Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Наталья Лещинская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей возрастной группе на тему :
«Знакомство с ремеслом ткачихи »
Цель : воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Задачи :
Образовательные :
Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;
Углубить понимание необходимости беречь народные традиции;
Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;
Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов : ткачиха , ткач , ткацкий станок, ткет, гончар, гончарный круг…
Упражнять в связной речи, точном использовании слов.
Развивающие :
Развивать речетворчество детей, путем создания слов к слову ТКАЧИХА ;
Развивать память, внимание, мышление;
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные :
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла ;
Воспитывать уважение к труду других людей;
Воспитывать аккуратность, старательность .
Предварительная работа : знакомство с ремеслом гончара , придумывание с детьми карточек-схем характеризующих работу гончара, работа с глиной на гончарном круге, лепка из глины (неваляшка, снеговик, чашка с блюдцем, птичка) и раскрашивание полученных изделий.
Здравствуйте, гости дорогие, себя покажите, на меня посмотрите.
Я спешу сказать вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем
Прекраснейшего настроения.
Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем здоровья игрой «Здравствуйте» .
Ребята, вы пришли ко мне в гости, в мою избу.
Скажите, а как называется комната, в которой я вас встречаю? (горница)
Правильно, это горница. Самая красивая и нарядная комната. Давайте вместе рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице. (печка, …сундук)
Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки? (ответы)
Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.
Первая загадка : На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (глиняный горшок)
Скажите, а кто изготавливает глиняную посуду? (гончар)
Появляется гончар на экране мультимедиа. (аудиозапись) «Да, ребята, вы правильно сказали. Это я, гончар изготавливаю глиняную (керамическую) посуду. И вы приходили ко мне в гости, в мою мастерскую, где я вам показывал и рассказывал как сложно и интересно работать с глиной и какие красивые изделия получаются.»
Ребята, покажите и расскажите мне пожалуйста, как гончар работает с глиной. Что за чем и какие действия он выполняет. А мастер-гончар проверит вас. (презентация)
Скажите, что сначала делает гончар? (Сначала гончар берет глину.) Проверим правильно или нет.
Хорошо, а что потом делает гончар? (Потом гончар топчет глину, чтобы она была мягкая и пластичная.) Проверим.
Что после этого делает гончар? (После этого, гончар из глин делает комочки) Проверим.
Что гончар делает с этими комочками? (Комочки гончар кладет на гончарный круг и лепит горшочек или другое изделие. Обязательно во время работы мочит руки, чтобы они лучше скользили по глине.) Проверим правильно или нет.
Слепил гончар горшочек, что он делает с ним дальше? (Дальше гончар сушит горшочек.) Проверим.
После того как горшочек высох, что гончар делает? (гончар ставит горшочек в печь, чтобы обжечь его.) Проверим правильность.
Вот гончар обжог горшочек, что с ним делает дальше? (Дальше горшочек можно расписать и в нем можно готовить.) Проверим.
Гончар : (аудиозапись) «Молодцы ребята, внимательными были и все правильно выполнили. Ну а мне пора идти дальше работать. До свидания»
Ребята, а в моем сундуке есть еще загадки, слушайте внимательно.
1. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге на пороге
Останавливает ноги? (половик)
2. Говорит дорожка –
Два вышитых конца :
– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (полотенце)
Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?)
Это полотенце ткала ткачиха . Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха . Сядем рядком и поговорим ладком. Презинтация…
Приглашаю вас на ткацкую фабрику. * В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха . * Работа ткачихи не простая . На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань . * Ткань яркая, разноцветная. Помогает ткачихе в работе челночек . * На ткацкий станок ткачиха натягивает нити . * Челночен бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео) Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань. Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. * Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.
Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха . И приглашаю вас в ткацкую светелку.
Перед вами картон - станки на них уже натянута нить. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ниточка побежит между нитями, а потом попробуете сами.
Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой.
А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …
Умницы, старались , аккуратно выполняли работу. Мы с вами и дальше продолжим учиться ткать, но сейчас вы, наверное, устали и я предлагаю вам поиграть в игру кружева.
Давайте встанем в круг. Каждый из вас – ниточка и наши ниточки будут в парах, найдите себе пару. Мы с вами будем ткать кружева, а поможет нам в этом челночек и ткач . А какая пара будет челночком и ткачом , мы узнаем считалкой.
Три, четыре, пять!
Хватит спать!
Солнышко давно уж встало,
Нам пора идти играть!
Челночек убегает от ткача , а ткач его догоняет , но не забывайте, что надо оббежать каждую ниточку.
Готовы? Тогда : раз, два, три – беги… (1-2 раза)
Молодцы, хорошо поиграли.
А кажите мне, пожалуйста, о каких профессиях мы сегодня с вами говорили (гончар и ткачиха )
С какой новой профессией мы с вами познакомились . (ткачиха )
Женщину этой профессии называют ткачихой , а как называют мужчину? (ткач )
На каком станке работает ткачиха ? (ткацкий станок)
Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)
Какой предмет помогает ткачихе ткать ? (челночок)
Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, пояса, полотенца)
Вы правы, полотенца тоже ткали, а на самом красивом полотенце гостям подавали хлеб с солью.
Ребята, заигралась я с вами и чуть не забыла, что испекла хлеб.
Хлеб-соль подавали гостям, радуясь, что они пришли. Такова старинная традиция русского народа.
Предлагаю вам попробовать хлеб, но сначала надо помыть руки, а потом сядем за столы и угостимся хлебом.
Ткач (ткачиха) - мастер по производству тканей на ткацком станке. В современном виде это в основном женская профессия. Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок. Современно текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка. Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками. Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте. Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка. В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку. Историческая справка Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена. Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк. На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками. Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались. В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному. В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину. Сегодня в текстильном производстве работают автоматические станки. Необходимы навыки работы на станках, знать устройство станков, свойства используемых волокон, получаемых тканей, уметь устранить мелкие поломки в процессе работы. Для работы ткачихой на фабрике достаточно начального профессионального образования (НПО), которое можно получить в профессиональном училище. Следующая ступень образования - среднее профессиональное (СПО) - позволяет получить специальность «Технология текстильных изделий» (квалификация «Техник»). Освоить его можно в колледже или техникуме.
Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.
Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.
Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками.
Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте.
Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка.
В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку.
Историческая справка
Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.
Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.
На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.
Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.
В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.
В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.
Сегодня в текстильном производстве работают автоматические станки.
|
|||||||||||
Ткачи, обслуживающие автоматизированные станки, работают на текстильных фабриках. Мастера ручного ткачества работают индивидуально или в небольших мастерских по изготовлению гобеленов, ковров и т.п.
Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.
Здоровье. Ткацкий цех - очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе.
Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы.
Россия 15000—45000 ₽
Москва 25000—40000 ₽
Необходимы навыки работы на станках, знать устройство станков, свойства используемых волокон, получаемых тканей, уметь устранить мелкие поломки в процессе работы.
Для работы ткачихой на фабрике достаточно начального профессионального образования (НПО), которое можно получить в профессиональном училище.
Следующая ступень образования - среднее профессиональное (СПО) - позволяет получить специальность «Технология текстильных изделий» (квалификация «Техник»). Освоить его можно в колледже или техникуме.
Древнее ремесло
Ремесло ткача возникло примерно 20–30 тысяч лет назад до нашей эры. Первые ткани появились примерно в то время, когда люди научились самостоятельно добывать огонь и строить укрытия. В доисторические времена технология ткачества была довольно примитивной: полоски кожи, травы или тростника переплетались между собой. Создание полотна путем переплетения продольных и поперечных нитей практикуется и по сей день.
Первый механический ткацкий станок появился только в 1786 году. Именно с появлением этого изобретения у ткачей появилась возможность обслуживать одновременно несколько станков. Это позволило значительно упростить и ускорить процесс изготовления полотна. Появление автоматических станков еще значительнее повысило производительность труда.
Результат работы ткачей - бытовые и технические ткани всех видов. Ткач меняет челноки, регулирует натяжение нитей, устраняет причины неполадок и снимает готовое полотно. Также ткач самостоятельно готовит обслуживаемые станки к работе, обрабатывает готовые изделия, очищая их от нитей, собирает и сдает отходы. Основная же задача ткача - не допустить простоя станка, максимально быстро ликвидировать обрывы нитей, стараться избегать брака и устранять его при первой же возможности. Ограничения по здоровью
К представителям этой профессии предъявляются высокие требования. Ткач должен обладать физической выносливостью, хорошей реакцией и ловкостью пальцев. Также в этой работе важны хороший глазомер, наблюдательность и внимательность.
Ткачу приходится внимательно прислушиваться к работе станков - он должен уметь по звуку распознавать неисправности. Кроме того, необходимо уметь на ощупь определять качество ткани и нитей.
Однако работа ткачей - не только физическая. Им также приходится самостоятельно определять маршрут, по которому производится обход станков. Для того чтобы определить этот маршрут, необходимо учитывать качество нитей, режим работы каждого станка, температуру воздуха в цехе.
Профессия ткача имеет ряд медицинских противопоказаний. Эта работа не рекомендуется страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, людям с патологиями органов дыхания, тем, кто страдает нарушениями центральной нервной системы и психики, а также аллергикам и людям с дефектами зрения и слуха. Физика и химия
Овладеть ремеслом ткача можно в профессионально-техническом училище. Срок обучения по профессии обычно составляет 2–3 года.
Для работы ткачом необходимо обладать знаниями по физике и органической химии. Нужно знать основные качества различных волокон, тканей, разбираться в строении тканей и устройстве ткацких станков. Ткач должен уметь различать виды, цвета и номера сырья, уметь определять пороки тканей и неполадки в работе техники. Женская профессия
Работают ткачами в основном женщины. Средняя зарплата ткачихи в России невысока: она составляет примерно 5000–7000 рублей. Зарплата помощника мастера, например, часто составляет порядка 1000 рублей в месяц. В столице зарплаты значительно выше, чем на периферии.
Работу на фабрике ткач начинает с должности помощника и имеет возможности карьерного роста до позиции мастера.