Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика. Земская реформа. Кратко. Административная реформа Петра

Любой человек в жизни сталкивался с понятием реформы. В свете современных событий это слово стало довольно популярным. Сейчас оно фигурирует не только в речи политиков, ведущих, но и также в средствах массовой информации, в книгах и в других местах. Рассмотрим то, что означает «реформа» и какие бывают виды реформ.

Сущность данного понятия

Данное слово происходит от латинского, которое в переводе на русский означает «преобразование». Соответственно, слово «реформа» значит изменение общественной жизни объекта, а также сфер жизни человека. Нужно заметить, что от реформ напрямую зависит историческое развитие общества. За счет того что данный процесс может затрагивать любую сферу жизни человека, существует сразу несколько видов реформ. Данный процесс может происходить в любом государстве, характеризуя его внутреннюю политику. При этом она полностью затрагивает политическое устройство, а также экономическое и социальное.

История

Существует несколько видов реформ, которые влияют не только на развитие страны, но и на ход истории.

Первый вид - прогрессивный процесс преобразования. Таким образом, такие реформы считаются теми, которые влекут за собой улучшение жизни любой сферы населения. Также это может касаться целой системы. Как правило, прогрессивные реформы положительно сказываются на уровне экономики, социальном обеспечении в жизни и так далее.

Регрессивные же реформы - это те, которые снижают уровень жизни, а также ведут к любым другим негативным последствиям. Например, если увеличить ставку налогообложения, то производство будет сокращаться, экономика перейдет в «теневую деятельность», а уровень жизни людей упадет. С проведением регрессивных реформ могут возникать бунты, забастовки и так далее. К счастью, даже с негативными последствиями иногда реформы такого типа приводят к положительному разрешению. Примером такого может служить увеличение налогов для того, чтобы усилить социальную защиту человека. В первое время это будет вызывать забастовки, а также негодование со стороны людей, однако когда система полностью проявит себя, это вызовет положительный отклик у граждан. Соответственно, жизнь будет лучше.

Направление

Вышеописанные виды реформ (обществознание позволяет изучать их в школе) не являются единственными. Следует заметить, что если говорить о сфере применения, то реформа имеет довольно обширный список вариантов.

Политические направляются на определенную сферу государства: речь идет об изменении в системе избирателей либо же о преобразовании правил руководства страной. Экономические влияют на развитие внешних отношений либо ведут к изменению внутренней деятельности, связанной с хозяйством. Социальные же проводятся для того, чтобы изменить образ жизни людей. Это общее описание, однако имеются и другие виды реформ. Рассмотрим их.

  • Конституционная. Отнести следует к политической сфере. При проведении такой реформы в Конституцию вносятся измененные документы, которые касаются структуры выполнения власти либо же меняют принципы работы.
  • Имеется образовательная реформа. Это один из видов социальной реформы. Она касается не только работы системы министерства, но и обычных заведений, в том числе школ, вузов, колледжей и так далее.
  • К экономической сфере также следует отнести аграрную реформу. Она влияет на проведение сельскохозяйственной деятельности. Может либо поддерживать работу в сфере, либо ужесточать ее правила и требования.

Особый вид

Имеются некоторые виды денежных реформ, однако она сама считается особым типом в общем смысле. Как правило, ее проводят только в случае крайней необходимости. Например, если необходимо оздоровить экономическую систему, поднять курс или стабилизировать его, либо же в период, когда государство пытается провести другие важные мероприятия.

Известным также можно назвать процесс изменения правописания в русском языке. Он запомнился историкам тем, что из алфавита были убраны некоторые буквы. Речь идет о реформе, которая была проведена в 1917-1918 году. С 1965 в СССР проводилась экономическая реформа. Она связана с планированием и функционированием народного хозяйства. Длилась она 5 лет (до 1970). На западе данную реформу называют реформы Либермана, в СССР же ее называли Косыгинской.

Перестройка - это еще одна очень известная реформа. Длилась она во второй половине восьмидесятых годов на территории СССР. Если говорить о конкретных годах, то это с 1986 по 1991. Задачей данной реформы было введение демократизации на территории СССР, а также стабилизация экономического строя государства. Такие виды экономических реформ всегда приносили успех.

В 90-х годах была проведена экономическая реформа, которая позволила приватизировать бывшие союзные предприятия, а также речь шла о либерализации цен, внешней торговли. Еще известной реформой считается начало использования валюты евро на территории Европейского союза.

Также есть множество известных реформ, которые снизили уровень жизни. Как правило, они заключались в одних и тех же нюансах. Поэтому просто перечислим список тех, которые не привели к должному развитию государства. Речь идет об увеличении рабочего дня, налогов, пенсионного возраста. Также негатив вызывают уменьшение пособия по безработице, сокращение бесплатного образования, а также количества медицинских услуг, выполняемых бесплатно.

Революция

Революция — это слово, которое является близким к реформе. Надо заметить, что оно означает огромнейшее, а также радикальное изменение в обществе. Если посмотреть различия между революцией и эволюцией, то здесь имеются существенные отличия. В ней все изменения происходят довольно быстро. От реформ данная система отличается тем, что они более спокойные, в ходе их выполнения существующие основы любой сферы не затрагиваются.

Следует заметить, что довольно часто в учебниках встречаются такие вопросы, как: «Какие виды социального прогресса, реформа или революция, будут более предпочтительными для развития общества?» Однако следует сказать, что многие ученые отмечают, что революция в любом виде нечасто является максимально положительным изменением в обществе. Хоть реформа проходит довольно медленно, но ее негативные последствия, если вовремя их устранять, ликвидировать намного проще. Революция в любом случае будет способствовать возникновению жертв, разногласий в обществе, нередко она проводится при помощи гражданской войны.

Как правило, возникает революция уже тогда, когда в обществе назревают проблемы, которые необходимо решить, однако государство не спешит этого делать. Многие знают, что все революции, как правило, проводятся обычными людьми. В истории человечества есть сотни интересных примеров, в результате которых общество либо добилось положительных изменений, либо полностью уничтожило государство. Революция считается развитием общества, которое довольно сильно ударяет по людям.

Виды революции

Просматривая основные виды реформы, уже можно понять, что они полностью зависят от сферы их применения. То же самое касается революции. В обществе имеется несколько типов. Например, это промышленная, культурная, «зеленая», демографическая. Также есть некоторые другие. В науке имеется научная и научно-техническая революция. Если говорить о политической, то она делится на социальную и политическую.

Итоги

Все виды реформ и революции довольно сильно сказываются на обществе. Однако следует заметить, что даже при их проведении сначала непонятно то, губительны они либо, наоборот, принесут только успех. Их результативность показывается по истечении нескольких лет, после того как они начали действовать. Именно поэтому при их проведении необходимо полностью взвешивать все за и против, для того чтобы не ошибиться.

(Великие реформы) – реформы, проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи императором Александром 2 и затрагивающие практически все сферы жизни государства.

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война , которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Итоги и последствия реформ Александра 2

Политические и финансовые реформы, проведенные Александром 2 не зря называют великими. Благодаря им было положено начало формированию в Российской Империи нового типа общества – индустриального общества капиталистического типа. Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, не зависящие от сословия, а также возможность на честный и открытый суд. Пресса стала более свободной, что позволило гражданам иметь возможность обсуждать и осуждать решения правительства.

Освобождение крестьян и реформы в экономике позволили стране выйти из кризиса и создать се условия для дальнейшего успешного роста с учетом новых экономических реалий.

В целом, страна пережила значительные изменения, которые помогли ей встать на новый путь развития, более успешный и современный.

1860 70 х гг. в России: крестьянская реформа 1861, земская реформа 1864, судебная реформа 1864, цензурная реформа 1865, городская реформа 1870, военные реформы 1860 70 х гг., морские реформы 1850 60 х гг., финансовые реформы 1860 х гг.,… … Современная энциклопедия

Реформы Кёхо - (яп. 享保の改革, きょうほうのかいかく кё:хо: но кайкаку?) название курса социально экономических преобразований в Японии, которые осуществлялись во время 30 летнего правления Токугавы Ёсимунэ (1716 1745), 8 го сёгуна сёгуната Эдо. Реформы названы по… … Википедия

РЕФОРМЫ - Каждый режим в конце концов становится старым режимом. Станислав Ежи Лец Самый опасный момент для плохого режима когда он начинает реформироваться. Алексис Токвиль Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее … Сводная энциклопедия афоризмов

реформы - проводить реформы действие продолжать реформы действие, продолжение … Глагольной сочетаемости непредметных имён

РЕФОРМЫ - 1860–1870 гг., преобразования Александра II – крестьянская реформа 1861 г., земская реформа 1864 г., судебная реформа 1864 г., цензурная реформа 1865 г., городская реформа 1870 г … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Реформы правительства Ельцина - Гайдара преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года. Правительством Ельцина… … Википедия

Реформы Петра I - Реформы Петра I преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696 1715 годы и 1715 1725.… … Википедия

Реформы в экономике - (economic reforms) – один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное… … Экономико-математический словарь

реформы в экономике - Один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к… … Справочник технического переводчика

Реформы Александра II - Реформы Александра II реформы 60 70 х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы». Основные преобразования: Крестьянская реформа 1861… … Википедия

Книги

  • Реформы науки и техники в РФ и КНР. Итоги и перспективы , . В сборнике помещены материалы международного форума "Реформы науки и техники в КНР и РФ: теория и практика", состоявшегося в Пекине (КНР) 17-18 октября 2005 года. Рассматриваются общие… Купить за 632 руб
  • "Реформы" образования России 1918-2018 (идеи, методология, результаты) , Костенко И.П.. На основании огромного фактического материала (малоизвестного, нередко неизвестного) даётся аргументированный ответ на вопрос о причинах падения качества отечественного образования, начиная с…

Земская реформа 1 января 1864 года - Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян.

Городская реформа 1870 года - Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Судебная реформа. Судебный устав 1864 года - Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества - для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Военная реформа Александра II - реформа, проведенная Александром II 1 января 1874 года,разработанная военным министром Д. А. Милютиным. Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Военные Реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны.

- сокращение численности армии на 40 %;

- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;

- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых "оштрафованных") в армии;

    перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

    введение всеобщей воинской повинности в 1874 вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Реформа образования. В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов - выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

    при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

    для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

    Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

    разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

    наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

    ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

    Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

    Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

    связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

    на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

    в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

    в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.


Случайные статьи

Вверх