Методики обучения грамоте в начальной школе: описание, оценка эффективности. Методическая разработка по чтению (1 класс) на тему: Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом

Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой учащихся.

Г.Н.Нуретдинова, преподаватель русского языка и литературы высшей кв. категории ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»

В 1 класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленых к овладению чтением. Поэтому каждый учитель прежде всего знакомится с составом своего класса: изучить, читает ли каждый ученик и как читает (целыми словами, по слогам быстро, по слогам медленно, по буквам быстро, начинает читать по буквам, читает отдельные слова, не читает совсем). Учитель знакомится также с недочётами речи и восприятия звуков речи, которые чаще всего обнаруживаются у детей, поступивших в школу с очень слабой подготовкой.

К моменту поступления в школу обычно большинство детей уже владеют речью, различают звуки в словах и обычно не смешивают их, если они близки по звучанию (например, в словах почка и бочка ). С самого начала обучения ребёнок выделяет отдельные звуки в словах (если показать ему на примере, что такое звук и как его выделить), он может назвать по порядку звуки в простых словах, например в таких, как ус, ум, ух, ау; некоторые дети после однократного показа называют звуки по порядку в более сложных для анализа словах, как, например , шар, луна, кот , обнаруживают полную готовность к анализу звуковой структуры слов и к овладению чтением.Задача обучения грамоте состоит в том, чтобы упорядочить первичные, сложившиеся до школы, представления о звуках слова, привести их в систему (гласные, согласные – твёрдые, мягкие) и на этой основе научить записывать слова печатными и письменными буквами и правильно их читать. У поступивших читающими совершенствовать звуковые представления и умение читать.

Вместе с тем в школу поступают и слабо подготовленные дети, у которых отмечается несовершенство произношения и особенно часто недостатки в восприятии близких звуков (некоторых гласных согласных ш-ж, с-ш, ч-щ) , а также затруднения в установлении последовательности звуков в словах. Исправление недостатков речи нужно вести на протяжении всего обучения, тем более что многие из них влияют на успешность овладения грамотой.

Материал для обучения тению нужно подбирать таким образом, чтобы он соответствовал общей теме урока (обычно - странице букваря), но распределялся бы по возможностям каждого ученика (читающего и начинающего читать). Этот принцип подбора материала относится и к демонстрационным таблицам, и к раздаточному материалу, и к книгам по чтению (букварь). Работа по всем этим материалам строится таким образом, чтобы обеспечить согласованную деятельность учащихся на уроке и развивать навык чтения у каждого ученика в соответствии с его подготовкой. При этом слабее подготовленные учащиеся имеют перед собой ближайший перспективный материал чтения, которым они начинают пользоваться, как только это становится для них возможным.

Включение перспективного происходит по принципу обобщения основного способа чтения согласных с гласными в прямых слогах: если дети научились читать первые согласные с группой глассных а, у, ы, о. и, то они легко переносят этот способ на чтение со всеми последующими согласными, буквенное обозначение и звучание которых им известно. Как только дети научаться читать слова с гласными я, ю, таким же образом обозначающими мягкость согласных. В этом случае происходит закономерное обобщение способа чтения слогов со всеми гласными, обозначающими мягкость согласных.

Учащимся предлагаются тексты, в которых комбинирован материал для начинающих и хорошо читающих. Создаётся наглядная перспектива продвижения для каждого ученика. Например, вариант букварного материала содержит текст: «Нам хорошо. У нас шары и флажки! Мы кричали «Ура! Ура!» Слова флажок, кричали содержат звуки ф, ж,кь,ч, которые учащиеся ещё не изучали по букварю, но они знают буквы ф, ж,к,ч и умеют читать другие согласные с гласными а, у, ы, о, и. Поэтому слова, предназначенные для чтения хорошо читающим, прочитывают большинство начинающих. Постоянное включение небольшого по объёму перспективного материала расширяет возможности чтения у учащихся, которые к этому способны. Слабо подготовленные учащиеся вовлекаются в эту работу на доступном для них материале, читая не только букварь, а варианты букварных страниц. Это обеспечивает развитие у них сознательного чтения, тогда как, читая страницы букваря несколько раз, они могут механически их запоминать, а это тормозит формирование навыка чтения.

На каждом уроке учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп учащихся. Начинающие, хорошо овладевшие чтением, получают всё более сложные тексты, которые стали для них доступными. По уровню чтения они догоняют тех, кто поступил в школу хорошо читающим. Коллективная работа по общей теме, составление слов, в котором участвуют совместно все группы учащихся, логические упражнения, чтение разного рода вариантов и таблиц – всё это приводит к быстрому продвижению всех первоклассников в чтении, а также благоприятно влияет на их общее развитие.

Литература.

1. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львов, В.Г.Горецкий,О.В.Сосновская, 2002г.;

2. «Рсский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.» М.С.Соловейчик, 2000г,;

3. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» Т.Г.Рамзаева, 1979г.


Обучение грамоте - важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают та­кими умениями, навыками и знаниями, кото­рые имеют огромное значение для последующей ус­пешной учебы. Обучение грамоте - это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чте­ния и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Характерная особенность этого периода в том, что он знаменует собой переход ребенка от одного образа жизни к дру­гому, изменение акцентов в его игровой и трудовой деятельно­сти, что в значительной мере определяет сложность воспитатель­ной работы по созданию классного коллектива, по осознанию первоклассниками норм и правил поведения в школе.
Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются не­достатки в речи, не все дети в одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов. Кроме этого, как показывает практика последних лет, большинство первоклассников, начинающих обучение в школе уже умеют читать, а доля нечитающих детей невелика.

Необходима дифференцированная работа педагога по обучению младших школьников грамоте. На помощь учителю приходят современные учебно-методические комплекты, предполагающие возможность уровневой дифференциации в 1 классе. Например, учебный комплект по обучению грамоте авторского коллектива Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Учебник содержит речевой материал для работы как с группой обучающихся, умеющих бегло читать, так и с теми детьми, которые только начали осваивать грамоту.

Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету, составляет основу мастерства учителя начальных классов.
Проиллюстрируем на примере практическую возможность реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач на уроке обучения грамоте.
Предлагаем вниманию читателей конспект урока по учебному комплекту Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

Тема: «Звуки [д], [д,]. Согласные буквы Дд»

Задачи урока:

Образовательные - познакомить обучающихся с новыми звуками и буквами; совершенствовать навык чтения; формировать умение выполнять звуковой анализ слов; продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах, подбору гнезд однокоренных слов.
Развивающие – развивать речь обучающихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации; способствовать продвижению каждого ученика в зависимости от уровня его подготовки.
Воспитательные – формировать коллектив обучающихся, формировать умение сотрудничать, дружить.

Учитель открывает первое правило.

И первое из правил: помоги другу в трудной минуте. Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости и в грусти. Давайте проверим, как справились со своими заданиями ученики у доски и поможем. <Рисунок 2 >

Физиминутка

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Работа с новыми звуками и буквой

1. Выделение нового звука

В нашем классе много ребят, мы каждый день все лучше узнаем друг друга, учимся дружить. Я приглашаю к доске Диму и Дашу, они помогут нам познакомиться с парой новых звуков.
- С какого звука начинается имя Даши? [д]
- Имя Димы? [д,]
- Охарактеризуйте звуки [д], [д,].

Дети уже имеют определенный опыт исследования звуков, поэтому самостоятельно смогут доказать учителю, что звуки согласные, звонкие, парные по твердости и мягкости.

Давайте раскрасим звукового человечка в азбуке.

Дети рисуют человечку шляпку в виде колокольчика, раскрашивают один башмачок в синий цвет, а другой в зеленый.

2. Звуковой анализ слов «Даша», «Дима»

Звуки в словах обозначаются с помощью звуковых кружков: гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, мягкие – зеленым. Ученики, имеющие эти имена, выполняют задание на доске, остальные дети индивидуально на партах.

Учитель открывает второе правило дружбы.

- Второе правило дружбы: не унижай друга, не обзывай и не обижай его.

3. Упражнение в различении новых звуков

  • работа в парах постоянного состава

Перед вами карточки. Работая в парах, раскрасьте простым карандашом кружок около тех слов, в которых есть новые звуки [д], [д,]. <Рисунок 3 >

Учитель открывает третье правило дружбы.

Вы хорошо потрудились, вот третье правило дружбы: останови друга, если он делает что-то плохое.

  • работа в парах сменного состава

Я буду показывать карточки со звуковой схемой слова, а вы найдите на парте и поднимите карточку с нужным словом. <Рисунок 4>

Примечание: работая в парах сменного состава, дети, к примеру, первого варианта передвигаются по ряду (ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед), а второго варианта – остаются на своем месте).

Учитель открывает четвертое правило дружбы.

- Четвертое правило дружбы: умей с другом разделить радость.

4. Знакомство с буквами Дд.

Пара звуков [д], [д,] на письме обозначается буквами Дд. Почему букв 2?
На что похожа буква д?

Мой теленок встал на ножки,
Вышла буква по дорожке.

Физиминутка

Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Примечание: скороговорка применяется еще и в качестве речевой разминки перед чтением.

5. Чтение слогов с новой буквой

На доске:

ДА
ДО
ДИ
ДУ
ДЫ

ДОС
КУД
ДИК
ДЫР
ДУЛ

ДЫН
ДИМ
РАД
СОД
ДУБ

Нечитающие ученики просто прочитывают слоги, читающие называют слог с добавлением до целого слова. Например, да- дача, до – доска, ди – диван и т.д.
Примечание : дифференциация задания по сложности

Учитель открывает пятое правило дружбы

Пятое правило дружбы: не обманывай друга, будь с ним честен.

6. Чтение слов, работа с однокоренными словами

Ребята, даже слова умеют дружить, давайте поработаем с ними.

Слова из азбуки для удобства вынесены на доску.

Прочитайте слова 1 столбика, на какие 2 группы их можно разделить? Выделите корень в словах.

Какая общая часть в словах второго столбика? С помощью какой приставки образованы слова «подарит, подарок»?

Выделите корень в словах третьего столбика?

Продолжите четвертый столбик однокоренными словами.

Примечание: особенности программы (наблюдение за однокоренными словами)

7. Работа с текстом

Откройте азбуку на стр. 94. Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначено рисунками.
- Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим. (чтение текста несколькими учениками)
- Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?
- В каких словах встретились звуки [д], [д,]?
- Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?

Учитель открывает шестое правило дружбы

- Шестое правило дружбы: умей признать ошибки друга и помириться с ним.

Инсценировка сказки «Теремок»

Хорошие примеры дружбы мы можем найти и в любимых сказках. Я перечислю героев одной русской народной сказки, а вы отгадайте ее название: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - попрыгайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок, косолапый мишка.
- Давайте немного отдохнем и инсценируем сказку «Теремок». <Рисунок 5 >
- Почему героев сказки «Теремок» можно назвать друзьями?

Итог урока.

С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте им характеристику.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Какие правила дружбы мы узнали?

Рефлексия

Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.

Данное пособие по методике обучения грамоте содержит учебнометодические материалы, предназначенные для педагогических учебных заведений, готовящих учителей начальных классов.
Оно включает теоретические лекции по всем вопросам методики обучения грамоте, планы для проведения практических и лабораторных занятий, перечень вопросов и заданий к каждой теме для самостоятельного контроля, дидактические материалы с подробными планами-конспектами уроков обучения грамоте по вариативным курсам обучения грамоте, помогающие студентам связать теорию с практикой, а также справочный материал.

Научные основы методики обучения грамоте.
Методика преподавания русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX века. Ее начало связано с выходом книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.). Многие идеи этой книги не устарели до сегодняшнего дня: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В 50-70 г.г. прошлого века большое внимание уделялось развитию народной начальной школы, поэтому вопросы обучения грамоте, формирования элементарных навыков чтения и письма находились в центре внимания многих замечательных педагогов того времени. Большой популярностью пользовалась «Азбука» Л.Н. Толстого (1872 г.), широко публиковались его статьи, «Дневники Яснополянской школы». Однако подлинным основателем начального обучения русскому языку явился К.Д. Ушинский, который обосновал ее теоретически и написал учебники для школы: «Родное слово» для 1,2 и 3 годов обучения, «Детский мир» и пособия для учителей «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову».

Содержание
Введение
Лекционные занятии по разделу «Методика обучения грамоте»:
Тема 1. Введение в методику обучения русскому языку
Тема 2. Современная организационно-методическая система обучения грамоте
Тема 3. Организация работы на уроках обучения чтению и письму..
Тема 4. Методика изучения звуковой стороны языка
Тема 5. Формирование первоначального навыка чтения в период обучения грамоте
Тема 6. Методика первоначального обучения письму
Тема 7. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Тема 8. Особенности обучения грамоте по программе «Начальная школа XXI века» (н. рук. профессор Н.Ф. Виноградова)
Практические занятия по разделу «Методика обучения грамоте»
Приложение:
Дидактический материал №1
Дидактический материал №2
Дидактический материал №3
Дидактический материал №4
Вопросы к зачету по разделу «Методика обучения грамоте»
Промежуточное тестирование студентов по разделу «Методика обучения грамоте».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обучение грамоте в начальных классах, Рождественская Р.Л., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Выбор правильных методов обучения - это одна из главных проблем в педагогической науке. Особенно это касается методики обучения грамоте в начальной школе, с помощью которой учитель вооружает детей основами наук, обеспечивает правильное развитие личности, формирует мировоззрение, развивает различные познавательные способности. Многое решает выбор методики обучения, именно от ее эффективности зависит, будет ли процесс учебы интересным и радостным либо он превратится в тяжкий, обременительный труд.

Ученик и учитель

Методика обучения грамоте в начальной школе должна приносить плодотворные, результативные итоги. Учитель - это посредник между знаниями и сознанием ученика. Главная задача - донести эти знания до ребенка, используя при этом эффективные методы, организуя способы, определенные пути, приемы предоставления учебного материала.

Во многом методы обучения зависят от биологических, физиологических особенностей подрастающего организма. При подаче обучающих материалов должны учитываться возрастные, биологические ступени развития, от них зависит работоспособность, физическое здоровье, утомляемость, уровень творческих способностей. Все должен учитывать при работе с детьми.

Главная проблема в образовании - как развить у детей интерес к новым знаниям, обучению, как воспитать в них потребность к саморазвитию, к самостоятельному поиску. Эти проблемы затрагивают потребностную мотивационную сферу ребенка. Зачастую ученики еще не способны учиться «для себя». Они могут стараться за похвалу, за подарки, для родителей. Каждый из этих мотивов имеет в итоге конец. Именно поэтому учитель обязан сформировать мотивацию к обучению, где основой будет служить познавательный процесс. Для решения этих задач разрабатываются разнообразные методики.

История различных методов

История методов обучения грамоте в начальной школе уходит своими корнями в далекое прошлое, она поучительна и сложна. Самыми выдающимися педагогами в свои времена были Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров. Животрепещущей темой для них была букваристика. Умение читать, писать (элементарная грамота) - ключ к всеобщему образованию. Долгое время безграмотность была преградой на пути народа к свету знаний.

До конца 18-го века в школьной практике господствовали догматические методы обучения, когда использовался буквосослагательный метод (аз, буки, веди). Опирался он на механическое зазубривание букв, называние их, слогов и далее слов. Если анализировать эффективность данного метода, то можно сказать, что опирался он только на заучивание. Во внимание не принималась звучащая речь, звуки, не требовалось слитное чтение слогов.

Для детского восприятия тексты были очень трудными. Они все носили сложное религиозное содержание. Преподавание письма отрывалось от чтения.

Потребности в массовом образовании привели к тому, что педагоги стали искать новый метод обучения - более легкий, быстрый, экономный. На смену буквослагательному пришел звуковой метод, который ориентирован на аналитическую и синтетическую способность учащегося.

Преимущества звукового метода

Как уже упоминалось, буквосослагательный метод является ярко выраженным буквенным синтетическим методом: буквы заучиваются, объединяются в слоги, после этого в слова. Множественные споры букваристов в 19-м веке привели к тому, что появились звуковые методы обучения. Они обладают целом рядом преимуществ перед буквосослагательными методиками.

В наши дни основополагающей является звуковая методика обучения грамоте в начальной школе. Литературное чтениепри этомстало намного интереснее. На уроках проводится аналитическая работа, развиваются мыслительные процессы. При этом обучение и чтению, и письму стало проводиться одновременно. Тексты для чтения легче усваиваются, так как носят увлекательный, познавательный характер.

В Европе аналитико-синтетический звуковой метод в 19-м веке разработали А. Дистервег, В. Грезер, Фогель. В России его впервые ввел К. Д. Ушинский, продолжили его дело в конце 19-го века известные букваристы Тихомиров, Вахтеров, Флеров, а уже в 20-м веке - Янковская, Редозубов.

Советские буквари стали значительным шагом в образовании. стали более усовершенствованными, они позволили быстро овладевать навыками чтения. В сравнительно короткие сроки (за три месяца) стало возможным научиться читать. При этом сразу же методика обучения грамоте позволяла обучаться письму, получать знания по грамматике, орфографии. В наше время разработано уже более тридцати различных букварей и азбук для детей начальной школы.

Методика обучения грамоте в начальной школе Горецкого

Современная методика В. Г. Горецкого и А. Ф. Шанько рассчитывается на три с половиной месяца занятий. В системе подразумевается иная последовательность при изучении звуков и букв, чем алфавитная. Горецкий в методике обучения грамоте в начальной школе расположил звуки и буквы, основываясь на частоте их употребления. Вначале изучаются наиболее используемые в речи, затем менее употребительные и в заключение - малоупотребительные звуки. Это позволяет ускорять процессы развития и техники речи. При этом открывается возможность для учителя параллельно проводить целенаправленное развитие речи, анализировать смысловое содержание текстов, выполнять различные упражнения для закрепления полученных знаний.

Исходный момент в методике Горецкого - анализ звучания произносимой речи. Дети вычленяют из текста предложения, разбивают их на на слоги, выделяя при этом ударные, устанавливают последовательность, количество и характер звуков, их связь между собой в слове.

Анализируя эффективность данного метода, стоит сказать, что учителя по достоинству оценили учебник Горецкого. Все его позиции имеют научно обоснованное подтверждение, практика доказывает высокую эффективность преподавания по данной методике.

Обучение русскому языку

На уроке грамоте в начальной школеглавной задачей ставит формирование правильного написания. Умением содержательно, стилистически точно, выразительно, интонационно правильно выражать собственные мысли в письменном виде должен в итоге овладеть каждый ученик. Орфография в методике обучения грамоте в начальной школе также стоит на одном из первых мест. В начальной школе собраны базовые знания, которыми должны овладеть учащиеся, из них формируются основы знания русского языка.

Младшие школьники изучают звуковой состав слова, характеризуют согласные и гласные звуки, объясняют роль безударных и ударных гласных, твердость и мягкость согласных звуков. Изучают основы морфологии для правильного употребления слов. Все эти основы обеспечивает методика начального обучения.

Основные разделы методики

Основными разделами методики первоначального обучения являются следующие:

  • Обучение грамоте . Здесь представлены основные методы обучения чтению и письму, результаты огромных успехов которых начали проявлять себя во времена СССР.
  • Методика чтения . В начальной школе главной задачей при обучении чтению стоит научить ребенка бегло осознанно читать, подготовить его к переходу в средние классы.
  • Грамматика в методике обучения грамоте в начальной школе, а также орфография играют значительную роль. Цель - обучить детей элементарному письму, а также дать первые орфографические навыки.
  • Развитие речи . Данный раздел в начальной школе весьма разнообразен. Дети начинают анализировать свою речь, синтезировать, делать выводы. Они ставятся в условия, когда свою речь нужно обдумывать, правильно выражать собственные мысли. На этом этапе происходит усвоение того, что письменная речь отличается от устной своими формами: лексической, морфологической и синтаксической. У детей должны быть заложены основы связной, правильной речи.

Понятие о методах

Какую методику обучения грамоте в начальной школе взять за основу, чтобы достичь максимального эффекта при обучении детей? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо ознакомиться с тем, какими бывают методы.

Метод - это упорядоченная совместная деятельность учителя и учеников, которая направлена на достижение поставленных целей.

Дидактические методы - совокупность путей, способы решения образовательных задач. Применительно к педагогу здесь говорится о методах преподавания, к ученику - о его отношении к учебе. В совместной деятельности ученика и учителя выделяются приемы, которые входят в основную методику обучения грамоте в начальной школе.

Прием - структурная часть метода, элемент, разовое действие, один шаг для его реализации. Каждый прием - это отдельное действие.

Объективная и субъективная часть

В методах обучения существуют объективная, зависящая от учителя, и субъективная, не зависящая от него, части. Так, например, рассказ - это метод обучения, который исполняют все учителя, общее в нем - объективная характеристика. Но каждое исполнение из уст педагога имеет свои особенности, их привносит в свой рассказ сам учитель. В любой области методов большую роль играет индивидуальное мастерство педагога, высшая форма педагогического искусства.

Главными функциями в любом методе являются мотивационная обучающая, воспитательная, развивающая, организационная. При их помощи учителя решают вопросы, связанные с мотивацией, влияют на учебно-воспитательный процесс в целом. Таким образом, любой метод обучения является путем к достижению поставленных целей.

Классификация методик обучения грамоте в начальной школе

Учитель всегда старается выбрать наиболее удачный метод для достижения своих педагогических целей. Для облегчения проблемы выбора метода их сравнивают по своей эффективности, оценивают и объединяют в определенные группы. Способствует этому классификация, упорядочение методов.

Первые классификации для оценки эффективности метода описывали часть видимого процесса - какие действия совершают на уроке учитель и ученики. Эти действия позволяли охарактеризовать основную методику обучения грамоте в начальной школе. Вскоре оказалось, что для анализа и оценки работы учебно-воспитательного процесса этого мало. Для сравнения стали искать новые пункты для классификации методов, они должны были отразить все стороны процесса. Все методы стали классифицироваться по отдельным системам.

По источникам знаний

Классификация по (Е. И. Петровский, Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин). В качестве основы в выделяемых методах рассматриваются источники знаний, которые базируются на практике, слове, наглядности. Культурный прогресс присоединил сюда книгу, в последнее время - видео и компьютерные системы. Данная классификация объединяет в себе пять основных методов:

  • наглядный;
  • практический;
  • работа с книгой;
  • словесный;
  • видеометод.

Каждый метод может выступать в самых разнообразных видоизменениях (модификациях).

По назначению

Методы классифицируются по своему назначению (Б. П. Есипов, М. Д. Данилов), по основной дидактической цели, для которой они используются. Например, "Методика обучения грамоте в начальной школе (пунктуация)". Общие признаки в этой классификации - последовательные этапы процессов обучения, которые способствуют:

  • приобретению знаний;
  • формированию навыков и умений;
  • применению знаний;
  • творческой деятельности;
  • закреплению;
  • проверке знаний, навыков, умений.

Характер познавательной деятельности

Классификация по характеру (типу) учебной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Оценивается уровень самостоятельности, достигнутый учениками при предложенной схеме работы. Здесь выделяются следующие методы:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • эвристический (поисковый);
  • проблемного изложения;
  • исследовательский.

Если деятельность учителя приводит лишь к запоминанию материала, к неосознанному его воспроизведению (даже и правильному), здесь можно говорить о низкой мыслительной активности (репродуктивный метод). При исследовательской, активной деятельности, когда знания добыты в результате познавательного труда, имеет место эвристический или исследовательский метод.

Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.

В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму - и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В обучении грамоте выделяются три периода:

  1. подготовительный (добуквенный);
  2. букварный (основной);
  3. послебукварный.

Добукварный период обучения грамоте .

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.

В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.

Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово «привет» и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Моделирование предложений - это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки - паузы.

В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:

  • придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам;
  • придумать предложение к заданной схеме с определенным словом;
  • определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5);
  • увеличить количество слов в предложении;
  • определить границы предложения в тексте;
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;
  • составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).

В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно - образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами - котик, кот (например, Букварь Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).

В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами:

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог - это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:

  1. Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
  2. Посчитать точки. Сколько точек - столько слогов. «Сколько в слове гласных - столько и слогов, это знает каждый из учеников» - это стишок, помогающим детям запомнить правило.
  3. Разделить слова на слоги. Главное правило - чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
  4. «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
  5. Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
  6. Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»

Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:

  • отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;
  • сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;

В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М.В.Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией:

В Букваре Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги- слоги обозначаются дугой под схемой слова.

В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л.Ф. Климанова И С.Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:

На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение - один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.

Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств:длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качестваударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т.к. он произносится изолированно).

Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных.̕

После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.

Например, игра «Угадай - ка»:

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования - построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.

Букварный период обучения грамоте.

Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы - своеобразный способ графической фиксации слова.

Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л.Е. Журовой и Азбуке В.Г.Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.

После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].

Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.

  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

В Азбуке Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: . Пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.

Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»

По звонкости - глухости: все согласные делятся на две группы:

Звонкие - [ б] [ в ] [ г ] [ д] [ з ] [ й ] [ л ] [ м ] [ н ] [ р ]

Глухие - [ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ с ] [ х ] [ ц ] [ ч ] [ щ ]

В чём разница между глухим и звонким звуком?

При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум.При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках - этого не происходит.

Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.

По твёрдости - мягкости:

Мягкие - [ б ̕] [ в ̕ ] [ г ̕ ] [ д ̕] [ з ̕ ] [ к ̕ ] [ л ̕ ] [ м ̕ ] [ н ̕ ] [ п ̕ ] [ р ̕ ] [ с ̕ ]

[ т ̕ ] [ ф ̕ ] [ х ̕ ]

Твёрдые - [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ]

Звуки [ й ̕] [ ч ̕ ] [ щ ̕ ] - всегда мягкие

Звуки [ ж] [ ц ] [ ш ] - всегда твёрдые

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.

В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели - слияния звуков. Они могут выглядеть так:С+Г- открытые слоги, Г+С - закрытые слоги

Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:

  1. Читаю слово -лиса
  2. Делю его на слоги: ли - са, 2 гласных - 2 слога
  3. Первый слог - ли (с лог - слияние (С+Г) (звук [и] обозначает мягкость согласного)
  4. Второй слог - са (слог - слияние (С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)
  5. Соберём модель слова

Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой:

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использованиемоделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Послебукварный период обучения грамоте.

Основная задача этого периода- закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.

Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.

Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.



Случайные статьи

Вверх