Слова существительные не имеющие формы единственного числа. Число существительных: существительные, имеющие форму только множественного числа, и другие примеры

Разработка урока на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа.

    Какая водица только для грамотного годится? (чернила)

    Ходит весь век, а не человек. (часы)

    Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

    Хоть жидкое, но не вода, не снег, а белое. (молоко)

Что вы заметили в отгадке 4-ой загадки? (существительное в единственном числе)

Попробуйте вставить это слово во множественном числе. (-)

III . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Как же мы можем сформулировать тему урока? (Имена существительные, имеющие только единственное число)

Чему мы сегодня должны научиться? (находить эти существительные)

I V . Реализация построения проекта.

В эту группу входят существительные, обозначающие явления и понятия, которым противоречит «считаемость». К таким словам относятся:

1. вещественные:

А) металлы: железо, сталь, цинк, алюминий

Б) вещества и продукты: воск, сахар, молоко, сметана

В) злаки и другие культурные растения: рожь, сирень, ячмень

В) овощи и ягоды: горох, лук, клубника, чеснок

2. собирательные: студенчество, листва, молодежь

3. отвлеченные, называющие качества и свойства, процессы и действия или общие понятия: мудрость, родина, упорство, чтение, теплота, щедрость

4. собственные имена: Максим Горький, Москва, Севостополь, Крым

V . Закрепление материала.

Упражнение 515

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяют

1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок.

2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель.

3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель...

VI . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна. (Правда - ложь, бедность - богатство, горе - радость, старость - молодость, белизна- чернота.)

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство (Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость, детство - старость (взрослость)

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.(Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи -

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис - ..)

Работа со слабоуспевающими : работа по перфокартам (на повторение).

VIII . Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа)

Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч.

Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.

Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?

IХ. Дом. задание:

1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных)

2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа)

Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:

Чашку кофею я тебе бодрящего налью?

Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.

Имена существительные: число

Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.

Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.

Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:

  • сплетни;
  • вожжи;
  • лыжи.

Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:

  • сплетня;
  • вожжа;
  • лыжа.

Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:

  • вещественные;
  • собирательные;
  • отвлеченные;

Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.

Обозначение вещества, материала

Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:

  • сахар;
  • молоко;
  • бензин;
  • вода;
  • асфальт;
  • хлопок;
  • керамика;
  • фарфор.

От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.

Существительные только единственного числа: примеры собирательных

Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:

  • студенчество (все, кто обучается в вузах);
  • молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
  • юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
  • детство (от 0 до 18 лет).

Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:

  • листва;
  • ельник;
  • флора.

Это просто следует запомнить.

Отвлеченные существительные

Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:

  • качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
  • состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).

Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.

Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:

  • беготня;
  • сила;
  • агрессия;
  • духота;
  • честность.

(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).

Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:

  • употребляемые в двух числах;
  • только в единственном;
  • только во множественном.

Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.

Признаки: существительное неодушевленное, собственное

Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:

  1. В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
  2. Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.

Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:

  • Москва.
  • Волга.
  • Меркурий.
  • Урал.
  • Уругвай.

Это касается и составных наименований:

  • "Первый канал";
  • программа "Вокруг света";
  • картина "Мона Лиза".

Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.

Следует запомнить

В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:

  • темя;
  • бремя;
  • вымя;
  • пламя.

Но племя - племена, семя - семена.

Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.

Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с

ЦЕЛИ:

  • знать : об именах существительных, имеющих форму только единственного числа;
  • уметь : употреблять указанные имена существительные в сочетании с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.

Ход урока

1. САМОДИКТАНТ.

2. Со.нце воздух и влага (по)вышают ур.жайность.

а) Списать предложение.

б) Вставить пропущенные буквы.

в) Раскрыть скобки.

г) Объяснить орфограммы.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

а) Выпишите имена существительные в столбик: солнце, воздух, влага, урожайность.

б) Определите род и число: единственное число.

в) Можно ли от этих имён существительных образовать форму множественного числа?

С помощью каких окончаний это можно сделать? (- Ы, -И; -А,-Я).

г) - Какой можно сделать вывод? (Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа .)

д) Дать характеристику предложения:

1) (Что?) «солнце, воздух, влага» – это подлежащие, выраженные именами существительными.

2) О них (что говорится?), что они «повышают». Это сказуемое, выраженное глаголом.

3) «Повышают» (что?) урожайность. Это дополнение, выраженное именем существительным.

4) «Солнце», « воздух», «влага» - однородные подлежащие, так как они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Первое и второе подлежащие соединяются интонацией перечисления, они разделяются запятой, Второе и третье – соединяются союзом «и», который является одиночным, в этом случае запятая не ставится.

5) Предложение по интонации - повествовательное, по цели высказывания – невосклицательное.

6) Распространенное.

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Тема сегодняшнего нашего урока, дружно читаем на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Будем учиться различать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа от тех, которые имеют два числа. Стоят хорошие «погоды». Можно так сказать? Слово «погода» не имеет формы множественного числа. Могут быть и «затяжные дожди», проходить «сильные грозы», свирепствовать «сильные вьюги и метели», но «погода» - отличная, хорошая, переменная, плохая, отвратительная - все же останется «погодой», именем существительным в единственном числе.

5. РАБОТА С КНИГОЙ.

Стр.206, читаем правило.

На доске плакат, сделанный самостоятельно к этому уроку.

1. Вещественные: молоко, сметана, бензин, керосин, кефир.
2. Отвлеченные: любовь, дружба, краснота, доброта, строгость.
3. С обирательные: учительство, боярство, кулачество, листва.
4. Собственные: Кавказ, Урал, журнал «Крокодил», Электросталь.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ .

Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.

Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!

В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.

Во второй столбик - дрожжи, сливки.

– Какие ещё слова можно добавить в эти столбики?

7. НА ДОСКЕ слова. Выписать их в 3 столбика:

ед.ч.и мн.ч.

Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.

– Каких слов в русском языке больше? (Те, которые имеют два числа ).

– Каких грамматических признаков не имеют имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? (Род, склонение ).

– Что такое синонимы? Найди их в наших словах.

8. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.

Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа.

– Что такое антонимы? На доске:

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно подобрать антонимы к именам существительным).

Оттепель – заморозки; праздник – будни; рассвет – потемки.

Придумать предложение с одним из слов.

10. ВСТАВИТЬ имена существттельные, которые употребляются только в форме единственного числа.

У…(природы) нет плохой …(погоды) . Каждая …(погода) … (благодать). Шура …(сено) ворошил, …(грабли) в …(сене) позабыл.

Под снегами спит … .Пусть …(пурга) в полях прядёт. … (Февраль) седой по дороге бредет. Пусть опять похолодало, а …(весна) все же придет.

11. ИТОГ УРОКА.

Что нового узнали на уроке?

12. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Какие слова не имеют единственного числа?

    Обычно, в русском языке слова имеют две формы - множественное и единственное число.

    Но есть,которые имеют только множественное.

    К таким словам относятся те, которые имеют значение парных или сложных предметов. Примером могут служить - ножницы,брюки,очки и т.д.

    Название игр - щахматы, шашки,нарды.

    Промежутки длительного времени - сутки, будни.

    В русском языке не очень много слов, которые не имеют единственного числа. С каждым из них, почему оно появилось, надо разбираться отдельно.

    Например, взять слово ворота. У него нет единственного числа. Как же могло так получиться? Все станет понятным, если вспомнить, что такое ворота. Ворота - это большие двери в заборе, состоящие из ДВУХ половинок. Нет смысла ворот, если они имеют только одну створку. Поэтому получилось так, что нужно иметь две створки, то есть МНОЖЕСТВЕННОЕ число.

    То же касается и слова ножницы. Ножницы состоят из двух половинок. Каждая из них не имеет смысла по одиночке, а вместе составляют целый предмет.

    Также множественное число могут иметь слова, обозначающие неопределенное большое количество чего-то. Например: сумерки (много полутьмы), чернила (много черного вещества).

    Вот какие слова мне припомнились при прочтении Вашего вопроса:

    очки (не очки на табло, тогда могло бы быть и одно очко, а очки для зрения или солнечные)

    духи (ударение на второй слог)

    каникулы

    трусы (нижнее белье, а не группка трусливых людей, конечно же!).

    Такое явление, как наличие только одной из форм - единственного или же множественного числа - можно наблюдать в русском языке. Если говорить о форме множественного числа, то она будет всегда сохраняться в следующих существительных:

    Слова, имеющие только множественное число, и не имеющие единственного, подразделяются на несколько категорий:

    1. Имена собственные географических мест: Карпаты, Горки, Афины, Альпы (уж так их назвали).
    2. Названия игр: шахматы, шашки, горелки, классики, нарды, прятки, жмурки.
    3. Предметы из нескольких деталей: ворота, очки, часы, весы.
    4. Инструменты: ножницы, тиски, клещи, грабли, вилы.
    5. Иностранные слова: духи, консервы, финансы, колготы.
    6. Временные промежутки: сутки, будни, сумерки, поминки, именины, каникулы.
    7. Массы веществ: чернила, сливки, макароны, отруби, опилки, дрожжи.
    8. Одежда: трусы, брюки, штаны
  • В русской грамматике не все существительные имеют форму единственного числа. Некоторые из них употребляются только во множественном числе . Вспомним их в связи с обозначением, например, парных предметов:

    щипцы, кусачки, сани, штаны, шорты, колготки.

    Сюда отнесем названия некоторых игр:

    городки, шахматы, шашки, жмурки, прятки, догонялки;

    названия отрезков времени, состояний и действий:

    потемки, сумерки, сутки, будни, проводы, выборы, сборы;

    существительные, называющие продукты, остатки, однородные вещества:

    чернила, белила, хлопья, щи, сливки, дрожжи, опилки, помои, брызги, обои;

    некоторые географические названия:

    Афины, Лужники, Гималаи, Карпаты, Хибины, Альпы.

    В русском языке имеется достаточно слов, не имеющих формы единственного числа, а употребляющихся только во множественном числе. Такие слова можно даже разделить на категории.

    Например, предметы, состоящие из нескольких деталей - ворота и очки. Или слова иностранного происхождения - колготы и духи.

    А так же список слов, не имеющих формы единственного числа можно продолжить - каникулы, щи, чернила, опилки, сливки, обои, прятки, салки, джинсы, ножницы, шаровары, белила, качели, дрова, грабли, вилы, Курилы, Мальдивы, люди...

    В русском языке есть множество таких слов, например, те из которых вспомнились мне - брюки, очки, часы, консервы, будни, клещи, сани, ножницы, сутки, каникулы, колготки, сливки. Так же такими словами являются названия некоторых игры. Это, например слова шашки, нарды ,шахматы.

    На ум сразу приходят такие существительные, как: ножницы, шахматы, именины, дрожжи, весы, будни, сутки, финансы, очки (как предмет для зрения), часы (как предмет показывающий время), брюки, штаны, колготы, каникулы, духи и мн. другие.

    Это существительные, которые имеют только форму множественного числа.

    В русском языке имеется некоторое количество имен существительных, которые не имеют форм в единственном числе. Они всегда употребляются во множественном числе , даже если имеется в виду только один предмет.

    Среди существительных, не имеющих единственного числа , выделяются несколько типов:

    • названия предметов, которые состоят из двух или более частей: сани, носилки, брюки, грабли, плоскогубцы, вилы;
    • названия явлений, игр, событий, действий или состояний: поиски, хлопоты, выборы, жмурки, бега, проводы, именины;
    • названия предметов определенной протяженности: сутки, каникулы, сумерки, будни;
    • названия веществ: белила, дрова, консервы, отруби, опилки, сливки, щи.

    Среди имен существительных без формы в единственном числе имеются и имена собственные , такие как Афины, Карпаты, Альпы, Набережные Челны и другие.


Цель: 1. Знать разряды имён существительных, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. 2. Уметь отличать имена существительные, имеющие одну числовую форму, от других существительных. 3. Уметь подбирать антонимы к существительным.




Разряды имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1. Названия парных предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. 2. Названия игр: горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. 3. Обозначения отдельных временных промежутков: сутки, будни, сумерки, каникулы и др. 4. Вещественно–собирательные существительные: макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. 5. Имена собственные: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.




Разряды имён существительных, имеющих форму только единственного числа 1. Вещественные существительные: масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и др. 2. Собирательные существительные: ельник, молодежь, студенчество и др. 3. Отвлечённые (абстрактные): белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др. 5. Имена собственные (Ф.И.О.): Лев Николаевич Толстой


Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок Нержавеющая сталь (ед.) – легированные стали (мн.); оливковое масло (ед.) – технические масла (мн.); непроходимая грязь (ед.) – лечебные грязи (мн.); спинной мозг (ед.) – приготовить мозги (мн.)








Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – слабость; правда – ложь; богатство – бедность; слёзы – смех; веселье – грусть; старость – молодость; злость – доброта; белизна – чернота; беготня – ходьба; свет – тьма.









Случайные статьи

Вверх