Лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы. Неврозы - лечебные упражнения при заболеваниях нервной системы

Рубрика:

Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстрой­ства нервной деятельности, при которых отсутствуют ви­димые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.

И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) откло­нения высшей нервной деятельности от нормы».

Для того чтобы яснее себе представить механизм ле­чебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осущест­вляет ведущую роль в регуляции деятельности внутрен­них органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.

Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая - из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нерв­ной системы.

Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в цен­тральную нервную систему, а центробежные - от цен­тральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятель­ность.

Различного рода воздействия, оказываемые на ор­ганизм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами - анализаторами. Анализаторы воспринима­ют действия различных раздражителей из внешней сре­ды - световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.

Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.

Возбуждение от анализатора проходит в централь­ную нервную систему по нервным клеткам и их отрост­кам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.

Раздражения, действующие на анализаторы, вызыва­ют различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.

Все рефлексы делятся на безусловные и условные.

Безусловными называются рефлексы врожден­ные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.

Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергива­ние руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недоста­точно для приспособления организма к постоянно из­меняющимся условиям внешней среды. И вот эту важ­нейшую функцию (приспособления) выполняют услов­ные рефлексы.

Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Напри­мер, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию дви­жений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии ко­ры больших полушарий, рефлексы возникают, совер­шенствуются, сохраняются или угасают.

Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражите­лями (словесные инструкции, команды и т. д.).

Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Пав­лов и его ученики детально исследовали процессы воз­буждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятель­ности центральной нервной системы.

Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение - относительному покою.

Необходимо также остановиться еще на одной осо­бенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стан­дартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в уч­реждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяю­щийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная вну­тренняя система нервных процессов. Это есть так на­зываемый динамический стереотип, то есть си­стема закрепленных, взаимосвязанных и последователь­но действующих условных рефлексов.

Процесс образования или выработки динамиче­ского стереотипа представляет собой работу нерв­ной системы, напряженность которой зависит от слож­ности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.

Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспосо­биться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.

Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переклю­чения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности пере­страиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.

В зависимости от силы, уравновешенности и подвиж­ности основных нервных процессов возбуждения и тор­можения выделены четыре типа нервной системы.

Первый - сильный, неуравновешенный, или «без­удержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)

Второй - сильный, уравновешенный, живой (сангви­ник).

Третий - сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).

Четвертый - слабый (меланхолик).

Наиболее часто страдают неврозами холерики и ме­ланхолики.

Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновеши­вания. Известно немало случаев, когда люди вспыль­чивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.

Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы - невроза?

Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называе­мому срыву высшей нервной деятельности, то есть к та­кому перенапряжению нервных процессов, когда ситуа­ция кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправ­данным поступкам и действиям. Такой срыв может при­вести к длительному функциональному заболеванию нервной системы - неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алко­голь, никотин, свинец), истощающие организм, способ­ствуют образованию невроза.

Между прочим, существующее у многих людей мне­ние, что неврозами болеют только работники умствен­ного труда,- совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у лю­бого человека, независимо от его профессии, в резуль­тате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).

Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершен­но неправильно, когда больной уповает на какое-то ма­гическое действие только «хороших» лекарств, прини­маемых внутрь, или на физиотерапевтические процеду­ры, совершенно упуская отличающиеся простотой и до­ступностью физические упражнения, естественные фак­торы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в част­ности его нервной системы.

Физическая культура нормализует деятельность внут­ренних органов, отвлекает больного от мыслей о болез­нях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.

Огромная масса сигналов, поступающих в кору го­ловного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвида­ции невроза. При всех основных видах неврозов - не­врастении, истерии и психастении - наши рекоменда­ции сохраняют свою силу, а индивидуализация их воз­можна после консультации у врача.

Больные, страдающие неврозами, объясняют быст­рую утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают заня­тия.

Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением ре­жима.

Правильно организованный режим не только укреп­ляет организм, предохраняя его от заболеваний (осо­бенно нервных), но воспитывает волю и повышает рабо­тоспособность.

Элементы режима следующие:

1. Правильное сочетание умственной и физической работы.

2. Нормальный сон в гигиенических условиях.

3. Утренняя гимнастика.

4. Утренние водные процедуры.

5. Регулярный прием пищи.

6. Прогулки (ежедневные).

7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.

8. Систематические занятия спортом.

При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных про­цессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энер­гии.

При лечении неврозов применяются следующие фор­мы лечебной физической культуры:

1. Гимнастика.

2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).

3. Прогулки.

4. Туризм.

5. Элементы легкой атлетики.

6. Лыжи и коньки.

7. Плавание,

8. Гребля.

Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражне­ниями (любой формы) надо заканчивать с чувством бод­рости, с ощущением желания продолжать тренировку.

Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.

1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)

1. ИП - ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуть­ся - вдох. 4-6 раз. ТМ.

2. ИП - ноги врозь. На­клон вперед, коснуться паль­цами пола - выдох. 4-б раз. ТМ.

3. ИП - основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Ды­хание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТМ.

4. ИП - руки на пояс. При­седание, руки вперед - выдох. 6-8 раз. ТМ.

5. ИП - ноги врозь, пра­вая рука вперед, левая согну­та, кисти в кулак. Смена по­ложения рук («бокс»). 10- 15-20 раз. ТБ. Дыхание про­извольное.

6. ИП - ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3-4 раза. ТМ

7. ИП -ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4-5 раз в каждую сторону. ТМ

8. ИП - сидя на стуле, но­ги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть ру­ками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4-6 раз каж­дой ногой. ТМ.

9. ИП - руки на пояс. По­скоки - ноги врозь, руки в стороны. 10-30 раз. Дыхание произвольное.

10. Ходьба 1-1,5 мин.

11. ИП - ноги врозь, пра­вая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот-вдох. 3-4 раза. ТМ

2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)

1. ИП - основная стойка - руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6-8 раз. ТС

2. ИП - ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед вле­во, коснуться правой кистью левого носка. 3-4 раза в каж­дую сторону. ТС.

3. ИП -ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в ис­ходном положении. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каж­дую сторону. ТС

4. ИП А -упор лежа. Б. Со­гнуть руки в локтях - выдох ИП - вдох. В-вариант испол­нения. Одновременно со сгиба­нием рук отвести ногу назад. 6-8-10 раз. ТС.

5. ИП - лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафраг­мально-грудное) дыхание. 3-4 раза. ТМ.

6. ИП - лежа на спине, ру­ки вдоль тела. Сесть, накло­ниться вперед и коснуться ки стями носков - 5 раз. ТМ

7. ИП - ноги врозь, руки в стороны - вверх. Дугами впе­ред руки назад, глубокое при­седание на полной ступне, 6- 10 раз. ТС.

8. ИП - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3-4 раза в каждую сторону. Ды­хание произвольное. ТМ

9. ИП - ноги врозь. Под­няться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впади­нам. 4-5 раз. ТМ.

Выше мы приводим примерные комплексы гимнасти­ческих упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.

Приведенные комплексы гимнастических упражне­ний, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.

Наклоны туловища в сторону становятся более труд­ными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.

Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гим­настические упражнения зачастую способствуют исчез­новению головной боли у больного неврастенией.

При лечении головных болей движением следует из­бегать изменения положения головы, толчковых движе­ний (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, свя­занных с большим натуживанием.

Лучшим исходным положением является горизон­тальное- лежа на спине с несколько приподнятым из­головьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лу­чезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и пле­чевых суставах, например:

1. Вращение стопами и кистями.

2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суста­вах.

3. Сгибание рук в локтевых суставах.

4. Отведение прямых рук в стороны и т. п.

Основное значение в функциональной терапии травм и нарушений периферической нервной системы имеет ход нервных волокон, составляющих пирамидный двигательный путь. Именно от него импуль- сация по нервным волокнам направляется в двигательные клетки передних рогов спинного мозга, откуда через волокна периферического нейрона, образующие корешки двигательных, направляется в мышцы. Поэтому любые патологические влияния на любой из участков этого пути вызывают расстройства двигательного аппарата, выражающиеся в параличах, парезах, а также проявляющихся снижении силы соответствующих мышц. К таким влияниям можно отнести травмы, кровоизлияния, интоксикации, инфекции, сдавливание корешков нервов костными разрастаниями и т.п. Характерной чертой расстройств движения при поражениях периферического нейрона являются вялые параличи и парезы с понижением или полным отсутствием сухожильных рефлексов, нередко и с нарушением кожной чувствительности. При травматических невритах кроме местного поражения нервного ствола отмечаются также нарушения в корешках нервов, в элементах спинного мозга, функциональные нарушения в соматических и вегетативных центрах головного мозга.

При невритах поражение локализуется в периферических нервных стволах обычно смешанных нервов, вследствие чего основными симптомами при них являются параличи или парезы периферического типа, соответствующие мышечной иннервации данного нерва. Параличи вялые, чаще всего сопровождающиеся мышечными атрофиями с понижением или исчезновением сухожильных рефлексов, с понижением мышечного тонуса. Вместе с нарушением мышечной функции могут наблюдаться расстройства кожной чувствительности, появляются боли при давлении на пораженные стволы и мышцы при их растяжении.

Невриты бывают разного происхождения. Наиболее часто встречаются травматические невриты. Они возникают при ушибах областей тела, через которые проходят нервные стволы, при переломах костей, по соседству с которыми расположены двигательные нервные волокна.

При невритах чаще всего приходится применять комплексное лечение, неотъемлемой частью которого являются ЛФК и массаж. Формы применения упражнений и соотношение их в лечебном комплексе определяются причинами болезни, ее стадией, формой и особенностями течения, а также индивидуальными особенностями больного.

В задачи ЛФК при поражении периферического двигательного нейрона входят:

  • 1) восстановление функций нервных элементов поврежденного нейрона;
  • 2) нормализация активности мышц, иннервируемых поврежденным нейроном;
  • 3) общеукрепляющее воздействие.

Афферентные стимулы, возникающие в момент выполнения пассивного или активного движения, служат факторами, проторяющими нервные пути, поддерживающими принадлежащую им функцию, координирующими сочетанное функционирование всех пришедших в расстройство нервных элементов. Кроме того, эти импульсы стимулируют регенерацию нарушенных болезнью или травмой нервных проводников. Дело в том, что из-за дегенерации аксона и распада миелина нарушена проводимость нервных путей. Выполнение же физических упражнений способствует усилению обменных (и ионных) процессов в волокне, благодаря чему повышается его проводимость. Такие влияния особенно эффективны в первые периоды заболевания или травмы. В тех случаях, когда прошел уже значительный период времени, и на месте поражения начинает образовываться соединительная рубцовая ткань, и регенерация элементов нейрона становится затруднительной, хотя физические упражнения все-таки способствуют частичному рассасыванию этой ткани и возрастанию ее эластичности.

Применение ЛФК при травматических невритах делится на два периода. На ранних стадиях раневого процесса она применяются с целью стимуляции заживления раны, улучшения циркуляции в иннервируемых участках тканей, предупреждения осложнений, развития грубого рубца в месте ранения. К числу профилактических мер против осложнений, сказывающихся на функциональном состоянии нерва и иннервируемых им мышц и других тканей, можно отнести легкий массаж частей конечности после предварительного ее прогревания, создающего умеренную гиперемию окружающих рану тканей. Это обеспечивает улучшение циркуляции в поврежденной конечности, уменьшению отечности и поддержание питания тканей, уменьшение раздражения нервных проводников. Там, где состояние раны и болевые нарушения не препятствуют движению, можно начинать с первых же дней после ранения или операции лечебную гимнастику: пассивные, а где возможно, и активные упражнения, идеомоторные усилия и посылку импульсов. При иммобилизации пораженной конечности физические упражнения необходимо проводить для здоровой конечности в расчете на рефлекторное их влияние на процессы кровообращения и нервной возбудимости в больной конечности.

Для восстановления функциональной способности травмированного нерва, стимуляции роста нервного волокна, для приведения в нормальное функциональное состояние центральных нервных образований, связанных с пораженным нервом, исключительное значение приобретает обеспечение достаточного количества афферентных импульсов, идущих по пораженному нерву с периферии органа.

В тех случаях, когда превалируют явления паралича, а боли не имеют места, или с того момента, когда они уже не препятствуют движениям, необходимо начинать активную и пассивную гимнастику, обращая внимание на те упражнения, которые соответствуют функции пораженных групп мышц. Возникающие в ряде случаев после выполнения гимнастических упражнений признаки утомления или усиления болей чаще всего исчезают под влиянием последующей, даже короткой тепловой процедуры.

В лечении рефлекторных контрактур в первую очередь решается вопрос об удалении периферического очага раздражения, что осуществляется обычно хирургическим и консервативным способами. Физические упражнения, применяемые в этом случае, активно содействуют понижению возбудимости центральных рефлекторных приборов и понижению тонуса мышц, находящихся в состоянии спазма. В зависимости от сроков развития спазма лечение движением комбинируется с различными ортопедическими мероприятиями (фиксирующие повязки, корригирующие операции, теплолечение, массаж и др.), особенности которых следует учитывать в построении ЛФК.

Эффективность ЛФК при невритах определяется не только правильностью подбора и выполнения физических упражнений, но и режимом их выполнения. Он должен в полной мере соответствовать отношениям между длительностью и интенсивностью упражнений, требует достижения утомления при выполнении каждого комплекса и постепенного увеличения нагрузки. Поэтому в первом периоде при длительности комплекса в 10-15 мин он должен повторяться не менее 6-8 раз в течение дня. В перерывах между комплексами ЛФК проводится массаж (самомассаж) тканей в области иннервации поврежденного нейрона в течение 10-12 мин.

Второй период функциональной терапии травматического неврита соответствует этапу после заживления раны. Он характеризуется наличием поздних остаточных клинических явлений, развитием рубцовой ткани на месте раны, нарушениями здесь кровообращения и трофики, явлениями паралича, контрактур и болевого симптомо- комплекса. В результате рационально построенной и продолжительно применяемой ЛФК все эти явления устраняются (или хотя бы облегчаются) благодаря нормализации питания тканей, иннервируемых пораженным нервом, восстановлению кровообращение в них с активным удалением остаточных воспалительных продуктов из самих пораженных нервов и окружающих тканей. Благоприятным обстоятельством при этом является то, что физические упражнения способствуют укреплению паретичных мышц, суставных сумок и связочного аппарата, сохраняют подвижность суставов и их функциональную готовность к моменту восстановления нервного аппарата.

Во втором периоде продолжительность выполнения комплекса ЛФК постепенно возрастает до 30-40 мин, а повторность его выполнения - 2-3 в течение дня. Продолжительность массажа (самомассажа) может достигать 20-30 мин.

В качестве примера применения ЛФК при невритах рассмотрим относительно часто встречающиеся невриты лицевого и седалищного нервов.

Неврит лицевого нерва проявляется главным образом параличом мимической мускулатуры пораженной стороны лица: не закрывается или не полностью закрывается глаз, нарушено мигание век, рот перетянут в здоровую сторону, носогубная складка сглажена, движение губ в стороне неврита отсутствует, угол рта опущен, наморщивание лба невозможно, насупить брови больной не может. В зависимости от тяжести неврита он продолжается от двух недель до многих месяцев и не всегда оканчивается полным выздоровлением.

Причиной неврита являются различные поражения нерва при его прохождении через канал пирамидной части височной кости, воспалительные процессы в среднем ухе, интоксикации, инфекции, послеоперационные и операционные осложнения. Течение неврита лицевого нерва сопровождается таким осложнением, как контрактура лицевых мышц пораженной стороны, когда угол рта перетягивается уже на больную сторону, носогубная складка становится глубже, глазная щель суживается, оставаясь полузакрытой, асимметрия лица становится более выраженной. Как контрактура, так и содружественные движения мешают производить мимические движения, усугубляют тяжесть паралича.

Лечебный комплекс при неврите лицевого нерва носит комбинированный характер и включает медикаментозную терапию, ЛФК с массажем и физиотерапию.

Лечебная физкультура. В начале заболевания особое значение имеет обеспечение адекватной афферентной импульсации с периферии, благодаря которой поддерживается проводимость нервных волокон и стимулируется сохранение двигательных навыков лицевой мускулатуры. Для этого рекомендуется применять пассивные упражнения и специальный массаж всего лица и шеи с применением легкого поглаживания, легкого растирания и, наконец, вибрации по ходу веток нерва кончиками пальцев. В комплекс физических упражнений входят специальные упражнения в наморщивании лба путем поднимания бровей, их сдвигание (насупить), мигание веками, оскаливание зубов и складывание губ для свиста, надувание больной щеки и пр.

Режим ЛФК требует многократного в течение дня применения физических упражнений, в частности, самостоятельно выполняемых больным. Однако при этом возникает опасность, что самостоятельные занятия мимической гимнастикой перед зеркалом не всегда выполняются правильно (например, при упражнении в закрывании глаз при наличии паралича нижнего века больной старается его закрыть за счет подпирания века подтягиванием угла рта). При этом в результате многократных упражнений организуется устойчивая извращенная условнорефлекторная связь для выполнения содружественного движения. Поэтому исключительно важно обучить больного самостоятельному правильному выполнению корригирующих упражнений.

При появлении самостоятельных мимических движений (или хотя бы проявления минимальной сократительной активности) в какой-либо мимической мышце основной акцент следует перенести с пассивных упражнений на многократно повторяющиеся активные усилия со стороны именно этой мышцы.

Причины неврита седалищного нерва могут быть самые разнообразные - инфекции, нарушение обмена (подагра, диабет), травмы, охлаждение, заболевание позвоночника и др.

При поражениях седалищного нерва возникают нарушения чувствительности, появляются парезы и параличи мышц. При высокой локализации повреждения ствола нерва страдает функция поворачивания бедра кнаружи, а также сгибание голени к бедру, сильно затрудняется ходьба. При полном поражении всего поперечника нерва прибавляется потеря движения стопы и пальцев.

Уже в период постельного содержания больного необходимо проявить позаботиться о предохранении отвисания стопы. Помимо пассивной коррекции (в частности, с помощью лонгетки, удерживающей стопу в среднем физиологическом положении) и придания при лежании на боку полусогнутого положения в коленном и голеностопном суставах применяются пассивные упражнения. С появлением активных движений применяются специальные упражнения в сгибании голени к бедру, поворачивании его кнаружи, в разгибании стопы и пальцев, отведении ее в сторону и внутрь, разгибании большого пальца.

Эффективность лечебной гимнастики возрастает при использовании перед упражнениями разогревающего массажа и ряда физиотерапевтических воздействий, преимущественно теплового характера. Кроме повышения эластичности мягких тканей и суставно-связочного аппарата, позволяющих проводить движения с большей амплитудой, эта мера уменьшает болезненность. В этих же целях тепловое воздействие может использоваться и после выполнения гимнастических упражнений.

Учитывая указанные обстоятельства, в подборе средств и методики ЛФК при поражениях большеберцового нерва следует исходить из необходимости повышения тонуса мышц, находящихся в состоянии его потери, и снижения тонуса спазмированных мышц.

Как и при других видах поражений периферической нервной системы, в ЛФК необходимо придерживаться плотного повторного и многократного режима использования упражнений. При этом следует внимательно следить за состоянием тонуса и активности пораженных мышц, и при первых же признаках улучшения в их состоянии переносить все большую часть нагрузки именно на них, все в большей степени отдавая предпочтение активным упражнениям по сравнению с пассивными.

Нервная система представляет собой сложную систему, регулирующую и координирующую деятельность организма человека. Ее основу составляют центральная нервная система (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС), в которую входят остальные нейронные элементы.
Кроме головного и спинного мозга, к важнейшим органам нервной системы относятся глаза, уши, органы, которые отвечают за вкус и обоняние, а также сенсорные рецепторы, расположенные на коже, в суставах, мышцах и других частях тела.
В наше время заболевания и повреждения нервной системы встречаются довольно часто. Они могут произойти в результате травмы, инфекции, дегенерации, структурных дефектов, опухолей, нарушения кровотока, а также вследствие аутоимунных заболеваний (когда организм начинает атаковать сам себя).
Заболевания нервной системы могут привести к расстройствам движений, таким, как параличи, парезы, гиперкинезы.
Паралич (или плегия) - это полное выпадение мышечного сокращения. Парез - частичное выпадение двигательной функции орагнизма. Паралич или парез одной конечности называются - моноплегия или монопарез, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегия или гемипарез, трех конечностей - триплегия или трипарез и четырех конечностей - тетраплегия или тетрапарез.
Различают два вида параличей и парезов: спастические и вялые. При спастическом параличе наблюдается отсутствие только произвольных движений, а также повышение мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Вялый паралич характеризуется отсутствием как произвольных, так и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, а также низким тонусом и атрофией мышц.
Гиперкинезы - это измененные движения, которые лишены физиологического значения и возникают непроизвольно. К гиперкинезам относятся судороги, атетоз, дрожание.
Судороги бывают двух видов: клонические, представляющие собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические, которые представляют собой длительные сокращения мышц. Судороги возникают в результате раздражения коры или ствола головного мозга.
Атетоз - это медленные червеобразные движения пальцев, кистей туловища, которые приводят к тому, что при ходьбе туловище закручивается штопорообразно. Это заболевание образуется при поражении подкорковых узлов.
Дрожание характеризуется непроизвольными ритмическими колебаниями конечностей или головы. Оно возникает как следствие поражения мозжечка и подкорковых образований.
Атаксия - это нарушение координации движений. Атаксия бывает двух видов: статическая (нарушение равновесия при стоянии) и динамическая (нарушение координации движений, характеризующееся несоразмерностью двигательных актов). Как правило, атаксия образуется в результате поражения мозжечка и вестибулярного аппарата.

Очень часто при заболеваниях нервной системы возникают расстройства чувствительности. Бывает полное выпадение чувствительности, которое называется - анастезия, а также бывает понижение чувствительности - гипостезия и повышение чувствительности - гиперстезия. Если у больного наблюдаются нарушения поверхностной чувствительности, то в этом случае он не различает тепло и холод, не чувствует уколов. Если наблюдается расстройство глубокой чувствительности, тогда больной теряет представление о положении конечностей в пространстве, что приводит к неуправляемости его движений. К нарушениям чувствительности приводят повреждения периферических нервов, корешков, приводящих путей и спинного мозга, а также приводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.
В результате многих заболеваний нервной системы в организме возникают трофические нарушения, а именно: кожа делается сухой, на ней появляются трещины, образуются пролежни, которые захватывают и подлежащие ткани, кости делаются хрупкими и ломкими. Особенно тяжелые пролежни наблюдаются, когда повреждается спинной мозг.

Все вышеперечисленные заболевания нервной системы являются очень актуальными в наше время, и с помощью современной медицины, имеющей в своем арсенале широкий круг лечебных средств, вполне поддаются лечению. Особую роль в лечении и реабилитации больных с различными заболеваниями и травмами центральной и переферической нервной системы играет лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы.

Благодаря ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы происходит растормаживание участков нерва, которые находятся в состоянии угнетения, а также стимуляция процессов регенерации, что в свою очередь способствует восстановлению проводимости нерва, улучшению движений и других функций, которые были нарушены в результате патологического процесса. Физические упражнения при заболеваниях нервной системы способствуют улучшению трофики в месте повреждения нерва, а также предупреждают образование сращений и рубцовых изменений, то есть - вторичных деформаций. Если поражения периферических нервов являются необратимыми, то в этом случае специальные упражнения при заболеваниях нервной системы обеспечивают формирование двигательных компенсаций. Лечебная физкультура и лечебная гимнастика при болезнях нервной системы применяются как при травмах периферических нервов, так и при воспалительных процессах в них. ЛФК и ЛГ при заболеваниях нервной системы противопоказаны только в том случае, если у больного тяжелое общее состояние и имеются сильные боли.

Занятия ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы способствуют восстановлению нарушенных функций головного и спинного мозга и являются лечебно-воспитательным процессом, который осуществляется с помощью сознательного и активного (насколько это позволяет) участия больного. Лечебные упражнения при заболеваниях нервной системы, которые к тому же сочетаются с психотерапевтическим воздействием, прежде всего направлены на то, чтобы повысить общий жизненный тонус больного, что в свою очередь создает благоприятные предпосылки для восстановления и компенсации утраченных функций.

ЛФК при неврозах является естественным биологическим методом, при котором применение физических упражнений и естественных факторов природы физиологически обосновано. Благодаря ЛФК и ЛГ при неврозах оказывается непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления, которые наблюдаются при этом заболевании, физические упражнения при неврозах способствуют выравниванию динамики основных нервных процессов, а также координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.д.

Таким образом, лечебная физкультура и (регулярное их использование) занимают очень важное место в восстановительных процессах и комплексном лечении.

Комплекс ЛФК при заболеваниях нервной системы:
(перед занятием нужно подсчитать пульс)
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, затем ходьба с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
2. Ходьба по кругу на носках, на пятках поочередно в одну и другую сторону, затем - с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
3. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. И. П - то же самое. Попеременно поднимать руки вверх (сначала правую руку, затем - левую), движения постепенно ускорять. Выполнить от 60 до 120 раз в 1 минуту.
5. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки опустить через стороны вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 минуту. Выполнять 20-30 секунд.
7. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки резко опустить вниз между ногами - выдох. Повторить 3-4 раза.
8. И. П. - ноги вместе, руки на поясе. Сделать приседание - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 4-5 раз.
9. И. П. - стоя на носках. Опуститься на пятки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Данное упражнение выполняется в парах - на преодоление сопротивления:
а) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, которые согнуты в локтях. Поочередно каждый из пары оказывает сопротивление одной рукой, а другую руку при этом выпрямляет. Повторить 3-4 раза.
б) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, сделать приседание (руки выпрямить), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
в) И. П. - то же самое. Поднять руки вверх - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза.
г) И. П. - то же самое. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (в танцевальном темпе), затем руки разъединить и хлопнуть в ладони 3 раза. Повторить то же самое левой ногой. Сделать 3-4 раза каждой ногой.
11. И. П. - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками в стенку и поймать его. Повторить 5-6 раз.
12. И. П. - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения, выполняемые на снарядах:
а) пройти по гимнастической скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза.
б) выполнять прыжки с гимнастической скамейки. Сделать 3-4 раза.
в) И. П. - стоя у гимнастической стенки, вытянутыми руками держаться за концы рейки на уровне плеч. Руки согнуть в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Подняться на носки - сделать вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. И. П. - то же самое. По очереди расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После выполнения всех упражнений вновь подсчитать пульс.

ЛФК при неврозах .
Комплекс физических упражнений при неврозах №1:
1. И. П. - стоя, ноги врозь. Закрыть глаза, руки поднять до уровня плеч, затем соединить выпрямленные указательные пальцы перед грудью, при этом открыв глаза. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Повторить 4-6 раз.
2. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делать руками движения, имитирующие лазание по канату. Дыхание равномерное. Сделать 2-4 раза.
3. И. П. - ноги врозь, руки на пояс. По очереди отводить ноги в стороны до отказа. Дыхание равномерное. Выполнить 2-6 раз.
4. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх и одновременно поднять и согнуть в колене левую ногу. При поднимании рук сделать вдох, при опускании - выдох. Затем то же самое повторить с другой ногой. Выполнить каждой ногой по 2-4 раза.
5. И. П. - то же самое. На счет "раз" - сделать прыжок на месте, ноги врозь. Сделать хлопок руками вверху над головой. На счет "два" - возвращаемся прыжком в исходное положение. Выполнить 2-6 раз.
6. И. П. - то же самое. Выполнять прыжки на носках, при этом туловище вперед не наклонять, руки внизу. Сделать 5-10 раз.
7. И. П. - ноги врозь, руки внизу. Выполнять руками движения, имитирующие движения пловца. Дыхание равномерное. Выполнить 5-10 раз.
8. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднимать по очереди левую и правую ногу вперед, при этом делать хлопки руками под поднятой ногой и за спиной. Дыхание равномерное. Сделать 3-6 раз.
9. И. П. - ноги врозь, руки вдоль туловища. Подбросить маленький мячик вверх перед собой, сделать хлопок руками за спиной и поймать мяч. Дыхание равномерное. Сделать 5-10 раз.
10. И. П. - то же самое. Руки поднять, согнуть в локтях и привести к плечам. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Сделать 4-6 раз.

Комплекс упражнений при неврозах №2:
1. Сесть на стул, руки вытянуть перед собой. Сделать вдох - отвести руки в стороны, прогнуться в области грудной клетки. Сделать выдох - вернуть руки в исходное положение и опустить голову. Темп медленный. Сделать 6-8 раз.
2. Сесть на коврик (ноги прямые), в руках двухкилограммовые гантели. Сделать вдох - коснуться гантелями носков ног, выдох - притянуть гантели к себе. Сделать 12 раз.
3. Встать, руки опустить, левую ногу поставить вперед (пяткой к носку правой ноги). Стоя на месте, сохраняя равновесие, руками имитировать движения крыльев мельницы. Потеряв равновесие, вернуться в исходное положение и начать упражнение сначала.
4. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать вдох - сделать два шага (с левой ноги), выдох - два подскока на левой ноге и два подскока на правой, при этом двигаясь вперед. Сделать 8 раз.
5. И. П. - то же самое. Сделать вдох - поднять руки в стороны, выдох - поставить левую ногу вплотную перед правой и, закрыв глаза, сохранять равновесие. Сделать вдох - вернуться в исходное положение. Выполнить 8 раз.
6. Поставить стул на расстоянии 4 шагов от стены, затем встать перед стулом. Бросить теннисный мяч в стену, сесть на стул и поймать мяч после того, как он отскочет от пола. Сделать 10 раз.
7. Лечь на спину, расслабиться. Сделать вдох - напрячь мышцы рук и ног (по очереди), выдох - расслабиться. Сделать 3-4 раза.
8. Ноги вместе, руки внизу. Ритмично шагать по комнате, при этом меняя положение рук: сначала положить их на бедра, потом поднять к плечам, затем - на голову и сделать перед собой хлопок. Повторить 3 раза.
9. Сесть на стул, ноги согнуть, руки положить на край стула. Сделать вдох, затем длинный выдох и подтянуть согнутые ноги к груди, затем выпрямить их, развести в стороны, согнуть и поставить на пол. Сделать 8 раз.
10. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать два шага - вдох, руки поднять в стороны, затем сделать третий шаг - присесть и руки вытянуть вперед. Затем встаньте, руки опустите. Сделайте 4 раза.
11. Встать на брусок одной ногой, взять в руки теннисный мяч. Стоять на одной ноге (на левой, затем на правой), ударяя мячом об пол одной рукой и ловя другой. Сделать 15 раз.

Страница 4 из 4

Неврозы - это функциональные заболевания нервной системы, развивающиеся под влиянием длительного перенапряжения нервной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, долгой болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и др. Определенное значение имеют также предрасположение к этому недугу и особенности нервной системы. Основные формы неврозов: неврастения, психастения и истерия.

Неврастения - это, по определению И. П. Павлова, ослабление процессов внутреннего торможения, что проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощения нервной системы. Для неврастении характерны быстрая утомляемость, раздражительность, возбудимость, плохой сон, снижение памяти и внимания, головные боли, головокружения, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, частая смена настроения без видимых причин.

Психастения встречается преимущественно у людей мыслительного типа (по И. П. Павлову) и характеризуется развитием процессов застойного возбуждения (очаги патологической застойности, так называемые больные пункты). Человека одолевают тягостные мысли, всевозможные страхи (закрыл ли квартиру, выключил ли газ, ожидание неприятности, боязнь темноты и т.д.). При психастении отмечаются частая нервозность, угнетенность, малоподвижность, вегетативные расстройства, излишняя рассудочность, плаксивость и т. п.

Истерия - форма функционального расстройства нервной системы, сопровождающаяся разладом психических механизмов и как следствие нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Для истерии характерны повышенная эмоциональная возбудимость, манерность, приступы судорожного плача, судорожные припадки, желание обратить на себя внимание, расстройства речи и походки, истерические «параличи».

Лечение неврозов комплексное: создание благоприятных условий, медикаментозное физиолечение и психотерапия, лечебная физкультура.

Лечебная физкультура особенно показана при неврозах, так как она повышает силу нервных процессов, способствует их выравниванию, координирует функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.
Упражнения выбирают в зависимости от формы невроза.
При неврастении, например, лечебная физкультура направлена на повышение тонуса центральной нервной системы, нормализацию вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную борьбу со своим недугом.
Задачи лечебной физкультуры при психастении: повысить эмоциональный тонус и возбудить автоматические и эмоциональные реакции; при истерии - усилить процессы торможения в коре больших полушарий.
При всех формах неврозов важно отвлечься от тяжелых мыслей, выработать настойчивость, активность, вызывать у себя положительные эмоции.
Из-за повышенной обидчивости и эмоциональности человека в состоянии невроза в начале занятий не следует фиксировать внимание на ошибках и недостатках в выполнении упражнений.
В первом периоде занятий их целесообразно проводить индивидуально. Применяют простые общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, не требующие напряженного внимания; выполняют их в медленном и среднем темпе. В дальнейшем в занятия можно включать упражнения с более сложной координацией движений. Занятия должны быть достаточно эмоциональными. Больным неврастенией и истерией упражнения нужно больше объяснять, больным психастенией - показывать.
При лечении истерических «параличей» применяют отвлекающие задания (например, просят поменять исходное положение). Так, при «параличе» руки используют упражнения с одним или несколькими мячами. При невольном включении «парализованной» руки в работу надо обязательно обращать на это внимание больного.
По мере овладения упражнениями с несложной координацией в занятия включают упражнения на сохранение равновесия (на скамейке, бревне), а также лазанье, на гимнастической стенке, различные прыжки, плавание. Ходьба, прогулки пешком, рыбная ловля также способствуют разгрузке нервной системы, снимают раздражение, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Продолжительность занятий в первом периоде вначале 10-15 мин, а по мере адаптации - 35-45 мин. Если нагрузка переносится хорошо, то во втором периоде в занятия вводят упражнения, развивающие внимание, точность движений, координацию, ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата выполняют упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища, упражнения с внезапной перестройкой движений во время ходьбы, бега. Широко применяют подвижные игры, пешеходные прогулки, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, волейбол, теннис.

Неврастения

При неврастении лечебная гимнастика «тренирует» процесс активного торможения, восстанавливает и упорядочивает возбудительный процесс. Занятия лечебной физкультурой, помимо обязательной утренней гимнастики, следует проводить утром в течение 15-20 мин. Исходное положение - сидя. В первую неделю занятий общеразвивающие упражнения выполняют по 4-6 раз подряд, а дыхательные - по 3 раза. По мере освоения упражнений количество повторений увеличивается до 10 раз, а продолжительность занятий - до 30-40 мин.
Во время выполнения упражнений могут возникнуть болезненные ощущения (сердцебиение, головокружение, одышка) - это надо учитывать и регулировать нагрузку так, чтобы не уставать. Для этого надо прекратить занятие и немного отдохнуть. Упражнения должны быть разнообразными - тогда они не наскучат и вы не потеряете интерес к физкультуре.
Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание. Такая музыка может использоваться и как лечебный фактор.

Психастения

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточением внимания на своей личности, на переживаниях. Лечебная физкультура помогает вывести больного из угнетенного морально-психического состояния, отвлечь от тягостных мыслей, облегчить общение с людьми.
Рекомендуются упражнения эмоциональные, быстрые по темпу. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, темп ее - умеренный, переходящий к быстрому. Необходимо широко использовать игры, эстафеты, элементы соревнований, танцы.
В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности, пониженной самооценки, застенчивости советуют включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на сохранение равновесия, силовые упражнения.
Больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка. Важно понять, что упражнения помогут преодолеть чувство необоснованного страха.
Для повышения эмоционального тонуса применяют упражнения в парах, с преодолением сопротивления, игры; для подавления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, на сохранение равновесия, прыжки.
Чтобы возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус, надо ускорить темп движений: от 60 движений в 1 мин (это свойственный психастеникам медленный темп) до 120, затем от 70 до 130 и в последующем от 80 до 140. В заключительную часть занятий включают упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. После занятий лечебной гимнастикой должно возникать хорошее настроение.

Примерный комплекс упражнений при психастении

Перед занятием надо подсчитать пульс.
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1-2 мин.
2. Ходьба по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1 мин.
3. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой), ускоряя движения, - от 60 до 120 раз в 1 мин.
5. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1-2 поднять руки над головой - вдох; на счет 3-4 опустить через стороны - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. Исходное положение - руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 мин. Выполнять 20-30 с
7. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1 поднять руки над головой - вдох; на счет 2 резко опустить вниз между ногами, громко выдохнув. Повторить 3-4 раза.
8. Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе. На счет 1-2 присесть - выдох; на счет 3-4 встать - вдох. Повторить 2-3 раза.
9. Исходное положение - стоя на носках. На счет 1 опуститься на пятки - выдох; на счет 2 подняться на носки - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Упражнения в парах на преодоление сопротивления:
а) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, согнутые в локтях. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую выпрямляет. Повторить 3-4 раза;
б) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, присесть, (руки прямые), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза;
в) исходное положение - то же. Поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза;
г) и, п. - то же. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (танцевальный темп), затем разъединить руки и 3 раза хлопнуть в ладони. То же левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
11. Исходное положение - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками, чтобы он ударился о стенку, и поймать. Повторить 5-6 раз.
12. Исходное положение - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения на снарядах:
а) пройти по скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза;
б) прыжки с гимнастической скамейки. Повторить 2-3 раза;
в) исходное положение - стоя у гимнастической стенки держась руками, вытянутыми вперед на уровне плеч, за концы рейки. Согнуть руки в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернутся в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. На счет 1 - 2 подняться на носки - вдох; на счет 3-4 вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. Исходное положение - то же. Попеременно расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После занятия снова подсчитать пульс.

Истерия

Истерия, как уже говорилось, характеризуется повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, частой и быстрой сменой настроения, плаксивостью и крикливостью.
Лечебная физкультура при истерии помогает избавиться от эмоциональной неустойчивости и «взрывов» раздражительности, повышает активность, усиливает сознательно-волевую деятельность, создает устойчивое спокойное настроение.
В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие (на разной площади опоры), танцевальные шаги под приятную мелодичную музыку, затем переходить к плавным танцам (вальс, медленный фокстрот). Темп замедленный. Необходимо спокойно, но точно выполнять все движения.
Первые занятия начинают со свойственного этой группе больных ускоренного темпа - 140 движений в 1 мин и снижают его до 80, в последующем - со 130 движений до 70, затем со 120 до 60.
Так называемое дифференцированное торможение вырабатывается с помощью одновременно выполняемых, но различных движений для левой и правой руки, левой и правой ноги. Также включают силовые упражнения на снарядах в медленном темпе с нагрузкой на большие мышечные группы.

Физические силовые упражнения повышают функциональную перестройку всех ключевых элементов нервной системы , оказывая стимулирующее воздействие, как на эфферентные, так и на афферентные системы. Базовой основой механизма воздействия силовых физических упражнений является процесс упражнения, поэтому динамическая перестройка нервной системы затрагивает и клетки коры головного мозга , и периферические нервные волокна. При выполнении физических упражнений повышаются всевозможные рефлекторные связи (кортико-мышечные, кортико-висцеральные, а также мышечно-кортикальные), что содействует более согласованному и гармоничному функционированию основных функциональных систем организма.

Активное привлечение пациента в процесс осознанного и четко дозированного упражнения является мощным стимулятором формирования субординационных влияний. Пластичность ЦНС позволяет путем систематических комплексов занятий ЛФК выработать динамический стереотип, определяющий точность, координацию и внушительную экономизацию реакций.

Занятия ЛФК при заболеваниях нервной системы оказывает нормализующее влияние на нарушения баланса торможения и возбуждения. Важную роль в нейрогуморальной регуляции при силовых упражнениях несет вегетативная нервная система, которая иннервирует ткани мышечных волокон, регулирует в них процесс обмена веществ, приспосабливает ее к функциональной деятельности. Стимулируется также функция ССС, дыхательной и прочих систем организма, что улучшает питание работающих мышц, ликвидирует застойные явления, ускоряет рассасывание очагов воспаления. Положительные эмоции при выполнении физических упражнений развиваются у больного на фоне безусловных и условных связей. Они способствуют мобилизации разнообразных физиологических механизмов и отвлекают пациента от болезненных переживаний.

Инсульт.

В реабилитации больных, перенесших инсульт, выделяют 3 этапа: ранний (3 месяца), поздний (до 1 года) и этап компенсации остаточных нарушений двигательной функции. Лечебная физкультура при инсультах направлена на снижение патологического тонуса, уменьшение степени пареза (увеличение мышечной силы), устранение синкинезий, воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков. Лечебную гимнастику и массаж назначают при стабилизации состояния больного (отсутствие нарастания симптоматики нарушения сердечной деятельности и дыхания). Лечение положением начинают с первого дня болезни, пассивно поворачивая больного через каждые 1,5-2 ч днем и 2,5-3 ч ночью со здорового бока на спину и на пораженную сторону. При постановки пациента в горизонтальную позицию (лежа) следует следить, чтобы кисть пораженной руки всегда была в среднефизиологической фазе, и при этом нога ни во что не упиралась. Верхнюю конечность отводят на 90", разгибают во всех суставах и ротируют кнаружи. При увеличении тонуса мышц кистевых сгибателей на кисть с разогнутыми и разведенными пальцами требуется наложить лонгету. Воздействие давлением поверхности кисти и подошвы приводит к повышению тонуса мышц и формированию порочных установок. Допускается чуть приподнятое положение больного (не более 30°) изголовье (при легком и средней тяжести ишемическом инсульте) на 15-30 мин 3 раза в день уже в 1-ые сутки заболевания.

Необходимо стараться к максимально ранней активизации больного - переведению его в сидячее положение. Больной может быть усажен на койке со спущенными ногами на 3-5-е сутки от начала лечения. Перевод в положение сидя производится пассивно, больному обеспечивается достаточная опора. Длительность нахождения в сидячем положении - от 15 мин до 30-60 мин и более при хорошей переносимости. Вопрос о периоде расширения двигательного режима при геморрагическом инсульте решается индивидуально.

Двигательная реабилитация при инсультах включает ряд последовательных этапов. Предпочтение отдается упражнениям функционального характера.

  • Восстановление некоторых компонентов двигательного акта - приемы активного расслабления мышц, обучение дозированным и дифференцированным напряжениям мышечных групп, дифференцировка амплитуды движений, обучение минимальному и изолированному мышечному напряжению, тренировка и овладение оптимальной скоростью движений, увеличение мускулатурной силы.
  • Повышение проприоцепции - преодоление дозированного сопротивления совершаемому движению, использование рефлекторных механизмов движения (рефлекторные упражнения).
  • Восстановление простых содружественных движений - тренировка различных вариантов межсуставного взаимодействия с визуальным и кинематическим контролированием.
  • Возрождение двигательных навыков - восстановление отдельных звеньев двигательного акта (навыка), обучение переходам (связям) от одного двигательного элемента к другому, возрождение двигательного акта целиком, автоматизация восстановленного двигательного акта.

Восстановление нарушенных двигательных функций при центральных парезах происходит в определенной последовательности: вначале восстанавливаются рефлекторные движения и мышечный тонус, а затем появляются содружественные и произвольные движения, которые восстанавливаются от проксимальных отделов к дистальным (от центра к периферии); восстановление двигательной функции сгибателей опережает восстановление движений в разгибателях; движения руки появляются позже, чем ноги, особенно медленно восстанавливаются специализированные движения кисти (тонкая моторика). В процессе занятий ЛГ с больным поэтапно отрабатывают навыки двигательной активности в положении лежа (подъем головы, таза и корпуса, движения в конечностях, повороты) и самостоятельный переход в положение сидя. При соблюдении статического и динамического баланса (равновесия) сидя, пациент обучается переходу в позицию стоя (в среднем на 7-е сутки при неосложненном ишемическом инсульте). Обучение самостоятельной ходьбе требует от больного способности самостоятельно вставать и садиться, поддерживать позу стоя, переносить вес тела и правильно ставить опорную ногу. Обучение начинают с ходьбы с поддержкой, однако длительное использование вспомогательных средств при ходьбе тормозит защитные реакции и развивает у больного страх перед падением. Тренировка ходьбы включает отработку направления движения (вперед, назад, в стороны и т. д.), длину шага, ритм и скорость ходьбы, а также ходьбу по лестнице. Активные и пассивные движения не должны вызывать повышения мышечного тонуса и болевых ощущений.

Занятия ЛГ с больными инсультом проводят индивидуально в связи со значительной вариабельностью двигательных и сенсорных нарушений. Длительность процедуры ЛГ - 20-25 мин при постельном режиме и 30-40 мин - при свободном. В комплекс ЛФК при инсультах необходимо включать кроме специальных упражнений дыхательную гимнастику (статическую и динамическую), общеукрепляющие упражнения, упражнения с предметами, занятия на тренажерах, малоподвижные и подвижные игры. Как правило, проводят дополнительное малогрупповое или групповое занятие продолжительностью 15-20 мин.

Достигнутые функциональные возможности должны быть применены в действиях по самообслуживанию. Тренируются манипуляции с бытовыми предметами, одеждой, навыки приема пищи, личной гигиены, ведения домашнего хозяйства, поведения в городе. Для развития навыков повседневной активности должны также проводиться отдельные дополнительные тренировки с эрготерапевтом продолжительностью 30-40 мин.

Выбор упражнений и планирование индивидуальных комплексов зависят от тяжести и степени нарушений движений, наличия сопутствующих симптомов (спастика, синкинезии, афазия) и заболеваний, поведения больного, его общего развития и переносимости физических нагрузок.

Массаж проводится дифференцированно: на мышцах, тонус которых повышен, используются только нежные способы поглаживания и потирания, а на растянутых (ослабленных) мышцах допускаются все массажные приемы. Длительность массажа - 20-25 мин, 30-40 сеансов на курс, с перерывами между курсами 2 недели.

Противопоказаниями для активизации больных являются признаки отека мозга, угнетение сознания; темп расширения интенсивности занятий может быть ограничен у больных с сердечно-легочными проблемами (недостаточностью) и мерцательной аритмией.

Травмы и заболевания спинного мозга.

Главная задача ЛФК при поражениях спинного мозга состоит в нормализации двигательной активности пациента или выработке приспособительных возможностей. В комплекс лечебных мероприятий включают упражнения, стимулирующие произвольные движения, упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, ослабление повышенного тонуса мышц, обучение навыкам самостоятельного передвижения и самообслуживания. При травмах и заболеваниях спинного мозга характер двигательных нарушений зависит от локализации поражения. Спастические парезы и параличи сопровождаются повышенным мышечным тонусом и гиперрефлексией. Для вялых парезов и параличей характерны гипотония и атрофия мышц, гипо- или арефлексия. В связи с этим при различных формах нарушения движений комплексы физических упражнений существенно различаются. Основная задача ЛГ при вялых параличах - укрепление мышц, а при спастических - отработка навыков управления ими.

Занятия ЛФК начинают со 2-3-го дня спустя поступления в стационар, до этого проводят только лечение положением. Стартовое положение пациента - лежа на спине. ЛГ прово

дят 2-3 раза в день от 6-8 мин до 15-20 мин. Формы и средства ЛФК подбираются с учетом двигательных режимов и в зависимости от задач лечения, используются как укрепляющие, так и специальные методики ЛГ.

  • Выработка произвольных движений в сегментах, увеличение силы мышц - активные движения для пораженных конечностей с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости, в воде, после сопротивления антагонистов), упражнения с преодолением сопротивления, изометрические упражнения с малой экспозицией, рефлекторные упражнения с использованием естественных синкинезий, специальные методики ЛГ (метод проприоцептивного облегчения, метод нейромоторйого переобучения и др.). При невозможности произвести активные движения используют идеомоторные упражнения и изометрические упражнения для здоровых конечностей.
  • Предупреждение и лечение мышечных атрофий, контрактур, деформаций - обучение приемам активного расслабления мышц, пассивные движения в суставах с вовлечением паретичной мускулатуры, противосодружественные и идеомоторные тренинги, коррекция положением паретичных конечностей, ортопедическая профилактика.
  • Воссоздание и компенсация координации движений – комплексная вестибулярная гимнастика, серия упражнений на точность и меткость движений, тренинг и обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скорости и амплитуде движений, упражнения на сохранение равновесие в разнообразных исходных положениях, сочетание изолированных движений в нескольких суставах.
  • Восстановление и компенсация навыков передвижения - выработка опороспособности нижних конечностей, специальные упражнения на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление рессорной функции стоп; упражнения, восстанавливающие направленность движений в пространстве; поэтапное восстановление кинематики ходьбы, динамическая координаторная гимнастика; упражнения в разнообразных исходных положениях (лежа, с колен, на четвереньках, стоя), обучение самостоятельной ходьбе с опорой и без нее.
  • Улучшение деятельности дыхательной и ССС - статические дыхательные тренинги с дозированным сопротивлением, динамические дыхательные упражнения, пассивные упражнения для конечностей, вращения и повороты туловища (пассивно и активно), упражнения ориентированные для сохранных мышечных групп.
  • Выработка навыков самообслуживания - восстановление навыков личной гигиены, питания, одевания, перемещения и ведения домашнего хозяйства, рукописного и машинописного письма, занятия в кабинетах эго- терапии, тренировка навыков поведения в городе.
  • Обучение трудовым навыкам - занятия в кабинетах трудотерапии и мастерских.
  • Все перечисленные методы ЛФК тесно взаимосвязаны между собой и используются в разных сочетаниях в зависимости от индивидуального плана лечения пациента.

При спастических параличах противопоказаны движения, ведущие к сближению точек прикрепления спастических мышц или связанные с силовым напряжением, а также приемы массажа, повышающие тонус мускулатуры. При вялых параличах не стоит использовать упражнения, связанные с растяжением паретичных мышц.

Поражения периферической нервной системы.

Задачами ЛФК при поражении периферической нервной системы принято считать: улучшение кровообращения и трофических процессов в пораженной конечности, укрепление паретичных мышечных групп и связочного аппарата, предупреждение развития контрактур и тугоподвижности суставов, содействие регенерации поврежденного нерва, развитие и совершенствование заместительных движений и координации движений, общеукрепляющее действие на организм больного.

Методика применения ЛФК определяется объемом двигательных расстройств (парез, паралич), их локализацией степенью и стадией заболевания. Используют лечение положением, массаж, ЛГ. Лечение положением показано для предупреждения перерастяжения уже ослабленных мышц при помощи шин, укладок, корригирующих позиций за исключением времени занятий гимнастикой. В ЛГ используются активные движения в суставах здоровой конечности, пассивные и идеомоторные движения пораженной конечности (при параличах), содружественные активные упражнения, активные упражнения для ослабленных мышц. Тренировка мышц проводится в облегченных условиях их функционирования (опора на гладкую поверхность, использование блоков, лямок), а также в теплой воде. Во время занятий необходимо следить за возникновением произвольных движений, подбирая оптимальные начальные положения, и стараться поддерживать развитие активных движений. При удовлетворительной функции мышц применяются активные упражнения с дополнительной нагрузкой (сопротивление движению, отягощение конечности), направленные на восстановление силы мышц, упражнения с гимнастическими предметами и снарядами, спортивно-прикладные упражнения, механотерапию. ЛГ проводится по 10-20 мин дробными нагрузками в течение дня в связи с быстрым истощением поврежденного нервно-мышечного аппарата. Профилактика и лечение контрактур включает выполнение физических упражнений, способствующих повышению объема двигательной активности в суставах и уравновешиванию тонуса мышц-сгибателей и разгибателей.



Случайные статьи

Вверх