Последние просьбы о помощи. Неизбежна смерть, но не старение Тело не может нам помочь

Здравствуйте. в который раз я нахожусь на этом сайте. чаще всего в
качестве наблюдателя. но пишу сама третий раз. обрисую свою
картину...мне 24 года. я работаю на довольно любимой работе,но с
небольшой з/п. есть родители,брат,живем я,мама,папа в одной комнате в
комуналке. всю свою жизнь.раньше с нами жил брат,но женился и переехал к
жене. занимемся решением квартирного вопроса. хотим купить квартиру в
ипотеку. но вот только меня мучает вопрос- как потом ежемесячно
выплачивать круглую сумму?но жить всем вместе с идиотскими соседями
невозможно больше. вы,наверно,представляете,какого это быть в одной
комнате взрослым людям. папа любит мыслить из серии "как всё плохо,ой
что твроться,нас везде обманывают и будет еще хуже". знаетЕ,я тоже
думала так. была в мрачных мыслях. но,в основноМ,из-за каких-то
отношений. но,как сейчас помню,в 16 я уже писала стихи со смыслом,как
меня понесут в гробу и как всем станет плохо. в 16ть же лет я изрезала
себе руку лезвием. скорее показательно,чем с ннамерением умереть. это
было из-за парня. потом худо-бедно жила. веселилась,ходила в клубы,жила
за радительский счет,при этом получала Вышку. спасибо мама,что дала мне
молодость отгулять. но тут появился ОН. в 2006 году мы позакомились.
встречались 3 года. про все тяжбы этих отношений я не буду писать,т.к.
уже писала и более ли менее прежила их. расстались год назад. тоже со
своими причудами. итог-не общаемся совсем. да и я не хочу. НО! я каждый
день думаю о нем,смотрю его страничку,пересматриваю старые фото.
понимаю,что человек уже совсем другой. не тот,с которым я была. и
понимаю,что семью с ним не построю. для него важней мнение мамы и
друзья. вобщем,когда я была этим летом на грани подруга посоветовала мне
книжку по эзотерике. типа,как мыслить позитивно,как наши мысли влияют на
всё! что они материальны и что нами правит Высший разум. я так увлеклась
визуализацией счастья и любви!и знаете,были чудеса!!! я летала. но потом
силы на изменение себя и близких куда-то делись. сейчас я имею знания о
силе мысли и опыт "как делать не надо" из отношений с м.ч. но такая
тоска накатывает..сегодня выходной. я так его ждала,но сижу дома. с с8ью
человеками. в трешке. голова тяжелая. хочу похудетьть,но наедеюсь все
сильней. меня тревожит мысль,что все вокруг создают семью и детей,что
живут отдельно и состоялись в работе. а я? знаете,когда встречалась с мч
я каждый день ревела,лечилась даже около 2,5 лет у психатерапевта
таблетками,которые делали из меня зомби. и каждый день мечтала сигануть
с моста или с крыши. ненавидя все вокруг. но это казалось,прошло..а
сейчас оглянулась и понимаю,у жрузей своя жизнь,у всех все своё. каждый
сам за себя. иногда думаю,что я так и буду с родителями без мужа. потому
что с моих истеричным характрером и абсолютной нетерпимсостью не вижу
себя с детьми и мужем эдакой семейной барышней...а еще,как писал совсем
недавно один юноша тут,мне болно видеть деградирующее общество. мне
страшно рожать ребенка в нем. отдавать в садик и дикую школу. и пускать
на улицу с бешенными машинами и прочим. не надо говрит "иди к Богу и
прочее" . я знаю,что я-есть разум,а не тело. но я именно в Бога не верю.
в такого старца в белом. я верю в то,что мы живем как за стеклом. и над
наи просто кто-то очень жетско шутит.жизнь она для чего?ведь я умру.
умрут все,кто рядом и следа не останется от всех наших стараний. я не
вижу смысла в жизни. ведь смерть неизбежна. так что ждать?зачем стремиться к чему-то...работать.есть,спать,если это исчезнет раз и навсегда???
Поддержите сайт:

котэ, возраст: 24 / 20.11.2010

Отклики:

Мое мнение.
котэ, Вы знаете проблемма в чем?
Все эти страдания и мучения,мытарства, по природе своей 90% душевные,моральные,практически никак не связанные с физическим телом.
А в этом случае,опустить руки и годами ждать окончания всего этого...не получится.Будет еще хуже...
И потом...ни во что не верить -преувеличение.
Вы каждый день во что то верите.
Просто привыкли к этому.Для Вас это естественно и Вы давно этого не замечаете.
P.S Нет,серъезно,кроме шуток,Вы точно знаете все о будущем?

Piligrim , возраст: 45 / 21.11.2010

Котэ, здравствуйте!
Выбросьте все книжки по эзотерике, пожалуйста. Занятия эзотерикой еще никого до добра не доводили: сначала вызывают эйфорию и желание действовать, а потом - достаточно глубокую депрессию и опустошение.
Почитайте материалы этого сайта:
http://www.zagovor.ru/main/Privorot_story
В коммуналке, действительно, жить очень тяжело. Может, идея родителей насчет квартиры не так уж плоха? Если мобилизоваться всем и работать, выплачивать кредит можно.
Не пытайтесь сравнивать себя с другими: вы - это вы, у вас свой путь и свои сроки для основных в жизи человека событий: замужества, рождения детей. Если у вас чего - то нет сейчас, значит, просто еще не пришло время. По поводу "истеричного" характера: эмоциональность, ранимость со временем сглаживаются, и годам к 30 от них почти не останется следа. Кроме того, появление ребенка сильно изменяет женщину, и, вот увидите, вы сможете дать ребенку все, что ему будет нужно - как в материальном, так и в эмоциональном плане.
В современном обществе, как и в любом другом, есть как хорошие, так и плохие люди. Не нужно бояться. Просто верьте в хорошее, помогайте другими, а подобное притягиает подобное - вокруг вас будут только хоршие люди.
Всего вам доброго!

Мда, как это все знакомо. И глобальные вопросы, и поиски смысла жизни. Ты знаешь, я понимаю тебя, потому что совсем недавно тоже проходила этот путь.
Страх, неприятие жизни, себя и Бога идет как раз от искаженного и ложного понимания данных вещей. Как легко сказать, что смысла в жизни нет, когда ты даже не пыталась его искать, а если и пыталась, то искала не там.
Тут на сайте есть множество замечательных статей, наверное многие из них тебе знакомы, например, вот эта -
Почитай.

Человек чувствует себя угнетенным, одиноким и беспомощным именно тогда, когда его душа оторвана от Создателя. И это не "старец в белом", все не так примитивно. Понять Бога можно только через свой личный духовный опыт. Чего я искренне тебе желаю. А что до смысла жизни, то его сначала нужно попробовать поискать, а потом утверждать, что его нет. Ты пробовала? Ты приложила все силы для этого?
Жизнь кажется бессмысленной только тогда, когда видишь конец всему со своей смертью. Но смерть - это не конец. А суицид тем более.

Малыш, возраст: 27 / 21.11.2010

А что в будущем? Другая работа,семья,дети. Работа-дом-друзья. Проблемы домашнего плана, воспитания. Какое-то самообразование,и "проглатывание мелких проблмем". Потом если ребенок адекватный будет- то его семья и внуки. Потом смерть. Или смерть гораздо раньше. Но если она все же будет в преклонном возрасте- мне надо будем (моей душе) переживать потери близких людей. Зачем все это? Это так банально и предсказуемо. Мужчинам я не верю, после такого "урока". А к обществу у меня отношение постольку-поскольку. Коллеги,знакомые. Маска радости. все равно смысла нет. еще лет 60 и все мои старания будут гнить в дереве на глубине 2-3 метров. ЗАЧЕМ лезть вон из кожи сейсас???

Юлия,спасибо за отклик!но при чем тут приворот и заговры??? эзотерика это и есть тот же смысл- что как человек думает,так и живет! о каком опустошении после неё речь? поясните,если сможете.СПАСИБО!

Котэ, возраст: 24 / 21.11.2010

На сайте "заговор.ру" есть истории и тех, кто занимался практиками, относящимися к эзотерике.
Например, вот эта:
http://www.zagovor.ru/main/magic?id=146
Эзотерика - это одно из альтернативных, а не универсальных, видений мира. Оно переворачитвает и искажает картину мира, заложенную у человека на уровне бессознательного, архетипического (опыт и черты, характерные для данного народа, его миропонимание и т.д. - все это передается как феномен коллективного бессознательного). есть сведения о людях, глубоко занимавшихся эзотерическими практиками и получившими впоследствии серьезные психические расстройства. Поэтому - лучше не надо...

Юлия, возраст: 23 / 21.11.2010

Никто Вас на аркане не тащит замуж, не заставляет заводить детей, ходить на работу. Это всё сознательный выбор.
Люди всё это делают для радости:) Знаю людей, которые растят нескольких детей, ходят на работу. потому что им это нравится - они рады, что приносят людям пользу. Да и вообще работа может быть интересной, не обязательно же в офисе бумажки перекладывать.
а потом они приходят домой и тоже радуются - разговаривают с детьми, читают им книжки, играют. Устраивают вкусные ужины, ходят в гости...
Знаю уже пожилых людей, которые тоже чувствуют себя счастливыми - оттого, что могут кому-то помочь, оттого, что любят этот мир, любуются небом, разводят всякие овощи и цветы на огороде, ходят за грибами... Но это их выбор.
У Вас тоже есть выбор. Считаете, что семья - рутина? я Вам могу сказать, что это скорее всего от того,что Вы никого не любите по-настоящему и не видели в детстве счастливых дружных семей.
Но можете прекрасно оставаться в одиночестве. и работу можете выбратьтакую,какая Вакм нравится. а можете и не выбрать - а уехать куда-нибудь далеко. Уйти в монастырь и попроситься там в затвор. а можете наоборот, начать помогать людям,которые нуждаются в Вашей помощи.
Поймите - всё в Ваших руках!

ЮлияА, возраст: 35 / 21.11.2010

Юлия,я не занимаюсь целительством. я только стараюсь,что бы мои мысли были позитивные!и представлять картины будущего!моих мечт!

Котэ, возраст: 24 / 21.11.2010

Котэ, скажите пожалуйста, вам кто-нибудь в жизни говорил "спасибо"? Не просто машинальное в магазине "спасибо за заказ" или не быстрое спасибо в ответ на просьбу передать соль. А такое настоящее "спасибо". Чтобы человек пришел к вам и сказал "спасибо, подруга, ты меня так выручила". Нет? тогда сделайте так, чтобы в ближайшее время вам кто-то смог это сказать. Помогите кому-то. Сделайте так, чтобы это проникало во все сферы вашей жизни. Уступайте место в автобусе, помогите пожилому человеку донести сумку по лестнице, выслушайте чьи-то проблемы, напишите письмо поддержки кому-то на этом сайте, что угодно, но только делайте как можно больше добрых дел, маленьких и больших. Можете даже завести тетрадочку и следить, чтобы каждый день было хотя бы одно дело, о котором можно было бы туда записать. И главное - когда будете это делать, на минуту не задавайтесь вопросом "а зачем это всё? мы же все умрем." Вы можете подумать об этом после, но не тогда когда помогаете другим. Обязательно улыбайтесь людям. Даже если нет настроения, всё равно старайтесь улыбаться.

А насчет Бога. Вы знаете, я пробовала книжки по поводу позитивного отношения к жизни, внушать себе, что я счастлива и т.д. Это не дает никакого прочного основания в жизни. Это зыбкий песок. Сегодня ты надеваешь очки позитива, а завтра судьба бьет в лицо и эти очки разлетаются на кусочки, так что их не собрать. Поэтому лучше уж надевать не очки, а забрало под названием "вера в Бога". Его сломать гораздо труднее.

P.S. а старичок с белой бородой и на облаке - это и впрямь сказки:)

Ксения, возраст: 25 / 21.11.2010

Вы слишком много думаете или у вас много свободного времени,в к-е вы незнаете как себя занять и вот донимаете себя такими мыслями.
Смерть-это факт, но тем не менее,если приложить много усилий,то можно оставить свой след здесь)и будут люди,в чьей памяти вы будете жить. Если ничего не делать- ничего не изменится,говорить, рассуждать,спорить можно бесконечно долго,но слова без действий не имеют силы.

SunshineLiarRF , возраст: 24 / 22.11.2010


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Мы привыкли к тому, что смерти избежать нельзя.

Поэтому никто и не задумывается над вопросом, почему это так, и почему животные и люди не могли бы жить бесконечно долго. С научной же точки зрения неизбежность смерти представляет некоторую загадку. Организм животного и человека можно рассматривать, как машину, которая может сама себя ремонтировать. В нашем теле вследствие соединения углерода тела с кислородом воздуха происходит постоянный процесс разрушения или медленного горения, но эти разрушившиеся частицы постоянно возобновляются из пищи. Таким образом - в теле происходит постоянный круговорот веществ. Одни вещества выпадают, другие поступают. Спрашивается, почему такое восстановление может продолжаться только известный срок, почему оно не может продолжаться вечно. На этот вопрос ученые давали разные ответы, но наиболее правдоподобным надо считать следующий.

Одноклеточные животные, каковы, например, инфузории, как известно, размножаются делением. Деление заключается в том, что мать делится на две дочери, при чем от матери ничего не остается. Таких животных считали в известном смысле бессмертными, потому что у них не бывает смерти вследствие старости. Не успевает инфузория состариться, как превращается в две молодых дочери, которые тоже размножаются делением, прежде чем достигнут старости. Однако, по наблюдению французского зоолога Мопа, если такое деление продолжается большое число поколений, - например, 300-500 поколений, - то оно ведет за собой вырождение потомства. Вырождение это обнаруживается в том, что у молодых не вырастают некоторые реснички, а сами инфузории перестают расти. С каждым поколением они становятся все более мелкими, наконец мельчают до того, что дальше размножаться делением не могут. Наступает полное вырождение. Вот эти выродившиеся инфузории начинают попарно слепляться друг с другом, при чем обмениваются частичками ядра. Частичка ядра одной инфузории переходит и сливается там с ядром другой, и, обратно, от этой другой инфузории часть ядра переходит в первую и сливается там с ядром. Происходит нечто в роде взаимного оплодотворения. По окончании этого процесса, называемого конъюгацией, они расходятся, и вот тут замечается любопытное явление. Это взаимное оплодотворение как будто обновляет жизненные силы инфузорий. После него все признаки вырождения исчезают. У инфузорий вырастают реснички, сами они подрастают и снова получают способность размножаться делением. Но потом, после известного ряда поколений, они опять вырождаются, после чего снова наступает взаимное оплодотворение и т. д.

Вот это-то наблюдение Мопа проливает некоторый свет на вопрос, почему животные, тело которых состоит из многих клеток, смертны. В нашем теле находится бесчисленное множество клеток, и клетки эти, подобно одноклеточным животным, размножаются. Рост животного обусловливается не тем, что клетки его растут, а тем, что число клеток прибавляется, а прибавляется оно вследствие размножения первых. И у выросшего животного одни клетки отмирают, вместо них нарождаются новые, так что процесс размножения клеток не прекращается до самой смерти. Клетки же животных и клетки нашего тела, подобно инфузориям, размножаются делением, - и только делением, а деление, как это наблюдал Мопа у инфузорий, если оно продолжается достаточно долго, ведет за собой вырождение клеток. Вырождение это обнаруживается в том, что организм дряхлеет; наконец, оно доходит до таких пределов, когда жизнь становится невозможной, и наступает смерть.

Спрашивается теперь, почему инфузории и клетки могут размножаться делением только определенное число раз, а почему это не может продолжаться бесконечно долго? На этот вопрос можно дать следующий ответ. При размножении делением клетка делится пополам, так что клетки дочери походят друг на друга, походят и на мать. Протоплазма, из которой составлено ядро клетки, состоит из большого количества частиц, из которых каждая при делении делится пополам. Однако деление это совершается не с математической точностью, т. е. клетка делится пополам, да не совсем: от времени до времени какая-нибудь одна из многочисленных частиц проскакивает целиком в одну дочернюю клетку, а в другую не попадает. Вот в этой другой вследствие этого обнаруживается первый шаг к вырождению. Если теперь при дальнейшем делении той же клетки такая проскочка повторится еще раз, вырождение сделает второй шаг» и так далее, пока, наконец, клетка не лишится столь большого количества частиц, что дальнейшее размножение ее станет невозможным; клетка вырождается в конец. У инфузорий это вырождение исправляется взаимным оплодотворением. При таком оплодотворении одна инфузория снабжает другую такой частицей, какой у этой другой не было, и наоборот. Вследствие этого все последствия вырождения исчезают. В нашем теле клетки не могут этого делать, почему вырождение их не останавливается и ведет к смерти.

Несколько лет назад Кембриджский центр медитации пригласил выступить Тара Тулку Ринпоче. Перед выступлением он потрогал четки и трижды произнес какие-то слова. Я решил, что это какая-то особая мантра. В конце концов я поинтересовался, что такое он говорит, и он объяснил, что всего-навсего трижды повторяет фразу: "Я все равно умру". Это помогает ему победить излишнее самомнение и не считать себя гениальным проповедником. Ведь, в конце концов, все наши знания и способности превращаются в прах.

И я взял за правило окружать себя различными предметами, напоминающими о смерти, – череп умершего ламы, четки из его костей. Кости остались после так называемого небесного погребения, когда тело покойного из сострадания отдается на корм грифам. Четки, которые перебирал Тара Тулку Ринпоче, тоже были сделаны из человеческих костей. Четки из костей человека или животного служат нам напоминанием о неизбежном конце.

Меня часто спрашивают: зачем постоянно напоминать себе об этом печальном факте? Анусая на языке пали обозначает наши тайные чувства. Одно из них – страх смерти. Он живет в нашем подсознании и проявляется в виде других, менее значительных страхов. Он отравляет нам жизнь. Это форма хронического беспокойства.

Анусая постоянно подпитывается ежедневными впечатлениями: умирает кто-то из наших близких, мы видим мертвое животное на улице, внезапно узнаем, что наш друг серьезно болен, или после долгой разлуки обнаруживаем, что он сильно постарел. Задача духовной практики – прогнать эти страхи: образно говоря, открыть двери и окна и впустить свежий воздух, перестать говорить о них шепотом, подавлять и замалчивать их. Так очень тяжело жить – подавление страха требует большого количества энергии, которая, в сущности, тратится впустую.

Если мы постараемся поглубже вникнуть в этот вопрос, то поймем, что на самом деле боимся не смерти, а идеи смерти. На первый взгляд разница небольшая, но весьма важная.

Момент смерти ничем не отличается от любого другого. Это очередной жизненный опыт, который нужно встречать бодрствуя. Наше тело и наше сознание в это время меняются. Но если мы попытаемся заглянуть вперед, то наши представления, скорее всего, не будут иметь никакого отношения к реальности.

Так происходит в жизни часто – реальное событие оказывается совсем не таким, как мы его себе представляли. Думая о смерти, мы пытаемся выйти за пределы мышления, поскольку именно мышление создает всевозможные проблемы. Никто не знает, что нас ждет после смерти. Смерть – это великое неизвестное, а мысль, которая является выражением известного, не может познать то, что неизвестно. Это факт. Мы называем смерть неизвестным, потому что ничего о ней не знаем.



Я не против того, чтобы при мысли о смерти испытывать страх, – ведь нам близко это чувство. Но сумбурные мысли, возникающие спонтанно во время страхов, приносят мало пользы. Размышляя о смерти, мы не стараемся проникнуть за пределы того, что нам известно. Мы просто пытаемся оценить то, что находится рядом с нами. Смерть присутствует сейчас рядом с нами.

Смерть – это тема, к которой ведут многие философские рассуждения. Основные положения буддизма связаны с переменами и непостоянством нашего существования. Старение и болезнь – одно из выражений непостоянства. Это естественные процессы. Смерть – тоже естественный процесс. Рано или поздно наше тело изнашивается и перестает функционировать.

Но, несмотря на неизбежность смерти, человек не всегда желает размышлять на эту тему. Бывают трудные минуты в жизни, периоды депрессий, когда такие размышления не очень уместны. (Будьте внимательны по отношению к своим друзьям и любимым – если они тяжело больны или при смерти, не стоит рекомендовать им это занятие, особенно если у них мало опыта духовной практики.)

Если у вас уже есть такой опыт и в особенности если вы достигли определенной степени самадхи, это облегчает дело. Кроме того, я по себе знаю, что даже люди, не достигшие самадхи, способны сконцентрироваться на простой мысли типа "Я должен умереть", потому что эта тема достаточно интересна. Концентрации не получится, если мысль внушает нам страх, который мы не можем побороть. При этом вовсе не обязательно быть искушенным в медитации.

Для того, кто считает себя подготовленным, практика размышления о смерти может оказаться бесценной. Таким образом мы изгоняем страхи наружу, чтобы познакомиться с ними поближе. При этом неизменно обнаруживается непостоянная природа страха. Каким бы неприятным на первый взгляд он ни казался, его существование непродолжительно: страх возникает и через некоторое время уходит. Энергия страха присутствует, но она не наша – это не наше "я".



Поняв это, можно извлечь из страха массу энергии. Теперь страхи не будут прятаться в нашем подсознании. Они прожили отпущенный им срок. Они могут вернуться, но в нас уже живет уверенность, что мы с ними справимся. Мы видели, что страх можно наблюдать, а значит, работать с ним.

Таким образом, страх учит нас ценить жизнь. Он позволяет видеть жизнь во всей ее красе – ведь мы понимаем, что она рано или поздно кончится. Мы добровольно вошли в жилище смерти. И мы поняли, что жили в обмане и неведении. Мы делали вид, что жизнь будет длиться вечно. А значит, мы не осознавали ее полноту и великолепие.

Умом мы понимаем, что умрем. Но нужно познать это сердцем. Нужно, чтобы это дошло до мозга костей. Тогда мы поймем, как жить.

Чтобы это осуществить, необходимо постоянно думать о смерти. Вся наша практика Дхармы есть приготовление к такому глубокому пониманию. Первый шаг – выработать этическую позицию. Второй шаг – выработать правильное дыхание. Это может занять довольно долгое время – необходимо прийти в спокойное, сконцентрированное состояние. Также необходимо работать с ощущениями, с маленькими и более крупными страхами, развивать осознанный подход к событиям повседневной жизни. Эти шаги позволяют укрепить сознание, так что мы сможем смотреть страху смерти в лицо. Иногда перед тем, как наблюдать страх, требуется оценить нашу сопротивляемость ему. Мы осознаем, насколько мы ненавидим этот страх.

Без этой предварительной работы человек не сможет спокойно взглянуть в лицо смерти. Может быть, есть несколько исключительных личностей, которые способны это сделать. Они приходят на землю необычайно зрелыми духовно или прошли через такие испытания, которые сделали их зрелыми. Необходимо выработать в себе определенное спокойствие в отношении к событиям, чтобы иметь возможность их анализировать и получать из них информацию. Общение со страхом дает понимание, обладающее силой освобождения.

Как правило, наше сознавание носит стихийный характер. Мы видим по телевизору сообщение о какой-нибудь трагедии и испытываем при этом боль или даже сердечный приступ, а потом переключаем канал, и все проходит. Таковы законы современной жизни – внимание человека быстро рассеивается.

Духовная практика носит иной характер. Самадхи, которой мы достигаем, не является абсолютной концентрацией, исключающей все остальное. Сознание, достигшее самадхи, является сильным и гибким, очень живым. Это состояние напоминает нежность. Сердце как будто тает. Вы видите истинную печаль жизни и истинную ее красоту. Вы не видите одно без другого. Практика дает нам возможность увидеть их в совокупности.

Наше сердце становится нежным и чувствительным, и любое событие трогает нас настолько, что мы пробуждаемся: мы глубоко проникаем взглядом в природу вещей. Все приобретает большую значимость – и люди, и события вокруг нас. У человека возникает желание сделать медитацию более интенсивной.

Под практикой я подразумеваю не уход с работы или из семьи ради того, чтобы медитировать в пещере. Я трактую это понятие в более широком смысле: что бы мы ни делали, мы находимся в состоянии духовного бодрствования. Практика становится неотъемлемой частью нашей жизни. Научившись работать с обычными событиями, мы постепенно переходим к исключительным – таким, как смерть.

Я многому научился от дзен-мастера Судзуки Шосана, который не только медитировал, но был самураем и некоторое время прожил отшельником. Он владел боевыми искусствами и учил применять сознательный подход к смерти, или, как он это называл, "энергию смерти", для того, чтобы усовершенствовать духовную практику. В трудных случаях он использовал энергию смерти, чтобы изменить отношение к ситуации, и это ему очень помогало.

"Человек, который умирает с радостью, становится буддой, – говорил он. – Быть буддой – значит умирать с легким сердцем". А затем откровенно продолжал: "Поскольку я человек и не хочу умирать, я практикую, чтобы научиться умирать легко – легко и не задумываясь подставлять свою шею палачу".

Палач в данном случае есть символ смерти. Мастер имеет в виду, что придет время, и он с достоинством примет смерть. "Я тренировал себя различными способами, – говорил он, – и я знаю, как это ужасно – не уметь умирать легко. Мой метод – это буддизм для трусов". В этом смысле мы все трусы и всем нам нужна определенная тренировка.

Знание смерти не есть отвлеченное знание – мы приобретаем его естественным образом, например, когда кто-то из наших близких умирает. Но извлечь из него урок может лишь тот, кто глубоко задумается над случившимся. Если вы открыты опыту, то любой ушедший из жизни может стать вашим учителем.

Последний подарок, который я получил от отца, заключался в том, что он заставил меня задуматься о смерти. Я вспомнил, что и я не исключение из общего правила. Когда-то я не представлял, что мой отец может умереть, – он всегда был больше и сильнее меня, он был для меня примером. Но он умер и уже не вернется. Пепел не станет снова деревом. И я тоже когда-нибудь превращусь в пепел.

ФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

От мыслей об отце давайте перейдем к формальной духовной практике, связанной со смертью. Я, например, использую девятичастную медитацию, которую обнаружил в проповедях Атиши (980-1055), великого индийского мудреца-буддиста. Я скорректировал эту медитацию, используя советы своих учителей – Тара Тулку Ринпоче и Аджаан Сувата. Все это легло в основу медитации о смерти, которой я обучаю своих учеников.

Моя медитация делится натри основные части: мысли о неизбежности смерти, мысли о непредвиденности смерти и мысли о том, что в момент смерти нам может помочь только Дхарма. Каждая часть состоит из трех утверждений.

Как правило, я начинаю с дыхания. Я делаю это до тех пор, пока мозг не успокоится. Достигнув спокойствия, я приступаю к обдумыванию одного из утверждений – например: "Мы все умрем".

Очевидно, что для его обдумывания необходима определенная концентрация сознания. Ведь смерть – это то, чего нам больше всего хотелось бы избежать. Естественно, что к смерти мы питаем большое отвращение. Если мы недостаточно сконцентрируемся, то не сможем полностью осознать значимость данного утверждения. В спокойном же состоянии наше мышление становится острым и гибким. Мы можем точно сфокусировать свое внимание и удерживать его в непрерывном состоянии. Нам оказывает мощную поддержку самадхи, которое поддерживает наш эмоциональный и умственный интерес к предмету созерцания.

Рассматривая то или иное утверждение с разных точек зрения, мы поймем заключенные в нем богатства смысла. Проявив внимательность к нашему опыту, мы поймем истинность данного утверждения. Мы прочувствуем его не только умом, но и всем своим существом. Девять размышлений Атиши представляют собой упражнение в йонисоманасикара – мудром внимании или тщательной концентрации. Любые незамысловатые утверждения, если подойти к ним основательно, содержат гораздо больше смысла, чем это кажется на первый взгляд. Глубокое проникновение в их суть поможет нам познать действие естественного закона Дхармы внутри нашего тела и сознания.

Во время занятий медитацией сначала следует сосредоточиться на одной из девяти частей, потом коротко пройтись по всем другим, чтобы не забыть их. Можно выполнять по одной части в день, а можно и все три. Если медитация по данному разделу оказывается плодотворной, следует продолжать выполнять ее в течение нескольких дней. Все размышления рассчитаны на то, чтобы постичь одну и ту же простую истину, и поэтому, практикуя их, не стоит придерживаться слишком строгих правил – опирайтесь на свой здравый смысл.

Для большей ясности приведем несколько примеров.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ СМЕРТИ

КАЖДЫЙ ИЗ НАС УМРЕТ

Первое и наиболее категоричное из этих утверждений состоит в том, что все живое подвержено смерти. Никто не является исключением из всеобщего закона. Смерть есть естественное следствие нашего рождения, и вся наша жизнь с момента рождения есть путь к смерти. Исключений не существует. Богатство, образование, физическое здоровье, слава, моральные качества и даже духовная зрелость не имеют никакого значения. Если вы не хотите умирать, лучше не рождайтесь.

"Висуддхимагга" Буддагхоши оказывается в данном случае очень полезной. Она предлагает сравнить себя с другими известными историческими личностями. Будда умер. Умерли Иисус Христос и Сократ. Умерли знаменитые спортсмены – сильные и здоровые мужчины и женщины, совершившие атлетические подвиги.

В такой ситуации я часто думаю о Кришнамурти. Хорошо, когда ты знаешь человека лично. Кришнамурти обладал невероятной внутренней силой, ясностью сознания и огромным жизнелюбием, которое никогда ему не изменяло. Он учил до последних дней своей жизни, и умер в возрасте 90 лет. И тем не менее он умер.

И среди обычных людей встречаются натуры жизнерадостные и энергичные – у каждого из нас есть такие знакомые. Их, как и всех, тоже ждет смерть.

Иногда новые идеи для медитации сами собой приходят в голову. Несколько лет назад, прочитав лекцию о сознательном отношении к смерти, я вернулся домой. Естественно, голова моя все еще была полна предыдущим выступлением. Мне захотелось расслабиться. Я очень люблю старые фильмы. В тот вечер по телевидению показывали фильм 1938 года с Кларком Гейблом и Кароль Ломбард. Страстный поклонник кино, я знал всех, кто участвовал в создании фильма, – сценариста, режиссера, продюсера. И вдруг я поймал себя на том, что всех их уже нет в живых.

Когда-то эти люди были полны жизни и обаяния, невероятно привлекательны, а теперь все они – даже те, кто играл в оркестре и продавал в залах попкорн, – умерли. Даже удивительно. Фильм казался таким живым, а люди, делавшие его, были мертвы.

Будда так говорил об этом:

Молодые и старые,
Глупые и мудрые,
Бедные и богатые – все умирают.
Как глиняные горшки – большие и маленькие,
Обожженные и необожженные – в конце концов разбиваются,
Так и жизнь ведет к смерти.*

* Махапариниббана Сутта, Дигха Никая 16.

Жизнь могуча, гриба мягкой шляпой,
Её сила взломает асфальт.
Но её тушит смерть, тронув лапой,
Неизбежен последний закат.

Для ушедших в него умирает,
Мир, оставленный ими, живых.
Время быстро в нём след их стирает,
А с ним памяти повесть о них.

Есть ли что-нибудь там - за Пределом,
Там - за смерти мгновенья чертой?!
Иль умрёт наше «Я» вместе с телом,
В нём пройдя путь по жизни Земной?!

Тьмою смотрит всегда в ответ бездна,
Нет падению в Вечность конца.
Жизнь закончится, смерть...

Болезни тела душу лечат,
Не зря страдает человек.
Крепчает дух, а тело тает,
Жжет Солнце – время жизни – нег.

Не всё впитается растаяв –
Та часть, что, лучше, чище всех,
Переродившись, улетает
незримой дымкой к свету вверх.

Напрасно злою представляем
Благотворительницу смерть
Она лишь тело забирает,
Уже бессмысленную твердь

Старухой страшной смерть встречает
Лишь тот, кто плохо прожил век.
Предсмертный ужас испытает
Духовно слабый человек.

Незрелый плод боится падать...

Смерть солдата. Мы должны помнить!
Аким вернулся, комиссован
По ранению. Нога болит,
Спать не даёт и Казахстан,
Где в ссылке сёстры, мать,

Отца, он не застал, расстрелян.
Пришёл герой, награды ищут
Где-то по дорогам. Кавказа перевал,
Аким в засаде и немцев не пустил!

Он пулемёт, «игрушку» на плечах
Носил, красив и ладен, широк в плечах!
А немцы напирают, приказ, не отступать,
И немца не пустить, горячий пулемёт,

Снег тает и шипит и по стволу стекает.
В ушах гул и...

Неизбежность и есть неизбежность сегодня и прежде,
Неизбежность рядится в одежды – «не скоро», «не завтра»,
Но она всё равно возникает и губит надежды,
И вступает в права безысходными строчками Сартра.

Неизбежность ухода туда, где ни звука, ни света,
Неизбежность влаченья судьбы непростительно скучной,
Неизбывность мечты, неисполненность главных заветов,
Неиспытанность чувств разноцветия и многозвучья.

Что ещё пережить, сколь пройти по извилистым тропам,
Чтоб познать неизбежность...

Неизбежность отбирает выбор,
Это то, чего не отменить.
И о лёд напрасно бьётся рыба,
Поймана она и ей не жить.

Неизбежность дарит обречённость,
Приговор судьбы не отменить.
Путей наших предопределённость,
Суждено что нам, тому и быть.

Неизбежность - это свыше воля,
Случай, что угоден Небесам.
Это жизни нашей срок и доля,
Та, что здесь за что-то дана нам.

Неизбежность - это с чем жить должен,
И желаем мы иль нет того,
Но сквозь это путь для нас проложен,
Не изменим мы в нём...

Смерти нет, мы просто не проснёмся,
Не вернувшись, к боли наших тел.
Смерти нет, не гаснет души солнце,
Тех кто ею, здесь гореть умел.

Смерти нет, ты не гляди в испуге,
На провал, могилы под крестом.
Жизнь и смерть, две половинки в круге,
И уснёт, лишь тело вечным сном.

Смерти нет, я тоже хочу верить,
В душ нетленных, в Вечном, вечный путь.
Но в тоску, смерть брата открыв двери,
Кричит что, его мне не вернуть.

Смерти нет, твержу как заклинание,
Смерти нет, ты жив душою брат...



Случайные статьи

Вверх