Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
29-32. Закаливание
Сущность закаливания. Закаливание – это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздействия внешней среды: колебаниям температуры (жаре, холоду), ветру, влажности воздуха, пониженному атмосферному давлению и т.д. Поэтому закаливание должно входить в систему физического воспитания ребенка наравне с другими оздоровительно-воспитательными мероприятиями. С целью закаливания используют прежде всего естественные природные факторы: воздух, воду и солнце. Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние (сон, аппетит, настроение), повышается выносливость к физической и умственной нагрузкам, снижается заболеваемость.
Закаливание нужно начинать как можно раньше, с малых дозировок, и проводить систематически, постепенно увеличивая длительность процедур. Оно может быть полезно только при индивидуальном подходе к ребенку, поэтому медсестра (воспитательница) должна не только владеть методикой различных процедур, но и учитывать реакцию ребенка на манипуляции.
Основные принципы закаливания.
1. Силу воздействия закаливающего фактора (воздуха, солнечной радиации, воды) увеличивают постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных детей. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, реакцией его сердечно-сосудистой системы на холод. По мере повторения процедур эта реакция ослабевает, исчезает и появляется вновь после усиления раздражающего фактора. Например, более холодная, чем в предыдущих процедурах, вода должна вызвать кратковременное учащение пульса, увеличение глубины или частоты дыхания. Если этого нет – температура снижена недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, «гусиная» кожа), значит температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя резко усиливать раздражители.
2. Последовательность применения закаливающих процедур.
К водным процедурам или солнечным ваннам можно приступить только после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньшие изменения в организме. К обливанию не следует допускать детей прежде, чем они привыкнут к обтираниям, а к купанию в открытых водоемах – раньше,
чем проведены обливания.
3. Закаливание осуществляется в течение года. При этом обязательно учитывают особенности климата, сезона и погоды.
Систематическое повторение закаливающих процедур необходимо для закрепления в организме рефлекторных реакций. Прекращение раздражений сопровождается угасанием рефлекса. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение года легче тогда, когда они прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями в разнос время суток (сон, прогулка, игра, умывание, гигиенические ванны и т.д.). Процедуры не рекомендуется отменять при легких заболеваниях, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния ребенка. В таких случаях назначают слабодействующие процедуры. По мере изменения условий, связанных с сезоном года или характером погоды, характер процедур варьируют, но они не отменяются. Например, душ или общее обливание, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног; общие воздушные ванны, принимаемые в жаркий день, в прохладную погоду заменяют частичным обнажением тела.
Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезного на то основания, иначе исчезнут приспособительные механизмы, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.
4. Комплексность. Закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с другими оздоравливающими мероприятиями в каждодневной жизни ребенка. Например, воздушные ванны желательно соединять с подвижными играми, физические упражнения – с активной деятельностью. При этом у ребенка возникает потребность в глубоком дыхании. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединять с солнечными или водными процедурами, а в летнее время – с купанием.
5. Индивидуальный подход. Процедуры назначают с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и развития ребенка, а также условий жизни дома и в коллективе. Перед тем как начать закаливание, необходимо подробно изучить физическое и психическое развитие ребенка. На основании медицинских исследований, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. Для соблюдения этого принципа при проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях детей по состоянию здоровья делят на 3 группы:
По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, детей переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода являются следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на закаливающий фактор, отсутствие отрицательных признаков на холодный раздражитель (выраженная одышка, частое сердцебиение, возникновение «гусиной» кожи).
6. Положительное восприятие ребенком всех закаливающих процедур. Процедуры закаливания нужно проводить только при хорошем настроении ребенка, так как при этом легче вырабатываются положительные условные связи. Если во время первой процедуры ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда охотно -принимает их, и они ассоциируются с хорошим настроением. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести ее на другое время или совсем отменить в этот день. Проводить ее с плачущим ребенком нецелесообразно, так как в этом случае вырабатывается отрицательная условная связь, и в дальнейшем данная процедура будет вызывать у ребенка плохое настроение.
Воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны назначают детям раннего возраста. Момент смены пеленок, раздевание ребенка догола перед купанием – это первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры (температура воздуха под одеждой ребенка 32-33°С). Воздушную ванну хорошо сочетать с массажем и гимнастикой начиная с 1,5-2 месяцев. Продолжительность воздушной ванны в первые месяцы 2-3 мин, к 4-5 месяцам ее постепенно доводят до 5-8 мин. К этому времени увеличивают количество элементов оздоровительного комплекса (массаж, гимнастика и т.д.).
При обслуживании нескольких детей медсестра, последовательно раздевая, кладет их в манеж, затем в этой же последовательности одевает. Если у кого-либо из детей появляются признаки начинающегося охлаждения (мраморный рисунок на коже, беспокойство), его сразу же одевают, сопровождая это легким массажем.
Вместе с увеличением продолжительности воздушной ванны постепенно снижают температуру воздуха в помещении с 22 °С в начале закаливания до 18 ‘С для детей годовалого возраста. Дети старше года принимают воздушные ванны при комнатной температуре, оставаясь в трусиках. Для предупреждения охлаждений эту процедуру проводят во время подвижной игры или гимнастики. Температуру воздуха в помещении снижают Проветриванием до 18’С. Время пребывания детей обнаженными постепенно увеличивают с 3-4 до 10-12 мин. Целесообразно приучить детей реагировать на внешние условия: если холодно – двигаться, если жарко – спокойно поиграть, посидеть. У детей дошк. возраста надо воспитывать сознательное отношение к закаливанию, желание быть закаленными.
Воздушные ванны на открытом воздухе лучше начинать при облачном небе или в тени, используя отраженные или рассеянные солнечные лучи. Дети играют в манеже под навесом или в тени деревьев. При температуре воздуха не ниже 22°С и при отсутствии ветра на детей надевают трусики и рубашки из легкой ткани. В середине каждого сеанса детей раздевают, оставляя обнаженными 5-10 мин (через 1-2 дня постепенно увеличивая время). Персоналу детского учреждения следует помнить, что полное обнажение тела детей допустимо только спустя 20-30 мин после сна.
Детей старше года летом выводят под прямые солнечные лучи только после нескольких дней пребывания в светотени. Одежда светлых тонов (трусы, рубашки или платье) защищает ребенка от перегревания и избыточного облучения. Во время солнечных ванн дети занимаются спокойной игрой, при организации которой важно предусмотреть, чтобы облучению равномерно подвергалась вся поверхность тела, чтобы дети физически не перегружались.
В первые солнечные дни во время прогулок дети должны находиться на освещенных солнцем участках не более 5-6 мин. На головы им надевают светлые панамы. При проявлении первых признаков перегревания (покраснение лица, потливость) ребенка немедленно уводят в тень, умывают, поят кипяченой водой и разрешают спокойную игру.
После образования загара, который является естественной защитой организма от избыточного воздействия солнечных лучей, непрерывное пребывание детей на прогулке под солнцем может быть двух-, трехкратным, по 8-10 мин. Продолжительность перерывов между солнечными ваннами, когда ребенок играет в тени, индивидуальна и определяется состоянием и самочувствием ребенка. Важно, чтобы ребенок отдохнул. Если признаки перегревания яе исчезают, то ребенка оставляют в тени.
При правильно дозированной солнечной ванне дети не утомляются во время прогулки. После облучения солнцем прогулку заканчивают в тени спокойной игрой, продолжающейся 20-30 мин. Затем следуют водные процедуры (умывание и обливание или душ). Все это способствует развитию аппетита.
Под влиянием облучения несколько повышается температура тела. Обычно увеличение ее на 0,5-0,6 С не сопровождается нарушением физиологических функций, и через 1,5-2 ч температура снижается до нормы.
Для предупреждения перегревания важно поддерживать водный баланс организма, для чего во время прогулки в жаркую погоду ребенку можно предлагать кипяченую остуженную воду.
Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, работой в садике и огороде (старшие дошкольники). При двигательной деятельности в организме детей образуется тепло, которое оберегает от переохлаждения и простудных заболеваний.
Старшие дети принимают воздушные ванны вначале в майках, трусах и легкой обуви, а по мере закаливания – в трусах и, если позволяют условия, босыми. Ходьба без обуви является хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей необходимо приучать ходить без обуви по траве, песку, гравию. Начинать ходить без обуви необходимо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Минимальная температура воздуха при этом должна быть 20-2241
Затем детей приучают ходить без обуви и в помещении. Перед дневным сном им позволяют дойти до своей кровати по ковровой дорожке без обуви. Детям 5-7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные упражнения сначала в носках, а затем босиком. Пол в зале должен иметь гигиеническое покрытие.
Водные процедуры. Могут проводиться в виде местного умывания (ванны для ног, обтирание или обливание до пояса) или обтирания всего тела, купания в бассейнах, открытых водоемах. Начинать водные процедуры необходимо с температуры 30-36"С.
Систематическое обливание стоп и нижней части голени водой постепенно снижающейся температуры дает хороший результат – уже через 1-1,5 месяца у детей не возникают заболевания верхних дыхательных путей после резких изменений температуры окружающего воздуха. Процедуру обливания можно сочетать с мытьем ног перед сном. Одновременно с закаливанием у ребенка вырабатывается полезная привычка.
Время обливания не имеет принципиального значения. Желательно только, чтобы оно повторялось ежедневно в одних и тех же условиях (рефлекс на время и обстановку). Важное значение имеет температура кожи ног перед процедурой. В нормальных условиях она равна 29-30°С, при этом у ребенка нет ощущения холодных ног и на ощупь они теплые.
Для обливания обычно пользуются ковшом или лейкой, чтобы сразу смочить всю поверхность стопы и нижней части голени. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуют 0,5-0,8 л воды. Собственно обливание продолжают 15-20 с. Затем ноги вытирают мягким полотенцем, сопровождая это поглаживающим массажем. Легкое порозовение кожи свидетельствует о правильно проведенной процедуре, которая в общей сложности длится 2-3 мин.
Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводят обычно через 30-40 мин после приема пищи,
В начале закаливания детей грудного возраста для ежедневных общих процедур короткого действия (обтирание, обливание, душ) используют воду температуры 35-36°С. Если общие водные процедуры впервые назначают детям дошкольного возраста, то начальная температура воды должна быть равна 33-34°С, а затем ее постепенно снижают в течение 2-3 недель (при ежедневном применении) до 26°С зимой и 24°С летом.
Обтирание проводят следующим образом. Индивидуальной рукавичкой, хорошо смоченной водой, обтирают тело по частям и тут же растирают его сухим полотенцем. Старшие дети могут обтираться самостоятельно и только обтирание спины проводят при помощи взрослых.
Обливание является более сильнодействующей процедурой. Воду требуемой температуры наливают в кувшин или лейку (нельзя пользоваться игрушечной лейкой). При обливании сосуд поднимают не высоко (на 6-8 см от тела ребенка) и выливают воду на плечи, грудь, спину. Голову обливать не рекомендуется, это допустимо только в жаркие летние дни. Целесообразно ставить ребенка для обливания на деревянную решетку, под которой имеется сток для воды. Собственно обливание продолжается 20-30 с, затем ребенка вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до легкого порозовения. Вся процедура продолжается 2-3 мин.
Общий душ. Действие воды при обливании из душа усиливается давлением множества отдельных тонких струек. Распылитель душа поднимают над плечами ребенка на 20-30 см, на голову малышу надевают резиновую шапочку. Температуру воды измеряют в кружке, а не под распылителем, регулируя ее повторно перед обливанием следующего ребенка. Малыш стоит под душем 30-40 с, затем вытирается сухим полотенцем. В детском учреждении эту процедуру организуют таким образом, чтобы ребенок вставал под душ только после того, как насухо вытерт предыдущий.
Указанные процедуры необходимо проводить ежедневно, в течение года, в одни и те же часы. Желательно индивидуализировать температуру воды в зависимости от состояния здоровья, закаленности и реактивности ребенка. После затяжного заболевания (пневмония) закаливание начинают с первоначальной температуры. Учитывая возбуждающее и тонизирующее действие прохладных водных процедур, рекомендуется проводить их после сна или еды.
Купание в открытых водоемах. Купание в реках, озерах разрешается детям не младше 3-4 лет, при условии, что они предварительно подготовлены к действию прохладной воды, ветра и солнца (проводились обтирания, обливания, принимались воздушные и солнечные ванны). Детям 3-7 лет купание можно начинать при температуре воздуха не ниже 20’С, при безветренной погоде и температуре воды 24-26°С. Длительность купания 1-2 мин, затем время постепенно увеличивают. Для детей 4-6 лет, а также ослабленных детей длительность купания не должна превышать 5 мин, для детей 7-8 лет – 10 мин. Купать детей лучше после обеда, когда в водоемах максимально прогреется вода. Допускается купание 1 раз в день. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
а) не купать натощак и раньше чем через 1-1,5 ч после еды;
б) не купать детей в разгоряченном состоянии;
в) перед купанием смочить голову и грудь ребенка и после этого быстро его окунуть;
г) при появлении озноба ребенка немедленно нужно вывести из воды;
д) в воде детям необходимо двигаться, а старшим детям – плавать;
е) по окончании купания следует обтереться досуха и согреться легкими движениями;
ж) после купания дети не должны принимать солнечные ванны.
Купаться одновременно могут до 6 детей, при этом один воспитатель находится в воде, а другой на берегу следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть с мячом, резиновыми игрушками.
Показания и противопоказания к закаливанию. Оценка эффективности закаливания. Для использования свежего воздуха и воды с целью закаливания противопоказаний в дошкольных учреждениях нет. В том или ином виде их можно назначать всем детям, различие состоит лишь в форме и интенсивности. Особенно показано закаливание воздухом и водой детям ослабленным и находящимся в состоянии выздоровления. Важно учитывать, что именно таким детям все виды закаливания нужно проводить постепенно. Показания, а также противопоказания к назначению солнечных ванн определяет врач детского учреждения. Чтобы правильно регулировать закаливающие процедуры, необходимо вести систематический учет их эффективности, основанный на ежедневном внимательном наблюдении за поведением и общим состоянием ребенка с учетом психологических особенностей высшей нервной деятельности. Изменения отмечают по следующим показателям: настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит, сон.
Ориентируясь на поведение ребенка, можно индивидуально подбирать закаливающие процедуры, устанавливать их интенсивность и продолжительность, способствуя тем самым улучшению общего состояния. Так, если у ребенка замечены признаки неустойчивого или даже подавленного настроения, снизился аппетит, ухудшился сон, появилась слабость и утомляемость в обычных играх, то, исключив заболевание, можно предположить, что причиной такого состояния явился избыток каких-либо возбуждающих факторов (солнечное облучение и т.д.)- По возможности влияние этих факторов устраняют или ограничивают, возбуждающие водные процедуры заменяют успокаивающими, увеличивают периоды спокойной игры и дневной сон обязательно проводят на свежем воздухе. При наличии хотя бы некоторых тревожных симптомов немедленно вносятся поправки в комплекс оздоровительных мероприятий. Улучшение состояния ребенка подтверждает правильность подбора закаливающих процедур.
Периодическая врачебная оценка нервно-психического и физического развития детей путем сравнения с возрастными нормами является основным критерием для суждения о рациональной организации работы с детьми. Разработаны комплексы закаливающих мероприятий для детей различных возрастных групп.
ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
Температура воздуха в комнате 20-22°С. Закаливающие процедуры:
1) кратковременная воздушная ванна (2-4 мин) при каждой смене белья, пеленании;
2) воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин в первые месяцы и 10-12 мин – в конце первого годах
3) умывание (температура воды в первые недели 28’С, в течение года ее снижают до 20"С);
4) дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30"С;
5) общая ежедневная ванна при температуре воды 36-37°С продолжительностью 5-6 мин с последующим обливанием (температура воды 34-35°С);
6) пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой); летом пребывание 2-3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3-4 мин и постепенно доводят до 10 мин.
ВОЗРАСТ 1-3 ГОДА
Температура воздуха в комнате 18-19°С. Закаливающие процедуры;
1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания;
2) умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18-1GC). Детям старше2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;
3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду;
4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С;
5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8-10 мин 2-3 раза в день;
6) общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34-35°С, постепенно ее снижают до 24-26°С);
7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С);
8) общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Температура воздуха в комнате 16-18°. Закаливающие процедуры:
1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10-15 мин, из которых на гимнастику отводят 6-7 мин;
2) умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса;
3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30"С в безветренную погоду;
4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от-15до+30’С;
5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 мин 2-3 раза в день;
6) после прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25-24’С;
7) обливание нор перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С);
8) общая ванна при температуре воды 35-36’С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.
Лилия Николаева
Сущность закаливания
Сущность закаливания .
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному
воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав
атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех
факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие
на организм оказывает воздушная среда, солнечная радиация и вода.
Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует
рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания
детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы
природы : воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма
главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда
заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних
дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания – выработать способность организма быстро
изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней
средой. Способность организма приспосабливаться к определённым
условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением
воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного
повышения его дозировки.
В результате закаливания ребенок становиться менее восприимчивым
не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям,
но и другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим
здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью,
жизнерадостностью, высокий работоспособностью. Однако всех этихрезультатов можно добиться лишь при правильном выполнении
закаливающих процедур .
Принципы закаливания . Чтобы получить положительные результаты от
применения закаливающих процедур , необходимо соблюдать следующие
принципы :
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Постепенность заключается прежде всего в том, что первые
закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по
длительности вызвать минимальные изменения в организме, и
лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно
осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее
время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны,
и колебания ее не бывают резкими.
2. Последовательность применения закаливающих процедур . К
водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после
того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим
меньше изменения в организме; к обливанию не допускать детей
прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в
открытых водоемах – раньше, чем с ними не проведены
обливания.
3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать
закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как
при этом исчезают те приспособительские изменения, или «
механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе
закаливания , и в тем самым чувствительность его к внешнему
раздражителю снова повышается.
4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают
нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в
повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление егоорганизма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика,
регулярное проветривание помещений и т. д.). Так, воздушные
ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими
упражнениями и физической работой.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать
закаливание , необходимо тщательно изучить физическое и
психическое развитие каждого ребенка. На основании данных
медицинского обследования, педагогических наблюдений,
сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет
характеристику ребенка.
В нашей группе проводится контрастное закаливание .
Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги
обливают теплой водой 36 – 35 градусов, а затем сразу же прохладной – 24 –
25 градусов, после чего вновь следует обливание теплой воды повышается до
40 градусов, а прохладной снижается до 18 градусов. Заканчивают процедуру
сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям
ослабленным или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим
воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке,
начиная с холодной воды 24 – 25 градусов, потом переходят к теплой воде 35
– 36 градусов и затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением
температуры. После обливания – сухое растирание.
Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся
не раньше чем через 30 – 40 минут после приема пищи.
Закаливание - комплекс мероприятий, направленных на укрепление сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям, иммунитета, улучшение терморегуляции, поднятия самооценки, укрепления силы духа. Во время закаливающих процедур защитный барьер усиливается в несколько раз, и при наступлении критических условий, человек бывает защищен и легче справляется с болезнями, житейскими трудностями.
Основное правило закаливания - последовательность действий и регулярность. Чтобы попытка оздоровиться, укрепить здоровье и дух не закончились больничной койкой, необходимо соблюдать следующие принципы мероприятия.
Видео сюжет
Мероприятия по закаливанию в домашних условиях не требуют каких-то колоссальных финансовых вложений. Все, что связано с воздухом, водой и солнцем доступно и эффективно.
Самый простой, распространенный, но не менее действенный вид закаливания, доступный круглый год. Они бывают:
Начинают закаливание воздушными ваннами с теплых температур при отсутствии ветра. Продолжительность первых сеансов 10 минут, далее идет постепенное увеличение времени. Необходимо соблюдать принцип контрастности, для чего надо снять одежду, чтобы создать максимальную площадь соприкосновения тела с прохладным воздухом. Можно совмещать с играми, энергичными движениями.
Если позволяет здоровье, холодные ванны допускается проводить при температуре 7-10 °C.
Вода - важнейший фактор существования человека. Температурное воздействие с определенным перепадом благотворно влияет на организм. Закаливание водой помогает справиться со стрессовыми ситуациями, ускоряет обменные процессы, повышает тонус мышц, сосудов. У человека меняется восприятие мира. Он становится более спокойным, веселым, бодрым, работоспособным.
Щадящая форма водного закаливания. Для проведения потребуется небольшое полотенце. Его смачивают в воде определенной температуры и начинают растирать тело, пока не начнет разливаться приятное ощущение тепла. Для первых процедур берут воду 22 °C или немного выше до 30 °C. Потом, каждые 2 или 3 дня, снижают температуру на 1-2 градуса до 12 °C и меньше.
К обливаниям переходить можно через месяц обтираний. Воздействие на организм наиболее сильное. Температура воды для первых сеансов должна быть выше, чем для обтираний, где-то 30 °C. Затем ее постепенно снижают до +19 °C и ниже.
Самым эффективным и доступным видом закаливания является купание в открытых водоемах, к которому надо отнестись с осторожностью после перерыва на зимне-весенний период. Необходимо дождаться пока вода прогреется хотя бы до 20 градусов. Начинают с 3-х минут, постепенно увеличивая время пребывания в воде до 15 минут, не допуская переохлаждения.
Процедура чередования холодной воды с горячей.
Оказывают особое благотворное влияние на иммунную систему. Однако, эти процедуры коварны: находясь на открытом солнце легко получить ожог кожного покрова. Необходимо строго соблюдать временные рамки, разумно выбирая часть дня (для процедур подходит утреннее солнце или вечернее с 16 часов). Лучше принимать ванны не на открытом месте, а в тени деревьев.
Тренировки начинают летом, и плавно переходят в зиму. В холодное время длительность сначала сокращают, а после адаптации увеличивают.
Отличный вариант закаливания, но использовать надо с осторожностью, поскольку после разогревания идет ныряние в холодный бассейн. Это под силу не каждому организму.
Видео информация
Терморегуляция - внутренние механизмы, поддерживающие температуру тела на определенном уровне. Эта функция помогает не перегреваться организму при интенсивных нагрузках или высокой температуре окружающей среды, не позволяет погибнуть от переохлаждения.
Как только извне поступает сигнал, например, падает температура на улице, внутри нас начинаются процессы по выработке тепла, что не дает нам замерзнуть. Как только температура вокруг начинает подниматься, процесс замедляется.
Разделяют терморегуляцию физическую, когда в результате жизнедеятельности человека идет расход тепла. И терморегуляцию химическую - образование тепла при усилении обменных процессов в организме.
Основная роль по поддержанию стабильной температуры тела отводится коже. Эта чувствительная система мгновенно реагирует на все изменения внутри и снаружи. Рецепторы кожи передают сведения глубже, сосудам. В жару они расширяются, вырабатывают пот для охлаждения. В холод сужаются.
Помимо кожи, в терморегулировании участвуют:
У закаленного человека намного лучше работают все системы, и организм легче справляется с перепадами температур и переносит физическую нагрузку. Система терморегуляции у такого индивидуума более совершенна.
Регулярные закаливающие процедуры позволяют детскому организму адекватно воспринимать погодные катаклизмы, особенно понижение температуры. Закаленные дети реже болеют, легче переносят атаки вирусов.
Ребенку в отличие от взрослого сложно оценить свои ощущения, поэтому родителям необходимо внимательно следить за реакцией детского организма и соблюдать ряд правил. Переохлаждения недопустимы и чреваты серьезными последствиями.
ВАЖНО! В водных процедурах главным является интенсивность раздражения, а не длительность.
Видео руководство доктора Комаровского
Специалисты указывают на позитивное влияние закаливания, но при этом они предупреждают о противопоказаниях.
ПОМНИТЕ! Закаленные люди значительно реже болеют, патогенные микроорганизмы хуже приживаются в их организме.
Перед началом оздоровления при помощи закаливающих процедур обязательно пройти всестороннее обследование. Есть болезни, при которых «моржевание» опасно для жизни и несет только вред. Среди них:
Спасибо
В нормальных условиях температура человеческого тела поддерживается на постоянном уровне, что обеспечивается многими регуляторными механизмами. Основными «источниками» тепла являются печень (протекающие в ней процессы сопровождаются выделением энергии в виде тепла ), а также мышцы, при сокращении которых выделяется тепло. Из охлаждающих систем организма наибольшее значение имеют поверхностно расположенные кровеносные сосуды кожи . Если температура тела поднимается выше нормы, кожные сосуды расширяются и наполняются теплой кровью, в результате чего теплоотдача увеличивается, а организм охлаждается. При попадании организма в холодную среду происходит раздражение специфических холодовых рецепторов – особых нервных клеток, реагирующих на холод. Это приводит к сокращению кровеносных сосудов кожи, в результате чего теплая кровь из них оттекает в центральные сосуды, расположенные во внутренних органах. Теплоотдача при этом уменьшается, то есть организм таким образом «экономит» тепло.
Особенность описанного механизма заключается в том, что процесс сокращения кровеносных сосудов кожи и сосудов слизистых оболочек (в том числе слизистой горла, носовых путей и так далее ) у обычного, незакаленного человека протекает относительно медленно. В результате этого при попадании в холодную среду может произойти выраженное переохлаждение тканей, что приведет к развитию различных заболеваний. Суть закаливания заключается в медленной, постепенной «тренировке» тех систем организма, которые обеспечивают регуляцию температуры тела. При длительном и постоянном закаливании организм «приспосабливается» к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Проявляется это тем, что при попадании в холодную среду кожные сосуды начинают сокращаться быстрее, чем у нетренированного человека, вследствие чего риск переохлаждения и развития осложнений значительно снижается.
В то же время, стоит отметить, что при закаливании «тренируются» не только кровеносные сосуды кожи, но и другие органы и системы, участвующие в обеспечении приспособительных реакций.
В процессе закаливания также происходит:
Простудными заболеваниями принято называть группу инфекций , которые развиваются при переохлаждении организма. К ним относятся грипп , острые дыхательные вирусные инфекции, фарингит (воспаление глотки ) и так далее. Механизм развития данных патологий заключается в том, что при резком переохлаждении организма значительно снижаются его защитные свойства. При этом возбудители инфекций (вирусы или бактерии ) с легкостью проникают в ткани организма через слизистые оболочки глотки и верхних дыхательных путей, обуславливая развитие заболевания.
При закаливании организма отмечается улучшение барьерных функций слизистых оболочек дыхательных путей, а также ускорение обмена веществ в них, что предотвращает вероятность развития простудных инфекций. В данном случае при переохлаждении слизистой (например, при употреблении холодного напитка в жару ) ее сосуды очень быстро сужаются, тем самым, предотвращая развитие переохлаждения. В то же время, после прекращения воздействия холода они также быстро расширяются, в результате чего увеличивается приток крови к слизистой и повышается ее противовирусная и противобактериальная защита.
Стоит отметить, что у ребенка эффект закаливания может пройти гораздо быстрее, чем у взрослого (уже через 6 – 7 дней после прекращения выполнения закаливающих процедур ).
Также стоит отметить, что наличие витаминов (А, С, В, Е и других ) необходимо для нормального функционирования иммунной системы, обеспечивающей защиту организма от вирусов, бактерий и других микроорганизмов. При недостатке витаминов в крови выраженность иммунитета может снизиться, что будет способствовать развитию простудных и инфекционных заболеваний даже при закаливании организма.
Перед началом закаливания следует:
В зависимости от вида воздействующего фактора выделяют:
К основным принципам закаливания относятся:
В то же время, стоит отметить, что начинать закаливание в холодное время года (осенью или зимой ) не рекомендуется. Дело в том, что воздействие водных или воздушных процедур при низкой температуре окружающей среды повышает риск переохлаждения неподготовленного организма, вследствие чего могут развиться простудные заболевания. Начинать выполнение закаливающих процедур весной не стоит также и потому, что в это время у многих людей наблюдается дефицит витаминов, минералов и других питательных веществ, а также общее истощение организма, что негативно отражается на приспособительных реакциях и на иммунитете в целом.
В то же время, стоит помнить о ряде правил и рекомендаций, которые позволят сделать водные закаливающие процедуры максимально эффективными и безопасными для здоровья человека.
При закаливании водой следует:
Начальная температура используемой для обтирания воды не должна быть ниже 20 – 22 градусов. По мере выполнения упражнений температуру воды следует снижать на 1 градус каждые 2 – 3 дня. Минимальная температура воды ограничивается возможностями человека и реакцией его организма на процедуру.
Обтирание может быть:
Суть процедуры заключается в следующем. После предварительной разминки следует набрать в ведро воду нужной температуры. Затем, раздевшись, нужно сделать несколько глубоких и частых вдохов, после чего вылить на голову и туловище всю воду сразу. После этого нужно немедленно начинать растирать тело руками, продолжая делать это в течение 30 – 60 секунд. Упражнение следует выполнять ежедневно, снижая температуру воды на 1 градус каждые 2 – 3 дня.
Более эффективной методикой закаливания может стать контрастный душ, однако применять данное упражнение можно лишь после нескольких недель закаливания с помощью обтирания и обливания водой. Суть процедуры заключается в следующем. После предварительной разминки следует стать под душ и открыть холодную воду (20 – 22 градуса ) на 10 – 15 секунд. Затем, не выходя из душа, следует открыть горячую (около 40 градусов ) воду и оставаться под ней также в течение 10 – 15 секунд. Смену температуры воды можно повторить 2 – 3 раза (заканчивать процедуру рекомендуется теплой водой ), после чего выйти из-под душа и дать коже обсохнуть. В дальнейшем температуру «холодной» воды можно понижать на 1 градус каждые 2 – 3 дня, в то время как температура «горячей» воды должна оставаться постоянной. Преимущество такой методики заключается в том, что во время смены температуры воды происходит быстрое сужение, а затем расширение кровеносных сосудов кожи, что максимально стимулирует приспособительные реакции организма.
Непосредственно перед погружением в ледяную воду в течение 10 – 20 минут рекомендуется выполнять хорошую разминку, включающую гимнастику , легкий бег и так далее. Это позволит улучшить кровообращение и подготовить сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы к стрессу . Также перед погружением следует надеть на голову специальную резиновую шапочку, которая должна закрывать и уши (попадание в них ледяной воды может вызвать отит – воспалительное заболевание уха ). Погружаться в воду следует на короткие периоды (от 5 до 90 секунд, в зависимости от тренированности организма ).
После выхода из ледяной воды следует немедленно вытереться полотенцем насухо и накинуть на тело теплый халат или покрывало, чтобы избежать переохлаждения организма на морозе. Также после купания рекомендуется выпить теплый чай, заранее принесенный с собой в термосе. Это позволит согреть слизистую оболочку глотки и внутренние органы, предотвратив выраженное переохлаждение организма. Категорически запрещается принимать после купания спиртные напитки (водку, вино и так далее ), так как входящий в их состав этиловый спирт способствует расширению кровеносных сосудов кожи, вследствие чего организм очень быстро теряет тепло. В таких условиях может наступить переохлаждение, а также повышается риск развития простуды или даже воспаления легких.
Закаливанию ног способствует:
С целью закаливания воздухом применяются:
Воздушные ванны могут быть:
Если никаких осложнений не наблюдается, через 1 – 2 недели можно переходить к индифферентным ваннам, а еще через месяц – к прохладным. При этом саму процедуру можно выполнять в помещении или на свежем воздухе (например, в саду ). Холодные ванны показаны лишь тем людям, которые закаливаются в течение не менее 2 – 3 месяцев и не страдают какими-либо серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Во время принятия воздушных ванн человек должен ощущать легкую прохладу. Нельзя допускать возникновения чувства холода или развития мышечной дрожи, так как это будет свидетельствовать о более сильном переохлаждении организма. Также во время самой процедуры не следует находиться на сквозняке или на улице в ветреную погоду, так как при этом охлаждение организма будет происходить слишком интенсивно, что может стать причиной развития осложнений (простуды ).
Выполнять дыхательную гимнастику рекомендуется до начала самих закаливающих процедур. Это позволит «разогреть» организм и подготовить его к предстоящему стрессу. В то же время, выполнение дыхательных упражнений после закаливания позволяет нормализовать частоту сердечных сокращений, артериальное давление и частоту дыхания, что положительно влияет на функционирование всех систем организма.
Дыхательная гимнастика при закаливании включает:
Принимать солнечные ванны рекомендуется в безветренную погоду. Наиболее подходящее время для этого – с 10 до 12 утра и с 4 до 6 дня. Солнечное излучение при этом достаточно интенсивно, для того чтобы вызвать необходимые изменения в коже. В то же время, не рекомендуется находиться на солнце с 12 до 16 часов, так как повреждающее действие солнечной радиации при этом максимально.
Длительность солнечной ванны в начале закаливания не должна превышать 5 минут. Для этого следует раздеться (полностью или частично, оставив набедренную повязку, плавки или купальник ) и лечь на спину или на живот. Во время всего периода солнечной ванны голова человека должна оставаться в тени или быть покрытой головным убором, так как воздействие прямых солнечных лучей может вызвать солнечный удар . После окончания процедуры рекомендуется погрузить тело в прохладную воду на 1 – 2 минуты (искупаться в море, принять прохладный душ и так далее ). Это приведет к сужению сосудов кожи, что также будет способствовать закаливанию организма. В дальнейшем время пребывания на солнце можно будет увеличить, однако не рекомендуется находиться под прямыми солнечными лучами более 30 минут (непрерывно ). Незамедлительно прервать солнечную ванну следует в том случае, если у человека появится чувство жжения в области кожи, головокружение , головная боль , потемнение в глазах или другое неприятное ощущение.
К нетрадиционным методам закаливания можно отнести:
Данная методика подходит для подготовленных, закаленных людей, чей организм уже приспособлен к экстремальным холодовым нагрузкам. Начинать закаливающие процедуры с обтирания снегом категорически запрещается, так как это с большой долей вероятности может привести к простуде или воспалению легких.
Находиться в самой парилке (где температура воздуха может достигать 115 и более градусов ) следует в течение строго определенного времени. Вначале следует закрываться в парилке на 1 – 2 минуты, после чего делать небольшие перерывы (по 10 – 15 минут ). Это позволит оценить реакцию организма на столь высокую температуру. Если во время перерывов никаких необычных симптомов (головокружения, головных болей, тошноты , потемнения в глазах ) не наблюдается, можно увеличить время пребывания в парилке до 5 минут. В дальнейшем это время можно увеличивать на 1 – 2 минуты при каждом очередном посещении бани.
После выхода из парилки также можно окунуться в холодную воду. Возникающий при этом стресс приведет к быстрому сужению кровеносных сосудов кожи, что окажет выраженный закаливающий эффект. Если процедура выполняется зимой, после выхода из парилки можно выполнить обтирание снегом, что даст такой же положительный результат.
Суть упражнения заключается в следующем. Человек (взрослый или ребенок ) должен последовательно, мелкими шагами пройтись вначале по первой (соленой ), затем по второй (просто мокрой ) и затем по третьей (сухой ) дорожке. Это будет способствовать улучшению микроциркуляции в коже стоп, а также укреплению ее кровеносных сосудов, то есть закаливанию. Вначале занятий рекомендуется проходить по всем трем дорожкам не более 4 – 5 раз. В дальнейшем число кругов можно увеличить до 10 – 15.
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода. Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен уменьшить или увеличить свои теплопотери. Чем моложе ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных условиях среды, он может переохладиться или перегреться. Поэтому маленьких детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания в целях предупреждения у них различных заболеваний.
Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.
В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя . Постепенность заключается в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними не проведены обливания.
3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.
4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка . Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.
Первая группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.
Вторая группа – дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.
Третья группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы – отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).
6. Активное, положительное отношение детей к закаливающим процедурам . Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
В начале процедур на каждого ребенка заводят специальную карту, в которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.
Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.
5. Значение факторов внешней среды для закаливания. Закаливание воздухом, солнцем и водой
Закаливание воздухом. Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям.
Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения , в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и вне его в облегченной одежде. Облегчать одежду надо постепенно.
Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время , когда температура воздуха в тени достигает 18–20°, вся жизнь детей (исключая ночной сон) должна переноситься на участок. Только в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30° и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми окнами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе.
В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе зависит от погоды, но в среднем, включая сон для детей 2–3 мес., должна продолжаться не менее 2–3 ч, для детей 4–5 мес. – 4 ч и для детей 6 мес. – 7 лет – 5–6 ч (с 2–3 перерывами).
Зимой, при температуре воздуха ниже –10°, детей первых 2–3 месяцев жизни на свежий воздух выносить не рекомендуется. С детьми от 3 до 6 мес. можно совершать прогулки при температуре воздуха не ниже –12°, а с детьми от 1 до 1,5 лет не ниже –16°. Детей 3–7 лет не стоит лишать прогулки (до 30 мин) даже при температуре воздуха –20–25°. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазывать лицо детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям. На свежем воздухе дети всех возрастных групп спят во все сезоны года: в теплое время года – весь день, в холодное время малыши спят в безветренную погоду (дети 2–3 месяцев при температуре не ниже –5°, 4–12 месяцев –10°, от 1 года до 7 лет –15°).
Длительность сна на воздухе для детей первого года жизни постепенно увеличивается с 15–20 мин (дети засыпают на воздухе, а затем их уносят в помещение) до 1 ч 30 мин. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму. Для проведения дневного сна на воздухе можно использовать застекленные и открытые веранды и навесы на участке.
Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их проводят в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. В ненастное время и зимой – на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках. Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период – еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.
С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30–40 мин после приема пищи, а старше года – через 1–1,5 ч. Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники).
Маленьких детей (первый год жизни) во время воздушной ванны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью обнажают. Дети старше года вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания – в трусах и, если позволяют условия, босыми. Минимальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зависят от возраста, индивидуальных особенностей и степени закаленности ребенка.
Продолжительность воздушных ванн каждые 3–4 дня увеличивают на 2–3 мин и постепенно доводят до максимально допустимой. Дети, относящиеся по состоянию здоровья ко второй группе, в течение всего осенне-зимнего времени принимают воздушные ванны в майках и трусах или бумажных комбинезонах. Температура воздуха при этом снижается медленно (через 5–6 дней на 1°).
Закаливание солнцем. Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 ммк, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны больше 760 ммк) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 ммк). Эти последние лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм.
Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.
Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог первой степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог второй степени) и даже омертвение кожи (ожог третьей степени). Солнечные ожоги кожи даже первой степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, увеличивая каждый день на 1 мин время пребывания их на солнце: с 4 до 20–30 мин детям 2–3 лет до 30–40 мин ребенку 3–7 лет.
Солнечные ванны детям старше 2 лет проводят в утренние часы (с 9–11 ч в средних широтах, с 8–10 ч на юге) при температуре воздуха в тени не ниже 20 и не выше 32° на специальных площадках. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головки, обнажают, а на глаза надевают очки с темными стеклами, защищающими от солнца. При приеме солнечных ванн дети ложатся на индивидуальные подстилки или топчаны ногами к солнцу. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени четыре оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой, а тем, кому можно (первая группа), – обливание пли купание в открытом водоеме. Все дети во время приема солнечных ванн должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя и медицинского персонала.
При малейшем ухудшении самочувствия (вялость, беспокойство, сильное покраснение лица и тела и т. д.) ребенка переводят в тень, в случаях появления сыпи на коже, бессонницы, головной боли солнечные ванны отменяются.
Курс солнечных ванн не должен превышать 25–30 за лето, для детей второй группы рекомендуется 20 ванн, с предельной продолжительностью 15–20 мин каждая.
Детям до двух лет, а также тем, которые страдают острыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, воспалением почек, пороками сердца, базедовой болезнью, малокровием, рекомендуются не солнечные, а световоздушные ванны .
Детей до 1,5 года укладывают на раскладушках или лежаках. Обнажают их постепенно. Дети старше 1,5 года принимают ванны в трусах и легкой обуви или босиком. Во время процедуры они могут бегать, играть, заниматься гимнастикой или работать на участке. Световоздушные ванны лучше проводить утром, от 8 до 10 ч, в тени под деревьями, тентом, навесом, в местах, защищенных от ветра. Общее число ванн в летний сезон ограничивается 25–30 процедурами.
Эти процедуры являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.
Водные процедуры. Водные процедуры могут быть местными (yмывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28–36°), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.
Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках – еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а, следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.
Умывание , которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2–3 дня) снижают на 1° и доводят ее для детей от года до 2 лет с 28 до 20°, для детей от 2 до 3 лет – до 16°, для детей 3 лет и старше – до 14°.
Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2–3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.
Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия.
Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1° и доводится с 36 до 20° для детей от 1,5 до 3 лет и до 18–16 для детей 4–7 лет.
Можно проводить и контрастные ножные ванны . При этом ребенку поочередно поливают ноги из двух леек, в одной температура воды все время остается постоянной (36°), в другой температура воды через каждые 2–4 дня понижается на 1–2° и доводится с 35 до 18°. Обливают стопы и голени ребенка. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 1–3 мин, для детей дошкольного возраста – 3–5 мин. Во время ножных ванн ребенок все время производит движения ногами; топтание на месте, сгибание и разгибание пальцев. Ножные ванны оказывают наилучший эффект в тех случаях, когда ноги детей в начале процедуры не холодные, а теплые (например, после утреннего или дневного сна).
Обтирание можно начинать с трехмесячного возраста. Детям первого года жизни , а также ослабленным детям старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1–2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения. Для проведения обтирания следует все приготовить заранее, чтобы дети в обнаженном виде не ждали процедуры. Мальчиков и девочек после 3 лет обтирают отдельно. Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз, наливают воду нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.
Грудным детям сначала обирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого спину. Детей, умеющих хорошо стоять , обтирают в положении стоя; сначала обтирают всю верхнюю, а затем всю нижнюю часть тела. С 5–7 лет детей приучают обтираться самостоятельно, помогая им смочить рукавичку и обтереть спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.
Обливание из лейки и душа считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, так как при обливании вода попадает сразу на все тело. Обливание проводят только со здоровыми детьми старше года (1,5–2), С детьми второй группы (по здоровью) обливание из лейки и душа в условиях дошкольного учреждения проводить не следует. В помещении для детей 1,5–2 лет температура воздуха доводится до 20–22°, для детей 3–7 лет – до 20–18°. Чтобы избежать сильного давления воды на кожу ребенка, наконечник душа или лейки надо располагать не выше, чем на 40–50 см над головой ребенка.
Во время процедуры дети становятся в таз с теплой водой (37–38°) или на деревянную подставку, помещенную в ванну, голову покрывают резиновым колпаком или шапочкой. Процедура, продолжительность которой для каждого ребенка должна быть не более 40 с, заканчивается растиранием тела мохнатым полотенцем до покраснения кожи. Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе.
Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, движение, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечнососудистой, эндокринной и других систем. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (первая группа по здоровью), которым исполнилось два года.
Детям можно начинать купаться в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25° и воды 23°. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 ч после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 мин в дальнейшем ее постепенно можно увеличить: для детей 2–5 лет – до 5 мин, 6–7 лет – до 8–10 мин. Купать детей надо по утрам, после солнечных ванн. В жаркие дни можно разрешить купание и второй раз, через 1,5–2 ч после полдника.
Одновременно в воде могут находиться шестеро детей. При этом один воспитатель, умеющий плавать, должен быть вместе с детьми в воде, другой воспитатель или няня остается на берегу и следит за находящимися там детьми. Во время купания дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Пятилетних можно обучать плаванию.
Во время купания нельзя разрешать детям без причины кричать, подавать сигналы о помощи, заходить дальше указанного места, толкать друг друга, нырять, окунаться с головой. Если во время купания какой-либо ребенок синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. После купания всех детей быстро обтирают индивидуальным полотенцем и дают им возможность побегать в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.
Водный бассейн, где купаются дети, должен быть обязательно проточный, берег сухой, чистый; дно бассейна без ям и камней, с постепенным понижением.
Морские купания являются наиболее сильным и комплексным закаливающим средством. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический состав (соли хлористого натрия и др.). Ввиду такого сильного воздействия купание в море детей до двух лет нежелательно. Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста, особенно страдающим рахитом. В течение месяца с детьми достаточно провести 20 морских купаний. (Купаться один раз в день.) В прохладную и дождливую погоду купание заменяют обливанием или обтиранием морской водой.
В последнее время при многих детских садах и комбинатах создают плескательные бассейны для купания детей в жаркую погоду. Такие бассейны значительно облегчают работу по закаливанию детей в летнее время года. Однако пользоваться ими можно только в тех случаях, когда воду в них регулярно меняют, а стены и дно очищают от грязи и посторонних предметов.
Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет: в младшей группе – 15–20 мин, в средней – 20–25 мин, в старшей – 25–30 мин, в подготовительной – 25–30 мин.
Температура воды в бассейне +28–30° С, в раздевалке с душевой +25–26°С.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31