

1. принцип заведенного порядка вещей как «право давности». Согласно данному принципу, общество - продукт естественного исторического развития.

2. основой гражданского общества является религия

3. основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории.

4. общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

5. принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности.

6. принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать.

7. принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.

8. принцип «меритократии», где власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее достойным людям, выходцам из различных социальных групп.

9. принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, религиозные, национальные ценности и традиции. Актуальны и важны идеи местного самоуправления.

Важно отметить, что консерватизм выступает как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм - установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы - важные установки консервативного мышления.

Современное течение неоконсерватизма отождествляет теоретические идеи и практические установки классического консерватизма, однако обнаруживается разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и т.д. Практическим ориентациям неоконсерваторов при всей их противоречивости нельзя отказать в гибкости, так как нацелены они на консолидацию наций и государств на консервативной основе, объединение не только бизнеса, но также фермеров, рабочих, интеллигенции и преодоление элитарного характера старого консерватизма. Значительное место в конструкциях неоконсерваторов занимают проблемы равенства, власти, демократии, государства. В идеологии неоконсерватизма также утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», фактически такую, как церковь. Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Для неоконсерватизма важна вера в многообразие, сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни. Согласно их представлениям, для сохранения «здорового» разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и многими другими формами неравенства, так как истинное равенство возможно только перед Богом.

Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение закона и прав человека, за приоритетность принципа свободы над принципом социального равенства, за общественный порядок, который реализуется через естественную социальную иерархию и сознательное выполнение каждым своих обязанностей перед обществом и самим собой; выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, за развитие предпринимательства, за создание благоприятных условий для накопления капитала путем снижения налогов и предоставления различных льгот частному капиталу, делая ставку на личностный фактор: личную инициативу, линую заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.

Наиболее удачной формой эффективного развития экономики неоконсерваторы считают социальное рыночное хозяйство. В наши дни неоконсерваторы отстаивают три принципа: принцип солидарности, в основе которого лежит представление о единстве труда и капитала; принцип справедливости, предполагающий «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливую заработную плату», «справедливую налоговую политику» и др.; принцип субсидиарности, который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов.

В соответствии с этими принципами человек должен сам решать свои социально-экономические проблемы, а задача государства - создать необходимые благоприятные условия для реализации частной инициативы.

Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию», отдельные элементы идеологии консерватизма «от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как “добразычлівасць”, “памяркоунасць”, “талерантнасць”, “разважлівасць”. Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма».

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservo - ох-ра-нять, со-хра-нять) - в ши-ро-ком смыс-ле - обо-зна-че-ние умо-на-строе-ния и жиз-нен-ной по-зи-ции, ха-рак-тер-ны-ми осо-бен-но-стя-ми ко-то-рых яв-ля-ют-ся при-вер-жен-ность тра-ди-ции - со-ци-аль-ной, нрав-ст-вен-ной, ре-ли-ги-оз-ной, свя-зан-ное с этим не-до-ве-рие к лю-бым ра-ди-каль-ным но-во-вве-де-ни-ям и пред-поч-те-ние мед-лен-ных, по-сте-пен-ных из-ме-не-ний («ор-га-ни-че-ской эво-лю-ции»).

По оп-ре-де-ле-нию од-но-го из вид-ней-ших идео-ло-гов британского кон-сер-ва-тиз-ма М. Оук-шот-та , «быть кон-сер-ва-то-ром оз-на-ча-ет пред-по-чи-тать из-вест-ное - не-из-вест-но-му, ис-пы-тан-ное - не-из-ве-дан-но-му, факт - за-гад-ке, на-сущ-ное - воз-мож-но-му, ог-ра-ни-чен-ное - бес-край-не-му, близ-кое - да-лё-ко-му, дос-та-точ-ное - из-бы-точ-но-му, удоб-ное - иде-аль-но-му…» (Oakeshott M. Rationa-lism in politics, and other essays. L., 1962 год. P. 169). В этом смыс-ле консерватизм не свя-зан с какой-либо оп-ре-де-лён-ной тео-ри-ей, су-ще-ст-ву-ет главным образом ла-тент-но и по-лу-ча-ет то или иное идео-ло-гическое оформ-ле-ние как от-вет на вы-зо-вы, об-ра-щён-ные к кон-крет-но-му об-ще-ст-ву и под-ры-ваю-щие сло-жив-ший-ся ук-лад жиз-ни.

В бо-лее уз-ком смыс-ле консерватизм - од-но из об-щественно-по-ли-тических те-че-ний XIX-XX веков, идео-ло-гия ко-то-ро-го, од-на-ко, с тру-дом под-да-ёт-ся сис-те-ма-ти-за-ции в си-лу мно-го-об-ра-зия тех ре-лигиозных, куль-тур-но-ис-то-рических, национальных тра-ди-ций, на ко-то-рые обыч-но ссы-ла-ют-ся кон-сер-ва-то-ры. В от-ли-чие от ли-бе-ра-лиз-ма и со-циа-лиз-ма, консерватизм, не имею-щий идеа-ла со-вер-шен-но-го об-щественного строя, оп-ре-де-ля-ет-ся С. Хан-тинг-то-ном как «ин-сти-ту-цио-наль-ная идео-ло-гия», т. е. вы-сту-паю-щая в за-щи-ту на-лич-ных со-ци-аль-ных ин-сти-ту-тов, ко-гда они ока-зы-ва-ют-ся под уг-ро-зой.

Воз-ник-но-ве-ние консерватизма как по-ли-тического те-че-ния в конце XVIII - начале XIX веков свя-за-но с ре-ак-ци-ей на со-бы-тия Французской ре-во-лю-ции XVIII века . Cвоё пер-во-на-чаль-ное вы-ра-же-ние он по-лу-чил пре-ж-де все-го в про-грамм-ных «Раз-мыш-ле-ни-ях о ре-во-лю-ции во Фран-ции» (1790 год) Э. Бёр-ка, а так-же в со-чи-не-ни-ях Ж. де Ме-ст-ра, Л. Бо-наль-да, ран-не-го Ф.Р. де Ла-мен-не, С. Кол-рид-жа, немецких пуб-ли-ци-стов и по-ли-тических мыс-ли-те-лей Ф. Ген-ца, А. Мюл-ле-ра и др.

Тер-мин уко-ре-нил-ся бла-го-да-ря на-зва-нию из-да-вав-ше-го-ся Ф.Р. де Ша-тоб-риа-ном в 1818-1820 годы журнала «Le Conser-va-teur». Об-щим для это-го ран-не-го по-ли-тического консерватизма яви-лось не-га-тив-ное от-но-ше-ние к по-пыткам пе-ре-соз-дать об-ще-ст-во по какому-либо «ра-цио-наль-но-му» про-ек-ту: при-тя-за-ни-ям про-све-ти-тель-ско-го «ав-то-ном-но-го» ра-зу-ма с его аб-ст-ракт-ны-ми кон-цеп-ция-ми иде-аль-но-го об-щественного уст-рой-ст-ва был про-ти-во-пос-тав-лен ав-то-ри-тет тра-ди-ции - кол-лек-тив-ных ве-ро-ва-ний, нра-вов и обы-ча-ев, в ко-то-рых во-пло-тил-ся мно-го-ве-ко-вой опыт дан-но-го на-ро-да, пред-став-лен-ный та-ки-ми ис-то-ри-че-ски сло-жив-ши-ми-ся ин-сти-ту-ция-ми, как Цер-ковь и го-су-дар-ст-во (ре-ли-гия как «ос-но-ва гра-ж-дан-ско-го об-ще-ст-ва» у Бёр-ка, со-юз «тро-на и ал-та-ря» у Ж. де Ме-ст-ра и др.).

Тра-ди-ция по-ни-ма-ет-ся Бёр-ком как пре-ем-ст-вен-ная связь не толь-ко с про-шлы-ми, но и с бу-ду-щи-ми по-ко-ле-ния-ми. Пе-ре-да-вае-мые тра-ди-ци-ей ос-но-во-по-ла-гаю-щие цен-но-сти име-ют сво-им ис-точ-ни-ком транс-цен-дент-ный мо-раль-ный по-ря-док, ус-та-нов-лен-ный Бо-гом и пре-вос-хо-дя-щий че-ло-ве-че-ское ра-зу-ме-ние. Зло из-на-чаль-но ко-ре-нит-ся не в тех или иных об-щественных уч-ре-ж-де-ни-ях, как по-ла-гал Ж.Ж. Рус-со, но в са-мой че-ло-ве-че-ской при-ро-де, не-су-щей на се-бе пе-чать пер-во-род-но-го гре-ха. Ре-во-люционным тре-бо-ва-ни-ям ра-вен-ст-ва и ли-бе-раль-ным док-три-нам, ис-хо-див-шим из со-ци-аль-но-го ато-миз-ма, бы-ла про-ти-во-пос-тав-ле-на кон-цеп-ция об-ще-ст-ва как ие-рар-хи-че-ски уст-ро-ен-но-го ор-га-ни-че-ско-го це-ло-го, в ко-то-ром разл. ин-ди-ви-ды и груп-пы в си-лу тра-ди-ции вы-пол-ня-ют раз-ные за-да-чи на бла-го это-го еди-но-го це-ло-го. Тео-рия об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра от-вер-га-лась как ра-цио-на-ли-стическая фик-ция.

Консерватизм в анг-ло-сак-сон-ском ми-ре был бо-лее ли-бе-ра-лен, чем в стра-нах кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пы, где центральную роль в со-хра-не-нии со-ци-аль-ной ста-биль-но-сти от-во-ди-лась го-су-дар-ст-ву и Церк-ви. Э. Бёрк, за-щит-ник лич-ной сво-бо-ды и британского пар-ла-мен-та-риз-ма, при-да-вал важ-ное зна-че-ние в фор-ми-ро-ва-нии ин-ди-ви-да «ма-лым кла-нам» - се-мье, гиль-ди-ям, ас-со-циа-ци-ям. К. Мет-тер-них, вид-ней-ший кон-сер-ва-тив-ный по-ли-тик эпо-хи Рес-тав-ра-ции, счи-тал, что не-воз-мож-но пе-ре-не-сти прин-ци-пы британской кон-сти-ту-ции на ев-ропейский кон-ти-нент. Кле-ри-каль-но-мо-нар-хических идеи французских тра-ди-цио-на-ли-стов и ря-да немецких ро-ман-ти-ков во мно-гом оп-ре-де-ли-ли идео-ло-гию Свя-щен-но-го сою-за. С ран-ним консерватизм свя-зан ряд фи-лосовских и юри-дических кон-цеп-ций, раз-ра-ба-ты-вав-ших-ся пре-ж-де все-го в Гер-ма-нии: ис-то-ри-ческая шко-ла пра-ва (Ф.К. фон Са-ви-ньи) и др.

Пер-вой по-ли-тической пар-ти-ей, ко-то-рая ста-ла на-зы-вать-ся «кон-сер-ва-тив-ной» с 1830-х годов, бы-ли британские то-ри (см. Кон-сер-ва-тив-ная пар-тия), ли-дер ко-то-рых Р. Пиль ви-дел за-да-чу пар-тии в про-ве-де-нии ре-форм при со-хра-не-нии об-щественного по-ряд-ка.

На про-тя-же-нии XIX века вме-сте с бы-ст-рой ин-ду-ст-риа-ли-за-ци-ей, ур-ба-ни-за-ци-ей, за-вер-ше-ни-ем фор-ми-ро-ва-ния национальных го-су-дарств про-ис-хо-ди-ла по-сте-пен-ная транс-фор-ма-ция кон-сер-ва-тив-ной идео-ло-гии и по-ли-ти-ки: кон-сер-ва-тив-ные пар-тии ста-ли вы-ра-жать ин-те-ре-сы не толь-ко при-ви-ле-ги-ро-ван-ных со-сло-вий «ста-ро-го по-ряд-ка», но и про-мыш-лен-ни-ков, аг-ра-ри-ев, городской мел-кой и сред-ней бур-жуа-зии. Во Фран-ции, на-ря-ду с консерватизмом ле-ги-ти-ми-стов из «бес-по-доб-ной па-ла-ты», к 1830-м годам фор-ми-ру-ет-ся «ли-бе-раль-ный кон-сер-ва-тизм» (тер-мин ввёл в обо-рот Ф. Ги-зо), на ко-то-рый ори-ен-ти-ро-ва-лись сто-рон-ни-ки Луи Фи-лип-па. В Гер-ма-нии, где консерватизм был в наи-боль-шей сте-пе-ни свя-зан с иде-ей со-хра-не-ния «ста-ро-го по-ряд-ка», су-ще-ст-во-вал так-же «ре-фор-ма-тор-ский кон-сер-ва-тизм» (Reformkonservatusmus) К. фом Штей-на. В Ве-ли-ко-бри-та-нии ли-бе-раль-ные по-ли-тические ре-фор-мы, пре-дос-та-вив-шие боль-шей час-ти на-се-ле-ния из-би-ра-тель-ные пра-ва, про-во-ди-лись ка-би-не-та-ми то-ри - Пи-ля и Б. Диз-ра-эли. О. фон Бис-марк и Диз-ра-эли ста-ли вид-ней-ши-ми кон-сер-ва-тив-ны-ми по-ли-ти-ка-ми второй половины XIX века консерватизм этой эпо-хи час-то смы-ка-ет-ся с на-цио-на-лиз-мом. К началу XX века воз-ни-ка-ют и край-не пра-вые кон-сер-ва-тив-ные пар-тии (напр., «Ак-сь-он фран-сез», воз-глав-ляе-мая Ш. Мор-ра-сом).

Основные прин-ци-пы российского консерватизма бы-ли сфор-мули-ро-ва-ны в конце XVIII - начале XIX веков М.М. Щер-ба-то-вым и Н.М. Ка-рам-зи-ным и по-лу-чи-ли даль-ней-шее раз-ви-тие в «офи-ци-аль-ной на-род-но-сти» тео-рии (гр. С.С. Ува-ров, Н.Г. Уст-ря-лов и др.), в уче-нии сла-вя-но-фи-лов (А.С. Хо-мя-ков, Ю.Ф. Са-ма-рин). С точ-ки зре-ния российских кон-сер-ва-то-ров, са-мо-дер-жав-ная фор-ма прав-ле-ния со-от-вет-ст-во-ва-ла ис-то-рическому свое-об-ра-зию русского на-ро-да и рас-смат-ри-ва-лась ими как един-ст-вен-ный ис-точ-ник ре-форм и га-рант по-ряд-ка в об-ще-ст-ве.

Вид-ней-шие пред-ста-ви-те-ли консерватизма в Рос-сии - М.Н. Кат-ков, Н.Я. Да-ни-лев-ский, К.Н. Ле-он-ть-ев, К.П. По-бе-до-нос-цев, Л.А. Ти-хо-ми-ров и др. Кон-сер-ва-тив-ны-ми бы-ли воз-зре-ния та-ких русских пи-са-те-лей и по-этов, как Ф.И. Тют-чев, Н.В. Го-голь, А.А. Фет, Н.М. Лес-ков, Ф.М. Дос-то-ев-ский.

В це-лом кон-сер-ва-тив-ный ха-рак-тер име-ли «контр-ре-фор-мы» 1880-1890-х годах в прав-ле-ние императора Алек-сан-д-ра III. Во второй половине XIX века по-явил-ся т. н. ли-бе-раль-ный консерватизм (Б.Н. Чи-че-рин, П.Б. Стру-ве и др.). В начале XX века про-ис-хо-ди-ло ор-га-ни-за-ци-онное объ-е-ди-не-ние кон-сер-ва-тив-ных сил («Рус-ское со-б-ра-ние», Со-юз рус-ско-го на-ро-да и др.), на-цио-на-лизм стал од-ним из основных прин-ци-пов в обос-но-ва-нии консерватизма (М.О. Мень-ши-ков и др.). По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года идео-ло-гия консерватизма ут-ра-ти-ла своё влия-ние в Рос-сии. В эмиг-ра-ции консерватизм был пред-став-лен ра-бо-та-ми ря-да русских мыс-ли-те-лей (И.А. Иль-ин, кон-цеп-ция «ду-хов-но сво-бод-но-го кон-сер-ва-тиз-ма» С.Л. Фран-ка и др.).

По-сле Первой ми-ро-вой вой-ны ис-чез-ли круп-ней-шие ев-ропейские мо-нар-хии, а вме-сте с ни-ми прак-ти-че-ски ушёл в про-шлое консерватизма, ори-ен-ти-ро-вав-ший-ся на со-хра-не-ние тро-на и ал-та-ря. В ус-ло-ви-ях, ко-гда поя-ви-лась уг-ро-за сло-жив-шим-ся по-ли-тическим и эко-номическим ин-сти-ту-там (ком-му-низм, на-цио-нал-со-циа-лизм), ли-бе-ра-лизм при-об-рёл ох-ра-ни-тель-ные функ-ции, а по-то-му ли-бе-раль-ный консерватизм вы-сту-пал как идео-ло-гия основных пра-вых пар-тий. Од-но-вре-мен-но про-ис-хо-ди-ла ра-ди-ка-ли-за-ция час-ти кон-сер-ва-то-ров, пе-ре-няв-ших не-ко-то-рые про-грамм-ные по-ло-же-ния со-циа-ли-стов. С наи-боль-шей си-лой это про-яви-лось в вей-мар-ской Гер-ма-нии, где воз-ник-ла идео-ло-гия «кон-сер-ва-тив-ной ре-во-лю-ции».

По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны про-грам-мы круп-ных пра-вых пар-тий в Западной Ев-ро-пе со-че-та-ют в се-бе эле-мен-ты ли-бе-ра-лиз-ма и консерватизма. В 1970-х годах в США и Ве-ли-ко-бри-та-нии воз-ни-ка-ет не-окон-сер-ва-тизм, ока-зав-ший за-мет-ное влия-ние на по-ли-ти-ку пра-ви-тельств Р. Рей-га-на и М. Тэт-чер. В по-ле-ми-ке с ли-бе-раль-ной по-ли-тической фи-ло-со-фи-ей за-мет-ный след ос-та-ви-ли тру-ды по-сле-до-ва-те-лей ком-му-ни-та-риз-ма, от-час-ти сов-па-даю-щие с идео-ло-ги-ей т. н. со-ци-аль-но-го консерватизма (со-че-та-ние прин-ци-пов лич-ной сво-бо-ды и со-ци-аль-ной от-вет-ст-вен-но-сти).

В Рос-сии ре-ак-ция на ра-ди-каль-ные ре-фор-мы 1990-х годов вы-зва-ла по-яв-ле-ние различных вер-сий консерватизма, ис-хо-дя-щих как из идей И.А. Иль-и-на (А.И. Сол-же-ни-цын и др.), так и из опы-та со-вет-ско-го «ре-аль-но-го ком-му-низ-ма» (А.А. Зи-новь-ев и др.).

Дополнительная литература:

O’Sullivan N. Conservatism. L., 1976;

Kondylis P. Konservativismus. Geschicht-li-cher Gehalt und Untergang. Stuttg., 1986;

Ré-mound R. Les droites en France. P., 1988;

Gott-fried P. E. The conservative movement. 2nd ed. N. Y., 1993;

Ман-хейм К. Кон-сер-ва-тив-ная мысль // Ман-хейм К. Ди-аг-ноз на-ше-го вре-ме-ни. М., 1994;

Schildt A. Konservatismus in Deutsch-land. Von den Anfängen im 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Münch., 1998;

Рус-ский кон-сер-ва-тизм XIX сто-ле-тия. М., 2000;

Гу-сев В. А. Рус-ский кон-сер-ва-тизм. Тверь, 2001.



Случайные статьи

Вверх