§ Политическая жизнь страны. Избирался депутатом московской горолской Думы. Участвовал в русско-японской войне, получил ранение, был в японском плену. За ликвидацию помещичьего землевладения

Неожиданные результаты единого дня голосования 9 сентября не могут остаться без последствий. Возможно, что теперь в Кремле решатся на радикальное обновление кадров как на местах, так и на федеральном уровне. Вот только как это будет происходить – через репрессивную замену элит или через допуск во власть договороспособных оппозиционеров? Что впереди – оттепель или закручивание гаек?

Провальными для власти оказались не только выборы губернаторов в Приморье, Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области – в ряде регионов «Единая Россия» не смогла получить большинство в местных парламентах. Когда такое было в последний раз? История со вторыми турами ещё не завершилась, но уже сейчас ясно, что речь не идёт о единичных эксцессах в отдельно взятых регионах. Похоже, что всё это лишь начало больших изменений в масштабах всей страны.

«Отмена итогов выборов в Приморье в сочетании с остальными событиями – политический дефолт», – заявил в эфире телеканала «Царьград» экономист Михаил Делягин. В современной России нет политических аналогов Примакова, Маслюкова и Геращенко, которые могли бы остановить падение доверия к власти. Потому, видимо, народ в регионах и голосует за бизнесменов средней руки, которые более органично смотрелись бы в «Единой России», но почему-то оказались в КПРФ. Это голосование не за убедительных кандидатов, а против власти как таковой.

Любопытный момент: на выборах в протестных регионах отличились КПРФ и ЛДПР, а вот за «Справедливую Россию» бунтари не голосовали. Лидер партии Сергей Миронов возглавлял партийный список в Ульяновской области, и именно там партия не прошла в местный парламент, набрав меньше 4% голосов. Большинство политологов, которые говорят о причинах провальных для власти выборов в сентябре, сходятся в одном: избиратель хочет видеть в высоких кабинетах новых людей. Запрос этот, по мнению многих аналитиков, сформировался не накануне выборов, он назревал с 2014 года. Однако в Кремле это вроде бы видели и старались реагировать – чего стоит масштабная зачистка губернаторского корпуса в 2016–2017 годах. Впрочем, зачистка коррупционеров быстро выдохлась, превратившись в преследование мелких чиновников и не дав долгосрочного эффекта.

Как бы то ни было, Кремль не сможет игнорировать протестный потенциал в регионах, который был продемонстрирован на сентябрьских выборах. Какой будет его реакция?

Версия 1

Власть покажет «сильную руку»

Если в обществе есть запрос на жёсткие решения, власть будет на него отвечать. Когда страсти вокруг выборов в Приморье, Хакасии и других протестных регионах улягутся, можно ждать серии громких антикоррупционных процессов. Вполне вероятно, что у этой кампании появится новый акцент: деньги, изъятые у взяточников и получателей откатов, государство будет демонстративно тратить на социальную сферу. В Госдуме уже прозвучала идея переводить коррупционные деньги в Пенсионный фонд, в дальнейшем таких инициатив будет больше – депутаты вернут в Уголовный кодекс наказание в виде конфискации имущества. Вполне вероятно, что при таком раскладе достанется и оппозиции: участие в выборах независимых кандидатов станет ещё более сложным, ужесточения коснутся и закона о митингах. В противном случае новости о масштабных посадках чиновников могут лишь подорвать авторитет федеральной власти.

Правда, вопрос о том, кто заменит отставленных или посаженных губернаторов, остаётся актуальным. Так называемых молодых технократов вряд ли можно назвать теми самыми лидерами, которые будут разговаривать с народом на одном языке. А других пока нет.

Версия 2

Начнётся «игра в демократию»

Скандал в Приморье нанёс удар по репутации Центризбиркома, системных партий и федерального правительства. Выгодоприобретателем в такой ситуации становится внесистемная оппозиция, которая только и ждёт повода, чтобы вывести недовольных людей на улицы. Потому выборы глав регионов нужно либо отменить совсем, либо сделать их конкурентными. В первом случае власть снова окажется под ударом. Разумным выглядит другой подход: запрет вторых туров на выборах губернаторов и смягчение муниципального фильтра. В результате этого к выборам допустят много протестных кандидатов, которые будут отбирать друг у друга голоса, облегчая задачу назначенцам из Москвы. Вполне вероятно, что однажды эта система даст сбой и в одном или нескольких ключевых для страны регионах появится «внесистемный» губернатор. Но скорее всего Москва сможет использовать финансовую зависимость региона, чтобы встроить новичка в вертикаль.

Версия 3

Отставка правительства и административная реформа

Замена кабинета министров в нынешней ситуации выглядит радикальным, но вполне реальным решением. Такой шаг, пожалуй, будет положительно воспринят большинством протестно настроенных избирателей в регионах. Очевидно, что жители Владивостока голосовали не столько против Андрея Тарасенко, не успевшего отработать в регионе и одного года, а против непопулярных действий правительства РФ, в том числе против повышения пенсионного возраста. После отставки кабмина под руководством Дмитрия Медведева в стране могла бы начаться масштабная административная реформа. Не зря же в Минэкономразвития сформулировали идею о создании 14 макрорегионов, контуры которых не совпадают ни с административными, ни с географическими границами нынешних субъектов Федерации.

Ужесточение политического режима после войны

1. Общественно-политическая жизнь страны

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б).

Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций.

Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР.

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных "виновников" ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись "вредительством" со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКПб) специально рассматривалось дело этих "вредителей" ("дело Шахурина, Новикова и др."). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали "дела" лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Продолжалась фабрикация дел "врагов народа".

В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы ("ленинградское дело"). Обвиняемыми были партийные деятели, советские и государственные работники. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения свободы. Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы.

В 1952 г. было сфабриковано так называемое "дело врачей". Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве. Руководство страны взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры.

В марте 1946 г. вышло постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград", беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался этот вопрос, Сталин заявил, что журнал в СССР "не частное предприятие", он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, "которые не хотят признавать наш строй". "Кто не хочет перестраиваться, например Зощенко, - конкретизировал Сталин, - пускай убирается ко всем чертям". Главный в то время идеолог страны Жданов, выступая в Ленинграде с разъяснением постановления, назвал Зощенко "несоветским писателем". Что касается А. Ахматовой, то, по мнению Жданова, она ничего, "кроме вреда", не могла дать советской молодежи. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии "О репертуаре драматических театров и мерах па его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и др.

Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой. Сложными оставались в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. С одной стороны, религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире. В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы.

Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг.

Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партий, последний съезд, на котором присутствовал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.

БССР в середине 50-х - 80-х гг.

Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма...

Военный переворот в Турции в 1960 году

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества. В конце 1961 г...

Выставление, преобразование и дальнейшее развитие экономики и культуры МССР в послевоенный период (1945-1960 гг.)

После изгнаниях территории Молдавии фашистских захватчиков советскому государству предстояло решить здесь ряд многотрудных и неотложных задач. В их числе восстановление разрушенного войной народного хозяйства...

Древние германцы: общественно-политическая, хозяйственная и культурная жизнь (I-V вв.)

Древняя Русь в X-XI веках

Для характеристики общественно-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г...

Древняя Русь в X-XII вв.

Образование государств происходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности...

История тюрков

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар -- в Дагестане -- проживало большое количество еврейских общин...

После Второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивали Советский Союз и страны "народной демократии", другую - капиталистические государства...

Приднестровье накануне Великой отечественной войны

На территории Приднестровья после объединения его с Бессарабией - в Григориопольском, Дубоссарском, Каменском, Рыбницком, Слободзейском и Тираспольском районах функционировали 4 поселковых и 91 сельский исполком...

Развитие Молдавии в пореформенный период XIX века

реформа бессарабия феодальный всесословный Аграрное движение В пореформенный период в Бессарабии и на левобережье Днестра усилилось общественно- политическое движение...

СССР после Второй мировой войны (1946-1953 гг.)

В послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего общества. Между тем творческая и научная интеллигенция, по своей природе тяготеющая к расширению творческих контактов...

Ужесточение политического режима после войны

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов...

Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновременно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность.

Культ личности И.В. Сталина был вызван многими факторами: отсутствием в стране демократических традиций; во многом сохранившейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию мудрости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрессий и политических процессов. Укреплению веры народа в И.В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые (распропагандированные) успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру, К.Е. Ворошиловым, Л.М. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

В области экономики продолжала развиваться система государственного социализма жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Были расширены полномочия Госплана, создан Наркомат государственного контроля. Укреплялись командно-административные методы управления, которые, несмотря на их недостатки, сыграли положительную роль в мобилизации экономических и людских ресурсов для отражения фашистской агрессии. Советское правительство провело серию экономических, военных, социально-политических и идеологических мероприятий для укрепления обороноспособности страны.

Экономическая политика. Развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942 гг.), утвержденного XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г. Был выдвинут политический лозунг догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Эта установка была демагогической. Она исходила из сфальсифицированных и завышенных показателей итогов выполнения второго пятилетнего плана. Несмотря на несомненные успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Наглядно проявлялись перекосы в экономике. Передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, некоторых отраслях машиностроительной промышленности, сочетались с заметным отставанием в освоении новых технологий, и особенно в выпуске предметов народного потребления. В легкой промышленности планы были выполнены на 40-60% и не отвечали уровню потребностей населения. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, где производство к 1938 г. резко снизилось по сравнению с концом 20-х годов.



Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.

В годы третьей пятилетки были осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание "второго Баку" нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом. Обращалось особое внимание на металлургическую промышленность основу военного производства. Был расширен и модернизирован Магнитогорский металлургический комбинат, завершено строительство Нижнетагильского. Были созданы так называемые "заводы-дублеры" (филиалы заводов Европейской части СССР) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии в районах вне пределов досягаемости авиации вероятного противника.

В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления обороноспособности страны. Расширялись посевы технических культур (сахарной свеклы и, в первую очередь, хлопка, необходимого для производства взрывчатых веществ), осуществлялись мероприятия по расширению посевных площадей и увеличению производства зерновых в Сибири и Казахстане. К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы.



Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. В результате ее объем значительно увеличился, начался массовый выпуск стрелкового, артиллерийского оружия и боеприпасов. В первые месяцы войны стали производить автоматическое стрелковое оружие (пистолет-пулемет Шпагина - ППШ) и установки реактивной артиллерии БМ-13 ("катюши").

Вместе с тем политика в области вооружений имела отстающий от Запада и, в первую очередь, от фашистской Германии характер. Это определялось продолжающимся производством морально устаревшей военной техники. Создание современных для того времени видов вооружений затягивалось. В годы третьей пятилетки были разработаны новые конструкции самолетов: истребители Як-1 и Мнг-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2. Однако их широкое производство до войны наладить не сумели. Так, в 1940 г. было произведено всего 64 самолета Як-1, 20 Миг-3, лишь 2 Пе-2. Массовый выпуск современных танков Т-34 и KB к началу Великой Отечественной войны промышленность также не освоила. На ускорение внедрения новой военной техники повлиял опыт советско-финляндской и начавшейся в 1939 г. второй мировой войны.

Социальная политика. Социальные мероприятия также были обусловлены нуждами обороны. В 1939 г. была принята программа развития государственных трудовых резервов. Она предусматривала создание широкой сети школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленных училищ для подготовки молодежи к трудовой деятельности. В 1940 г. был осуществлен переход на 8-часовой рабочий день и 7дневную рабочую неделю. Особый (круглосуточный) режим работы ввели на предприятиях оборонного значения. Был принят закон о судебной ответственности (вплоть до тюремного заключения) за самовольное увольнение, прогулы и опоздания на работу.

Ужесточались производственные отношения на селе. Увеличивались плановые показатели (введена погектарная разверстка) сдачи государству сельскохозяйственной продукции, устанавливался обязательный для каждого колхозника минимум выработанных трудодней и сокращались размеры приусадебных участков.

В результате социальной политики ухудшилось положение некоторых групп населения, снизился их жизненный уровень. Вместе с тем продолжалось совершенствование образовательной системы, расширялось жилищное строительство и бесплатное медицинское обслуживание.

Укрепление армии. Осуществлялись крупные мероприятия и в области военного строительства. Завершился процесс перехода к кадровой системе комплектования армии. Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности позволил увеличить ее численность к 1941 г. до 5 млн. человек. После советско-финляндской войны особое внимание уделялось созданию отдельных бронетанковых и механизированных частей, развитию военно-воздушных сил. Развернулась учеба командных и инженерно-технических кадров в военных училищах и академиях. В 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте, введено полное единоначалие (отменен институт военных комиссаров), повышен авторитет высших офицерских кадров. Осуществлялся ряд мероприятий по совершенствованию организации и боевой подготовки войск. В 1940 г. был уволен в отставку нарком обороны К.Е. Ворошилов и назначен маршал С.К. Тимошенко, несколько позднее начальником Генерального штаба стал генерал армии Г.К. Жуков, сыгравший выдающуюся роль в Великой Отечественной войне.

Среди населения развернулась оборонно-массовая работа, велась допризывная подготовка учащихся старших классов, деятельность Общества содействия армии, авиации и флоту (Осоавиахим), работали кружки противовоздушной обороны, осуществлялось обучение медицинских сестер и санитаров.

Идеология. Идеологическая работа в массах основывалась на положениях, сформулированных в партийных документах конца 30-х годов. В них декларировалось, что СССР вступил в новую полосу развития упрочения победившего социализма и постепенного перехода к коммунизму. Вместе с тем на идеологию влияли осложнение международной обстановки и реальная опасность приближающейся войны. XVIII съезд ВКЩб) обосновал главный принцип необходимость сильной государственной власти для отражения внешней угрозы. Продолжала развиваться "теория" обострения классовой борьбы в период построения социализма, оправдывавшая грубейшие нарушения законности. Массовым репрессиям подвергались многие тысячи советских людей, в том числе опытные государственные, хозяйственные и военные руководители. Была арестована пятая часть офицерских кадров (все командиры корпусов и командующие войсками военных округов).

Партийное руководство страны та. сам И.В. Сталин уделяли особое внимание патриотическому воспитанию народа. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина, A.M. Пожарского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и др. Иван Грозный и Петр I провозглашались образцовыми государственными деятелями. В 1937 г. было торжественно отмечено 125-летие Бородинской битвы и 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина. Официальная теория ("царская Россия тюрьма народов") сменилась новой установкой о положительном значении для многих народов их вхождения в состав Российской империи. Обосновывалась идея полнокровного расцвета всех наций и народностей при социализме, возрождался тезис о консолидирующей исторической роли русского народа.

Продолжали активно культивироваться моральные принципы, основанные на коммунистической идеологии. У руководства страны появилось новое понимание значения семейных отношений. Предпринимались меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению института брака.

Мероприятия в области экономики, военного строительства и идеологии свидетельствовали, что в стране велась всесторонняя работа по подготовке к будущей войне. Однако культ личности И.В. Сталина, сложившаяся партийно-государственная бюрократическая система, породившие волюнтаризм и авторитаризм руководства, привели ко многим ошибкам, которые наглядно проявились в начальном периоде Великой Отечественной войны.

  • В странах Западной Европы многие политические партии сложились на протяжении XVIII-XIX столетий.


Либеральные партии

  • Конституцоинно-демократическая партия


Конституционно-демократическая партия

  • Учредительный съезд партии проходил сентябрь 1905 г.

  • Социальный состав партии:

  • ученые;

  • адвокаты;

  • чиновники;

  • крупные землевладельцы;

  • предприниматели.


Лидерами партии были

  • князья Павел и Петр Долгоруковы;

  • князь Д.И. Шаховской;

  • академик В.И. Вернадский;

  • профессор Муромцев.


  • Руководитель партии - Милюков Павел Николаевич (1859-1943).

  • Родился в семье Ярославских помещиков. Блестяще закончил гимназию. Поступил в МГУ, где получил историческое образование. Был непревзойденным лидером и хорошим политиком.

  • Манифест 17 октября 1905 г. не удовлетворил Милюкова.


Программа партии Кадетов

  • Демократические свободы:

  • равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;

  • свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;

  • неприкосновенность личности и жилищ;

  • свобода культурного самоопределения национальностей;

  • конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);

  • всеобщее избирательное право

  • всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.


Аграрный вопрос

  • бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;

  • принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;


Рабочий вопрос

  • право стачек;

  • законодательная охрана труда;

  • 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;


Национальный вопрос

  • культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)

  • полная автономия Финляндии и Польши


  • Кадеты были за такие формы борьбы как: массовые митинги, стачки, манифестации.

  • Отвергали насильственные формы борьбы, вооруженные действия.


«союз 17 октября»

  • Партия организовалась после издания манифеста 17 октября 1905г.

  • Социальный состав партии:

  • предприниматели;

  • помещики;

  • финансисты.


  • Гучков Александр Иванович (1862-1936).

  • Происходил из старинной московской купеческой семьи. Закончил историко-филологический факультет МГУ.

  • Избирался депутатом московской горолской Думы. Участвовал в русско-японской войне, получил ранение, был в японском плену.

  • Возвратившись ушел в политику, стал инициатором создания «Союза 17 октября».


Программа Октябристов

  • Отрицали возможность предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии.

  • За установление в России конституционно-монархического строя через реформы сверху.

  • По рабочему и аграрному вопросам программа октябристов была близка к кадетской.


Социалистические партии (левые)


Российская социал-демократическая рабочая партия

  • Учредительный съезд партии состоялся в 1898 г. в Минске.

  • Социал-демократы исходили из учения К. Маркса, согласно которому наиболее передовым является промышленный пролетариат, который осуществит переход к новому общественному строю.

  • Среди членов РСДРП были: интеллигенция, студенты, рабочие.


  • Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924).

  • Родом из интеллигенции, потомственный дворянин от отца.

  • Большое влияние на него оказал старший брат казненный в 1887г. За подготовку покушения на Александра III. Работал в нелегальных кружках. В 1897г. Был арестован и сослан в Сибирь. Затем иммигрировал. По свидетельству современников Ленин был фанатично предан делу революции!!!


Политическая задача РСДРП

  • Свержение царского самодержавия и замена его демократической республикой.

  • Осуществление социалистической революции, установление диктатуры пролетариата;


Рабочая программа РСДРП

  • Установление 8 часового рабочего дня;

  • Введение гарантированного минимума заработной платы;

  • Страхование рабочих за счет государства и хозяев;


Аграрный вопрос

  • За ликвидацию помещичьего землевладения;

  • Возвращение сельским общинам отрезков;


Национальный вопрос

  • Право на самоопределение всеми нациями, входящими в состав государства;

  • Оговаривалась возможность получать образование на родном языке.


В 1903г. В Лондоне прошел II съезд РСДРП после которого партия раскололась на 2 фракции.

  • Сторонники Мартова и Плеханова создали собственную фракцию меньшевистскую.

  • Считали, что социалистическая революция в России преждевременна. После манифеста 17 окт. предлагали использовать открытые возможности легальной борьбы.


Партия социалистов-революционеров

  • В 1902г. На нелегальной основе возникла партия СР, который считали себя приемниками революционных народников.

  • Они полагали, что будущее социалистическое общество в России можно создать на основе крестьянских хозяйств.

  • Состав партии: в основном сельская и городская интеллигенция, студенты, лица умственных профессий.


Чернов Виктор Михайлович (1873-1952)

  • Инициатор создания и лидер партии СР.

  • Его отец был крепостным крестьянином, потом чиновником, дослужился до потомственного дворянина.

  • Он окончил юридический факультет МГУ. участвовал в студенческих выступлениях, за что и сел в 1894г.

  • Участвовал в террористических акция против Николая II.


Программа партии СР

  • Относительно свобод и рабочего вопроса были едины с РСДРП.

  • По аграрному вопросу: требовали социализации земли (отмены частной собственности на землю без выкупа), превращение её в общенародное достояние.

  • В национальном вопросе СР ратовали за широкую автономию для всех национальностей с правом на самоопределение.


  • В отличие от РСДРП, СР признавали индивидуальный террор в качестве политической борьбы.

  • Террор рассматривался СР как средство агитации общества.


Консервативные (черносотенные партии)

  • Их насчитывалось несколько десятков:

  • Русское собрание;

  • Русская монархическая партия;

  • Союз русского народа и др.

  • 1907-08 гг. пик развития правого движения.

  • Состав: дворяне, крестьяне, рабочие, мелкие торговцы и др.

  • При союзе была организована дружина для террористических актов.


В основе её идеологии лежала теория официальной народности(«православие, самодержавие, народность»)

  • Они отвергали конституционный строй, не признавали ограничения власти царя;

  • Отстаивали принцип единой и не делимой России, не допускали самоопределение какой либо нации;

  • Проводили мысль о господствующей роли русского народа.


Аграрный вопрос

  • Полностью отвергали возможность конфискации помещичьей земли;

  • Программа предполагала продажу крестьянам государственных земель по пониженным ценам, развитие мелкого кредита.


Неожиданные результаты единого дня голосования 9 сентября не могут остаться без последствий. Возможно, что теперь в Кремле решатся на радикальное обновление кадров как на местах, так и на федеральном уровне. Вот только как это будет происходить – через репрессивную замену элит или через допуск во власть договороспособных оппозиционеров? Что впереди – оттепель или закручивание гаек?

Александр КЫНЕВ, политолог, специалист в области региональных политических процессов России и стран СНГ

– Политическая катастрофа в четырёх регионах может стимулировать власти ускорить замену оставшихся староназначенных (избранных) губернаторов. О ком может идти речь? Гипотетически это Липецк, Курск, Ульяновск, Горно- Алтайск, Оренбург плюс явные проблемы в Ставрополе, Забайкалье, КЧР, явно слабые в Челябинске и ЕАО и элитно ослабевшие в Архангельске и Ростове, давние проблемы в Мурманске и Калмыкии. В Коми никому не нравится Гапликов. Давно сидит Жилкин (Астраханская область). А вот Артамонова (Калужская область) и Савченко (Белгородская область) я бы на месте власти не трогал как образцы региональных моделей.

Провальными для власти оказались не только выборы губернаторов в Приморье, Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области – в ряде регионов «Единая Россия» не смогла получить большинство в местных парламентах. Когда такое было в последний раз? История со вторыми турами ещё не завершилась, но уже сейчас ясно, что речь не идёт о единичных эксцессах в отдельно взятых регионах. Похоже, что всё это лишь начало больших изменений в масштабах всей страны.

«Отмена итогов выборов в Приморье в сочетании с остальными событиями – политический дефолт», – заявил в эфире телеканала «Царьград» экономист Михаил Делягин. В современной России нет политических аналогов Примакова, Маслюкова и Геращенко, которые могли бы остановить падение доверия к власти. Потому, видимо, народ в регионах и голосует за бизнесменов средней руки, которые более органично смотрелись бы в «Единой России», но почему-то оказались в КПРФ. Это голосование не за убедительных кандидатов, а против власти как таковой.

Любопытный момент: на выборах в протестных регионах отличились КПРФ и ЛДПР, а вот за «Справедливую Россию» бунтари не голосовали. Лидер партии Сергей Миронов возглавлял партийный список в Ульяновской области, и именно там партия не прошла в местный парламент, набрав меньше 4% голосов. Большинство политологов, которые говорят о причинах провальных для власти выборов в сентябре, сходятся в одном: избиратель хочет видеть в высоких кабинетах новых людей. Запрос этот, по мнению многих аналитиков, сформировался не накануне выборов, он назревал с 2014 года. Однако в Кремле это вроде бы видели и старались реагировать – чего стоит масштабная зачистка губернаторского корпуса в 2016–2017 годах. Впрочем, зачистка коррупционеров быстро выдохлась, превратившись в преследование мелких чиновников и не дав долгосрочного эффекта.

Как бы то ни было, Кремль не сможет игнорировать протестный потенциал в регионах, который был продемонстрирован на сентябрьских выборах. Какой будет его реакция?

Версия 1

Власть покажет «сильную руку»

Если в обществе есть запрос на жёсткие решения, власть будет на него отвечать. Когда страсти вокруг выборов в Приморье, Хакасии и других протестных регионах улягутся, можно ждать серии громких антикоррупционных процессов. Вполне вероятно, что у этой кампании появится новый акцент: деньги, изъятые у взяточников и получателей откатов, государство будет демонстративно тратить на социальную сферу. В Госдуме уже прозвучала идея переводить коррупционные деньги в Пенсионный фонд, в дальнейшем таких инициатив будет больше – депутаты вернут в Уголовный кодекс наказание в виде конфискации имущества. Вполне вероятно, что при таком раскладе достанется и оппозиции: участие в выборах независимых кандидатов станет ещё более сложным, ужесточения коснутся и закона о митингах. В противном случае новости о масштабных посадках чиновников могут лишь подорвать авторитет федеральной власти.

Правда, вопрос о том, кто заменит отставленных или посаженных губернаторов, остаётся актуальным. Так называемых молодых технократов вряд ли можно назвать теми самыми лидерами, которые будут разговаривать с народом на одном языке. А других пока нет.

Версия 2

Начнётся «игра в демократию»

Скандал в Приморье нанёс удар по репутации Центризбиркома, системных партий и федерального правительства. Выгодоприобретателем в такой ситуации становится внесистемная оппозиция, которая только и ждёт повода, чтобы вывести недовольных людей на улицы. Потому выборы глав регионов нужно либо отменить совсем, либо сделать их конкурентными. В первом случае власть снова окажется под ударом. Разумным выглядит другой подход: запрет вторых туров на выборах губернаторов и смягчение муниципального фильтра. В результате этого к выборам допустят много протестных кандидатов, которые будут отбирать друг у друга голоса, облегчая задачу назначенцам из Москвы. Вполне вероятно, что однажды эта система даст сбой и в одном или нескольких ключевых для страны регионах появится «внесистемный» губернатор. Но скорее всего Москва сможет использовать финансовую зависимость региона, чтобы встроить новичка в вертикаль.

Версия 3

Отставка правительства и административная реформа

Замена кабинета министров в нынешней ситуации выглядит радикальным, но вполне реальным решением. Такой шаг, пожалуй, будет положительно воспринят большинством протестно настроенных избирателей в регионах. Очевидно, что жители Владивостока голосовали не столько против Андрея Тарасенко, не успевшего отработать в регионе и одного года, а против непопулярных действий правительства РФ, в том числе против повышения пенсионного возраста.

После отставки кабмина под руководством Дмитрия Медведева в стране могла бы начаться масштабная административная реформа. Не зря же в Минэкономразвития сформулировали идею о создании 14 макрорегионов, контуры которых не совпадают ни с административными, ни с географическими границами нынешних субъектов Федерации.



Случайные статьи

Вверх