Во время правления екатерины. Великая. Пять мифов о русской императрице Екатерине II

Императрица Екатерина II Великая (1729-1796) правила Российской империей в 1762-1796 годах. Вступила на престол в результате дворцового переворота. При поддержке гвардейцев она свергла своего нелюбимого и непопулярного в стране мужа Петра III и положила начало екатерининской эпохе, которую ещё называют "золотым веком" империи.

Портрет императрицы Екатерины II
Художник А. Рослин

До восшествия на престол

Принадлежала самодержица Всероссийская к знатному немецкому княжескому роду Аскании, известному с XI века. Родилась она 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине, в семье князя Ангальт-Дорнбургского. В то время тот был комендантом Штеттинского замка, а вскоре получил чин генерал-лейтенанта. Мать - Иоганна Елизавета принадлежала к немецкой Ольденбургской герцогской династии. Полное имя родившейся малютки звучало как Ангальт-Цербстская София Фредерика Августа.

Семья не имела больших денежных средств, поэтому София Фредерика Августа образование получила дома. Девочке преподавали богословие, музыку, танцы, историю, географию, а также обучили французскому, английскому и итальянскому языкам.

Росла будущая императрица шаловливой девчонкой. Много времени проводила на городских улицах, играя с мальчишками. Её даже называли "мальчишкой в юбке". Мать любовно звала свою бедовую дочь "Фрикхен".

Алексей Стариков

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

После постыдного правления императора Петра 3, российский престол заняла императрица Екатерина 2 Великая. Ее правление продлилось 34 (тридцать четыре) года, за которые Россия сумела навести порядок внутри страны и упрочить положение отечества на международной арене.

Начало царствования Екатерины 2 приходится на 1762 год. С момента прихода к власти молодую императрицу отличал ум и желание сделать все возможное, чтобы в стране наступил порядок, после долгих дворцовых переворотов. Для этих целей императрица Екатерина 2 Великая провела в стране, так называемую, политику просвещенного абсолютизма. Суть этой политику заключалась в просвещении страны, наделении крестьян минимальными правами, способствованию открытия новых предприятий, присоединение церковных земель к государственным и многое другое. В 1767 году императрица собрала в кремле Уложенную комиссию, которая должна была разработать для страны новый, справедливый свод законов.

Занимаясь внутренними делами государства, Екатерине 2 приходилось постоянно оглядываться и на соседей. В 1768 году Османская Империя объявила войну России. Цели в этой войне каждая сторона преследовала разные. Россияне вступили в войну надеясь обеспечить себе выход к Черному морю. Османская империя рассчитывала расширить границы своих владений за счет российских причерноморских земель. Первые годы войны успеха не принесли ни одной из сторон. Однако, в 1770 года генерал Румянцев разгромил турецкую армию у реки Ларга. В 1772 году к войне был привлечен молодой полководец Суворов А.В., переброшенный на турецкий фронт из Речи Посполитой. Полководец сходу, в 1773 году, овладел важной крепостью Туртукай и форсировал Дунай. В результате турки предложили мир, подписанный в 1774 году в Кучюр-Кайнарджи. Россия по этому договору получила территорию между южным Бутом и Днепром, а также крепости Еникале и Керчь.

Императрица Екатерина 2 Великая спешила завершить войну с турками, поскольку к 1773 году впервые начали подниматься народные волнения на юге страны. Эти волнения вылились в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Пугачев, выдав себя за чудом спасшегося Петра 3, поднял крестьян на войну с императрицей. Не знала Россия еще таких кровавых восстаний. Завершить его удалось только в 1775 году. Пугачев был четвертован.

В период с 1787 по 1791 Россия вновь была вынуждена воевать. На этот раз пришлось воевать на два фронта: на юге с турками, на севере со шведами. Турецкая компания стала бенефисом Александра Васильевича Суворова. Российский полководец прославил себя, одерживая для России великие победы. В этой войне под командованием Суворова начал одерживать первые победы его ученик, Кутузов М.И. Война со Швецией была не такой ожесточенной, как с Турцией. Главные события разворачивались на территории Финляндии. Решающая битва случилась в Выборгском морском сражении в июне 1790 года. Шведы были разбиты. Был подписан мирный договор, с сохранением существующих границ государства. На турецком фронте Потемкин и Суворов одерживали одну победу за другой. В результате Турция вновь была вынуждена просить мира. По результатам которого в 1791 году границей между Россией и Османской империей становилась река Днестр.

Не забывала императрица Екатерина 2 Великая и о западных границах державы. Совместно с Австрией и Пруссией, Россия учувствовала в трех разделах Речи Посполитой . По итогам этих разделов Польша перестала существовать, а Россия возвратила себе большую часть исконно русских земель.

21 апреля (2 мая) 1729 г. в немецком городе Штеттин (ныне Щецин, Польша) родилась София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая российская императрица Екатерина II .

В 1785 г. Екатериной II были изданы знаменитые зако нодательные акты - Жалованные грамоты городам и дворянству . Для русского дворянства екатерининский документ означал юридическое закрепление почти всех имевшихся у дворян прав и привилегий, в том числе освобождение от обязательной государственной службы. Грамота городам установила новые выборные городские учреждения, расширила круг избирателей и закрепила основы самоуправления.

В 1773 г. по указу Екатерины II в Петербурге для подготовки специалистов металлообрабатывающих производств было основано первое в России и второе в мире высшее техническое учебное заведение - Горное училище . В 1781 г. было положено начало созданию общегосударственной системы народного образования России - создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последующие годы императрица также продолжала разрабатывать планы серьёзных преобразований в области просвещения. В 1783 г. был издан указ Екатерины II «О вольных типографиях» , разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью. В 1795 г. Высочайшим повелением Екатерина Великая одобрила проект постройки в Петербурге здания первой публичной библиотеки .

За время своего правления русская императрица провела две успешные войны против османских турок (русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.), в результате которых Россия окончательно закрепилась на Чёрном море . Возглавив союз с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала в трёх разделах Польши . В 1795 г. императрицей был издан манифест о присоединении Курляндии «на вечные времена к Российской империи».

Эпоха императрицы Екатерины Великой отмечена появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников. Среди них особое место занимали генерал-адъютант И. И. Шувалов ; граф П. А. Румянцев-Задунайский ; адмирал В. Я. Чичагов ; генералиссимус А. В. Суворов ; генерал-фельдмаршал Г. А. Потёмкин ; просветитель, книгоиздатель Н. И. Новиков ; историк, археолог, художник, писатель, коллекционер А. Н. Оленин , президент Российской Академии Е. Р. Дашкова .

Утром 6 (17) ноября 1796 г. Екатерина II скончалась и была похоронена в усыпальнице Петропавловского собора. Спустя 77 лет после смерти Екатерины в Петербурге на Александринской площади (ныне площадь Островского) был торжественно открыт памятник великой императрице.

Лит.: Брикнер А. Г. История Екатерины II. СПб., 1885; Грот Я. К. Воспитание Екатерины II // Древняя и новая Россия. 1875. Т. 1. № 2. С. 110-125; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Grot_DNR_75_2.htm ; Екатерина II. Её жизнь и сочинения: Сб. историко-литературных статей. М., 1910; Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская. Известия, писанные княгиней Иоанной-Елизаветой Ангальт-Цербстской, матерью императрицы Екатерины, о прибытии её с дочерью в Россию и о торжествах по случаю присоединения к православию и бракосочетания последней. 1744-1745 годы // Сборник Российского исторического общества. 1871. Т. 7. С. 7-67; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/IoannaSRIO71.htm ; Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй. М., 1993; Рассказы А. М. Тургенева об императрице Екатерине II // Русская старина. 1897. Т. 89. № 1. С. 171-176; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Turgenev897.htm ; Тарле Е. В. Екатерина Вторая и её дипломатия. Ч. 1-2. М., 1945.

См. также в Президентской библиотеке:

Екатерина II (1729–1796) // Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: коллекция.

Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна Романова, в девичестве София Августа Фредерика, немецкая принцесса Ангальт-Цербстская) – императрица-поборница просвещения, преподносимая нередко как преемница дела Петра Первого , единственная из российских правительниц, удостоенная титула Великой.

Период ее царствования с 1762 по 1796 год не без основания называют «золотым веком» страны. Границы России были раздвинуты, доходы казны увеличены в 4 раза (с 16 до 68 млн руб.), а население выросло с 30 до 44 млн человек.

Детство и юность

Будущая видная представительница мировой политической арены появилась на свет 2 мая 1729 года в немецком княжестве Ангальт-Цербст. Ее отец, принц Кристиан Август, принадлежал к старинному, но обедневшему германскому княжескому роду. Он состоял на службе у короля Пруссии, завершив карьеру в высоком воинском звании фельдмаршала. Мать, Иоганна Елизавета, принцесса из Голштейн-Готторпской династии.


Хорошенькую, веселую и бойкую малышку близкие звали Фике. Она с удовольствием играла со своей младшей сестренкой, обучалась иностранным языкам, музыке, истории, а также чистописанию, схватывая все на лету. Несколько лет она провела в Берлине, при дворе Фридриха II. Существовала легенда, что ее настоящим отцом был сам король, приходившийся Иоганне двоюродным братом.

В 10-летнем возрасте в доме епископа города Эйтин она познакомилась с Карлом Петром Ульрихом, будущим Петром III и ее супругом. В 1743-м по рекомендации Фридриха II ее сосватали, а спустя год, накануне 16-летия Петра Федоровича, она отправилась в Первопрестольную, где стала готовиться к венчанию: изучала русский язык, традиции и обычаи новой родины.

Замужество

В июне 1743 произошло ее крещение в православие как Екатерины Алексеевны, затем помолвка, а в августе венчание. Свадебное торжество длилось десять дней под залпы орудий и фейерверков.


После свадьбы отношения между супругами не заладились: августейший спутник жизни ее игнорировал. Вначале Екатерина скучала в одиночестве, а затем принялась изучать труды французских просветителей, книги по философии, истории и географии России в стремлении получше узнать страну, которой готовилась управлять.


Кроме занятий самообразованием, она находила время на охоту и бильярд, на полезное общение с интересными людьми. Она также любила выполнять гравировки по металлу. Отсутствие эмоциональной близости с мужем способствовало появлению многочисленных любовников.


В 1754 году Екатерина родила сына. Цесаревича, нареченного Павлом, сразу же у нее забрали. Хлопоты по воспитанию наследника государыня Елизавета Петровна взяла на себя, изолировав его от матери. Екатерина поняла, что ей остается одно – заняться политикой. К удовольствию мужа она взяла на себя управление его гольштинским герцогством, начала вникать в суть подлежащих рассмотрению дел, сблизилась на этой почве с Алексеем Бестужевым.

В 1762-м, после смерти Елизаветы, Петр III вступил на престол и первыми же своими шагами продемонстрировал свои прусские симпатии. Особенное возмущение офицерского корпуса вызвало подписание ним мирного договора с Пруссией, предусматривавшего возвращение всех захваченных ценой множества жизней земель в ходе Семилетней войны. Он начал открыто жить со своей фавориткой Елизаветой Воронцовой, проявлял непочтительное отношение к церкви – объявил о планах реформирования церковных обрядов.


В итоге покинутая мужем, доброжелательная с окружающими и благочестивая Екатерина, опасаясь развода и ареста, при поддержке гвардейцев совершила дворцовый переворот. В его подготовке активно участвовали братья Орловы, дипломат Панин, гетман Войска Запорожского Разумовский и другие особы, недовольные Петром III. Понимая безвыходность ситуации, он подписал отречение от престола и практически сразу скончался при сомнительных обстоятельствах.

Эпоха Екатерины Великой

Начав в 1762 году свое правление, Екатерина II пыталась устроить государство в соответствии с идеалами Просвещения. Она воплощала в жизнь важные и значимые для империи реформы, снискав колоссальную поддержку общественности. Спустя год она инициировала реорганизацию Сената, повысившую продуктивность его работы. В 1764-м – секуляризацию земель церкви, позволившую пополнить казну.


Будучи сторонницей унификации управления окраинами государства, царствующая императрица упразднила гетманство. В соответствии с принципами эпохи Просвещения она создала несколько новых общеобразовательных заведений, включая Смольный институт благородных девиц и Российскую академию.


На основании трудов авторов-просветителей в 1767 году ею был написан свод законодательных норм «Наказ», для утверждения которого она созвала специальную комиссию из представителей различных слоев общества. Политика императрицы отличалась веротерпимостью – она прекратила притеснения старообрядцев.


После русско-турецкой войны и Пугачевского бунта начался новый виток внедрения важнейших нововведений царицы. В 1775-м она разработала и осуществила губернскую реформу, действовавшую до 1917 года, издала свод дворянских привилегий, акты о самоуправлении городов, о создании выборных судов, о вакцинировании населения и пр.


Не менее значительными были усилия самодержицы и во внешнеполитической сфере. В период ее царствования произошел ряд разделов Речи Посполитой, были укреплены позиции страны в Прибалтике, присоединены Крым и Грузия.

Мужчины и дети Екатерины II

Екатерина II прославилась не только как могущественная и великая, но и как самая охочая до мужского пола императрица. В списке ее фаворитов, по мнению ряда историков, было около 30 имен.


Самые «безудержные чувства» царицу связывали со светлейшим князем Григорием Орловым, с ближайшим другом и советником Григорием Потемкиным, с Александром Ланским, ставшим сердечным другом 54-летней императрицы в 25 лет, с последним фаворитом Платоном Зубовым (22-летним на момент начала романа с 60-летней самодержицей).

Екатерина Великая: личная жизнь | Фавориты и любовники Императрицы

Ни один из фаворитов, кроме Потемкина и Петра Завадовского, к решению политических вопросов Екатериной Великой не допускался. И никто из ее избранников не был подвергнут опале. Она всех их щедро награждала почетными званиями, орденами, имениями и деньгами.


Императрицей было рождено трое детей: сын Павел от законного супруга Петра Федоровича (или, по одной из версий, от Сергея Салтыкова) и дочь Анна (якобы от Станислава Понятовского), умершая, будучи младенцем, а также внебрачный сын Алексей Бобринский (от Григория Орлова). Также есть мнение, что Елизавета Григорьевна Тёмкина (род. 1775) – дочь императрицы и Потёмкина, который впоследствии взял ее под свою опеку.

Смерть

На закате жизни царствующая императрица много времени уделяла заботе о внуках: Александре и Константине. Старшего из детей Павла она нарекла в честь покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского. С нелюбимым сыном Павлом у нее были натянутые отношения. Она хотела сделать престолонаследником не его, а старшего внука, поэтому лично занималась его воспитанием. Однако ее планам не суждено было сбыться.


В 1796 году 16 ноября великую императрицу настиг удар. На следующий день, не приходя в сознание, она скончалась от инсульта. Похоронили ее в Петропавловском соборе вместе с мужем, вскрыв его могилу. Следующим правителем Российской Империи стал Павел I.



Случайные статьи

Вверх