Затонувшие корабли, которые видны с поверхности. Самые известные затонувшие корабли

21 ноября 1916 года затонул лайнер «Британник», относящийся к суднам класса «Олимпик», и брат-близнец известного «Титаника».

Компания «White Star Line» начала выпуск лайнеров класса «Олимпик» в 1910 году. Первым из трех братьев-близнецов появился лайнер «Олимпик». Он считался самым большим судном в мире и превзошел всех конкурентов, кто обладал этим титулом ранее. Следующими в этом классе появились «Титаник » и «Британник», которые поражали своей роскошью и размером. Однако, «Олимпик» – единственный из трех лайнеров, который не потерпел крушения, в отличие от своих «собратьев».

Мы решили вспомнить наиболее крупные кораблекрушения:

«Титаник» был вторым лайнером класса «Олимпик» и считался еще более роскошным, чем его предшественник, и большим пассажирским лайнером в мире. В мае 1911 года он впервые был спущен на воду. А 10 апреля 1912 года он отправился в свой первый и последний рейс. Прославленный, как самый безопасный и непотопляемый, «Титаник» 14 апреля 1912 столкнулся с айсбергом. В ходе этой катастрофы погибли более чем 1400 человек. Спаслись 712 человек. Это стало настоящим потрясением для всего мира.

2. «Британник»

«Британник» был третьим и последним судном класса «Олимпик». После крушения «Титаника», самой главной целью создателей нового лайнера было увеличить уровень безопасности. Чего они и добились за счет новой системы шлюпбалок.

Лайнер был спущен на воду 26 февраля 1914 года, но со скорым началом Первой Мировой Войны «Британник» преоборудовали в госпитальное судно. 12 ноября 1916 года он отправился в 6 рейс в Средиземное море. 21 ноября лайнер проплывал между островом Кеа и материковой Грецией, где немецкой подлодкой были поставлены мины. Судно было подорвано по носу с правого борта. Пока экипаж пытался выиграть хоть немного времени, началась срочная эвакуция. На борту погибло 9 человек, а во время спуска шлюпок – еще 21 человек. Тем не менее, спасательная операция на «Британнике» считалась одной из самых успешных в истории мореплавания.

3. «Лузитания»

«Лузитания» - британский пассажирский лайнер, впервые спущенный на воду 7 июня 1906 года. Строительство «Лузитании» и различные затраты обеспечивало Британское правительство при условии, что в случае экстренной необходимости лайнер будет преобразован в вооруженный крейсер. Однако, когда началась Первая мировая. Правда в качестве вооруженного крейсера «Лузитания» не сгодилась, поэтому служила, как основное скоростное пассажирское судно. 7 мая 1915 года, находясь в зоне подводной войны, обозначенной кайзеровским правительством, «Лузитания» была торпедирована германской субмариной. Погибло 1198 человек, спаслось не более 700. После этой катастрофы общественное мнение многих стран было настроено против Германии.

4. «Андреа Дориа»

«Андреа Дориа» – итальянский трансатлантический лайнер, впервые спущенный на воду 16 июня 1951 года. Он не был похож ни на одного из ранее построенных ему предшественников, и отличался особой безопасностью. Именно поэтому после столкновения 26 июля 1956 года с лайнером «Стокгольм» у побережья Нью-Йорка, на затонувшем лайнере не оставалось ни одного человека. Это самая успешная спасательная операция в истории.

5. «Донья Пас»

«Донья Пас» – филиппинский пассажирский паром, построенный в 1963 году в Японии. 20 декабря 1987 года корабль вышел в свой последний рейс. Уже вечером того же дня паром столкнулся с танкером «Вектор». Число жертв насчитывает около 4375 человек. Это крупнейшая морская катастрофа в мирное время.

6. «Ланкастрия»

«Ланкастрия» – океанский пассажирский лайнер, построенный в 1920 году. После начала Второй Мировой войны использовался в качестве войскового судна. При эвакуации войск из Норвегии 17 июня, находясь у побережья Франции, в «Ланкастрию» попало 10 бомб, сброшенных вражеским самолетом. На борту находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа. Спасти удалось лишь около 700 человек.

В ночь на 14 января 2012 года в Тирренском море близ острова Джильо, у побережья итальянской области Тоскана. На борту судна находились более 4,2 тысячи пассажиров и членов экипажа. В результате крушения погибли 32 человека и более 100 пострадали.

Гигантский лайнер длиной 290 метров с 17 палубами, на которых размещались 1,5 тысячи кают, двухуровневая фитнесс‑зона площадью более двух тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел 13 января 2012 года из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) под Римом в круиз по Средиземному морю и направился в Савону (Savona). Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на скальный выступ, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 метров.

Постепенно корабль стал погружаться в воду. Затем лайнер в километре к северу от места происшествия.

Члены экипажа во главе с капитаном Франческо Скеттино пассажирам о том, что произошло. На борту началась паника.
Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет. Спасение людей тем, что многие оказались заблокированными в каютах лайнера, а несколько человек выпали за борт при посадке корабля на мель.

На лайнере находились 111 граждан России, . Среди уцелевших пассажиров корабля было 450 граждан Франции.
Первоначально сообщалось, что в результате крушения лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала. Ход поисково‑спасательной операции из‑за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей. В апреле 2012 года официально была гибель 30 человек, еще двое ‑ итальянка и гражданин Индии ‑ числились пропавшими без вести. Останки пассажирки Марии Грации Трекарики были обнаружены внутри судна . Тело еще одного пропавшего без вести, стюарда Рассела Ребелло, гражданина Индии, нашли в одной из кают Costa Concordia только .

С момента крушения Costa Concordia возник его топливом побережья острова Джульо, расположенного рядом с местом аварии. В районе этого острова обитает ряд видов редких рыб и морских животных. В марте 2012 года водолазы с затонувшего итальянского лайнера.

По данным СМИ, на затонувшем лайнере Costa Concordia действовали , которые разграбили затопленную часть судна. Первой вещью, похищенной с Costa Concordia, стал судовой колокол. Рында, которая весила несколько десятков килограммов, была похищена неизвестными 15 марта 2012 года с глубины около восьми метров. Кроме того, мародеры‑аквалангисты украли украшения и часы, которые остались лежать в витринах магазинов лайнера. С судна также пропали картины, настенные часы и некоторая мебель.

Осенью 2013 года корабль, который больше года пролежал на боку на мели, установили вертикально. Спустя несколько месяцев в недрах его корпуса при проведении подводных работ .

В 2014 году к лайнеру прикрепили 19 специальных контейнеров, из которых затем выкачали воду, чтобы поднять судно над уровнем моря и выровнять его. После того как корабль поднялся из‑под воды на 18 метров, от него отцепили тросы, с помощью которых удерживали около берега. В конце июля 2014 года лайнер был отбуксирован в Геную. Судно преодолело на буксире . Все это время лайнер сопровождал целый морской конвой, включающий в себя, в том числе, катер ВМС Франции и два вертолета.

После прибытия в порт Генуи начались работы по разбору судна. В мае 2015 года лайнер Costa Concordia был отбуксирован в район старого порта Генуи, а пять буксиров направили то, что осталось от круизного корабля, в сторону четвертого дока для окончательного демонтажа.

На итальянском острове Джильо в октябре 2014 года был установлен монумент, посвященный памяти жертв катастрофы 13 января 2012 года и мужеству местных жителей. Мемориал " " создал архитектор Джампаоло Талани. Работа была подарена острову компаниями Neri из Ливорно (Италия) и Smit из Роттердама (Нидерланды).

Сразу после трагедии прокуратура итальянского города Гроссето, ведущая расследование обстоятельств крушения Costa Concordia, в отношении капитана лайнера Франческо Скеттино, предъявив ему обвинения в непреднамеренном убийстве, кораблекрушении и оставлении судна в опасности. Представители компании‑судовладельца заявили о том, что Скеттино отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест.

После того, как специалисты сняли показания с черного ящика лайнера, стало ясно, что эвакуация пассажиров с терпящего бедствие круизного лайнера Costa Concordia началась . Капитан лайнера не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции, он также при маневрировании, в управлении сложившейся чрезвычайной ситуацией и при эвакуации с корабля. После крушения Скеттино покинул тонущий лайнер.

17 января 2012 года итальянский суд постановил поместить под домашний арест капитана лайнера Франческо Скеттино, но уже 5 июля 2012 года он из‑под домашнего ареста при условии, что не может покидать город Мета‑ди‑Сорренто в провинции Неаполя, где находится его дом.

Со своей стороны Скеттино решил судиться с уволившей его в июле 2012 года компанией‑судовладельцем Costa Crociere, требуя своего восстановления. Судебный процесс по делу об его увольнении начался в итальянском городке Торре‑Аннунциана в провинции Неаполя. Скеттино посчитал, что был уволен несправедливо, несмотря на то, что причиной увольнения стало не только внутреннее дисциплинарное расследование обстоятельств трагедии, но и засвидетельствованные пассажирами лайнера нарушения им трудового договора и Кодекса мореплавания, например, употребление алкоголя за час до трагедии.

Летом 2013 года министерство транспорта Италии капитана Франческо Скеттино.

Суд над бывшим капитаном Costa Concordia начался . Изначально на скамье подсудимых помимо Скеттино находились еще пять человек: старший помощник капитана Чиро Амброзио, офицер судна Сильвия Короника, рулевой Якоб Русли Бин, директор бортовой гостиницы Манрико Джампедрони и координатор кризисного центра компании‑судовладельца Costa Crociere Роберто Феррарини. Однако в рамках предварительных слушаний они заключили соглашение со следствием о признании ими своей вины в обмен на смягчение наказания.

Суд в Италии признал пятерых сотрудников компании Costa Crociere, владельца круизного лайнера Costa Concordia, в непредумышленном убийстве людей. Феррарини был осужден на два года и десять месяцев, Джампедрони получил два с половиной года, другие обвиняемые, кроме Скеттино, — от года и восьми месяцев до года и 11 месяцев тюрьмы.

Компания‑оператор судна Costa Crociere была на миллион евро за ошибки и нарушения правил, допущенные служащими компании при аварии.

11 февраля 2015 года суд первой инстанции итальянского города Гроссето Франческо Скеттино к 16 годам и одному месяцу лишения свободы. Экс‑капитану также пожизненно запретили занимать любые государственные должности, также он в течение пяти лет не сможет работать по своей профессии. Приговор был подтвержден 31 мая 2016 года Апелляционным судом Флоренции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

13 января 2012 года судно Costa Concordia вышло из порта Чивитавеккья в Савону. Последний круиз предполагал заход в несколько итальянских городов, а также в Барселону и Марсель. Поздно вечером в районе итальянского поселка Джильо-Порто на острове Джилио (регион Тоскана) судно наскочило на каменный риф и получив огромную пробоину стало тонуть. Операция по спасению пассажиров началась с задержкой, т.к. с Коста Конкордиа не поступило просьбы о помощи (капитан Франческо Скеттино вместо начала эвакуации и подачи сигнала бедствия, спустя 15 минут после столкновения объявил, что у судна просто небольшие проблемы с генератором). С терпящим бедствие кораблем связалась сама береговая охрана, после чего началась эвакуация пассажиров и членов экипажа на берег.

Дайверы осматривают затонувший Costa Concordia. В середине марта 2012 года в СМИ появилась информация о хищении корабельного колокола, несмотря на охрану района.

Спасатель спускается с вертолета на борт завалившегося на бок судна Коста Конкордиа. Фото сделано недалеко от крошечного тосканского острова Джилио (Giglio), Италия, 18 января 2012 года.


Многие фотографировались на фоне затонувшего огромного лайнера. Молодые люди решили не только сняться на его фоне, но и изваляться первоначально в грязи. Музыку для первого свадебного танца они также подобрали очень необычную, обратившись за помощью в студию свадебного танца «Ты со мной». Подборка музыкальных композиций стала для них одним из лучших подарков. Кроме этого, в студии они взяли несколько уроков у профессионального педагога, имеющего высокую танцевальную квалификацию. Молодоженам очень хотелось, чтобы главное событие в их жизни запомнилось не только им, но и всем приглашенным на данное мероприятие.

Аквалангист осматривает корпус корабля.

Пожарные, стоя у маяка, осматривают круизный лайнер.

Итальянские пожарные карабкаются на круизный лайнер, крушение которого произошло 13 января 2012 года близ острова Джилио в Средиземном море.

Пожарные работают на затонувшем круизном лайнере Costa Concordia.

Спасатели у севшего на мель корабля. Фото сделано у берегов тосканского острова Джилио, Италия.

Итальянец Andra Faccioli при помощи лазерного сканера проводит необходимые исследования лежащего на боку судна Коста Конкордиа. Лайнер, стоимостью около 500 миллионов долларов, мог перевозить более 4200 пассажиров и членов экипажа.

Спасатель поднимается на Costa Condordia.

Пожарные работают на уцелевшей стороне затонувшего круизного лайнера.

Солдат проходит мимо фото пропавшего без вести пассажира корабля, севшего на мель у западного побережья Италии.

Аквалангисты вытаскивают из воды мужчину, который являлся пассажиром Costa Concordia.

Дайверы проводят осмотр внутренней части лайнера.

Аквалангист пробирается сквозь плавающие предметы мебели внутри корабля Коста Конкордиа.

Спасательная операция у берегов итальянского острова Giglio.

Обломок лайнера на дне моря.

Коста Конкордиа на дне. Ход поисково-спасательной операции несколько раз приостанавливался из-за ухудшения метеоусловий, движения судна и роста опасности для спасателей.

Куча стульев на палубе затонувшего круизного лайнера.

Дайвер осматривает погруженное под воду пассажирское судно.

Аквалангист у якоря корабля, севшего на мель.

Спасатели исследуют затонувший лайнер.

Фото Коста Конкордиа, севшего на мель у западного побережья Италии.

Вид на затонувший корабль с берега.

Лайнер имел 13 пассажирских палуб, каждая из которых была названа именем какой-либо местности. Например, в трюме - Голландия, Швеция и Бельгия, а в районе клотика (наделка закругленной формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока) - Польша.

В 22 часа по центрально-европейскому времени, когда большинство пассажиров ужинали в ресторане, судно наскочило на каменный риф. В результате удара о грунт вдоль левого борта ниже ватерлинии судно получило пробоину длиной около 70 метров и стало тонуть.

Спасатели осматривают огромные каменные глыбы, торчащие из корпуса круизного лайнера Costa Concordia. Фото сделано на следующий день после крушения.

Капитан судна Франческо Скеттино признался на следствии, что решил подвести судно ближе к берегу Джилио, чтобы поприветствовать проживающего на острове бывшего капитана корабля. В злополучный вечер, 13 января 2012 года, команда на поворот была отдана Скеттино с опозданием и судно налетело на отмель.

К утру 14 января 2012 года судно легло на правый борт, коснувшись дна.

Пассажирское круизное судно Costa Concordia в длину составляло 291 метр и в ширину — 38.

На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды.

Была организована спасательная операция, большинство пассажиров и членов экипажа были доставлены на берег.

Итальянские следователи, «пообщавшись» с судовым черным ящиком выяснили, что корабль слишком близко подошел к берегу, а капитан слишком поздно начал эвакуацию, не послал сигнал бедствия, что значительно задержало начало спасательной операции. Также было установлено, что Скеттино покинул судно одним из первых (почти за сутки до конца эвакуации всех пассажиров).

Судьбой иностранцев сразу же занялись родные посольства и консульства. Увезли филиппинцев, за японцами прилетел вертолет, троих чехов мгновенно забрали подальше от места происшествия.

А вот 42 гражданина Российской Федерации из числа пассажиров круизного лайнера Costa Concordia продолжительное время находились в небольшом итальянском городке без денег, документов и одежды - все осталось на борту лайнера. Ни один представитель посольства России и туристической компании о них не позаботился.

Сотрудники МИД России предложили людям без денег, документов и вещей самостоятельно добраться до Барселоны, где должен был закончиться их круиз.

Спасатели на месте крушения судна.

Итальянский пожарный вертолет забирает пассажиров с лайнера «Costa Concordia».

По словам очевидцев, команда судна растерялась и долгое время не могла организовать эвакуацию, на борту царили паника и хаос. Лайнер сильно отклонился от курса, что строжайше запрещено, а риф, на который налетела Costa Concordia, нанесен на все возможные карты.

Водолазы осматривают полузатопленный корабль.

Большинство пассажиров были доставлены на сам остров Джилио. Местные жители оказывали помощь потерпевшим крушение, приносили им еду, питье, поделились теплыми вещами, разместив их в местной церкви и школе.

Экология

Обломки кораблей, покоящихся на дне морском, привлекают многих историков, ученых или просто любопытных туристов, потому что хранят реальные истории, а также дают возможность заглянуть в прошлое и увидеть то, что долгие годы оставалось нетронутым с момента потопления. Жизнь на этих кораблях давно остановилась, но вещи могут рассказать о многом – о катастрофах, страданиях и смерти, позволяя нам ясно представить то, что случилось. Узнайте о самых знаменитых потерпевших кораблекрушение судах.


1) Титаник


Самый известный потонувший корабль – несчастный Титаник , о котором снято множество фильмов и телепередач и историю которого знают все от мала до велика. Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже 100 лет. Названный "непотопляемым", Титаник не смог противостоять силам природы и 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно, захватив с собой 1517 мужчин, женщин и детей. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.

2) Андреа Дориа


Красивый лайнер под названием Андреа Дориа был пущен на воду в 1951 году. Это был элитный корабль, где все его 1241 пассажир размещались в отличных условиях. Катастрофа имела место 25 июля 1956 года, когда Андреа Дориа плыл сквозь густой туман. Так как видимость была очень плохой, членам команды не удалось издалека заметить, что перед ними. В результате лайнер столкнулся со шведским грузовым судном Стокгольм . Оба корабля были сильно повреждены, однако в отличие от Андреа Дориа , который стал тут же тонуть, Стокгольм остался на плаву. Так как корабль тонул сравнительно медленно (11 часов), всех пассажиров удалось спасти, за исключением тех, кто погиб при столкновении.

3) Рона


Обломки этого старинного корабля находятся в Карибском море в районе Британских Виргинских островов. Его потопил ураган еще в 1867 году, причем корабль разломился пополам. Рона сегодня является развлекательным участком, привлекающим множество любопытных туристов, к нему регулярно погружаются дайверы.

4) Генерал Слокум


Колёсный пароход Генерал Слокум пострадал от огня в 1904 году в Нью-Йорке, унеся жизни около тысячи людей в результате пожара, который по одной из версий начался из-за непотушенной сигареты. Жертвы катастрофы, среди которых были в основном женщины и дети, которые не умели плавать, направлялись в тот день на церковное мероприятие. Дальнейшая судьба судна – неизвестна, считается, что позже то, что от него осталось, было превращено в баржу, которая потонула через несколько лет, другие говорили, что корабль был взорван динамитом.

5) Мэри Роуз


История корабля Мэри Роуз началась ни много ни мало, а 500 лет назад, когда его построили как "самый чистый цветок из всех кораблей, которые когда-либо плавали" , по словам короля Генриха VIII. Через год, а точнее в 1545 году, когда корабль пережил уже 3 войны, был увеличен и улучшен, он должен был встретиться лицом к лицу с французской армией у острова Уайт. Однако корабль, перегруженный артиллерией, стал тонуть, когда из-за порыва ветра его наклонило в одну сторону, а его нижняя палуба оказалась затопленной. Корабль опустился на дно на глубину всего около 12 метров, причем первое время его было прекрасно видно с поверхности воды. По некоторым оценкам в результате катастрофы погибло около 700 человек. Примерное расположение корабля было известно, но только в 1970-м году удалось точно определить, где он. В 1982 году из воды были подняты обломки судна, которые сегодня в восстановленном виде можно увидеть в музее Портсмута, Великобритания.

6) Лузитания


Получивший красивое прозвище "морская борзая" , морской лайнер Лузитания ушел на дно в 1915 году в результате одной из самых страшных катастроф, имевших место на море. 7 мая корабль был атакован торпедой немецкой субмарины. Корабль затонул с небывалой скоростью – менее чем за полчаса, унеся жизни 1198 человек, включая женщин и детей. Обломки судна обнаружили в 1935 году, и с тех пор было проведено множество исследований, чтобы понять, откуда у корабля взялась вторая дыра и почему он так быстро затонул.

7) Бисмарк


Бисмарк был потрясающим военным судном, который даже враги описывали, как "шедевр военного кораблестроения" . Однако жизнь этого корабля оказалась весьма короткой, потому как он затонул через 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года Бисмарк был атакован британскими военными силами. Вместе с кораблем утонуло около 2 тысяч человек. В 1989 году было определено местоположение корабля на глубине 4700 метров. Нацистская свастика до сих пор красуется на палубе корабля. Через 70 лет после гибели корабль все еще направляет свои пушки на давно ушедшего врага.

8) Эдмунд Фицжеральд


В 1975 году корабль Эдмунд Фицжеральд плыл по озеру Верхнему, направляясь к острову Цуг недалеко от Детроида, США. Мощное грузовое судно славилось своими внушительными размерами и большим весом. Однако размеры и вес не имели никакого значения, когда кораблю понадобилось продолжить путешествие против воли самой природы. После того, как он попытался выдержать сильный шторм и справиться с 10-метровыми волнами, он, в конечном счете, проиграл войну и потонул. Не имея возможности даже позвать на помощь, все члены экипажа – 27 человек – отправились вслед за кораблем и были обнаружены на дне озера.

9) Победа


Корабль Победа таинственным образом исчез во время шторма 1744 года и считался утерянным, пока американская компания по поиску затонувших судов Odyssey Marine Exploration не нашла его. На борту гордости британского флота, Победы , находились около тысячи человек, среди которых были 100 гардемарин, детей из аристократических семей Англии, которые оказались на борту судна впервые. Очевидно, на корабле везли золото и серебро, его исчезновение было покрыто мраком, пока в 2008 году судно не было обнаружено. Со дна подняли всего 2 пушки и 2 блока, большая часть сокровищ корабля все еще ждет своего часа.

10) Республика


Республика - колесный пароход, который был участником Гражданской войны в США и потонул в 1865 году. Он вез золотые и серебряные монеты. Корабль затонул из-за сильнейшего урагана, силе которого не смог противостоять. К счастью, пассажирам корабля удалось спастись, но обломки судна считались потерянными около 140 лет. В 2003 году упомянутая выше компания Odyssey Marine Exploration отыскала корабль на глубине 518 метров. На самом деле корабль действительно вез сокровища – 51 тысячу американских золотых и серебряных монет общей стоимостью 180 миллионов долларов, а также большое количество бесценных артефактов, которые были обнаружены вместе с обломками.

16 февраля 1986 года у берегов Новой Зеландии затонул советский круизный теплоход «Михаил Лермонтов» . Находившиеся на борту люди — 408 пассажиров, значительная часть из них пенсионного возраста, 330 членов экипажа и новозеландский лоцман — были спасены подошедшими к месту гибели лайнера танкером Тарихико и паромом Арахура. В катастрофе погиб один человек: инженер рефрижераторных установок Павел Заглядимов, работавший в отсеке, затопленном сразу после столкновения. Мы решили вспомнить семь круизных лайнеров, потерпевших кораблекрушение.

«МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ»

Теплоход «Михаил Лермонтов» был построен на судоверфи немецкого порта Висмар в 1972 году и был принят в эксплуатацию в 1973 году. Его предназначением было обслуживание регулярных круизных линий. В этом же году 28 мая теплоход «Михаил Лермонтов» отправился в свой первый рейс по маршруту Бремерхафен — Лондон — Гавр — Нью-Йорк, став первым советским пассажирским судном, посетившим зарубежный американский порт за последние 25 лет.

На пяти пассажирских палубах, соединенных трапами и лифтами, было расположено 239 кают, в которых со всеми удобствами могли разместиться 550 пассажиров. Экипаж состоял из 350 человек и размещался на нижних палубах. К услугам пассажиров был музыкальный салон со сценой, ресторан, пять баров, салон красоты, парикмахерская, казино, библиотека, зимний сад, магазины, теннисные корты.

В свой последний рейс из Ленинградского порта лайнер отправился в пятницу 22 ноября 1985 года. Достигнув новозеландского Веллингтона, после непродолжительной стоянки 16 февраля 1986 года в заливе Шекспира у берегов Новой Зеландии судно в 17:38 по местному времени на скорости около 15 узлов дважды ударилось дном о подводные камни скалистой отмели в районе мыса Джексон и получило обширную пробоину по левому борту ниже ватерлинии. Был послан сигнал бедствия, который приняло радио Веллингтона. К терпящему бедствие лайнеру направились паром «Арахура», следовавший из Пиктона через пролив Кука, и танкер «Тарихико», который принял на борт 356 пассажиров и членов экипажа. Кроме танкера и парома, в спасении пассажиров и экипажа принимали участие небольшие рыболовецкие суда, поспешившие на помощь.

После гибели теплохода ходило много различных слухов о скрытых причинах катастрофы. Официально виновником катастрофы был признан старший помощник капитана Сергей Степанищев, как старший офицер, находившийся на мостике в момент столкновения. При этом суд учел неправомерные действия гражданина Новой Зеландии лоцмана Дональда Джемисона, указавшего неверный курс. Попытки поднять затонувший на глубине лайнер предприняты не были. Существует мнение, что советский лайнер мешал западным конкурентам: Министерство пассажирского флота СССР продавало билеты по заниженным ценам за счет снижения расходов. Наши морские суда пользовались советским топливом, которое было намного дешевле западного. В Англии билеты на советский лайнер продавались по цене 70 долларов за сутки. Десятидневный тур на теплоходе стоил 700 долларов США.

Останки судна до сих пор находятся на глубине 25-30 метров и являются популярным местом дайвинга.

«АДМИРАЛ НАХИМОВ»

Советский пассажирский пароход потерпел крушение 31 августа 1986 года в 15 километрах от Новороссийска, в 4 километрах от берега. До этого дня «Адмирал Нахимов» в течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии.

Пароход был построен в 1925 году в Германии и носил имя «Берлин» До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику, между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Во время Второй мировой пароход затонул, но был поднят, отремонтирован и продан в СССР в 1957 году. Со временем «Адмирал Нахимов» обрел популярность в стране. У молодоженов появилась мода совершать свадебные путешествия именно на «Адмирале Нахимове». Путевки на этот пароход раскупались за полгода до начала круиза.

В день трагедии вместе с командой на пароходе находилось 1243 человека, включая начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора А. Крикунова и его семью, прибывших к отходу судна из Новороссийска. В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход вышел в море, двигаясь к Сочи. В это время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев», большего водоизмещения, входил в Цемесскую бухту, следуя со скоростью 11,5 узла курсом 36 градусов. Суда сближались на пересекавшихся курсах. Суммарная скорость их движения составляла свыше 23 узлов, или 43 километров в час. Диспетчеры предложили Виктору Ткаченко, капитану сухогруза «Петр Васев» пропустить пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», на что он согласился. После чего оба корабля вели между собой переговоры, уточнив детали маневра. Однако в 23:12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8 на 10 метров. Лайнер ушел на дно всего за 8 минут. С тонущего парохода матросам удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. На месте крушения на поверхности воды одновременно барахталось около тысячи человек, плавало множество предметов и обломков. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз, и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек.

О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск, который отправил на место катастрофы буксиры портофлота, рейдовые и малые пассажирские катера. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и членов экипажа. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех погибших. 64 человека навсегда остались под водой.

«АНДРЕА ДОРИА»

Итальянский трансатлантический лайнер, впервые спущенный на воду 16 июня 1951 года и отличавшийся особой безопасностью, 26 июля 1956 года затонул через 11 часов после столкновения с лайнером «Стокгольм» у побережья Нью-Йорка. «Андреа Дориа» был не просто лайнер. Он олицетворял возрождение итальянского торгового флота после Второй мировой войны. Судно с валовой вместимостью 29 100 регистровых тонн, имевшее длину 212 метра и ширину 27,5 метра, относилось к числу самых крупных и быстроходных судов в мире. Помещения лайнера украшали произведения искусства. В каждом классе — кинозал и плавательный бассейн с площадкой для отдыха.

25 июля 1956 года «Андреа Дориа» с 1134 пассажирами и 500 членами экипажа на борту, двигаясь в тумане со скоростью 21,8 узла, приближался к маяку на острове Нантакет. Практически весь маршрут был пройден. Скорость была выше максимально допустимой в таких погодных условиях. В это же время из Нью-Йорка собирался отчалить шведский лайнер «Стокгольм» вместимостью 12 тыс. тонн. Он должен был пройти в одной миле от плавучего маяка «Нантакет», а затем изменить курс к северу, к берегам Скандинавии. Однако в густом тумане столкновения избежать не удалось. На мостиках обоих судов увидели огни друг друга почти одновременно: «Стокгольм» пробил 7 палуб, а от удара «Андреа Дориа» сильно накренился влево, резко развернулся, оголив винты и, продолжая идти полным ходом, потащил за собой шведское судно.

По аварийному распоряжению каждый из 1250 пассажиров и 575 членов команды должны были сесть в спасательные шлюпки, лишь 8 человек и капитан должны были остаться на лайнере для управления восемью лебедками, спускавшие все шестнадцать шлюпок. Авария произошла на оживленном участке маршрута, поэтому помощь подоспела быстро. Когда крен «Андреа Дориа» увеличился на 8 градусов, к судну подошли шлюпки со «Стокгольма», «Иль де Франс», военного транспорта «Рядовой Уильям Томас», фруктовоза «Кейп Энн» и других откликнувшихся судов. Спасение пассажиров «Андреа Дориа» стало самой успешной спасательной операцией в истории кораблекрушений: удалось спасти всех пассажиров лайнера.

Итальянский лайнер все еще лежит на 72-метровой глубине в 40 милях от американского острова Нэнтакет. Кроме предметов искусства, на корабле находились сейфы с деньгами и драгоценностями пассажиров. Однако все попытки поднять судно оказались безуспешными. За последние десять лет здесь погибли уже более 15 дайверов.

«КОСТА КОНКОРДИЯ»

Лайнер «Конкордия» в 2006 году находился на 10-м месте в ТОП-10 самых больших круизных судов в мире. Его длина составляла 290 метров, что сравнимо с тремя футбольными полями. Судно потерпело крушение 13 января 2012 года близ итальянского острова Джильо у побережья региона Тоскана, отклонившись от курса и приблизившись к берегу. На полном ходу лайнер пропорол днище о прибрежные скалы и накренился примерно на 20 градусов. В результате удара образовалась длинная пробоина в 50 метров на корпусе. Практически мгновенно было затоплено машинное отделение и утрачен контроль над двигателями и электронными системами.

Последний круиз предполагал заход в порты нескольких итальянских городов, а также в Барселону и Марсель. На борту лайнера находились 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Во время крушения лайнера погибли 32 человека, более 4 тыс. человек было эвакуировано. Капитан «Конкордии» Франческо Скеттино был арестован. По утверждению стороны обвинения, он подвел круизный лайнер слишком близко к побережью. В случае признания капитана виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения. Сам Франческо Скеттино отвергает предъявленные ему обвинения, утверждая, что скала, на которую напоролся лайнер, отсутствовала на морских картах.

Спустя 613 дней после катастрофы начались работы по подъему судна. Спасательная операция стала самой крупной и самой дорогой в истории: ее стоимость составила 800 млн долларов, а на подготовку ушли долгие месяцы. 17 сентября 2013 года судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 метров.

«Титаник» был крупнейшим пассажирским лайнером мира на момент своей постройки. Его длина достигала 269 метров, а ширина — 28,19 метра. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и затонул через 2 часа 40 минут после столкновения. На борту находилось 1309 пассажиров и 898 членов экипажа, всего 2207 человек. Из них спаслись 712 человек, погибло 1495 человек.

«Британник»

«Британник» был близнецом «Титаника». Это было третье и последнее судно класса «Олимпик», заказанное компанией White Star Line. Лайнеры должны были быть названы в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но, по легенде титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно «Гигантик» было бы такой же дерзостью, как в случае с «Титаником». Поэтому, судно назвали «Британник». Из-за катастрофы «Титаника» были внесены изменения в конструкцию.

Во время Первой мировой войны «Британик» использовался как госпитальное судно. 21 ноября 1916 года лайнер подорвался на минах, выставленных немецкой подлодкой U73 под командой Густава Зисса в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией. Была проведена эвакуация. Через какое-то время судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва.

Кроме экипажа на борту находилось 3,3 тыс. раненых. В результате крушения погибло 30 человек. Большая их часть погибла в двух шлюпках, которые были затянуты все еще вращающимся гребным винтом.



Случайные статьи

Вверх