Принципы финансовой деятельности коммерческих организаций. Принципы организации финансов коммерческих организаций

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует коммерческие организации и предприятия к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации и предприятия всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 г., происходит по нормам, установленным законодательно.
Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих предприятий и организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий в 1996 г. составила 70%, что соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время не все коммерческие организации и предприятия способны реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
Принцип материальной заинтересованности - объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в настоящее время имеются слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации и предприятия не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.
Руководители предприятий несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».
К отдельным работникам предприятий и организаций применяются система штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.
Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.
Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.
Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются доход и прибыль, а также амортизационные отчисления, резервный и иные денежные фонды.

К основным принципам организации финансов коммерческих предприятий (организаций) относятся: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовых ресурсов, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Принцип хозяйственной самостоятельностиобеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организация самостоятельно разрабатывает ценовую политику.

Самофинансирование - принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные централизованные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческого предприятия, амортизационные отчисления и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников (главным образом из полученной прибыли и амортизационного фонда).

В условиях рыночной экономики обеспечение принципасамофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива. Интересы государства и работников предприятий могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятия.

Принцип материальной ответственности предприятий определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Особые формы ответственности предусматриваются для налогоплательщиков, нарушающих налоговое законода-тельство. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.


Экономическая ответственность предприятий усиливает-ся системой страхования предпринимательских рисков и повышением роли страховых возмещений, поступающих от страховых компаний, в финансовых ресурсах предприятий.

Рациональная организация финансов сферы материаль-ного производства достигается при рациональном выборе финансовых ресурсов, оптимальном сочетании собственных и заемных средств.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском невозврата вложенных в бизнес средств. Формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов способно укрепить финансовое положение организации в критические моменты хозяйствования.

Принцип контроля за финансово-хозяйственной деятельностью проявляется через анализ финансовых показателей и меры воздействия различного содержания. Способствует выявлению отрицательных тенденций, определению факторов, оказывающих влияние на ее финансовое состояние, разработке мер воздействия. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, целевым расходованием финансовых ресурсов способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. .

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств -бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных рас-

ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес"частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,

Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

В связи с этим государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

финансы и цена:

цена – основа стоимостного распределения совокупного общественного продукта по элементам, т е с помощью цены происходит первичный процесс формирования стоимости общественного продукта. Распределительные отношения в сфере ценообразования вкл. в себя: 1) отношения между юр. лицами по поводу определения цены на товар, 2) между юр. и физ. Лицами по поводу определения тарифных ставок, 3) между гос-вом и юр. лицами по поводу регулирования цен для монополистов, 4) между бюджетом и физ. лицами.

Взаимосвязь состоит в том, что:

цена является основой финансового распределения стоимости,

финансы корректируют пропорции установленные ценами в условиях экономического развития общества.

Отличие в том, что цена осуществляет формирование стоимости на стадии производства, а с помощью финансов происходит превращение скрытых форм собственности в денежные средства.

финансы и кредиты:

кредит – распределительные отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств для покрытия определенных потребностей

Появление временно свободных средств обусловлено следующими причинами: 1) наличное кол-во денежных средств превышает потребность в ресурсах, 2) наличных средств недостаточно для удовлетворения определенных целевых потребностей и эти ресурсы должны накапливаться, 3) несовпадение срока платежа и срока получения денежных средств.

Отношения могут быть: 1) между юр. лицами по поводу вексельного кредита, 2) между банком и юр. лицом по поводу кредита, 3) между банком и физ. лицом по поводу ссуды на стр-во, 4) между юр. и физ. лицами по поводу потребительского кредита, 5) между гос-вом и юр. лицом по поводу выдачи казначейских ссуд, 6) между бюджетными фондами, 7) между физ. лицами по поводу векселей под проценты, 8) между банками по поводу межбанковского кредита.

Взаимосвязь:

комплексное использование финансовых и кредитных ресурсов, при недостатке финансовых средств предприятие берет кредит, а при их излишке хранит на депозитных счетах,

сочетание финансовых и кредитных методов обеспечения ресурсами расширенного воспроизводства.

Отличия: 1) объектом распределения финансов является национальный доход ВНП, объектом распределения кредита – только часть ВНП (временно свободные средства), 2) принципы финансирования основаны на безвозмездности, бессрочности, безвозвратности, но на целевой основе и не требуют никокого обеспечения, а принципы кредитования основаны на принципах срочности, возвратности, платности и обеспечения, 3) назначение финансов – формирование доходов, накопление и использование этих средств по целевому назначению, а основное назначение кредита – аккумулирование денежных средств и их использование на неотложные нужды в виде ссуд, 4) финансы имеют только одностороннее движение стоимости, а кредит – разорванное во времени движение стоимости, 5) перераспределение кредитных ресурсов происходит только между субъектами распределительных отношений, а финансовое распределение охватывает не только субъектов, но и распределяет еще в рамках каждого субъекте по целевому назначению, 6) кредитные ресурсы тесно связаны с денежным оборотом и с их помощью осуществляется регулирование объема денежных средств, финансы такой тесной связи не имеют.

финансы и зарплата:

зарплата – распределительные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости для создания индивидуальных доходов в соответствии с условиями труда, кол-вом и качеством затраченного труда, то есть зарплата – мера стоимости труда

Зарплата включает в себя систему отношений:

между юр. и физ. лицами по поводу установления дохода,

между бюджетом и юр. лицами по поводу формирования ФОТ,

между бюджетом и физ. лицами по поводу пособий и льгот.

Взаимосвязь: 1) с помощью финансов формируется ФОТ и отделяются от других временно свободные средства, а с другой стороны ФОТ выступает устойчивым источником финансовых ресурсов для формирования оборотных средств, покрытия потребностей запасов, 2) в результате распределения ФОТ формируется финансовыми методами, а распределение полученных доходов осуществляется через механизм оплаты труда.

Роль финансов в разгосударствлении собственности. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. В процессах разгосударствления и приватизации финансы играют важную роль. С одной стороны, от продажи объектов республиканской и коммунальной собственности в республиканский и местные бюджеты поступают доходы. С другой стороны, приватизация предполагает проведение инвентаризации объекта, подлежащего приватизации с целью определения его рыночной стоимости.

В результате приватизации меняется не только собственник, но и организационно-правовой статус субъекта хозяйствования. Это в свою очередь обусловливает организацию их финансов: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом, финансовую отчетность. Как показывает опыт Республики Беларусь, преимущественной формой разгосударствления приватизации стали акционерные общества открытого и закрытого типа. На организацию финансов предприятий влияют не только организационно-правовые формы хозяйствования, но и сфера и характер деятельности субъекта. От этого зависит в первую очередь скорость оборота авансируемого капитала, система распределения прибыли, состав формируемых и используемых денежных фондов, взаимоотношения с бюджетом.

Финансы предприятий (организаций) - это относительно самостоятельная сфера финансов, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций, выраженных в виде различных денежных потоков, возникающих с внешними контрагентами и организациями.

Именно в сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам распределяются и перераспределяются в экономике и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансы предприятий (корпораций) - это область практической деятельности, которая как самостоятельный раздел финансовой науки сформировалась относительно недавно - в начале 50-х гг. XX в., как в бывшем СССР, так и в индустриальных странах. Основой для этого послужили достижения целого ряда таких научных дисциплин, как "Экономическая теория", "Теория финансов", "Бухгалтерский учет и аудит", "Экономический анализ" и др.

При формировании и использовании всех источников средств, вовлекаемых в хозяйственный оборот, возникает широкий спектр денежных отношений, которые и выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

Что же входит в эту сферу финансовых отношений? Здесь следует обратить внимание, что традиционная для бывшего СССР система данных отношений (связей) значительно изменилась в настоящее время.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения возникают между:

■ предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

■ предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплаты неустойки, передачи залога);

■ предприятием-инвестором и другими предприятиями и организациями по поводу его кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

■ предприятием, финансовыми (кредитными) институтами и другими предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, обеспечения финансирования под уступку денежного требования, платежей в негосударственные пенсионные фонды и т. п.);

■ предприятиями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств;

■ предприятиями и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретениями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

■ предприятиями и другими членами простого товарищества по поводу вкладов в соответствии с договорами и распределения прибыли, полученной членами товарищества в результате их совместной деятельности;

■ предприятиями и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;

■ предприятием и его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;

■ предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;

■ предприятиями и его работниками при удержании налога на доходы физических лиц, а также других удержаний и вычетов;

■ предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и взносов во внебюджетные фонды;

■ государством и предприятиями при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. При этом последние три группы выражают перераспределительные отношения и входят в сферу финансов как предприятий, так и государства.

В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:

■ связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий;

■ возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).

Финансовые отношения формируются в процессе кругооборота средств предприятия и опосредуются соответствующими денежными потоками по различным видам его деятельности (текущей, инвестиционный, финансовой). Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий может быть сгруппирована по трем основным денежным потокам и иметь четкие стоимостные характеристики.

Движение средств этих денежных потоков влияет на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, изменение величины всех денежных фондов и обязательств. "Отток" части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток - это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий и домашних хозяйств), аккумулированных в бюджете или внебюджетных (централизованных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия "финансовый поток" - "финансовые средства". Это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. Таким образом, финансовые средства - это уже всегда перераспределенные средства.

Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержания финансов предприятий выводов:

■ финансы предприятий всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств, денежными потоками, возникающими при осуществлении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций;

■ порядок ведения этих операций в той или иной степени регламентирован государством;

■ в результате движения денежных и финансовых потоков формируются и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия (уставный и рабочий капитал, фонды специального назначения, прочие денежные фонды), которые в статическом состоянии принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия - это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различных видов поступлений.

Отсюда можно дать и общее определение экономического содержания финансов предприятий как совокупности денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Финансы населения являются структурным элементом частных (децентрализованных) финансов, в состав которых входят:

финансы домашнего хозяйства, включающие финансы семьи (если это расширенное домашнее хозяйство, в состав которого входят несколько семей);

финансы семьи, если в составе домашнего хозяйства представлена одна семья;

личные финансы каждого из членов семьи.

Среди исследователей, занимающихся домохозяйственной тематикой, наблюдается широкое разнообразие взглядов на понятия «семья» и «домашнее хозяйство». Плюрализм в объяснении существования, роли и места финансов населения и характера взаимоотношений с другими элементами финансовой системы объясняется возрастающей ролью домашних хозяйств в процессе распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношения предприятий с финансово-кредитной системой.

На организацию финансов прежде всего влияет организационно-правовая форма хозяйствования. Это находит отражение и в содержании финансовых отношений: в характере формируемых денежных фондов и направлениях их использования, в системе распределения прибыли, взаимоотношениях с различными звеньями общегосударственных финансов.

Предприятия каждой из форм собственности имеют свою специфику формирования собственного капитала (Уставного фонда) и распределения дохода. Наиболее часто встречаются такие формы организации бизнеса как общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Общество с ограниченной ответственностью образуется на основе собственности нескольких участников. Сумма взносов всех участников образует Уставный фонд. Участник может продать свою долю третьим лицам лишь с согласия других участников, поэтому рынка для этого типа прав собственности не существует.

2. Управление финансами. Финансовая политика.

Сущность и органы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне: государства и его субъектов; хозяйствующего субъекта. Финансовый контроль: сущность, формы и методы. Финансовая политика: содержание и значение. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики.

1.Финансовая политика

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

2. Цели финансовой политики

Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в током случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используются для достижения целей экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам рФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение экономет-рических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.).

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

Объекты контроля:

Бюджетный контроль; контроль за внебюджетными фондами; налоговый контроль; валютный контроль; кредитный контроль; страховой контроль; инвестиционный контроль; контроль за денежной массой.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют:

1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1) специфику внутренней и международной обстановки;

2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИДля реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.

Структура финансового механизма достаточно сложна. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.


Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечении финансовыми резервами, осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.
Все эти принципы организации финансов существовали и ранее, но в условиях рыночной экономики существенно развились (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Принципы организации финансов
Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организации самостоятельно разрабатывают ценовую политику. Рынок стимулирует коммерческие организации (предприятия) к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации (предприятия) для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций (предприятий) с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.
Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70%. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций (предприятий) относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран и составляет более 85%. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезных инвестиционных программ. В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
Принцип материальной заинтересованности - объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности: извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников организации (предприятия) реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда.
Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечить финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности, экономически обоснованной амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства. Сама коммерческая организация (предприятие) может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, собственного капитала, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью организаций (предприятий), ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Организации, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным организациям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства. Это закреплено Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, в соответствии с которым несвоевременное исполнение организацией своих обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения является признаком банкротства.
Руководители организаций несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
К отдельным работникам организаций (предприятий) применяются система штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.
Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций (предприятий) также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут происходить прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервы могут формировать коммерческие организации (предприятия) всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Для акционерных обществ формирование финансового резерва установлено законодательно.
На практике из-за низких финансовых возможностей не все организации (предприятия) образовывают финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.
Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Объективная основа реализации этого принципа - действие контрольной функции финансов. Финансово-хозяйственная деятельность организаций связана с формированием ее доходов и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы самой организации, ее работников, государства и всех возможных контрагентов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью проявляется через анализ финансовых показателей и меры воздействия различного содержания. К примеру, проведение анализа финансового состояния организации способствует выявлению отрицательных тенденций, определению факторов, оказывающих влияние на ее финансовое состояние, разработке мер воздействия. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, целевым расходованием финансовых ресурсов способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Рынок стимулирует коммерческие организации (предприятия) к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций (предприятий) с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство также определяет амортизационную политику. 2. Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе. 3. Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников организации (предприятия) реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечить финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности, экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

4. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Руководители организаций несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. К отдельным работникам организаций (предприятий) применяется система штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины. 5. Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно, на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций (предприятий) также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств либо получением дохода ниже предполагаемого. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования. На практике из-за низких финансовых возможностей не все организации (предприятия) образовывают финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.

Обобщение опыта организации корпоративных финансов за рубежом, деятельности отечественных предприятий, анализ подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяют рекомендовать российским предприятиям руководствоваться также следующими принципами современной организации финансов: 1) плановости - обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях – и платежеспособного спроса, т.е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля; 2) финансового соотношения сроков - создает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются и возможности их сохранения от обесценения при размещении в легко реализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т.п.); 3) взаимозависимости финансовых показателей - обеспечивает учет изменений в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность; 4) гибкости (маневрирования) - обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности; 5) минимизация финансовых издержек - финансирование любых инвестиций и других затрат должно осуществляться самым «дешевым» способом; 6) рациональности - вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски; 7) финансовой устойчивости - обеспечивает финансовую независимость, т.е. соблюдение критической точки (0,5) удельного веса заемного капитала в общей его величине и платежеспособность предприятия, т.е. его способность к погашению своих краткосрочных обязательств.

Еще по теме № 36. Принципы организации финансов коммерческих организаций:

  1. 32.ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
  2. 2.2.2. Основные принципы организации финансов коммерческих организаций
  3. Вопрос 2. Принципы организации финансов экономических субъектов в коммерческой и некоммерческой сферах деятельности.
  4. Основы организации финансов предприятий и организаций, действующих на коммерческих началах
  5. № 35. Особенности организации финансов коммерческих организаций
  6. 1.1. Организация и функции финансов коммерческого предприятия
  7. 18. Сущность и функции финансов коммерческих организаций.
  8. 15. Финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах.
  9. 2.2.1. Сущность, функции финансов коммерческих организаций
  10. 31.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
  11. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
  12. 4.1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий
  13. 8.1.1 Экономическая сущность и функции финансов коммерческих организаций

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Финансы коммерческих предприятий составляют

основу финансовой системы, поскольку государственный бюджет и фон­ды (внебюджетные, социального страхования и др.) на 9 /10 формируются за счет части средств предприятий.

Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения государству, работникам, инвесторам (акционерам), контр­агентам (в том числе участникам страхового рынка).

В структуре финансовых отношений финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства - сферу производства, где созда­ются материальные блага.

В составе финансов предприятий можно выделить следующие группы денежных отношений:

» связанные с формированием и использованием на предприятии целе­вых фондов денежных средств (уставного фонда, фонда развития про­изводства, поощрительных фондов и др.);

е* возникающие между предприятиями (в связи с уплатой и получением штрафов при нарушении договорных обязательств, внесением паевых взносов или приобретением акций как членами акционерных об­ществ, их участием в распределении прибыли и т. п.); о складывающиеся у предприятий со страховыми организациями (в свя­зи с формированием и использованием различного рода страховых фондов);

<е> образующиеся у предприятий с банками (в связи с получением бан­ковских ссуд, их погашением и уплатой процентов по ним, а также в том случае, когда предприятие предоставляет банку свои свободные денежные средства во временное пользование за определенную плату); «» возникающие у предприятий с государством (в связи с уплатой в бюджет налогов, перечислением средств в различные внебюджетные фонды);

«* складывающиеся у предприятий с их вышестоящими управленчески­ми структурами.

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйст­венной деятельности: хозяйственной самостоятельности, самофинанси­рования, материальной заинтересованности, материальной ответственно­сти, обеспечения финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, на­правления вложений денежных средств с целью получения прибыли.

Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоя­тельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в ин­вестировании денежных средств.

© Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополни­тельной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции кратко­срочного и долгосрочного характера в формах:

е> приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, а так­же государства; е> участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего

субъекта;

е> хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков.

Однако говорить о полной финансовой самостоятельности хозяйст­вующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государ­ство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерче­ские организации и предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги по установленным ставкам, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации также происходит по нормам, установленным законода­тельством.

Принцип самофинансирования. Его реализация - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает кон­курентоспособность хозяйствующего субъекта.

Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и ком­мерческих кредитов.

В настоящее время не все предприятия и организации способны пол­ностью реализовать этот принцип. В ряде отраслей народного хозяйства выпускается необходимая потребителю продукция, которая по объективным причинам не может обеспечить достаточную рентабельность предприяти­ям. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно- коммунального хозяйства, сельского хозяйства, обо-

ронной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по­лучают дополнительные средства из бюджета на разных условиях.

Принцип материальной заинтересованности. Его объективная необхо­димость предопределена основной целью предпринимательской деятель­ности - получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяй­ственной деятельности присуща коллективам предприятий и организа­ций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обосно­ванных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной дея­тельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников.

© Для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через:

- пени и неустойки, штрафы, взимаемые при:

Нарушении договорных обязательств (сроки, качество и количест­во продукции);

Несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей;

Нарушении налогового законодательства;

Процедуру банкротства - в случае неэффективной деятельности пред­приятия в целом;

Систему штрафов, накладываемых на руководителей коммерческих организаций и предприятий при нарушении хозяйствующим субъек­том налогового законодательства;

Систему штрафов, лишения премий, увольнение с работы отдельных ра­ботников предприятий и организаций в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формиро­вания финансовых резервов и других аншюгичных фондов связана с пред­принимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском.

В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непо­средственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу, например:

В экономической борьбе за покупателя (как оптового, так и розни­чного) хозяйствующие субъекты вынуждены продавать свою продук­цию в кредит - риск невозврата кредита в срок;

При наличии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъект вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг - риск получения недостаточного процента дохода в сравнении с темпами инфляции или новыми более доходными сферами приложсния денежных средств, а то и полной потери вложенных средств в случае банкротства кредитной организации;

Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в раз­работке производственной программы.

Законодательно принцип обеспечения финансовых резервов реализу­ется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервно­го фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины опла­ченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производятся до налогообложе­ния прибыли.

Вместе с тем денежные средства, направленные в финансовый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хранить на депозитных сче­тах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы они приносили дополнительную стоимость.

Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов на­ходятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономи­ческой ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.

"Вопрос 6. Принципы организации финансов некоммерческих предприятий

Учреждения и организации, осуществляющие не­коммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги - соци­ального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д.

О Чаще всего создаваемые некоммерческие организации имеют одну из сле­дующих организационно-правовых форм: <в> потребительские кооперативы;

» общественные и религиозные организации (объединения); » фонды; е> учреждения;

» некоммерческие партнерства; е> автономные некоммерческие организации; » объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); е> государственные корпорации.

Финансовые ресурсы учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики - это денежные средства, мобилизуемые ими из различных ис­точников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов - вида оказываемых услуг и характера их предоставления, Одни услуги могут

предоставляться потребителям на бесплатных началах, другие - на плат­ных, третьи - на сочетании двух первых.

© В настоящее время для финансирования учреждений и организаций, оказывающих разнообразные услуги социально-культурного характера, ис­пользуются следующие источники:

<в> бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов; е> денежные средства государственных и муниципальных, частных пред­приятий, граждан, общественных организаций, поступающие за вы­полнение работы (услуги);

е> поступления от оказания платных услуг населению и продажи изде­лий собственного производства;

в> выручка от сдачи в аренду помещений, оборудования; «з. добровольные взносы.

Все учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, ес­ли они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом.

Методы мобилизации и использования финансовых ресурсов некоммерче­ских организаций подразделяют на сметное финансирование и полную самоокупаемость:

е> при сметном финансировании основные услуги потребителям предос­тавляют бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете « доходов и расходов;

; е> на началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации материальных благ и услуг. К ним относятся: отдель­ные медицинские учреждения; некоторые культурно-просветительские; учреждения и зрелищные мероприятия и т. д.



Случайные статьи

Вверх