Происхождение слова трубадур. Из истории великого трубадура Средневековья - Бернарт де Вентадорн

Трубадуры

Трубадуры

ТРУБАДУРЫ (от провансальского trobar - «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни») - средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке. Обычно Т. были и певцами-исполнителями своих произведений, и только некоторые из них ограничивались составлением лишь поэтического текста и музыкальной мелодии, поручая исполнение их жонглеру (так напр. Бертран де Борн неоднократно обращается в своих песнях к своему жонглеру - Папиолю). Творчество Т. развивалось гл. обр. в Провансе, но культивировалось также в Северной Франции, в Италии и Испании, что при политической, культурной и языковой близости, существовавшей между этими странами и Провансом в пору деятельности Т. (XII и XIII вв.), представляется весьма понятным. Во многих областях Испании и Италии язык провансальских поэтов был в те времена единственным литературным языком. Немало провансальских поэтов побывало в Испании, в Италии, в Северной Франции, с другой стороны - многие испанцы, итальянцы и французы слагали свои песни на провансальском языке. Есть основание думать, что некоторые провансальские Т. переносили свою деятельность даже в Англию, литературным языком к-рой после завоевания норманнов (1066) стал французский. Поэзия Т. оказала также значительное влияние на развитие миннезанга. Все это свидетельствует о том, что поэзия Т. пользовалась в средние века европейской славой.
Для суждения об условиях жизни и поэтической работы Т. одним из самых ранних источников служат их биографии, составленные в XIII в. в духе кратких средневековых хроник. Однако сведения, сообщаемые биографами Т., не раз заставляют усомниться в своей достоверности: в этих биографиях немало легендарного вымысла, многие факты явно сочинены ad hoc, в виде наивной попытки истолковать ту или иную поэтическую тему, встречающуюся в песнях данного Т.; использованы здесь и так наз. «сюжеты бродячие» (см.) повествовательной литературы. Все же биографии Т., даже если рассматривать их как вымышленные новеллы, верно воспроизводят основные черты той исторической и бытовой обстановки, в к-рой развивалась деятельность Т. Немаловажным источником в этом отношении могут послужить и сами произведения Т., где авторы упоминают об исторических и бытовых фактах, связанных с особенностями и судьбою их творчества и творчества их собратьев по искусству.
Поэзия Т. была тесно связана с жизнью рыцарского замка. В биографиях Т. не раз говорится об их знатных покровителях, крупных феодальных владетелях. Сами Т. в своих стихах нередко упоминают о милостях или об опале, испытанных ими от меценатов, восхваляют их щедрость или осуждают скупость. Многие дворцы и замки знатных любителей поэзии в Провансе, Италии и Испании превратились в своеобразные центры поэтического искусства. Такие центры существовали напр. при дворах графов тулузских, виконтов марсельских, дофина овернского, графов родезских - в Провансе, королей арагонских и кастильских - в Испании, маркизов монферратских и д’Эсте, императора Фридриха II - в Италии. Немало Т. (среди них известные поэты - Бернард де Вентадорн, Арна`ут Даниэль, Пе`йре Видаль) жили у знатных меценатов в качестве их придворных поэтов. Другие вели жизнь странствующих певцов. Произведения Т. распространялись и при помощи жонглеров. Так. обр. значительная часть Т. состояла из поэтов-профессионалов, которым литературное творчество доставляло средства к существованию. Социальный состав этих поэтов-профессионалов был пестрый: здесь были и небогатые рыцари (напр. Гильельм де Кабестан, Раймон де Мираваль), и монахи (Пейре д’Альвернья, Пейре Карденаль, к-рому монастырь разрешил предаваться сочинению светских песен и даже исполнять их в замках по соседству, с тем чтобы получаемая за это плата поступала в монастырскую казну); были здесь и представители третьего сословия (Фолькет де Марселья и др.), и люди без роду и племени (Маркабрюн). Но, кроме поэтов-профессионалов, искусством Т. занимались и представители феодальной аристократии: первый известный нам Т. был Гильельм де Пейтьеу, герцог Аквитанский.
Среди четырехсот с лишним Т., сведения о к-рых до нас дошли, насчитываются имена знати старого Прованса: Гильельм де Пейтьеу, герцог Аквитанский, Джауфре Рюдель, принц Блайский, граф Рамбаут д’Ауренга, графиня Беатриса де Диа, Бертран де Борн и мн. др. Поэтому поэзию Т. нельзя рассматривать как совершенно единое целое; в ней достаточно ясно выступают и противоречия между демократическими настроениями и суждениями Т. из народа и восхвалением феодальных отношений трубадурами-аристократами. Так выходец из народа Маркабрюн пользуется изысканной формой пасторели для осмеяния бездельников-рыцарей, тогда как феодал Бертран де Борн в страстных сирвентах прославляет набеги и грабежи как единственно достойное рыцаря занятие.
По своему происхождению провансальская лирика, возникшая, повидимому, в конце XI в., связана с народным песенным творчеством. Некоторые жанры поэзии Т. наглядно демонстрируют эту фольклорную традицию. Так баллада (провансальское balata - «плясовая») хранит в себе многие черты (и в словесном тексте, и в музыке), подтверждающие ее связь с народными хороводными песнями; в одной балладе прямо упоминается «апрельская королева», традиционный персонаж народных весенних обрядов. Другой жанр, альба, изображающая расставание влюбленных при наступлении дня (провансальское alba - «утренняя заря»), связан со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами. Для самого распространенного жанра поэзии Т., кансоны, любовной песни (провансальское canso - «песня»), характерны так наз. «весенние запевы», состоящие в том, что поэт начинает свою песню с описания весны, птичьего щебета, расцветающих цветов и распускающейся зелени, - эти традиционные запевы, как установлено, тесно связаны с народной лирикой. Однако, возникнув на почве народной песни и народного поэтического языка, заимствуя и в дальнейшем некоторые свои мотивы из фольклорных источников, провансальская поэзия выступает - впервые в истории новоевропейских лит-р - как поэзия индивидуальная, как лирика осознающей себя личности.
Правда, феодальная ограниченность и замкнутость налагают свой отпечаток на поэзию Т.; реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, к-рую церковь со своей проповедью аскетизма объявляла «сосудом скудельным всяческия скверны», выливаются в форму феодальных отношений вассала и синьора, в форму «служения даме». Особенно ярко это выступает в любовной лирике Т. Любовная лирика старого Прованса часто отличается условностью и узостью эмоционального содержания, однообразием и бедностью поэтических образов. Нередко обращенная к знатной покровительнице поэта кансона превращается в форму своеобразного феодального служения не только самой «даме», но косвенно и ее супругу. За любовными признаниями Т. часто не стоит никакого реального жизненного содержания. Высказываемые поэтом чувства подчиняются строгой регламентации, неписанному кодексу любовного «служения», так наз. «куртуазной» любви. Создатель любовных песен должен был быть не только хорошим поэтом, но и совершенным - с точки зрения этого кодекса - или, как выражались Т., «лойяльным» влюбленным. Т. (среди них особенно Ригаут де Барбезье) много внимания посвящают характеристике такого «лойяльного» влюбленного: он должен отличаться скромностью и терпением, должен подчиняться всем капризам избранной им дамы, должен довольствоваться самыми малыми знаками внимания с ее стороны и т. п. Подчиняясь этому любовному кодексу, поэты не только сочиняли свои песни, но, так сказать, и самую свою биографию, как бы инсценируя новые и новые варианты традиционного сюжета о певце, влюбленном в знатную красавицу. Конечно, лучшие из провансальских поэтов умели преодолевать все эти шаблоны и создали ряд прекрасных кансон, отличающихся большой искренностью выражения, свежестью образов, богатой и глубокой эмоциональностью (Бернард де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Беатриса де Диа), но и они не свободны от многих условностей провансальской любовной лирики и кодекса «лойяльной» любви. Изредка, правда, попадаются среди Т. сознательные нарушители этого кодекса, - так, у Маркабрюна и его последователя Пейре Карденаля можно найти песни, исполненные нападок на женщин и на любовь, но лишь в виде исключения, притом исключения, подтверждающего правило, т. к. оригинальность этих поэтов-женоненавистников со всей яркостью выступает лишь на фоне молчаливо подразумеваемого или общепринятого в провансальской поэзии кодекса любовного служения, от к-рого они отталкиваются. Создав впервые в истории литературы концепцию любви-служения, сыгравшую такую большую роль в развитии лирической поэзии Европы, Т. сами запутались в формальностях созданного ими кодекса любовных отношений и осудили себя на бесплодные перепевы некогда новых и своеобразных тем.
Менее условен, чем кансоны, более насыщен конкретным жизненным материалом другой распространенный жанр поэзии Т. - сирвенты (провансальское sirventes - «служебная песня»). От кансон сирвенты отличаются своей социальной, иногда сатирической, заостренностью; под пером некоторых Т. они превращаются в агитационные произведения, нередко в памфлеты. Лучший и известнейший из авторов сирвент - Бертран де Борн, один из политических деятелей провансальской военной аристократии, сам принимавший участие в феодальных усобицах на юге Франции, в военной распре из-за владений в Провансе, возникшей между сыновьями английского короля Генриха II - Ричардом Львиное Сердце и Генрихом, по прозванию Молодой Король. Сирвенты служили Бертран де Борну одним из средств феодальной борьбы. Поэтому, несмотря на прекрасные, полные жизни, чрезвычайно живописные и динамичные картины сражений, к-рые могут служить образцом батальной поэзии, сирвенты Бертран де Борна, обращенные к его военным союзникам или противникам, носят слишком узкий феодально-аристократический характер. Иными настроениями насыщены сирвенты Пейре Карденаля, тоже прославленного мастера этого жанра. В своих сатирических песнях, написанных в мужественном и энергическом стиле, он клеймит гордость и жестокосердие богачей и знати, выражает симпатии к бедному и бесправному люду, негодует на французские войска и инквизицию, предававшие разгрому альбигойцев. В песнях Гильельма Фигейра, современника Пейре Карденаля, можно найти высказывания, направленные против папства, и нападки на монахов.
В области словесного искусства Т. достигли большого совершенства. Они создали богатый и разработанный литературный язык, в основу к-рого, повидимому, было положено лимузенское наречие (свой язык Т. первоначально и называли лимузенским - el lemozi). Поэтическая речь Т. отличалась богатством и разнообразием художественной формы. В биографиях Т. упоминаются состязания, имевшие место между поэтами (биография Арнаута Даниэля), вопросы поэтического мастерства дебатируются и в песнях Т. В одной из своих кансон Бернард де Вентадорн задается вопросом о том, в чем состоит достоинство его как лирического поэта, и видит это достоинства в силе и искренности своего чувства. Сохранилась одна провансальская песня, написанная в диалогической форме и воспроизводящая спор между двумя поэтами - Гираутом (повидимому, Гираутом де Борнель) и Линором (графом Рамбаутом д’Ауренга) о преимуществах общепонятного, «ясного» поэтического стиля (trobar clar) и стиля, непонятного для непосвященных, темного, «замкнутого» (trobar clus). В другом произведении, принадлежащем Г. де Борнелю, поэт говорит о своем желании петь так понятно и просто, чтобы песни его были доступны даже маленькому его внуку. Подобные высказывания отображают борьбу «ясного» и «замкнутого» стилей, имевшую место в поэзии Т. Представителями первого были, в числе других, Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Гираут де Борнель, Беатриса де Диа; представителями второго - «первый трубадур» Гильельм де Пейтьеу, Арнаут Даниэль, Маркабрюн и др. Поэты, писавшие в «замкнутом» стиле, проявляли повышенный интерес к формальной стороне поэзии, достигая в этой области необычайной виртуозности (особенно отличался в этом отношении Арнаут Даниэль, мастерство которого высоко ценили Данте и Петрарка). Но и для представителей «ясного» стиля характерно тщательное культивирование формальных совершенств. Лирика Т. отличается большим разнообразием жанров. Кроме кансоны, сирвенты, баллады и альбы, большим распространением пользовалась тенсона (от tenso - спор), или иначе партимен (partimen - раздел), диалог-диспут на художественные, психологические или философские темы (как напр. упомянутый выше спор между Гираутом и Линором). Распространен был и так назыв. плач (planh), выражающий скорбь поэта по поводу смерти своего знатного покровителя или какого-нибудь близкого человека (один из ярких образцов - «Плач» Б. де Борна на смерть «Молодого Короля»). Популярен был и жанр пасторелы (pastorella или pastorela), песни, изображающей беседу рыцаря с пастушкой; в этом жанре большим мастером был Маркабрюн. Существовало и много других, второстепенных жанров, - напр. эскондидж (escondig - оправдание), песня, в которой поэт оправдывается перед своею дамой; дескорт (descort - разногласие), песня с беспорядочной композицией, передающей смятенное состояние поэта, и др. Такое обилие поэтических жанров сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Правда, у Т. встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые жанры или по-новому трактовать старые. Так в противовес альбе создается серена (serena - вечерняя песня). Ук де ла Баккалариа задается целью создать альбу «на новый лад», где он посылает проклятие не утренней заре, разлучающей влюбленных, а ночному мраку, полному одиночества неразделенной любви; Рамбаут де Вакейра составляет дескорт на пяти наречиях, чтобы таким смешением языков выразить расстроенное состояние своей души.
В ритмическом отношении лирика Т. отличается большим богатством и разработанностью. Метрическая система Т. - силлаботоническая, близкая к итальянской, т. е. построена на закономерном распределении числа слогов в каждой строке и закономерном чередовании ударений. Рифмовка характеризуется большой точностью (ассонансы почти не встречаются) и изысканностью, нередки случаи, когда одни и те же две-три рифмы проходят через всю большую строфу или даже через все стихотворение. Строфика поражает своим разнообразием, - у Т. насчитывают до 1 000 строфических форм. Очень распространен в старопровансальской лирике рефрен, связанный с ее фольклорным происхождением и песенным характером. Служа в руках таких Т., как Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Беатриса де Диа или Пейре Карденаль, прекрасным орудием поэтической выразительности, для других певцов (напр. для Арнаута Даниэля) формальное совершенство провансальской лирики превращалось почти исключительно в самоцель.
Разорение Прованса в результате альбигойских войн (1209-1229) положило конец искусству Т. Центры провансальской культуры были разгромлены, многие Т. и жонглеры переселились в Испанию и Италию. Установление инквизиции, образование монашеских орденов неблагоприятно отразилось на положении Т., чье искусство в пору его расцвета было исключительно светским. В Провансе поэзия начинает принимать все более и более религиозный характер. Формы любовной лирики используются для разработки религиозных тем, культ дамы трансформируется в мистический культ богородицы.
Условность поэтического языка, и ранее свойственная Т., достигает крайней степени в религиозной лирике Прованса. Крупнейший представитель этой лирики - Гираут Рикьер, «последний трубадур». Угасания провансальской поэзии не могла остановить и образованная в начале XIV в. Тулузская «консистория веселой науки» (gai saper - веселая наука, - так называли свое искусство Т.). В этой «консистории» культивировалась исключительно религиозная лирика, приобретавшая с течением времени все большую сухость, условность и формализм. Традиция старопровансальской лирической поэзии совершенно прекращается. Но влияние провансальской поэзии на все развитие европейского поэтического искусства было очень велико. Влияние это обнаруживается и во французской лирике, и в испанской, и в немецком миннезанге, и особенно в итальянской поэзии (Данте, Петрарка, весь dolce stil nuovo находились под несомненным и большим воздействием старопровансальских поэтов). Произведения Т. имеют для нас так. обр. большое историческое и историко-литературное значение, а некоторые из этих произведений до сих пор не потеряли своей художественной ценности.Библиография:

I. Изд. текстов: Raynouard F., Choix des poesies originales des troubadours, 6 vls., P., 1816-1821; Die Werke der Troubadours in provenzalischer Sprache, hrsg. v. C. A. F. Mahn, 4 Bde, B., 1846-1853; Gedichte der Troubadours, hrsg. v. C. A. F. Mahn, 4 Bde., B., 1856-1873; Chabaneau C., Les biographies des troubadours, Toulouse, 1885; Bartsch K., Chrestomathie provencale, 6-me ed., Marburg, 1903; Appel K., Provenzalische Chrestomathie, 6. Aufl., Lpz., 1930; Crescini V., Manualetto provenzale, Padova, 1905; Anglade J., Anthologie des troubadours, P., 1928. На русском яз. переводы: отдел «Провансальская литература» в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература средних веков (IX-XV вв.). Сост. проф. Р. О. Шор, Учпедгиз, М., 1936, 2-е изд., М., 1938.

II. Историко-литературные работы о Т.: Diez F., Leben und Werke der Troubadours, 2. Aufl. von K. Bartsch, Lpz., 1882; Его же, Die Poesie der Troubadours, 2. Aufl., von K. Bartsch, Lpz., 1883; Bartsch K., Grundriss zur Geschichte der provenzalischen Literatur, Elberfeld, 1872; Stimming A., Provenzalische Literatur, в кн.: Grobers Grundriss der romanischen Philologie, Bd. II, 2. Abteil, Strassburg, 1904-1906; Jeanroy A., La poesie provencale du Moyen Age. II - La poesie politique chez les troubadours, «Revue des Deux Mondes», P., 1899, t. 155, 3-e livraison, 1/X; Его же, Les origines de la poesie lyrique en France au Moyen Age, 2-e ed., P., 1904; Restori A., Letteratura provenzale, Milano, 1891; Patzold A., Die individuellen Eigentumlichkeiten einiger hervorragender Trobadours im Minneliede, Marburg, 1897; Anglade J., Les troubadours, leurs vies, leurs oeuvres, leur influence, P., 1908; Его же, Les origines du gai savoir, P., 1920; Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса. Париж, 1911; Де Ла-Барт Ф., Беседы по истории всеобщей литературы, ч. I, 2-е изд., М., 1914; Веселовский А., Из истории развития личности. Женщина и старинные теории любви, «Беседа», 1872, кн. III, март; Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, чч. 1-2 (Сборник Отделения рус. яз. и слов. Акад. наук, т. LXXIV, № 2, и т. LXXVIII, № 5), СПБ, 1903-1905; Его же, Очерк литературной истории Арраса в XIII веке, «Журн. мин. нар. просв.», СПБ, 1900, февр.; Иванов К. А., Трубадуры, труверы и миннезингеры, СПБ, 1901.

III. Pillet A., Bibliographie der Troubadours, Halle, 1933.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Трубаду́ры

(прованс. ед. ч. trobador, от trobar – находить, изобретать), средневековые поэты Прованса, Аквитании, Каталонии, а также Сицилии и Ломбардии (11–13 вв.), начавшие сочинять стихи не на латыни, а на национальных романских языках. В основном это богатые рыцари (герцог Гильом IX Аквитанский, Раймбаут д’Ауренга и др.), но также клирики (Монах из Монтаудона), выходцы из народа (Бернарт де Вентадорн) и даже дамы-поэтессы (графиня де Диа). Основная тема – любовь (Гираут де Борнель, Пейре Алвернья), но иногда – политика (Бертран де Борн) и антиклерикализм (Пейре Карденаль). Главные жанры: кансо (см. Канцона ), альба (утренняя любовная песня), пасторела (песня о пастушке), сирвентес (песня на гражданскую тему), тенсо и партимен (песни-прения). Основные стили: «ясный» (общеупотребительная лексика), «богатый» (высокая лексика) и «тёмный» (метафорическая лексика). Изобретателя секстины Арнаута Даниеля, «ковача родного слова», боготворил Данте («Божественная комедия», «Чистилище», песнь XXVI).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Трубадуры" в других словарях:

    трубадуры - ов, мн. troubadours <прованс. trobador < trobare. 1. Средневековый провансальский странствующий поэт певец. БАС 1. Прованские трувадуры (находчики, выдумывальщики), почитаются отцами франсезкаго стихотворения. Караваны 159. Первые… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (провансал. trobadour выдумщик). Средневековые провансальские поэты певцы южной Франции, переходившие из замка в замок, где они распевали свои сонеты, песенки и пастушеские поэмы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Трубадур - это менестрель, или поэт-музыкант, живший и творивший в определенное время в определенном месте. Конкретнее - в Провансе, в XI-XII веках. Сам термин произошел от глагола trobar, что в переводе с провансальского (или окситанского) языка означает «сочинять».

Родина трубадуров

Прованс (историческая область, находящаяся на юго-востоке страны) является колыбелью культуры Франции, так как творчество менестрелей Зрелого Средневековья заложило основу первого литературного языка - романского. Можно утверждать, что трубадур - это прямой предшественник всех поэтов Каталонии и Северной Италии, а также миннезингеров, воспевающих любовь, труверов, средневековых эпических стихотворцев, и самого Данте, и всех, кто пришел за ним. В XI-XII веках именно Прованс переживал большой экономический, а вслед за ним - и культурный подъем. Возникает особый род придворного рыцарского этикета, основанного на умении вести себя в обществе, быть интересным и завоевывать сердца прекрасных дам, затем поклоняться избраннице как иконе и ради нее совершать благородные поступки и подвиги. Провансальская поэзия, служащая недостижимым образцом для всех окрестных народностей, воспевала рыцарей, умеющих служить прекрасной даме.

Рождение нового направления в литературе

В сжатой формулировке трубадур - это куртуазный поэт, в творчестве которого главенствовал культ дамы. Авторы и исполнители произведений признавали себя слугами и вассалами женщины, славили ее благородство, красоту, изысканность и прочие достоинства, а также деяния, совершаемые во имя королевы сердца рыцарями.

Необходимо отметить, что, в отличие от воспевающего подвиг народа, поэзия трубадуров демонстрирует рост индивидуального самосознания. Конкретные герои, такие как Тристан или совершают конкретные поступки во имя любимых женщин. Считается, что первым трубадуром, которого так и называли, был Гийом IX, герцог Аквитании. В данном случае Трубадур - это вполне заслуженное прозвище талантливого и удачливого поэта, давшего толчок развитию всей литературы Франции.

Представители куртуазной литературы

К первым поэтам-музыкантам Прованса относятся Госельм Феди, Пейре Видаль, Гираут де Борнель, Гираут Рикьер и некоторые другие. Интересно, что трубадурами были и женщины. Известны имена 17-ти. Самая популярная из них - Беатриса де Диа. Более того, в XII веке управление несколькими крупными феодами, во главе которых стояли графы, покровители искусств, перешло в руки женщин. Естественно, что в Каркассонском графстве, Аквитанском герцогстве, в Нимском, Нарбоннском и Безьерском виконствах искусство и литература расцвели во времена правления дам пышным цветом. Одним из самых известных произведений куртуазной литературы считается «Ланселот» Кретьена де Труа. Роман в стихах воспевает любовь к королеве Джинерве, жене легендарного Артура, и подвиги ради нее, совершаемые одним из самых известных рыцарей Круглого стола Ланселотом.

Отличительные черты творчества трубадуров

Менестрелем мог стать человек, обладающий умением слагать экспромты и владеющий музыкальным инструментом. Он должен был быть в курсе всех новостей, особенно придворных, и в совершенстве владеть искусством тонкой лести. В основном трубадуры воспевали любовь, весну, радость жизни. И хотя Альбигойский крестовый поход (серия кампаний 1209-1229 годов, предпринятых с целью искоренения ереси) полностью прекратил их существование, эти певцы, поэты, авторы песен оставили большое культурное наследие и прекрасную память о себе. К их творчеству, возрожденному романтиками, интерес не угасает и в наше время. Само название певца и поэта «трубадур» звучит красиво, хотя в те времена наименований было много: трувер, менестрель, миннезингер и бард. К жанрам, особенно чтимым трубадурами, относятся в первую очередь канцона и сирвента, плач и альба, пасторела, тенсона и баллада. Все это разные по форме и тематике песни, но их объединяет изысканность формы и обязательная точность рифмы. В рукописях, дошедших до наших дней, насчитывается до 500 имен трубадуров, 40 из которых известны любителям и знатокам поэзии. Начиная с XIV века понятие «трубадур» было забыто, но поэты-романтики в своем творчестве обратились к наследию менестрелей Средневековья, и интерес к ним вспыхнул с новой силой. Вот и великий итальянский композитор назвал один из своих шедевров этим словом.

Величайшая опера

«Трубадур», опера великого Джузеппе Верди, написанная на либретто его друга Сальваторе Каммарано и увидевшая свет в 1853 году, после смерти либреттиста стала одним из крупнейших произведений Дж. Верди. И хотя события, описанные в ней, относятся к XV веку, придворный поэт-музыкант Манрико, главный герой произведения назван трубадуром. Эта работа гениального композитора стала в один ряд с такими его операми, как «Риголетто» и «Травиата». Композитора настолько захватила идея пьесы А. Г. Гутьереса, испанского драматурга, что всю музыку к бессмертной опере он написал за 29 дней. «Трубадур» - опера, премьера которой состоялась в Риме 19 января 1853 года, сразу стала невероятно популярной и покорила почти всю Европу. Замечательная музыка, прекрасные сольные партии затмевали лихо закрученную интригу сюжета, в которой присутствовали цыгане, ворующие графских детей, любовь двух братьев к одной женщине, дуэль между ними, смерть почти всех героев. Таких сюжетов было много во все времена. Бессмертной оперу делает только музыка несравненного Джузеппе Верди.

В нашей же стране название «трубадур» было прославлено знаменитым мультфильмом, 1-я часть которого вышла в 1969 году, а 2-я - в 1973-м. Трубадур из «Бременских музыкантов» стал одним из самых известных мультипликационных героев. Невероятный успех первой части, созданной по мотивам побудил авторов Юрия Энтина, Василия Ливанова, композитора Геннадия Гладкова к созданию продолжения, которое получило название «По следам Бременских музыкантов». И хотя вторая часть не имела никакого отношения к великим немецким сказочникам, она получилась занимательной, интересной и не менее любимой советскими зрителями, чем первая.

Те же герои: Принцесса и Трубадур, Кот и Пёс, Осёл и Петух - продолжают свои приключения. Несомненным достоинством обеих частей является музыка.

Несколько поколений выросло на этих песнях, они невероятно популярны и узнаваемы. Серенада Трубадура «Луч солнца золотого…» из продолжения мультфильма, исполненная Муслимом Магомаевым, стала музыкальным шедевром. Кроме того, певец в этой части озвучивал еще Гениального сыщика и Атаманшу. Их песни тоже узнаваемы и любимы зрителями.

Пожалуй, благодаря мультику, это наиболее часто исполняемые вещи из репертуара замечательного вокалиста, у которого что ни песня - то шлягер. Серенада Трубадура, наряду с «Мелодией», «Свадьбой», «Ноктюрном», вошла в сокровищницу отечественной эстрады. Песня «Луч солнца золотого...» принесла М. Магомаеву премию «Лучший ролик» 2008 года.

Трубадуры – это средневековые поэты и певцы, исполнители собственных песен. Очень часто их называли и другим термином – менестрели. Жили они очень – очень давно – в одиннадцатых – тринадцатых веках. Но не только стихами и песнями забавляли народ трубадуры. Они очень активно принимали участие как в религиозной, так и в политической жизни общества того времени. Впрочем, сама церковь трубадуров не сильно жаловала, да и сами трубадуры очень часто сочиняли довольно колкие песенки про католических священников.

Первые трубадуры появились на юге Франции, в области, которая носит название Прованс. Само слово означает «сочинять, изобретать и находить». На сегодняшний день известны имена шестисот древних трубадуров. А вот количество произведений трубадуров, которые может прочитать современный человек, переваливает за две тысячи.

Чаще всего эти средневековые певцы воспевали в своих песнях любовь и обожание к замужней и довольно пожилой даме. Это они придумали своеобразную культуру любви, которую затем назвали куртуазной. Причём в своих песнях молодые трубадуры совсем не воспевали своё желание обладать телом замужней особы. Для них гораздо важнее было другое – поклоняться своей даме, любить её платонической любовью, и своими стихами и песнями ставить её на один уровень с Богом. А почему именно замужних дам выбирали для своих воздыханий трубадуры? Всё дело том, что в те времена считалось, что замужняя дама стоит на целую ступеньку выше в духовном развитии, чем незамужняя девушка. Замужняя женщина более спокойна, у неё есть положение в обществе, а значит только она и никакая другая девушка не может состязаться с нею в том, чтобы стать объектом любви и поклонения трубадура.

Были в трубадурной поэзии и свои жанры. Это канцона, сирвента, альба и пастурель. Пастурель или пастораль – песня, в которой благородный рыцарь беседует с бедной пастушкой. Смысл этой беседы состоит в том, что рыцарь, который расстроен тем, что его дама сердца отвергла все его ухаживания, видит в пастушке девушку, с которой он может просто пофлиртовать. Я бы даже сказала в отместку своей избраннице. И разговор этот происходит не в жанре высоких чувств, а в жанре «чувственной любви», как называли это сами трубадуры.

Альба – рассказ – песня о том, как двоим влюблённым с приходом утренней зари, придётся расстаться. Если они не успеют этого сделать, то их тайное свидание увидят люди, и им больше нельзя будет встречаться. Свидание это происходит в замковой башне, а каждая строфа песни заканчивается словами «утренняя заря».

Сирвента – песня, в которой трубадуры воспевали достоинства своих друзей и недостатки противников, канцона – песня о любви и уважении к покровителю, женщине или наперснику.

Поэзия трубадуров за два столетия прошла весь свой цикл существования – зарождение, рассвет и упадок. Если в самом начале зарождения поэзии трубадуров церковные власти Франции как – то мирились с их существованием, то спустя два века папа раз и навсегда запретил заниматься таким творчеством.

Кто такие трубадуры? Как произошло это название?

  1. Средневековый провансальский (в южной Франции) певец-поэт. Трубадуры чего-н. (перен.: о тех, кто пропагандирует, прославляет что-н.; книжн.). прил. трубадурский, -ая, -ое.
  2. бродячий музыкант
  3. http://www.krugosvet.ru/articles/50/1005091/print.htm
    тут вполне подробно написано)
  4. в нидерландах ходили, распевали песни
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/РССРРРССС - читай! мы по зарубежной литературе проходили)))
  6. Это такие Дуры, которые дуют в трубу...
  7. Все слышали про трубадуров, но не все знают, что слово трубадур происходит совсем не от дудения в трубу... То есть это совсем не трубач, хотя этот человек и связан с музыкой и песнями...

    ТРУБАДУРЫ от провансальского trobar находить, изобретать, отсюда создавать поэтические и музыкальные произведения, слагать песни средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке. Обычно трубадуры были и певцами-исполнителями своих произведений, и только некоторые из них ограничивались составлением лишь поэтического текста и музыкальной мелодии, поручая исполнение их жонглеру. Творчество трубадуров развивалось гл. обр. в Провансе, но культивировалось также в Северной Франции, в Италии и Испании, Германии что при политической, культурной и языковой близости, существовавшей между этими странами и Провансом в пору деятельности трубадуров XII и XIII вв., представляется весьма понятным.

    Поэзия трубадуров оказала также значительное влияние на развитие миннезанга в Германии. Все это свидетельствует о том, что поэзия трубадуров пользовалась в средние века европейской славой.

    Поэзия была тесно связана с жизнью рыцарского замка. В биографиях трубадуров не раз говорится об их знатных покровителях, крупных феодальных владетелях. Сами трубадуры в своих стихах нередко упоминают о милостях или об опале, испытанных ими от меценатов, восхваляют их щедрость или осуждают скупость. Многие дворцы и замки знатных любителей поэзии превратились в своеобразные центры поэтического искусства. Другие трубадуры вели жизнь странствующих певцов. Произведения трубадуров распространялись и при помощи жонглеров. Значительная часть трубадруов состояла из поэтов-профессионалов, которым литературное творчество доставляло средства к существованию. Социальный состав этих поэтов-профессионалов был пестрый: здесь были и небогатые рыцари и монахи были здесь и представители третьего сословия и люди без роду и племени. Но, кроме поэтов-профессионалов, искусством трубадуров занимались и представители феодальной аристократии.

  8. Трубадур- от фр. trouver, что значит "находить...

Трубадуры (от провансальского trobar - «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни») - средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке. Обычно Т. были и певцами-исполнителями своих произведений, и только некоторые из них ограничивались составлением лишь поэтического текста и музыкальной мелодии, поручая исполнение их жонглеру (так напр. Бертран де Борн неоднократно обращается в своих песнях к своему жонглеру - Папиолю). Творчество Т. развивалось гл. обр. в Провансе, но культивировалось также в Северной Франции, в Италии и Испании, что при политической, культурной и языковой близости, существовавшей между этими странами и Провансом в пору деятельности Т. (XII и XIII вв.), представляется весьма понятным. Во многих областях Испании и Италии язык провансальских поэтов был в те времена единственным литературным языком. Немало провансальских поэтов побывало в Испании, в Италии, в Северной Франции, с другой стороны - многие испанцы, итальянцы и французы слагали свои песни на провансальском языке. Есть основание думать, что некоторые провансальские Т. переносили свою деятельность даже в Англию, литературным языком которой после завоевания норманнов (1066) стал французский. Поэзия Т. оказала также значительное влияние на развитие миннезанга. Все это свидетельствует о том, что поэзия Т. пользовалась в средние века европейской славой.

Для суждения об условиях жизни и поэтической работы Т. одним из самых ранних источников служат их биографии, составленные в XIII в. в духе кратких средневековых хроник. Однако сведения, сообщаемые биографами Т., не раз заставляют усомниться в своей достоверности: в этих биографиях немало легендарного вымысла, многие факты явно сочинены ad hoc, в виде наивной попытки истолковать ту или иную поэтическую тему, встречающуюся в песнях данного Т.; использованы здесь и так наз. «сюжеты бродячие» повествовательной литературы. Все же биографии Т., даже если рассматривать их как вымышленные новеллы, верно воспроизводят основные черты той исторической и бытовой обстановки, в которой развивалась деятельность Т. Немаловажным источником в этом отношении могут послужить и сами произведения Т., где авторы упоминают об исторических и бытовых фактах, связанных с особенностями и судьбою их творчества и творчества их собратьев по искусству.

Поэзия Т. была тесно связана с жизнью рыцарского замка. В биографиях Т. не раз говорится об их знатных покровителях, крупных феодальных владетелях. Сами Т. в своих стихах нередко упоминают о милостях или об опале, испытанных ими от меценатов, восхваляют их щедрость или осуждают скупость. Многие дворцы и замки знатных любителей поэзии в Провансе, Италии и Испании превратились в своеобразные центры поэтического искусства. Такие центры существовали напр. при дворах графов тулузских, виконтов марсельских, дофина овернского, графов родезских - в Провансе, королей арагонских и кастильских - в Испании, маркизов монферратских и д’Эсте, императора Фридриха II - в Италии. Немало Т. (среди них известные поэты - Бернард де Вентадорн, Арна́ут Даниэль, Пе́йре Видаль) жили у знатных меценатов в качестве их придворных поэтов. Другие вели жизнь странствующих певцов. Произведения Т. распространялись и при помощи жонглеров. Так. обр. значительная часть Т. состояла из поэтов-профессионалов, которым литературное творчество доставляло средства к существованию. Социальный состав этих поэтов-профессионалов был пестрый: здесь были и небогатые рыцари (напр. Гильельм де Кабестан, Раймон де Мираваль), и монахи (Пейре д’Альвернья, Пейре Карденаль, которому монастырь разрешил предаваться сочинению светских песен и даже исполнять их в замках по соседству, с тем чтобы получаемая за это плата поступала в монастырскую казну); были здесь и представители третьего сословия (Фолькет де Марселья и др.), и люди без роду и племени (Маркабрюн). Но, кроме поэтов-профессионалов, искусством Т. занимались и представители феодальной аристократии: первый известный нам Т. был Гильельм де Пейтьеу, герцог Аквитанский. Среди четырехсот с лишним Т., сведения о которых до нас дошли, насчитываются имена знати старого Прованса: Гильельм де Пейтьеу, герцог Аквитанский, Джауфре Рюдель, принц Блайский, граф Рамбаут д’Ауренга, графиня Беатриса де Диа, Бертран де Борн и мн. др. Поэтому поэзию Т. нельзя рассматривать как совершенно единое целое; в ней достаточно ясно выступают и противоречия между демократическими настроениями и суждениями Т. из народа и восхвалением феодальных отношений трубадурами-аристократами. Так выходец из народа Маркабрюн пользуется изысканной формой пасторели для осмеяния бездельников-рыцарей, тогда как феодал Бертран де Борн в страстных сирвентах прославляет набеги и грабежи как единственно достойное рыцаря занятие.

По своему происхождению провансальская лирика, возникшая, повидимому, в конце XI в., связана с народным песенным творчеством. Некоторые жанры поэзии Т. наглядно демонстрируют эту фольклорную традицию. Так баллада (провансальское balata - «плясовая») хранит в себе многие черты (и в словесном тексте, и в музыке), подтверждающие ее связь с народными хороводными песнями; в одной балладе прямо упоминается «апрельская королева», традиционный персонаж народных весенних обрядов. Другой жанр, альба, изображающая расставание влюбленных при наступлении дня (провансальское alba - «утренняя заря»), связан со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами. Для самого распространенного жанра поэзии Т., кансоны, любовной песни (провансальское canso - «песня»), характерны так наз. «весенние запевы», состоящие в том, что поэт начинает свою песню с описания весны, птичьего щебета, расцветающих цветов и распускающейся зелени, - эти традиционные запевы, как установлено, тесно связаны с народной лирикой. Однако, возникнув на почве народной песни и народного поэтического языка, заимствуя и в дальнейшем некоторые свои мотивы из фольклорных источников, провансальская поэзия выступает - впервые в истории новоевропейских литератур - как поэзия индивидуальная, как лирика осознающей себя личности.

Правда, феодальная ограниченность и замкнутость налагают свой отпечаток на поэзию Т.; реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, которую церковь со своей проповедью аскетизма объявляла «сосудом скудельным всяческия скверны», выливаются в форму феодальных отношений вассала и синьора, в форму «служения даме». Особенно ярко это выступает в любовной лирике Т. Любовная лирика старого Прованса часто отличается условностью и узостью эмоционального содержания, однообразием и бедностью поэтических образов. Нередко обращенная к знатной покровительнице поэта кансона превращается в форму своеобразного феодального служения не только самой «даме», но косвенно и ее супругу. За любовными признаниями Т. часто не стоит никакого реального жизненного содержания. Высказываемые поэтом чувства подчиняются строгой регламентации, неписанному кодексу любовного «служения», так наз. «куртуазной» любви. Создатель любовных песен должен был быть не только хорошим поэтом, но и совершенным - с точки зрения этого кодекса - или, как выражались Т., «лойяльным» влюбленным. Т. (среди них особенно Ригаут де Барбезье) много внимания посвящают характеристике такого «лойяльного» влюбленного: он должен отличаться скромностью и терпением, должен подчиняться всем капризам избранной им дамы, должен довольствоваться самыми малыми знаками внимания с ее стороны и т. п. Подчиняясь этому любовному кодексу, поэты не только сочиняли свои песни, но, так сказать, и самую свою биографию, как бы инсценируя новые и новые варианты традиционного сюжета о певце, влюбленном в знатную красавицу. Конечно, лучшие из провансальских поэтов умели преодолевать все эти шаблоны и создали ряд прекрасных кансон, отличающихся большой искренностью выражения, свежестью образов, богатой и глубокой эмоциональностью (Бернард де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Беатриса де Диа), но и они не свободны от многих условностей провансальской любовной лирики и кодекса «лойяльной» любви. Изредка, правда, попадаются среди Т. сознательные нарушители этого кодекса, - так, у Маркабрюна и его последователя Пейре Карденаля можно найти песни, исполненные нападок на женщин и на любовь, но лишь в виде исключения, притом исключения, подтверждающего правило, т. к. оригинальность этих поэтов-женоненавистников со всей яркостью выступает лишь на фоне молчаливо подразумеваемого или общепринятого в провансальской поэзии кодекса любовного служения, от которого они отталкиваются. Создав впервые в истории литературы концепцию любви-служения, сыгравшую такую большую роль в развитии лирической поэзии Европы, Т. сами запутались в формальностях созданного ими кодекса любовных отношений и осудили себя на бесплодные перепевы некогда новых и своеобразных тем.

Менее условен, чем кансоны, более насыщен конкретным жизненным материалом другой распространенный жанр поэзии Т. - сирвенты (провансальское sirventes - «служебная песня»). От кансон сирвенты отличаются своей социальной, иногда сатирической, заостренностью; под пером некоторых Т. они превращаются в агитационные произведения, нередко в памфлеты. Лучший и известнейший из авторов сирвент - Бертран де Борн, один из политических деятелей провансальской военной аристократии, сам принимавший участие в феодальных усобицах на юге Франции, в военной распре из-за владений в Провансе, возникшей между сыновьями английского короля Генриха II - Ричардом Львиное Сердце и Генрихом, по прозванию Молодой Король. Сирвенты служили Бертран де Борну одним из средств феодальной борьбы. Поэтому, несмотря на прекрасные, полные жизни, чрезвычайно живописные и динамичные картины сражений, которые могут служить образцом батальной поэзии, сирвенты Бертран де Борна, обращенные к его военным союзникам или противникам, носят слишком узкий феодально-аристократический характер. Иными настроениями насыщены сирвенты Пейре Карденаля, тоже прославленного мастера этого жанра. В своих сатирических песнях, написанных в мужественном и энергическом стиле, он клеймит гордость и жестокосердие богачей и знати, выражает симпатии к бедному и бесправному люду, негодует на французские войска и инквизицию, предававшие разгрому альбигойцев. В песнях Гильельма Фигейра, современника Пейре Карденаля, можно найти высказывания, направленные против папства, и нападки на монахов.

В области словесного искусства Т. достигли большого совершенства. Они создали богатый и разработанный литературный язык, в основу которого, повидимому, было положено лимузенское наречие (свой язык Т. первоначально и называли лимузенским - el lemozi). Поэтическая речь Т. отличалась богатством и разнообразием художественной формы. В биографиях Т. упоминаются состязания, имевшие место между поэтами (биография Арнаута Даниэля), вопросы поэтического мастерства дебатируются и в песнях Т. В одной из своих кансон Бернард де Вентадорн задается вопросом о том, в чем состоит достоинство его как лирического поэта, и видит это достоинства в силе и искренности своего чувства. Сохранилась одна провансальская песня, написанная в диалогической форме и воспроизводящая спор между двумя поэтами - Гираутом (повидимому, Гираутом де Борнель) и Линором (графом Рамбаутом д’Ауренга) о преимуществах общепонятного, «ясного» поэтического стиля (trobar clar) и стиля, непонятного для непосвященных, темного, «замкнутого» (trobar clus). В другом произведении, принадлежащем Г. де Борнелю, поэт говорит о своем желании петь так понятно и просто, чтобы песни его были доступны даже маленькому его внуку. Подобные высказывания отображают борьбу «ясного» и «замкнутого» стилей, имевшую место в поэзии Т. Представителями первого были, в числе других, Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Гираут де Борнель, Беатриса де Диа; представителями второго - «первый трубадур» Гильельм де Пейтьеу, Арнаут Даниэль, Маркабрюн и др. Поэты, писавшие в «замкнутом» стиле, проявляли повышенный интерес к формальной стороне поэзии, достигая в этой области необычайной виртуозности (особенно отличался в этом отношении Арнаут Даниэль, мастерство которого высоко ценили Данте и Петрарка). Но и для представителей «ясного» стиля характерно тщательное культивирование формальных совершенств. Лирика Т. отличается большим разнообразием жанров. Кроме кансоны, сирвенты, баллады и альбы, большим распространением пользовалась тенсона (от tenso - спор), или иначе партимен (partimen - раздел), диалог-диспут на художественные, психологические или философские темы (как напр. упомянутый выше спор между Гираутом и Линором). Распространен был и так назыв. плач (planh), выражающий скорбь поэта по поводу смерти своего знатного покровителя или какого-нибудь близкого человека (один из ярких образцов - «Плач» Б. де Борна на смерть «Молодого Короля»). Популярен был и жанр пасторелы (pastorella или pastorela), песни, изображающей беседу рыцаря с пастушкой; в этом жанре большим мастером был Маркабрюн. Существовало и много других, второстепенных жанров, - напр. эскондидж (escondig - оправдание), песня, в которой поэт оправдывается перед своею дамой; дескорт (descort - разногласие), песня с беспорядочной композицией, передающей смятенное состояние поэта, и др. Такое обилие поэтических жанров сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Правда, у Т. встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые жанры или по-новому трактовать старые. Так в противовес альбе создается серена (serena - вечерняя песня). Ук де ла Баккалариа задается целью создать альбу «на новый лад», где он посылает проклятие не утренней заре, разлучающей влюбленных, а ночному мраку, полному одиночества неразделенной любви; Рамбаут де Вакейра составляет дескорт на пяти наречиях, чтобы таким смешением языков выразить расстроенное состояние своей души.

В ритмическом отношении лирика Т. отличается большим богатством и разработанностью. Метрическая система Т. - силлаботоническая, близкая к итальянской, т. е. построена на закономерном распределении числа слогов в каждой строке и закономерном чередовании ударений. Рифмовка характеризуется большой точностью (ассонансы почти не встречаются) и изысканностью, нередки случаи, когда одни и те же две-три рифмы проходят через всю большую строфу или даже через все стихотворение. Строфика поражает своим разнообразием, - у Т. насчитывают до 1 000 строфических форм. Очень распространен в старопровансальской лирике рефрен, связанный с ее фольклорным происхождением и песенным характером. Служа в руках таких Т., как Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Беатриса де Диа или Пейре Карденаль, прекрасным орудием поэтической выразительности, для других певцов (напр. для Арнаута Даниэля) формальное совершенство провансальской лирики превращалось почти исключительно в самоцель.

Разорение Прованса в результате альбигойских войн (1209-1229) положило конец искусству Т. Центры провансальской культуры были разгромлены, многие Т. и жонглеры переселились в Испанию и Италию. Установление инквизиции, образование монашеских орденов неблагоприятно отразилось на положении Т., чье искусство в пору его расцвета было исключительно светским. В Провансе поэзия начинает принимать все более и более религиозный характер. Формы любовной лирики используются для разработки религиозных тем, культ дамы трансформируется в мистический культ богородицы. Условность поэтического языка, и ранее свойственная Т., достигает крайней степени в религиозной лирике Прованса. Крупнейший представитель этой лирики - Гираут Рикьер, «последний трубадур». Угасания провансальской поэзии не могла остановить и образованная в начале XIV в. Тулузская «консистория веселой науки» (gai saper - веселая наука, - так называли свое искусство Т.). В этой «консистории» культивировалась исключительно религиозная лирика, приобретавшая с течением времени все большую сухость, условность и формализм. Традиция старопровансальской лирической поэзии совершенно прекращается. Но влияние провансальской поэзии на все развитие европейского поэтического искусства было очень велико. Влияние это обнаруживается и во французской лирике, и в испанской, и в немецком миннезанге, и особенно в итальянской поэзии (Данте, Петрарка, весь dolce stil nuovo находились под несомненным и большим воздействием старопровансальских поэтов). Произведения Т. имеют для нас так. обр. большое историческое и историко-литературное значение, а некоторые из этих произведений до сих пор не потеряли своей художественной ценности.

Список литературы

I. Изд. текстов: Raynouard F., Choix des poésies originales des troubadours, 6 vls., P., 1816-1821

Die Werke der Troubadours in provenzalischer Sprache, hrsg. v. C. A. F. Mahn, 4 Bde, B., 1846-1853

Gedichte der Troubadours, hrsg. v. C. A. F. Mahn, 4 Bde., B., 1856-1873

Chabaneau C., Les biographies des troubadours, Toulouse, 1885

Bartsch K., Chrestomathie provençale, 6-me éd., Marburg, 1903

Appel K., Provenzalische Chrestomathie, 6. Aufl., Lpz., 1930

Crescini V., Manualetto provenzale, Padova, 1905

Anglade J., Anthologie des troubadours, P., 1928. На русском яз. переводы: отдел «Провансальская литература» в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература средних веков (IX-XV вв.). Сост. проф. Р. О. Шор, Учпедгиз, М., 1936, 2-е изд., М., 1938.

II. Историко-литературные работы о Т.: Diez F., Leben und Werke der Troubadours, 2. Aufl. von K. Bartsch, Lpz., 1882

Его же, Die Poesie der Troubadours, 2. Aufl., von K. Bartsch, Lpz., 1883

Bartsch K., Grundriss zur Geschichte der provenzalischen Literatur, Elberfeld, 1872

Stimming A., Provenzalische Literatur, в кн.: Gröbers Grundriss der romanischen Philologie, Bd. II, 2. Abteil, Strassburg, 1904-1906

Jeanroy A., La poésie provençale du Moyen Age. II - La poésie politique chez les troubadours, «Revue des Deux Mondes», P., 1899, t. 155, 3-e livraison, 1/X

Его же, Les origines de la poésie lyrique en France au Moyen Age, 2-e éd., P., 1904

Restori A., Letteratura provenzale, Milano, 1891

Pätzold A., Die individuellen Eigentümlichkeiten einiger hervorragender Trobadours im Minneliede, Marburg, 1897

Anglade J., Les troubadours, leurs vies, leurs oeuvres, leur influence, P., 1908

Его же, Les origines du gai savoir, P., 1920

Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса. Париж, 1911

Де Ла-Барт Ф., Беседы по истории всеобщей литературы, ч. I, 2-е изд., М., 1914

Веселовский А., Из истории развития личности. Женщина и старинные теории любви, «Беседа», 1872, кн. III, март

Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, чч. 1-2 (Сборник Отделения рус. яз. и слов. Акад. наук, т. LXXIV, № 2, и т. LXXVIII, № 5), СПБ, 1903-1905

Его же, Очерк литературной истории Арраса в XIII веке, «Журн. мин. нар. просв.», СПБ, 1900, февр.

Иванов К. А., Трубадуры, труверы и миннезингеры, СПБ, 1901.

III. Pillet A., Bibliographie der Troubadours, Halle, 1933.



Случайные статьи

Вверх