Вместе с движением newage только. Нью-Эйдж (New Age) - описание субкультуры, фото. Что же плохого в этом мировоззрении

Сейчас, пожалуй, не встретить человека, рождённого в конце XX века, который не вспомнил бы такие слова и словосочетания как «Sadness», «Enigma», «Era» или «New Age». Всего лишь о движении, бывшем очень популярном во второй половине XX века и начале XXI. Кто-то из «молодых» тоже, конечно же, в курсе, что такое «Энигма» (речь не о шифровальной машине) или Нью Эйдж, но настоящий «бум» Нью Эйджа пришёлся именно на то время. Хотя, кто знает, может быть, он только грядёт?

С целью вернуться ненадолго в прошлое, вызвать ностальгические эмоции и пополнить багаж знаний, мы решили рассказать о том, что же такое Нью Эйдж, помимо музыкального направления, лучшие образчики которого способны в мгновение ока унести куда-то в неведомые миры, отдельную реальность, к истокам мироздания…

Нью Эйдж

Термин «Нью Эйдж (происходит от английского «New Age», буквально означающего «Новая Эра») служит общим названием комплекса разнообразных мистических движений и течений, имеющих, главным образом, синкретический, эзотерический и оккультный характер.

Если рассматривать Нью Эйдж в более узком понимании, то данное понятие применяется с целью описать идеологически связанные религиозные движения, чья идеология резонирует с такими терминами как «Новая Эра», «Новый Век», «Эра Водолея» и т.п.

Главным образом, движение «Нью Эйдж» было сформировано в XX веке, но продолжает активно развиваться и распространяться даже сегодня. Некоторые учения, относящиеся к Нью Эйдж, основываются на воззрениях теософии, нагвализма, герметизма, оккультизма, шаманизма и т.д. Причём, сторонники одного учения могут разделять убеждения сторонников других, взаимодействовать с ними и даже участвовать в одной работе.

Именно по причине того, что во многих случаях речь идёт об одних и тех же личностях, ряд исследователей придерживается обобщающего названия «Нью Эйдж» для каждой группы со схожими взглядами и идеологией.

Сторонников Нью Эйдж объединяет предвещание «Великого преобразования», т.е. наступления Новой Эры, которая непременно сменит современную культуру. Говорится, что культура Нью Эйдж является более совершенной и будет ознаменована духовным, мыслительным и технологическим прорывом всего человечества. Некоторые группы, в частности многие астрологи, называют новую эпоху Эрой Водолея, начало которой ожидается в пределах XX-XXII веков.

От общепринятых религиозных движений Нью Эйдж отличается отсутствием какого-либо конкретного духовного воззрения или учения, а также тем, что в него входит масса метафизических, эзотерических и оккультных учений, концепций и практик.

Течение Нью Эйдж нашло отклик не только на Западе, но и в России. В нашей стране тоже были образованы довольно специфические объединения и организации. Учения в них часто позиционируются именно как образовательные, просвещенческие, оздоровительные и даже спортивные, но никак не религиозные. О Нью Эйдж в России мы ещё поговорим, а пока вернёмся к истории движения.

Краткая история Нью Эйдж

Термин «New Age» получил массовое распространение в СМИ и литературе в начале 80-х годов минувшего века, хотя его зарождение произошло многим ранее. В XX веке Нью Эйдж был развит как субкультура, частично сформировавшаяся ещё в XIX веке. Нью Эйдж предшествовали такие оккультные учения как сакральная геометрия, герметизм, астрология, каббала, магия, месмеризм, антропософия, теософия, спиритизм и другие.

Популярность Нью Эйдж получил благодаря культурному и духовному кризису, назревшему в культуре Запада, и проникновению в массовое сознание идей таких религиозных традиций как буддизм, индуизм, шаманизм и пр. Уже в первой половине XX века институт церкви начал утрачивать доверие людей, а заменой традиционным институтам стали именно религиозные движения Нью Эйдж.

По окончании Второй мировой войны в странах Запада появилось множество объединений синкретического, эзотерического и оккультного характера, которые и объединились под названием «Нью Эйдж». В конце 70-х годов Нью Эйдж достиг своего апогея на Западе благодаря развитию самостоятельных теософских групп в Великобритании и других странах. Своей же популяризацией понятие «Нью Эйдж» обязано Алисе Бейли, которая представляла себя как духовную наследницу Теософского общества.

Но если в 70-х годах Нью Эйдж был сфокусирован на социальных ценностях и моральных традициях, служению человечеству и альтруизме, то в 80-х годах он стал частью ещё более обширного явления, также называемого «Нью Эйдж» — тогда множество альтернативно мыслящих людей начали искать способы духовного развития, создав, если так можно выразиться, «духовный рынок», где каждый мог найти то, что подходит именно ему. Так Нью Эйдж перестал быть ориентирован на общественные ценности и переориентировался на личностные.

Базовые положения Нью Эйдж

Центральной идеей Нью Эйдж является идея о трансформации человеческого сознания, согласно которой «Я» человека обнаруживает своё единение с Вселенной и населяющими её существами, и идея , подразумевающая определение сакрального индивидуального начала и возможность его соединения с Абсолютом.

Всё это связано с базовыми положениями Нью Эйдж, среди которых:

  • Сила (безличное божество)
  • Вечная Вселенная
  • Цикличность бытия
  • Иллюзорность материи
  • Необходимость перерождения
  • Эволюция человеческого существа в божественное
  • Тождественность с богом
  • Откровения от представителей внеземных рас
  • Необходимость изменения сознания ( и т.д.)
  • Оккультные практики (медиумизм, астрология и т.д.)
  • Особые взгляды на здоровье (вегетарианство и т.д.)
  • Пацифизм
  • Синкретизм
  • Всемирный порядок

А к самым популярным элементам Нью Эйдж относятся:

  • Шаманизм, неоязычество и т.д.
  • Духовная иерархия, мистические группы
  • Чтение мантр
  • Магия, гадание, ритуалы и т.д.
  • Астральные выходы
  • Психоделические практики
  • Медитация
  • Рэйки, целительство, бесконтактный массаж
  • Тайцзицюань, цигун, йога, восточная гимнастика и единоборства
  • Музыка в стиле «Нью Эйдж», медитативная и трансовая музыка

Но особенный интерес, наряду со всеми составляющими Нью Эйдж, представляет вопрос восприятия времени. И этому стоит уделить отдельное внимание.

Время в Нью Эйдж

Если для западного мира характерно линейное восприятие времени, то в Нью Эйдж время чаще всего рассматривается как относительный и циклический процесс. Это наглядно отображается, например, в календаре майя, который используется в Нью Эйдж и представляет собой замкнутый круг.

Некоторые авторы, к примеру, Карлос Кастанеда, Экхарт Толле, Ли Кэрролл, Армандо Торрес, Норберт Классен и другие, а также особые интерпретации буддизма (дзэн-буддизм) и т.д. предлагают восприятие времени в качестве цельной и единой субстанции.

Согласно мнению приверженцев Нью Эйдж, с позиции потустороннего мира, время иллюзорно. Подчёркивается трансцендентный характер времени и высказываются мнения, которые выходят за границы линейного понимания времени, что говорит о необходимости воспринимать реальность «межпространственно», куда и входит относительность и иллюзорность времени. Эти представления в чём-то даже схожи с представлениями о времени в некоторых религиях.

Кстати, о религиях.

Нью Эйдж и религия

Если говорить о взаимосвязи Нью Эйдж и религий, то в последние годы развилось немалое количество религиозных движений, корни которых восходят к Нью Эйдж, причём, и западных движений, и восточных:

  • Развились международные школы суфизма, не так сильно привязанные к исламу, как традиционный суфизм
  • Большой популярностью пользуется Ошо, который разработал комплекс динамических медитаций
  • Широкое распространение получили и П. Д. Успенского, в некоторой степени схожие с суфизмом
  • Многие люди стали проявлять интерес к шаманизму, нагвализму и толтекианству, чему в немалой степени способствовало творчество Карлоса Кастанеды и его соратниц – Флоринды Доннер и Тайши Абеляр
  • Открылось множество центров, где обучают восточным единоборствам и гимнастике, а также йоге, цигун, рэйки, медитации и т.п.
  • Распространилась практика ченнелинга (получения информации от Махатм – Великих Учителей)
  • На постсоветском пространстве активно развиваются центры по ДЭИР (дальнейшему энергоинформационному развитию)

Ответное влияние Нью Эйдж на страны Востока обусловило резкий скачок новых религий, и даже их бесконтрольное развитие:

  • Японское общество Аум Синрикё
  • Белое Балгарское Общество
  • Китайское движение Фалуньгун
  • Японское движение Оомото-кё
  • Персидская религия Бахаи
  • Вьетнамская религия Као Дай

Что же касается «отношений» Нью Эйдж с Россией, то ситуация здесь следующая.

Нью Эйдж в России

Нью Эйдж в России развивался под сильным воздействием концепций учения Николая и Елены Рерих «Живая Этика» (или «Агни-Йога») и появившегося в 90-х годах прошлого века движения последователей Агни-Йоги. Но, вместе с тем, в Россию, ещё закрытую «железным занавесом», смогли проникнуть и другие веяния Нью Эйдж, пришедшие с Запада. Постепенно движение начало становиться всё более разнообразным и набирать всё больше приверженцев.

Сегодня в России к Нью Эйдж относится огромное количество всевозможных течений теоретического и практического характера, которые сложились под влиянием даосизма, буддизма, суфизма, йоги и многого другого. Среди них можно отметить мистические духовные практики, целительство, медитативные практики, психотренинги, системы и т.д.

Кроме того, появились и центры по распространению идей, так или иначе относящихся к Нью Эйдж, например, магазины, центры по саморазвитию и духовным практикам, книжные издательства и т.п.

Скорее всего, будет неверным говорить о том, что Нью Эйдж отжил свой век. Правильнее будет сказать, что развитие Новой Эры трансформировалось и перешло на новую стадию. Современное общество уже не так бурно реагирует на различные новшества, в том числе, и на новые веяния в сфере духовной; люди имеют возможность выбора и стремятся к всестороннему развитию, а сознание человека вообще стало более податливым и жаждущим знаний о неизведанном.

Жизнь без духовности невозможна, а какой путь выбирать – дело каждого из нас. Главное – это идти вперёд, и не исключено, что кому-то из ныне живущих удастся своими глазами взглянуть на настоящую Новую Эпоху, и даже стать её частью.

Ом мани падме хум

Субкультура нью-эйдж (new age) представляет собой, собственно, новое движение – аполитичное, эзотерическое и мистическое, поэтому назвать его чисто молодежной субкультурой язык не поворачивается. Нью-эйдж строится на специфичных религиозных предпочтениях и самопознании, этим он и отличается от популярных молодежных субкультур, базирующихся на музыкальных вкусах. Эта субкультура приобрела глобальные масштабы в 1980-х годах, тогда появились десятки течений: от религиозных и сектантских до спортивных и терапевтических. Часто приверженцы нью-эйджа увлекаются целебными практиками, например, йогой или цигуном, единоборствами, буддийскими медитациями, бесконтактным массажем, пением мантр, каббалой, алхимией, магией и магическими ритуалами. Интерес к магии и восточным практикам в нью-эйдже сегодня не так силен.

«Фишка» нью-йэджа в определении ценностей, а они, как и у йогов садху, заключаются в достижении нирваны и просветления. Эта субкультура не менее позитивна, чем хиппи: поддержка общегуманных ценностей, ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро), единство науки, мистики и религии, вера в сверхъестественные сущности вроде ангелов, демонов и духов.

Музыкальные предпочтения нью-эйдж

Что касается музыкальных вкусов представителей нью-эйджа, они предпочитают рок-направление, а стили могут быть абсолютно разными: от тяжелого металла и крабкора до инди-рока и готики. Субкультура породила собственное направление музыки, однако, четкой линии у нее нет, часто нью-эйджем называют любое непонятное многогранное течение, некоторые меломаны уверены, что жанр развился в 1970-е из пересечения экспериментального джаза и электронной музыки, например в Германии это: Popol Vuh, Deuter, Can, Tangerine Dream и Клаус Шульце. В период появления субкультуры музыкальные группы любили использовать природные фонограммы, миксы классической и фолк-музыки, также нью-эйджем называли музыку для медитаций.

Лицо нью-эйджа – это продвинутый, духовно развитый, начитанный человек, увлеченный эзотерикой и различными восточными практиками, из чего следуют несколько утверждений, составляющих картину мира любого «нью-эйджера»: вселенная вечна, время циклично, реинкарнация реальна, человек подобен и равен Богу, все религии едины, человек может стать ближе к Богу через самопознание. Основная идея движения и его пророчество состоит в трансформации человеческого сознания в глобальный коллективный и выход его на новый уровень. То есть, по взглядам на жизнь, перед нами гремучая смесь монаха, хипстера и кришнаита.

Татьяна Гинзбург «Движение Нью-Эйдж»

Нью Эйдж движение, достигшее публичной известности на Западе в 1970-1980х, это движение за возрождения духовности, эзотерической традиции, пересмотр устоявшихся взглядов.

Название движения произошло от его ориентации на приход Новой Эры, Эры Водолея, которая начнёт зарождаться в человечестве с наступлением двадцать первого века.

Нью Эйдж движение является исключением, среди религиозных движений, поскольку оно не представлено какой-то одной конкретной религиозной организацией, институтом, сектой, или чем-то подобным. Хотя существует множество организаций, которые могут быть причислены к Нью Эйдж.

История движения Нью Эйдж

Начало движения датируется ранними 1970-ми.

С некоторых пор Христианство с его «преднаучной» космологией перестало быть адекватно думающей части западного общества. К 1960-м годам оно потеряло свою способность продолжать снабжать западную цивилизацию жизнеспособной моделью, которую оно осуществляло веками. Развитие науки позволило объяснить происхождение жизни без привлечения образа Бога. Косность и консерватизм христианства отталкивали множество прогрессивно мыслящих людей от церкви.

С другой стороны, беспристрастная наука светского гуманизма, которая заняла место Христианства несколько десятилетий назад, была, также неудовлетворяющей и неприемлемой для общества в его отчаянном поиске духовных изменений в жизни, которые наука была не в состоянии обеспечить. Экзистенциализм, атеизм, нигилизм, и секулярный гуманизм (натурализм) не могли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить глубинные потребности человека в духовных ценностях.

Если человек состоит из одной только материи – то зачем тогда жить? В чем смысл существования, если человек полностью умирает вместе с телом? – подобные вопросы, заставляли задумываться мыслящих людей. И ответа на них натурализм не давал.

На Западе образовался духовный кризис, который создал предпосылки для появления совершенно нового подхода, нового духовного бренда.

И тогда, взгляд общества повернулся на Восток.

Восточная философия, предъявляемая в основном Индуизмом, была уже представлена Западу в предыдущем столетии. Общество ВЕДАНТА было среди первых, которые утвердились в Соединенных Штатах еще в 1890х годах. Другие влиятельные движения восточной ориентации, предшествовали появлению Свами Вивекананды. Трансцендентализм, Теософское Общество, возглавляемое Блаватской, Спиритуализм, открыли новый порядок мышления в Христианском Западном Мире — они и вспахали то поле, на котором взошел и взорвался Нью Эйдж в 70х.

И благодаря этому:

К 1971 году, многие восточные учителя открыли ашрамы и центры в Соединенных Штатах, их книги, представляющие разные аспекты нью эйдж отношений, были изданы. Появился Журнал Восток-Запад, — первый национальный журнал, фокусирующийся на вопросах Нью Эйдж Движения, созданный Бостонским макробиотическим сообществом. И появилась первая популярная книга, представляющая идеи Нью Эйджа: «Будь Здесь и Сейчас» (1971) — Рам Дасса (Ричарда Альперта).

Основные Верования (принципы)

Что такое Нью Эйдж движение?

Как мы уже заметили, оно не состоит из одной группы, а скорее, как и отражает название, является социальной силой. Определение движения Нью Эйдж не простая задача. Как социальная сила оно не идентифицировано одним специфическим кредо или авторитетной единственной книжкой. Наоборот, существует много нью эйдж книг, предлагающих авторитетные объяснения.

Наиболее правильный способ определить Нью Эйдж, это увидеть его как сеть организаций или используя фразу двух нью-эйджевцев: Джессики Липнак и Джефри Стемпса, как метасеть организаций, которые автономны, но связаны вместе.

«Сети состоят из уверенных в себе и автономных участников – людей и организаций, которые функционируют как самостоятельные целостности и взаимозависимые части».

Вопрос, который нас интересует здесь, это – какие основные факторы связывают эти организации вместе под маркой Нью Эйджа?

Благодаря многолетним размышлениям над этим вопросом, удалось выделить семь основных компонентов Нью Эйджа:

1. Монизм

Нью-эйджевцы полагают, что многообразие космоса происходит из одного первичного источника. Все разнообразие проистекает из единой божественной энергии. В «Поворотной Точке» (1982), нью-эйджевский автор и физик Фритоьоф Капра пытается указать, что основная болезнь человеческого рода, в том, что он не способен различить базовое единство всей реальности. Монизм весьма естественно приводит к пантеизму.

2. Пантеизм

Для нью-эйджевцев, «Бог» — окончательный принцип, идентифицируемый с Вселенной. Бог – это все и ВСЁ – это БОГ. Единственный, правильный поиск, который может совершать человечество, это — переоткрыть и принять божественность, которая внутри каждого человека. Отделение от Бога, это отделение от сознательного и психологического распознавания божественности внутри всей природы. То, к чему ведет Капра, это мысль, что вся человеческая история — это движение в направлении распознавания божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать САДХАНУ, или путь, с помощью которого он или она пройдет трансформацию, которая, в конце концов, приведет к такому обнаружению Бога внутри. Однако, для многих, эта садхана может требовать больше чем одну жизнь. Поэтому Нью-Эйджевцы верят в такие понятия, как:

3. Реинкарнаци я и Карм а

концепции, извлеченные целиком из Индуизма. В сущности, все нью-эйджевцы принимают идею о том, что хорошая и плохая карма приводит к результату: наказанию или заслуге, поскольку люди брошены в колесо перерождений. Вера в реинкарнацию предоставляет альтернативное объяснение проблеме зла, по отношению к христианской концепции Ада и постоянному осуждению грешников.

4. Универсальная рел и г и я

Поскольку открытие внутренней божественности – есть предельная цель нью-эйджевцев, а монизм – есть базовая теологическая система взглядов, на которой Нью Эйдж основывается, существует только одна религия. Все разнообразные религии мира – это просто альтернативные пути к одной и той же цели. Нью-эйджевец верит, что он способен трансцендировать за ограниченные пределы специфических мировых религий. Это потому, что многие религии основаны на условных истинах, выражающих вероучение, и поэтому ограниченных языком и познанием. Гордон Мелтон (один из теоретиков Нью Эйдж) показывает, что Истина (верность жизни, выраженной истинной религией) — «непознаваема для нью-эйджевцев, невыразима на простом языке. Это – переживание, и только частично может быть выражено в словах. Существует огромное количество способов прийти к Истине, различающихся своей эффективностью, более чем правильностью».

Это не значит, однако, что Нью Эйджевец не открыт, для формулирования своих основных принципов (системы верований). Конечно, каждый может считать свою систему верований – «лучшим путем». Но что является «лучшим путем» для одного – может быть препятствием для другого. Поскольку существует много троп, которые ведут к вершине горы (некоторые сложные, некоторые попроще), каждая тропа в конце пути приводит к одному и тому же результату, к достижению вершины. Универсальная религия – это гора с множеством путей, или садхан. Ни один путь не является единственно правильным путем.

5. Личная трансформац и я

Какой бы путь человек ни выбрал, несколько первоочередных задач появляется на горизонте. Первая это – «личная трансформация». Это влечет за собой личный мистический или психический опыт, который обычно приводит к результату смены старой парадигмы, на новую. Этот первый шаг трансформационного процесса – принять мировоззрение монизма. Но, оно приходит не через признание условных истин известных формулировок, а через мистический опыт.

Сформировалось несколько более-менее независимых подходов к этому трансформационному процессу, происходящему внутри человека. Это – движение холистического здоровья, движение сознания и движение за развитие человеческого потенциала.

Движение Холистического Здоровья:

Трансформация приводит к исцелению. Нью-Эйджевцы, однако, не являются фанатами медицины. Традиционная медицина считается – неестественной. В этом движении используются новые модели лечения. Основная посылка холистического здоровья – в том, что человеческие существа заслуживают обращения с собой, как с реальными личностями, нежели чем как с физическими телами, имеющими болезни разного сорта. Элизабет Кимблер-Росс, пионер хосписов, являет из себя выдающийся пример лечения, которое пытается уважать чувство собственного достоинства людей с неизлечимыми болезнями.

Вместе с этим первостепенным принципом, согласующимся с нью эйдж философией, проводится так же идеи, что люди, и все живые существа, есть часть естественного порядка. Поэтому натуральное лечение использует такие практики, как акупунктура, приборы с био-обратной связью, хиропрактику (мануальную терапию), упражнения, массажные техники, диета (многие поклонники нью-эйдж вегетарианцы), натуральные растительные препараты, и многие другие типы терапий. То, чего избегают нью эйджевцы это – искусственные таблетки, хирургия. Натуральное лечение позволяет универсальной жизненной энергии включиться в процесс исцеления. Информация приведена согласно Журналу Холистического Здоровья и Медицины (Journal of Holistic Health and Medicine).

Восточное философски-духовное движение повлияло на холистическое здоровье еще и своим признанием объединяющей невидимой магической силы внутри и вокруг человеческого тела, которая называется «ЦИ» на китайском, «КИ» на японском, Прана в йоге, и другими имена в различных мировых культурах. В отличие от слова «дух» на Западе, слово ЦИ для этой энергетической силы на Востоке обычно имеет практическое значение, и имеет прямое влияние на здоровье.

Движение Сознания:

Прямо говоря, не существует организованного «движения сознания». Движение сознания включает тех, кто пропагандирует измененные состояния сознания.

Это, исходная предпосылка в том, что переживание духовного осознания вне конвенциональных норм позволит человеку соединить щель между материей и сознанием, которые в реальности есть одно (монизм). Основными пропагандистами этой идеи были Теренс Маккена, Джон Лили, Тимоти Лири и Ричард Альперт, еще известный как Баба Рам Дасс. Использование галлюционогенных грибов, ЛСД, Холотропного дыхания, других дыхательных техник позволяет достигать измененных состояний сознания, и трансформировать свое сознание.

Движение за развитие Человеческого Потенциала:

Третий важный аспект «трансформационного» процесса – это так называемое движение за развитие человеческого потенциала. Возможно что, именно это движение, более чем другие движущие факторы, повлияло на распространение Нью Эйджа в западной культуре. Дуглас Грутуис обозревает: «ранжируя от низкого уровня популярной психологии (Я – ОК, Ты – ОК) к мириаде групп встреч, начавшихся с Карла Роджерса, движение сделало акцент на человеческом потенциале и хороших человеческих качествах».

Организации и семинары, которые квалифицируют себя, как часть движения человеческого потенциала: Эсален, ФОРУМ, Лайф Спринг, Арика, Summit Workshop , Сайентология, the Movement of Spiritual Inner Awareness , и многие другие. Бизнес и корпорации по всему Западу активно вовлекаются в техники за развитие человеческого потенциала. Рабочее место – идеальное пространство для извлечения выгоды из возрастающей продуктивности, достигаемой через вложение в тренинги и семинары. Крупнейшие корпорации, включая RCA, IBM, Боинг, Форд, Генерал Дайнамикс финансируют тренинги персонала, созданные для реализации большей эффективности и потенциала. Психологические техники использованные в подобных тренингах, однако вышли из нью-эйджевской или гуманистической ориентации.

6. Планетарное Видение

Вместе с тем, за пределами личной трансформации, лежит глобальная цель Нью Эйдж — планетарная трансформация. Поскольку природа рассматривается, как аспект Единого, земля рассматривается как единственное самое важное существо, которое поддерживает жизнь. Гипотеза Гайи заключается в том, что земля сохраняет жизнь внутри и производит ее из себя, являясь целостным живым организмом.

В результате, нью эйджевские предпочтения, это политическая платформа, в которой доминируют вопросы окружающей среды. Загрязнение, происходящее от выделения отходов производства, ядерной радиации, выхлопных газов автомобилей, кислотных дождей, химических удобрений, — есть главная забота для тех, кто разделяет важнейшие Нью Эйдж идеалы, и парадигму сдвига в сторону планетарной трансформации. Движение Зелёных(Грипис), Глобальная Сеть Экопоселений, фонд Гайа – это те, организации которые активно вкладываются в решение подобных задач.

7. Нью Эйдж эсхато / Нью Эйдж эсхатология

Эсхатология (греч. Eschatos — конечный + Logos — учение) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Различают:
— индивидуальную эсхатологию — учение о загробной жизни единичной человеческой души; и
— всемирную эсхатологию — учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за ними последует.

Некоторые предвестники Нью Эйджа такие как Теософия, Алиса Бейли и другие, предвидели приход мирового лидера или великого АВАТАРА, который провозгласит расцвет Нью Эйджа. В начале 80х, представитель Нью Эйджа Бенджамин Крем привлек внимание средств массовой информации, предсказывая приход Христа в личности Лорда Майтрейи. Когда Майтрейя не появился, популярность Крема быстро умерла. Однако, видение прихода одного мирового лидера все еще остается надеждой нью эйджевцев посвятивших себя вопросам религио-политического порядка. Те, кто отказался от этого идеала развернули свое внимание от личного аватара к персонификации космоса, как такового. В Августе 1987 года тысячи нью эйджевцев собрались на сильно разрекламированную Гармоническую Конвергенцию. Как предполагалось, это должен был быть тот момент, когда начнется настоящая Новая Эра (Нью Эйдж). Это было время, когда Нью Эйдж идеи стали крайне популярны в СМИ. Ширли Маклейн автобиография, Out of the limb , стала бестселлером. ABC запустило пяти часовую программу с вновь обретенной духовностью Маклейн. Ее книга породила тысячи вновь обращенных. Несмотря на весь этот успех, Маклейн сама по себе, казалась, разочарованной своей ролью популярного нью эйдж лидера. В нескольких интервью популярным журналам, она выразила сожаление, что ее интерес к Нью Эйджу принес ей статус Гуру. Она отказывалась от этой роли и стремилась вернуться к своей прошлой роли актрисы. Ее книга, тем не менее, все еще читается неисчислимым количеством поклонников.

Личности (Люди)

Маклейн не единственный пример знаменитого человека, разделяющего идеалы нью Эйдж. Она, как было замечено, стала популяризатором Нью Эйдж Движения. Но, стоит тщательно различать популяризаторов и интеллектуалов.

Огромное количество авторов и мыслителей являются создателями Нью Эйдж идей, в областях философии, религии, физики, оккультизма, психологии, мифологии, холистического здоровья, образования, политики, экономики, социологии и др. Внутри этого широкого спектра появляются имена: Алисы Бейли, Яна Барбура, Анне Безант, Елены Блаватской, Ричарда Бюке, Джозефа Кембелла, Карлоса Кастанеды, Пьера Теяра де Шардена, Бабы Рам Дасса, Барбары Маркс Хаббард, Элдоса Хаксли, Карла Юнга, Кена Кейса, Томаса Куна, Джона Лили, Джессики Липнак, Абрахама Маслоу, доктора Успенского, Рамтху, Карла Роджерса, Теодора Росзака, Марка Сатина, Девида Спенглера, Рудольфа Штайнера, Джефри Стемпса, Кена Уилбера, Парамахансы Йогананды, Махариши Махарш Йоги и многих других.

Среди активистов Российского Нью Эйдж движения хотелось бы отметить: Б. Золотова, И. Калинаускаса, В. Степанова, П. Мамкина, Г. Широкова, В. Антонова, А. Сидерского, С. Всехсвятского, С. Стрекалова, П. Бурлана, В. Майкова.

Поскольку, целью Нью Эйджа является проявить целостность реальности, не удивительно, что весь спектр знаний пересматривается и переструктурируется в контексте глобальной смены парадигмы. Вместо того, чтобы рассматривать знания, как разнообразные и многовариантные, Нью Эйдж движение стремится к тому, чтобы привести все области знания к одной монистической картине мира, полностью объединенной и интегрированной. Существуют сутевые работы в этом направлении, такие как: Фритьоф Капра «Дао Физики» (1975), «Поворотная точка: Наука, Общество и Поднимающаяся Культура» (1982), также Кен Уилбер «Спектр Сознания» (1977), и «Око Духа» (1983).

Наравне с философами и теоретиками Нью Эйджа, существует еще и множество популяризаторов. Ширли Маклейн не единственная среди них. Имена знаменитостей появляются в спектре искусства и поп.арта. Это такие имена, как Джон Денвер, Тина Тернер, Вилли Нельсон, Стивен Спильберг, Джордж Лукас…. и многие другие.

В России, пожалуй, к популяризаторам Нью Эйдж можно легко отнести А. Свияша, Норбекова, Николая Козлова, Игоря Вагина, чьи книги с 88советами о жизни издаются и распространяются миллионными тиражами.

Нью Эйдж Общины

Известные Нью Эйдж общины это:
Коммуны, ашрамы, и эко-поселения по всему миру, такие как: Финдхорн (Шотландия), Даманур (Италия), Фарм (США), Белый Лотос (Австрия), Ауровиль (Индия), Кристальные Воды (Австралия)

Школы и центры личностного роста и духовного развития: Институт Мира, Урантия, Лама Фаундейшн (Нью Мексико), Форум, Всемирные Центры Взаимоотношений, Лайфспринг и подобные ему тренинговые компании, танцы Народов Мира, множество восточных групп по всему миру (центры Ошо, Дхамма Хаус, общество Веданта, Бахаи, Мехер Баба, Ананда Марга, Центр Шри Чинмоя, Общество Кришны….).

Перспективы

1. Трансперсональная Психология, и соответственно Ассоциации Трансперсональной Психологии Европы, Америки, России и т.д., и другие институты и организации, продвигающие трансперсональную психологию.

2. Глобальная Сеть Экопоселений, объединяющая множество коммун, ашрамов, эко-поселений по всему миру, и помогающая развиваться этим общинам.

3. Всевозможная литература, отражающая широкий взгляд на мировое духовное сообщество.

Музыка нью-эйдж (англ. new age music - музыка новой эры или музыка нового поколения) - это неопределённый стиль музыки, обычно довольно мелодичной и часто преимущественно инструментальной. Определяя конкретные… Читать всё Музыка нью-эйдж (англ. new age music - музыка новой эры или музыка нового поколения) - это неопределённый стиль музыки, обычно довольно мелодичной и часто преимущественно инструментальной. Определяя конкретные группы как нью-эйдж, можно вступать в споры с фанатами, так как границы жанра точно не определены. Частично под влиянием суждений некоторых музыкантов о стиле нью-эйдж, многие другие музыканты и группы точно отмечают, что они не считают свою музыку нью-эйдж. Большой процент музыки, описываемой как нью-эйдж - электронная музыка и инструментал, часто состоит из продолжительных падов и длинных синтезаторных проигрышей. Не редки очень длинные композиции - до 20 минут и более. Аранжировки вокала и использование акустических инструментов менее употребительны (зачастую, высококачественные сэмплы используются вместо реальных инструментов). Записи обычно встречающихся звуков иногда используются как начало к треку или внутри. Эти возможности также применяются во многих поджанрах музыки эмбиент, но здесь нет определенной границы между музыкой эмбиент и нью-эйдж. Существуют три главные группы фанатов с разными взглядами на сущность музыки нью-эйдж и на то, какие музыканты относятся к нью-эйдж. Эти три точки зрения: * Нью-эйдж - ветвь электронной музыки, которая включает в себя мелодичные, нетанцевальные проигрыши с различными видами аранжировок (в противоположность обычным танцевальным стилям, как техно и поджанрам, экспериментальной электронной музыке, которая может быть немелодичной, нойзу, некоторым поджанрам эмбиента и т. д.) В соответствии с этой точкой зрения, музыканты и группы вроде Enigma, Aeoliah, Enya, Loreena McKennitt, Love Orchestra, Jean-Michel Jarre, Kitaro, Popol Vuh, Steve Reich, Klaus Schulze, Suzanne Ciani, Tangerine Dream, Vangelis, Ivo Keers, Era и Yanni принадлежат к Нью Эйдж. Это немного сомнительно по двум причинам: во-первых, музыканты вроде Enya, Loreena McKennitt, Vangelis и Tangerine Dream’s Edgar Froese начинали свою деятельность, не подозревая, что их музыка может оказаться нью-эйдж, некоторые из них воспринимают «музыку Нью-эйдж» как жанр, связанный с религиозными движениями. Во-вторых, музыка таких деятелей, как Tangerine Dream и Vangelis, очень разнообразна, многие альбомы нельзя отнести к нью-эйдж (например, творчество Vangelis включает музыкальные коллажи и экспериментальную электронную музыку), и поэтому неизвестно, где можно повесить ярлык нью-эйдж на музыканта. * Нью-эйдж - ветвь электронной музыки, которая в основном встречается на дисках с медитативной музыкой и музыкой для релаксации, которые часто можно увидеть в магазинах Нью Эйдж. Музыканты: Anugama, Cusco, David Arkenstone, Deuter, Gandalf, G.E.N.E., Karunesh, Kitaro, Chinmaya Dunster, Abhirama, Himekami, Software и Space. Точность этого определения можно поставить под сомнения, так как практически все музыканты, упомянутые выше, имеют много отрывков, по стилю напоминающие медитативные записи. * Нью-эйдж - электронная музыка, которая мелодична, с по-настоящему простым звучанием, с протяженными звуками, мягкими мелодиями и длинными треками. Однако, так как многие музыканты ограничивают себя, создавая музыку только одного определенного вида, это мнение широко распространено. Согласно ему, некоторые альбомы Vangelis и Tangerine Dream можно назвать нью-эйдж, но музыкантов нельзя назвать нью-эйдж, так как их творчество очень различно. Аналогично, музыка Suzanne Ciani - нью-эйдж, но музыка Klaus Schulze и Enya - скорее всего нет, потому что у обоих особый стиль, отличный от обычной мелодичной, полностью электронной музыки. История Первоначально музыка в стиле нью-эйдж была создана джазовыми музыкантами, однако преемственность нью-эйдж и джаза многими музыковедами ставится под сомнение. Первым музыкантом, игравшем в стиле нью-эйдж, стал американский джазмен Тони Скотт (Tony Scott, р. 1921). В 1964 он записал первый альбом в стиле нью-эйдж - Music For Zen Meditation. Практически в то же время независимо от Скотта музыку, близкую к нью-эйджу, стал играть другой американский джазмен, Пол Уинтер. В отличие от более медитативной и сосредоточенной музыки Скотта, музыка Уинтера была более позитивной и жизнерадостной. Это было обусловлено её близостью к таким течениям внутри джаза, как босса-нова. В дальнейшем, однако, саунд нью-эйджа терял связь с традициями джаза. Уже в 70-е годы нью-эйдж стал преимущественно электронной музыкой; стали широко использоваться японские синтезаторы, которые могли подражать звучанию этнических музыкальных инструментов. Сильное влияние на нью-эйдж оказала также конкретная музыка. В начале 80-х годов, в эпоху кризиса стиля индастриал, многие бывшие музыканты индустриальных групп стали использовать эстетику нью-эйджа в своих произведениях. Так появились стили дарк-фолк и, несколько позже, энигматик (Enigmatica). С 1968 по 1973 год такие немецкие музыканты, как Holger Czukay (бывший студент университета Калхайнца Штокгаузена), Popol Vuh и Tangerine Dream выпустили несколько работ с участием экспериментальных звуков и фонов, построенных электроникой, при помощи синтезаторов, акустических и электроинструментов; их музыка, определяемая как космическая (Cosmic), может быть отнесена к эмбиенту или Нью Эйдж, в зависимости от точки зрения. Позднее Брайан Ино определил стили и направления Эмбиента, что легко соединило стили многих музыкантов, таких как Роберт Фрипп, Jon Hassell, Laraaji, Harold Budd, Cluster, Jah Wobble с конца 70-х по наши дни. Также возымела влияние ранняя электронная музыка, европейская классическая музыка, музыка этнос. Музыке минималистов Terry Riley и Стив Райх (индийское влияние) также может быть присуще влияние, вместе с такими музыкантами, как Tony Conrad, LaMonte Young, которые занимались удалением шума с ранних 60-х. С возникновением нью-эйджа музыки связано возрождение интереса к григорианскому хоралу во второй половине 20-го столетия. Считается, что на Эмбиент и Нью Эйдж повлияли также сольные выступления таких музыкантов как Keith Jarrett (особенно его запись The Koln Concert), Ralph Towner (с записями Blue Sun и Solo Concert) и Lyle Mays с его эпонимичным альбомом. Акустические сольные и командные выступления ранних музыкантов Windham Hill, таких как Andy Summers, William Ackerman, Alex de Grassi, George Winston и Michael Hedges. Все они зовутся «Музыканты Нью Эйдж» более чем за последние 30 лет. Известные темы нью-эйдж-музыки - космос, окружающая среда, природа, благо бытия, гармония с миром и собственным “я”, сны и путешествия в духовном мире. G.E.N.E. - продюсер серии альбомов, которые музыкально описывают такие места, как Тихий Океан, Средиземноморье и специальные диски с записями звуков разных океанов. У группы Software есть несколько альбомов, в которых особое место занимает электронная составляющая музыки: Chip Meditation, Electronic Universe (обе в двух частях) и Digital Dance. Названия песен Нью Эйдж часто описывающие, например:Principles of Lust (Первопричина Вожделения) (Enigma), Purple Dawn (Пурпурный Рассвет) (Anugama), Shepherd Moons (Пастушья Луна) (Enya), Straight" a Way To Orion (Путь на Орион) (Kitaro), The Quiet Self (Безмолвное «Я») (Gregorian), One Deep Breath (1 Глубокое Дыхание) (Джозеф, Брэдли). Свернуть

Предлагаемая ниже статья взята из книги инославного автора Джеффри Стеффона "Сатанизм и новое язычество", изданной в Москве в 1997 г. католическим орденом францисканцев. Хотя автор и издатели не принадлежат к Православной Церкви, в целом смысл статьи не противоречит святоотеческому учению и достаточно полно раскрывает современные аспекты пагубной деятельности неоязычества. К недостаткам работы можно отнести отсутствие в ней цитат из святых отцов и учителей Церкви по данному вопросу.

Что же плохого в этом мировоззрении

24-летняя девушка Люцина на протяжении трех лет страдала от депрессии. Она рассказала мне, что принимала участие во встречах, на которых говорилось об энергетических центрах, находящихся в теле человека. Согласно утверждениям человека, проводившего эти встречи, для того, чтобы позитивно воспринимать самого себя, необходимо "впустить" энергию в эти центры.

Люцина стала делать специальные упражнения, пытаясь "вдыхать" различные цвета - красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый. Они должны были спасти ее от депрессии и страха. Люцина смотрела по телевидению выступления Элизабет Клер, "гуру" этой группы, и старалась делать упражнения, которые та демонстрировала. Но, несмотря ни на что, состояние девушки не улучшалось...

Я объяснил Люцине, что эта медитация не основывалась на вере в Бога, и предложил ей выбор: или Иисус, или Элизабет Клер. Но ей было трудно отказаться от "вдыхания света" под руководством Клер, и тогда я посоветовал ей пройти сеансы психологического лечения. Не знаю, последовала ли она моему совету, но в любом случае каждый из нас - раньше или позже - должен ответить себе на вопрос, который я задал Люцине: в ком я ищу решение своих проблем - в Христе или в ком-то другом?

Люцина соприкоснулась с сектой движения "Нью Эйдж" ("New Age" (англ.) – "Новый век" - прим. пер.). Что это за секта, каковы ее истоки и в чем заключается ее учение?

Лучше всего определить "Нью Эйдж" как широкую сеть отдельных организаций, связанных между собой общей системой ценностей и общим мировоззрением (Elliot Miller, "A Crash Course on the New Age Movement", Grand Ragpids: Baker Book House, 1989, p. 14-15). Хотя "Нью Эйдж" не относится к сатанизму, в учении этой секты содержатся некоторые элементы оккультизма. Последователям этого учения открывается путь к оккультной практике.

"Нью Эйдж" уделяет большое внимание экологии. Члены секты ищут внутреннего покоя, но вместе с тем стремятся и ко всеобщей гармонии. Однако для того, чтобы понять те опасности, которые несет с собой "Нью Эйдж", следует рассмотреть ее истоки и верования.

Приверженцы "Нью Эйдж" верят в то, что "все является единым целым" - то есть что все существующее представляет собой проявление одной и той же реальности. Эта Абсолютная Реальность - не безжизненная материя и не бессознательная энергия, а бытие, сознание и блаженство (Мiller, "A Crash Course...", p. 17). Такие представления сходны с описанием бога в индуизме. Своими корнями "Нью Эйдж" уходит в религию древних шумеров, в идеи буддизма и индуизма, а также в различные верования Египта, Вавилона и Персии.

Согласно учению "Нью Эйдж", все, что существует, является богом (такое мировоззрение называется пантеизмом). Люди - это часть "всего существующего", и вследствие этого человек приобретает божественные черты (Мiller, "A Crash Course...", p. 17). Эти положения характерны для монизма, учения, которое рассматривает явления мира в свете единой основы всего существующего. В этом учении нет большой разницы между богом, человеком, травой или камнем. Все является частью существующей реальности, которая не имеет границ и определенного разделения на составные части (Groothuis, Douglas, "Unmasking the New Age", Downers Grove: Intervarsity Press, 1986, p. 17). Божество, в которое верят приверженцы движения "Нью Эйдж", принципиально отличается от Бога, явленного нам в Библии.

В учении "Нью Эйдж" утверждается, что люди только в своем сознании отделены от своей божественной сущности, о которой они просто не знают. Поэтому для того, чтобы обрести единство со своей божественной сущностью, человек должен "сместить" свое сознание. Используя методы смещения сознания, можно прийти к пониманию того факта, что в основе нашего существования лежит божественное начало (Miller, "A Crash Course...", p. 17). В итоге человек способен достичь существенного преображения своей личности, а это в свою очередь, может привести к планетарной эволюции и всеобщей гармонии. По мере того, как люди начнут сознавать свою божественную сущность, мир будет преображаться, в результате чего человечество вступит в "век Водолея".

Что же плохого в этом мировоззрении? Дело в том, что для членов движения "Нью Эйдж" главным авторитетом является опыт. Объективной истины для них не существует, любая истина относительна. Однако элементарная логика доказывает ложность подобного подхода, поскольку отрицание объективной истины само претендует на объективность, а значит, является самоопровержением.

Те, кто исповедуют идеи "Нью Эйдж", признают Божественную сущность Иисуса Христа, но считают, что она ничуть не выше божественного начала любого другого существа. Разница между Иисусом и другими людьми заключается лишь в том, что Он осознал и явил Свою Божественную сущность в большей степени, нежели кто-либо другой (Miller, "A Crash Course...", p. 28). Для сторонников движения "Нью Эйдж" "Христос" - это божественное начало, а "сознание Христа" достижимо для каждого человека. Для них Христос является не Богом, а лишь воплощением одной из черт Бога - Божественной любви. Являясь воплощением души творения в целом. Он заключает в Себе энергию, связанную с одной из сторон бытия, называемого Богом (Creme, Benjamin, "The Reappearance of the Christ and the Masters of Wisdom", London: The Tara Press, 1980, p. 135).

В учении "Нью Эйдж" утверждается, что Христос - это энергетическая сила, имеющая важнейшее значение в процессе эволюции. Эта сила называется "христосознанием".

Согласно этому учению, рождение Иисуса не было подлинным рождением Христа. Иисусу Самому пришлось пройти через определенные этапы развития. При этом он руководствовался примером Будды (Martin, "The New Age Cults...", p. 27).

В эзотерической традиции Христос - это не имя какой-то конкретной личности, а определенное место в духовной иерархии. Нынешний обладатель этого места, "господь" Майтрейя, владел им 2600 лет до того, как явил миру в Палестине своего ученика, Иисуса, применив оккультный метод "отбрасывания тени", который используется чаще всего при явлении "аватаров" (посланников Майтрейи, которые приносят людям мудрость и мир).

Те, кто исповедуют идеи "Нью Эйдж", считают Господом не Иисуса, а Майтрейю, который является пятым воплощением Будды, Иисус стал "Христом" только после множества воплощений, очистив себя от плохой кармы (карма, согласно представлениям индуизма и буддизма, это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения - прим. ред.), и стоит в ряду "учителей", которые служат человечеству, находясь на другом, более высоком уровне существования (Miller, "A Crash Course...", p. 30).

Но Иисус Христос - это вовсе не учитель "Нью Эйдж", не Майтрейя или воплощение Будды. Когда Иоанн Креститель послал своих учеников, чтобы они спросили Иисуса, является ли Он Мессией, Господь ответил, воспользовавшись мессианским пророчеством Исаии: "Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют и блажен, кто не соблазнится о Мне" (Мф. 11: 4-6).

Иисус Христос, "будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте" (Евр. 1: 3). Св. Фома называет Иисуса своим Господом и Богом (Ин. 20, 28). И Сам Иисус свидетельствует о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Ин. 14: 6) Святой апостол Павел в Послании к Галатам предостерегает: "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал. 1: 6-9).

Перевоплощение: спасение самого себя

Учение "Нью Эйдж" противоречит Евангелию, которое благовествовал св. апостол Павел. Ни один из учителей "Нью Эйдж" не верит в Христа как Единородного Сына Божия, преданного Отцом на жертву для того, чтобы спасти человечество от смерти - последствия первородного греха. Составная часть учения "Нью Эйдж" - вера в перевоплощение (или реинкарнацию), то есть в то, что душа человека должна пережить ряд превращений, прежде чем она достигнет совершенства А это происходит главным образом тогда, когда человек соединяется с бессмертным и непостижимым богом (Martin, Walter, "The New Cults", Ventura RegalBooks, 1980, p. 351). При этом предполагается, что каждое последующее воплощение дает душе нравственные и духовные преимущества по сравнению с предшествовавшей жизнью.

Смыслом перевоплощения является искупление зла, совершенного в течение жизни человеком. В христианской традиции это зло называется грехом. Вера в перевоплощения предполагает, что человек, осуществляя самостоятельный выбор, стремится заслужить спасение, а следовательно, не нуждается в каком-то другом спасителе.

Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет никаких упоминаний о перевоплощениях души. В первые века нашей эры некоторые христиане верили в перевоплощения, но впоследствии эта вера была осуждена Церковью. В Послании св.апостола Павла к Евреям говорится: "Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр. 9: 24-28).

Как учит нас Библия, люди умирают только один раз. Они не возвращаются вновь на землю, чтобы, пройдя через серию перевоплощений, достичь нирваны (высшей стадии духовной гармонии). Ни один человек не обретет спасение самостоятельно. Иисус Христос избавляет нас от грехов и дарует нам спасение.

Важное место в теории перевоплощения занимает "закон кармы". Предполагается, что у каждой души существует определенный долг, возникший в результате добрых и дурных поступков в течение ее нынешнего или предшествующего воплощения. Если человек заслужит хорошую карму, в своем последующем воплощении он обретет лучшую жизнь. Напротив, человек с плохой кармой в результате перевоплощения окажется на более низком уровне существования. С помощью "закона кармы" многие пытаются объяснить причину человеческих страданий. Действительно, почему люди должны страдать? Отвечая на этот вопрос, приверженцы теории перевоплощений ссылаются на существование плохой кармы. В их понимании страдание является следствием плохой кармы, а значит, нет смысла помогать страдающему, поскольку он сам должен держать ответ за свою плохую карму.

Однако такие взгляды приводят к релятивизму, т.е. к отрицанию возможности объективного и абсолютного знания. Поступки людей перестают быть хорошими или плохими. К примеру, если какая-либо женщина подверглась насилию, это можно объяснить ее плохой кармой. С помощью "закона кармы" можно объяснить даже убийство - например, тем, что пострадавший сам подсознательно желал своей смерти, или же тем, что он должен был искупить свою плохую карму.

Приверженцы "Нью Эйдж" говорят о мире, о свете добра, провозглашают избавление человечества от голода, болезней и страданий, но все это - только слова. Опираясь на теорию перевоплощений, "Нью Эйдж" не может указать путь к спасению мира.

"Разве можно согласиться с тем, что десятки миллионов людей умерли от голода и претерпели страшные гонения в индийском обществе просто из-за того, что в результате реинкарнации они оказались в низшей кастовой группе!.. Даже сейчас в Индии и в некоторых других странах люди, придерживающиеся подобных взглядов, допускают, что их дети умирают от голода, и в то же время заботятся о сохранении жизни крыс и "священных" коров" (Martin, Walter, "The New Cults...", p. 95), - пишет автор книги о культах "Нью Эйдж".

Теория перевоплощений утверждает, что помогать больным и страдающим бесполезно, поскольку как люди, так и целые народы должны искупить свою плохую карму, прежде чем достигнуть святости, и только после этого на земле воцарится мир. Однако такая точка зрения исторически неверна.

"В этом смысле очень убедительным является пример Индии. Можно было бы предположить, что страна, в которой господствовали подобные представления, уже давно могла бы решить проблемы голода, насилия, перенаселения, а также избавиться от узаконенного расизма кастовой системы. Однако этого не случилось", - рассуждает другой исследователь этого явления (Chandler, Russell, "Understanding the New Age", Dallas: Word Publishing, 1988, p. 252).

Христианство говорит решительное "нет" теории перевоплощения и "закону кармы". "...Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим. 3: 23-26).

В учении "Нью Эйдж" нет никакой новизны - в сущности, это обновленное язычество. Многие из его последователей поклоняются богине. "Нью Эйдж", а также другие "неоязыческие" движения, стремятся сформировать представления о той, которая олицетворяет собой Полноту и Единство и при этом называется богиней (Groothuis, "Unmasking the New Age...", p. 135). "Новые язычники" считают, что патриархальные религии привели человеческое общество к несправедливому использованию женщин и природы, и утверждают, что люди не должны идти дальше, чтобы оказаться под покровительством богини (Groothuis , "Unmasking the New Age...", p. 135). Однако серьезным аргументом против такой точки зрения является трансцендентная природа Бога, поскольку очевидно, что образ отца больше соответствует трансцендентному измерению, нежели образ матери. Обожествление женского начала достаточно легко приводит к пантеизму, так как образ матери тесно связан с образом земли и тварного мира. Последователи "Нью Эйдж" гордятся своим "единством в разнообразии", однако основой их единства является пантеизм. По их мнению, так называемое традиционное Христианство препятствует эволюционному развитию человечества и достижению всеобщего единства (Miller, "A Crash Course...", p. 122).

***

Читайте также по теме:

  • Движение New Age - профессор Александр Дворкин
  • Движение New Age - преподобный Филипп Локхаас
  • Кто стоит за "New Age"? - доцент МГИМО Ольга Четверикова
  • Движение новой эры - Крейг Бранч
  • Дырка в космосе - Анна Шамбурова
  • Движение "New Age" – "Новый Век" - Миссионерское обозрение
  • "Нью Эйдж" и новоязыческие движения - Джеффри Стеффон
  • Путешествовал ли Иисус в Индию? - Виталий Питанов
  • Фальсификация духовности, или зачем демонам нужны контактеры? - Ксения Игумнова

***

Кристаллы, цвета, спиритизм и воспоминания о прошлой жизни

В начале 1987 г. телекомпания Эй-Би-Си показала пятичасовой автобиографический мини-сериал Ширли Маклэйн под названием "В опасности" ("Out on a limb"). В этом сериале актриса рассказывала о своем опыте "каналирования", которое является новой разновидностью спиритизма, распространенной в практике "Нью Эйдж". Посредством "каналирования" люди открывают свою психику духам, в результате чего получают от них информацию. Маклэйн, а также другие последователи "Нью Эйдж" считают, что дух является "ниспосланным учителем", который достиг высшего уровня духовного самосознания и стал " проводником" в духовной эволюции человечества.

Дух может говорить только в том случае, если психика того, кто занимается "каналированием", становится послушной этому духу. Происходит это по-разному. В одном случае считается, что "послание" с помощью телепатии передается человеку, полностью осознающему пределы своих возможностей ((Miller, "A Crash Course...", p. 165). В другом случае дух "общается" с помощью какого-либо предмета - например, магической таблицы. Если тот, кто занимается "каналированием" находится в состоянии легкого транса, он частично сознает, что с ним происходит, и впоследствии может это вспомнить. Если же он находился в состоянии глубокого (или полного) транса, то он полностью освобождает свое сознание для духа и не отдает себе отчета в происходящем. При всецелом "каналировании" человек полностью освобождает свое тело для того, чтобы в него мог войти дух (Miller, "A Crash Course...", p. 165-166).

"Каналирование" представляет большую опасность, поскольку оно нарушает психическую целостность человека, пытающегося установить контакт с духом. В результате дух может надолго "поселиться" в психике человека.

Итак, сущность "каналирования" заключается в поиске знания у духов (будь то духи умерших или бесовские силы). Дух, который был принят во время "каналирования", действует не так, как обычный дух, хотя цель у них одна. Если "каналирование" в трансе заключает в себе духа, который буквально "поселяется" в теле медиума, то в обычном случае духи действуют скорее как советчики, друзья, устанавливающие незримый контакт с человеком на разных уровнях сознания (Baer, Randall, "Inside the New Age Nightmare", Lafayette: Huntington House Inc., 1989, p. 104).

Возникновение практики " каналирования" связано с теософским движением, получившим свое развитие в конце ХIX - начале XX века. Идеологи этого движения, - Елена Блаватская, Анни Безан и Элис Бейли, - получали знания посредством "каналирования".

Последователи "Нью Эйдж" часто носят на себе кристаллы, поскольку верят, что обладают необычайной энергетической силой, целебными свойствами, а также регулируют энергетические потоки в теле и сознании. Вера в силу кристаллов восходит к традиции оккультизма.

У кристаллов - долгая история. Их силу старались использовать маги, чародеи, алхимики, шаманы, и другие люди, имевшие отношение к оккультизму. Люди, использовавшие кристаллы в оккультной практике, свидетельствовали о том, что эти предметы помогали им использовать оккультные силы (Baer, "Inside the New Age Nightmare...", p. 106).

Последователи "Нью Эйдж" утверждают, что через кристалл проходит электрическая энергия, которая помогает исцелять физические болезни, однако это утверждение не имеет научного обоснования. Кристаллы не заключают в себе ни силы, ни света, а электрический ток проходит через кристалл только в том случае, если в его структуре происходят физические изменения. Давление на кристалл не вызывает никакого тока, а ток, явившийся следствием физического изменения в его структуре, очень незначителен.

Антоний Р.Кампф, работник музея истории природы в Лос-Анджелесе, где собрана большая коллекция минералов и благородных камней, говорит, что приписывание метафизических свойств некоторым минералам возвращает нас к временам средневековья. С научной точки зрения минералы не обладают силой для исполнения воли людей. Сэмуэль Адамс, директор Американского Геологического Общества, утверждает, что наделять кристаллы целебными свойствами – "это самое нелепое из всего, что только можно придумать", пишет исследователь (Chandler, "Understanding the New Age...", p. 107-108).

Кроме того, последователи "Нью Эйдж" говорят, что разум и плоть можно исцелять с помощью цветов.

Согласно их утверждениям, каждая болезнь требует использования определенного цвета. Для того, чтобы "лечиться" лучами одного из семи основных цветов, используют цветные лампы или покрашенное стекло. Семь цветов представляют семь "энергетических центров" человеческого тела, которые называются чакрами. Люди, применяющие лечение цветами, считают, что если одежда человека "насыщена энергией" с помощью цветовых лучей, он будет более радостным и здоровым.

Одной из причин, по которым последователи "Нью Эйдж" верят в перевоплощения, являются воспоминания из прошлой жизни. Выделяют четыре типа подобных "воспоминаний": интуитивный, спонтанный, психический и гипнотический. Об интуитивном воспоминании говорят, например, в том случае, если человеку кажется, что он уже где-то видел данную вещь (или какого-то человека), хотя на самом деле видит ее (или его) впервые. Те, кто верят в перевоплощения, в такой ситуации говорят, что человек действительно мог это видеть в предшествующей жизни. Однако подобное подсознательное чувство у человека может возникнуть по самым разным причинам - к примеру, если он прежде видел нечто похожее, или же если ему попадалась на глаза соответствующая фотография.

Случаи спонтанных воспоминаний преимущественно встречаются среди детей, которые утверждают, что они жили прежде. Однако такие случаи не имеют никакого научного подтверждения.

"Большинство зафиксированных случаев, в которых имели место некоторые признаки прошлой жизни, можно объяснить самыми разными причинами, например: 1) сознательной или подсознательной ложью; 2) скрытой памятью; 3) генетической памятью; 4) информацией, полученной от какого-либо духа" - пишет исследователь (Martin, "The New Cults...", p. 91-92).

Психические воспоминания вызываются с помощью спиритических сеансов или экстрасенсорных методов. По сути, в обоих случаях для обретения знания используются оккультные методы. Но в Библии на подобные методы налагается запрет, поскольку они относятся к царству сатаны, и мы не можем верить в подлинность знаний, полученных таким путем.

Гипнотические воспоминания, или обретение знаний о прошлой жизни с помощью гипноза, являются одним из самых распространенных аргументов, приводимых в доказательство существования прошлой жизни. Однако многие профессиональные гипнотизеры относятся к нему с недоверием. Дело в том, что под воздействием гипноза человек в очень высокой степени подвержен внушению, а следовательно, не может быть источником достоверной информации. Те случаи, в которых возникали гипнотические воспоминания, как правило, были связаны с подсознательными воспоминаниями или с миром оккультных явлений. Поэтому ни один из случаев гипнотических воспоминаний не может служить доказательством существования перевоплощений.

Священное Писание предостерегает последователей Иисуса Христа от философов, противоречащих Евангелию. Христиане должны осознавать, что сатана может приобретать облик Ангела света (2 Кор. 11: 14). В Послании св.апостола Павла к Филиппийцам мы читаем: "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Филип. 2: 10-11). Последователи Иисуса Христа должны также помнить другие слова святого Павла: "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал. 1: 6-9).

Викка: поклонение богине

Другой религией, в которой поклоняются богине, является викка, современная форма черной магии. В сущности, викка - это возвращение к языческим природным религиям. Колдуны верят, что, находясь в гармонии с божеством, они могут использовать магические заклинания для достижения своих целей. (Groothuis, "Unmasking the New Age", p. 136). Приверженцы викки отмечают свою связь с Матерью Природой.

В апреле 1974 года совет колдуний Америки принял ряд принципов веры викка, связанных с пантеизмом, астрологией и психической энергетикой (Buckland, "Bucklannd"s Complete Book of Witchcraft", p. 9-10). Викка принимает использование карт "таро", рамки и маятника, "каналирования", хиромантии, а также различных форм гадания. Колдуньи называют свое божество "абсолютным". По их представлениям, оно состоит из двух частей: бога и богини. При этом богиню часто называют Матерью Землей или Матерью Природой. Викка включает в себя веру в перевоплощения. Согласно этой вере, все животные обладают душой, собака в результате перевоплощения всегда становится другой собакой, кошка - другой кошкой, а человек - другим человеком. Приверженцы виккии верят также в "закон кармы" (Buckland, "Buckland"s Complete Book of Witchcraft", p. 18).

Для достижения своих целей колдуньи используют магическую силу. Чтобы ее воздействие было эффективным, необходимо соблюдать определенные принципы, главными из которых являются подходящее время и эмоциональное состояние. Еще один элемент магии - заклинания. Ритмическое повторение заклинаний может усилить эмоции человека. Чаще всего магические обряды люди совершают в обнаженном виде, независимо от того, находятся они в одиночестве или нет. Поклонники викки верят, что магия может быть как конструктивной, так и деструктивной.

Для того, чтобы стать членом собрания колдуний, необходимо пройти посвящение. По традиции, каждое такое собрание состоит из тринадцати человек. Иерархическая лестница у колдуний состоит из целого ряда ступеней. Каждое собрание колдуний имеет свою сферу влияния, которая традиционно охватывает круг радиусом в три мили. Многие колдуньи используют книги, посвященные ритуальной магии.

Уходя своими корнями в языческие поверья, религия викки предполагает обращения к спиритизму, разнообразным формам гаданий, а также к применению магических заклинаний. Все это запрещается в Библии.

Радикальное феминистское движение содержит в себе некоторые элементы викки. Идеология радикального феминистского движения противоречит Христианству. Кое-кто из лидеров этого движения исповедует религию викки и поклоняется богине. А это, как и употребление слова "мать" применительно к Богу, входит в противоречие с библейским откровением.

Хотя слово "отец", которым мы называем Бога, весьма ограничено (как и любой человеческий образ или понятие), оно находится в самой сердцевине Божественного откровения. Понимаемое в библейском смысле, оно существенно и неизменимо, поскольку Сам Иисус адресовал его Богу. Нельзя отказаться от этого образа, не исказив сути Божественного откровения (Montague, "Our Father, Our Mother", p. 58).

Каббала: искажение Священного Писания

На совещаниях для священников в конце 1990 г. зашел разговор о том, что происходит в наших приходах. Один из священников рассказал о том, что некоторые его прихожане отмечают большие достоинства каббалы. Хотя не все положения каббалы ему были ясны, он почувствовал в ней какую-то опасность, поскольку она не согласовывалась с Новым Заветом.

Каббала - это мистическое учение, уходящее своими корнями в древнюю иудейскую религию и опирающееся на "личные откровения". Хотя ортодоксальный иудаизм отрицает каббалу, некоторые его ответвления частично принимают это учение. Последователи каббалы верят, что спасение достигается с помощью особого, эзотерического знания.

Каббала - это теософская и философская система, которая пытается ответить на вопросы, касающиеся сущности Бога, происхождения мира, судьбы человечества и его конечной цели. Исповедники каббалы не принимают обычного толкования Библии, считая, что Пятикнижие в христианском варианте не соответствует древнееврейскому оригиналу.

В каббале Бог является безличным, вездесущим источником энергии, а человек, не будучи творением, в то же время способен с помощью тайного знания достичь божественного состояния и добиться собственного спасения. Исповедники каббалы не видят необходимости существования какого-либо другого спасения.

Некоторые христиане оказываются под влиянием каббалы, и тогда Бог, оставаясь для них Единосущным, перестает быть Троицей - Отцом, Сыном и Святым Духом, как это было явлено в Священном Писании. Такие поклонники каббалы утверждают, что христианское представление о Боге ошибочно, поскольку Бог является одновременно в лице матери и отца, которые впоследствии рождают сына. Таким образом, для них троица - это отец, мать и сын, а Иисус Христос - не Сын Божий, а учитель каббалы.

Согласно каббале, Бог создал мир по трем причинам. Во-первых, для того, чтобы явить миру Свои три основные свойства: милосердие, справедливость и сострадание. Вторая причина заключается в том, что Ему захотелось ниспослать людям Свой неземной свет. Освобождаясь от злого духа, "вселившегося" в человека, люди постепенно обретают этот свет в награду за свои усилия. Третья причина сотворения мира - стремление Бога явить Свое абсолютное единство.

Последователи каббалы верят, что существуют две плоскости бытия: астральный мир и материальный (земной). Прежде чем на земле случится какое-либо изменение, перемена должна произойти в астральном мире, который оказывает влияние на земной мир.

Каббалисты верят, также в перевоплощения и в то, что каждый человек в своей жизни должен выполнить определенное задание, а если он его не выполнит, ему придется пройти через перевоплощение. Каббалисты верят и в родство душ: "...душа имеет двуполую природу, это ее изначальное состояние. Входя в материальный мир, она раздваивается, "поселяясь" в теле мужчины и женщины. В течение земной жизни эти две половины души встречаются и между ними возникает сильная привязанность, а в браке эти души вновь соединяются" (Gonzales-Wippler, "A Kabbalah for the Modern World", p. 115).

Джеффри Стеффон

Публикуется из:

Газеты "Православная Русь" (Jordanville) # 11, 199, р. 5-9.
Миссионерское обозрение. №7, 1999



Случайные статьи

Вверх