Примерные цели посещения кружковых занятий для завуча. Памятка цели посещения уроков. Цели посещения уроков

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.

Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

Программа:

 Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное основное.

 Посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.

 Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

 Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.

Программа:

 Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

 Узнать определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

 Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.

Программа:

 Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

 Выявить, систематически ли использует учитель МПС.

 Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

 Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

Программа:

 Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

 Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

 Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

 Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

 Посмотреть, применяются ли разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

Программа :

 Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

 Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

Программа:

 Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме.

 Проанализировать, обосновано ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.

 Посмотреть, носит ли материал научный характер.

 Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

Программа:

 Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформы школы.

 Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.

 Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных и общетрудовых умений и навыков.

 Посмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.

Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.

Программа:

 Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

 Определить, приучает ли ТСО к рациональности и самостоятельности приобретения знания.

 Способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.

 Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

Программа:

 Посмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

 Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.

 Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать свое рабочее место.

 Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

Программа:

 Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

 Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.

 Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.

 Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.

Программа:

1.Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

Программа:

 Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

 Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

 Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся чтобы предупредить их повторения другими.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

Программа:

 Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

 Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

 Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

УРОК В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Цели: постановка комплексных задач обучения и воспитания.

1.Образовательные задачи:

    формирование понятий, законов;

    выработка умений, навыков по предмету;

    формирование навыков учебного труда.

2.Воспитание учащихся на уроке:

    комплексное воспитание, всестороннее развитие;

    НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

    полнота (в соответствии с программой);

    научность

    связь с жизнью;

    доступность(но, высокая степень трудности);

    опора на межпредметные связи;

    систематичность и последовательность (опора на логику учебника)

    место урока в системе уроков по теме;

    оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;

    целенаправленное разнообразие структуры урока;

    завершенность всех видов работ;

    дифференцированные наборы заданий;

    рациональные формы обратной связи: учитель - ученик;

    отсутствие шаблона;

    разумная плотность урока (без рабочих пауз), экономия времени.

    соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию;

    методы, направленные на формирование познавательных интересов положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др.);

    методы, активизирующие мышление;

    методика, самостоятельных работ.

    выработка навыков НОТ (через методы);

    использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;

    характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного сравнения, анализа, установления причинно - следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.).

 Условия обучения. Технология урока.

    педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость учителя, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);

    санитарно - гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);

    психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);

    предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;

    учебно - материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);

    рабочее место учителя и ученика;

    рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);

    влияние организации урока на обучение и воспитание.

 Результаты:

    выполнение поставленных целей;

    объем знаний, умений, навыков;

    их прочность, действенность;

    осознанность;

    преемственность;

    результативность письменных работ;

    продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ УРОКА.

 Соответствие урока программе по месту и по времени.

 Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.

 Идейность и научность.

 Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.

 Преподнесение нового материала.

 Соблюдение принципов развивающего обучения.

 Связь с жизнью.

 Наглядность обучения, использование ТСО.

 Работа с книгой.

 Зарождение новых понятий, радость познания.

 Организация тренировочных упражнений.

 Самостоятельность в работе учащихся.

 Активность и инициатива учащихся.

 Охват учащихся разнообразными формами работы.

 Охват устной и речевой практикой.

 Индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими).

 Организация проверки знаний учащихся.

 Состояние глубины и прочности знаний учащихся.

 Соответствие оценок и аннотации к ним.

 Организация домашнего задания.

 Темп хода урока.

 Педагогический такт учителя.

 Речь учителя, его субъективные достоинства.

 Работа над произношением.

 Словарно - фразеологическая и стилистическая работа.

 Развитие связной речи, практическая направленность.

 Изучение грамматики, лексики.

 Техника чтения.

 Культура речи и письма.

 Изучение литературных произведений.

 Система письменныхработ.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ.

 Как решаются на уроке основные образовательные задачи, включая формирование общих и специальных умений и навыков учебного труда?

 Как решаются на уроке задачи формирования мировоззрения, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

 Как решаются на уроке задачи развития интереса к учению, мышления, воли, эмоциональной сферы деятельности.

 Как учитываются особенности класса при планировании и решении задач урока.

 Оптимальность избранной структуры урока и темпа его проведения.

 Оптимальность содержания урока (объем, сложность, доступность, научность, межпредметные связи и т.д.).

 Оптимальность избранных методов обучения(цель урока, специфика класса, тема) словесных, наглядных и практических, индуктивных и дедуктивных, репродуктивных и поисковых, методы самостоятельной работы, методическое стимулирование методов контроля за эффективностью контроля.

 Оптимальность сочетания форм обучения на уроке (общеклассных, групповых, индивидуальных), дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся.

 Оптимальность применения разнообразных средств на уроке.

 Морально - психологический и эмоциональный климат на уроке. Личностное влияние учителя.

 Оптимальность объема сложности домашнего задания и способов инструктирования о его выполнении.

 Результативность урока:

а) степень усвоения учащимися основных понятий, фактов, социальных умений и навыков;
б) оценка ожидаемых изменений в развитии интереса к учению, воли, эмоции, общеучебных умений и навыков, умение выделять главное, планировать ответ, работать с книгой, картой, осуществлять самоконтроль, в должном темпе читать и писать;
в) оценка ожидаемых изменений воспитанности школьника.
Недостатки: учителям не удаются два типа уроков:
а) уроки объяснения нового материала;
б) уроки повторения.
Не отводится большая часть времени на объяснение и первичное закрепление нового материала, нет системы подготовительных упражнений, объяснение проходит скоротечно, не организовано достаточное количество практических действий, нет реализации дидактических целей, плохо реализуются упражнения учебника, учебник используется на 20%, учителя берут более легкие упражнения. Обратить внимание на работу с учебником.
При решении задач преобладают фронтальные методы.
Преемственность: учителя средних классов не знают программы начальных классов.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.


Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
Содержание:

 Нравственность, общественная и трудовая активность.

 Отношение к учению, познавательная активность.

 Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.

 Интеллектуальное развитие, темпы усвоения материала.

 Навыки учебного труда, умение рационально учиться.

 Волевые качества.

 Эстетическое развитие, культурный кругозор.

 Физическое развитие.

 Сознательность дисциплины, поведения.

 Воспитательное влияние семьи.

 Воспитательное влияние сверстников по месту жительства.

 По каким предметам надо улучшить успеваемость.

 Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководство начинающему завучу

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:

  1. Свои уроки – 9 ч.
  2. Внеклассная работа по предмету – 1 ч.
  3. Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
  4. Посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
  5. Собрания, совещания, собрания – 4 ч.
  6. Работа с нормативной документацией –2 ч.
  7. Проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
  8. Беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
  9. Беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
  10. Деловые встречи и разъезды – 3 ч.
  11. Хозяйственная деятельность – 1 ч.
  12. Непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.

Итого – 40 ч.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1 )

Правила, которых следует придерживаться в работе.

  1. Отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Т.о. все учителя постепенно привыкли к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня.
  2. Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.
  3. Максимальное использование в повседневной работе компьютера и других средств передачи оперативной информации.
  4. Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме).
  5. Успешность совместной работы – полная согласованность действий.

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.

  1. Работа по выполнению закона “Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов.
  2. Работа с педагогическими кадрами.
  3. Методическая работа.
  4. Работа служб сопровождения.
  5. Организация дополнительного образования.
  6. Работа с родителями.
  7. Внеклассная и воспитательная работа.
  8. Система внутришкольного контроля.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7 )

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов.

  1. Контроль за выполнением государственных программ. (Приложение 2, 3 )
  2. Контроль уровня преподавания (Приложение 4,5 )
  3. Контроль за работой ГПД.
  4. Контроль за методической работой.
  5. Контроль за внеклассной работой.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Система отчетной документации (Приложение 8 ).

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9 ). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6 ). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Завуч должен взять за правило:

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Заповеди завуча:

  1. Будь таким руководителем, какому бы хотел подчиняться сам.
  2. Управляя людьми, обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
  3. Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
  4. Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
  5. Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
  6. Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху.
  7. Оставайся реалистом и оптимистом.
  1. Приложение 1

Совещание при директоре

Рабочее совещание при зам. дир по УВР

Собеседование

с учителями

Методическая планерка

Методические консультации

Заседание методического объединения

Педагогический совет

  1. График контроля за школьной документацией и выполнением программ.

Классные журналы

Выполнение учебных программ

Рабочие тетради

Контрольные тетради

Личные дела учащихся

Дневники учащихся

Приложение 2

ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММ

  1. Проверка классных журналов
  2. Проверка факультативных журналов
  3. Проверка дневников

  4. Проверка рабочих тетрадей
  5. Проверка контрольных тетрадей
  6. Проверка дневников учащихся
  7. Проверка календарно-тематического планирования
  8. Проверка выполнения графика контрольных работ
  9. Проверка выполнения практической части программы

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

  1. Посещение уроков
  2. Контроль ЗУН

ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗУН

  1. Педагогическая диагностика 1 класса.
  2. «Входной» контроль.
  3. Контроль по повторению материала в начале ив конце года.
  4. Рубежный контроль по русскому языку, математике, окружающему миру.
  5. Проверка техники чтения «про себя» и вслух.
  6. Контроль над отработкой навыка устного счета.
  7. Контроль над отработкой навыка безошибочного списывания.
  8. Контроль над усвоением правописания слов с непроверяемым написанием.
  9. Контроль усвоения основных тем программы.
  10. Контроль над развитием речи.

Приложение 3

ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТАЦИИ

Классные журналы

Сентябрь : оформление журналов, организация повторения, накопляемость оценок.

Октябрь : посещаемость, система опроса, накопляемость оценок.

Ноябрь : выполнение программ, объективность выставления оценок, выполнение практической части программы и графика контрольных работ.

Декабрь : система выполнения письменных работ, накопляемость оценок по физ-ре, музыке, ИЗО, опрос слабоуспевающих учащихся.

Январь : выполнение программ, посещаемость, система опроса, работа со слабоуспевающими учащимися.

Февраль : выполнение практической части программы, использование ТСО.

Март : выполнение программы, система опроса слабоуспевающих учащихся.

Апрель: проведение итогового контроля.

Май : организация повторения, выполнение программы.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь : планирование на 1 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Ноябрь: планирование на 2 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Январь : планирование на 3 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Апрель : планирование на 4 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.

Выполнение учебных программ

Октябрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 1 четверть. Собеседования с учителями.

Декабрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 2 четверть. Собеседования с учителями.

Март: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 3 четверть. Собеседования с учителями.

Май: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 4 четверть и год. Собеседования с учителями.

Рабочие тетради

Октябрь : соблюдение орфографического режима.

Декабрь : объем классной работы и домашнего задания.

Февраль: качество проверки, работа над ошибками.

Апрель : работа над каллиграфией, соблюдение норм оценок.

Виды письменных работ, индивидуальная работа.

Контрольные тетради

Сентябрь : наличие и соблюдение орфографического режима.

Январь: виды письменных работ, система работы над ошибками, соблюдение норм оценок.

Май: выполнение графика контрольных работ в соответствии с госпрограммами.

Личные дела учащихся

Сентябрь : состояние личных дел учащихся.

Май: документы в личном деле.

Дневники учащихся

Сентябрь: единый орфографический режим.

Ноябрь: выставление оценок в дневник.

Январь: контроль со стороны родителей.

Март: контроль со стороны классного руководителя.

Май: оформление и единый режим.

Журналы факультативных занятий

Сентябрь : оформление и своевременность записей.

Январь: оформление и своевременность записей

Апрель : оформление и своевременность записей

Приложение 4

График контроля ЗУН

Педагогическая диагностика 1 класс

«Входные» работы

2-4 кл.

Контроль по повторению

Рубежный контроль по русскому языку

Рубежный контроль по математике

Рубежный контроль по окружающему миру

Проверка техники чтения

Проверка чтения «про себя»

Контрольное списывание

Контрольный словарный диктант

Контрольный математический диктант

Тестирование по основным темам программы

Контрольное изложение

Контрольная работа по труду

Приложение 5

График контроля уровня преподавания

Посещение уроков

Посещение факультативных занятий

Посещение уроков учителей предметников

Посещение занятий педагогов дополнительного образования

Посещение занятий логопеда

Посещение занятий психолога

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

  1. Изучение работы учителя со слабоуспевающими учащимися.
  2. Активизация методов обучения.
  3. Организация самостоятельной работы на уроке.
  4. Воспитательная направленность на уроке.
  5. Дифференциация и индивидуальная работа на уроке.
  6. Использование опорного, наглядного материала и ТСО.
  7. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы на уроке.
  8. Развитие творческой активности.
  9. Развитие логического мышления, навыков устных вычислений на уроках математики.
  10. Отработка техники чтения.
  11. Развитие навыков самостоятельного ориентирования в информационном поле.
  12. Анализ оценочной деятельности на уроках.
  13. Использование новых педагогических технологий.

Приложение 6

График посещения уроков

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Целевая проверка

Первые дни ребенка в школе

Организация повторения 2-4 кл.

Адаптационный период в 5 классе

Комплексная проверка

Уроки в 1 классе

Уроки во 2 классе

Уроки в 3 классе

Уроки в 4 классе

Тематическая проверка

КАНИКУЛЫ

Уроки обучения грамоте в 1 кл.

Уроки развития речи 2-4 кл.

Уроки истории 2-4 кл.

Комплексная проверка

Уроки в 1 классе

Уроки во 2 классе

Уроки в 3 классе

Уроки в 4 классе

Фронтальная проверка

КАНИКУЛЫ

КАНИКУЛЫ

Уроки окружающего мира

Уроки трудового обучения

Выборочная проверка

Уроки математики 1-2 кл.

Уроки математики 3-4 кл.

Уроки русского языка 1-2 кл

Уроки русского языка 3-4 кл

Целевая проверка

Уроки чтения и внеклассного чтения 1-2 кл.

Уроки чтения и внеклассного чтения 3-4 кл.

Уроки чтения и внеклассного чтения 1-4 кл.

КАНИКУЛЫ

Классно-обобщающая проверка

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Выборочная проверка

Организация повторения 1-4 кл.

Организация повторения 1-4 кл.

КАНИКУЛЫ

График посещения уроков учителей предметников и педагогов дополнительного образования

Уроки учителей предметников

Факультативные занятия

Занятия педагогов дополнительного образования

Занятия логопеда и психолога

Посещение уроков английского языка

Посещение изостудии

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

музыки

Посещение занятий информатики

Посещение занятий по ритмике

Посещение занятий логопеда

Посещение уроков

ИЗО

Посещение занятий в музык. студии

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

физкультуры

Посещение занятий по интеллекту

Посещение занятий компьют. графики

Посещение занятий логопеда

Посещение уроков

английского языка

Посещение занятий

спортивной секции

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

музыки

Посещение занятий по англ. языку

Посещение занятий

театральной студии

Посещение занятий логопеда

Посещение уроков

ИЗО

Посещение занятий

по плаванию

Посещение занятий

психолога

Посещение уроков

физкультуры

Посещение занятий

по истории

Посещение занятий по борьбе

Посещение занятий логопеда

Приложение 7

ПЛАН РАБОТЫ

на сентябрь

Общие вопросы

Обсуждение и утверждение нагрузки.

Составление расписания, графиков работы, списков и т. д.

Составление расписания факультативов и кружков.

График работы логопеда и психолога.

Обсуждение и утверждение режима дня и питания.

Оформление информационного стенда.

Организация дежурства.

Медицинский осмотр учащихся.

Совещания, заседания, педсоветы

Совещание при директоре.

Совещание завучей.

Рабочее совещание при зам. дир. нач. кл.

Методическая планерка по подготовке к м.о.

Методические консультации по документации.

Совещание по 5 классу.

Контроль за школьной документацией и выполнением программ.

Проверка оформления личных дел.

Проверка оформления журнала.

Проверка журнала. Цель: организация повторения, система опроса.

Проверка календарно-тематического планирования на 1 четверть

Проверка оформления дневников учащихся.

Проверка контрольных тетрадей. Соблюдение орфографического режима.

Контроль ЗУН

Педагогическая диагностика готовности к обучению детей 1 класса.

«Входные» контрольные работы во 2-4 классах. Анализ.

Составление «экрана» пробелов знаний.

Составление графика контрольных работ на 1 четверть.

Контроль за повторением учебного материала.

Контрольные работы по повторению

Анализ контрольных работ в 5 классе.

Посещение уроков.

Посещение уроков в 5 классе (адаптация).

Посещение уроков учителей (по графику).

Фронтальное посещение вновь прибывших учителей.

Посещение уроков молодых специалистов.

Посещение уроков в 1 классе (адаптационный период).

Методическая работа

Подготовка к метод. объединению.

Собеседование по самообразованию.

Составление графика открытых уроков.

Планирование взаимопосещения.

Методические планерки.

Методические консультации.

Работа по преемственности (по плану).

Работа с родителями.

Родительские собрания.

Индивидуальные беседы и консультации.

Работа с дневником для родителей.

Работа служб сопровождения.

Диагностическая работа.

Обследование психологом и логопедом вновь прибывших детей.

Обследование 1 класса.

Педагогические наблюдения.

Создание индивидуальных карт развития.

Выявление уровней обучения (А,В,С), составление индивидуальных программ обучения и развития. Проведение педагогического анализа по выявлению социально-неадаптивных детей.

Изучение индивид. Потребностей и реальных возможностей (ЗАР, ЗБР).

Внеклассная работа. Общешкольные мероприятия.

Подготовка к празднику «День Учителя».

Приложение 8

БЛАНК ОТЧЕТНОСТИ

ИТОГИ УСПЕВАЕМОСТИ

КЛАСС________________

ЧЕТВЕРТЬ_____________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ____________________________________________________

На начало четверти в классе обучалось____________чел.

Выбыл__________________________________________________________________________________________

(Ф.И., указать когда)

Прибыл_________________________________________________________________________________________

(Ф.И., указать когда)

На конец четверти в классе обучается_____________чел.

ПРЕДМЕТЫ

Н/А

% обученности

на 4 и 5

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий мир

Труд

История

Английский язык

ИЗО

Музыка

Физкультура

*Информатика

Отличники:

________________________________________________________________________________________________

На «4» и «5»:

С одной «3»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет)

С двумя и более «3»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет)

Неуспевающие ученики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

(указать предмет и причину неуспеваемости)

Неаттестованные ученики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать предмет и причину)

Подпись учителя:___________________

Приложение 8

БЛАНК ОТЧЕТНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

КЛАСС________________

ЧЕТВЕРТЬ______________

УЧИТЕЛЬ_______________________________________________________________________

Теоре-тическая часть

(число уроков)

Практическая часть

(число уроков)

Осуществление контроля

за ЗУН

по плану

фактически

Экскурсии

Практические работы

Творческие работы

Предметные уроки (*)

Развитие речи

Изложения. Сочинения.

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

ТСО

Диктанты

Словарные диктанты

Контрольные работы

Проверочные работы

Математические диктанты

Тесты

Контрольное списывание

Техника чтения

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий

мир

Труд

История

(*) - моделирование, наблюдения, опыты, демонстрации

РАСХОЖДЕНИЕ В ЧАСАХ:

(указать дни и причину)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись учителя:_______________________

Приложение 8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ___________________________________________________________________

КЛАСС _______

УЧИТЕЛЬ________________________________________________________________________

Программа________________________________________________________________________

Учебник __________________________________________________________________________

Количество учебных часов___________________________________________________________

Приложение 9

Планирование работы по преемственности
начальной школы и средней школы

Итоговая диагностика развития и диагностика учебной деятельности выпускников начальных классов.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель
  3. психолог
  4. логопед

Заполнение психологического паспорта выпускного класса

Посещение уроков в выпускном классе по русскому языку, математике, чтению учителями-предметниками средней школы.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

Итоговые контрольные работы за курс начальной школы.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

"Неделя интересных уроков", "Путешествие в среднюю школу", экскурсии в кабинеты, беседы в игровой форме с обязательным участием ребят выпускного класса.

Ответственный:

учителя-предметники средней школы

завуч

Тестирование -выполнение государственных стандартов. Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

Выступление на августовском пед. совете с характеристикой класса, передача психологического паспорта выпускного класса.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учитель

Посещение уроков в 5 классе по русскому языку, математике, литературе.

Ответственный:

  1. завуч
  2. учителя

Контрольные работы по повторению. Сравнительный анализ. Ответственный:

  1. завуч
  2. учителя-предметники

"Первая четверть в средней школе". Опрос, наблюдение, сочинение. Мотивация учения, эмоциональное состояние, настроение пятиклассников.

Ответственный:

завуч

классный руководитель

психолог

Методическое объединение по преемственности с участием учителей начальных классов и учителей-предметников

Ответственный:

- завучи по УВР

I ЧЕТВЕРТЬ

Педагогический консилиум по 5 классам.

Ответственный:

  1. 1. Организация урока, выполнение единых педагогических требований, оснащение урока средствами обучения.

    1-1. Организация внимания учащихся на уроке, привитие интереса к предмету.

    1-2. Изучение работоспособности группы.

    1-3. Эффективность и методика использования средств обучения.

    1-4. Рациональное использование времени урока.

    1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной деятельности.

    2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.

    2-1. Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего задания.

    2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся.

    2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

    2-4. Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

    2-5. Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

    3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.

    3-1. Система работы по формированию у учащихся научных понятий.

    3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.

    3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся.

    3-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная направленность преподавания.

    3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обязательного минимума содержания среднего образования.

    4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

    4-1. Изучение форм и методов опроса учащихся на уроке.

    4-2. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке.

    4-3. Эффективность использования методов и приемов обучения.

    4-4. Взаимосвязь групповой, фронтальной и индивидуальной работы на уроке.

    4-5. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по формированию интереса к предмету.

    5. Эффективность методов преподавания, глубина и прочность знаний учащихся.

    5-1. Соответствие знаний учащихся требованиям Госстандарта.

    5-2. Методика работы учителя по активизации мыслительной деятельности учащихся.

    5-3. Методика проведения зачета, самостоятельной и практической работы.

    5-4. Качество образовательной подготовки учащихся.

    5-5. Реализация воспитательных и развивающих целей урока.

    6. Использование на уроках интерактивной доски.

    Требования, предъявляемые к различным типам уроков

    Комбинированный урок

    Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

    Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

    Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.

    При проверке и оценке знаний применяют:

    — индивидуальный устный опрос;

    — опрос по карточкам;

    — письменный опрос;

    — опрос у доски;

    — решение задач и другие способы опроса.

    Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

    Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

    Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

    Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

    Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания, сложности и важности учебного материала.

    Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

    Урок сообщения и усвоения новых знаний

    Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

    Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

    Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

    Урок повторения и обобщения полученных знаний

    Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

    Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

    Урок применения знаний, умений и навыков

    Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

    Краткий перечень методов обучения

    По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

    словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

    наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

    практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

    По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

    метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

    метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

    Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

    С целью совершенствования ВШК и повышения уровня преподавания, обмена опытом работы, с целью расширения охватываемости ВШК каждого учителя, каждого ученика, с целью обеспечения демократизации управления школой, кроме традиционных видов контроля в своей работе большое внимание уделяю взаимопосещению руководителями МО, учителями уроков своих коллег . При этом в основном через взаимопосещение решаются такие актуальные и проблемные направления УВР для школы, как:

    1. Организация индивидуальных и дифференцированных работ

    2. Прослеживание работы учителя по теме самообразования

    3. Систематизация деятельности педколлектива по единой методической теме

    4.Обощение и распространение ППО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Положение о взаимопосещений уроков

    Общие положения

    1. Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «Кош - Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.

    1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

    Обмен опытом работы между педагогами;

    Повышение качества преподавания в школе;

    Апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

    Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение уроков взаимопосещений;

    Выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

    2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.

    2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

    2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

    2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

    2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно

    3. Проведение урока.

    3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

    3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

    3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

    3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

    3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

    1. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.

    4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

    4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

    4.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

    4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

    • соответствие программе;
    • методическая проработка плана и хода урока;
    • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
    • доступность и оригинальность подачи материала;
    • методы и приемы организации деятельности учащихся;
    • мотивация деятельности учащихся;
    • разнообразие используемых технических и программных средств;
    • соответствие итогов поставленной цели;
    • тиражируемость (возможность использования коллегами).

    4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

    Приложение 1

    ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

    Дата «____» __________ 20___г. Класс _______ _______

    Предмет _______________________________

    Учитель _______________________________

    Посещающий_______________________________________________
    ФИО должность

    Цель посещения____________________________________________________ __________________________________________________________________
    Тема урока _______________________________________________________ ___________________________________________________________________

    Цели урока______________________________________________________

    ___________________________________________________________________
    Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________

    Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало _________ чел.

    Формат урока

    Проявление на уроке

    Комментарии

    да

    частично

    нет

    • Соответствие возрасту обучающихся
    • Практическая направленность
    • Метапредметность содержания

    Организация урока:

    • Целеполагание
    • Характер учебных заданий
    • Мотивация обучающихся
    • Степень самостоятельности
    • Коммуникация учащихся
    • Характер домашнего задания

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ

    Урок - это основная дидактическая единица, важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Хороший урок имеет «своё лицо», которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, профессиональные навыки.

    Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. Выводы, сделанные на основе посещения урока, позволяют судить о его эффективности. По результатам посещения серии уроков можно составить мнение о системе работы учителя и об особенностях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.

    Педагогическая наука и практика выработала целый ряд подходов к анализу уроков в результате их посещения, к интерпретации полученных выводов. Множественность таких подходов, базирующаяся на разнообразии учебно-воспитательного процесса в современной российской школе, позволяет каждому образовательному учреждению выработать собственные принципы и приёмы анализа уроков, которые отражают особенность, уникальность данной школы, центра образования, гимназии.


    1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника, педагога-новатора) через посещение серии уроков. Осуществляется в отведенный заранее срок, например, в течение изучения отдельной темы в одном классе (посещаются все уроки) или календарного месяца (посещается большинство уроков). Основная цель : оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации - работа учителя, её результативность и системность. Выводы представляются при обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного и аспектного (с точки зрения содержания и методики урока) анализа, а также по итогам посещения серии уроков (в конце установленного срока) на собеседовании учителя с администрацией центра образования.

    Аспектный анализ урока (с точки зрения содержания образования и методики).

    • Соответствие содержания урока требованиям государственных программ и базовых образовательных стандартов.
    • Постановка целей урока и степень их достижения.
    • Структура урока, её обоснованность и соответствие целям и содержанию урока.
    • Научность, достоверность и доступность для учащихся изучаемого материала.
    • Обоснованность и разнообразие использованных методов, приёмов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока и возможностям класса.
    • Реализация развивающих и воспитательных возможностей урока.
    • Обоснованное использование современных педагогических технологий.
    • Культура общения учителя с учащимися, создание комфортного психологического климата в детском коллективе.

    2. Контрольно-обобщающее посещение уроков - это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель : оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый (короткий) период времени по специальным критериям. - работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков, а также психолого-педагогическая система образовательного учреждения в целом. Организуется в отдельном классе или параллели в соответствии с определённой темой , которая определяет цели наблюдения за учебно-воспитательным процессом, особенности анализа уроков в рамках классно-обобщающего контроля и выводов по его итогам. Осуществляется через посещение всех уроков в данном классе (параллели) в течение одного учебного дня (учебной недели). Выводы представляются на обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного анализа и собеседования, а также на тематическом совещании педагогов по итогам классно-обобщающего контроля.

    5 класс.

    « Преемственность учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».

    Цели:

    • Оценить общий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций выпускников начальной школы; степень их готовности к обучению в 5 классе.
    • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и в конкретном классе (например, единство требований; использование возможностей школьного компонента; активизация определённых видов деятельности и т.д.).
    • Подготовить рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей и родителей учащихся для успешной адаптации пятиклассников в средней школе.

    10 класс.

    Тема классно-обобщающего контроля: « Своеобразие познавательного процесса в старших классах».

    Цели:

    • Оценить уровень мотивации и степень готовности выпускников основной школы к обучению в 10-м классе.
    • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и конкретном классе (например, организация дифференцированного обучения, элективные курсы; система подготовки к экзаменам и т.д.).
    • Подготовить рекомендации для учащихся и родителей для успешного обучения в старшей школе, сдачи экзаменов и выбору профессиональной деятельности.

    Классы с мотивированными к учебно-познавательной деятельности учащимися.

    Тема классно-обобщающего контроля: « Содержание и образования и методика преподавания в классах с повышенной мотивацией учащихся к обучению и гимназических классах».

    Цели:

    • Оценить общий уровень сформированности ключевых компетенций и специальных умений и навыков у учащихся контролируемых классов.
    • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса с данным контингентом учащихся (например, активизация приёмов КСО, использование интерактивных методов обучения и т.д.).
    • Подготовить рекомендации для учителей-предметников по организации работы в контролируемых классах.

    Общие критерии анализа урока (и учебно-воспитательного процесса в целом) в рамках классно-обобщающего контроля.

    • Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.
    • Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.
    • Единство требований к учащимся, степень их выполнения.
    • Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).
    • Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.
    • Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.
    • Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.
    • Особенности общения участников педагогического процесса (Учитель-Учащиеся; Учащиеся-Учащиеся), психологическая атмосфера в классе.
    • Результаты обучения.

    3. Тематическое посещение уроков - это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Оно связано, прежде всего, с реализацией общей методической темы, над которой работает центр образования. Основная цель : выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. Кроме того, в ходе ознакомительного, контрольно-обобщающего или систематического посещения уроков могут быть выявлены болевые точки и успехи образовательного процесса, которые способны стать импульсом для организации локальных посещений уроков. Они ставят пред собой частные цели. (Например, выявить уровень сформированности речевых компетенций и результативность работы по развитию речи школьников; изучить, какие виды опроса используются на уроках; оценить, как организуется на уроках творческая деятельность учащихся; исследовать, каким образом применяются на уроках элементы ИКТ; оценить систему подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов.) В центре внимания администрации - избранный аспект учебно-воспитательного процесса. Выводы представляются на обсуждении каждого урока с учителем в виде самоанализа педагога, проводившего урок, и развёрнутого анализа урока представителем администрации; через административные характеристики и рекомендации по распространению педагогического опыта; на тематических педагогических советах и семинарах.

    Виды анализа урока

    Анализ урока - это оценка по различным критериям степени эффективности урока.

    1) Комплексный (полный) - многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще - серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности.

    2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров.

    3) Оценочный (краткий) - это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного («+») и отрицательного («-») в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»).

    4) Структурный (поэтапный) - выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров).

    5) Аспектный (целевой) - рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др.

    В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, в частности,

    * структурно-временной (как распределено время по этапам урока);

    * психологический (как обеспечивается развитие учащихся в процессе познавательной деятельности);

    * дидактический (с точки зрения реализации принципов обучения и отбора учебного материала);

    * с позиций личностно ориентированного образования (использование субъективного опыта учащихся и специфического дидактического материала; характер педагогического общения на уроке и активизации способов учебной работы и т.п.);

    * с позиций здоровье сберегающих возможностей урока;

    * поэлементный (включает анализ содержания, методики, развития познавательной деятельности школьников как важнейших составляющих элементов современного урока);

    * сопоставительный (урок соотносится с другими уроками данного учителя с целью выявления системы в работе, динамики);

    * с позиций деятельностного подхода (ключевой момент в анализе - рассмотрение характера деятельности учащихся во время урока);

    * системно-интегративный (используется для характеристики уроков, построенных на основе межпредметной интеграции) и многие, многие другие.

    Все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.

    Система анализа урока (обычно - несколько видов анализа) нередко разрабатывается в образовательном учреждении и используется учителями и администрацией в соответствии со спецификой школы.

    Структурный самоанализ урока

    Популярность данного вида анализа и активное его использование в качестве схемы самоанализа урока учителем заключается в некоторой универсальности подхода к оценке урока через его структуру: позволяет оценить замысел, ход, результаты урока и его методику в системе. Данный вид самоанализа надтехнологичен, т.е. может быть применён к уроку, спроектированному на основе любой педагогической технологии. При необходимости в общую схему могут быть внесены дополнительные элементы, раскрывающие конкретные аспекты анализа урока.

    Схема структурного самоанализа урока.

    Класс

    Тема урока

    Тип урока, его структура (этапы)

    1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.

    2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).

    3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.

    4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.

    5. Главный этап урока, его характеристика.

    6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).

    7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

    8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).

    9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).

    10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

    Системный анализ урока

    Данный вид анализа включает в себя ряд аспектов, позволяющих дать всестороннюю оценку урока, поэтому может использоваться как основа для исследования учебно-воспитательного процесса с различными целями.

    Схема системного анализа урока

    1. Анализ целей урока:

    • какие цели урока поставлены учителем;
    • в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;
    • поставлены ли цели перед учащимися;
    • в какой степени достигнуты поставленные цели.

    2. Анализ структуры и организации урока:

    • какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;
    • являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;
    • целесообразно ли распределено время на уроке;
    • рационально ли выбраны формы обучения.

    3. Анализ содержания урока:

    • соответствует ли содержание урока требованиям программы;
    • насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;
    • каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;
    • как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

    4. Анализ методики проведения урока:

    • какие методы, приёмы и средства были использованы на уроке;
    • соответствуют ли они содержанию учебного материала, целям урока, особенностям класса;
    • эффективно ли использование наглядных пособий, дидактического материала, ТСО.

    5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

    • общая оценка работы класса;
    • внимание и прилежание;
    • интерес к предмету;
    • активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
    • включение учащихся в самостоятельную учебную работу;
    • формирование общеучебных и специальных умений, навыков, компетенций.

    6. Анализ личностно-развивающих возможностей урока:

    • есть ли у учащихся на уроке возможность выбора значимой деятельности;
    • учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствие их личностно-смысловой сфере;
    • создаются ли на уроке ситуации, побуждающие к дискуссии, коллективному поиску, решению проблемных задач;
    • каким образом ведётся воздействие на мотивационную сферу учащихся.

    7. Анализ педагогического общения на уроке:

    • какова культура общения учителя с учащимися, учащихся между собой;
    • какова морально-психологическая атмосфера в классе;
    • какова дисциплина учащихся на уроке, какими способами она поддерживается.

    Анализ урока проводится с общепедагогических позиций, является надпредметным, т.е. применимым к уроку по любой учебной дисциплине. Учитывая специфику своего учебного предмета, каждое методическое объединение учителей-предметников может разработать особенную схему для анализа и самоанализа урока.

    Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения

    1. Методсовет утверждает методическую тему центра образования на учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических посещений уроков; а также уточняет, каким аспектам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока .

    2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля , формулируются цели и формы отчётности.

    3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.

    4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.

    Представление выводов по результатам посещения уроков

    Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.

    Элементы итогового оценочного суждения:

    • оценка самоанализа, сделанного учителем;
    • общее впечатление о работе педагога и класса;
    • элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;
    • недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;
    • рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;
    • оценка общего уровня проведения урока.

    «Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей, задач изучения темы.

    «Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

    «Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

    «Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

    «Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

    Использованная литература.

    1. Анализ урока: типология, методики, диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. - Волгоград, 2007.
    2. Ромадина Л.П. Справочник завуча. - М., 2001
    3. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М., 2003


    Случайные статьи

    Биохимия, общий анализ крови, холестерин