Рижская линия. Калужско-рижская линия метро со станциями. Знаете ли вы, что

Калужско-Рижская линия метро , состоящая из 24 станций и имеющая длину 37,8 км - одна из самых загруженных. Является шестой линией городского метрополитена Москвы . Состоит из участков разной глубины заложения: как глубокого, так и мелкого.

История Калужско-Рижского направления метро начинается с 1950-1960-х годов, когда были открыты северная и южная части линии.

История развития Калужско-Рижской линии метро

По первоначальному проекту Калужское и Рижское направления должны были существовать автономно. Позже это решение изменили: открытие центрального участка, которое произошло в 1972 году, дало начало Калужско-Рижской линии.

Рижский радиус был открыт в мае 1958 года.

Протяженность участка составила 4,5 километра. Он включал в себя 4 станции - «Проспект Мира», «Рижская», «Алексеевская» и «ВДНХ». Все станции глубокого заложения.

Необходимость проведения Калужского радиуса возникла в результате интенсивного развития юго-западных районов столицы.

Осенью 1962 года был открыт участок Калужского направления от «Октябрьской» станции до «Новых Черемушек». Его длина достигала 8,1 км.

Через полтора года, в апреле 1964 года, направление продлили еще на 1,5 км до «Калужской» станции, открытой в здании электродепо (в 1974 году эта наземная платформа была закрыта и ей на замену открыли уже подземную станцию с таким же названием).

Во время возведения Калужского радиуса впервые применили строительство станций в открытых котлованах, а перегонные тоннели строили методом щитовой проходки без вскрытия поверхности земли. Этот метод стали называть «московским».

Строительство центрального звена, объединяющего северный и южный радиусы Калужско-Рижской линии метро, началось в 1970 году.

В процессе работ впервые была построена усовершенствованная колонная станция глубокого заложения - станция «Китай-город» (ранее «Площадь Ногина»).

За счет использования колонн достигалось более равномерное распределение нагрузки. Такой тип станций стали называть уже «московским колонным».

Участок от «Октябрьской» до станции «Китай город» начал свою работу в начале 1971 года.

Участок со станциями «Колхозная» и «Тургеневская», который соединял «Китай-город» и станцию Рижского радиуса «Проспект мира», открыли в январе 1972 года.

Так возникла Калужско-Рижская ветка метро.

Летом 1974 года открыто направление «Новые Черемушки» - «Беляево».

От «ВДНХ» в Медведково ветку метро продлили в 1978 году. Протяженность участка составила 8,1 км. Линия метро над рекой Яуза является поднятым над водой участком тоннеля.

Промежуточные станции участка мелкого заложения - «Ботанический Сад», «Свиблово», и «Бабушкинская».

Южная завершающая часть линии открывалась в два этапа:

  1. в 1987 году начал работать отрезок со станциями «Теплый стан» и «Коньково»;
  2. в январе 1990 года заработал участок «Ясенево» - «Битцевский парк».

Станции Калужско-Рижской линии метро:

  • станция метрополитена Медведково
  • станция метрополитена Бабушкинская
  • станция метрополитена Свиблово
  • станция метрополитена Ботанический сад
  • станция метрополитена ВДНХ
  • станция метрополитена Алексеевская
  • станция метрополитена Рижская
  • станция метрополитена Проспект Мира
  • станция метрополитена Сухаревская
  • станция метрополитена Тургеневская
  • станция метрополитена Китай-город
  • станция метрополитена Третьяковская
  • станция метрополитена Октябрьская
  • станция метрополитена Шаболовская
  • станция метрополитена Ленинский проспект
  • станция метрополитена Академическая
  • станция метрополитена Профсоюзная
  • станция метрополитена Новые Черемушки
  • станция метрополитена Калужская
  • станция метрополитена Беляево
  • станция метрополитена Коньково
  • станция метрополитена Теплый стан
  • станция метрополитена Ясенево
  • станция метрополитена Новоясеневская
  • 25.10.2019
    Москва - В 23:17 последний поезд с пассажирами отправился со ст. «Каширская» на ст. «Варшавская». Движение с пассажирами на участке «Каширская» - «Варшавская» прекращено до ввода в составе участка Большой кольцевой линии. Каховская линия прекратила своё существование. Станция «Варшавская» временно выведена из пассажирской эксплуатации. Общее количество действующих станций Московского метро сократилось до 229.
  • 03.10.2019
    Санкт-Петербург - В 16:46 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Международная» до ст. «Шушары». Со второй попытки пущен в эксплуатацию участок Фрунзенско-Приморской линии со станциями: «Проспект Славы », «Дунайская » и «Шушары ». Общее количество станций Петербургского метро возросло до 72.
  • 09.09.2019
    Москва - АО «УРСТ» начало проходку двухпутного тоннеля на участке Большой кольцевой линии от ст. «Карамышевская» до ст. «Мнёвники». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht S-956 Лилия диаметром 10,85 м.
  • 05.09.2019
    Санкт-Петербург - В 11 утра состоялась церемония открытия участка Фрунзенско-Приморской линии «Международная» - «Шушары». Уже после отправления в 11:29 первого поезда с пассажирами от ст. «Шушары» до ст. «Проспект Славы» (без высадки на «Дунайской») решением вр. и. о. губернатора А. Д. Беглова открытие было отменено, станции не введены в постоянную эксплутацию.

Поиск

Знаете ли вы, что...

Вопреки расхожему мнению, грунты в Санкт-Петербурге прекрасно подходят для строительства метро. Станции и перегонные тоннели Петербургского метрополитена посажены в толще прочных и водоупорных голубых кембрийских глин. Великолепные геологические условия позволили ленинградским метростроевцам установить в 1981 году на участке Московско-Петроградской линии от ст. «Пионерская» до ст. «Удельная» мировой рекорд щитовой проходки — 1250 погонных метров тоннеля в месяц. Рекорд был установлен на отечественом ТПМК КТ-1-5,6 производства Ясиноватского машиностроительного завода. А вот что действительно представляет большую сложность в строительстве (да и в дальнейшей эксплуатации), так это проходка наклонных ходов для размещения эскалаторов. Эскалаторные тоннели вынужденно пересекают все слои пород с самыми различными и зачастую весьма неблагоприятными характеристиками.

Калужско-Рижская линия

Калужско-Рижская линия - сформированная из двух отдельно работавших радиусов диаметральная линия Московского метрополитена, соединяющая северо-восточные районы Москвы через центр с южными и юго-западными районами. Почти полностью (за исключением крытого метромоста над рекой Яуза) подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения. Линия обозначается оранжевым цветом и имеет порядковый шестой номер на схемах, при этом по порядку ввода в строй Рижская линия была пятой, а Калужская - седьмой.

26 марта 1958 г.: пробный поезд на ст. «Рижская».
Фото с сайта «Фотографии прошлого ».

21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития будущего метро из пяти диаметральных линий. Одним из таких диаметров был Замоскворецко-Дзержинский от ст. «Нижние Котлы» до ст. «Останкино». Помимо пяти утверждённых рассматривался также Калужско-Тимирязевский диаметр, начинавшийся в районе Калужской заставы. В 1934 г. было решено пристыковать Замоскворецкий радиус к Горьковскому, а Дзержинский от ст. «Останкино» до ст. «Площадь Свердлова» к Таганскому от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Завод имени Сталина». Получившаяся Дзержинско-Таганская линия имела бы длину 16,7 км и состояла бы из 15 станций (названия станций, кроме конечных, даны условно): «Останкино» - «Ново-Останкино» - «Староалексеевская» - «Ржевский вокзал» - «Ботанический сад» - «Сухаревская площадь» - «Трубная площадь» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Ногина» - «Яузские ворота» - «Таганская площадь» - «Крестьянская застава» - «Новодубровская» - «Симоново» - «Завод имени Сталина».

Медведково
Бабушкинская
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Новоясеневская

10 июля 1937 г. постановлением СНК СССР был утверждён проект III очереди строительства метро. На новой перспективной схеме впервые был обозначен Дзержинско-Калужский диаметр - прообраз будущей Калужско-Рижской линии - от ст. «Ростокино» (возле платф. Северянин) вдоль Ярославского шоссе со станциями (названия, кроме «Ростокино», даны условно): на пересечении с нынешней Сельскохозяйственной ул. (тогда - ул. Текстильщиков) - «Староалексеевская» - «Ржевский вокзал» - «Колхозная площадь» - «Кировская» - «Покровские ворота» - «Яузские ворота» - «Новокузнецкая» - «Октябрьская площадь» - станция на пересечении с планировавшимся новым бульварным кольцом (сейчас - ул. Академика Петровского) - «Калужская застава» - далее линия продолжалась вдоль перспективной новой магистрали - будущего Ленинского просп. - станция на пересечении с нынешним Университетским просп. - станция примерно на пересечении с нынешней ул. Строителей и конечная станция в районе Воронцово.

Скорым воплощениям замыслов помешала война, и лишь с окончанием к 1953 г. большей части работ по строительству IV очереди - Кольцевой линии , а также Новоарбатского радиуса - начались работы на V очереди, куда вошёл в том числе и Рижский радиус, называвшийся во время строительства Щербаковским. В августе 1953 г. метростроевцы вышли на новые площадки. Первый пробный поезд по трассе прошёл в ночь на 26 марта 1958 г. 1 мая 1958 г. новый радиус с четырьмя станциями: «Ботанический сад», «Рижская», «Мир» (проектное название - «Алексеевская», с апреля 1957 г. и вплоть до открытия - «Щербаковская») и «ВСХВ» («Всесоюзная сельскохозяйственная выставка») был пущен в эксплуатацию. Образована 5-я линия - Рижская, обозначаемая на схемах жёлтым цветом. На ст. «Ботанический сад» работал только переход на одноимённую станцию Кольцевой линии, вестибюль достроен не был. На линии работали 4-вагонные составы из вагонов типа Г электродепо ТЧ-4 «Красная Пресня».

В декабре 1957 г. Метростроем было получено проектное задание по сооружению Калужского радиуса. На новом 11-километровом радиусе было запроектировано 9 станций и электродепо: «Новокузнецкая» с переходом на Горьковско-Замоскворецкую линию , «Полянка» (на перекрёстке улиц Бол. Полянка и Димитрова), «Калужская» (переход на Кольцевую линию), «Шаболовская», «Калужская застава», «Академическая» (на 1-м Академическом проезде, сейчас - ул. Вавилова), «Черёмушкинская», «Ломоносовская». Конечная радиуса носила проектное название «Проезд № 1683», за ней, возле деревни Воронцово, должно было разместиться электродепо на 18 канав.

Несмотря на то, что два радиуса - Рижский и Калужский - работали независимо и считались отдельными линиями, изначально планировалось соединить Калужский и Рижский радиусы от «Новокузнецкой» через «Площадь Ногина», «Дзержинскую» и «Трубную». В перспективе предполагалось построить ещё два радиуса: Серпуховской и Тимирязевский , разделить Калужско-Рижский диаметр по ст. «Трубная» и создать две новые линии: Калужско-Тимирязевскую и Рижско-Серпуховскую. Помимо «Трубной» второй пересадочной станцией между двумя диаметрами должна была стать «Полянка», которая стала проектироваться как первая совмещённая станция в Московском метро, то есть станция с кросс-платформенной пересадкой. Первоначально должна была быть построена одна станция с заделом на строительство второй, параллельной первой. Вторая станция с организацией совмещённой пересадки должна была быть построена вместе с Серпуховским радиусом.

Во второй половине 1958 г. начались подготовительные работы на Калужском радиусе. Пусковой участок от пересадочной станции на Кольцевую линию включал в себя 6 станций со следующими проектными названиями (в скобках даны названия при пуске радиуса в эксплуатацию): «Калужская» («Октябрьская»), «Шаболовская», «Калужская застава» («Ленинский проспект»), «Черёмушки» («Академическая»), «Ломоносовская» («Профсоюзная») и «Проезд № 1683» («Новые Черёмушки»). От строительства ст. «Академическая» на ул. Вавилова отказались.

30 апреля 1959 г. был открыт отдельно стоящий наземный вестибюль ст. «Ботанический сад». 12 декабря 1959 г. ст. «ВСХВ» переименована в «ВДНХ» («Выставка достижений народного хозяйства»).

6 июня 1961 г. решением исполкома Моссовета станциям строящегося Калужского радиуса были присвоены ныне действующие названия.

13 октября 1962 г. Калужский радиус со станциями «Октябрьская», «Ленинский проспект», «Академическая», «Профсоюзная» и «Новые Черёмушки» вступил в строй. Образована 7-я линия - Калужская, обозначаемая на схемах оранжевым цветом. Вместе с линией открыто электродепо ТЧ-5 «Калужское». «Октябрьская» стала первой пилонной станцией глубокого заложения из чугунных тюбингов с уменьшенным до 8,5 м диаметром станционных залов. На ней был открыт переход на одноимённую станцию Кольцевой линии. Станция «Шаболовская» была сооружена в конструкциях без наклонного хода на перегоне «Октябрьская» - «Ленинский проспект» и не была пущена в эксплуатацию.

1960 г.: строительство ст. «Ломоносовская» («Профсоюзная»).
Фото с сайта Мосметростроя .

15 апреля 1964 г. Калужская линия была продлена от ст. «Новые Черёмушки» до наземной ст. «Калужская». Станция «Калужская» представляла собой отдельностоящий крытый неф электродепо ТЧ-5 «Калужское», в котором была сооружена платформа и вестибюль. Поезда приходили на оба тупиковых пути через перекрёстный съезд перед станцией.

В 1965 г. на перегоне «Октябрьская» - «Новокузнецкая» начались работы по строительству центрального соединительного участка между Рижским и Калужским радиусами. От совмещённой пересадочной ст. «Полянка» отказались.

26 октября 1966 г. станции «Ботанический сад» Рижской и Кольцевой линий были переименованы в «Проспект Мира», в свою очередь станции «Мир» было возвращено предпусковое название «Щербаковская».

3 января 1971 г. Калужская линия была продлена в центр от «Октябрьской» на две станции: «Новокузнецкая» и «Площадь Ногина». На ст. «Новокузнецкая» открыта пересадка на одноимённую станцию Горьковско-Замоскворецкой линии . «Площадь Ногина» является двухзальной станцией с организацией совмещённой пересадки между Ждановской и Калужской линиями, при этом для обеих линий она стала конечной.

31 декабря 1971 г. вступил в строй участок от ст. «Площадь Ногина» до ст. «Проспект Мира», соединивший два отдельных радиуса в единую Калужско-Рижскую линию. Были открыты две станции: «Тургеневская» с пересадкой на ст. «Кировская» Кировско-Фрунзенской линии и «Колхозная». На линии работали 6-вагонные составы электродепо ТЧ-5 «Калужское». Поезда стали следовать от ст. «ВДНХ» до ст. «Калужская» (наземная). При этом официальное открытие участка отмечалось 5 января 1972 г.

11 августа 1974 г. стало последним днём работы наземной ст. «Калужская», при этом часть составов высаживала пассажиров на ст. «Новые Черёмушки» и уходила на пусковой участок для оборота по новой конечной. 12 августа 1974 г. был открыт участок от ст. «Новые Черёмушки» до ст. «Беляево» с промежуточной подземной ст. «Калужская», заменившей собой наземную.

29 сентября 1978 г. ст. «ВДНХ», бывшая конечной 20 лет, перестала быть таковой: был пущен участок на север от ст. «ВДНХ» с четырьмя станциями: «Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково». Эксплуатационная длина линии достигла 31,3 км. Ст. «Медведково» стала самой северной станцией Московского метро. На перегоне «Свиблово» - «Бабушкинская» был оставлен задел под планировавшееся ответвление до ст. «Лосиноостровская». 30 сентября 1978 г. был подписан акт приёмки оборотного электродепо «Свиблово».

5 ноября 1980 г. на действующем перегоне «Октябрьская» - «Ленинский проспект» была открыта ст. «Шаболовская». 11 апреля 1983 г. ст. «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии была переименована в «Третьяковскую».

11 января 1986 г. движение поездов по II пути (на юг) на ст. «Третьяковская» было перенесено в открытый новый (северный) зал, параллельный существовавшему. В новом зале работала только одна платформа, оба наклонных хода (на выход и на пересадку) были закрыты. 25 января 1986 г. с пуском участка Калининской линии «Марксистская» - «Третьяковская» новый зал станции заработал в полную силу, обеспечивая совмещённую (кросс-платформенную) пересадку между двумя линиями. Открытие нового зала создало первый трёхстанционный пересадочный узел на линии: «Новокузнецкая» - «Третьяковская» - «Третьяковская».

16 марта 1987 г. из депо «Калужское» на линию были выданы 8-вагонные составы, таким образом была достигнута максимальная длина состава для линии. На линию поступили новые составы из вагонов серии 81-717/714 («номерных»), которые постепенно стали заменять составы из вагонов типа Е, Еж и Ем.

6 ноября 1987 г. открыт участок от ст. «Беляево» до ст. «Тёплый стан» с промежуточной ст. «Коньково». Перед ст. «Тёплый стан» работало два разнонаправленных съезда, и поезда прибывали на оба станционных пути. Часть составов продолжала следовать до ст. «Беляево».

17 января 1990 г. состоялось последнее на настоящий момент продление линии: от ст. «Тёплый стан» до ст. «Битцевский парк» с промежуточной ст. «Ясенево». Эксплуатационная длина линии достигла 37,9 км.

5 ноября 1990 г. в рамках масштабного переименования сразу три станции линии поменяли свои названия: «Площадь Ногина» стала называться «Китай-город», «Колхозная» - «Сухаревской», а «Щербаковская» вернула себе самое первое проектное название: «Алексеевская».

С открытием 29 декабря 2007 г. ст. «Сретенский бульвар » Люблинской линии на ст. «Тургеневская» был открыт аванзал с переходом на новую станцию. На линии появился ещё один трёхстанционный пересадочный узел: «Чистые пруды» - «Тургеневская» - «Сретенский бульвар».

3 июня 2008 г. ст. «Битцевский парк» получила новое название - «Новоясеневская», высвободив старое для проектировавшейся станции Бутовской линии . С открытием участка Бутовской линии 27 февраля 2014 г. ст. «Новоясеневская» получила пересадку на новую ст. «Битцевский парк» через построенный заново восточный вестибюль.

31 мая 2011 г. открылся новый подземный вестибюль под Тургеневской площадью с наклонным ходом в аванзал ст. «Тургеневская».

С конца 2017 г. на линии началось постепенное обновление подвижного состава. С 1996 г. на ней работали только вагоны серии 81-717/714 («номерные») различных модификаций. 7 декабря 2017 г. на линию из депо «Свиблово» вышел первый состав из вагонов 81-760/761 «Ока», а 14 мая 2018 г. то же депо выпустило первый состав из вагонов 81-765/766/767 «Москва». Таким образом, Калужско-Рижская стала второй линией Московского метро, получившей новейшие вагоны.

В настоящий момент остаются планы по продлению линии от ст. «Медведково» за МКАД, либо на одну ст. «Челобитьево », либо на две: до ст. «Мытищи », однако, данное строительство не находится в числе приоритетных, и все проектные работы по нему в 2012 г. были приостановлены.

Последнее обновление в мае 2018 г.

, Екатерина Копелевич , Фото: агентство городских новостей "Москва"

Движение поездов на Калужско-Рижской линии полностью восстановлено после сбоя и вернулось в график, сообщает пресс-служба Московского метрополитена.

Как сообщал портал iz.ru, интервалы движения поездов на участке Калужско-Рижской линии от станции “Октябрьская ” до станции “Новые Черемушки ” ранее были увеличены из-за сломавшегося на станции “Шаболовская ” поезда.

теги: Калужско-Рижская Метро Происшествия
09:28 18.12.2017 -

Движение поездов на “оранжевой ” линии московского метро введено в график, сообщается в официальном аккаунте Московского метрополитена в Twitter.

"Калужско-Рижская линия. Движение введено в график" , - говорится в сообщении.

Ранее в понедельник в метрополитене сообщили, что интервалы движения поездов на “оранжевой ” ветке от станции “Октябрьская ” до станции “Новые Черемушки ” увеличились по техническим причинам.

теги: Калужско-Рижская Метро

Калужско-Рижская линия (оранжевая) Московского метрополитена состоит из 24 станций. Общая протяженность линии составляет 37,8 км, время следования из конца в конец - 55-57 минут. Линия обозначена на карте метро цифрой 6. Она проходит через центр Москвы, связывая между собой северо-восточные районы и районы юго-запада.

Калужско-Рижская линия стала единой лишь спустя 13 лет после открытия первого участка. В состав этой ветки входят как станции глубокого, так и мелкого заложения. Наземных участков нет за исключением крытого метромоста через Яузу между станциями "Бабушкинская" и "Медведково".

Первый участок нынешней Калужско-Рижской линии был открыт в 1958 году. Ветка проходила параллельно проспекту Мира, связывая центр города с ВДНХ. Участок назывался Рижским радиусом и обозначался желтым цветом. В 1962 году ввели в эксплуатацию Калужский радиус, состоявший из пяти станций: "Октябрьской", "Ленинского проспекта", "Академической", "Профсоюзной" и "Новых Черемушек". Также проектом предусматривалось строительство станции "Шаболовской", но она начала работать только в 1980 году. Центральный участок, объединивший воедино Рижский и Калужский радиусы, начали строить в 1970 году. А готов он был в 1972 году.

На линии много "станций-сороконожек", которые требуют частого ремонта. Недолговечная кафельная отделка стен периодически осыпается, и ее приходится обновлять.

Станции Калужско-Рижской линии

  • Медведково
  • Станция "Медведково" - конечная станция северного отрезка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена. Станция располагается в районе Северное Медведково Северо-Восточного административного округа. Глубина заложения станции - 10 метров.

    Станция была открыта 29 сентября 1978 года. "Медведково" - трехпролетная колонная мелкого заложения. Вдоль зала установлены 26 пар колонн, облицованных желтовато-розовым мрамором и украшенных вставками из нержавеющей стали. Пол выложен плитами серого и черного гранита, а нижняя часть путевых стен - серым гранитом. Выше проходит полоса красного мрамора, а над ней располагается обшивка из алюминия, анодированного в цвет бронзы. Покрытие выполнено в виде рельефных пирамидок. Тема оформления станции - освоение Севера, и ее раскрывают восемь декоративных панно с сюжетами о дикой северной природе: белый медведь на льдине, перелет полярных гусей, охота, ледяные глыбы, нарты и прочее. Панно также изготовлены из анодированного алюминия.

  • Бабушкинская
  • Станция "Бабушкинская" располагается в одноименном районе Северо-Восточного административного округа Москвы. Тип: односводчатая станция мелкого заложения. Глубина заложения станции составляет 10 метров.

    "Бабушкинскую" открыли 29 сентября 1978 года. И сама станция, и район названы в честь полярного летчика Михаила Бабушкина. Декоративное оформление станции посвящено покорению Арктики. Стены единственного зала облицованы светлым мрамором, а пол - плитами черного и серого гранита. В округлом своде по всей длине зала устроены углубления, внутри которых закреплены светильники. На выходах из зала можно увидеть художественные композиции, выполненные А.М. Мосийчуком. Это оригинальные конструкции, напоминающие вентиляционные трубы - по пять над северным и южным входами. В центре одной композиции изображен самолет-биплан, в центре другой - летучий корабль. Кроме того, снаружи, со стороны южного выхода, был установлен памятник Молодым метростроевцам. Памятник открыли 1 мая 1979 года в честь 55-летия Метростроя.

    Скульптурная композиция изображает троих молодых рабочих, несущих знамя, отбойник и рулон с чертежами. Существовало ошибочное мнение, что памятник посвящен памяти метростроевцев, погибших при строительстве станции, но на самом деле это не соответствует действительности. В середине 1990-х годов памятник демонтировали и его дальнейшая судьба неизвестна.

  • Свиблово
  • Станция "Свиблово" располагается в одноименном районе Северо-Восточного административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 8 метров. Станция была открыта в 1978 году.

    У "Свиблово" нет наземных вестибюлей, и войти на станцию можно через подземные переходы. Стены и колонны зала облицованы светлым мрамором. Кроме того, колонны украшены вертикальными вставками из золотистого анодированного алюминия. Пол выложен плитами из черного и серого гранита. На северном выходе располагается смальтовое панно "Сказание о полку Игореве", а на южном - "Девушки в народных одеждах". Верхнюю часть путевых стен украшает фриз с мозаиками, посвященными российским городам. Всего таких мозаик 48, по 24 с каждой стороны.

  • Ботанический сад
  • Станция "Ботанический сад" располагается в районах Свиблово и Ростокино Северо-Восточного административного округа Москвы. Это колонная трехпролетная станция, заложенная на глубине 7 метров.

    Станция "Ботанический сад" была открыта в сентябре 1978 года, и свое название получила по Главному Ботаническому саду РАН, расположенному в относительной близости. Многим название кажется не совсем логичным, ведь непосредственно у входа в ботанический сад расположена станция "Владыкино" Серпуховско-Тимирязевской линии.

    Вдоль зала станции установлены два ряда железобетонных колонн, по 26 с каждой стороны. Стены облицованы белым мрамором. На путевых стенах находятся пять подсвеченных парных панно с изображениями цветов и фруктов. Панно изготовлены из анодированного алюминия. Пол выложен плитами лабрадорита и серого гранита, а главным украшением станции служит золотистый ячеистый алюминиевый потолок, в который вмонтированы светильники.

    Южный вестибюль станции украшен скульптурными цветниками из поливной керамики, а южный выход ведет на территорию усадьбы Леоново.

    До 2005 года станция "Ботанический сад" была самой темной в метрополитене Москвы, но с тех пор освещение сделали более ярким.

  • ВДНХ
  • Станция "ВДНХ" расположена в Останкинском и Алексеевском районах Северо-Восточного округа Москвы. Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Глубина заложения станции составляет 53,3 метра.

    Станция открылась 1 мая 1958 года. Первоначально она была названа по ВСХВ, расположенной по соседству. Через какое-то время Выставку реструктуризировали и переименовали, и станция приобрела свое нынешнее название. Затем, когда была переименована в ВВЦ, станцию метро уже не переименовывали, а теперь ее название вновь пришло в соответствие с одной из главных достопримечательностей Москвы.

    Это пилонная станция с очень аскетичным декором. Украшают ее лишь литые решетки, прикрывающие вентиляционные отверстия, и подвесные шестирожковые люстры с хрустальными плафонами.

    В нижней части пилоны отделаны бело-серым мрамором, а со стороны арок грани покрашены зеленой краской. Изначально предполагалось, что на месте зеленой краски будет располагаться флорентийская мозаика в золотисто-зеленых тонах. Орнаменты для мозаики выглядели как переплетение лент и дубовых листьев, эскизы для них разработал художник В.А. Фаворский. Однако после того, как один пилон был уже почти готов, выяснилось, что средства на такую дорогую отделку выделяться не будут, и уже уложенную мозаику закрасили, а вместе с тем краской покрыли и другие арки. Вдоль пилонов установлены мраморные скамейки.

    Арку северного выхода (первый вагон из центра) украшает лепной орнамент из дубовых листьев. В южном вестибюле располагается гжельское панно "Ярмарка в Замоскворечье". Панно появилось в 1997 году - это работа художников М.В. Подгорной и А.В. Царегородцева. Гжельской майоликой отделаны и мощные квадратные колонны вестибюля.

  • Алексеевская
  • Станция "Алексеевская" располагается в одноименном районе Северо-Восточного административного округа Москвы. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Глубина заложения станции - 51 метр.

    На этапе проектирования эта станция вначале обозначалась как "Алексеевская", а затем как "Щербаковская". Тем не менее, 1 мая 1958 года состоялось ее открытие, и название станции звучало как "Мир". В 1966 году станции дали "поносить" второе проектное название, и до 1990 года она носила название "Щербаковская" - в честь партийного и государственного деятеля сталинской эпохи Щербакова А.С. Только 5 ноября 1990 года "Алексеевская" получила свое нынешнее название. У основания пилонов во всех залах установлены скамейки. Пол выложен плитами из серого и красного гранита. Путевые стены облицованы темно-зеленым и молочно-белым мрамором. Освещают станцию "солнцеподобные" подвесные люстры со множеством люминесцентных трубочек, расходящихся от центра. Такие же люстры можно увидеть на станции "Курская" .

  • Рижская
  • Станция "Рижская" расположена в Мещанском районе Центрального административного округа Москвы. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Глубина заложения - 46 метров.

    "Рижская" открылась 1 мая 1958 гола. Свое название станция получила по , расположенному поблизости.

    Основная часть путевых стен "Рижской" облицована светлой керамической плиткой, по низу стены облицованы керамической плиткой черного цвета. Бока пилонов отделаны желтой плиткой, а центральная их часть - бордовой. На плитках имеются еле заметные рельефы, изображающие известные промышленные и архитектурные рижские объекты. Под бордовой частью пилонов установлены лавочки. Пол выложен серыми гранитными плитами. Вентиляционные решетки, торцы скамеек, карнизы и боковые части пилонов украшены латышским орнаментом.

    Первоначальный проект предполагал несколько иной декор станции - более богатый. Планировалось установить кованые светильники, межпилонные проходы украсить барельефами с изображением счастливой жизни Советской Латвии, а в торце расположить обширную мозаику с видом Риги. Но после принятия постановления "об излишествах в строительстве и архитектуре" этот проект, как и многие другие, упростили.

    Сейчас торцевую стену украшает плакат "Города мира в Московском метро" с фотографиями городов мира и станций московского метро, названных в их честь: Рим, Варшава, Киев, Прага, Братислава, Рига.

    С "Рижской" связана легенда, согласно которой, для отделки станции латвийскому гончару заказали изразцы, имитирующие желтый и коричневый янтарь. Мастер выполнил задание, но при транспортировке груза часть плиток разбили, и нужно было восполнить потерю. Мастер отказался делать еще одну партию. Его будто бы оскорбило такое небрежное отношение к своей работе, и он сказал, что добиться точного совпадения цвета вряд ли удастся. Мастер не поддавался на уговоры, и тогда к нему направили специального ученика - А.М. Блюдзе. Мастер обучил его, но главной тайны так и не раскрыл. Блюдзе пришлось рассказать гончару правду, и тот смягчился. Недостающие плитки были изготовлены, хотя цвет их в итоге все равно немного отличался.

    А следующая трагичная история реальна. 31 августа 2004 года террористка-смертница собиралась пройти на станцию, но, заметив милиционеров на входе, развернулась и взорвала устройство в гуще людей. В результате теракта погибло 10 человек (включая террористку-смертницу и лидера карачаевского джаммаата Николая Кипкеева) и было ранено 33 человека.

    В мае 2007 года в районе северного вестибюля станции был обнаружен пакет со взрывчаткой. Его нашла собака, проживающая в переходе.

  • Проспект Мира
  • Станция метро "Проспект Мира" Калужско-Рижской линии располагается в Мещанском районе Центрального административного округа Москвы. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Глубина заложения станции - 50 метров. В южном торце станции "Проспект Мира" находится переход на одноименную станцию Кольцевой линии.

    Станция открылась 1 мая 1958 года. Первоначально она называлась "Ботанический сад", а свое нынешнее название получила в 1966 году.

    Проект станции - типовой. Пилоны прямоугольные, со срезанными углами. В качестве облицовочного материала использован светлый мрамор. За карнизами пилонов, проходящими в верхней части, спрятаны светильники. Пол выложен плитами темного и светлого гранита, расположенными в шахматном порядке.

  • Сухаревская
  • Станция "Сухаревская" располагается в Мещанском и Красносельском районах Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 43 метра.

    Станция "Сухаревская" была открыта 5 января 1972 года. Первоначально она носила название "Колхозная", а "Сухаревской" стала в ноябре 1990 года.

    Станция не имеет наземных вестибюлей, вход пассажиров осуществляется через подземный переход с Большой и Малой Сухаревских площадей.

    Это трехсводчатая пилонная станция, построенная по проекту архитектора Р.И. Погребного. Пилоны выполнены в виде снопов, и отделаны серо-желто-коричневым мрамором. Путевые стены украшены крупными чеканками и обшиты светлым мрамором. Пол выложен прямоугольными плитами серого гранита.

  • Тургеневская
  • Станция "Тургеневская" располагается в Красносельском районе Центрального административного округа Москвы. Станция заложена под Тургеневской площадью и станцией "Чистые пруды" Сокольнической линии, глубина заложения - 49 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    "Тургеневская" была открыта 5 января 1972 года. Станция декорирована в сероватых тонах: пилоны обшиты серым мрамором, пол выложен плитами серого гранита (изначально пол был из белого мрамора), на путевых стенах имеются декоративные латунные вставки. Потолок центрального зала отделан ромбовидными плитами из стеклопластика.

    На станции "Тургеневской" есть два перехода на другие линии метро. В центре зала располагается переход на станцию "Чистые пруды", а в северном торце устроен переход на станцию "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии.

  • Китай-город
  • Станция "Китай-город" - это крупный кроссплатформенный узел, принадлежащий сразу двум линиям московского метро: Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской. Станция располагается на глубине 29 метров под Ильинским сквером, в историческом районе . "Китай-город" - станция, которая принадлежит сразу трем районам Центрального административного округа Москвы: Тверскому, Таганскому и Басманному.

    Станция была открыта 3 января 1971 года как "Площадь Ногина", и это название сохранялось за ней до 1900 года.

    Планы состыковать четыре радиуса Московского метрополитена существовали с начала 1930-х годов. Периодически они пересматривались, выбирались то одни, то другие линии, которые можно было соединить между собой. В 1957 году было принято решение объединить несколько радиусов в районе площади Ногина. Строительство велось с одной стороны от станции "Таганской" и с другой стороны - от станции "Октябрьской". Одновременно велись работы в шести параллельных тоннелях.

    Поскольку на момент ввода в эксплуатацию станции она являлась конечной для двух радиусов, то поначалу один зал работал только на посадку пассажиров, а другой - на высадку. Только в 1975 году, когда Таганский (тогда Ждановский) радиус соединили с Краснопресненским, станцию начали эксплуатировать в полном объеме, предусмотренном проектом (Калужско-Рижская линия была образована еще раньше, в 1972 году).

    "Китай-город" - это комплекс, состоящий из двух независимых колонных станций глубокого заложения. При следовании в одном направлении, чтобы перейти с одной линии на другую, достаточно переместиться с одной стороны платформы на другую. Если же вам нужно поменять не только линию, но и направление, то следует пройти по короткому коридору, расположенному в центре зала. В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении, а в западный - в южном.

    Обе станции колонные, трехсводчатые. В местах, где устроены переходы над платформами, мостики опираются на мощные пилоны. На западной станции колонны выполнены в виде призм, а в восточном - прямоугольные в плане и ребристые со стороны центрального и перронных залов. Можно легко представить себе форму колонн, узнав, как проектировщики назвали эти залы: западный - Кристалл, восточный - Гармошка.

    По линии соединения опор и свода в западном зале проходят металлические фризы с чеканными пирамидальными фигурами. За фризами закреплены светильники, дающие рассеянный свет. Пилоны и путевые стены отделаны серым мрамором, а пол - кремовым. Путевые стены украшены металлическими решетками с изображениями серпа, молота, звезд и голубей.

    В восточном зале отделка выполнена в зеркальном виде: стены и пилоны кремовые, а пол - серый. Основания путевых стен в этом зале украшены литыми плитами с изображением факела.

    Подземные вестибюли станции "Китай-город" - общие для обоих залов. Наземных вестибюлей нет, попасть на станцию можно через подземные переходы с площадей Варварские ворота, Ильинские ворота, Славянской площади и Солянского тупика.

  • Третьяковская
  • Станция "Третьяковская" является кроссплатформенным пересадочным узлом. Станция принадлежит Калужско-Рижской линии, и одновременно является конечной для Калининско-Солнцевской линии. "Третьяковская" расположена в районе Замоскворечье Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения - 46 метров. Тип: трехсводчатая пилонная глубокого заложения.

    Южный зал станции был открыт 3 января 1971 года в составе Калужского отрезка линии. Первоначально станция называлась "Новокузнецкой", а свое нынешнее название она получила в 1983 году по , расположенной поблизости. В январе 1986 года начал работать и северный зал "Третьяковской".

    Станция устроена так же, как и кроссплатформенный узел "Китай-город": чтобы осуществить пересадку с одной линии на другую, нужно просто перейти на противоположную сторону платформы. Чтобы сменить и линию, и направление, нужно перейти в другой зал.

    В южный зал станции "Третьяковской" прибывают поезда Калужско-Рижской линии в направлении станции "Китай-город" и поезда Калининской линии в направлении станции "Марксистская".

    В северный зал прибывают поезда Калужско-Рижской линии в направлении "Марксистской", и для поездов зал является конечной станцией.

    Южный зал станции "Третьяковская" оформлен в серых тонах: стены отделаны серым мрамором, а на полу лежат плиты серого гранита. Северный зал облицован розовым мрамором, а его стены украшены бронзовыми портретами русских художников, выполненные художником А.Н. Бургановым.

    В истории станции "Третьяковской" выделяется 1 января 1998 года. В это день в вестибюле взорвалось безблочное взрывное устройство мощностью 150 граммов в тротиловом эквиваленте. Машинист, переходящий с одного состава на другой, обнаружил у ворот, закрывающих станцию на ночь, небольшую сумку. Мужчина открыл сумку, и увидев провода и батарейки, отнес ее дежурной по перрону, а сам отправился по маршруту. Дежурная оставила находку в дальней части перрона, огражденной от пассажирского зала, а сама набрала номер милиции. В этот момент прогремел взрыв. В результате дежурную ранило осколками стекла из кабинки, а две уборщицы получили травмы легкой степени.

  • Октябрьская
  • Радиальная станция "Октябрьская" Калужско-Рижской линии Московского метрополитена располагается в районе Якиманка Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 50 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Станция была открыта 13 октября 1962 года, названа по Октябрьской площади (сейчас - Калужская). С радиальной "Октябрьской" существует переход на одноименную станцию Кольцевой линии. Он располагается в южном торце станционного зала. Пилоны станции облицованы серым мрамором, пол выложен плитами красного и серого гранита. Путевые стены в верхней части отделаны белой, а в нижней - черной керамической плиткой.

  • Шаболовская
  • Станция "Шаболовская" располагается в Донском районе Южного административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 46,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    От момента постройки станции до момента ее ввода в эксплуатацию прошло 18 лет - это уникальный случай в истории Московского метрополитена. Построена "Шаболовская" была в 1962 году, а открылась только в 1980 году. Такая задержка была сложными геологическими условиями, делавшими невозможным прокладку эскалаторов. Кроме того, по расчетам пассажиропоток на станции ожидался небольшой, и пришлось ждать пока Калужская ветка дойдет до центра города. К тому времени, когда станция открылась, ее внешний облик изменили, и теперь он значительно отличается от проектного варианта.

    Пилоны "Шаболовской" облицованы светлым мрамором. Путевые стены обшиты гофрированным алюминием. Почти на всю ширину центрального зала пол выложен плитами серого гранита, а по краям и в арочных переходах - плиты изготовлены из красного гранита. Точно так же оформлен пол и в боковых залах. В торце центрального зала располагается красочный витраж с изображением .

    При стандартной длине станционного зала в 162 метра, "зал "Шаболовской" имеет только 104 метра. Таким образом, это самая короткая станция глубокого заложения московского метро на сегодняшний день.

  • Ленинский проспект
  • Станция "Ленинский проспект" располагается в двух районах и в двух административных округах столицы: в Донском и Гагаринском районах и в Юго-Западном и Южном административном округах. Глубина заложения станции - 16 метров.

    Станция была открыта 13 октября 1962 года. Свое название она получила по Ленинскому проспекту, проходящему поблизости.

    Это трехпролетная колонная станция, похожая на прочие типовые станции московского метро. Колонны отделаны белым и желтоватым мрамором, пол выложен гранитными плитами серого и коричневого цвета. В конце сентября 2016 года строители приступили к демонтажу старой керамической плитки, которой были обшиты путевые стены. Плитка часто осыпалась, и стены приходилось ремонтировать в ночное время. Во время ремонта плитку заменят на мрамор аналогичного цвета.

  • Академическая
  • "Станция "Академическая" располагается в одноименном районе Юго-Западного административного округа Москвы. Это станция мелкого заложения, ее глубина - 8,5 метров.

    Станция была открыта в 1962 году. В проекте она числилась как "Черемушки", но в итоге была названа по существовавшему ранее Академическому проезду, в районе которого она находилась.

    "Академическая" - трехпролетная колонная станция, которая выглядит как типичная "сороконожка". 80 колонн, расположенных в два ряда, облицованы светлым мрамором. Пол выложен серым гранитом. При открытии путевые стены станции были выложены плиткой белого, голубого и черного цветов. О декоре станции больше сказать нечего - его просто нет. Как и у всех типовых "сороконожек", керамическая плитка периодически осыпалась, и в 2002-2003 годах ее полностью заменили алюминиевыми композитными панелями такой же цветовой гаммы, как и плитка.

  • Профсоюзная
  • Станция "Профсоюзная" располагается в двух районах Юго-Западного административного округа Москвы: в Черемушках и Академическом. Глубина заложения станции - 7 метров.

    Станция была открыта 13 октября 1962 года. Проектное название - "Ломоносовская". Станция построена по типовому проекту. В качестве облицовочного материала для 80 колонн использовали серый с белыми прожилками мрамор. Пол выложен плитами серого и красного гранита. Путевые стены облицованы белой кафельной плиткой, сгруппированной в виде крупных ромбов.

  • Новые Черемушки
  • Станция "Новые Черемушки" расположена на территории двух районов Южного административного округа Москвы: в Черемушках и Обручевском районе. Это трехпролетная колонная станция мелкого заложения, расположенная на глубине 7 метров.

    Станция была открыта в 1962 году в одном из первых районов с "хрущевками", которые начали строить на месте древнего села, известного с начала 16 века.

    Вдоль зала установлены 40 пар колонн, облицованных мрамором. Пожалуй, мрамор - это единственное украшение станции "Новые Черемушки" - плиты имеют интересный желто-зелено-коричневый цвет. Пол выложен плитами серого гранита, по центру проходит полоса из красного гранита. Путевые стены покрыты белой керамической плиткой по верху, и черной - по низу. Также по стенам проходят две коричневые полосы.

  • Калужская
  • Станция "Калужская" расположена на стыке трех районов Юго-Западного административного округа Москвы: Черемушек, Обручевского и Беляево. Этотрехпролетная колонная станция мелкого заложения, построенная на глубине 10 метров.

    Станция "Калужская" была открыта в 1974 году. Ее внешний вид ничем не отличается от стандартных станций-сороконожек, однако формальные отличия есть - вместо 40 колонн с каждой стороны с шагом в 4 метра, здесь колонны располагаются на расстоянии 6,5 метров друг от друга (2 ряда по 26 колонн). Колонны имеют многогранную конфигурацию. В качестве облицовки использован мрамор розово-коричнево-зеленого цвета (на самом деле мрамор называется розовый байкальский). Путевые стены покрыты белой керамической плиткой и украшены металлическими вставками. На полу уложены плиты серого гранита.

    В планах на ближайшие годы стоит открытие станции "Калужская" Третьего пересадочного контура, на котором будет предусмотрена пересадка на нынешнюю "Калужскую" Калужско-Рижской линии.

  • Беляево
  • Станция "Беляево" располагается в районе Коньково Юго-западного административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 12 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция "Беляево" была открыта в 1974 году, и как большинство своих "сверстниц" не имеет особо примечательного декора. 52 колонны станции облицованы белым мрамором. Они установлены на расстоянии 6,5 метров друг от друга в два ряда. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой и украшены двумя металлическими композициями, расположенными друг напротив друга. По центру композиции размещается литая дата открытия станции, а обрамляют ее сказочные персонажи.

    Интересной историей станция похвастаться не может, но один факт все же есть - в 1990 году здесь был снят клип группы "Технология" "Странные танцы".

  • Коньково
  • Станция "Коньково" располагается на территории районов Теплый Стан и Коньково Юго-Западного административного округа Москвы. Это односводчатая станция мелкого заложения, она находится на глубине 8 метров.

    Станцию открыли 6 ноября 1987 года, в преддверии 70-летия Октябрьской революции. Станция построена из монолитного железобетона. В нише свода скрыты светильники, освещающие зал. Пол выложен плитами серого гранита. По центру зала установлены широкие скамейки в форме эллипса, по центру скамеек закреплены конструкции с названием станции.

    В середине-конце 2000-х годов в районе станции "Коньково" обитало множество бездомных собак. Некоторые жители жаловались на агрессивность животных, а некоторые сами решали "навести порядок". Так в 2006 году было возбуждено уголовное дело против одного из охранников метрополитена, который избил бродячую собаку, а в2009 году условный срок получил местный житель, застреливший из пневматической винтовки более 30 собак.

  • Теплый Стан
  • Станция "Теплый Стан" располагается в Юго-Западном административном округе, в районах Теплый Стан и Ясенево. Глубина заложения станции - 8 метров. Тип: трехпролетная колонная мелкого заложения.

    Станция была открыта в 1987 году. Вдоль зала в два ряда установлены 52 колонны, облицованные белым мрамором. Стороны, обращенные в центральный зал и на перроны, декорированы крупной рифленой красно-коричневой керамической плиткой, напоминающей черепицу. Путевые стены целиком покрыты такой же плиткой. Пол выложен плитами серого гранита, а основания противоположных колонн на полу визуально соединены полосами черного гранита.

  • Ясенево
  • Станция "Ясенево" располагается в Юго-Западном административном округе Москвы, в районах Ясенево и Теплый Стан. Глубина заложения станции - 8 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция была открыта 17 января 1990 года. Это одна из немногих станция южного радиуса с запоминающимся оформлением. В центральном зале станции высятся 26 пар цилиндрических колонн, отделанных зеленовато-коричневым мрамором. На расстоянии колонн от одной путевой стены до противоположной в потолке устроены большие закругленные углубления, в которых закреплены светильники оригинальной конфигурации с четырьмя круглыми плафонами. Путевые стены облицованы крупной ячеистой плиткой оливкового цвета. Пол выложен плитами серого цвета, широкие серые участки перемежаются полосами черного гранита, которые соединяют пары противоположных колонн.

  • Новоясеневская
  • Станция "Новоясеневская" располагается в Юго-Западном административном округе Москвы, в районе Ясенево. Глубина заложения станции - 7 метров. На "Новоясеневской" имеется переход на станцию "Битцевский парк" Бутовской линии.

    Станция была открыта 17 января 1990 года, и первоначально называлась "Битцевский парк". Такое название нынешняя "Новоясеневская" носила до 2008 года, а затем была переименована в связи с передачей названия строящейся станции Бутовской линии.

    При открытии станция имела два наземных вестибюля. Южный выходил в подземный переход, ведущий в наземный павильон. Достопримечательностью этого павильона была скульптурная композиция "Ноев ковчег" скульптора Л.Л. Берлина, также его украшали фигуры разных животных. Однако из-за низкого пассажиропотока вестибюль проработал только год, а затем его закрыли. Тема декора вестибюля была выбрана в соответствии с планами переноса Московского зоопарка в Битцевкский лес. Сейчас композицию "Ноев ковчег" можно увидеть напротив совмещенного вестибюля Бутовской и Калужско-рижской линий, построенного на месте снесенного южного вестибюля.

    Северный вестибюль соединен с подземным переходом под Новоясеневским проспектом, выход в город осуществляется через наземные вестибюли. Расположенные по обе стороны проспекта.

    Сама станция - колонная, трехпролетная, имеет 26 пар колонн, отделанных розовым мрамором. Путевые стены облицованы ячеистой металлической плиткой зеленого цвета. На полу уложены плиты темно-серого гранита с геометрическим узором из светло-серого гранита.



Случайные статьи

Вверх