Приоритеты и направления внешней политики рф. Основные направления политики государства

Основная задача внешней политики - о беспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Результатом должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.

Главные направления развития международного сотрудничества:

1. Развитие сотрудничества с ближайшими соседями – партнерами по СНГ, которое было отмечено в прошедшем году весомыми результатами (2010 г.), например, создан и начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

2. Развитие российско-американских отношений в различных областях: противодействие международному терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия, ситуация на Корейском

3. полуострове и т. д. Важными шагами стали: подписание российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ); договора о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии; согласование условий вступления РФ в ВТО. 4

4. Работа по подписанию Договора о европейской безопасности и модернизации режима контроля за обычными вооружениями в Европе.

5. Противодействие стремлению НАТО присвоить полномочия по применению военной силы практически в любом регионе мира.

6. Активное участие в политических процессах в Азиатско-Тиоокеанском Регионе: «проблема» Курил, подготовка к саммиту АТЭС в 2012 г., сохранение дипломатических позиций на Ближнем Востоке, участие в миротворческих операциях в Африке, укрепление связей в Латинской Америке (турне Д. А. Медведева). В отдельное важное направление превратилась работа в многосторонних форматах – «двадцатки», БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Ю.Африка), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и т. д.

Основная задача внутренней политики - у крепление вертикали власти и государственных институтов, наведение конституционного порядка на всей территории страны.

Положительные результаты:

1. Укрепление государственных институтов, создание единого правового пространства. Децентрализация властных полномочий.

2. Социальная направленность внутренней политики.

3. Улучшение демографических показателей.

4. Стабилизация ситуации в Чечне.

5. Возрождение физкультурно-спортивного движения.

Отрицательные результаты:

1. Расцвет коррупции. Не принят закон о противодействии коррупции.

2. Зависимость и непрозрачность судопроизводства. Судебная реформа, призванная обеспечить выполнение положений Конституции России о независимости судов, поставленных задач не выполнила.

3. Усиление ксенофобии и национализма.

4. Политическая апатия населения.

Принятие законов, касающихся различных областей жизни в России, происходит регулярно и, в массе своей, эти законы направлены на улучшение уровня жизни россиян, на стабилизацию и модернизацию различных государственных структур, армии и социальных служб.

На современном этапе проводится различными способами. Один из них – это принятие новых законопроектов разного характера. Конструктивная работа Государственной думы затрагивает каждую область жизнедеятельности граждан. Это социальная сфера, сфера коммунального хозяйства, образования, силовых структур и многого другого.
Внутренняя политика России строится исходя из интересов граждан страны, а также целесообразности применения тех или иных законов. Нынешняя внутренняя политика России проводится в позитивном ключе: максимально укрепляется обороноспособность страны, развивается промышленность, восстанавливается целостность территории, обеспечивается внедрение новых технологий, создаётся большое количество научно-исследовательских центров. Но это общий курс внутренней политики страны. А вот как внутриполитическое устройство касается простых граждан: ежегодно повышается уровень социальных выплат, размер заработной платы бюджетной категории специалистов: врачей, учителей. Кроме того, возникают всё новые объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, больницы и медицинские комплексы.
Во многих ситуациях внутренняя политика России направлена на укрепление целостности страны, на объединение нации, недопущение внутренних раздоров и междоусобиц. Например, не так давно президент В. В. Путин объявил о новой национальной политике страны, направленной на усиление патриотизма, создание "духовных скреп" народа. Также президент отметил, что генеральная линия нового политического курса должна не только объединять граждан, но и воспитывать в них патриотизм с детства.
Кроме этого, сейчас строится на постепенном отказе от большинства импортируемых услуг и товаров, в связи с последними событиями на международной политической арене и санкциями, накладываемыми Европейским сообществом в отношении России. Так, уже началась разработка отечественной карточной банковской системы, в обход систем "Visa" и "MasterCard". Развивается и вводится в строй новая линия системы геопозиционирования "ГлоНАСС", осваиваются новые отрасли лёгкой и тяжёлой промышленности. В связи с этим можно утверждать, что внутренний политический курс основан на позитивных изменениях в обществе.
Также нынешняя внутренняя политика, например, в сфере культуры и развития общества, направлена на искоренение важных социально-культурных проблем, которые всё ещё присутствуют в социуме. Это искоренение культурно-социальной дифференцированности, воспитание здоровой толерантности у подрастающего поколения, проведение межконфессиональных и межнациональных встреч, фестивалей, конференций по обмену культурными и этническими традициями, искусством и так далее.
На сегодняшний день внутренняя политика России направлена на развитие нации, её культурную и интеллектуальную эволюцию.

2.1 Характеристика первого этапа правления Александра. Этот период, оставшийся в памяти у современников как дней Александровых прекрасное начало, был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике просвещенного абсолютизма, но и придание ей нового качества.

2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян:

2.2.1 . Полностью восстановлены все статьи разжалованной Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия.

2.2.2 . Подтверждена Жалованная грамота городам.

2.2.3. Проведена амнистия 12 тысяч заключенных.

2.2.4. Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны.

2.2.5 . Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.А. Чарторыйского . Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета , выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ.

2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александрупринадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.

2.3.1 . Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. В итоге, это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли не менее 50% от всего крестьянского населения страны.

2.3.2. Ограничения помещичьего произвола . Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.), публиковать объявления о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, т.к. помещики стали печатать объявления о "сдаче в аренду" крестьян, что в действительности означало ту же продажу.

2.3.3 . В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах , позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться доброй волей своих помещиков. (За время царствования Александра I - 47 тыс. душ мужского пола).

Первый срок президентства В.В. Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране. Первой реформой нового президента после вступления в должность стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению ее централизации в стране, а именно:

Политико-государственная сфера.

Укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе:

  • · Создание 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ;
  • · Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - и превращение его в постоянно действующий законодательный орган;
  • · Создание Государственного Совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ.

Социально-экономическая сфера.

Продолжение курса на либерализацию экономики:

  • · Ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью;
  • · Принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса;
  • · Сокращение налогообложения и введение 13%-го подоходного налога;
  • · Монетизация социальных льгот;
  • · Начало реализации национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

С 2000 года началась новая образовательная реформа, официально названная модернизацией системы образования.

В 2001 году были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и третья часть Гражданского кодекса РФ. В 2003 году был принят Таможенный кодекс РФ. В 2004 году с принятием Жилищного кодекса РФ кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. В период с 1999-2004 года на территории России боевики организовали целую серию террористических актов, жертвами которых стали сотни людей. Сама Чечня сложно и трудно движется к миру. В марте 2003 года прошел референдум по принятию новой Конституции республики, в которой Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации.

В феврале 2004 года, за три недели до президентских выборов, В.В. Путин отправил в отставку правительство во главе с М.М. Касьяновым, объяснив это двумя причинами: политической и административно-организационной. Первая - стремление познакомить общественность с человеком, который будет представлен в качестве председателя Правительства РФ. Вторая - необходимость повышения эффективности работы правительства в рамках административной реформы и доведение ее до логического завершения.

Убедительную победу на президентских выборах в марте 2004 года вновь одержал В.В. Путин, за которого проголосовало более 70% избирателей.

Второй президентский срок В.В. Путина характеризовался продолжением экономического роста, укреплением стабильности в обществе, повышением авторитета России на международной арене.

Развитие процессов глобализации ставит перед внешней политикой России новые сложные проблемы и в то же время открывает новые возможности.

На протяжении всей истории Россия ни при каких обстоятельствах не могла позволить себе проводить пассивную или изоляционистскую внешнюю политику. Напротив, национальные интересы России постоянно заставляли ее играть активную, а на определенных этапах -- системообразующую роль в международных делах.

Тем более это актуально в современную эпоху, когда страна, как подчеркивал В.В. Путин, активно интегрируется в мировое сообщество. Россия в состоянии вносить существенный конструктивный вклад в дело формирования новой системы международных отношений. При этом необходимо и впредь проводить прагматичную политику, исходя из конкретных возможностей и национальных интересов. Залогом такой международной роли России являются начавшееся возрождение экономики страны, дальнейшая стабилизация демократических процессов, растущее согласие в обществе в отношении базовых принципов и приоритетов внешней политики.

В предстоящий период в российской внешней политике будет неуклонно увеличиваться удельный вес экономической дипломатии. Здесь на передний план выходят такие задачи, как содействие укреплению экономики России и обновлению внешнеэкономической специализации, обеспечение полноправного участия в международных экономических организациях, помощь российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, привлечение иностранных инвестиций, решение проблем внешней задолженности. Россия относится к государствам, для которых глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики - помочь минимизировать эти опасности, в частности содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого, бескризисного развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.

Несколько слов о региональных приоритетах. Россия - государство, занимающее огромное пространство на двух континентах. Само ее геополитическое положение уже предполагает многовекторную политику, сбалансированную в географическом отношении.

Центральным направлением было и остается сотрудничество с государствами СНГ. Причем и здесь Россия будет действовать с позиций реализма, принимая во внимание встречную открытость и готовность партнеров по СНГ учитывать российские интересы. Интеграция для России не самоцель, но и не пустой лозунг.

Традиционным для России приоритетом во внешней политике является Европа. На этом направлении реализуется основной массив ее внешних интересов. Пожалуй, из всех внешних факторов именно процессы, разворачивающиеся в Европе, оказывают наиболее значимое воздействие на происходящее в России. Здесь можно выделить две основные задачи. Первая - продолжение линии на создание стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. Вторая - придание дополнительного импульса разностороннему сотрудничеству между Россией и Европейским союзом. Уже сейчас ЕС - один из главных российских партнеров в мировой политике и экономике. Главная цель в этом направлении - устойчивое, долгосрочное и равноправное партнерство с ЕС, свободное от конъюнктурных колебаний.

Критерий реализма и прагматизма будет определять и подход России к отношениям с НАТО. Объективно оценивая роль альянса, российская сторона исходит из того, что сотрудничество Россия - НАТО способно стать существенным фактором обеспечения безопасности и стабильности на континенте. Но степень эффективности сотрудничества и его уровень будут зависеть от готовности сторон в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, прежде всего по Основополагающему акту. Процесс расширения НАТО объективно ведет к закреплению в Европе зон с различной степенью безопасности и не может восприниматься Россией иначе, как направленный против интересов России.

Во внешней политике России будет неуклонно возрастать значение Азии. Будучи неотъемлемой частью азиатского пространства, Россия имеет здесь самые широкие интересы, которые наполняются дополнительным содержанием благодаря динамичным процессам развития региона. Российская дипломатия будет делать упор на активизацию участия в основных интеграционных структурах АТР и стремиться к углублению отношений со своими ведущими азиатскими партнерами, прежде всего Китаем, Индией, а также Японией.

Россия не будет пренебрегать развитием отношений с государствами Африки, их интеграционными объединениями. Здесь есть серьезный обоюдный интерес к расширению экономического сотрудничества и политического диалога. Имеется большое количество потенциальных возможностей, которые можно использовать во взаимных интересах.

Всеобъемлющий подход к искоренению международного терроризма предполагает необходимость использования всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Россия согласна внести свой посильный вклад в дело искоренения террористической угрозы.



Случайные статьи

Вверх