Снежный человек — легендарное человекообразное существо. Снежный человек — мифы и факты

Публикации о снежном человеке давно перешли из разряда мировых сенсаций в категорию развлекательного чтива. Еще в 1970 годы известный журналист Ярослав Голованов отмечал, что на йети стоит «клеймо улыбки». А в последние годы практически ни одно журналистское расследование на эту тему не обходится без определенной доли зубоскальства.

Представители «большой» науки называют исследователей проблемы дилетантами, высокомерно отвергая сделанные ими открытия. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются и пополняются все новыми и новыми свидетельствами. Журнал DISCOVERY начинает серию публикаций о снежном человеке и других неизведанных, спорных и вымерших существах.

Принято считать, что в России исследование снежного человека началось столетие назад. Еще в 1914 году ученый-зоолог Виталий Хахлов, с 1907 года проводивший поиски «дикого человека» и опросы местного населения на территории Казахстана, направил руководству Академии наук письмо, в котором обосновывал существование человекоподобных существ.

Хахлов дал им видовое название Primihomo asiaticus (первочеловек азиатский) и настаивал на организации экспедиции для обнаружения жизнеспособных особей. Но письмо попало в разряд «не имеющих научного значения», а последовавшие затем события, в том числе и первая мировая война, и вовсе отодвинули решение этой проблемы на многие десятилетия.

Снежный человек (он же бигфут, йети и саскватч) впервые привлек внимание широкой общественности в 1950 годы, когда альпинисты многих стран стали «осваивать» высочайшие вершины планеты. Чуть более полувека назад, в 1954 году, состоялась первая специальная экспедиция по поискам йети в Гималаях.

Она была организована британским таблоидом «Дейли мейл» по инициативе и под руководством сотрудника газеты, журналиста Ральфа Иззарда. Толчком к подготовке экспедиции послужили фотографии следов таинственного двуногого существа на снегу, сделанные англичанином Эриком Шиптоном во время подъема на Эверест в 1951 году.

В высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью.

Иззард очень вдумчиво подошел к сборам экспедиции, занявшим почти три года. За это время он ознакомился со всеми публикациями по теме в библиотеках разных стран, тщательно подобрал специалистов для основного состава экспедиции, договорился о содействии шерпов — коренных жителей высокогорья Гималаев.

И хотя снежного человека Иззард не поймал (а такая задача тоже ставилась), было зафиксировано множество сообщений о встречах с ним, а в высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью. По описаниям местных жителей английский антрополог, сын эмигрантов первой волны, Владимир Чернецкий воссоздал облик йети.

Уникальная фотография, сделанная во время экспедиции в лесу под Вяткой (Оричевский район) в 200В году: лохматое существо, перемещающееся на двух ногах, засняли с расстояния около 200 метров, после чего оно убежало, оставив гигантские следы.


В1958 году Академия наук СССР создала «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» и направила дорогостоящую экспедицию по поискам йети в высокогорья Памира, но, в отличие от Иззарда, не стала утруждать себя какой-либо серьезной подготовкой. Миссию возглавил ботаник Кирилл Станюкович, и среди его коллег не было ни одного специалиста по крупным млекопитающим.

Стоит ли говорить, что результат оказался удручающим: немалые средства были потрачены, как сказали бы сегодня, на «нецелевые расходы». Нельзя утверждать, что Станюкович совсем уж не оправдал надежд высоких чинов. На основе полученных данных он создал геоботанический атлас высокогорий Памира, но после его экспедиции Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов.

ЙЕТИ НА КИНОПЛЕНКЕ

Тем не менее, за короткий срок своего существования комиссия успела собрать большое количество сообщений очевидцев о встречах с «жителями гор». Было издано несколько выпусков информационных материалов. Вся работа проводилась под руководством профессора Бориса Порш-нева, основавшего новое направление в науке о человеке и его происхождении — гоминологию.

В 1963 году с пометкой «Для служебного пользования» тиражом всего в 180 экземпляров вышла его объемная монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», в которой Поршнев изложил имевшиеся данные и основанную на них теорию.

Эти идеи в последующие годы были развиты профессором в статьях научно-популярных изданий и обобщены им в книге «О начале человеческой истории» (1974), увидевшей свет уже после смерти автора. Борис Поршнев умер от сердечного приступа, когда в последний момент издание этого труда было отменено, а набор книги рассыпан.

В своих трудах Поршнев высказал идею, что «снежные люди» — дожившие до наших дней неандертальцы, приспособившиеся к природным условиям без орудий труда, одежды, огня и, что самое важное, речи как средства общения. Речь, по мнению ученого, — самое важное отличительное качество человека, выделяющее его из остального животного мира.

В 1960 годы экспедиционная работа переместилась в основном на Кавказ. Основная заслуга в этом принадлежит доктору биологических наук Александру Машковцеву, объехавшему вдоль и попрек несколько регионов Кавказа и собравшему богатый материал.

Экспедиционную работу возглавила и долгие годы вела Мария-Жанна Кофман. Участники поисков обменивались информацией о полученных результатах на заседаниях семинара по проблеме реликтовых гоминидов, основанного в 1960 году при Государственном Дарвиновском музее в Москве известным натуралистом Петром Смолиным. После смерти Смолина семинар до настоящего времени возглавляет Дмитрий Баянов.

В то время как в СССР проблема снежного человека обсуждалась с теоретической позиции, в Америке и Канаде произошел серьезный рывок в сфере полевых поисков.

20 октября 1967 года американцу Роджеру Паттерсону удалось снять на кинопленку женскую особь гоминида в лесу в Северной Калифорнии и сделать несколько гипсовых слепков ее следов. Фильм был холодно встречен научной общественностью, без какого-либо изучения был отвергнут Смитсоновским центром и объявлен подделкой. Паттерсон умер через пять лет от рака мозга, но до сих пор в печати появляются материалы, пытающиеся обвинить его в фальсификации.

А ведь еще в 1971 году российские гоминологи, среди которых был и ваш покорный слуга, в результате кропотливых исследований признали пленку подлинной. Наше исследование фильма до сих пор остается важнейшим свидетельством его истинности. Американские специалисты только недавно приступили к его серьезному изучению и уже подтверждают выводы, сделанные в СССР почти 40 лет назад.

ЭКСПЕРТИЗА ИЗУЧАЯ ПЛЕНКУ ПАТТЕРСОНА, РОССИЙСКИЕ (ТОГДА ЕЩЕ СОВЕТСКИЕ) УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО ОНА ПОДЛИННАЯ. ОНИ ОБОСНОВАЛИ СВОИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ АРГУМЕНТАМИ:

Исключительная гибкость голеностопного сустава существа, изображенного на пленке, недостижимая для человека.
Большая, по сравнению с человеком, гибкость самой стопы именно в тыльном направлении. На это первый обратил внимание Дмитрий Баянов. Позже это же подтвердил и американский антрополог Джефф Мелдрам, что и описал в своих публикациях.

Пятка бигфута выступает назад больше, чем у человека. Это соответствует типичному строению стопы неандертальцев. Для существа большого веса это оправдано с точки зрения рационального приложения силы мышц.

В Исследовавший фильм доктор наук Дмитрий Донской, бывший тогда заведующим кафедрой биомеханики Института физкультуры, пришел к выводу, что походка существа совершенно не типична для Homo sapiens и практически не может быть воспроизведена.

В фильме явственно видна игра мышц на корпусе и конечностях, что отвергает предположения о костюме. Вся анатомия тела и особенно низкая посадка головы отличает это существо от современного человека.

Измерения частоты колебаний рук и сопоставление со скоростью, на которой был снят фильм, свидетельствуют о высоком росте существа (около 220 см) и, учитывая комплекцию, большом весе (превышающем 200 кг).

КЛАН БИГФУТОВ В ТЕННЕСИ

В декабре 1968 года два криптозоолога с мировым именем, Айвен Сандерсон (США) и Бернар Эйвельманс (Франция), обследуют замороженный труп волосатого человекоподобного существа. Позже они публикуют отчет в научной печати. Эйвельманс идентифицировал погибшего как «современного неандертальца», продекларировав этим правоту Поршнева.

Тем временем поиски снежного человека продолжались и в СССР. Наиболее существенные результаты дали работы Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, поиски Александры Бурцевой на Камчатке и Чукотке; весьма масштабно и плодотворно проходили экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алае под руководством киевлянина Игоря Тацла и Игоря Бурцева, а в Западной Сибири и на Ловозере (Мурманская область) небезрезультатно вела поиски Майя Быкова, Владимир Пушкарев собрал много сведений в Коми и Якутии.

Экспедиция Пушкарева окончились трагически: в сентябре 1978 года он в одиночку отправился в экспедицию в Ханты-Мансийский округ и пропал без вести.

В 1990 году поисковые экспедиции практически прекратились в связи с резким изменением общественно-политической обстановки на территории бывшего СССР. Через некоторое время благодаря развитию интернета российские исследователи смогли наладить прочные контакты с европейскими и заокеанскими коллегами.

В последние годы интерес к йети усилился, появились и новые регионы обнаружения гоминидов. В 2002 году Дженис Картер, хозяйка фермы в штате Теннеси, рассказала в интервью, что рядом с ее владениями уже более полувека обитает целый клан бигфутов. По словам женщины, старейшине «снежной» семьи было около 60 лет, а «знакомство» с ним состоялось, когда Дженис было всего семь лет.

В следующем номере мы подробнее остановимся на этом удивительном случае и главных действующих героях истории. Вас ждет рассказ об уникальных находках и невероятных открытиях.

Таинственное существо из Бурганефа действительно похоже на неандертальца

Дженис Картер встречает бигфута. Рисунок сделан со слов женщины и с точностью показывает пропорции существа и демонстрирует, как проходило их общение.

Некоторое время назад российские гоминологи случайно наткнулись на информацию, что в 1997 году во Франции на провинциальной ярмарке в городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело «неандертальца», якобы найденное в горах Тибета и контрабандой доставленное из Китая.

В этой истории много непонятного. Владелец трейлера, в котором перевозилась холодильная камера с «неандертальцем», бесследно исчез вскоре после того, как снимки тела погибшего снежного человека просочились во французскую прессу.

Исчез и сам трейлер со своим бесценным содержимым, все попытки отыскать его на протяжении 11 лет оказываются тщетными. Фотографии замороженного тела показали Дженис Картер, которая с большой долей вероятности подтвердила, что это не фальсификация, а действительно труп бигфута.

Несмотря на серьезные трудности, в основном финансового характера, исследования проблемы снежного человека продолжаются. Признание официальной наукой подобных человекообразных существ приведет к серьезным изменениям во многих отраслях знаний, связанных с изучением человека, позволит проникнуть в тайну его происхождения, окажет серьезное влияние на развитие культуры, религии, медицины. Пользуясь терминологией Поршнева, это приведет к научной революции и к коренному перевороту в вопросе определения человека как такового и выделения его из животного мира.


Необычное сооружение, сделанное из стволов и веток деревьев, обнаруженное в штате Теннеси. Подобные конструкции часто находят в труднопроходимых лесах. Их предназначение пока неизвестно, но, по всей видимости так йети каким-то образом обозначают свою территорию. Игорь Бурцев (на фото) убежден, что в Теннеси проживает огромная семья бигфутов.

ГИБРИД ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО

Еще Мишель Нострадамус предупреждал о появлении гибрида человека и животного. Опыты по вивисекции, то есть хирургическом вмешательстве в живой организм в целях создания иного существа, в частности человека (или подобного ему), проводились еще в XIX веке, однако ник чему ни привели.

О более ранних «исследованиях» такого рода данных нет. По крайней мере, врачи и алхимики Средневековья к подобным экспериментам не прибегали (это был путь на костер инквизиции), довольствуясь попытками выращивания в пробирках гомункулусов.

Опыты по выведению человекоподобных существ получили широкое (в определенных кругах) распространение в начале 1920 годов. Ученик академика Ивана Павлова, биолог Илья Иванов, начал проводить опыты по скрещиванию человека и шимпанзе методом искусственного оплодотворения. Опыты проводились на добровольцах и продолжались более 10 лет, до смерти Иванова в 1932 году, которая последовала при весьма загадочных обстоятельствах.

Для чего проводились эти опыты? Причина на первый взгляд проста — возможность создания неких гибридов для работы в тяжелых и вредных условиях и, возможно, для донорства органов. Однако результаты экспериментов неизвестны. Правда, существуют непроверенные данные, что где-то в шахтах заключенные ГУЛАГа встречали волосатых обезьяноподобных людей.

Но возможно ли создание таких существ и других человекоподобных монстров? Генетики отрицательно отвечают на этот вопрос, так как у человека 46 хромосом, а у шимпанзе — 48, а значит, искусственное (как и естественное) оплодотворение просто невозможно. Но Иванов при воздействии на яйцеклетку вполне мог применять химические вещества, лекарственные препараты, облучение и любые другие сильнодействующие методы. Ведь то, что порой невозможно в природе, вполне возможно в лаборатории.

ЯПОНСКАЯ ВЕРСИЯ

Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет будоражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. После 12 лет исследований Ма-кото Небука сделал вывод, что легендарный йети с Гималаев не что иное, как гималайский медведь (Ursus thibetanus).

«Реальность редко бывает столь пугающей, как представления о ней», — заявляет улыбающийся Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной выходу его книги, где подведен итог многолетних исследований проблемы «снежного человека».

Помимо уникальных фотографий. Небука занимался и лингвистическими исследованиями. В частности, анализ интервью с жителями Непала, Тибета и Бутана показал, что пресловутый «йети» — это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. А миф почти стал реальностью из-за того, что тибетцы считают мед ведя-«йети» всемогущим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой.

Эти понятия совместились и стали «снежным человеком», объясняет Небука. В доказательство своей позиции он демонстрирует фотографию медведя-«йети», голова и лапы которого хранятся у одного из шерпов в качестве талисмана.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Название «снежный человек» — калька с тибетского «метох кангми», как там называют это существо.
. Ученые, изучающие снежного человека, сходятся во мнении, что срок жизни этого существа составляет 250-300 лет.
. Криптозоологи располагают не только слепками следов, волосами и экскрементами йети, но и фрагментами его жилища, сооружаемого на земле и на деревьях. Ученые убеждены: чтобы построить конструкцию из сучьев и заделать стены травой, листвой, землей и экскрементами, требуется немалая сила и интеллект.
. Самую невероятную версию появления снежного человека попытались предложить финские ученые. Они утверждали, что йети — инопланетяне, и, исчезая, они транспортируются на свою планету.
. В Малайзии йети считают божеством, называют его «Ханту Яранг Джиджи» (в дословном переводе — «дух с широко расставленными зубами»), а в национальном парке Эндау-Ромпин существует даже небольшая часовня со скульптурой бигфута, к которой приходят молиться верующие.
. Американским Обществом криптозоологи и в Тусоне (штат Аризона) объявлена награда в 100 тысяч долларов США тому, кто найдет и доставит ученым труп снежного человека, и 1 миллион долларов тому, кому удастся поймать его живьем.

Игорь Бурцев
Журнал "Discovery" № 5 2009.

Прежде чем говорить собственно о таинственном снежном человеке, давайте сначала поговорим о тех, кто его ищет. Это криптозоологи. Криптозоология – это наука о неизвестных науке животных. Ничего себе парадокс: наука о том, что науке неизвестно…

Термин «криптозоология» ввел в употребление французский зоолог Бернар Эйвельманс. Естественно, криптозоологию настоящей наукой назвать нельзя, это типичная лженаука, но многие увлеченные идеей поиска неизвестных животных мечтают о том, чтобы их мечта стала реальностью. Надо сказать, что среди криптозоологов есть и настоящие ученые, которые допускают, что, возможно, «что-то есть», но относятся к имеющийся информации и фактам весьма критически.

Знаменитый полевой зоолог Джордж Шаллер, в принципе, не отрицая возможное существование «снежного человека» и даже участвуя в его поисках сетовал на то, что до сих пор не найдены его останки или хотя бы фекалии, без которых нельзя сделать выводы о том, есть ли он на самом деле и что он из себя представляет.

Но большинство криптозоологов - энтузиасты без соответствующего образования, среди них встречаются и люди, мягко говоря, неадекватные, Несколько раз мне довелось их видеть на экране, и я сразу вспомнила свое психиатрическое прошлое – словно снова побывала в палате. Люди, увлеченные одной и только одной идеей, отмахивающиеся от всех обоснованных сомнений и аргументов противной стороны…

Часто основой для поиска становятся мифы и сказания аборигенов, в которых рассказывается о странных существах, которые живут где-то поблизости и, если эти создания крупные, вселяют в их сердца ужас. Впрочем, окапи, о которых белым рассказывали пигмеи, были для этого африканского народа совершенно обычным зверем, обитавшим в их родных девственных лесах, просто европейцы им не верили – уж больно необычно выглядело его описание. В результате окапи был открыт только в самом начале ХХ века! Самое трудное, слушая рассказы туземцев, отделить правду от вымысла. Кроме того, по мнению криптозоологов, на земле могли сохраниться животные, которые считаются давно вымершими. Например, кто сказал, что все динозавры исчезли 65 миллионов лет назад? Может, они сохранились в каких-то далеких «затерянных мирах», нехоженых местах, где еще не ступала нога белого человека. В конце концов, обнаружили же живую латимерию, кистеперую рыбу, предки которой появились на земле задолго до динозавров, примерно 380 миллионов лет назад и, как считалось, вымерли 70 миллионов лет назад! Более того, в конце XX века нашли еще один современный вид целаканта.

С этой точки зрения наш ближайший родич, человек, но дикий - идеальный и любимый объект криптозоологии. Древние люди - не динозавры, они и появились на земле всего лишь чуть больше двух миллионов лет назад и вымерли тоже совсем недавно. Но все ли они вымерли? Чуть ли не во всех уголках нашей планеты среди традиционных народов ходят легенды о каких-то странных то ли людях, то ли обезьянах, покрытых шерстью, но передвигающихся на двух ногах, которые живут в почти недоступных дебрях и крайне редко попадаются на глаза представителям нашего вида. Более того, находятся даже очевидцы, которые сталкивались с этими непонятными созданиями, и имеются вроде бы некоторые материальные свидетельства их существования.

Почему-то людей очень волнует вопрос о наших ближайших родственниках, умудрившихся (или не умудрившихся?) выжить, несмотря ни на что.

Итак, неуловимый йети, снежный человек (в разных местах его называют по-разному: бигфут, метох кангми (тибетский), сасквач, йерен или китайский дикарь, каптар, аламас или аламасты и т.п.). То ли неандарталец, то ли питекантроп, то ли вообще австралопитек, какой-то не слишком удачливый родич Человека Разумного, который был вытеснен в самые суровые условия обитания, где и выжил наперекор всему. По описаниям так называемых очевидцев, это большой волосатый человек или гигантская прямоходящая обезьяна. То и дело криптозоологи отправляются на его поиски отправляются куда-нибудь в Гималаи или на острова Малайского архипелага. Кстати, наши криптозоологи, занимающиеся поисками снежного человека, в настоящее время называют себя гоминологами.

Снежного человека «видели» или находили его следы практически на всех континентах. В Северной Америке его называют сасквач или бигфут (большеног). Вот описание его, сделанное в конце XVIII века испанским ученым со слов канадских индейцев: "Воображают, что у него тело чудовища, покрытое жесткой черной щетиной; голова похожа на человеческую, но с клыками значительно более острыми, сильными и большими, чем клыки медведя; у него чрезвычайно длинные руки; на пальцах рук и ног длинные согнутые когти". На протяжении XIX и XX столетий поступали сообщения о таинственном существе, в чем-то похожем на медведя, но передвигающегося на задних конечностях; о таком монстре, убившем траппера, писал президент США Теодор Рузвельт в своей книге «Охотник безжизненных просторов». Чаще всего эти встречи происходили в Британской Колумбии. В 1967 в Северной Калифорнии даже был снят короткий цветной фильм о женщине-сасквач; про этот фильм говорили, что если это мистификация, то очень умелая. Из тропических лесов Южной Мексики поступают сообщения о существах, называемых сисимитами: "В горах живут очень большие дикие люди, полностью покрытые коротким толстым коричневым мехом. У них нет шеи, маленькие глаза, длинные руки и огромные кисти рук. Их следы в два раза длиннее человеческих.» Несколько людей сообщили, что сисимиты гнались за ними по склонам гор. Подобные существа якобы живут в Гватемале, где, как говорят, они похищают женщин и детей. Зоолог Айвен Сандерсен, работавший в Гондурасе, писал в 1961 году:

"Десятки людей говорили мне, что видели его… Один младший лесник описал во всех подробностях двух маленьких существ, которых он неожиданно заметил, когда они наблюдали за ним на опушке лесного заповедника у подножия гор Майа. ...

Этот народец в высоту был от 3,6 до 4 футов, пропорционально сложен, но у них очень тяжелые плечи и довольно длинные руки, они покрыты толстой плотной, почти коричневой шерстью, как у короткошерстной собаки; у них были очень плоские желтоватые лица, но волосы на голове были не длиннее, чем волосы на теле, за исключением нижней части затылка и шеи... Ни местный житель, ни другое лицо, которое передавало слова местных жителей, не указывал, что эти существа были простыми "обезьянами". Во всех случаях они обращали внимание, что у тех не было хвостов, они ходили на двух ногах, и у них были человеческие черты."

Так вот, всех этих бигфутов и прочих сасквачей не было и быть не могло, на них можно поставить жирную точку.

Американские обезьяны относятся к широконосым обезьянам в отличие от узконосых, от которых произошли наши предки, это совсем другая ветвь приматов. Ну а представители узконосых в лице людей нашего вида появились на американском континенте не ранее 15 тысяч лет назад. А как же киносюжет Паттерсона 1967 года с шагающим сасквачем? Посмотрите «Особенности национальной охоты». Там снежный человек выглядит не хуже. Тем более что в 2002 году участники мистификации рассказали, что вся история была сфальсифицирована; сорокасантиметровые "следы йети" делались искусственными формами, а киносъемка – постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Конечно, самый известный «снежный человек» – это гималайский йети. В XIX веке сообщения о нем встречались в рапортах британских чиновников, работавших в горных районах Индии и в Непале. Британский резидент при Непальском дворе В. Хогдсон сообщал, что его слуги во время путешествий боялись волосатого бесхвостого человекоподобного существа. Йети присутствуют на непальских и тибетских религиозных изображениях. Шерпы верят в его существование и очень его боятся. В прошлом веке, когда в Гималаях началось паломничество альпинистов, появились и новые рассказы о снежном человеке. Например, при подходе к Эвересту видели отпечатки его ног… В некоторых горных монастырях хранятся «вещественные доказательства» существования йети. В 1986 году альпинист-одиночка А. Вулридж утверждал, что встретил двухметрового йети в северной части Гималаев и даже продемонстрировал снимок, на котором видно было что-то очень мелкое – фотография была сделана на большом расстоянии – и человекоподобное.

В Непал отправлялись и серьезные экспедиции, искавшие йети, например, под руководством известного альпиниста Ральфа Изарда, но ничего существенного они не нашли. Самые интересные результаты, но отрицательные, были получены комплексной экспедицией Эдмунда Хиллари (того самого, что первым покорил Эверест) и Десмонда Дойла, знатока Непала и местных языков в 1960-1961 годах; в ней участвовали и зоологи. Во-первых, была решена загадка гигантских следов. Оказывается, под действием солнечных лучей снег на поверхности плавится, и следы мелких животных, например, лис, сливаются в гигантские отпечатки. Во-вторых, члены экспедиции раздобыли три шкуры «йети» - они оказались шкурами местного подвида медведя. В-третьих, членам экспедиции с огромным трудом удалось на время позаимствовать «скальп снежного человека» из Кхутжунского монастыря; ради этого Хиллари достал деньги на пожертвование монастырю и еще строительство пяти школ (он вообще много помогал местному населению). Исследование в Чикаго подтвердило его предположение: «скальп» оказался очень старым, но сделанным из шкуры горного козла серау.

Мумифицированная «рука йети» из того же монастыря была человеческой.

В Центральной Азии снежного человека называли аламас или альмасты. В 1427 году немецкий путешественник Ганс Шилтенбергер, побывавший при дворе Тамерлана, издал книжку о своих приключениях, в которой в том числе упомянул и о диких людях: «В самих горах живут дикие люди, у которых нет ничего общего с другими людьми. Все тело этих существ покрыто шерстью, только на руках и на лице нет волос. Они бегают по горам, как животные, и питаются листьями и травой, и всем, что они могут найти.». Рисунок альмасты есть в монгольском медицинском справочнике XIX века. Существуют свидетельства о встрече с альмасты и в ХХ столетии. Вроде бы в 1925 году тело мертвой дикой женщины на Памире видели красноармейцы – они нашли ее в пещере, где скрывались басмачи. По свидетельству путешественника Ивана Ивлова, он на монгольских склонах Алтая в 1963 году видел в бинокль несколько «человекоподобных существ»; он также собрал рассказы местных жителей о многочисленных встречах с этими странными созданиями.

Биолог Вань Зелин в 1940 году, по его утверждению, видел труп дикого человека, застреленного охотниками. По его описанию, это женщина, покрытая густой и длинной серовато-красной шерстью. 10 лет спустя двух диких людей, мать с детенышем, видел в горах еще один ученый, геолог. В 1976 году в провинции Хубэй «странное бесхвостое существо, покрытое красноватым мехом» встретили шесть офицеров китайской народной армии. После этого туда была направлена научная экспедиция, которая нашла много таинственных следов, волос и экскрементов, а также записала рассказы очевидцев. Но результаты этих исследований засекречены.

Сообщения о «диких людях» приходили и из Малайзии и Индонезии. В конце концов, ведь совсем недавно, в 2004 году, на индонезийском острове Флорес нашли останки древних крошечных людей, которые прозвали «хоббитами». Тут же вспомнили, что местные жители рассказывают о «Эбо-Гого», карликах, у которых якобы были большие глаза, волосы на всем теле; они говорили на странном языке и воровали у людей фрукты и самогон. Что же, может, это и есть хоббиты, Homo floresiensis? Но флоресские люди вымерли не 17 тысяч лет назад, как ранее считалось, а, по уточненным данным, около 50 тысяч, следов же Эбо-Гого, иначе как в фольклоре, так и не нашли.

До сих пор коренные жители Суматры убеждены, что в девственных лесах острова живут «орангпендеки» («короткие парни» на местном наречии).

Как и хоббиты, гипотетические суматранские обезьяночеловеки отличаются мелкими размерами. На острове Борнео (другое название – Калимантан) местные жители называют подобных существ «батутутами», они, по их словам, были намного больше. Обезьянолюдей в этом регионе ищут не только энтузиасты-дилетанты, но и серьезные ученые. Так, профессор Питер Чи ставит на таинственных гоминидов специальные цифровые камеры-«ловушки», но пока в них никто не попался. То есть камеры запечатлели тапира, мраморную кошку, редчайшего суматранского тигра, но только не гоминоида. Несколько лет назад два фаната-криптозоолога, которые никакого профессионального отношения к науке не имеют, но посвящают все отпуска поискам таинственных существ, нашли на примитивной стоянке пучки волос, которые, как они были уверены, принадлежали реликтовым людям. Но, как выяснилось при тщательном их изучении, это волосы современного человека...

Неясные сведения о местных «диких гуманоидах» приходили из Африки, но никто их не принимает всерьез. Более того, даже в Австралии объявились свои «снежные люди», что уже просто смешно - не иначе как кенгуру в них эволюционировали!

В 2014 году были опубликованы результаты генетического исследования всех когда-либо найденных образцов волос, приписываемых снежному человеку. Эту работу провела группа ученых под руководством профессора Брайана Сайкса из Оксфордского университета. Криптозоологи прислали 57 образцов, правда, их осталось 55 - потому что один образец оказался растительного происхождения, а один вообще стекловолокном. ДНК удалось выделить из 30 образцов. Увы, это были шерстинки медведей, волков, тапиров, енотов, лошадей, овец, коров и даже волосы человека - сапиенса и притом европейца. Самое интересное, что два образца шерсти принадлежали медведям - но не просто медведям, а полярным медведям или их гибридам с предком бурого медведя, судя по анализу митохондриальной ДНК! Значит, правы были те исследователи, которые считали, что «йети» - это медведи неизвестного вида! Как красиво получилось! Но, увы, все не так просто. На следующий год две другие группы ученых усомнились в этих результатах. Выдвинуто было предположение, что волоски полярного медведя попали в образцы случайно, Сайкс, естественно, это отрицает. Скорее всего, никакого отношения к палеолитическим медведям эта шерсть не имеет, а принадлежит гималайскому (тяньшанскому) подвиду бурого медведя Ursus arctos isabellinus, которого в Непале называют Джу Те. Его ареал включает в себя северные области Афганистана, Пакистана, Индии, Непал и Тибет, он живет также в горах Памира и Тяньшаня. Это очень редкое и самое большое животное в данном регионе, самцы достигают в длину 2,2 м, многие исследователи считают, что именно его принимали за «снежного человека», которого никто не видел вблизи.

В 1991 году в китайском Тибете на границе с Непалом работала китайско-российская научная экспедиция, официально – гляциологическая, но всем было известно, что основная ее цель – найти снежного человека.

В этой экспедиции принимал участие мой однокурсник Аркадий Тишков, ныне – доктор географических наук, заместитель директора Института географии Российской академии наук. Он действительно встретил на высоте более 5000 метров какое-то «человекоподобное» существо и даже заснял его на фотопленку, правда, с дальнего расстояния, да и фотоаппарат был без зума - прошлый век, все-таки. Тишков убежден, что йети действительно существует, но никакого отношения к приматам это существо не имеет, скорее всего, это медведь. Что ж, йети так и остался загадочной персоной, зато российский исследователь привез из этой экспедиции 80 килограммов одних гербариев, описал несколько новых видов растений, одно из которых, с прелестными синими цветами, носит его имя! Грант на поиски снежного человека дали японцы, но кто бы дал деньги на изучение альпийской – в данном случае тибетской – флоры?

«Снежного человека» встречали также в горах Кавказа – если, конечно, свидетельствам «очевидцев» можно верить. Впрочем, одному свидетелю я верю абсолютно – это профессор Ясон Бадридзе. Он много лет проводил исследования в Лагодинском заповеднике, расположенном на Южном Кавказском хребте, на границе Грузии с Дагестаном. В этой местности давно бытовали повествования о гигантских диких людях, покрытых шерстью, которые живут высоко в лесу. В 70-ых годах прошлого века многие старики в горных селениях утверждали, что своими глазами видели этих людей. Им даже дали имя – лагодехи. Однажды небольшая компания, в том числе и Ясон Бадридзе, вечером собралась на метеостанции. Начальник метеостанции вышел из помещения, и вдруг раздался его крик. Выбежавшие из дома люди нашли его на земле, он говорил, что кто-то его ударил сзади и жаловался на сильную боль. Когда его отвели на станцию и раздели, на его спине отчетливо был виден отпечаток человеческой пятерни – только он был в три раза больше, чем от руки обычного мужчины. Ясон Константинович до сих пор задается вопросом, что же это было.

Увы, все материалы и факты, которые якобы говорят в пользу существования реликтовых гуманоидов: гипсовые отпечатки следов, кусочки шерсти, фотографии - вызывают у ученых весьма обоснованные сомнения, так же, как и свидетельства людей, которые якобы видели их своими глазами. Гипсовые слепки легко подделать. А насчет шерсти мы уже разобрались.

Знаменитая Зана, «дикая женщина» из Абхазии, найденная в лесу в XIX веке - козырная карта многих искателей йети, от профессора Поршнева до Игоря Бурцева, - оказалась сапиенсом, правда, негроидом, а вовсе не неандерталкой. Так как не все знакомы с ее историей, то я вкратце расскажу ее. Зану поймали охотники князя Ачбы в лесу. Это была мускулистая женщина огромного роста, под два метра, совершенно голая, сплошь покрытая темными волосами, с серой, почти черной кожей. Лицо у нее было широкое, скуластое, с крупными чертами, покатым низким лбом, широким ртом, плоским носом с большими ноздрями, выдающейся нижней челюстью. Князь Ачба подарил ее своему другу, тоже князю, она переходила из рук в руки, пока не нашла постоянное пристанище в загоне из бревен в селе Тхин. Сначала Зану держали в цепях, так как она была буйной, но постепенно она привыкла, «приручилась», свободно разгуливала по селению, все так же без одежды, и даже делала кое-какие работы, требовавшие большой физической силы. Ночевала она в вырытой ею самой яме зимой и летом. Говорить так и не научилась, но свое имя знала. Она любила плавать и пристрастилась к алкоголю. А также рожала многочисленных детей от местных любителей экзотики, первого своего ребенка она случайно утопила, последующих четверых у нее забирали сразу после рождения. Умерла Зана в 80-ых годах позапрошлого века, когда точно - никто не знает, а ее младший сын Хвит, оставшийся жить в Тхине, скончался в 1954 году. Ее отдаленные потомки, внуки и правнуки и поныне здравствуют, свои среди своих.

В 1962 году о Зане от местных жителей узнал доктор биологических наук А.А. Машковцев, он рассказал о ней профессору Б.Ф. Поршневу, который вместе с коллегами приехал в Тхин, начал искать и расспрашивать стариков, которые лично знали Зану (напомним, что после ее смерти прошло не менее семи десятков лет, скорее больше). В 70-ых годах прошлого века его исследования продолжил историк Игорь Бурцев, познакомившийся с дочерью Хвита Раисой, у которой, по его описанию, были негроидные черты лица и курчавые волосы.

После долгих поисков ему удалось найти могилу Заны, и в конце концов он смог раздобыть черепа Хвита и - предположительно - самой Заны.

По мнению научного редактора портала Антропогенез.ру Станислава Дробышевского, осматривавшего их, череп, приписываемый Зане, имеет ярко выраженные экваториальные (негроидные) черты, а череп ее сына, несмотря на массивность и мощные надбровные дуги принадлежит, увы, вовсе не неандертальцу, а явно сапиенсу.

А теперь о том, как рождаются сенсации. Год назад во многих популярных изданиях появились громкие заголовки типа «Зана действительно была йети!» (в апреле 2015 года подобное сообщение, например, было напечатано в «Комсомольской правде» в разделе - страшно сказать - «Наука»!). В статьях рассказывалось, что профессор Брайан Сайкс (тот самый) исследовал ДНК черепа и объявил, что Зана была не человеком, а йети! Теперь в руках Игоря Бурцева были якобы неопровержимые доказательства существования снежного человека. В чем же дело? Оказывается, английские популярные издания опубликовали сенсационные новости - якобы по мнению профессора Сайкса «русская» полуженщина-полуобезьяна оказалась снежным человеком! Непонятно, была ли это шутка или таким способом издатели пытались привлечь внимание к новой книге Сайкса, но это сильно повредило репутации профессора в научных кругах На самом деле, Брайан Сайкс действительно анализировал ДНК шестерых потомков Заны и ее покойного сына Квита и сделал вывод, что Зана была человеком современного вида, но при этом «стопроцентной» африканкой, скорее всего, из Западной Африки. Он предположил, что скорее всего она произошла от рабов, завезенных в Абхазию турками-оттоманами. Или же она принадлежала к тем людям, которые вышли из Африки около 100 тысяч лет назад и с тех пор скрытно жили в горах Кавказа (оставим этот вывод на совести профессора). Вообще-то, прежде чем делать такие предположения, он мог бы поинтересоваться, какие народности населяют Абхазию - а ведь в Абхазии действительно живут негры! Небольшая группа людей, этнически относящихся к негроидной расе, проживает в селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных селах. Они считают себя абхазцами, как и все окружающие. У историков нет единого мнения о том, как и когда они туда попали. Большинство сходится на том, что в XVII веке. По одной из самых вероятных версий, это потомки чернокожих рабов, завезенных владетельными князьями Абхазии Шервашидзе-Чачба для работы на мандариновых плантациях.

Но, увы, одна из отличительных черт многих криптозоологов - игнорировать все, что противоречит их концепции.

И все так же позирует журналистам Игорь Бурцев с черепом «неандерталки» в руках, и мелькает на телеэкранах мохнатая йети Зана...

Кстати, а почему мохнатая? Действительно, вроде бы обезьянья черта. По описаниям свидетелей, Зана была сплошь покрыта волосами. Что ж, приходится верить им на слово, и так бывает. Стоит вспомнить рисунки из школьного учебника биологии, иллюстрирующие атавистические признаки: портреты Андриана Евтихиева, лицо которого заросло густыми прядями волос, и «бородатой женщины» певицы Юлии Пастраны, которая отличалась не только бородой и усами, но и покатым лбом, как у древних людей. Но скорее, тут было другое. Гипертрихоз (повышенная волосатость) бывает не только врожденным, но и приобретенным вследствие гормональных изменений на почве голода и лишений – волосатыми нередко бывают «дикие дети», так называемые «маугли». Скорее всего, Зана была слабоумной девушкой, которая заблудилась в лесу и одичала - эту весьма правдоподобную версию приводит Фазиль Искандер в рассказе «Стоянка человека». Это относится не только к Зане - одичавшего человека с психическими отклонениями, отличающегося повышенной волосатостью, вполне могли принять за «снежного человека». В частности, этим можно объяснить довольно известный случай - задержание в горах Дагестана «дикого человека» в декабре 1941 года. Полковник Карапетян, чей отряд поймал несчастного, описывал его как глухонемого и психически ущербного человека, сплошь покрытого волосами. А вот вши на нем были не человеческие... В свое время Карл Линней, занимаясь систематикой животного мира, выделил одичавших людей (ему было известно девять таких индивидов) в особый вид «Homo ferus», человек дикий.

Надо сказать, что СССР был чуть ли не единственной страной, где криптозоологией занимались на государственном уровне, и во многом благодаря одному человеку - профессору Борису Федоровичу Поршневу (1905-1972).

Это был ученый универсальных знаний, доктор как исторических, так и философских наук; было у него и биологическое образование, но диплом он не стал получать, о чем впоследствии очень жалел. Его основные исторические работы были посвящены позднему французскому возрождению, но занимался он и теорией антропогенеза. В те времена переходные звенья от обезьян к человеку были еще плохо изучены, а многие - вообще не открыты, и сейчас теория Поршнева имеет чисто историческое значение. Он постулировал, что только человек современного вида - человек в полном смысле слова, это качественный скачок, а все остальные пра-люди ближе к животным, чем к человеку разумному. Именно поэтому он и все его последователи считали снежного человека неандертальцем, пусть деградировавшим, хотя, судя по описанию, он гораздо ближе к архантропам, к эректусам или еще более древним созданиям. Неандертальцем, кстати, считал йети и Бернар Эйвельманс. Это сейчас мы знаем, что неандертальцы были очень похожи на нас.

Поршнев, очевидно, был человеком весьма харизматичным, иначе как бы он смог убедить Академию наук СССР послать экспедицию на поиски снежного человека? В конце 1950-х годов при Академии была создана Комиссия по изучению вопроса о «снежном человеке». В ее состав вошли известные ученые: геолог, член-корреспондент АН СССР Сергей Обручев, приматолог и антрополог Михаил Нестурх, выдающийся геоботаник Константин Станюкович, физик и альпинист нобелевский лауреат академик Игорь Тамм, академик А.Д. Александров, а также биологи Г.П.Деменьев, С.Е.Клейненберг, Н.А.Бурчак-Абрамович. Наиболее активными членами комиссии были врач Мария-Жанна Кофман и профессор Борис Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия: «снежный человек» – это доживший до наших дней представитель исчезнувшей ветви неандертальцев.

В 1958 году состоялась комплексная и весьма дорогостоящая экспедиция по поискам йети в высокогорья Памира. Миссию возглавил ботаник Станюкович, который, надо сказать, не слишком верил в существование йети. В составе экспедиции были зоологи, ботаники, этнографы, геологи, картографы, а также местные жители, проводники и охотники-барсоловы. Взяли с собой также служебных собак, натасканных на запах шимпанзе. Поршнев был недоволен, что экспедиция состоялась летом, по его мнению, искать следы неизвестного гоминоида нужно было зимой, на снегу, но надо ли говорить, что такое горы в зимний период? Никаких признаков существования йети найдено не было, зато ученые сделали немало других открытий, например, отыскали стоянку неолитического человека, а по результатам экспедиции был создан геоботанический атлас высокогорий Памира.

После этого Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека, несмотря на возражения Поршнева. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов, которые организовывали поездки в горы Средней Азии и на Кавказ самостоятельно .

О том, как Б.Ф.Поршнев вел исследования в полевых условиях, можно узнать из записок одного из участников экспедиции 1961 года в Таджикистан С.А. Саид-Алиева: «В окрестностях оз. Темур-куль мы видели следы различных хищных животных. На другой день в 7–8 часов утра у берега оз. Темур-куль измерили след медведя. Он имел в длину от 34,5 см до 35см. Когда об этом было сказано проф. Б.Ф. Поршневу, он сказал, что это след этого животного (то есть «снежного человека»). Потом я задал вопрос Б.Ф., какие у него когти- длинные или человекообразные. Он отвечал: почти как у человека.» Как легко подстраивать факты под свою концепцию! Итогом изысканий Поршнева стала вышедшая в 1963 году монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах».

Термин «реликтовый гоминоид», кстати, придумал Петр Петрович Смолин (1897-1975), тот самый ППС, или дядя Петя, который стал крестным отцом нескольких поколений советских биологов, возглавляя по очереди КЮБЗ (кружок юных биологов Московского зоопарка) и ВООП (кружок юннатов при Всесоюзном обществе охраны природы). Будучи главным хранителем Дарвиновского музея, он основал Семинар по вопросам гоминологии, который после его смерти называется «смолинским», этот семинар работает и сейчас, издаются его труды. В 1987 году Мария-Жанна Кофман организовала Российское объединение криптозоологов или Общество криптозоологов, объединившее искателей снежного человека. Игорь Бурцев основал и возглавил Международный институт гоминологии (есть ли в нем сотрудники, кроме директора, сказать трудно).

Работа идет! Все больше и больше «реликтовых гоминоидов» открывают в нашей стране, даже в ближнем Подмосковье. Чучуны в Якутии, алмасты в Кабардино-Балкарии, кто-то еще в Адыгее... Бурцев признается, что он их никогда не видел. Но гоминологов это не останавливает. В последние годы активные поиски снежного человека ведутся в Кемеровской области, туда едут криптозоологи чуть ли не со всего мира. Одну из экспедиций возглавил боксер Николай Валуев, захотевший побороться со снежным человеком. Криптозоологи побывали и там, где некое существо видели наиболее часто - на горе Каратаг и в Азасской пещере. Увы, найденные там волосы «йети» оказались, как и следовало ожидать, шерстинками медведя. Но это не помешало властям устроить туристский йети-бум, снежный человек стал своеобразным символом Горной Шории. Губернатор Кемеровской области объявил, что тот, кто его поймает, получит вознаграждение в миллион рублей, а день открытия горнолыжного сезона теперь будет праздником - Днем снежного человека. Вполне могу понять кемеровских чиновником - не всем же так везет, как Чебаркулю с его метеоритом, а туристскую инфраструктуру развивать надо!

А несколько лет назад снежный человек объявился… в Москве! В Бутовском лесу, где жители Южного Бутова прогуливают своих песиков. Зимой собачники обнаружили там громадные следы босых ног. Женщины с собаками отказывались туда идти; из уст в уста передавались страшные истории о растерзанной кошке и о пропавших в лесу людях… На все уговоры они отвечали одно: пусть сначала исследуют, а уж потом… Исследовали. Двое мужчин со служебными собаками, не побоявшиеся йети, встретили в лесу деревенских подростков, которые поверх валенок надели огромные подметки в форме босых ног с широко расставленными пальцами. Пацаны были страшно довольны собой и громко обсуждали поведение нервных дамочек, которые, завидев следы, с громким визгом поворачивали и со всех ног бежали обратно. Люди, как оказалось, вовсе не пропадали, а труп кошки – на совести местных воронов, которые не прочь закусить домашними любимцами. Хорошо, что все выяснилось, а то в желтой прессе вскоре замелькали бы заголовки типа «Снежные люди идут на Москву!»

И краткие выводы в заключение:

  1. Скорее всего, легендарный йети - бурый медведь гималайского подвида Ursus arctos isabellinus.
  2. На американском континенте никакого «реликтового гоминоида» никогда не было и быть не может

В мире осталось еще много непознанного, но в будущем ученым удастся объяснить многие явления, опираясь исключительно на реальные факты, а не на вымышленные концепции и домыслы.

Литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Бернар Эйвельманс По следам неизвестных животных
  • Игорь Акимушкин Следы невиданных зверей

Обе эти книги есть в интернете в свободном доступе, но факты, приведенные в них, во многом устарели, лучше ознакомиться с современной книгой Виталия Танасийчука:

  • Виталий Танасийчук. Невероятная Зоология (зоологические мифы и мистификации). М., КМК, 2011
  • Аркадий Тишков Ещё одна встреча. “Свет (Природа и человек)” № 6-7, 1992, с.39
  • Александр Соколов. Мифы об эволюции человека. М. Альпина, 2015

Время первых свидетельств о существовании снежного человека насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако по-настоящему интерес к данному феномену проявился лишь в XIX столетии. Удивляла обширность ареала распространения этого не то животного, не то человека. Наверно, будет проще сказать, где его не встречали. В каждом регионе снежного человека называют по-разному: в Гималаях — это йети, в Китае — йерен, в Северной Америке — сасквач, или бигфут, в Индии и Непале - лесной человек, в Австралии — йови, или йаху, а также просто волосатый человек.
Можно было бы предположить, что с тех пор, как люди узнали о нем, его должны были бы изучить вдоль и поперек. Но, несмотря на множество версий и участие в дискуссиях авторитетных ученых, официально его существование не подтверждено. Самое раннее историческое упоминание о йети неразрывно связано с древнегреческим философом Плутархом. Он рассказывал, как солдаты военачальника Суллы поймали сатира, описание которого сильно смахивает на предполагаемый облик снежного человека.

В Коране говорится о том, что следует милосердно относиться к недочеловеку. Историк древней Греции по имени Ктесий в V в. до н. э. в описани Индии засвидетельствовал, что в Гималаях живут и человекообразные дикие животные. О «тварях» в горах Азии знал и римский писатель Плиний Старший и I в н. э. Индийская поэма «Рамаяна», датируемая III IV вв., содержит упоминание о демонах под названием «ракшасы», внешность которых, по описаниям, также совпадает с предполагаемым портретом лесного человека. У древних шумеров в эпосе «О Гильгамеше» (III в. до н. э.) встречается упоминание человекообразного существа Энкиду. Среди 10 000 петроглифов и 12 наскальных рисунков в горах Средней Азии возрастом примерно 7000 лет ученые обнаружили много рисунков снежного человека. Непосредственными очевидцами явления странных существ были такие и известные люди, как Карл Линней, Геродот, Юрий Рерих, Николай Пржевальский. В 1661 г. в дар полькому королю Яну II Казимиру преподнесли пойманного в литовско-гродненских лесах дикого человека. По внешнему виду ему было около 14 лет, его тело обильно обросло волосами, говорить он не мог. Впоследствии жена монарха приручила «необычного мишку», который даже научился выполнять некоторые работы на кухне. В XVII в. один из исследователей феномена снежного человека по имени Ян Редвич издал в 1674 г. специальное сочинение, посвященное неведомой зверушке, в котором собрал множество оценок и наблюдений очевидцев. Поисками и исследованием снежного человека занимается криптозоология- наука о скрытных животных, о существовании которых нет прямых доказательств, а только показания свидетелей и косвенные улики. В качестве основателя криптозоологии фигурирует зоолог Бернард Эйвельманс. Штаб-квартира Международного общества криптозоологии базируется в городе Тусон американского штата Аризона.
Советский Союз тоже создал специальную науку, посвященную изучению снежного человека, - гоминологию. Подобные вопросы обсуждались на самом высоком уровне. При Академии наук имелась соответствующая комиссия во главе с профессором философии Б. Ф. Поршневым - автором нескольких томов со свидетельствами встреч с неизвестными гоминидами. Впрочем, судьба комиссии была похожа на многие другие - ее попросту разогнали, посчитав гоминологию лженаукой. Вскоре Поршнев умер от сердечного приступа, но дело его не погибло, а было продолжено учениками. Так, Дмитрий Ю. Баянов собрал группу последователей. В течение 40 лет он изучал снежного человека и вполне закономерно стал одним из наиболее крупных специалистов по йети в мире. Немалый вклад в разгадку его тайны внес доктор биологических наук профессор П. И. Мариковский.
Любопытно, что в «Атласе снежного человека» Вадим Ю. Макаров, по результатам наблюдений, делает вывод, что в последнее время снежный человек понемногу перебирается в Россию. Например, с недавних пор его стали наблюдать в центральных регионах: Ленинградской, Московской, Саратовской, Кировской областях.
Несколько десятков лет проблемой бигфута занимался кандидат биологических наук, член Всероссийского географического общества, участник множества экспедиций по Средней Азии, посвященных
поискам человекообразных существ, В. Ю. Макаров.
()н написал большой труд под названием «Атлас снежного человека», в котором сведена информация, накопленная человечеством за много столетий наблюдений in ним. По данным немецкого ученого В. Зиберта, с оставившего карту территорий, где чаще встречается Йети, к ним относятся Кавказ, Забайкалье, Канада, Калифорния, Гималаи, Памир, Чукотка. Австрийский юолог Ф. Зак сопоставил многочисленные свидетельства и выяснил, что средний рост снежного человека составляет 2 м, масса взрослых особей варьируется от 150 до 250 кг, окружность головы - около 700 мм. Со снежным человеком часто встречаются альпинисты, туристы, поэтому его иногда называют «черным альпинистом». Считается, что первый европеец столкнулся с йети, когда покорял самую высокую гору на Земле. Британский военный Ч. К. Говард-Бери с группой соратников взбирался на Эверест в 1921 г. На высоте 7 км они увидели несколько странных созданий, а подойдя поближе, смогли разглядеть на снегу большие отпечатки ступней, каждый из которых был в 3 раза больше человеческой. В рукописях XVII в. имеются свидетельства испанских завоевателей Америки о человекоподобном животном с жесткой шерстью. Индейцы называли его саскватчем. В начале XIX в. исследователь Девид Томпсон в Скалистых горах увидел следы ступней снежного человека, длина которых равнялась 35,5 см, а ширина - 20 см. Когда Девид стал расспрашивать об этом местных индейцев, то поразился тому, насколько пренебрежительно те относятся к саскватчу, видя в нем всего лишь громоздкую неуклюжую и противную разновидность человека, самую низшую его форму. В 1905 г. в Северной Калифорнии местный индеец Джонни Тестер длительное время смотрел за тем, как бигфут-папа обучал детенышей плавать и удить рыбу, используя для этого острые палки. А в 1924 г. в местечке Келсо штата Вашингтон рубщики леса неожиданно отказались выходить на работу. Как выяснилось, лес они валили в дальнем участке Каскадных гор. Там на них напали большие, волосатые, дикие люди, кидавшиеся камнями. Вооружившись, проверяющие отправились на место происшествия. Хижина работников действительно была разрушена, а вокруг на земле виднелись отпечатки огромных ступней В 2003 году лесник по имени Дип Марак в течение трех дней наблюдал за йети, пребывая в густых джунглях Индии. Ему удалось заполучить обрывки волос с тела существа. Впоследствии он передал их образцы британской телекомпании ВВС, сообщив, что рост чудовища достигал 3 м, цвет его - черно-серый, вес примерно 300 кг, а врацион входят плоды растений, древесная кора, коренья. Ученые, исследовавшие волосы, однозначных выводов сделать не могли. Но эксперт по человекообразным обезьянам Иэн Редмонд заметил, что представленные волосы невероятно сильно напоминают другие такие же волосы, предположительно бигфута, собранного побывавшем на Эвересте сэром Э Хиллари. Как заявил ученый, «мы теперь наверняка знаем, что эти волосы не принадлежат азиатскому черному медведю, они не принадлежат дикому кабану и не похожи на шерсть различных видов макак. Эти волосы остаются загадкой. Я так же могу подтвердить, что если эти волосы действительно принадлежат йети, то у них как у людей волосы секутся!» Исследователи сошлись на том, что образцов принадлежат известному виду приматов. Исходя из имеющихся сведений можно говорить о том, что свидетельства очевидцев по поводу внешнего облика йети не всегда однозначны. Если одни рассказывают о больших быстрых животных ростом до 4 м, то вторые, наоборот подчеркивают маленький рост (до 1,5 м.), пассивность и размашистые движения руками при ходьбе. Однако, все согласны с тем, что телосложение у бигфута плотнее, чем у человека, череп заостренный, руки длинные, шея короткая, челюсть массивная. Все тело у снежного человека и полосах, окраска серая, черная или рыжая, лицо и mi юс. Наиболее вероятно, обитают они в районах снежной кромки, которая служит своего рода границей между горными ледниками и лесными массивами. Они могут жить в пещерах или в гнездах на дереве. И пищу употребляют грызунов и лишайники, причем зверьков они освежевывают и потрошат, что свидетельствует о близости их к человеку. С людьми ведут себя настороженно. Если голодны, то могут и приблизиться. При потенциальной опасности животное производит громкий лающий звук. По утверждению китайских исследователей, снежные люди даже могут делать примитивные орудия и плести корзины. Исходя из этого можно предположить, что речь идет о реликтовом гоминиде. И такая точка зрения является хотя бы в некоторой степени научно обоснованной. Ученые из Академии наук СССР считали снежного человека приматом из деградировавшей ветви неандертальцев, который сумел дожить до наших дней. Впрочем, теория об инопланетном происхождении йети тоже имеет право на существование, как и предположение, что это гость из параллельной вселенной. Кое-кто даже считает его результатом эксперимента по скрещиванию человека с обезьянами. В любом случае рядом с нами живут эти существа. И от встречи с ними не застрахован никто. По этой теме имеется слишком много свидетельств и вполне серьезных научных исследований, чтобы отмахиваться от этой загадки.

Всемирно известный китайский антрополог профессор Пэй Вень-чун, возглавляющий в Китае изучение данного вопроса, сообщал о поимках и встречах нескольких экземпляров «человека- » («дикого человека») юго-западнее Ташкургана. Так, в 1954 году в горах вблизи пункта Упулан, согласно сообщению пограничника, было поймано существо, «у которого лицо , руки сгибаются как у человека и подобные человеческим, большой палец на руке противопоставляется, ногти острые, следы ног похожи на человеческие. Он способен руками бросать камень. Ходит на двух лапах, но когда замечает преследователя, то и на четвереньках». Считают, замечает профессор Пэй Вень-чун, что у этого «медведя» лапы и положение тела человеческое. Следовательно, зоологи отнесут это существо не к семейству медведей, а к отряду приматов.

Пэй Вень-чун приводит и другое сообщение: начальник автономного уезда на юге Синьцзяна, недалеко от границ Памира, сообщил, что в недоступной горной местности обнаружено «стадо» (может быть, скопление?) обезьяноподобных существ, имеющих бурую шерсть. Кстати, указывается даже, что период линьки у них приходится на апрель. Они ходят на двух ногах, детенышей носят на руках, как люди. Все эти данные удивительно точно согласуются с рассказами о местах обитания «дикого человека», которые были собраны среди киргизов Восточного Памира одной экспедицией летом 1958 года. В упомянутой выше статье А. 3. Розенфельд относит и эти записи к области чистейшего фольклора. Не очевидно ли, что тут ошибка?

Третий очаг обитания диких людей в Синьцзяне, по серьезно проверенным данным П. Ф. Ратова, относится к некоторым высокогорным пунктам китайской стороны Тянь-Шаня. И в этом отношении сведения П. Ф. Ратова хорошо контролируются другими материалами

Возьмем другой пример сообщения, не имеющего никакого отношения к фольклору. Начальник участка московского вагоноремонтного завода Г. Н. Колпашников изложил воспоминания о случае, имевшем место в августе 1939 года в районе боев у Халхин-гола (Монголия). Будучи тогда начальником особого отдела одного из советских подразделений, он был вызван ночью в место расположения монгольской кавалерийской части, где имело место чрезвычайное происшествие: часовые заметили два силуэта, спускавшихся по гребню горы, сделали необходимые предупреждения, затем, полагая, что это японские разведчики, открыли стрельбу и наповал убили обоих. Каково же было их изумление, когда убитые оказались какими-то обезьяноподобными существами. Прибыв рано на рассвете на броневике к месту происшествия и рассмотрев два валявшихся на земле скорченных трупа, Г. Н. Колпашников, по его словам, «почувствовал какую-то неловкость за то, что убиты не враги, а какие-то два животных существа странного вида.

Конечно, - продолжает он, - в то время я совершенно не слышал ничего о «снежном человеке», и я не утверждаю, что это были именно «снежные люди». Но вместе с тем мне было известно, что в Монголии нет человекоподобных обезьян, и я тогда задумался, как и другие, над вопросом: кто же это?»

Ответа не было. Только один старик-монгол из местных жителей, подозванный переводчиками, сказал, что это - так называемые «дикие люди», водящиеся в этих краях. Из-за какого-то суеверия старик боялся близко подойти к трупам. По словам Г. Н. Колпашникова, убитые существа были примерно человеческого роста. Тело их было покрыто рыже-бурой шерстью, причем неравномерно. Лохматые волосы покрывали лоб и брови. Лицо, говорит Г. Н. Колпашников, «было похоже на очень грубое человеческое лицо». Однако время было военное, шел бой, для углубления в естественноисторические вопросы не оставалось никакой возможности…

Как видим, и это наблюдение нельзя отнести к фольклору. Но объяснения старика-монгола связали наблюдение приезжего русского с теми местными сведениями, которые этнографы обязательно назвали бы фольклором. А позже, независимо от всего этого, было получено письмо из Харбина (Китай) от лица, слышавшего несколько глухих рассказов о встречах с какими-то непонятными волосатыми дикими человекоподобными существами в горах Большого Хинганского хребта, в районе, сравнительно недалеком от Халхин-гола. Уж не лешего ли они встречали? - спрашивали иные суеверные люди.- Уж не тот же ли это цикл легенд о диком человеке? - спросят этнографы-фольклористы. Нет, у нас нет никакого основания не доверять сообщению офицера Советской Армии Г. Н. Колпашникова,- отвечают биологи. А его показание связывает воедино все эти сведения.

Однако пора отбросить и нелепую посылку, что достоверны лишь свидетельства приезжих людей, а рассказы местных жителей не могут быть опорой для науки. Пора покончить с остатками пренебрежения европейских этнографов к «туземцам». Положительным примером может послужить совсем недавно обнаруженная строго научная обработка зоологом, сравнительным анатомом В. А. Хахловым показаний нескольких казахов о «диком человеке» (ксы-гыик), встречающемся в южной части Тянь-Шаня. Этот материал - важный вклад в изучение проблемы «снежного человека».

Работая в 1907-1915 годах в Зайсане, у границ России и Китая, В. А. Хахлов обратил внимание на рассказы населения об этом существе. Сначала он, конечно, полагал, что «дикий человек» - миф. Затем оказалось, что «его видели, его ловили, он оставлял следы на песке, распространял запах, кричал, сопротивлялся, жил на привязи некоторое время».

Наконец В. А. Хахлов разыскал и прямых очевидцев, из которых один наблюдал на протяжении нескольких месяцев ежедневно пленную самку «дикого человека» на привязи, другой участвовал в поимке самца и т. д. Терпеливая и умелая опросная работа с этими очевидцами не только укрепила зоолога в убеждении, что «дикий человек» - не миф, а реальность, но дала возможность составить довольно подробное его биологическое описание. 1 июня 1914 года молодой ученый направил заявление в Российскую Академию Наук, в котором кратко сообщал о своих важных выводах и просил помощи для организации экспедиции в Центральную Азию за «первочеловеком азиатским», как он предположительно наименовал это существо.

В настоящее время заявление В. А. Хахлова разыскано в архиве Академии наук. Оно навсегда останется значительной вехой в историй научного спора о «снежном человеке». Ведь оно было послано за 40 лет до отправления первой английской экспедиции в Гималаи для поисков «снежного человека», за 45 лет до провозглашения существования цикла народных мифов о «диком человеке». Выводы В. А. Хахлова надолго опередили науку того времени. Его заявление осталось без последствий. Но значительная часть его полевых записей и зарисовок сохранилась, и ныне в упорядоченном виде предоставлена им в распоряжение специалистов.

Ниже будут изложены некоторые дополнительные данные, приведенные В. А. Хахловым в его второй сводке: «Что рассказывают казахи о «диком человеке».

Прежде всего, В. А. Хахлов неоспоримо установил, что эти существа - ни в коем случае не одичавшие современные люди. «Людьми» казахи называли их по той причине, что они держатся вертикально, передвигаются, как правило, на двух ногах, имеют внешнее сходство с людьми, но по существу рассматривали их как особый вид животных. Никто из очевидцев не наблюдал у «дикого человека» никаких проблесков речи или попыток как-либо объясниться.

Дальнейшее накопление наших знаний покажет, насколько велики эти «человеческие черты» в смысле строения тела, то есть анатомии и морфологии данного вида животных. Допустим, их окажется несколько больше, чем предполагал В. А. Хахлов. Но бесспорно, что речь идет все-таки не о человеке, а о своеобразном виде животных.

Утверждаем ли, однако, мы, биологи, изучающие «снежного человека», что это наше представление о нем, как о реально существующем (или недавно существовавшем) на земле виде живых существ, уже доказано? Нет, мы не имеем пока права утверждать этого категорически. Наше мнение пока еще надо называть научным предположением. Слишком мало еще имеется бесспорных вещественных данных о «снежном человеке». Как ни привлекательны выводы В. А. Хахлова, число опрошенных им очевидцев слишком невелико. Как ни ценна проверка разных сообщений при помощи великого оружия науки - сравнения, нужно дополнить ее строгой документированной проверкой хоть некоторых сообщений.

Иными словами, вопрос о существовании «снежного человека» все еще принадлежит к числу нерешенных вопросов современной науки. Возможно, впереди еще долгий путь проверки и борьбы двух гипотез.

Но бесспорно, что не смогут победить обе,- не будет двух открытий, будет какое-то одно из них. Торжество биологической точки зрения заставит признать, что весь фольклор о «диком человеке» является искаженным, фантастическим отражением реальности. Может быть, победят сторонники взгляда, что все сведения о «снежном человеке» - мифы? Пока надо снова и снова напоминать сторонникам этого взгляда, что изучение мифов - тоже наука. Они должны доказывать свою точку зрения строго научно, в соответствии с требованиями фольклористики.

Трудную, навряд ли научно разрешимую задачу берет на себя тот, кто говорит: все сообщения о «снежном человеке» - мифы. Но и нам, сторонникам биологической точки зрения, понадобится еще много настойчивого труда, много спокойного и непредвзятого изучения фактов, для того чтобы сделать ее неоспоримой.

В этой работе мы не одни. Вот, например, обнадеживающие слова профессора Пэй Вэнь-чуна со страниц газеты «Гуаньминь жибао» от 4 января. На конференции по палеоантропологии при Академии наук Китая, сообщает он, «были и ученые, сделавшие сообщения относительно некоторых новых материалов о «снежном человеке» в высокогорьях Тибета, в результате чего мы расширили свои представления о загадке «снежного человека», к которому приковано пристальное внимание всего мира»…

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что все-таки было бы полезно организовать еще одну научную экспедицию «по следам снежного человека». И если даже этих самых следов найти не удастся, то, по крайней мере, получится отличный приключенческий поход. Единственное надо будет все организовать должным образом, взять хороший и вместительный багажник Topeak , добротные рюкзаки, палатки, и все прочее туристическое и походное снаряжение.

С густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очевидцы [ ] описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]

Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Однако следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке [ ] .

На канале Discovery в сериале Best Evidence (эпизод «Bigfoot», 2007) дан более взвешенный и критичный, научный взгляд на проблему существования снежного человека. Воспроизведены в лабораторных условиях основные элементы походки «Патти» и эксперты склонились к мнению, что это человек в костюме.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложения, и сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
И. Д. Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминологии, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Генетические исследования

В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса. Согласно анализам двух образцов волос - из западного района Гималаев и из Бутана - выяснилось, что образцы ДНК полностью идентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем .

В 2014 году было опубликовано ещё одно исследование, в котором 36 образцов предполагаемых йети были секвенированы. 34 образца принадлежали хорошо известным животным (коровы, лошади, еноты, люди, олени, волки, малазийский тапир), два образца из Ладакха и Бутана оказались ближе всего к вымершему 40 тыс. л. н. подвиду белого медведя (Ursus maritimus ) .

В монастыре непальского селения Кумджунг хранится скальп, который приписывается йети. Украинский журналист Дмитрий Комаров украл волос из этого скальпа и передал его в 2016 году на экспертизу в израильскую лабораторию Galil Genetic Analysis. Анализ показал, что волос не является предметом биологического происхождения . Однако впоследствии было решено провести повторное исследование и образцы волоса были отданы украинской аналитической лаборатории компании «ОТАВА». Результаты подтвердили биологическое происхождение образца и показали что спектр образца совпадает со спектрами волос или шерсти и не является синтетическим материалом. Исследование установило, что морфологические признаки предоставленного волоса (формы и размера чешуек кутикулы и сердцевины волоса) полностью совпадают с опубликованными в открытых источниках морфологическими признаками шерсти Гималайского серау (Capricornis sumatraensis thar), т.е. Гималайского горного козла.

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Российский биолог Владимир Витальев в 2004 году выдвинул предположение, что йети являются одичавшими олигофренами .

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов [ ] , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

…на Памире самый опасный зверь - медведь, которого, как доказал Э. М. Мурзаев, центральноазиатские народы называли «снежным человеком» и, подобно народам Сибири, приписывали ему сознание даже выше, чем у человека. Впрочем, его человеком не считали … и во II в. до н. э. путаницы из-за буквального перевода метафоры не возникло.

Данная версия отчасти совпадает с приведёнными выше результатами генетической экспертизы, а небогатые тибетцы сами опровергать столь надёжный источник заработка не станут ни при каких обстоятельствах.

См. также

Примечания

  1. Мигдал А. Б. От догадки до истины // Химия и жизнь . - 1979. - № 12 .
  2. Еськов К. Ю. «Криптуха, сэр!» // Компьютерра . - 13.03.2007. - № 10 (678) . - С. 36-39 .


Случайные статьи

Вверх