Биологическая обратная связь. Метод биологической обратной связи

Регуляторных механизмов.

Согласно определению Американской Ассоциации Прикладной Психофизиологии и Биологической Обратной Связи (AAPB),

Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и „обратного возврата“ пациенту физиологической информации. Основной задачей метода является обучение саморегуляции , обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю так же, как процесс обучения любому искусству. Оборудование делает доступной для пациента информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую.

История метода

Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. В связи с этим нужно упомянуть великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова - авторов теории условных рефлексов. В ХХ веке идейными продолжателями исследований И.М. Сеченова и И.П. Павлова стали К.М. Быков (теория кортико-висцеральных связей), П.К. Анохин (теория функциональных систем), Н.П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний). Активное изучение метода началось в конце 50-х годов XX века . Пионерами в разработке методов БОС в нашей стране стали ученые Института экспериментальной медицины Российской Академии Медицинских Наук (Санкт-Петербург), в котором свыше 30 лет проводятся систематические исследования в этом направлении. С Институтом экспериментальной медицины связано и начало работы над технологией БОС. Применению метода БОС в клинической практике посвящены многочисленные работы школы Н.Н. Василевского - Н.В. Черниговской, О.В. Богданова, Н.М. Яковлева, Д.Ю. Пинчука и др. Эти исследования продолжаются и в настоящее время: в рамках Санкт-Петербургской физиологической школы, в Москве под руководством члена-корреспондента РАМН А.М. Вейна, в МГУ им. Ломоносова под руководством С.А. Исайчева, в Научном Центре Психического Здоровья РАМН, в Новосибирске под руководством академика РАМН М.Б. Штарка и ряде других научных центров. Примерно с середины XX века стали разрабатываться и использоваться методы, в которых устанавливалась биологическая обратная связь с организмом на основе изменения различных параметров (пульсовой волны, мышечной силы, артериального давления).

Наибольший вклад в его развитие внесли:

Основные показания к применению

  • Головные боли напряжения
  • Мигрени
  • Постинсультные нарушения
  • Эпилептические синдромы и эпилепсия
  • Депрессия (реактивная, униполярная)
  • Бессонница
  • Тревожные нарушения
  • ADD/ADHD (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Бруксизм, тиннитус
  • Дислексия, дизартрия
  • Заикание (логоневроз)
  • Блефароспазм
  • Гипергидроз
  • Посттравматический стрессовый синдром
  • Синдром хронической усталости
  • Постоперационные нарушения походки и тонуса мышц
  • Хронический болевой синдром
  • Боли в фантомных конечностях
  • Фибромиалгия
  • Сколиоз
  • Рассеянный склероз
  • Недержание мочи у взрослых
  • Ночной энурез у детей
  • Психоиммунологические нарушения
  • Гипертоническая болезнь
  • Болезнь Рейно
  • Бронхиальная астма
  • Язвенная болезнь
  • Синдром раздражения толстой кишки
  • Ревматоидный артрит
  • Предменструальный синдром, менопауза
  • Эректильная дисфункция (импотенция)
  • Сахарный диабет I и II типов
  • Тиреотоксикоз
  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Табакокурение
  • Подготовка беременных к родам

Противопоказания к применению

  • Состояние острого психоза
  • Фотосенситивная эпилепсия
  • Выраженное слабоумие

Преимущества БОС-технологии

  • Неинвазивность
  • Нетоксичность
  • Надежность
  • Эффективность

Примечания

Литература

  • Заюнчковский О.С. Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде. // Вестник университета (Государственный университет управления) -М.: ГУУ, №30,2010.
  • Заюнчковский О.С. Возможности биологической обратной связи в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с разными типами онтогенеза //Материалы IV Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Киров, 2009, С. 193-194.
  • Королев А.Д. Динамика угасния фобических реакций в ходе тренингов с обратной связью. // «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции 11-13 ноября 2010 года», Москва, 2010, Книга 3, с.108-110.
  • Савельев А. В. Самоподдерживающиеся виртуальные функциональные системы в наркологии // В сборнике: Моделирование неравновесных систем, Институт вычислительного моделирования СО РАН, Красноярск, 2004, с. 133-135.
  • Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем, Казахстан, Алматы, 2005, № 1(7), c. 86-94.
  • Ayers M.E. Assessing and treating open head trauma, coma and stroke using real-time digital EEG neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press , p. 203-222.
  • Barber T.X. (Eds.) et al. Biofeedback & Self–Control 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976, 581 p.
  • Blanchard E.B. Biofeedback treatments of essential hypertension. //Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p. 209-228.
  • Zaiunchkovsky O., Khromov A. Biofeedback in Self-Regulation Development of Children with Different Ontogenesis Types //XIV European Conference on Developmental Psycology, Vilnius Lithuania, 2009.
  • Laibow R. Medical applications of neurobiofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, p. 83-102.
  • Lubar J.F., Lubar J.O. Neurofeedback assessment and treatment for attention deficit/hyper­activity disorders.//In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, p. 103-143.
  • Peniston E.G., Kulkosky P.J. Neurofeedback in the treatment of addictive disorders. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, p. 157-179.
  • Rosenfeld J.P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders. //Biofeedback, 1997, v.25, n.1, pp. 8–25.

Ссылки

  • Марк Штарк: «Биоуправление - это медицина будущего». Интервью с обозревателем Татьяной Батеневой. «Известия», 20 февраля 2003.
  • Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде.

Wikimedia Foundation . 2010 .

За последние года ученые отметили значительно возросшее число детей с разными патологиями. Бесплатная медицина зачастую владеет устаревшими методиками коррекции и лечения, которые крайне неэффективны. Особенно это касается психосоматики, стресса, алалии и других нарушений. Многие не знают о нетрадиционных методиках. Например, БОС-терапия - что это, как не новое веяние? просто: Биологическая Обратная Связь. Применяется при лечении психических заболеваний, заключается в использовании специальной аппаратуры. Она регистрирует полученную от пациента физиологическую информацию и возвращает ее.

История создания

Когда родители узнают, что у их ребенка психическое заболевание, они начинают изучать нетрадиционные методики лечения. Например, БОС-терапия - что это и кто это создал? На самом деле у этого метода долгая история.

Активное изучение началось в 50-х годах прошлого века. Значительный вклад внесли ученые Миллер и ДиКара. Их исследования не были связаны с людьми, но благодаря экспериментам над животными им удалось сделать революционные открытия. Так удалось доказать создание висцеральных условных рефлексов оперантного типа. Другой ученый, Стерман, усиливал сенсомоторный ритм в центральной извилине и получал повышенную судорожную готовность. Камья отмечала о произвольной смене параметров ЭЭГ при получении обратной связи. Все эти исследования послужили почвой для создания БОС-терапии. Что это значило для ученых тех времен?

В развитии этой идеи большое участие приняли такие русские ученые, как Павлов, Сеченов, Анохин и другие. Они плотно занимались изучением коры головного мозга и условными рефлексами. Анохину принадлежало революционное открытие о связи обратной связи и высших приспособительных функций человека.

Аппарат БОС-терапии и предпосылки его создания

Всего БОС-терапия включает в себя два компонентна: это сам аппарат и специальное программное обеспечение. Специалисты выделяют ряд предпосылок создания этой технлологии. Во-первых, это развитие компьютерных технологии. Именно они позволили создать аппарат, способный в режиме реального времени принимать, обрабатывать и анализировать сигнал. Во-вторых, рос процент недовольных фармакологическим лечением. Такое настроение наблюдалось не только среди родителей больных детей, но и среди медицинских работников. Например, бесконтрольный прием антибиотиков снизил их эффективность.

Не стоит забывать о том, что не все симптомы поддаются фармакологическому лечению. Некоторые побочные эффекты являются серьезным противопоказанием для их приема. К сожалению, со стремительным развитием рынка препаратов возросла и их цена. А вот эффективность многих лекарств упала. Поэтому сегодня больше преимущества БОС-терапии в сравнении с традиционным лечением.

История развития

Итак, разные ученые, изучавшие головной мозг, поставили клиническую почву для создания БОС-терапии. Само направление получило развитие в 60-х годах прошлого века в США. Изначально его применяли в психотерапии. За всю историю развития терапия стала популярна во всем мире. Аппараты ставятся почти у каждого врача в Японии, Германии и остальной Европе. Сегодня выпускается два специализированных по теме журнала, функционирует профсоюз, все больше признает этот метод. Большая часть страховых компаний уже готова покрывать расходы пациента.

Согласно определению, БОС-терапия для детей и взрослых направлена на информирование человека о его телесных функция. Таким образом, формируется сознательная регуляция.

Детали аппарата

Как было сказано выше, БОС-терапия состоит из двух компонентов: аппарата и программного обеспечения. В аппарат входит несколько устройств. Основная часть - это датчики для регистрации мозговых сигналов, частоты сердцеебиения, дыхания и для регистрации биоэлектрической активности мышц. Вторая часть аппарата - это который преобразует их в удобную для ПК форму.

В чем суть метода?

Как известно, все вышеотмеченное не является контролируемыми процессами со стороны сознания. Соотвественно, задача препарата - получить сигнал, преоброзовать его в понятную для пациента форму: картинку или звук. Так человек учится управлять той или иной функцией.

Например, чем поможет БОС-терапия при недержании мочи? В педиатрии эта проблема крайне распостранена. Сложность лечения в почти невозможном установлении причины заболевания. Мочеиспускание является сложным процессом, при котором необходимо напрягать и расслаблять мышцы тазового дна. Именно это задача БОС-терапии. В результате ее применения дети учат контролировать свои позывы к мочеиспусканию.

Другой пример: терапия проблем с голосом методом БОС. Особенно важно для профессиональных вокалистов, дикторов и т.п. Например, это помогает выработке правильного контролируемого речевого выхода. Это актуально для детей с речевыми нарушениями (например, при дизартирии страдает незаменимый инструмент для работы с глухими детьми, так как необходимо снять напряжение с речевых мышц, выработать контроль над темпом речи, слитностью звуков. Психологи предлагают БОС-терапию как инструмент коррекции внимании и памяти.

Диагностика

Когда люди пытаются узнать, что такое БОС-терапия, что это такое помимо лечения? Это хороший диагностический инструмент. Так при его использовании можно сделать полную оценку функциональной стороны организма. Оценивается дыхательная и кровеносная системы, ЦНС, вегетативная нервная система и многое другое. В качестве меры профилактики аппарат позволяет бороться с симптомами переутомления и стресса, тревоги, беспокойства и т.п.

Протиповопоказания

Когда узнаешь, что такое БОС-терапия, отзывы родителей, попробовавших ее на своих детях, сплошь положительные. На самом деле, как у любой другой процедуры, у БОС имеются противопоказания. К ним относятся грубые нарушения интеллекта, сложные психические заболевания, эпилепсия, тяжелые соматические болезни. Также специалисты не рекомендуют использовать терапию до того, как ребенку исполнится пять лет.

Так кому назначена БОС-терапия?

Многие родители, перед тем как выбрать методику "БОС-терапия", отзывы узнают. Некоторые мамы делятся своими впечатлениями, что этот метод, конечно, не магия, великого результата не ждите, но ребенок стал собранным, спокойным, больше скоординрованным. Некоторым родителям кажется, что такие методики направлены на выкачку денег. На самом деле тут важно оценивать, для чего применяется методика. Она показана при пограничных психических расстройствах, терапии зависимостей и отклоняющегося поведения, а также как способ лечения психосоматики. Доказано благоприятное воздействие при депрессии, неврозах, головной боли и т.д. В любом случае не мешает предварительно проконсультироваться с врачом.

Сфера применения

БОС-терапия применятся в разных сферах деятельности. Грубо можно поделить их на клинические и неклинические. Так, при неклиническом использовании можно корректировать такие проблемы, как профессиональное выгорание, стресс, перенапряжение. Доказана высокая эффективность на учениках, что позволяет им улучшить свои результаты. Не мешает применение терапии спортсменам и людям искусства.

К клиническому использованию можно отнести негрубые психические отклонения, такие как СДВГ и аутизм, расстройства Эффективно применение и в коррекции зависимостей, особенно химических зависимостей.

БОС-терапия - что это в коррекции детских проблем?

Данная методика широко зарекомендовала себя как средство коррекции СДВГ у детей. При данном нарушении эффективность медикаментозного лечения практически нулевая. Благодаря БОС-терапии ребенок учится средствам самоконтроля, саморегуляции и коррекции своего поведения. Это особенно актуально в подготовке к школе. Сеансы БОС построены в игровой форме, так детям интересно заниматься.

БОС-терапия активно применятся в коррекции речевых нарушений. Это касается как дизатрии, так и ринолалии и заикания. На первом этапе происходит диагностика, включающая в себя сбор анамнеза, анализ речи. На втором этапе ребенка знакомят с методикой БОС, сигналами. Важно добиться снижения эмоциональной напряженности. На этом этапе формируется правильное диафрагмальное дыхание. Вырабатывается оно крайне просто: ребенку объясняют, как дышать (вдох через нос, плавный и длинный выход через рот). После чего он смотрит видеофайл или картинки. Пока он все делает плавно, картинка четкая, стоит сбиться - и она станет размытой. На третьем этапе происходит коррекция основных компонентов речи. Здесь важно сделать синхронной работу дыхания и мышц артикуляции. Здесь же развивается просодика: темп, интонация, плавность, эмоциональная окраска. На заключительном этапе закрепляются полученные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод, что БОС-терапия - это эффективная методика коррекции множества нарушений. Несмотря на необходимость большого количества занятий, полученные навыки стоят того. Особенно это касается коррекции поведения и сопутствующих проблем. Важно обращаться к квалифицированным специалистам, так как неумелое использование аппарата только навредит или в целом не окажет никакого воздействия.

Что такое Биологическая Обратная Связь?

Что такое Биологическая Обратная Связь?

Андрей Патрушев

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно обоснован и базируется на многочисленных экспериментах и обширной клинической практике. Это весьма эффективный способ для контролирования уровня напряжения, достижения действительного расслабления и помощи в достижении личных целей.

Страх, переедание, курение, тревожность, и другие проблемы напрямую связаны со стрессом либо им усугубляются. Для некоторых стресс является стимулятором эффективной деятельности, но для большинства является барьером для самореализации. Секрет заключается в распознавании своей реакции на стресс и дальнейшем использовании этого знания в качестве трамплина для обретения полного контроля над своей жизнью, когда вы можете реализовать весь огромный потенциал своего мозга для достижения успеха в жизни и поддержания хорошего здоровья.

До сих пор БОС широко применялась в медицинской практике для обучения контролю напряжения, достижению глубокого расслабления и направлению талантов и энергии на самореализацию и полное раскрытие своего человеческого потенциала. Теперь, благодаря современным достижениям в электронике, в нашем распоряжении появились компактные, надежные и точные приборы, которые легко можно использовать в домашних условиях. Эти устройства позволяют нам самим исследовать подсознательные непроизвольные реакции своего тела на различные виды напряжения, возвращая нам в виде обратной связи наши усилия по изменению этого уровня напряжения (эти обычно неосознаваемые сигналы) в виде аудиальных или (и) визуальных стимулов. Так, что можно немедленно услышать и (или) увидеть малейшие изменения и очень быстро научиться ими управлять!

Все неприятности, связанные со стрессом к настоящему времени выявлены и задокументированы. Мы теперь знаем, что стресс оказывает весьма реальный и значительный эффект на здоровье, на работоспособность, на отношения и спортивные достижения.
БОС предлагает нам открытое окно, через которое мы можем рассмотреть как наше собственное тело реагирует на стресс. БОС отслеживает и дает нам обратную связь, - каких успехов мы достигли в регулировании уровня стресса. Например, когда вы напряглись, то сразу слышите в наушниках повышение тона, когда применили соответствующую технику расслабления, тон начинает понижаться, немедленно сообщая нам об успехе. Это дает нам непосредственное понимание, какая техника для нас работает, а какая нет.

БОС показывает нам, каким образом можно использовать наше сознание для непосредственного контроля над своим собственным телом. Когда мы используем приборы с биологической обратной связью, сигналы нашей нервной системы становятся нам доступны в осязаемой и измеримой форме. Таким образом, мы можем произвести соответствующие изменения для достижения необходимых нам результатов.
Существует несколько видов биологической обратной связи.

БОС, основанная на измерении электрического сопротивления кожи (в русском варианте Кожно Гальваническая Реакция - КГР), которое напрямую зависит от уровня расслабления, то есть от психологических состояний и эмоций.

Сенсоры одеваются на руку, и мы слышим в наушниках повышение тона, если наши эмоции или состояния становятся более напряженными и понижение, когда мы расслабляемся.

БОС, основанная на измерении мышечного напряжения. Расслабление мышц лба, например, способствует уменьшению головных болей, снятию напряжения жевательной мускулатуры, и расслаблению шейно-плечевого отдела. Пара наушников со встроенным интерфейсом и повязка с сенсорами вокруг головы. Когда мы расслабляем мышцы лба, тон в наушниках начинает понижаться.

БОС, основанная на измерении качества биоэлектрической волновой активности мозга. Улучшение качества волновой активности помогает нам в обучении и сосредоточении, снижении ментального хаоса, в быстром достижении глубокой релаксации, и в улучшении качества ночного сна.

Два электрода устанавливаются на голову, и через компьютерный интерфейс мы можем видеть волновую активность нашего мозга в виде волнистых линий на экране, похожих на морские волны. Когда волны близки друг к другу - мы активны и внимательны, когда расходятся - расслабляемся, а внимание рассеивается.
Когда мы видим нерегулярные волны, это значит, что сейчас мы находимся далеко не в лучшем нашем состоянии. Когда волны становятся регулярней и с более гладкими вершинами, мы попадаем в более сфокусированное состояние.

БОС, основанная на измерении вариабельности сердечного ритма , показывает нам как наше сердце отвечает на изменения эмоционального, ментального и физического напряжения и помогает натренировать способность возвращаться в более расслабленное и эффективное состояние. Это помогает достижению общей релаксации и снятию напряжения с сердечно-сосудистой системы.

Мы надеваем сенсор на палец, и компьютерный интерфейс помогает нам увидеть работу нашего сердца в виде волнистых линий на экране, похожих на морские волны. Нерегулярные постоянно изменяющиеся волны свидетельствуют, что мы легко поддаемся различным расстройствам по любому поводу. В то время как плавные волны обозначают, что мы способны оставаться спокойными в любой напряженной ситуации.

БОС, основанная на измерении температуры кожи. Чем теплее кожа, тем глубже релаксация. Температура кожи определяется количеством крови, циркулирующем в подкожном слое. Чем больше объем циркуляции, тем быстрее в этом месте идет исцеление и самовосстановление.

Мы помещаем датчики температуры там, где нам надо увеличить кроволимфоток, например на руку. Чем выше уровень стресса, тем холодней обычно руки. Цифровой термометр измеряет температуру, затем сообщает нам, что температура в этом месте увеличилась или не увеличилась.

Программно-аппаратный комплекс БОС "Ментальные Игры" основан на измерении электрического сопротивления кожи. Эта современная система выводит тренинги БОС на новый уровень, за счет применения игрового интерфейса.

Теперь мы можем не просто наблюдать однообразные волны на экране компьютера и слушать нудный писк в наушниках, а с увлечением сажать космический корабль на посадочную платформу, проводить его между препятствиями, сочинять музыку и многое, многое другое, лишь управляя своими мыслями. Надо ли говорить, что результаты при таком подходе растут значительно быстрее, а эффективность тренингов увеличивается. Комплекс постоянно совершенствуется - добавляются игровые модули, улучшается интерфейс.

За счет хорошей обратной связи с разработчиками, вы можете добавить туда свои идеи по усовершенствованию игр или созданию абсолютно новой игры.

Биофидбэк терапия представляет собой особый вид обучения, который позволяет улучшить регуляцию разных соматических проявлений и функций в человеческом организме.

Метод биологической обратной связи позволяет научиться контролировать все процессы своего тела и организма.

Суть метода биологической обратной связи

Данная теория выстроена на воздействие на вегетативную систему, функционирование которой не подлежит внешнему контролю, ведь именно она регулирует работу всех внутренних органов.

Известно, что управлять человек может только тем, что видит, а работа вегетативной системы остаётся невидимой для глаз человека.

Метод БОС (биологическая обратная связь) основан на визуализации работы тех или иных органов человека при помощи современной техники.

Методика обратной связи подразумевает то, что видя, например как работает его сердце на мониторе, человек при помощи психологических установок может сделать сердцебиение учащенным или наоборот замедлить его.

Сегодня данная методика является нововведением в медицине, хотя исследуется уже достаточно давно.

Данный метод стал применяться благодаря созданию техники, позволяющей визуализировать работу органов организма.

Датчики на голове для регистрации биологической обратной связи

Например, при прохождении электроэнцефалограммы наблюдается работа в реальном времени головного мозга, а электрокардиограмма отображает функционирование сердца. Увидеть, как работают мышцы можно при помощи электромиограммы.

Метод биологической обратной связи (БОС) применяется в различных сферах. Он востребован в профессиональном спорте и сегодня набирает активную популярность в медицине.

Уже научно доказано, что подобная терапия может избавить человека от эпилепсии посредством воздействия и управления ритмами работы головного мозга.

Методика биологической обратной связи применяется в:

  1. Психологии.
  2. Неврологии.
  3. Кардиологии.
  4. Гастроэнтерологии.
  5. Урологии.
  6. Педиатрии.
  7. Гериатрии.

Как проходит сеанс

Научиться управлять собственным телом достаточно сложно. Потребуется пройти не один сеанс. Виды сеанса зависят напрямую от показаний.

Так, к примеру, если человек хочет просто освоить данную технику, то ему предлагают попробовать свои силы на биофидбэк – тренажере.

Данная процедура подразумевает подключение к человеку датчиков, отображающих работу тех или иных органов.

К примеру, для обучения управления головным мозгом подключается электроэнцефалограф. Программа настраивается так, чтобы человек не видел непосредственно работу мозга.

Вместе этого на экране появляется картинка. Когда внимание к изображению увеличивается чёткость картинки или видео, проигрывается музыка.

При утрате внимания, видео или изображение пропадают, а музыка сменяется шумом. Напрягая головной мозг, то есть, концентрируя внимание, человек управляет картинкой на экране, делает её более чёткой или размытой.

С первого раза упражнения могут не получиться. Специалисты утверждают, что это нормальная практика и первые успехи появляются только к концу 1 – 2 сеанса.

Существует много программ для тренировок. Каждая из них направлена на управление определёнными функциями в организме. Постоянная тренировка позволяет овладеть собственным телом и его работой.

Инструкция по шагам

Как уже ранее отмечалось, для каждой цели используются свои аппараты и программы.

Так например биофидбэк терапия для недержания мочи подразумевает под собой подключение аппарата Urostym, который производится в Канаде.

Датчики аппаратуры крепятся на мышцы тазового дна. Обычно проблемой энуреза страдают дети, поэтому большая часть программ ориентирована именно на них.

Одна из программ воспроизводит на экран компьютерную игру, действиями в которой можно управлять при помощи сокращений мышц тазового дна.

Подобная терапия позволяет научиться ребенку сдерживать мочу, а сами мышцы при этом укрепляются.

Беспроводная система биологической обратной связи «Колибри»

За рубежом подобные методики очень популярные для детей. Они безболезненные, увлекательные, интересные и очень эффективные. Уже через 10 сеансов проблема энуреза исчезает.

Для лечения болезней в области проктологии и гинекологии применяется система «Solar URO_wpm». С её помощью корректируются сексуальные расстройства у представителей обоих полов.

Биофидбэк терапия при запорах имеет две разновидности программ. Первая программа направлена на обеспечение обратной связи, то есть в анальное отверстие вставляются датчики и пациент должен стимулировать активность поперечных мышц. Вторая программа направлена на тренировку дефекации с искусственным стулом.

Для лечения геморроя в прямую кишку вводится баллон. Перед пациентом стоит задача сжать его мышцами анального сфинктера в момент чувства растяжения прямой кишки.

Показания и противопоказания

Показания

Терапия применяется для лечения:

  1. Анальной слабости.
  2. Недержания мочи.
  3. Диссинергии мышечной системы.
  4. Эректильной дисфункции.
  5. Хронических и периодических запоров.
  6. Опущения матки.
  7. Фекального недержания.
  8. Цистита.
  9. Расширения влагалища у женщин.
  10. Опущения прямой кишки.
  11. Простатита.
  12. Головных болей.
  13. Постинсультных нарушений.
  14. Звона или шума в ушах.
  15. Зубного скрежета.
  16. Нарушений произношения.
  17. Нарушений способности к овладению навыками чтения.
  18. Заикания.
  19. Нарушений потоотделения.
  20. Посттравматического стрессового синдрома.
  21. Болевых ощущений в фантомных конечностях.
  22. Диффузной симметричной мышечно-скелетной боли.
  23. Трехплоскостной деформации позвоночника.
  24. Рассеянного склероза.
  25. Гипертонии.
  26. Ревматоидного артрита.
  27. Менопаузы.
  28. Язвы.
  29. Сахарного диабета любого типа.

Также данная методика применяется для избавления от зависимости от курения, наркотиков и приёма спиртных напитков.

Противопоказания

Метод запрещено применять по отношению к людям, которые страдают:

  1. Слабоумием.
  2. Сверхчувствительной эпилепсией.
  3. Острым психозом.

Заключение

Проведённые исследования показали, что лечение методом биологической связи позволяет уменьшить проявления или вовсе избавиться от многих проблем со здоровьем.

За рубежом данная техника активно применяется для лечения хронической усталости, затяжных депрессий, апатий, нарушений сна и панических атак. Также при помощи терапии можно избавиться от страхов и дефицита внимания.

Многие международные компании используют метод обратной связи для проведения тренингов для сотрудников фирмы. Такие тренинги повышают работоспособность, концентрацию и желание добиваться поставленной цели.

Эффект от подобных процедур сохраняется на протяжении 10 -15 лет. И это касается не только тренингов, но и лечения.

Видео: БОС-терапия или biofeedback

В основе методик, основанных на принципе биофидбека (от англ. «biofeedback») - биологической обратной связи, ле­жит представление о возможности целесообразного регули­рования непроизвольных функций при использовании сис­тем внешней обратной связи.

В обычных условиях человек не получает точной количе­ственной информации о состоянии физиологических функ­ций (таких, как частота пульса, величина артериального давления и т.д.). Методики, использующие биообратную связь, позволяющую регулировать тончайшие изменения фи­зиологических процессов, дают возможность обучить кли­ента навыкам сознательного регулирования физиологичес­ких процессов.

Многие функции организма осуществляются на подкор­ковых уровнях, без участия сознания, особенно те, кото­рые носят непрерывный характер, как, например, сердце­биение или биохимические реакции. Хотя именно такой спо-

соб функционирования организма является эффективным, он препятствует сознательному прослеживанию за протека­нием автономных функций и, следовательно, их осознан­ному изменению. Именно это и обеспечивает биологическая обратная связь - дает организму возможность приобрести некоторый контроль над автономной биологической дея­тельностью. Принцип, на котором основана биологическая обратная связь, требует активного участия клиента в изме­нении его состояния.

Биологическая обратная связь представляет собой метод, посредством которого информация о биологической дея­тельности человека собирается, обрабатывается и посылает­ся обратно к нему, так, что он в результате может изменить эту деятельность. Создается «петля обратной связи».

«Петли обратной связи» участвуют в регуляции многих функций человеческого организма, начиная от изменения скорости протекания самых элементарных биохимических реакций до крайне сложных видов деятельности человека. Наличие на определенном уровне информации о результате того или иного события необходимо для того, чтобы изме­нить его любым (но неслучайным) образом.

Типы биологической обратной связи

1. Электромиографическая биообратная связь. Для орга­низации такой связи используется электромиограф - при­бор, который позволяет регулировать электрические им­пульсы организма с помощью электродов, фиксируемых на теле человека. В приборе электрический сигнал организма усиливается и преображается в световой или звуковой, ин­тенсивность которого соответствует интенсивности входя­щего сигнала. Человек, воспринимая эти сигналы, получает информацию, необходимую для регуляции какой-либо фун­кции, например мышечного напряжения.

При стрессе возникает реакция «борьбы - избегания», важным компонентом которой является мышечное напря­жение. При восприятии угрожающей ситуации определен­ные группы мышц напрягаются достаточно характерным образом, например, мышцы задней стороны шеи напряга­ются как бы в попытке держать голову прямо («быть бди­тельным»). В обычной ситуации такое напряжение незначи- * тельно и не осознается человеком. Однако сокращение мус­кулатуры может медленно нарастать вплоть до наступления мышечного спазма. Если вовремя расслабить мышцы, то спазм не произойдет, но для этого необходим сознательный

контроль физиологических процессов. Электромиограф (пред­ставляя обратную связь) дает возможность осознать даже небольшое увеличение мышечного напряжения, что позво­ляет расслабить участвующие в этом процессе мышцы.

Биообратная связь используется лая улучшения состояния человека в стрессовых и постстрессовых ситуациях. Она дает возможность человеку научиться расслаблять конкретную мышцу или группу мышц (например, жевательные мышцы при скрежетании зубами). Биообратная связь используется для вызывания более генерализованной релаксации при воз­действии на стресс через центральные механизмы.

2. Температурная биообратная связь. Использование тем­пературной биообратной связи основано на том, что пери­ферическая температура кожи отражает сосудодвигательную функцию (расширение и сужение сосудов). Когда перифе­рические кровеносные сосуды расширены, ток крови через них увеличивается и кожа становится более теплой. Если измерять температуру в конечностях, то можно определить степень сужения кровеносных сосудов (их сужение и рас­ширение регулируются симпатическим отделом автономной нервной системы) и косвенным путем измерить степень симпатической активности.

Оборудование, используемое в температурной биообрат­ной связи, состоит из датчика, обрабатывающего устрой­ства и дисплея. Датчиком является термистор - небольшой термический измерительный прибор, который обычно при­крепляется на палец испытуемого. Он соединен с устрой­ством, усиливающим электрический импульс с термистора и трансформирующим этот импульс в световой или в акус­тический сигнал либо в отклонение стрелки.

Температурная биообратная связь полезна при функцио­нальных нарушениях кровообращения; она используется для лечения мигрени, артериальной гипертонии, в тех случаях, когда человек пытается контролировать симпатическую де­ятельность, как при астме и в процессе психотерапии. В последнем случае она используется для определения облас­тей повышенной симпатической импульсации, что дает ин­формацию о сопротивлении клиента.

Температурная биообратная связь играет определенную роль в работе со стрессом, поскольку является хорошим индикатором возбуждения симпатической нервной системы. Она считается ценным средством обучения общему расслаб­лению - клиенту в этом случае дается инструкция - поста­раться повысить кожную температуру. Температурная био-

обратная связь часто применяется отдельно как альтернати­ва электромиографической биообратной связи или в ком­бинации с ней.

3. Электрокожная биообратная связь. Определение кож-но-гальванического сопротивления является наиболее извес­тным методом. Изменение электрических характеристик кожи является функцией симпатической нервной системы, поэто­му при использовании электрокожной биообратной связи клиент обучается воздействовать на симпатическую нервную активацию.

В психокоррекции электрокожная биообратная связь ис­пользуется главным образом в рамках систематической де­сенсибилизации, в основном для снижения общего симпа­тического возбуждения.

Наконец, электрокожная биообратная связь использует­ся как метод исследования. В этом случае прибор предназна­чен для того, чтобы графически продемонстрировать как психологу, так и клиенту области возбуждения, получен­ные данные можно интерпретировать как один из вариантов «языка тела».

4. Электроэнцефалографическая биообратная связь. В состоянии бодрствования, настороженности наблюдаются бета-волны. Такие состояния могут возникать при сосредо­точении внимания или возбуждении. Альфа-волны, напро­тив, связаны с состоянием релаксации, характеризующим­ся спокойствием, пассивным вниманием и невозмутимос­тью.

Исходя из этого, предпринимались попытки увеличения альфа-активности с целью вызова общего расслабления. Это целесообразно для личностей с высоким общим уровнем тревоги, а также для облегчения засыпания.

Что касается стресса, главная цель электроэнцефалогра­фической биообратной связи заключается в обучении уве­личивать альфа-активность, снижать уровень возбуждения и повышать в целом индивидуальную способность к пас­сивному вниманию. В настоящее время этот метод по срав­нению с другими формами биообратной связи использует­ся менее широко, но более глубоко изучается в лаборатор­ных условиях.

Методики, основанные на принципе обратной связи «Биофидбек», предназначены для получения информации о своих телесных или физиологических процессах.

Иногда проблема заключается в том, что ребенок не мо­жет решить проблему в силу того, что плохо представляет

себе суть происходящего. Для исправления подобного поло­жения изобретено множество разнообразных механизмов - технические средства, позволяющие человеку получать об­ратную связь от своих телесных органов. Таким механизмом является специально сконструированная ручка. Она исполь­зуется в тех случаях, когда плохой почерк ребенка вызван чрезмерным напряжением мышц пальцев рук, что проявля­ется в наличии неразборчивых, имеющих разный наклон букв, плохо написанных, прижатых друг к другу из-за силь­ного нажима напряженной руки. Специальная ручка скон­струирована таким образом, что в те моменты, когда на нее сильно нажимают, перо уходит вовнутрь.

В отечественных условиях специально сконструирован­ную ручку могут заменить тонко заточенные карандаши. При сильном нажиме на карандаш грифель ломается, и таким образом у ребенка появляется возможность контролировать силу нажима. Единственное условие при работе с каранда­шами - недопустимость возникновения отрицательных эмо­ций у ребенка в связи с поломкой карандаша. Необходимо объяснить ребенку, что поломка карандашей не является наказуемым деянием и предназначается для целей регули­рования почерка. Поэтому ребенку предлагают перейти на рисование и писание карандашами всегда и везде. Тем са­мым контролируется сила нажима пальцев.

На принципе «Биофидбека» основано использование рас­пространенной методики лечения ночного недержания мочи, которая называется «Звонок в постели». В обычных случаях ночного недержания мочи ребенок мочится во сне и не про­сыпается достаточно быстро, чтобы обнаружить, что он ле­жит в мокрой постели. Принцип методики «Звонок в посте­ли» состоит в том, что обеспечивается немедленное пробуж­дение ребенка в тот момент, когда у него начинается выделение мочи. В постели находятся специальные пласти­ны, которые замыкают электрический контакт при попада­нии влаги. Раздается звонок, и ребенок немедленно про­буждается. Использование технических средств, обеспечи­вающих мгновенное пробуждение, дает очень высокую результативность этой методики.

М. Раттер описывает случай работы с мальчиком Гордоном.

«Гордон - довольно способный ребенок, который под воздействием стресса практически не мог выполнять пись­менные работы в классе, особенно после экзаменационной работы. Минуты через 2-3 после того, как он начинал пи­сать, в его пальцах возникало болезненное ощущение и все-

гда, когда ему приходилось писать в стрессогенных ситуа- ; циях, его рука становилась очень напряженной. Он старался, расслабить руки, но вновь и вновь появлялись испытывае­мые им трудности.

Работа состояла в обучении мальчика приемам расслаб­ления, объяснения ему некоторых приемов поведения на экзамене и использования специальной ручки. Ее примене- ■; ние было необходимо в связи с тем, чтобы, несмотря на - ; состояние тревоги, Гордон приобрел с трудом поддающий­ся изменению почерк. Ему объяснили принцип устройства. ручки, и он должен был писать только ею. Ему показали..: некоторые способы более разборчивого написания букв и, провели ряд практических занятий.

Через четыре месяца его почерк стал ясным и отчетли- ; вым. У него исчезли напряжения пальцев при письме и на- Ц жиме на перо. В руке больше не появлялось боли. В дальней- ■"■ шем исчезла необходимость в том, чтобы он писал специ­альной ручкой. И через несколько месяцев контрольные s исследования показали, что улучшение сохранилось, он чув- j/ ствует себя нормально и легко». ,.[

§ 4. «ЖЕТОННЫЙ» МЕТОД "

Метод жетонов в литературе встречается под разными," названиями: «жетонная система»; «жетонная экономика»; «метод символической экономии». Метод направлен на со- \ здание условного подкрепления, необходимого для упроче- ■ ния желательного поведения. «Жетонные» программы полу- " чили широкое распространение в США. Теоретической ос­новой метода является модель оперантного обусловливания Скиннера.

Цель коррекции в «жетонных» программах формулируется как изменение поведения в соответствии с социальной ро­лью, предписанной индивиду обществом. Так, «жетонная экономика» представляет собой определенную форму внеш­ней организации поведения индивида: в контролируемой среде клиент получает привилегии (деньги или какие-либо другие материальные блага) в обмен на «жетоны», которы- ; ми он награждается за выполнение социально одобряемого поведения. Модификация поведения состоит в том, что право I на получение разных льгот реализуется путем предъявления «жетонов», которые изымаются при всяком нарушении ре- " жима (число изымаемых «жетонов» пропорционально тяже­сти нарушения).

Осуществление «жетонных» программ возможно при ус­ловии строгого внешнего контроля поведения и его неза­медлительного подкрепления. Такое поведение может быть организовано только в условиях жестко контролируемой среды (в школах, больницах, тюрьмах, центрах изоляции).

В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение клиент получает «жетоны», которые по определен­ной системе обмениваются на пищу, привилегии, возможно­сти организации досуга и т.д. При нарушении социально одоб­ряемых правил поведения клиент штрафуется. У него отбира­ются «жетоны» в строгом соответствии с тяжестью проступка.

«Жетонная» программа включает в себя пять основных компонентов:

1. Систематическое наблюдение за поведением тех инди­видов, для которых проектируется коррекционная программа.

2. Составление описания социально требуемого поведения.

3. Детерминация круга положительных стимулов, кото­рые могут служить подкреплением для индивида.

4. Введение «жетонов» как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена жетонов на привилегии.

5. Контроль за поведением индивидов, включенных в жетонную экономику, оценка их поведения, выдача «жето­нов», реализация правил обмена.

С середины 60-х годов в США «жетонные» программы активно использовались для коррекции поведения в детс­ком возрасте и оказались достаточно эффективными. При этом выявился ряд условий, необходимых для использова­ния данных программ.

К этим условиям относятся следующие:

Четкое предъявление ребенку требуемого социального образца поведения;

Обоснованный выбор такого образца с помощью взрос­лого как альтернативного асоциальному образу пове­дения;

Обучение учителей и воспитателей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка с целью ана­лиза его поведения и оказания помощи в выборе соци­ально одобряемого образца поведения для ребенка;

Развернутое инструктирование детей о том, как следу­ет выполнять те или иные действия;

Четкий контроль за следованием ребенком выбранно­му образцу и положительное и отрицательное подкреп­ление форм поведения.

Особенно эффективна данная программа оказалась в це­лях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.



Случайные статьи

Вверх