Теоретические аспекты организации и контроля исполнения управленческих решений. Организация исполнения решений органов государственной власти

Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел основывается на практическом использовании соответствующих принципов и методов социального управления. При этом содержание организационной работы определяется уровнем управления, на котором осуществляется данная деятельность. Министерство внутренних дел России является уровнем, на котором не только детализируются требования директивных указаний государственных органов власти, но и вырабатываются собственные управленческие решения в пределах полномочий, предоставленных законодательством. Нижестоящие уровни управления, в том числе территориальные и транспортные органы внутренних дел, организуют исполнение предписаний министерства и в рамках собственной компетенции принимают решения, адресованные подчиненным структурным подразделениям.

Министерство внутренних дел России является неизменным субъектом организаторской работы, который выполняет следующие задачи:

· создает упорядоченность функционирования системы органов и отношений между ними, тем самым обеспечивает успешное выполнение решений;

· поддерживает и совершенствует систему управления путем обеспечения административно-правовых, идеологических, психолого-педагогических и оперативно-технических направлений деятельности;

· осуществляет наблюдение и проверку соответствия функционирования органов внутренних дел принятым нормативно-правовым актом;

· принимает меры, необходимые для устранения отклонений в их деятельности;

· создает необходимые условия и предпосылки для успешной реализации управленческих решений через кадровое, материально-техническое, финансовое, медико-санитарное обеспечение;

· организовывает нормативно-правовое, учебно-воспитательное, научно-исследовательское и инженерно-техническое обслуживание деятельности органов внутренних дел.

Субъектами организационной работы по исполнению решений вышестоящих органов на уровне органов внутренних дел выступают: начальник данного органа, его руководящий состав, аппарат управления, а также сотрудники, в чьи обязанности входят отдельные направления организаторской деятельности (материально-техническое обеспечение, обеспечение мобилизационной готовности, обслуживание средств связи, технических средств управления и т.д.).

Критерием оценки организации исполнения решений является общая эффективность функционирования органа внутренних дел, которая заключается в максимальном использовании имеющихся ресурсов для достижения положительных результатов оперативно-служебной деятельности. Одним из главных требований, предъявляемых к организаторской работе, является постановка основной цели. При этом важно владеть методом «основного звена», что позволяет субъекту управления концентрировать внимание подчиненных на главном участке работы.



Теория управления выделяет основные средства (методы) организации исполнения управленческих решений , применяемые субъектами управления:

· определение критерия оценки успешного исполнения управленческого решения;

· уяснение основной цели управленческого решения и разработка плана (алгоритма) необходимых действий (мер);

· всестороннее обеспечение успешного выполнения работы, направленной на исполнение решения;

· определение ответственности субъекта управления за организацию исполнения решения и делегирование полномочий, необходимых для принятия исчерпывающих организационных мер;

· обеспечение координации работы и контроля деятельности на всех этапах исполнения управленческого решения.

Применение этих средств зависит от полномочий субъекта, которые шире у начальника органа внутренних дел и относительно ограничены у отдельного сотрудника, ответственного за участок организационной работы. Для упорядочения арсенала средств организационной деятельности в органах внутренних дел в соответствующих правовых актах дифференцируются должностные обязанности и права руководителей всех уровней, а также отдельных категорий сотрудников служб и подразделений.

Организационная деятельность представляет собой единый процесс управления, однако при организации исполнения управленческого решения она приобретает собственное содержание, которое в качестве процесса может быть представлено в виде алгоритма – последовательно осуществляемых этапов деятельности соответствующих субъектов.

Основными этапами организации исполнения управленческих решений , содержание которых в целом совпадает не только с практикой, но и с рекомендациями Министерства внутренних дел России для органов внутренних дел, являются:

1. Доведение решения до сведения исполнителей . Данный этап имеет своей целью ознакомить исполнителей с содержанием управленческого решения. Непосредственно в органы внутренних дел управленческие акты вышестоящих субъектов могут поступать тремя основными способами:

1. Рассылка актов управления курьерской почтой – является основным способом для получения документа секретариатами органов внутренних дел. Курьерская связь организуется в строгом соответствии с установленными правилами. Поступивший акт управления после регистрации докладывается начальнику органа внутренних дел и по его резолюции (письменному указанию) передается лицам, ответственным за организацию исполнения решения.

2. Рассылка текстов документов по каналам телефонной связи стала шире применяться (наряду с фототелеграфной) после внедрения факсимильных аппаратов и применения систем модемной связи. Данные технические средства не предназначены для передачи документов с грифом ограничения доступа. Факсограмма также подлежит учету (регистрации), и по мере наложения соответствующей резолюции начальника передается секретариатом лицу, ответственному за организацию исполнения данного документа.

3. Рассылка текстов документов по каналам электронной кабельной связи стала применяться с распространением более мощных персональных ЭВМ и с целью создания электронных баз управленческой информации. Электронный документ циркулирует в электронной сети, и программный продукт, обслуживающий эту сеть, создает так называемую электронную почту с системой допуска к «почтовым ящикам» пользователей. Электронный документ может обладать юридической силой, если орган внутренних дел имеет лицензию на право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи и при наличии соответствующих программно-технических средств.

В случае, когда в резолюции начальника органа внутренних дел указаны два и более лиц, ответственных за организацию исполнения решения, приобретает значение порядок и способ их ознакомления с документом. Последовательный способ ознакомления применяется, когда действия последующих исполнителей не возможны без организационных мер предшествующего исполнителя – это чрезмерно удлиняет время, необходимое на исполнение решения в целом. Параллельный способ ознакомления наиболее продуктивен и имеет несколько вариантов: копирование оригинала документа для каждого исполнителя; создание соответствующих выписок для каждого из них; проведение инструктивного совещания с исполнителями с одновременным обсуждением вопросов, связанных с организацией исполнения управленческого решения.

2. Уяснение задач и детализация порядка их исполнения . При ознакомлении с содержанием управленческого решения, как правило, возникают вопросы организационного характера, в которых требуется уточнить порядок выполнения поставленных задач. В некоторых случаях процесс исполнения требует согласования с инициатором данного решения, например по вопросам выделения дополнительных сил и средств. Для решений комплексного характера (например, при взаимодействии с иными органами) необходимо проведение общего инструктивного совещания представителей всех организаций-исполнителей с разъяснением и уточнением отдельных организационных вопросов. Аналогичные вопросы могут рассматриваться на совещании руководящего состава органа внутренних дел, когда ответственными за организацию работы являются руководители служб и подразделений. Основная цель подобных инструктивных совещаний – достичь единого понимания порядка исполнения решения.

Посредством разъяснения и уточнения отдельных положений управленческого решения должен преодолеваться смысловой барьер. Поэтому на данном этапе следует учитывать степень восприятия вновь получаемой информации каждым исполнителем, поскольку одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать по-разному. Если не учесть данный фактор могут исказиться либо основные цели деятельности, либо отдельные организационные вопросы.

Данный этап, как правило, реализуется в ходе проведения инструктивного совещания с лицами, ответственными за организацию работы. В результате уяснения отдельных организационных вопросов у исполнителей возникает достаточно полное представление о роли и месте своего участка (направления) в общей организационной деятельности. Одновременно формируется план действий, который детализирует их деятельность. В ряде случаев детализация решения может способствовать принятию дополнительного управленческого решения на уровне исполнительной структуры. Объем детализированных мероприятий может быть много шире первоначального предписания субъекта управления.

3. Подбор исполнителей, их обучение и инструктаж .При организацииисполнения управленческих решений данный этап является необходимым, поскольку отдельные положения решения указывают лишь на структурную (отраслевую) принадлежность соответствующих исполнителей, но не указывают конкретных служащих. Руководитель каждого структурного подразделения должен ставить перед своими подчиненными задачи предметной исполнительской деятельности с учетом их деловых, организаторских, моральных и психологических качеств.

Главная задача руководителя на данном этапе – это выбор тех исполнителей, которые способны наиболее полно и качественно выполнить поставленные задачи. Степень сложности задачи для конкретного исполнителя должна полностью соответствовать должностным обязанностям сотрудника и его опыту оперативно-служебной деятельности на вверенном участке. Учет этих факторов необходим, поскольку в правоохранительной деятельности уровень профессионально-деловых качеств во многом определяется стажем работы, а совершенствование профессиональных навыков происходит в системе их служебной подготовки.

Служебная подготовка – это система плановых занятий, в ходе которых каждый сотрудник органа внутренних дел совершенствует теорию и практику, изучает приемы взаимодействия, тактику деятельности в сложных условиях и другие вопросы. Обучение сотрудников в системе служебной подготовки регламентировано нормативными актами МВД России и включает три основные формы: теоретическую подготовку; огневую и физическую подготовку; отработку практических вводных.

Руководителем структурного звена или его заместителем при постановке очередных задач оперативно-служебной деятельности, как правило, проводится инструктаж исполнителей. Содержание инструктажа зависит от новизны задания. Инструктаж имеет своей целью, прежде всего, обеспечить уяснения задания исполнителями. Он включает в себя: постановку цели задания, предоставление дополнительной информации, уточнение вопросов взаимодействия исполнителей, меры личной безопасности и т.д.

4. Обеспечение деятельности исполнителей .Данный этап заключается в создании условий, при которых поставленные в управленческом решении цели и задачи могут быть достигнуты. К основным условиям выполнения управленческого решения следует отнести следующие.

1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение заключается в том, что права и обязанности сотрудников органов внутренних дел основаны на нормах законодательства и должностных обязанностях. При этом дополнительные нормативные правовые акты (управленческие решения) вносят определенные коррективы по направленности (целям) и совершенствованию организации оперативно-служебной деятельности. Как свидетельствует опыт, проблемой организации деятельности исполнителей является недостаток методического обеспечения. В связи с этим очень важно своевременно разрабатывать рекомендации методического характера по вопросам практического выполнения отдельных предписаний.

2. Материально-техническое и финансовое обеспечение служит важной предпосылкой исполнительской деятельности. Практика свидетельствует, что в случае, когда управленческое решение не содержит необходимых предписаний по этим видам обеспечения либо когда предписания не проработаны в соответствии со сложностью поставленных задач, организационные усилия и работа исполнителей будут малоэффективны. К сожалению, в настоящее время уровень материально-технической обеспеченности органов внутренних дел не в полной мере отвечает решаемым ими сложным задачам. В целом эта проблема известна, поэтому управленческие решения должны ее учитывать.

3. Моральное и психологическое обеспечение позволяет формировать у исполнителя целеустремленность и устойчивость деятельности. Оно включает в себя создание в коллективах должного морально-психологического климата и воспитание необходимых качеств у каждого сотрудника, позволяющих с честью выполнять служебные обязанности.

4. Обеспечение временем подразумевает заблаговременный расчет времени, которое необходимо на все этапы организации работы по подготовке к выполнению управленческого решения. При этом не допустимо заведомо ограничивать срок выполнения всех поставленных задач,а также предоставлять время с избытком. Вопрос о соответствии установленных сроков исполнения и задач, которые предписывается решить, касается в большей мере к методологии разработки управленческих решений в органах внутренних дел.

5. Информационное обеспечение относится к числу обязательных условий выполнения управленческого решения, поскольку исполнительская деятельность опирается не только на профессиональные знания, умения и навыки, но и на изучение реально складывающейся обстановки. В зависимости от ее сложности используются те или иные методы и формы оперативно-служебной деятельности, а также предъявляются определенные требования и к уровню профессиональной подготовки сотрудников. Таким образом, формы и методы работы и требования к исполнителям основываются на данных, характеризующих обстоятельства, непосредственно влияющие на деятельность органов внутренних дел.

5. Регулирование процесса исполнения управленческого решения .Данный этап является исключительной компетенцией руководителя и состоит во внесении отдельных изменений в организационную деятельность. В связи с этим, регулирование как разновидность управленческой деятельности относят к числу самостоятельных функций управления. Одновременно регулирование всегда связывают с процессом исполнения решения, неотъемлемой частью которого оно собственно и является. В ходе этого процесса достигается желаемое состояние объекта управления. Данное положение в определенном смысле является идеальной теоретической моделью. Однако факторы объективной реальности (внешние и внутренние) всегда вносят коррективы, что приводит к расхождению между идеальной моделью и объективными реалиями. Таким образом, регулирование процесса исполнения управленческого решения служит сокращению данного расхождения. Форма регулирующей деятельности может быть правовой (дополнительные акты управления) и неправовой (применение иных организационных мер).

Основными средствами руководителя при осуществлении регулирования исполнительной деятельности являются:

1. Текущий контроль процесса исполнения решения, который осуществляется уполномоченными подразделениями (штабом) либо сотрудниками. Основная задача текущего контроля – регулярный сбор информации о ходе исполнения решения и наблюдение за отклонением тех показателей, которые служат критерием оценки эффективности исполнения.

2. Координация процесса исполнения решения, возлагаемая либо на специальный орган (временный штаб), либо на должностное лицо, ответственное за координацию. Сущность этой деятельность – обеспечение постоянного взаимодействия исполнителей при разрешении вопросов, препятствующих выполнению отдельных задач в процессе исполнения управленческого решения.

3. Корректирование процесса исполнения решения, которое соответствует внесению изменений в процесс исполнения управленческого решения. Корректирование не затрагивает основных целей и задач, стоящих перед подчиненными структурами. Оно вызвано объективными обстоятельствами, которые выявляются в ходе контроля и координации, и может затрагивать изменение сроков исполнения, замену исполнителей, выбор иных методов, подключение дополнительных ресурсов и т.д. Корректирование может осуществляться на уровне исполнительной структуры либо субъектом, утвердившим решение. В компетенции руководителя, ответственного за исполнение, как правило, находится изменение расстановки сил и средств, не затрагивающее предписаний самого решения и не подлежащее согласованию. Изменения сроков и средств обеспечения, ответственных за организацию работы, а также изменения иных существенных вопросов являются исключительной компетенцией субъекта управления, принявшего данное решение, и могут вноситься только по согласованию с ним.

6. Подведение итогов исполнения решения . Это заключительный этап всего процесса организации исполнения управленческого решения. Форма подведения итогов во многом зависит от целей, которые ставились в решении, а также от уровня, на котором оно исполнялось. Например, приказы начальника органа внутренних дел по личному составу подлежат ознакомлению с их содержанием либо самих сотрудников, в отношении которых данный приказ распространяется, либо среди сотрудников одного структурного подразделения, либо среди всего личного состава. Подведение итогов осуществляется:

· на общем совещании оперативно-начальствующего состава;

· на совещании руководителей тех структур, которые являлись ответственными за организацию исполнения;

· посредством доведения до сведения исполнителей всех уровней резолюции вышестоящего субъекта управления с оценкой исполнительской деятельности;

Подведение итогов, связанных с организационными процессами в структуре органа внутренних дел, имеет две основные цели. Во-первых, дать общую оценку итогу работы и оценить при этом вклад в общую деятельность отдельных исполнителей. Во-вторых, указать на наиболее существенные ошибки и просчеты, которые были допущены в процессе исполнения управленческого решения.

Реализация управленческих функций организации осуществляется в значительной степени с использованием стратегического и тактического планирования, специально разрабатываемых программ и проектов и четко отслеживаемого хода их выполнения.

Одним из основных свойств организации, влияющих на реализацию решений и планов, является иерархическая структура управления. В процессе реализации и контроля управленческих решений производится распределение (или делегирование) управленческих полномочий между менеджерами или подразделениями организации различных иерархических уровней.

План (решение задачи) позволяет исходя из оценок сравнительной значимости проблем и времени, необходимого для их решения, указать тот перечень проблем, решив которые, организация обеспечит себе выживаемость в изменившихся условиях.

После этапа передачи информации о принятых решениях и их согласования наступает этап оперативного управления ходом реализации принятых решений и планов. На этом этапе осуществляется контроль за ходом реализации принятых решений и при наличии существенных отклонений - корректировка принятых ранее планов. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться, наметившиеся изменения условий или отклонения при выполнении плана должны анализироваться. План, в случае если это целесообразно, должен корректироваться.

Сложность организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации.

Стадия реализации управленческого решения состоит из следующих процедур:

  • разработка плана реализации решения;
  • управление реализацией;
  • контроль выполнения решения;
  • оценка результатов реализации.

Процедура разработки плана реализации решения включает следующие мероприятия:

  • определение комплекса необходимых работ;
  • определение необходимого объема ресурсов;
  • определение числа исполнителей;
  • распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.

Управление реализацией включает:

  • проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями;
  • личное распорядительство в ходе выполнения решений;
  • оказание помощи исполнителям при возникновении трудностей.

Контроль выполнения решения проводится по следующим направлениям:

  • соблюдение основных характеристик реализуемого решения;
  • соблюдение сроков реализации;
  • состояние проблемной ситуации;
  • выявление причин отклонений в ходе реализации решения;
  • внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения.

Оценка результатов реализации включает следующие элементы:

  • периодическая оценка фактической эффективности решения;
  • прогнозирование окончания срока эффективного действия решения;
  • определение необходимости в корректировке действующего или принятия нового решения;
  • накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений.

Теорией и практикой разработаны принципы организации исполнения решений. Прежде всего руководитель расчленяет общую программу действий на отдельные участки (групповые задания) конкретным исполнителям. Затем процесс организации выполнения решения включает три взаимосвязанных этапа: доведение задач до сознания исполнителей, подготовку исполнителей к выполнению задания, побуждение исполнителей к его добросовестному выполнению.

При доведении задач стремятся к тому, чтобы исполнители четко представляли: что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и средствами, к какому сроку, с какими количественными и качественными показателями нужно делать.

Для лучшего восприятия задания сначала разъясняется общий замысел решения проблемы, стоящей перед коллективом. Глубокое и однозначное его понимание - исходное условие усвоения индивидуальной задачи. Далее следует показать место каждой задачи в общей работе, взаимные связи с другими заданиями. Затем разъясняется цель, т.е. предполагаемый результат труда, предоставляемые в распоряжение исполнителя средства труда, указываются сроки завершения, критерии оценки результатов. Особое внимание обращается на возможные трудности, пути их преодоления, правила безопасности труда.

Для доведения задач до исполнителя применяются разные формы и методы: совещания и собрания, беседы, инструктирование, показ образцов исполнения, изучение документов и др.

Различают афферентный и эффекторный образ предстоящей деятельности. Первый означает созданный у исполнителя образ предстоящей работы, полученный в результате указанных выше методов доведения задания. Эффекторный - это оперативный образ, т.е. собственный план действий. Такие планы выполнения одной и той же задачи у разных людей могут быть не идентичными.

По мнению психологов, работники со слабой нервной системой предпочитают составление подробного индивидуального плана. Люди с сильной нервной системой склонны к менее подробным планам. Как более уверенные в себе, они полагают, что могут быстро ориентироваться в непредвиденных обстоятельствах.

К эффекторным образам, с которыми исполнители приступают к работе, предъявляются требования полноты, точности глубины, стрессоустойчивости.

При определении характера, объема и содержания задачи следует соблюдать ряд условий, повышающих эффективность решения в целом:

  • обеспечение соответствия каждой задачи деловым и психологическим особенностям исполнителя. Необходимо учитывать профессиональное мастерство работника (его специальные знания, умения, опыт выполнения подобной работы). Задание соотносится также с особенностями темперамента личности.
  • взаимное доверие исполнителей общей задачи и взаимная помощь совместно работающих людей. При распределении задания должна быть дана четкая ориентация подчиненных на конечный результат, достигаемый коллективом. Важна примерная однородность мотивов труда членов коллектива.
  • мобилизация коллектива. Это разновидность деятельности по организации выполнения решений. Она реализуется одновременно с процессом доведения задач до исполнителей. Ее суть - с помощью целенаправленной системы воспитательных и организационных мер руководитель совместно с общественными организациями (профсоюзом) формирует морально-психологический настрой коллектива и каждого работника на добросовестное выполнение задания (принятого решения). Работа проводится поэтапно: вначале с активом организации, затем составляется план мобилизации (организационно-технических мероприятий) выполнения задания по подразделениям.

Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых планов действий. Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, позволяют одновременно отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т.д.

Непрерывно действующий либо с интервалами, диктуемыми характером запланированных мероприятий, мониторинг позволяет своевременно фиксировать наметившиеся отклонения в ходе реализации плана.

Причиной корректировки плана может стать и изменившийся прогноз развития ситуации. Изменения условий реализации плана, особенно при наличии анализа чувствительности к наметившимся изменениям, должны быть проанализированы с целью определения наиболее вероятных изменений, которые они могут вызвать при реализации намеченного плана.

Результатом такого анализа должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, обеспечивающая наименьшее отклонение от поставленных целей, а при более благоприятном развитии ситуации - и более полное достижение целей.

Контроль в менеджменте рассматривается в трех аспектах:

  • контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций;
  • контроль как принцип управления, как завершающий процесс процедуры принятия управленческих решений;
  • контроль как заключительный этап разработки и реализации решения.

Причинами отклонений в реализации решений могут быть безответственное отношение исполнителей, появление новых обстоятельств, которые невозможно было учесть на стадии разработки, но необходимо принять во внимание на завершающем этапе его реализации. Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет выявить резервы, улучшить действующую систему принятия решений, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в целом.

Процесс контроля - это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств и технологии контроля.

Процесс контроля характеризуют три составляющие: содержательная (что выполняется в процессе контроля), организационная (кем и в какой последовательности осуществляется), технологическая (как производится).

Цель контроля - обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок, своевременное выявление отклонений от заданной программы, поставленных задач и установленных сроков.

Диагностическая функция контроля состоит а выявлении фактического состояния дел по выполнению принятого решения. Ориентирующая функция направлена на указание ориентиров, т.е. тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания. Стимулирующая функция контроля проявляется в выявлении и вовлечении в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого фактора.

Контроль важно нацеливать не только на выявление недостатков, но и резервов, на убеждение работников в недооценке и игнорировании потенциальных возможностей.

Корректирующая функция контроля заключается в уточнении самого решения, если обстановка изменилась.

В процессе контроля особое внимание следует уделять так называемому передовому опыту, который изучается по ряду критериев:

  • повторяемость успехов в работе, их устойчивость;
  • законность методов достижения лучших результатов;
  • конкретность условий, где методы работы достигают цели и противопоказания, при которых они неприемлемы. Опыт не может переноситься механически. Таким образом, в ходе контроля можно не только проверять, но и рекомендовать более рациональные методы выполнения работы, т.е. распространять положительный опыт.

Авторский надзор - одна из функций контроля, в ходе которого автор не только проявляет внимание к воплощению замысла, но и критически оценивает упущения, обсуждает с заинтересованными лицами сомнения, учится, повышает свою квалификацию. Контроль выполняет в этом случае еще и педагогическую функцию.

Правоохранительная функция контроля заключается в соблюдении и защиты руководителем существующих норм права.

Существуют следующие виды контроля:

  • по используемой технике выделяют формальный и реальный контроль;
  • по характеру взаимоотношения субъекта контроля с подконтрольным объектом - внутренний и внешний;
  • по времени проведения в процессе реализации решения - предварительный, текущий и итоговый;
  • в зависимости от субъекта различают государственный, ведомственный, общественный виды контроля, которые, в свою очередь, могут иметь подвиды.

При организации контроля необходимо учитывать следующие условия:

  • выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, разработать предложения по устранению недостатков;
  • работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок;
  • система внутрихозяйственного контроля должна обеспечивать организационные, технические и экономические условия, гарантирующие принципиальность контроля;
  • контроль должен быть систематическим, массовым, гласным, включать разнообразные формы и способы самоконтроля.

В зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий.

Методы предварительного контроля используются до начала исполнения решения, что позволяет определить качественные, количественные и структурные характеристики оптимального варианта его реализации. Задача предварительного контроля - установить, верно ли сформулированы цели, определены предпосылки и стратегия.

Направляющий контроль применяется от начала практического осуществления решения до его завершающего этапа. Он включает измерение, сравнение, оценку объекта, выработку и исполнение корректирующего действия, направленного на достижение конечных результатов.

Метод фильтрующего контроля применяется в разовом порядке в ходе реализации решения. В его содержание входит приостановление выполнения решения на каком-либо участке при резких отклонениях фактических результатов от запланированных.

Метод контроля по результатам (последующий контроль) применяется по исполнению решения для учета нюансов работы, ее результатов на будущее. Материалы последующего контроля должны рассматриваться на совещаниях (собраниях) независимо от степени достижения цели решения. При этом анализируются все этапы подготовки, принятия и выполнения решения, оцениваются успехи и недостатки исполнителей, которые с учетом обсуждения нацеливаются на решение новых проблем.

Непрерывный контроль за реализацией принятых решений на предприятиях ведется с помощью электронно-вычислительной техники и математического обеспечения. Это становится возможным при наличии постоянной обратной связи на базе автоматизированной системы связи между контролирующими органами и исполнителями. Информационное обеспечение такой системы содержит в банке данных сведения о состоянии деятельности объекта, решениях, принимаемых руководством, результатах их исполнения. Сравнения могут проводиться за значительные отрезки времени и способствовать повышению объективности контроля. Кроме этого, автоматизированная система контроля может обеспечивать его внезапность, комплексность, оперативность выявление отклонений и внесение корректировок, без нарушая ритма работы предприятия и его отдельных подразделений.

Процесс контроля включает четыре стадии:

  • установление норм деятельности (функционирования);
  • сбор данных о фактических результатах;
  • сравнение и оценку фактического и ожидаемого итогов выполнения;
  • разработку и реализацию корректирующих действий.

Нормы функционирования устанавливаются в ходе составления плана. На этапе организации контроля выделяются точки наблюдения - индикаторы отклонения поведения объекта контроля от нормы функционирования. Эффективный контроль основан на прогнозировании результатов, должен быть ориентирован на перспективу, иначе он может стать формальным и даже бесполезным.

Сбор данных о фактическом исполнении решений - обеспечивающий этап контроля, наилучшая его форма - использование современных технических средств снабжения оперативной информацией. Органы управления устанавливают ключевые точки, сбор информации от которых позволяет принимать опережающие решения до наступления нежелательных событий.

Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов должны осуществляться на основе качественной информации (точной, достаточной).

Корректирующие действия разрабатываются на основе сигнальной (индикаторной) информации. При этом вскрываются причины отклонений, предлагаются альтернативные варианты их преодоления. Причинами корректировок могут быть:

  • ошибки, допущенные при разработке решений,
  • изменения, происшедшие под влиянием внешних и внутренних факторов,
  • недостатки в организации исполнения решений,
  • появление дополнительных возможностей для повышения эффективности решений.

По существу, задача внесения корректив является безальтернативной, поскольку в изменившихся условиях (обстоятельствах) выполнение ранее принятого решения может быть неэффективным либо дезорганизованным. Коррективы вносятся при сохраняющейся целевой ориентации решения. Но возможна ситуация, когда по материалам контроля принимается новое решение сообразно сложившейся обстановке.

Для руководителей внесение изменений в реализацию решений нередко сопряжено с психологическими трудностями. Однако это лучше, чем отказ от них, так как последствиями может стать ухудшение морально-психологического климата, создание видимости работы, нервозность в коллективе, халатность и бесконтрольность. Учитывая нежелательные последствия, руководитель должен предусматривать возможность внесения корректировок в решение, особенно если оно принимается в условиях неполной информационной определенности.

Контроль занимает особое место среди факторов, обеспечивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего социально-психологического воздействия.

Отдав распоряжение о выполнении принятого решения, руководитель далее ориентируется на обратную связь - поступающую информацию о ходе реализации решения. Основные трудности, возникающие в процессе установления обратной связи, обусловлены социально-психологическими факторами.

  • непосредственный участник событий оценивает их с элементами субъективизма. Оценка, как правило, производится не по фактическим результатам труда, а по количеству усилий, которые потребовались исполнителю. Для руководителя важна объективная оценка фактического состояния дел;
  • руководителя обычно интересует не столько объективная информация отдельных участков, сколько сравнительные данные о степени выполнения его решений в разных коллективах (подразделениях);
  • исполнительная и контрольная деятельности по своим целям, способам действий, мотивам, результатам и условиям принципиально отличаются и требуют различной профессиональной подготовки и опыта;
  • руководителю в разное время требуется различная информация, для этого подчиненные должны обеспечить непрерывное представление разной информации, что отрывает их от выполнения прямых обязанностей по выполнению решений;
  • руководителю необходимы личные впечатления, живая связь с исполнителями, кроме информации, какой бы объективной она не была.

Контроль призван информировать исполнителей о ходе работы, ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Признание является дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе. Сам факт контроля служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения и уверенности.

Таким образом, соблюдение некоторых условий психологического свойства повышает эффективность контроля. Проводить контроль следует системно. Рациональная организация выполнения управленческих решений и систематический контроль за соблюдением норм и условий качественного осуществления - предпосылка их эффективности.

Реализованный план управленческих воздействий или его фрагмент, представляющий интерес, должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации. Такой анализ должен определить:

  • слабые и сильные места принятых решений и планов их реализации;
  • дополнительные возможности и перспективы, открывающиеся в результате происшедших изменений;
  • дополнительные риски, которым может быть подвергнуто достижение намеченных целей.

Анализ результатов управленческих воздействий является основанием для новой оценки возможностей организации.

Роль организации исполнения решений в управленческой деятельности трудно переоценить. Наивно полагать, что стоит лишь принять хорошее решение (даже самое лучшее), как оно воплотится в жизнь без особого труда, и изменения, им запланированные, совершатся "естественным" образом.

Исполнение управленческого решения - это процесс перманентного решения типичных, повторяющихся задач и новых, поддающихся регулированию принятыми нормами.

В организации исполнения решений необходимо в качестве главной задачи признать мобилизацию усилий исполнителей, обеспечение творческой работы, мотивацию строгой ответственности за достижение намеченного.

Данный этап управленческой деятельности состоит из следующих стадий:

  • 1)подбор, расстановка исполнителей, обеспечение условий их деятельности;
  • 2)оценка хода исполнения решения;
  • 3)учет и оценка результатов его осуществления. Этот этап существенно отличается от предыдущего по характеру управленческих операций и по методам управления.

Па первой стадии, когда осмыслены общие задачи, средства и способы исполнения решения, формулируются конкретные задания.

Затем подбираются исполнители, определяется их расстановка, проводится инструктаж. Это очень ответственный момент, поскольку далеко не всегда в распоряжении руководителя имеются только квалифицированные специалисты. Действия субъекта управления на данной стадии фактически обусловливают качество предстоящей работы, зависящее от профессиональной подготовки, опыта, дисциплинированности и других личностных свойств исполнителей. Следовательно, руководителю даже при отсутствии достаточного времени следует уделить серьезное внимание кадрам - их рациональной расстановке и ориентации на новый объем и характер функций, умению инициативно и своевременно выполнять задания, предвидеть развитие процессов в сфере, регулируемой принятым решением. Руководитель должен быть убежден в том, что смысл решения исполнителям ясен, и они знают основные задачи, их индивидуальные задания и способы выполнения.

В процессе подбора и расстановки исполнителей целесообразно преимущественное использование методов убеждения, стимулирующих ответственность, сознательность и дисциплину. Здесь главный критерий - достижение заинтересованности сотрудников в успешной реализации решения. Она может стимулироваться с помощью административных, экономических, социально-психологических и других методов. В основе их выбора должна быть убежденность руководителя в правильном понимании исполнителями общей социальной цели и конкретного результата его выполнения.

На этой стадии создаются также основные правовые, организационные и материально-технические условия для успешного осуществления решения. Целесообразно внести необходимые изменения в "набор" функций, уточнить полномочия исполнителей и наделить их при необходимости дополнительными правами, внести целесообразные уточнения в должностные инструкции, предусмотреть показатели их деятельности, основания и виды поощрений и ответственности, рамки возможного предела действий "по усмотрению".

Работа в указанном направлении должна также иметь "на выходе" инструкции, рекомендации, памятки, отражающие порядок действий исполнителей: определение форм, способов, средств взаимодействия; установление каналов получения и передачи информации, форм отчета и учета результатов работы; предоставление техники, средств связи, транспорта и др. Пренебрежение подобными элементами организации исполнения решений приводит к снижению их эффективности, уменьшает возможность достижения поставленных целей.

На стадии оценки хода исполнения решения важное значение имеют мониторинг, контроль и регулирование системы управления.

Мониторинг - систематическое отслеживание, изучение состояния управляемого объекта, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений о его действительном положении, тенденциях развития. Такое наблюдение позволяет выявить соответствие тех или иных процессов первоначальным замыслам, предположениям, желаемым результатам и своевременно вносить коррекцию в управленческие технологии, предупредить срыв выполнения решения, обеспечить его большую эффективность.

Контроль и регулирование системы управления обусловлены тем, что в данный период могут проявиться новые проблемы, непредвиденные обстоятельства, негативные тенденции в работе отдельных подразделений, которые не были ранее учтены. Могут также выявиться недостаточность сил и средств, непригодность применяемых форм и способов воздействия.

Оперативное вмешательство руководителя в таких случаях может выражаться в двух основных формах: корригирование решения , т.е. уточнения, изменения, дополнения - в целом внесения поправок в решение, и регулирование системы управления путем изменения структуры аппарата, порядка работы исполнителей, их расстановки, объема полномочий и т.д.

Завершается этап организации исполнения решения учетом и оценкой достигнутых результатов.

Практика управления сложилась таким образом, что предпочтение и здесь отдается административным методам по схеме: "команда - исполнение - контроль - отчет - оценка". Фактически решение исполняется "внизу", а оценивается "наверху". Постоянный нажим "сверху" с целью добиться желаемого результата приводит к чрезмерному возрастанию роли методов контроля. В его механизме начинают преобладать требования строгого следования команде без возможности ее корректировки в ходе исполнения. Отсюда возникает стремление исполнителей получить результат, соответствующий команде, любой ценой, а если это не получается - приукрасить успехи или скрыть недостатки. В таких условиях исполнителя не заботят вопросы правильности, полезности решения, так как право их оценки принадлежит вышестоящему субъекту управления, однако он не может оценивать решение объективно, поскольку к нему поступает искаженная информация.

Причина подобной порочной практики заключается, видимо, в непонимании теоретического и практического значения данной стадии организации исполнения решений. Суть ее состоит в том, что она, с одной стороны, завершает процесс, с другой - выступает началом нового управленческого цикла. В работе на данной стадии органически сочетаются оценка результатов реализации решения и выявление проблем, противоречий. Отсюда следует вывод: насколько качественно выполнена работа на этой стадии, настолько эффективными будут последующие решения.

Итак, задачи завершающей стадии организации исполнения управленческого решения можно обобщить следующим образом:

  • o сопоставить нормы решения и в целом запланированный результат с тактическими параметрами на основе статистической и тематической информации;
  • o выявить очевидные отклонения от нормативного акта: появление задач (заданий), не предусмотренных нормами акта, вопреки им, неверное толкование норм, вмешательство в компетенцию других органов, организаций, ограничение прав граждан и пр.;
  • o установить причины допущенных отклонений: ими могут быть экономические факторы, политическая нестабильность, слабая организационная работа государственного органа, использование устаревших социальных и административных технологий, недостаточная компетентность исполнителей-управленцев, низкая правовая культура граждан (объекта управления), плохое качество самого управленческого решения (нормативного акта) и пр.;
  • o охарактеризовать непредусмотренные негативные побочные последствия реализации управленческого решения;
  • o сформулировать рекомендации, меры по устранению обозначенных отклонений и совершенствованию управленческой деятельности путем организационной перестройки или уточнения структуры управления, четкой локальной регламентации, изменения режима использования материально-финансовых средств, улучшения арбитражно-судебной практики, квалификации государственных служащих и пр.;
  • o внести предложения по изменению, дополнению управленческого решения, отмены отдельных его положений (пунктов) в ЦПР, соответствующую инстанцию.

Специфика стадии учета и оценки результатов исполнения решений обусловливает и особенности выбора используемых при этом методов управления. Административные методы должны сочетаться с познавательными, опираться на них, обогащаться через них путем получения новой информации о состоянии объекта воздействия для успешного завершения управленческого цикла. Более того, вся работа на данной стадии должна основываться не на методах волевого административного командования, а на методах познавательно-программирующих.

Конечным итогом должно быть не поощрение или наказание работников (что тоже необходимо), а устранение недостатков, затрудняющих реализацию решения.

Важно и другое: применение познавательных методов дает широкую возможность выхода на социальные оценки эффективности решения, в то время как административные методы ограничиваются ведомственными рамками системы. Учет и оценка "сверху" должны сочетаться с учетом и оценкой "снизу". Фактически так и происходит: реально работу любой организации оценивает население, а формально - руководство. Ориентация на формальную оценку искажает действительное положение дел. Устранение данного негативного явления связано прежде всего с демократизацией процесса управления.

В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.

В государственных органах, особенно областного, республиканского, федерального уровней, принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений как текущего оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят очень много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты, изыскивать оптимальные альтернативы ресурсного обеспечения, "состыковывать", согласовывать различные решения, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься многими другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Естественно, что нужна научно обоснованная технология подготовки и реализации управленческих решений. Причем подобная технология представляется общей, типовой, защищенной от "местного" творчества и "самодеятельности" тех или иных руководителей.

  • 3.3. Государственное управление и государственный менеджмент: общее и особенное
  • 3.4. Выводы
  • Тема 4. Государственно-административное управление как сложное системное общественное явление
  • 4.1. Методология вопроса
  • 4.2. Специфика системы государственно-административного управления
  • Исполнение законов
  • 4.3. Закономерности функционирования и развития системы государственно-административного управления
  • Потребности управляемой системы -» интересы граждан -» цели и ценности управления -» решения в системе управления "-» действия управленцев - результаты.
  • Раздел II. Организация государственного
  • Тема 5. Институционально-структурная составляющая системы государственно-административного управления
  • 5.1. Государственный аппарат: понятие, структура
  • 5.2. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России
  • 5.3. Новый уровень государственно-административного управления
  • Тема 6. Функциональная составляющая системы государственно-административного управления
  • 6.1. Целеполагание и цели в государственном управлении
  • 6.2. Классификация целей государственных органов
  • 6.3. Ресурсы органов государственного управления
  • 6.4. Функции государственного управления
  • 6.5. Критерии формирования функций ведомств
  • 6.6. Распределение задач между различными уровнями (звеньями) государственного аппарата управления
  • 6.6.1. Органические задачи
  • 6.6.5. Специальные вопросы
  • Тема 7. Организационно-структурная составляющая системы государственно-административного управления
  • 7.1. Государственный орган и его правовой статус
  • 7.2. Организационно-структурное построение государственного органа
  • 7.3. Организационная структура управления в государственном органе
  • 7.4. Чрезмерная коллегиальность
  • 7.5. Выводы
  • Тема 8. Организация индивидуального рабочего места в аппарате административного управления
  • 8.1. О роли организационных документов в упорядочении структур государственного учреждения
  • 8.2. Понятие должности и должностного лица в государственных органах исполнительной власти
  • 8.3. Индивидуальное рабочее место и принципы его организации
  • 8.4. Задачи и обязанности работников с позиций более крупных структурных подразделений органа административного управления
  • 8.5. Кто должен составлять описание рабочих мест?
  • 8.6. Полномочия и ответственность
  • Тема 9. Коммуникативная составляющая системы государственно-административного управления
  • 9.1. Методология темы
  • 9.2. Организационные связи между звеньями и ступенями управления
  • 9.3. Двойное подчинение
  • 9.4. Координация
  • 9.5. Система информации
  • Тема 10. Организация труда и управленческой деятельности в государственных учреждениях
  • 10.1. Основополагающая концепция
  • 10,2. Организация управленческого труда как система организационно-технических мер
  • 10.3. Разделение труда в государственном органе
  • 10.4. Основные направления совершенствования организации труда аппарата государственных учреждений
  • 10.5. Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы государственного управления
  • 10.6. Организация труда в группах структурных подразделений
  • 11.1. Факторы потенциальной нормы управляемости
  • 11.2. Органические функции руководителя
  • 11.3. Нарушение служебной субординации
  • 11.4. Распределение заданий с учетом верхней границы возможностей исполнителя
  • 11.5. Сбои при передаче подчиненным работ, не входящих в круг органических функций руководителя
  • 11.6. «Закон ситуации», или объективизация поручений
  • Тема 12. Кадровая составляющая системы государственно-административного управления
  • 12.1. Ключевые понятия
  • 12.2. Различные категории персонала государственных учреждений
  • 12.2.1. Политический руководитель
  • Тема 13. Культурная составляющая системы государственно-административного управления
  • 13.1. Методология проблемы
  • 13.2. Организационная культура и ее роль в формировании дееспособного коллектива государственного органа
  • 13.2.5. О праве подчиненных на ошибку
  • 13.2.6. Оценочные показатели
  • 13.2.7. Руководитель-разрушитель
  • Тема 14. Мотивация труда государственных служащих
  • 14.1. Предварительные замечания
  • 14.2. Информирование о результатах работы
  • 14.3. Мотивация методом обмена опытом и знаниями между руководителями и подчиненными
  • 14.4. Примеры методов мотивации общего значения
  • 14.4.1. Прием на работу
  • 14.4.2. О перспективе
  • 14.5. Примеры мотивационных методов, непосредственно связанных с выполняемой работой
  • 14.5.1. Участие в принятии решений
  • 14.5.2. Эластичность рабочего времени как элемент мотивации
  • 14.5.3. Недирективная консультация
  • 14.6. Споры и конфликты
  • Раздел III. Управленческий процесс как исполнение государственной (муниципальной) службы
  • Тема 15. Административный процесс: новые подходы к пониманию
  • 15.1. Концептуальные"основы
  • 15.2. Административный процесс как исполнение государственной службы. Виды административного процесса
  • Сравнительная характеристика видов административного процесса
  • 15.3. Роль управленческих процедур в механизме административного управления
  • 15.4. Административное производство: его место в административно-управленческом процессе и структура
  • 15.5. Проблемы упорядочения административно-управленческого процесса
  • 16.1. Формы осуществления управленческой деятельности
  • 16.2. Правотворческая управленческая деятельность
  • 16.2.1. Что такое правовой акт?
  • 16.3. Правоприменительная управленческая деятельность
  • Тема 17. Осуществление управленческой деятельности в организационных (неправовых) формах
  • 17.1. Понятие организационного акта управления
  • 17.2. Стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления
  • 17.3. Планирование как организационно-управленческая деятельность
  • 17.3.2. Перспективы планирования
  • 17.3.3. Процедуры планирования
  • Тема 18. Управленческие решения
  • 18.1. Понятие управленческого решения
  • 18.2. Специфика административно-управленческих решений
  • 18.3. Виды управленческих решений
  • 18.4. Оптимизация управленческих решений
  • 18.5. Разработка управленческих решений
  • 18.6. Организация исполнения решений
  • Тема 19. Экономия, продуктивность, качество и эффективность в деятельности государственных учреждений
  • 19.1. Базовые понятия темы
  • 19.2. Подход к оценке деятельности органов управления
  • 19.2.1. Экономия в управлении
  • 19.2.2. Продуктивность в управлении
  • 19.2.3. Качество в управлении
  • 19.3. Проблема повышения результативности и эффективности государственных учреждений
  • Тема 20. Административный и служебный контроль
  • 20.1. Что такое административный контроль?
  • 20.2. О практике контрольно-надзорной деятельности в современной России и проблеме снятия административных барьеров в экономике
  • 20.3. Процедуры контрольной деятельности
  • 20.4. Служебный контроль
  • 20.4.4. Взыскания и поощрения
  • 20.5. Ответственность по службе
  • 21.1. Концептуальные основы
  • 21.2. Посетитель административного органа
  • 21.3. Инициатива по отношению к посетителю
  • 21.4. Процедуры реализации прав и обязанностей граждан в сфере управления
  • 21.5. Административный порядок рассмотрения жалоб
  • 21.6. Информационное обслуживание и самообслуживание
  • 21.7, Анализ движения посетителей как метод оценки четкости в работе органов административного управления
  • 21.8. Администрация и группы давления
  • Тема 22. Проблемы изменений в административной сфере и управление изменениями
  • 22.1. Концепция изменений
  • 22.3. Затраты на реорганизацию
  • 22.4. Психологическая подготовка организационных изменений
  • 22.5. Проблема периода накопления нового опыта в деятельности организации (переходное состояние)
  • 22.6. Выводы
  • Список литературы Рекомендуемая литература (основная)
  • Содержание
  • Раздел I. Методология курса
  • Тема 1. Государственно-административная мысль в прошлом: исторический экскурс. 5
  • Тема 2. Содержание и границы науки об административном управлении. . 30
  • Тема 3. Современные взгляды (концепции) на сущность
  • Тема 7. Организационно-структурная составляющая системы
  • Тема 8. Организация индивидуального рабочего места в аппарате
  • Тема 9. Коммуникативная составляющая снтемы
  • Тема 10. Организация труда и управленческой деятельности
  • Тема II. Диапазон и сфера руководства....... 244
  • Тема 12. Кадровая составляющая системы
  • Тема 13. Культурная составляющая системы
  • Тема 14. Мотивация труда государственных служащих 326
  • Раздел III. Управленческий процесс как исполнение государственной (муниципальной) службы
  • Тема 15. Административный процесс: новые подходы к пониманию 337
  • Тема 16. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры. . 356
  • Тема 17. Осуществление управленческой деятельности в организационных
  • Тема 18. Управленческие решения 397
  • Тема 19. Экономия, продуктивность, качество и эффективность
  • Тема 20. Административный и служебный контроль. . . 454
  • Тема 21. Служебная роль администрации по отношению к обществу.... 499
  • 18.6. Организация исполнения решений

    Ее роль в управленческой деятельности трудно переоценить. На­ивно полагать, что стоит лишь принять хорошее решение (даже самое лучшее), как оно воплотится в жизнь без особого труда, и изменения, им запланированные, совершатся «естественным» образом.

    Исполнение управленческого решения - это процесс перманент­ного решения типичных, повторяющихся задач и новых, поддающих­ся регулированию принятыми нормами.

    В организации исполнения решений необходимо в качестве глав­ ной задачи признать мобилизацию усилий исполнителей, обеспечение творческой работы, мотивацию строгой ответственности за достиже­ние намеченного.

    Этот этап управленческой деятельности состоит из следующих стадий: I) подбор, расстановка исполнителей, обеспечение условий их деятельности; 2) оценка хода исполнения решения; 3) учет и оценка результатов его осуществления. Этот этап существенно отличается от предыдущего по характеру управленческих операций и по методам управления.

    1. На первой стадии, когда осмыслены общие задачи, средства и способы исполнения решения, формулируются конкретные задания.

    Затем происходит подбор и определяется расстановка исполните­лей, проводится их инструктаж. Это очень ответственный момент, по­скольку далеко не всегда в распоряжении руководителя находятся только квалифицированные специалисты. Действия субъекта управле­ния на данной стадии фактически обусловливают качество предстоя­щей работы, зависящее от профессиональной подготовки, опыта, дис­циплинированности и других личностных свойств исполнителей. Сле­довательно, руководителю даже при отсутствии достаточного времени следует уделить серьезное внимание кадрам - их рациональной рас­становке и ориентации на новый объем и характер функций, умение инициативно и своевременно выполнять задания, предвидеть развитие процессов в сфере, регулируемой принятым решением. Руководитель должен быть убежден в том, что смысл решения исполнителям ясен и они знают основные задачи, их индивидуальные задания и способы выполнения.

    В процессе подбора и расстановки исполнителей целесообразно преимущественное использование методов убеждения, стимулирую­щих ответственность, сознательность и дисциплину. Здесь главный критерий - достижение заинтересованности сотрудников в успешной реализации решения. Она может стимулироваться с помощью адми­нистративных, экономических, социально-психологических и других методов. В основе их выбора должна быть убежденность руководителя в правильном понимании исполнителями общей социальной цели и конкретного результата его выполнения.

    На этой стадии создаются также основные правовые, организаци­онные и материально-технические условия для успешного осуществ­ления решения. Целесообразно внести необходимые изменения в «на­бор» функций, уточнить полномочия исполнителей и наделить их при необходимости дополнительными правами, внести целесообразные уточнения в должностные инструкции, предусмотреть показатели их деятельности, основания и виды поощрений и ответственности, рам­ки возможного предела действий «по усмотрению».

    Работа в указанном направлении должна также иметь «на выходе» инструкции, рекомендации, памятки, отражающие порядок действий исполнителей: определение форм, способов, средств взаимодействия; установление каналов получения и передачи информации, форм отче­та и учета результатов работы; предоставление техники, средств связи, транспорта и др. Пренебрежение подобными элементами организации исполнения решений конечно же приводит к снижению их эффектив­ности, уменьшает возможность достижения поставленных целей.

    2. На стадии оценки хода исполнения решения важное значение имеют мониторинг, контроль и регулирование системы управления.

    Мониторинг (анг.-лат. тошЮг - предостерегающий) - системати­ческое отслеживание, изучение состояния управляемого объекта, со­поставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений о его действительном положении, тен­денциях развития. Такое наблюдение позволяет выявить соответствие тех или иных процессов первоначальным замыслам, предположениям, желаемым результатам и своевременно вносить коррекцию в управ­ленческие технологии, предупредить срыв выполнения решения, .обес­печить его большую эффективность.

    Контроль и регулирование системы управления обусловлены тем, что в данный период могут проявиться новые проблемы, непредвиденные обстоятельства, негативные тенденции в работе отдельных подразделе­ний, которые не были ранее учтены. Могут также выявиться недоста­точность сил и средств, непригодность применяемых форм и спосо­бов воздействия.

    Оперативное вмешательство руководителя в таких случаях может выражаться в двух основных формах: корригировании решения (непра­вильно говорить: коррегировании (от лат. согrigere - исправлять), т. е. уточнения, изменения, дополнения - в целом внесения поправок в решение; а также регулирования системы управления путем измене­ния структуры аппарата, порядка работы исполнителей, их расстанов­ки, объема полномочий и т. д.

    3. Завершается этап организации исполнения решения учетом и оценкой достигнутых результатов.

    Практика управления сложилась таким образом, что предпочтение и здесь отдается административным методам по схеме: «команда - исполнение - контроль - отчет - оценка». Фактически решение ис­полняется «внизу», а оценивается «наверху». Постоянный нажим «сверху», чтобы добиться желаемого результата, приводит к чрезмер­ному возрастанию роли методов контроля. В его механизме начинают преобладать требования строгого следования команде без возможно­сти ее корректировки в ходе исполнения. Отсюда и возникает стрем­ление исполнителей получить результат, соответствующий команде, любой ценой, а если это не получается - приукрасить успехи или скрыть недостатки. В таких условиях исполнителя не заботят вопросы правильности, полезности решения, так как право их оценки принад­лежит вышестоящему субъекту управления. Последний же не может оценивать решение объективно, поскольку к нему поступает искажен­ная информация.

    Причина подобной порочной практики заключается, видимо, в непонимании теоретического и практического значения данной, третьей, стадии организации исполнения решений. Суть ее состоит в том, что она, с одной стороны, завершает данный процесс, с дру­гой - выступает началом нового управленческого цикла. В работе на данной стадии органически сочетаются оценка результатов реализа­ции решения и выявление проблем, противоречий. Отсюда следует вывод: насколько качественно выполнена работа на этой стадии, на­столько эффективными будут последующие решения.

    Итак, задачи завершающей стадии организации исполнения управ­ленческого решения можно обобщить следующим образом:

      сопоставить нормы решения и в целом запланированный результат с тактическими параметрами на основе статистической и те­матической информации;

      выявить очевидные отклонения от нормативного акта: появле­ние задач (заданий), не предусмотренных нормами акта, вопреки им, неверное толкование норм, вмешательство в компетенцию других ор­ганов, организаций, ограничение прав граждан и др.;

      установить причины допущенных отклонений: ими могут быть экономические факторы, политическая нестабильность, слабая орга­низационная работа государственного органа, использование устарев­ших социальных и административных технологий, недостаточная ком­петентность исполнителей-управленцев, низкая правовая культура граждан (объекта управления), плохое качество самого управленческо­го решения (нормативного акта) и др.;

      охарактеризовать непредусмотренные негативные побочные последствия реализации управленческого решения;

      сформулировать рекомендации, меры по устранению обозна­ченных отклонений и совершенствованию управленческой деятельно­сти путем организационной перестройки или уточнения структуры управления, четкой локальной регламентации, изменения режима ис­пользования материально-финансовых средств, улучшения арбитраж- но-судебной практики, квалификации государственных служащих и др.;

      внести предложения по изменению, дополнению управленче­ского решения, отмены отдельных его положений (пунктов) в ЦПР, соответствующую инстанцию.

    Специфика стадии учета и оценки результатов исполнения реше­ний обусловливает и особенности выбора используемых при этом ме­тодов управления. Административные методы должны сочетаться здесь с познавательными, опираться на них, обогащаться через них путем получения новой информации о состоянии объекта воздействия для успешного завершения управленческого цикла. Более того, вся работа на данной стадии должна основываться не на методах волевого административного командования, а на методах познавательно-про­граммирующих.

    Конечным же итогом должно быть не поощрение или наказание работников (что тоже нужно), а устранение недостатков, затрудняю­щих реализацию решения.

    Важно и другое обстоятельство. Применение познавательных ме­тодов дает широкую возможность выхода на социальные оценки эф­фективности решения, в то время как административные методы ог­раничиваются ведомственными рамками системы. Учет и оценка «сверху» должны, как известно, сочетаться с учетом и оценкой «сни­зу». Фактически так и происходит: реально работу любой организации оценивает население, а формально - руководство. Ориентация же на формальную оценку искажает действительное положение дел. Устра­нение данного негативного явления связано прежде всего с демокра­тизацией процесса управления.

    В порядке выводов по теме в целом хотелось отметить следующее. В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чинов­ники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внут­ренние и внешние участники.

    В государственных органах, особенно областного, республиканско­го, федерального уровней, принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений, как текущего оперативного, так и перспек­тивного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят исключительно много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты, изыскивать оптимальные альтернативы ресурс­ного обеспечения, «состыковывать», согласовывать различные реше­ния между собой, активно анализировать ход выполнения одних ре­шений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься мно­гими другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Естественно, что нужна научно обосно­ванная технология подготовки и реализации управленческих решений. Причем подобная технология представляется общей, типовой, гаран­тированной от «местного» творчества и «самодеятельности» тех или иных руководителей.

    Теория принятия решений является одной из классических тем в административной науке управления. Она широко представлена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Очевидно, что она возникла вследствие экономических и политических потреб­ностей, но сегодня ее уже нельзя отнести только к экономической или политической науке. Теория принятия решений активно исполь­зует методы математики, статистики, социологии, психологии, в то же время тесно связана с управленческой практикой. Вот почему она стала признанной учебной дисциплиной, составной частью образова­ тельной программы для государственных служащих.

    Вопросы для размышления и самоконтроля

      Аргументируйте свою концепцию управленческого решения.

      Есть ли основания (и какие, если вы их осмыслили) рассматри­вать административно-управленческие решения как специфический вид решений?

    3. Что означает оптимизация управленческих решений?

    4. Охарактеризуйте последовательные стадии процесса разработки, принятия и осуществления решений.

    Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решения формулируется и документально оформляется, подписывается руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т.е. осуществляется организация исполнения.

    Фаза организации выполнения решения включает:

      доведение заданий до исполнителей (смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям, перед каждым должны быть поставлены конкретные задачи, определены права, обязанности и функции)

      формирование и исполнение организационного плана (предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определения приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем)

      организацию контроля, за исполнением решения (Текущий контроль осуществляется на протяжений всей работы по исполнению решения, заключительный проводиться по результатам исполнения и позволяет)

    Проверка выполнения управленческих решений - процесс в ходе которого ставятся следующие задачи:

      своевременно обнаружить во внутренней и внешней среде факторы, которые могут помешать осуществлению решений достижении целей

      Обеспечить сопоставление предусмотренных решением целей и полученных результатов в деятельности организации

      Дать информацию для оценки деятельности организации за прошлый период и для корректировки её решений относительно её функционирования в будущем.

    Проверка выполнения решений должна соответствовать ряду требований:

      проверка должна быть:

      систематической

      проверка должна быть комплексной

      проверка должна быть действенной

      проверка должна быть гласной

      осуществление проверки должно быть экономичным

    Главная цель проверки - выявление и предотвращение ошибок и просчетов.

    Этапы проверки:

    1. Определяются параметры функционирования организации

    2. Осуществляется наблюдение и измерение контролируемых процессов и результатов.

    3. Сравнение полученных результатов с заданными стандартами или показателями

    4. Регулирование- проведение корректировки деятельности организации по результатам контроля

    Регулирование обычно рассматривается в 3 аспектах:

    1) Сохранение текущего состояния

    2) Внесение изменений в функционирование объекта проверки

    3) Трансформация эталонов.

    35. Классификация персонала управления; требования, предъявляемые к персоналу управления организации.

    Управление персоналом организации - процесс целенаправ­ленного воздействия руководителя и органов управления, со­гласующего и объединяющего совместный труд работников для достижения целей организации.

    Основная задача управления персоналом - наиболее эффективное использование способностей, мотиваций, свойств сотрудников в соответствии с целями организации и общества.

    Предметом управления персоналом являются трудовые отноше­ния в организации. Объектом управления персоналом является персонал организации.

    Персонал - это организационная общность людей с единой це­лью, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности. В процессе совместной деятельности между этими людьми склады­ваются отношения сотрудничества и взаимной ответственности.

    В теории управления существуют различные подходы к классифи­кации персонала. Базовой является классификация по категориям ра­ботников, предусматривающая выделение двух основных групп пер­сонала по участию в процессе производства:

    1) производственный персонал (основные и вспомогательные)

    2) управленческий персонал(руководители и специалисты)

      руководители организации и их заместители:

      руководители структурных подразделений и главные специа­листы;

      специалисты, выполняющие экономические функции;

      специалисты по инженерно-технической подготовке произ­водства;

      служащие, занятые учетом, контролем и оформлением документов.

    Персонал обладает определенными качественными характеристи­ками , которые существенно влияют на выполнение им своих функций:

    способности - уровень образования, объем знаний, профессио­нальные навыки, опыт работы;

    мотивации - круг профессиональных и личных интересов;

    свойства - личностные качества, влияющие на выполнение оп­ределенной социальной роли.

    В процессе управления персоналом важно уметь точно выявить те качественные характеристики работников, которые могут иметь не­посредственное отношение к выполняемым ими функциям.

    Воздействие на персонал может носить прямой и косвенный ха­рактер. Прямое воздействие осуществляется через приказы, распоряжения, задания и др. Косвенное воздействие осуществляется через не­посредственные потребности, интересы, стимулы. Такое воздействие чаще всего оказывается более эффективным, чем отдача распоряже­ний.

    37.Обучение персонала применяют при:

      поступление работника в новую организацию

      перемещение на новую должность

      при выявлении недочетов в работе

      при смене технологии, оборудования

      при смене деятельности.

    Факторы выбора метода обучения:

      цели и задачи обучения

      срочность обучения

      финансовые возможности предприятия

      наличие инструкторов, учебных материалов

      характеристика участников обучения (квалификация, мотивация)

      квалификация и компетенция преподавателей.

    Методы обучения:

      Применяемые на рабочем месте

    Инструктаж - демонстрация приемов работы прямо на рабочем месте.

    Наставничество – наставник выполняет обучение без отрыва от основной деятельности.

    Ротация - перемещение работника с одной позиции на другую, с целью ознакомления с новыми направлениями работы

      Применяемые вне рабочего места.

    Лекции

    Семинары - дискуссия, диалог между учеником и преподавателем.

    Видеообучение – видеопросмотр и обратная видеосвязь

    Тренинги - практическая обработка изучаемого материала

    Программированное обучении - информация дается небольшими блоками, в печатном виде или на мониторе.

    Деловые игры – проигрывается поведение сотрудников смоделированной компании.

    Практические ситуации – Исследование и анализ ситуации.

    Баскет метод – имитация ситуации требующих срочного разбора накопившихся на столе руководителя бумаг.

    Подготовка руководителей

    Циклы дисциплин которые должен знать руководитель:

      Гуманитарные и социально-экономические

      общие математические и естественно-научные

      обще профессиональные

      специальные.

    Необходимо повышать квалификацию и развивать руководителей.

    Задачи системы подбора, перемещения и развития руководителей:

      выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей

      подготовка выявленных сотрудников к работе в руководящей должности

      обеспечение планового замещения освободившейся должности.



    Случайные статьи

    Вверх