Вега собака. Испанская драматургия: Лопе де Вега «Собака на сене. Значение пьесы: отзывы критиков

Подлинная «визитная карточка» шедевров испанских драматургов Золотого века – женские характеры. Такому феномену как «нелегкая женская доля» посвящали произведения и раньше и не только в Испании. Однако именно легендарные испанские драматурги XVII-XVIII в. сделали своих современниц с их яркими, запоминающимися характерами, волей к борьбе за любовь и счастье центром драматических сочинений.

Иногда знаменитые пьесы радуют нас и несколько нестандартной «подачей» так называемого «женского вопроса». В пьесе «Собака на сене» (“El perro del hortelano”, 1618), например, Лопе де Вега не пишет о женской зависимости от мира мужчин, он ставит другую проблему. В центре повествования – сильная, независимая женщина. И именно то, как ее сила и независимость помогают (а, точнее, мешают) ей в жизни, становится основой конфликта пьесы.

Образ героини продуман драматургом до мельчайших деталей. Уже данное героини имя является, по сути дела, «говорящим». Необычное (с точки зрения «этимологии») сочетание «Диана де Бельфлор» рисует нам образ женщины внешне незаурядной (belle fleur – франц. «красивый цветок»), но при этом наделенной сильным характером (Диана – имя сильной, волевой и независимой богини-охотницы). По социальному положению Диана – не редкое, но любопытное явление: молодая вдова аристократа, так называемая une femme solle («одинокая (т.е. независимая) женщина», юридический термин тех времен). Она обладает значительным состоянием, дворянским титулом, но и тем, и другим распоряжается сама, не имея близкого родственника мужского пола.

Наверняка не одна женщина в далеком XVII веке в тайне (или даже вслух) вести такую жизнь: самой распоряжаться деньгами, хозяйством, слугами, жить как хочется не отчитываясь ни перед кем… Опять же молодая графиня де Бельфлор – женщина умная, рассудительная, и идеальной репутацией и моральными принципами. Казалось бы, такой женщине только жить и радоваться. Однако гордая и холодная Диана только кажется неприступной и счастливой, она, как и все, втайне мечтает о любви и простом, человеческом счастье.

Знаменитая советская экранизация «Собаки на сене» Яна Фрида (1977, в ролях: М.Терехова, М.Боярский и др.) начинается как раз с красноречивой иллюстрации одиночества героини в ее собственном доме, где по ночам кипит бурная жизнь со свиданиями, признаниями, надеждами… Диана оказывается не в силах противостоять этой «повальной» лихорадке и… тоже влюбляется. Но, раз она женщина во многих отношениях незаурядная, ее в любви ждут незаурядные испытания.

«Предметом» ее любви «вдруг» оказывается секретарь Теодоро. Чувство зародилось довольно давно, но Диана долгое время ему сопротивлялась:

Я столько раз невольно замечала,

Как Теодоро мил, красив, умен,

Что, если бы он знатным был рожден,

Я бы его иначе отличала.

Сильней в любви в природе нет начала.

Но честь моя – верховный мой закон… (370)

Любовь Дианы вспыхивает по, казалось бы, странной причине: она узнает о помолвке Теодоро с горничной Марселлой. Однако, если разобраться, в этом нет ничего необычного, необъяснимого, если принимать во внимание характер героини. Диана выбирает из своего окружения самого достойного (Теодоро действительно по уму и прочим достоинствам превосходит всех остальных воздыхателям Дианы, хотя и значительно ниже их по социальному положению). Она понимает, что только в союзе с ним она будет счастлива. Невозможность этого союза ей очевидна, но «отпустить» Теодоро, позволить ему стать мужем другой Диана не может. Это просто выше ее сил, тем более, что она привыкла полностью контролировать жизнь всех близких ей людей, а свадьба Теодоро и Марселлы этот контроль ослабит.

Так, сильная, умная и независимая Диана оказывается в ловушке: сила и ум велят ей действовать как велит долг, а независимость не может допустить отказа от любви. Разумная героиня начинает вести себя не логично, позволять себе поступки, какие раньше сочла бы недостойными: смакует в разговоре с Теодоро недостатки Марселлы, придирается к девушке, периодически подает своим поклонникам ложные надежды… Теодоро уже окончательно измучен, то Диана почти в открытую говорит с ним о своей любви, то, наоборот, прогоняет, «ставит на место»:

Чуть я немножечко остыну,

Вы разгораетесь соломой,

А чуть я снова загораюсь,

Вы льдом становитесь холодным…

Иль дайте есть, иль ешьте сами.

Я прокормиться неспособен

Такой томительной надеждой… (437).

Истинный драматизм ситуации в том, что из кризиса, в котором находятся Диана и Теодоро действительно нет выхода. Они не могут преодолеть сословных различий, как бы им этого не хотелось. Воля дает героини силы «отпустить» возлюбленного за границу, и попытаться утешиться по крайней мере тем, что, с точки зрения морали и дворянской чести, Диана сделала правильный выбор:

Будь проклята людская честь!

Нелепый вымысел, губящий

То, что сердцам всего дороже!

Кто выдумал тебя? И все же

Ты нас у пропасти грозящей

Спасаешь, отводя от краю. (457)

Тут бы, на философских размышлениях Дианы (например, на знаменитом «Кто мало видел, много плачет» (458) пьесе бы и закончиться… Но на помощь героям приходит автор. В финале Лопе де Вега иронически обыгрывает классический комедийный сюжетный ход, так называемое «появление бога из машины» (dues ex machina). Роль бога предстоит сыграть хитрецу Тристану, слуге Теодоро. На бога он мало похож (как, кстати, и на своего легендарного тезку из рыцарских романов), но с редкостной смелостью решается на небольшую авантюру, в результате которой Теодоро «оказывается» сыном соседа-дворянина и, соответственно, подходящим для Дианы женихом.

Фантазия у Тристана, правда, очень бурная, не совсем ясно, как молодые супруги потом будут «выкручиваться», чтобы концы с концами сходились, никто не путался в показаниях, а изобретенная хитрецом история о ранней (и весьма бурной) юности Теодоро хотя бы немного соответствовала действительности. Некоторый «осадок» остается (и, определенно, оставался у первых зрителей пьесы) от ощущения несовершенности этого мира, ведь кроме обмана ничто не помогло бы героям. Но, с другой стороны, нельзя не радоваться тому, что влюбленный воссоединяются, а в душе сильной и яркой героини, которая не может не вызывать симпатии зрителей и читателей, вновь наступает мир.

Собака на сене Лопе де Вега

(Пока оценок нет)

Название: Собака на сене
Автор: Лопе де Вега
Год: 1616
Жанр: Драматургия, Европейская старинная литература, Зарубежная драматургия, Зарубежная старинная литература

О книге «Собака на сене» Лопе де Вега

Драматург Лопе де Вега считается золотым наследием испанской литературы 17 века. Он уже в 22 года имел славу и популярность в литературных кругах Испании благодаря своему таланту.

Лопе де Вега прожил бурную, богатую на любовные приключения и одновременно богатую на трагические события, жизнь. Но тяжелая судьба не сломила его дух, не заставила потерять интерес к жизни. Он создавал свои произведения до самой смерти. Одним из них является комедия «Собака на сене». Если ранние труды писателя призывали к патриотизму и он хотел благодаря им прославиться, то эта книга написана на закате жизни автора и уже является ироническим произведением, в котором он заставляет читателей смеяться над жизненными ситуациями, которые в то время выглядели просто нелепо и смешно, в которые и попадали герои произведения.

Книга Лопе де Вега «Собака на сене» — это одно из лучших произведений автора в стиле «придворной комедии».

В этом труде повествуется о жизни аристократии Испании, об отношениях между господами-аристократами и их слугами, а также о любви, которая появляется, как ни странно, из ревности. Также комедия полна интриг и веселых ситуаций. А во всем этом может разобраться только слуга главного героя, который решает все проблемы и приводит своего господина к счастливому бракосочетанию.

В комедии «Собака на сене» повествование идет о прекрасной аристократке Диане, которая влюблена в своего секретаря Теодоро. Причем влюблена она в него именно из-за ревности. Сама же она не позволяет любить себя своему секретарю, но и не позволяет ему любить служанку Марселу. Вся причина этой нелепой ситуации – в сословии. Аристократка не может любить простого, незнатного человека по законам того времени. И, конечно, наоборот – незнатный человек не может стать мужем аристократки. Собака, сидя на сене, его не ест, но и никого к нему не подпускает. Именно так и поступает Диана. Но, к счастью, благодаря очень хитрому слуге Тристану все разрешается с благоприятным исходом для влюбленных.

В книге «Собака на сене» Лопе де Вега Тристан является разумным персонажем, который умеет мыслить и находить выход из любых ситуаций. Следить за его действиями очень интересно и увлекательно. Образ хитрого слуги-пройдохи очень ярко здесь выражен. Слуга и является главным интриганом, но при этом он трезво и умно мыслит, что не скажешь о других персонажах. Тристан откровенно насмехается над любовными страданиями Дианы и Теодоро. Любовь способны познать все – и богатые, и бедные. И именно любовь стирает все границы между сословиями.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Собака на сене» Лопе де Вега в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Собака на сене» Лопе де Вега

Будь он кузен, будь он знакомый,
пока мужчина не влюблен
свободно к даме входит он,
и запросто и на приемы.
Но стоит лишь ему влюбиться
он реже посещает дом.
Он… Он даже говорит с трудом.
Он робок, он всего боится.

Ах если б можно, если б можно было,
Чтоб сердце самовольно разлюбило.
Увы, оно лишилось власти,
Подчинено любовной страсти.

Любовь, зачем ты мучаешь меня,
Ведь я забыть тебя была готова,
Зачем же тень твоя приходит снова
Жестокой болью душу мне казня?

Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем.

Как трудно сделать вид, что влюблена,
Как трудно позабыть любовь былую…
Чем я усердней мысль о ней бичую,
Тем всё живее в памяти она.

Как признаются в нежной страсти
мужчины женщинам?
Как всякий, кто обожает и вздыхает.
Приукрашая сотней врак одну
сомнительную правду.

Когда любовь переступает в бесстыдство,
то уже ничто не оградит ее от кары.

Итак, осиротели, значит,
Покрылись тьмой мои глаза!
И все же просится слеза:
Кто мало видел, много плачет.
Глаза, вот это вам расплата
За то, что изливали свет
На недостойный вас предмет.

Скачать бесплатно книгу «Собака на сене» Лопе де Вега

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

При анализе драматургических произведений часто довольно трудно бывает пересказать их краткое содержание. «Собака на сене», несмотря на видимую простоту и незамысловатость сюжета, тем не менее, отличается серьезным и глубоким подтекстом, который не так однозначен, как это может показаться при первом прочтении. Дело в том, что в своей знаменитой и ставшей уже культовой пьесе показал читателям не только легкий и незамысловатый любовный сюжет, но также отразил важнейшие социальные проблемы своего времени.

Особенности творчества автора

Главные принципы мастерства драматурга можно проследить, анализируя его основные пьесы и их краткое содержание. «Собака на сене» в этом отношении является наилучшим образцом для критики и литературного разбора.

Писатель и драматург прославился тем, что создавал произведения в классическом жанре «плаща и шпаги», который был так популярен в европейских странах раннего нового времени. В данном стиле писали многие писатели, поэты, однако именно Лопе де Вега стал его признанным мастером. Это, в итоге, принесло ему мировую известность и славу. Легкий, изящный слог, непринужденное повествование, динамичный и лихо закрученный сюжет сделали сочинения де Вега известными на весь мир.

Еще одна причина популярности драматурга - это легкие, изящные, но самое главное, остроумные диалоги, которые сообщают дополнительную живость и динамичность развитию повествования. Вышеперечисленные особенности особенно отчетливо проявились в рассматриваемой пьесе, которая стала настолько популярной, что ее даже экранизировали.

Сюжет

Особенности композиции рассматриваемого произведения можно проследить, разбирая его краткое содержание. «Собака на сене» начинается с, казалось бы, весьма незначительное происшествия, которое, однако, согласно канону жанра, оказалось достаточным для целой интриги.

Главный герой - секретарь гордой графини Дианы - Теодоро вместе со своим товарищем Тристаном проникает в особняк на свидание с ее служанкой Марселой, однако об его визите узнает хозяйка и начинает ревновать красивого и умного молодого человека. Оказывается, что она сама в него влюблена, однако сословная спесь мешает ей преодолеть классовые предрассудки.

Развитие действие посвящено раскрытию душевных переживаний героини, которая в буквальном смысле мечется между своей гордостью и чувством влюбленности. Она то подает молодому человеку надежду на взаимность, то отвергает его.

Выведенный из себя Теодоро снова начинает ухаживать за Марселой, что еще больше раздражает Диану. Наконец, главный герой решается уехать в чужие края для того, чтобы искать счастья вдали от своей жестокой возлюбленной, но в данный критический момент его в буквальном смысле спасает Тристан, который нашел ему богатого и знатного «отца». Пьеса заканчивается счастливым финалом, как и положено произведениям подобного жанра.

Главные герои

Последовательной характеристикой героев произведения необходимо продолжить его краткое содержание. «Собака на сене» является типичным образцом пьесы жанра «плаща и шпаги», однако оригинальность изображения персонажей, их юмористическая трактовка, а самое главное, гуманистический смысл их образов обеспечили сочинению де Вега бессмертную славу.

На первый взгляд, расстановка героев довольно типична для комедий подобного рода. Автор традиционно противопоставляет серьезных личностей комедийным персонажам. К первой категории относится, в первую очередь, Теодоро и Диана, хотя в образе последней проскальзывают элементы комизма. Зато безусловно комедийным является герой Тристан, слуга графини, пройдоха и хитрец, который благодаря своей ловкости и проворству помогает главному герою.

Второстепенные персонажи

«Собака на сене», краткое содержание которой, является предметом настоящего обзора, построена по классическим правилам комедии XVII века. Так, вполне традиционным является образ служанки графини: девушка, согласно канону, как бы оттеняет главную, основную любовную линию.

Автор также вывел двух поклонников главной героини - графа Фредерико и маркиза Рикардо, которые не брезгуют ничем и даже готовы на убийство, лишь устранить нежелательного соперника. Эти типичные для испанской комедии герои, тем не менее, обрисованные так живо, что пережили свое время. Дело в том, что де Вега часто использовал в своих произведениях элементы фольклора, ориентируясь на народные произведения, песни, нравы и обычаи, что позволяло ему преодолеть литературные условности и каноничные рамки повествования.

В этом отношении наиболее удачным является образ Тристана - простого человека из народа, который обладая трезвым и ясным умом часто в буквальном смысле спасает ситуацию в пользу своего господина.

Образ графини

«Собака на сене», краткое содержание которой интересно тем, что в сжатом виде показывает мастерство писателя в раскрытии интриги и характеристики персонажей, представляет целую галерею колоритных представителей современной автору эпохи.

В первую очередь внимание читателя, разумеется, привлекает образ графини Бельфлор, что в переводе означает «прекрасный цветок». И действительно, Диана необыкновенно хороша собой, у нее много поклонников, которым она, однако почти не оставляет надежды на взаимность. Молодая женщина чрезвычайно горда, высокомерна, в ней очень громко говорят сословные предрассудки и дворянская спесь. И тем не менее, она сразу же, буквально с первых же строк вызывает искреннюю симпатию у читателей. В чем же причина подобного парадокса?

Характер

Все это благодаря несомненному мастерству психологического изображения характеров, которым славится Лопе де Вега. «Собака на сене», краткое содержание которой позволяет выявить основные черты в личностях действующих лиц, привлекает внимание читателей, прежде всего, своим гуманистическим пафосом. Это можно проследить на примере эволюции образа Дианы. Несмотря на свою гордость и высокомерие, графиня, тем не менее, честна перед собой и своей совестью.

По монологам мы видим, насколько сильны душевные терзания героини из-за того, что она по своей знатности и родовитости не может себе позволить соединить свою судьбу с полюбившимся ей человеком. За это читатель готов многое ей простить: и дерзкие выходки, и насмешливые нападки на Теодоро, Марселу и Тристана, и даже ее наивный обман.

Писатель создал, пожалуй, один из самых колоритных образов в мировой литературе. Его героиня - женщина страстная по натуре, жестокая в своей любви, однако она обладает великодушием и благородством души.

Теодоро

Целую плеяду колоритных персонажей представляет читателю пьеса «Собака на сене». Краткое содержание по главам данного сочинения следует продолжить характеристикой главного героя, секретаря графини - умного, образованного, но не знатного молодого человека, который пробил себе путь в жизни исключительно своим трудолюбием, талантом и усердием.

Этот персонаж представляет собой традиционный тип героя, который, несмотря на простое происхождение, ведет себя честно, благородно и прямолинейно. Его внутренний мир не менее интересен, чем переживания графини. Он так же горд, как и она, он так же боится своих чувств, поскольку в нем говорит, по его собственному признанию, своеобразная гордость бедного, который не хочет пользоваться милостью богатой госпожи.

Тристан

Краткое содержание комедии Веги «Собака на сене» предполагает раскрытие еще одного важного действующего лица - друга главного героя и слугу графини. Тристан является настоящим воплощением народного юмора, оптимизма и здравомыслия. Ему совершенно несвойственны романтические пассажи и сентиментальные рассуждения, и этой чертой характера он противостоит главным персонажам, привнося значительную долю юмора и иронии в сюжет. Именно благодаря ему пьеса заканчивается счастливым финалом. Теодоро также обязан ему жизнью: ведь никто другой как Тристан спас его от козней поклонников Дианы, которые решили убить молодого и талантливого секретаря, как только заметили благосклонность к нему графини.

Марсела

Именно такой и является Марсела. Она ревнива, вспыльчива, однако несмотря на эти качества в ее характере, становится объектом любовного интереса Теодоро. Она симпатична читателю своим насмешливым характером, бойкостью и живостью. Впрочем, такие черты характера присущи, наверное, каждой служанке в пьесах подобного рода.

Граф и маркиз

Рассказывая о пьесе "Собака на сене" Де Вега Лопе, краткое содержание произведения не может упустить образы второстепенных героев, поклонников Дианы - графа Фредерико и маркиза Рикардо. Они интересны тем, что автор воплотил в них типичные для своего времени черты представителей так называемой голубой крови. Эти избалованные, высокомерные, гордые дворяне, которые ничем не брезгуют для достижения своей цели. Таким образом Лопе де Вега высмеял пороки высшего общества, смело избрав для своих нападок традиционный любовный сюжет и легкую интригу.

Значение пьесы: отзывы критиков

Надеемся, вам поможет составить представление о произведении перасказ пьесы «Собака на сене» (краткое содержание). Отзывы о нем носят восторженный характер и свидетельствуют о мастерстве автора в построении композиции и сюжета. Названное преоизведение по праву вошло в золотой фонд мировой литературы, благодаря своему гуманистическому пафосу, который был вообще характерен для произведений автора.

Драматурга хвалил еще его современник Сервантес, который отмечал большое значение сочинений Лопе де Вега для развития испанского национального театра. Ведущие литературоведы и критики (К. Державин, З. Плавскин и др.) в своих отзывах и рецензиях в первую очередь указывают, что гуманистический смысл сочинения заключается в способности любви преодолеть сословные предрассудки. Также они обращают внимание на то, что идеальная форма построения пьесы стала важным этапом в развитии и театра.

Собака на сене

Лопе де Вега

Библиотека драматургии Агентства ФТМ

Одна из самых известных комедий о любовном треугольнике. Прекрасная дворянка Диана даже помыслить не может, чтобы завязать отношения со своим секретарем Теодоро – простым юношей, в которого она, на удивление самой себе, влюбляется. Он же влюбляется в ее служанку Марселу, из-за чего Диана из ревности начинает любовную игру, не желая при этом сближаться с ним и открыто запрещая любить Марселу. Теодоро оказывается заложником игры сословных предрассудков.

Лопе де Вега

Собака на сене

Действующие лица

Диана – графиня де Бельфлор.

Теодоро – ее секретарь.

Марсела, Доротея, Анарда – ее служанки.

Фабьо – ее слуга.

Граф Федерико.

Граф Лудовико.

Маркиз Рикардо.

Тристан – слуга.

Леонидо – слуга.

Антонело – лакей.

Сельо – слуга.

Отавьо – дворецкий.

Действие происходит в Неаполе.

Действие первое

ЗАЛА ВО ДВОРЦЕ ГРАФИНИ

Явление первое

Теодоро и Тристан убегают.

Беги, Тристан! Скорей! Сюда!

Плачевней не было скандала!

Она, пожалуй, нас узнала?

Не знаю; думаю, что да.

Явление второе

Диана одна.

Эй, сударь! Слушайте! Назад!

Остановитесь на мгновенье!

Со мной – такое обращенье?

Вернитесь, эй, вам говорят!

Ола! Куда весь дом укрылся?

Ола! Где слуги? Ни души?

Не призрак же в ночной тиши,

Не образ сонный мне явился.

Ола! Все спят? Но как же быть?

Явление третье

Диана, Фабьо.

Как будто ваша милость звали?

Вся желчь моя могла б едва ли

Такую флегму растопить!

Беги скорее, дурень вялый, –

Ты это званье заслужил, –

Узнай сейчас же, кто тут был,

Кто выбежал из этой залы.

Из этой залы?

Ногами! Живо!

Узнай, кто он такой. Я жду.

Вот скверный случай, ай-ай-ай!

Явление четвертое

Диана, Отавьо.

Я, ваша милость, слышал вас,

Но мне не верилось, простите,

Что ваша милость так кричите

В такой неподходящий час.

Какой невиннейший ответ!

Уж больно рано вы ложитесь

И так прохладно шевелитесь,

Что просто силы с вами нет!

Чужие люди бродят ночью

По дому, входят без утайки

Почти что в комнату хозяйки

(Я эту наглость здесь воочью,

Отавьо, видела сама),

А вы, хранитель мой достойный,

Невозмутимы и спокойны,

Когда я тут схожу с ума!

Я, ваша милость, слышал вас,

Но мне не верилось, простите,

Что ваша милость так кричите

В такой неподходящий час.

Идите спать, а то вам вредно.

Да и не я совсем звала.

Сеньора…

Явление пятое

Те же и Фабьо.

Дивные дела!

Как ястреб, улетел бесследно.

Приметы ты видал?

Плащ с золотым шитьем?

Он вниз бежал…

Вам, господа,

Надеть бы юбки и корсеты!

Он сверзся с лестницы в два скока,

В светильню шляпой запустил,

Попал, светильню погасил,

Двор пересек в мгновенье ока,

Затем нырнул во мрак портала,

Там вынул шпагу и пошел.

Ты совершеннейший осел.

Что ж было делать?

Бить вас мало!

Догнать и заколоть на месте.

А вдруг почтенный человек?

Ведь это был бы срам навек

И умаленье вашей чести.

Почтенный человек? Вот тоже!

Да разве мало здесь у нас

Таких, кому увидеть вас

Одним глазком – всего дороже?

Ведь тысячи сеньоров жадно

Мечтают лишь о браке с вами

И слепы от любви! Вы сами

Сказали: он одет нарядно,

И Фабьо видел, как поспешно

Он пламя шляпой притушил.

Быть может, правда, это был

Сеньор, влюбленный безутешно,

Который щедрою рукой

Купил мою прислугу? Чудно!

Честней найти прислугу трудно!

Я буду знать, кто он такой.

Он в шляпе с перьями промчался.

Она на лестнице.

(К Фабьо.)

Не мямли,

Сходи за ней.

Да шляпа там ли?

А где же? Вот дурак сыскался!

Ведь он, когда ее швырял,

Не поднимал ее при этом.

Сеньора! Я схожу за светом.

Явление шестое

Диана, Отавьо.

Нет, если кто-то помогал,

Виновных я без сожаленья

Всех прогоню.

И поделом:

Вы людям поручили дом,

А вам такие огорченья.

И все ж, хоть это неучтивость,

Когда вы так раздражены,

Касаться этой стороны,

А только ваша же строптивость

И нежеланье выйти замуж

Всем этим выходкам виной,

Когда с отчаянья иной,

Что предпринять, не знает сам уж.

Вам что же, случаи известны?

Известно только то, что вы,

Как утверждает суд молвы,

Недостижимы и прелестны.

Притом и вотчина Бельфлор

Лишает очень многих сна.

Явление седьмое

Те же и Фабьо.

Сеньора! Шляпа найдена.

Не шляпа, а один позор.

Покажи, что это?

Та, что он швырнул. Она же.

Трудно встретить гаже.

Может быть, ему идет.

Ты нашел вот эту шляпу?

Стал бы говорить я вздор!

Ну и перья!

В сундуки нацелил лапу.

Шляпа вора, это верно.

Ты меня сведешь с ума.

Я же видела сама:

Столько перьев, непомерно!

Перья-то куда же делись?

Как он в пламя запустил,

Он их, видно, подпалил;

Сразу паклей загорелись.

Ведь Икар спалил крыла,

Взвившись к солнцу в бездне синей,

И погиб в морской пучине.

Та же штука здесь была.

Солнцем был огонь светильни,

А Икаром – шляпа; вмиг

Перья пламень и обстриг.

Вот вам: прямо из красильни.

Право, не до шуток, Фабьо.

Много и без них забот.

Ну, разгадка подождет.

Как так подождет, Отавьо?

Спать идите. Утром рано

Все успеете узнать.

Нет, и я не лягу спать,

Если только я – Диана,

Не разведав, чья вина.

(К Фабьо.)

Женщин всех сюда пришлите.

Фабьо уходит.

Явление восьмое

Диана, Отавьо.

Ночь во что вы превратите!

Мне, Отавьо, не до сна.

Разве тут уснуть возможно?

Кто был в доме у меня?

Лучше бы, дождавшись дня,

Все разведать осторожно.

А пока – нужнее сон.

Пусть для вас он будет сладок:

Засыпать среди загадок –

Высшей мудрости закон.

Явление девятое

Те же, Фабьо, Марсела, Доротея и Анарда.

Вот эти, может быть, помогут.

А остальные спят давно

Блаженным сном и все равно.

Знать толком ничего не могут.

Но камеристки не легли

И перед вами в полном сборе.

Анарда (в сторону)

В ночную пору грозно море;

Я бурю чувствую вдали.

Прикажете нам выйти?

Уйдите оба.

Фабьо(к Отавьо, тихо)

Разгулялась!

Допрос честь-честью!

Помешалась.

И мне не верит. Вот беда!

Отавьо и Фабьо уходят.

Явление десятое

Диана, Марсела, Доротея, Анарда.

Пусть Доротея подойдет.

Что госпожа моя желает?

Скажи: кто чаще всех гуляет

Поблизости моих ворот?

Маркиз Рикардо ходит мимо,

Граф Парис тоже невзначай.

Святую правду отвечай.

Ты знаешь, я неумолима

В негодовании моем.

От вас мне нечего таить.

С кем им случалось говорить?

Когда бы

Страница 2 из 5

вы меня живьем

На тысяче огней палили,

Скажу: не помню, чтоб хоть раз

Они с кем-либо, кроме вас,

Из здесь живущих говорили.

А письма были ненароком?

Пажи являлися сюда?

Отойди туда.

Марсела(Анарде, тихо)

Как на суде!

И на жестоком!

Анарда, ты!

Что вам угодно?

Какой мужчина был сейчас…

В этой зале. Вас

Я знаю всех, и превосходно.

Кто ввел его, чтоб он тайком

Меня увидел? Кто продался?

Сеньора! Верьте, не рождался

Столь дерзкий замысел ни в ком.

Мужчину привести сюда,

Чтоб вас он мог тайком увидеть, –

Такой изменой вас обидеть

Мы не могли бы никогда!

Нет, нет, вы к нам несправедливы.

Я вправе думать вот о чем, –

Когда слова твои правдивы:

Не приходил ли он, быть может,

Из горничных к кому-нибудь?

Чтоб мирно вы могли уснуть, –

Раз этот случай вас тревожит, –

Я буду искренней и смелой

И все скажу, по долгу службы,

Хоть это будет против дружбы,

Которая у нас с Марселой.

Она в кого-то влюблена,

И он успел в нее влюбиться.

Но кто он – не могу добиться.

Теперь ты все сказать должна:

Раз ты призналась в главной части,

Скрывать остаток смысла нет.

Ах, госпожа, чужой секрет

Мучительнее всех несчастий!

Я – женщина. Вам мало знать,

Чтобы забыть об этом деле,

Что кто-то приходил к Марселе?

Вы можете спокойно спать:

У них пока одни слова

И только самое начало.

Я слуг подлее не встречала!

Хорошая пойдет молва

О молодой вдове! Ну, бойтесь!

Клянусь спасеньем ваших душ,

Когда бы мой покойный муж,

Ваша милость, успокойтесь:

Ведь тот, с кем видится она,

Совсем не посторонний дому,

И ваша милость попустому

Себя тревожить не должна.

Так это кто-нибудь из слуг?

Да, госпожа.

Мой секретарь?

Да. Вот как скоро

Я ваш рассеяла испуг.

Побудь, Анарда, в стороне.

Не обходитесь с нею строго.

Диана(в сторону)

Я успокоилась немного,

Узнав, что это не ко мне.

Госпожа…

Послушай.

Что вам угодно?

(В сторону.)

Грудь трепещет!

И это я тебе вверяла

И честь мою и помышленья?

Что про меня вам насказали?

Ведь вы же знаете, что верность

Я соблюдаю вам во всем.

Ты – верность?

В чем моя измена?

Иль не измена – в этом доме,

В моих стенах, встречаться с кем-то

И тайно с ним вести беседы?

Я с Теодоро где ни встречусь,

Он тут же мне наговорит

Две дюжины словечек нежных.

Две дюжины? Клянусь, недурно!

Как видно, год благословенный,

Раз дюжинами продают их.

Ну, словом, входит ли он в двери

Или выходит, все, что в мыслях,

Он тотчас же устам доверит.

Доверит? Странный оборот.

И что ж он говорит?

Я и не вспомню.

Постарайся.

То скажет так: «Мне нет спасенья,

Я гибну из-за этих глаз».

То скажет: «В них – мое блаженство;

Сегодня я не мог уснуть

И, изнывая страстью, бредил

Твоею красотой». Однажды

Просил мой волос, чтобы в сердце

Связать любовные желанья

И обуздать воображенье.

Но почему вас занимает

Весь этот вздор?

По крайней мере

Тебя он радует?

Не мучит.

Ведь Теодоро, несомненно,

Свою любовь решил направить

К такой прямой и честной цели,

Как та, чтобы на мне жениться.

Ну что же, цели нет честнее,

Чем цель такая, у любви.

Я бы могла помочь вам в этом.

Какое это будет счастье!

Я вам сознаюсь откровенно, –

Раз вы и в гневе так добры

И так великодушны сердцем, –

Что я люблю его ужасно;

Я молодого человека

Благоразумней, даровитей,

Чувствительнее и скромнее

Не знаю в городе у нас.

В его талантах и уменье

Я убеждаюсь ежедневно.

Большая разница, поверьте,

Когда для вас он пишет письма

По всем законам этикета

Или когда свободным слогом

Он с вами сладостно и нежно

Ведет влюбленный разговор.

Я не намерена, Марсела,

Чинить препятствий вашей свадьбе,

Когда тому настанет время,

Но и себя мне должно помнить,

Не поступаясь личной честью

И древним именем моим.

Поэтому совсем не дело,

Чтоб вы встречались в этом доме.

(В сторону.)

Хочу дать выход раздраженью.

Но так как все об этом знают,

Ты можешь, только посекретней,

С ним продолжать свою любовь,

А я, при случае, всецело

Берусь обоим вам помочь.

Ведь Теодоро мне известен,

Он вырос в доме у меня.

К тебе же, милая Марсела,

Мою привязанность ты знаешь

И родственное отношенье.

У ваших ног созданье ваше.

Целую их смиренно.

Пусть все уйдут.

Анарда(Марселе, тихо)

Ну, что же было?

Был гнев, но для меня полезный.

Она узнала твой секрет?

Причем узнала, что он честный.

Марсела, Доротея и Анарда делают графине три реверанса и уходят.

Явление одиннадцатое

Диана одна.

Я столько раз невольно замечала,

Как Теодоро мил, красив, умен,

Что если бы он знатным был рожден,

Я бы его иначе отличала.

Сильней любви в природе нет начала.

Но честь моя – верховный мой закон;

Я чту мой сан, и не допустит он,

Чтоб я подобным мыслям отвечала.

Но зависть остается в глубине.

Чужим добром нетрудно соблазниться,

А тут оно заманчиво вдвойне.

О, если бы судьбе преобразиться,

Так, чтобы он подняться мог ко мне,

Или чтоб я могла к нему спуститься!

Явление двенадцатое

Теодоро, Тристан.

Я эту ночь провел без сна.

Немудрено, что вы не спали:

Ведь вы же начисто пропали,

Коли дознается она.

Я говорил вам: «Обождите,

Пусть ляжет спать». Вы не хотели.

Любовь стремится прямо к цели.

Стреляете – и не глядите.

Кто ловок, попадет всегда.

Кто ловок, различает ясно,

Что пустяки, а что опасно.

Так я открыт?

И нет и да;

Прямых, конечно, нет улик,

Но в подозрение вы великом.

Когда за нами с громким криком

Погнался Фабьо, – лишний миг,

И я в него вонзил бы шпагу.

Ведь как я ловко запустил

В светильню шляпой!

Когда бы он пошел вперед,

Он пал бы мертвым и не пикнул.

Я на ходу светильне крикнул:

«Скажи, что был чужой народ».

Она ответила: «Ты лжец».

Тогда я шляпу снял – и хлоп,

В отместку ей.

Я лягу в гроб

Вам всегда конец,

Влюбленным! В вечном сокрушенье,

А сам упитан и румян.

Но что же делать мне, Тристан,

В таком опасном положенье?

Да перестать любить Марселу.

Графиня наша так горда,

Что стоит ей узнать – беда!

И хитрость не поможет делу:

Сюда вам не вернуться вновь.

Забыть! Какой совет жестокий!

Берите у меня уроки,

И вы забудете любовь.

Что за безумье! Никогда!

Все можно

Страница 3 из 5

одолеть искусством.

Хотите знать, как с вашим чувством

Покончить раз и навсегда?

Во-первых, нужно безотложно

Принять решенье позабыть

И твердо знать, что воскресить

Волненья сердца невозможно;

Затем, что, если дать надежде

Хотя б лазейку, с новой силой

Проснется слабость к вашей милой,

И все останется, как прежде.

Скажите, почему не может

Мужчина женщину забыть?

Да потому, что тянет нить

И что его надежда гложет.

Он должен возыметь решенье

О ней не думать никогда

И этим раз и навсегда

Остановить воображенье.

Ведь вы видали на часах:

Когда раскрутится цепочка,

Колесики замрут – и точка.

Вот точно так же и в сердцах

Мы наблюдаем остановку,

Когда надежду раскрутить.

Но память нас начнет язвить,

Что час – придумывать уловку,

И чувство будет с каждым разом

Все ярче оживать, поверь.

Да, чувство – это хищный зверь,

Вцепившийся когтями в разум,

Как говорит стихотворенье

Того – испанского – поэта;

Но есть приемчик и на это,

Чтоб истребить воображенье.

Вспоминая недостатки,

Не прелести. Чтоб позабыть,

Старайтесь в памяти носить

Ее изъян, и самый гадкий.

В вас не должна рождать тоски

Нарядно-стройная персона,

Когда она на вас с балкона

Глядит, взмостясь на каблучки.

Все это так, архитектура.

Один мудрец учил народ,

Что половиной всех красот

Портным обязана натура.

Представьте вашу чаровницу,

Чтоб обольщенье побороть,

Как истязающего плоть,

Которого везут в больницу.

Ее себе рисуйте так,

А не в фалборочках и складках;

Поверьте, мысль о недостатках

Целительней, чем всякий злак.

Ведь ежели припомнишь вид

Иного мерзкого предмета,

На целый месяц пакость эта

Вам отбивает аппетит.

Вот и старайтесь вновь и вновь

Припоминать ее изъяны;

Утихнет боль сердечной раны,

И улетучится любовь.

Какой невежественный лекарь!

Какое грубое знахарство!

Чего и ждать, когда лекарство

Изготовлял такой аптекарь!

Твоя стряпня – для деревенщин.

Ты – коновал и шарлатан,

Мужик и неуч. Я, Тристан,

Себе не так рисую женщин.

Нет, для меня они кристальны,

Они прозрачны, как стекло.

Стекло, и ломкое зело,

Как учит опыт нас печальный.

Когда вам трудно одному,

Я вам помочь берусь свободно;

Мое лекарство превосходно

Мне послужило самому.

Однажды – чтоб меня повесить! –

Я был влюблен, вот с этой рожей,

В охапку лжи с атласной кожей,

Лет от рожденья – пятью десять.

Сверх прочих тысяч недостатков

Она владела животом,

Где б уместился, и притом

Оставив место для придатков,

Любой архив, какой угодно;

В нее, друг друга не тесня,

Как в деревянного коня,

Сто греков влезли бы свободно.

Слыхали вы – в одном селе

Стоял орешник вековой,

Где обитал мастеровой

С женой и детками в дупле,

И то просторно было слишком.

Вот так же приютить могло

И это пузо, как дупло,

Ткача со всем его домишком.

Ее забыть хотел я страстно

(Давно уж время подошло).

И что же? Память, как назло,

Мне подносила ежечасно

То снег, то мел, то мрамор хрупкий,

Левкои, лилии, жасмин

И преогромный балдахин,

Носивший имя нижней юбки.

Я чах на одиноком ложе.

Но я решил не пасть в борьбе

И начал рисовать себе

Все то, что на нее похоже:

Корзины рыночных торговок,

Баулы с почтой, сундуки,

Вьюки, дорожные мешки,

Где и тюфяк, и подголовок.

И словно бы я молвил: сгинь! –

Любовь преобразилась в злобу,

И я забыл сию утробу

На веки вечные – аминь!

А ведь у этой душегубки

Любая складка (я не вру!)

Могла укрыть в своем жиру

Четыре пестика для ступки.

Но где же я изъян найду?

В Марселе места нет изъяну.

Я забывать ее не стану.

Что ж, кличьте на себя беду

И шествуйте стезей гордыни.

Но ведь она же так мила!

Вам от любви сгореть дотла

Милее милостей графини.

Явление тринадцатое

Те же и Диана.

А, Теодоро здесь?

Теодоро(в сторону)

Я ваш слуга, сеньора.

Тристан(в сторону)

По оглашенье приговора

Мы вылетаем в три окна.

Явление четырнадцатое

Теодоро, Диана.

Меня одна моя подруга,

Боясь не справиться сама,

Просила черновик письма

Составить ей. Плоха услуга,

Когда я ровно ничего

В делах любви не понимаю,

А вы напишете, я знаю,

Гораздо лучше моего.

Прочтите, вот.

Когда вы сами

Писали вашею рукой,

Была бы дерзкой и пустой

Попытка состязаться с вами.

Не глядя, я прошу, сеньора,

Послать письмо таким, как есть.

Прочтите.

Я готов прочесть,

Но не для строгого разбора,

А чтоб узнать любовный слог;

Я в нем вовек не упражнялся.

Любить я не решался,

Осилить робости не мог.

Я из застенчивых людей.

Вы потому и на прогулках

Крадетесь в темных закоулках,

Плащом закрывшись до бровей?

Закрывшись? Я? Где и когда?

Вас встретил в облике таком

Сегодня ночью мажордом,

Но он узнал вас без труда.

Ах, это мы на склоне дня

Шутили с Фабьо; мы подчас

Заводим тысячи проказ.

Или то меня

Чернит завистник неизвестный.

Или ревнует кто-нибудь.

Я хочу взглянуть,

Как блещет гений ваш чудесный.

«Зажечься страстью, видя страсть чужую,

И ревновать, еще не полюбив, –

Хоть бог любви хитер и прихотлив,

Он редко хитрость измышлял такую.

Я потому люблю, что я ревную,

Терзаясь тем, что рок несправедлив:

Ведь я красивей, а, меня забыв,

Он нежным счастьем наградил другую.

Я в страхе и в сомненье дни влачу,

Ревную без любви, но ясно знаю:

Хочу любить, любви в ответ хочу.

Не защищаюсь и не уступаю;

Быть понятой мечтаю и молчу.

Поймет ли кто? Себя я понимаю».

Что скажете?

Что если здесь

Все это передано верно,

То лучше написать нельзя.

Но только я в недоуменье:

Я не слыхал, чтобы любовь

Могла от ревности зажечься.

Родится ревность от любви.

Я думаю, что даме этой

Приятно было с ним встречаться,

Но страсть не загоралась в сердце;

И, лишь когда она узнала,

Что он другую любит, ревность

Зажгла в ней и любовь и страсть.

Возможно это?

Да, конечно.

Но и для ревности, сеньора,

Уже имелось побужденье,

И то была любовь; причина

Не может проистечь от следствий,

Она рождает их сама.

Не знаю; только дама эта

Не больше чем весьма охотно

Встречалась с этим человеком;

Но чуть увидела она,

Что он другую любит нежно,

Толпа неистовых желаний

Пресекла ей дорогу чести,

Похитив у ее души

Все те благие помышленья,

С которыми она жила.

Письмо написано прелестно.

Я состязаться не дерзну.

Попробуйте.

Нет, я не смею.

И все-таки я вас прошу.

Сеньора, вы хотите этим

Изобличить мою ничтожность.

Я жду. Вернитесь поскорее.

Поди сюда, Тристан!

Явление пятнадцатое

Диана, Тристан.

Спешу услышать повеленья,

Хоть и стыжусь своих штанов;

Ваш секретарь,

Страница 4 из 5

мой благодетель,

Уже давненько на мели.

А плохо, если кавальеро

Лакея держит замухрышкой:

Лакей – и зеркало, и свечка,

И балдахин для господина,

И это забывать невместно.

Мудрец сказал: когда сеньор

Сидит верхом, то мы – ступени,

Затем что до его лица

По нашему восходят телу.

Он в средствах, видимо, стеснен.

Что ж, он играет?

Вот уж если б!

Ведь кто играет, тот всегда

Возьмет свое то с тех, то с этих.

Бывало, всякий царь учился

Какому-нибудь рукоделью,

Чтоб, если на войне иль в море

Он потеряет королевство,

Уметь чем прокормить себя.

Счастливец тот, кто с малолетства

Обучен хорошо играть!

Игра, когда сидишь без денег,

Есть благородное искусство

Легко добыть на прокормленье.

Иной великий живописец,

Упорно изощряя гений,

Портрет напишет, как живой,

Чтобы услышать от невежды,

Что он не стоит трех эскудо;

А игроку сказать лишь этак:

«Иду!» – и если повезло,

Глядишь – и взял все сто процентов.

Он, словом, не игрок?

Он робок.

Он вместо этого, наверно,

Любовью занят.

Он? Любовью?

Вот шутка! Это лед чистейший.

Однако человек, как он,

Изящный, холостой, любезный,

Не может не таить в душе

Какого-нибудь увлеченья.

Мне вверены ячмень и сено,

Я не ношу записок нежных.

Весь день он тут, у вас на службе,

Ему и времени-то нету.

А вечером он не выходит?

Я не хожу с ним: изувечен –

Нога разбита у меня.

Как так, Тристан?

Могу ответить,

Как плохо вышедшие замуж,

Когда у них лицо пестреет

От синяков, что расписала

На нем супружеская ревность:

Скатился с лестницы, сеньора.

Скатился?

И весьма почтенно:

Все ребрами пересчитал

Ступеньки.

Что же, и за дело,

Тристан. С чего это ты вдруг

В светильню шляпой вздумал метить?

Тристан(в сторону)

А ну тебя! Вот черт возьми!

Ей вся история известна.

Что ж ты молчишь?

Стараюсь вспомнить

Когда, бишь, я упал… Да, верно:

Сегодня ночью здесь кружили

Нетопыри, в окно влетели;

Я шляпой начал в них кидать;

Один пронесся мимо света,

И я, швырнув в него, попал

В светильню и при этом деле

Сорвался с лестницы и вниз

По всем проехался ступеням.

Придумано великолепно.

А знаешь, старые рецепты

Считают кровь нетопырей

Испытанным и верным средством

Для выведения волос.

Пущу им кровь: тогда, поверь мне,

Хватая случай за вихры,

Ты промахнешься, мой любезный.

Тристан(в сторону)

Ей-богу, дело вышло скверно.

Бывает, мы в светильню метим,

А попадаем мы в тюрьму.

Диана(в сторону)

Я все-таки в большом волненье!

Явление шестнадцатое

Те же и Фабьо.

Пожаловал маркиз Рикардо!

Скорее пододвиньте кресла.

Фабьо и Тристан уходят.

Явление семнадцатое

Диана, маркиз Рикардо, Сельо.

С тревогой в сердце, с мукой безответной,

Которая всегда в груди живет

У тех, кто к цели близится заветной,

Меня любовь, Диана, к вам влечет.

Я снова здесь, хотя, быть может, тщетной

Мою мечту соперник назовет,

Который, грезой сладостной обвеян,

Не столь вам предан, сколь самонадеян.

Вы так красивы, что, взглянув на вас,

Я убежден, что вы благополучны.

У женщины – как опыт учит нас –

Здоровье с красотою неразлучны.

Вы свежестью так радуете глаз,

Что лишь невежда, лишь глупец докучный,

Который до рассудка не дорос,

Вам о здоровье задал бы вопрос.

Итак, что вы благополучны, зная

По вашим восхитительным чертам,

Хочу узнать, сеньора дорогая,

Насколько я благополучен сам.

Сеньор маркиз! Вы лишний раз, блистая,

Образчик вкуса подаете нам.

Но стоит ли такого славословья

Обычный вид покоя и здоровья?

А что до вас, – мне кажется, не я

Благополучию вашему хозяин.

Вы знаете, верна любовь моя,

И образ ваш в душе моей изваян.

Давно согласна ваша вся семья,

Чтоб наш союз был нерушимо спаян,

И неизвестен только ваш ответ.

Лишь он решит, я счастлив или нет.

Когда бы я, взамен моих владений,

Которыми я славен и богат,

Владел землей от взморий, чуждых тени,

До алых царств, где клонится закат,

И золотом, кумиром поколений,

И перлами, которые струят

Ресницы звезд, и кладами востока,

Пути морей взбраздившими широко,

Я положил бы их у ваших ног.

Не сомневайтесь; вдохновленный вами,

Мой дерзкий путь бесстрашно бы пролег

Туда, где день не озарен лучами;

Я бы попрал, средь бури и тревог,

Пустыни волн дубовыми стопами,

Чтобы достигнуть до полярных скал.

Куда вовек смельчак не проникал.

Я уважаю ваше благородство,

Я верю вам, признанью сердца вняв.

У наших мыслей есть, быть может, сходство.

Но я не знаю, как посмотрит граф.

Ему в одном дарю я превосходство:

Граф Федерико ловок и лукав.

Но я надеюсь: суд ваш будет правый,

Вы ослепите этот взгляд лукавый.

Явление восемнадцатое

Те же и Теодоро.

Пусть ваша милость взглянет и решит.

Вы заняты, а я ничьих доселе

Не крал минут.

Нас время не теснит.

Я в Рим пишу письмо.

Всего тяжеле

В почтовый день растянутый визит.

Вы очень милы.

Если б в самом деле!

(К Сельо, тихо.)

Ну, Сельо, что ты скажешь?

Ваш страстный пыл вознаградит сполна.

Маркиз Рикардо и Сельо уходят.

Явление девятнадцатое

Диана, Теодоро.

Написали?

Да, причем

Вышло плохо, – видно сразу.

Я работал по приказу.

Покажите.

«Кто любит вслед чужой любви, тот жаден,

В нем завистью зажжен сердечный пыл;

Кто сам себе блаженство не сулил,

К чужому счастью остается хладен.

Но если наш возлюбленный украден

Соперницей – скрывать любовь нет сил;

Как кровь к лицу из потаенных жил,

Призыв к устам стремится, беспощаден.

Но я молчу, чтоб низость высоту

Не оскорбила. Я остановился,

Не преступив заветную черту.

И без того довольно я открылся;

Забыть о счастье я мудрей сочту,

Иначе могут счесть, что я забылся».

Вы, право, всех затмите скоро!

Вы надо мной смеетесь?

Скажите правду.

Мой ответ:

Вы победили, Теодоро.

Увы, я вижу – есть причина,

Чтоб я забыл покой и сон:

Слугу не терпят, если он

Кой в чем искусней господина.

Один король сказал вельможе:

«Я озабочен, и весьма.

Я сочинил проект письма;

Прошу вас, сочините тоже.

Что будет лучше, я пошлю».

Вельможа бедный постарался,

И текст письма ему удался,

Как не удался королю.

Увидев, что его письму

Властитель отдал предпочтенье,

Он погрузился в размышленье,

Шагая к дому своему.

«Бежим скорей, – сказал он сыну, –

Меня ужасный ждет конец».

Сын попросил, чтобы отец

Хотя бы объяснил причину.

«Король узнал, – сказал вельможа, –

Что я искуснее, чем он».

Вот я, сеньора, и смущен:

Моя история похожа.

О нет, и если приз назначен

Бесспорно вашему письму,

То это только потому,

Что этот отклик так удачен.

Похвал назад я не беру,

Но я при этом не сказала,

Что я отныне потеряла

Доверье

Страница 5 из 5

к моему перу.

Хотя, как женщина, конечно,

Я рассуждаю наобум,

И мой несовершенный ум

Судить не может безупречно.

Но вот плохое выраженье:

«Молчу, чтоб низость высоту

Не оскорбила». Я прочту

Вам небольшое наставленье:

Любовью оскорбить нельзя,

Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;

Нас оскорбляют безучастьем.

Любовь – опасная стезя.

Мы помним участь Фаэтона

И крыл Икара тщетный взмах:

Один на золотых конях

С крутого сброшен небосклона,

Другого солнце опалило

И свергло на морское дно.

Будь солнце женщиной, оно

Едва ли так бы поступило.

Любовь – упорство до конца;

Ища вниманья знатной дамы,

Усердны будьте и упрямы:

Не камни – женские сердца.

Письмо я уношу с собой;

Мне перечесть его охота.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/lope-de-vega/sobaka-na-sene/?lfrom=279785000) на ЛитРес.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.



Случайные статьи

Вверх