Микропсия. Проблемы у ребенка - информация в помощь Почему в воспоминаниях предметы кажутся меньше

Микропсия (от грецкого: mikros – малый, opsis – зрение) – это один из видов метаморфопсий, для которого характерно искаженное восприятие окружающего мира. При этом все предметы кажутся чрезвычайно маленькими, а человек ощущает себя лилипутом в тесной комнате. Данное нарушение также называют синдромом «Алисы в стране чудес», «Карликовыми галлюцинациями» и «Лилипутским зрением».

Впервые микропсия была обнаружена доктором Липпманом в 1952 году. Чуть позже, в 1955 году, он был описан канадским неврологом Джоном Тоддом. Любопытно, что для данной патологии характерно отсутствие каких-либо повреждений зрительного анализатора. Искаженное восприятие является исключительно субъективным.

Причины синдрома

Данной патологией страдают в основном дети младше 12 лет. С возрастом приступы случаются все реже, а к 30 годам пропадают полностью. У ребенка чаще всего наблюдаются временные микропсии, причем возникают они преимущественно вечером, с наступлением темноты. Достоверно установить причину заболевания до сих пор не удалось.

Значительно реже микропсия встречается у взрослых. Известно, что существует ряд предрасполагающих факторов, способствующих его возникновению.

К ним относятся:

  • инфекционный мононуклеоз – заболевание, возбудителем которого является вирус Эпштейна-Барра;
  • злокачественные или доброкачественные опухоли головного мозга, сдавливающие или раздражающие его затылочную долю;
  • употребление психоделиков, наркотических и галлюциногенных средств (псилоцибина, ЛСД, декстрометопрофана, марихуаны);
  • эпилепсия, мигрень, шизофрения и некоторые другие психические или неврологические расстройства.

Приступ зрительного расстройства может вызываться употреблением галлюциногенов и длиться всего несколько секунд. Однако известны случаи, когда люди страдали от данной патологии на протяжении всей своей жизни.

Симптомы

Наиболее явным признаком расстройства является искаженное восприятие окружающих предметов. Все вокруг кажется маленьким, чуть ли не игрушечным. Как правило, возникает ощущение, что все предметы находятся очень далеко. Сам же человек может ощущать себя громадным великаном в тесной комнатушке. Как правило, это явление сопровождается расстройствами слухового, тактильного, вкусового и других видов восприятия.

Во время приступа человек может впадать в беспокойство, паниковать и бояться. Ему бывает трудно различать реальность и галлюцинации. Если микропсии сохраняются на протяжении длительного времени – больному становится трудно заниматься привычной деятельностью, ходить на работу, общаться с близкими.

Лечение патологии

Наиболее важным шагом в борьбе с данным заболеванием является установление и устранение его причины. Маленькому ребенку необходимо обеспечить максимальный покой и заботу. Он должен больше отдыхать, высыпаться, правильно и регулярно питаться. Также следует позаботиться о том, чтобы малыш поменьше нервничал и не попадал в стрессовые ситуации.

Следует отметить, что детей «синдром Алисы» практически не пугает. Несмотря на то, что их восприятие действительности несколько отличается, они спокойно относятся к этому. Так что чрезмерно переживать за ребенка не стоит – скорее всего, у него все пройдет самостоятельно уже спустя несколько лет.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

Под иллюзией понимают нарушение восприятия окружающих человека объектов и происходящих событий. При этом даже вполне здоровый человек на протяжении жизни может время от времени испытывать иллюзорные ощущения действительности. Однако в отличие от психически больного, здоровый человек в состоянии проанализировать свои ощущения, так как его восприятие мира в целом, не нарушено.

Ненужно путать иллюзии с галлюцинациями. Испытывая галлюцинации, человек воспринимает реальные предметы и явления окружающего мира в искаженном, необычном виде. Их чаще всего испытывают больные люди с нездоровой психикой. Но они могут случаться и у вполне здоровых людей. Так бывает, например, при долгом переходе по засушливой местности и недостатке воды. В этих случаях человек может испытать галлюцинацию в виде водоема (озера, реки) или населенного пункта, которых на самом деле нет.

Чтобы понять в чём нарушение, расстройства восприятия - иллюзии и галлюцинации, давайте рассмотрим оба явления более детально:

Иллюзии

Чтобы более ясно представить себе, что это такое, явление легко рассмотреть на простом примере:

Одним из видов иллюзии является перенесение свойств целой фигуры на её отдельные части. Например, когда мы смотрим на отрезок линии, который входит в состав большой фигуры, он кажется длиннее, чем тот отрезок, который равен ему по размеру, но входит в состав маленькой фигуры.


Также иллюзии часто сопровождают психические нарушения. Причем у больных, страдающих расстройством психики, можно наблюдать искаженное восприятие объектов окружающего мира (мир застыл, заледенел, стал похож на декорацию или фотографию). Такое явление называют синдромом дереализации.

Искажения восприятия чаще всего совершенно определенны по характеру. В основном они касаются каких-либо признаков предметов, а именно – их формы, величины, объема, веса и т. п. В подобных случаях можно говорить о метаморфопсиях. К ним можно отнести:

Макропсию (предметы кажутся больше, чем на самом деле),

Микропсию (предметы кажутся меньше, чем на самом деле),

При синдроме деперсонализации наблюдаются иллюзии, при которых нарушается восприятие собственного тела (неадекватное, неправильное восприятие его строения) и собственной личности (раздвоение, потеря, отчуждение собственного «Я»).

При нарушения восприятия "схемы тела", возникают ощущения увеличения или, наоборот, уменьшения, как всего тела, так и отдельных его частей (рук, ног, головы), или неверное их соотношение. При этом такие искажения нередко критически воспринимаются самими больными. Они часто понимают, что их восприятие ложное и вызвано болезнью.

К подобным нарушениям относят также некоторые формы анозогнозии. В этом состоянии больной не видит, что у него отсутствуют или парализованы ноги. Он искренне утверждает, что может встать в любую минуту. Чаще всего анозогнозия возникает при параличе левых конечностей, который был вызван поражением правой лобно-теменной области головного мозга.

Иллюзорное восприятие картины мира характерно и для состояния полиестезии, при котором человек ощущает вместо одного воздействия на кожу, множественные. Например, при уколе иглой какого-либо участка кожи, ощущаются множественные уколы вокруг этой точки.

При синестезиях укол ощущается в одиночном виде, но в симметричных участках тела. Например, при уколе в поверхность кожи одной руки, укол ощущается в другой руке.

Галлюцинации

Галлюцинации, в отличие от иллюзий, возникают при отсутствии объекта. Хотя они могут наблюдаться у людей вполне здоровых, все же чаще всего встречаются у психических больных. Чаще всего случаются слуховые галлюцинации.

Слуховые галлюцинации

Больные слышат шум волн, ветра, которых на самом деле нет. Им может слышаться звук моторов, скрип тормозов, слова и шепот, которые отсутствуют в действительности. Причем вербальный характер слуховых галлюцинаций (слова, разговор, обрывки фраз) могут заставить больного совершить неправильные действия, в том числе и попытки самоубийства.

Зрительные галлюцинации

При таких нарушениях, пред взором больного возникают разнообразные видения. Они могут наблюдать ужасающие сюжеты, монстров, диких зверей, устрашающие человеческие головы и т. п. Под их воздействием человек стремиться спрятаться, закрывает голову руками.

Кроме этого, возможны нарушения восприятий в виде обонятельных, вкусовых галлюцинаций. Очень часто встречается смешанный тип, когда зрительные образы сочетаются с вербальными, слуховыми галлюцинациями.

Чаще всего такие нарушения действуют пугающе, устрашающе, но могут носить вполне нейтральный характер. Видения, слуховые ощущения, в этом случае, лишены эмоциональной окраски и больные их воспринимают достаточно спокойно и безучастно.

Причины галлюцинаций и иллюзий

Механизм возникновения иллюзий и галлюцинаций изучен слабо и до настоящего времени не до конца объяснен. Поэтому можно считать нарушения активного, избирательного характера восприятий окружающего мира недостаточно изученными.

В отношении патогенеза возникновения галлюцинаций наиболее вероятным является известное научное предположение об их связи с болезненной, повышенной возбудимостью некоторых областей головного мозга человека.

Светлана, www.сайт

УФФФ... Только ради тебя, причем очень коротко. Итак, метод ПЭТ изначально был разработан для определения метастазов у онко-больных на уровне даже одной клетки. Спустя некоторое время уже врачи поняли, что этот метод хорош и для определения иных проблем мозга. Понимаешь, дружочек, МРТ - это, грубо говоря, рентген. Проблемы наших детей практически всегда сопряжены с тем, что какие-то определенные участки мозга в силу тех или иных причин (внутриутробно, при родах, при гипоксии, при высокой температуре и еще много из-за чего..) перерождаются из мозговой ткани в соединительную, для мозга нефункциональную. А соединительная ткань РАДИОИММУННА!!! Поэтому нормального невролога должно пробивать на хохот при диагнозе, скажем "дисплазия мозолистого тела мозга". Узист ведь, как нанайский мальчик - что вижу - то пою. А что он может увидеть на МРТ? При условии, что это рентген, а соединительная ткань радиоиммунна? Он может увидеть только "дырки" в местах, где произошло это перерождение. Вот отсюда и возникают такие дикие диагнозы, как отсутствие мозолистого тела. Не может человек жить без мозолистого тела.
А раз МРТ зачастую малоинформативно - то на помощь приходит ПЭТ. Это исследование покажет как раз те клетки, которые переродились и места их дислокации.
На практике у нас это было так: ПЭТ был назначен на 11 часов утра. Причем нас предупредили, что опаздывать нельзя ни на минуту. Как мы этого добились - чтобы из Зеленограда вовремя попасть - это отдельная песня, об этом рассказывать не буду. Почему нельзя опаздывать? Потому что радиоактивный элемент, который вводят внутривенно ребенку, синтезируется буквально за пару часов до введения, ибо имеет крайне короткий период полураспада. Не успел - все, элемент распался, исследования нет. В этом и плюс - что распад крайне быстрый, поэтому вред минимален. Нам ввели внутривенно жидкость с этим элементом, и через 5 минут положили под аппарат ПЭТ. Он очень похож на МРТ-шный. Тоже такое ложе, которое немножко заезжает внутрь капсулы. Но все открыто, клаустрофобии нет. И начинается запись. Ребенок лежал на этом ложе, вертелся, дергал ножкой. Мы с мужем изображали театр двух актеров. Перечитали наизусть ему кучу стихов и сказок, разыграли кучку детских пьес, чтобы Тоша чувствовал себя комфортно и не очень вертелся. В какие-то моменты Тошка лежал спокойно и слушал наши прибаутки. Запись шла минут 40. Потом мы все вместе пошли отдыхать, пить кофе, а врач через 15 минут вышла и сказала, что получилось достаточно много фрагментов записи, где Тошка не дергался, что исследование удалось провести удачно.
Вопрос другого рода, что по нам собирали потом несколько раз консилиум, потому что исследование показало, что у нас абсолютно непораженный мозг, есть лишь недостаточная миелинизация таламуса. И что при таком мозге ребенок решительно не может быть в том состоянии, в котором мы есть. Но это уже совсем другая история..

В повседневной жизни люди не задумываются над проблемой восприятия величины предметов. По мере формирования зрительного анализатора человек привыкает к определенной величине предметов окружающего мира.

Восприятие величины предметов проходит двойной процесс: оптическое уменьшение и сенсорное увеличение. Вначале изображение уменьшается оптической системой глаза в 15 раз, чтобы поместить на сетчатке максимальное поле зрения (около 160° по горизонтальному меридиану).

Человек воспринимает предметы не уменьшенными и не увеличенными. Это значит, что при обработке в высших отделах зрительного анализатора (в сенсорном отделе) уменьшенный в 15 раз образ увеличивается ровно в 15 раз. Чтобы подтвердить это, достаточно вспомнить простые жизненные примеры, связанные с искусственным изменением величины предметов. Каждый человек когда-либо смотрел в бинокль, наслаждаясь эффектом углового увеличения или приближения. Попробуйте, не отрывая бинокля от глаз, быстро вращать головой: возникнет непривычно быстрое перемещение изображения, вызывающее неприятные ощущения, связанные с головокружением.

Люди, страдающие близорукостью, по мере ее прогрессирования меняют очки, постепенно их увеличивая. При этом каждый раз они проходят неприятный период адаптации (привыкания) к новым очкам. И это связано не столько с величиной, формой, цветом и весом оправы, сколько с силой новых стекол. Минусовые очки имеют не¬риятный побочный эффект - уменьшение изображения. И чем сильнее стекла, тем больше этот эффект. В новых очках смотреть телевизор хорошо, а ходить по улице - неприятно. Возникает головокружение. Со временем это исчезает.

Если близорукие люди, пользовавшиеся очками, начинают носить контактные линзы или переносят операцию по устранению близорукости, то они испытывают эффект увеличения, который тоже требует определенного периода адаптации.

Операция удаления катаракты (мутного хрусталика) сейчас обычно заканчивается имплантацией (вживлением) искусственного хрусталика. В эпоху отсутствия искусственных хрусталиков после операции удаления катаракты больному выписывали очки силой от +10 до +13 дптр. Такие сильные очки дают увеличение в 1,3-1,5 раза. Соответственно, пациенты ощущали сильное головокружение, в ряде случаев они даже отказывались от очков. Но само по себе увеличение тоже оказывалось мучительным: ужасал один только вид своей необычно "распухшей" руки.

Приведем интересный пример. Больному после операции удаления катаракты были назначены очки - сфера +11,0 дптр. После заживления он приступил к работе. Будучи профессиональным токарем, до операции он безошибочно "на глаз" определял диаметр металлической заготовки. После операции у него появилась необычная жалоба: диаметр детали казался ему 30 мм вместо истинных 20 мм. Спустя два месяца это чувство исчезло, как и головокружения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизмы адаптации со временем приводят в соответствие величину оптического уменьшения и величину сенсорного увеличения. Адаптация продолжается до отсутствия головокружения.

Приведенные примеры связаны с оптическими изменениями. Бывают, однако, случаи нарушения восприятия величины изображения, которые происходят без каких-либо оптических изменений. Следовательно, причина - в сенсорных нарушениях, т. е. уменьшение изображения объясняется нарушением питания в высших центрах зрительного анализатора. Увеличение же изображения может быть связано или с нейрогенными токсинами, или с интоксикацией (отравлением), вызванной инфекцией.

Кандидаты педагогических наук Марина ЕГУПОВА и Наталья КАРПУШИНА.

Мы привыкли доверять своим глазам и не задаёмся вопросом, почему один и тот же объект вблизи выглядит крупнее, чем вдали? Или почему разные по величине предметы порой кажутся одного размера? Механизмы зрения довольно сложны, однако некоторые его особенности можно объяснить на основе геометрических представлений.

Угловой размер объекта - это угол зрения, под которым виден весь объект (в данном случае - угол АВС).

Измерение высоты светила при помощи посоха Якова.

Рука - природный угломер.

Один и тот же предмет визуально может иметь разные размеры в зависимости от удалённости от глаза наблюдателя.

Изображение предмета на сетчатке глаза получается перевёрнутым вверх ногами (обратным) и уменьшенным.

Геометрия полного солнечного затмения.

Под одним углом зрения видимые линейные размеры предметов кажутся одинаковыми.

Что такое угол зрения

Всякий предмет имеет линейные размеры: длину, ширину и высоту. Но как только он попадает в наше поле зрения, то приобретает ещё один размер - угловой. Давайте разберёмся, что это означает. Когда мы смотрим на предмет, то через каждую его точку можно провести от глаза луч, называемый лучом зрения. Понятно, что их будет бесконечно много. Любые два луча зрения образуют угол зрения. Тот угол зрения, под которым предмет виден целиком, и принято называть угловым размером предмета. Как и всякий плоский угол, он измеряется в градусах, минутах, секундах или в радианах.

Понятие углового размера используется в геометрической оптике, геодезии, астрономии. Встречается оно и в геометрии, но здесь принято говорить об угле зрения, под которым из указанной точки «виден» данный отрезок - высота фигуры, её диаметр и пр.

Угловой размер зависит от выбора точки наблюдения, в чём легко убедиться, измерив его из двух точек, расположенных на разном расстоянии от предмета. В зависимости от характера предмета величину угла зрения, под которым он виден, определяют при помощи специальных приборов, например, для измерений на местности используется теодолит, для определения высоты небесных объектов над горизонтом - секстант и т.д.

В древности с той же целью применяли более примитивные инструменты. Один из них - посох Якова, предшественник современного секстанта. Он представлял собой стержень, по которому скользила поперечная рейка; на стержень были нанесены деления, соответствующие некоторым углам (их предварительно измеряли транспортиром). Наблюдатель подносил один конец посоха к глазу, другой направлял в сторону измеряемого предмета и затем перемещал рейку до тех пор, пока она одним концом не «коснётся» линии горизонта, а другим - небесного объекта. После этого оставалось только «снять показания» - посмотреть, какому делению на стержне соответствует рейка. Этот удобный и простой инструмент легко изготовить самому, он вполне годится для примерного измерения углов в любой плоскости.

Наконец, оценить угловой размер предмета можно буквально «голыми руками». Угломером послужит кисть руки, если, конечно, знать некоторые углы. Например, ноготь указательного пальца вытянутой перед собой руки мы видим под углом, приблизительно равным 1 о, кулак - под углом 10 о, а промежуток между концами расставленных большого пальца и мизинца - под углом 22 о.

Угловой размер и расстояние

Угловой размер предмета - величина не постоянная и зависит от расстояния предмета от глаза: чем предмет дальше, тем меньше угол зрения, под которым он виден.

Чтобы понять причину этого явления, вспомним, что на сетчатке глаза изображение предмета получается обратным и уменьшенным. При удалении предмета его изображение на сетчатке становится меньше, поэтому он и кажется нам уменьшающимся. При сокращении расстояния изображение, напротив, увеличивается и предмет кажется увеличивающимся. На языке геометрии это означает, что величина угла зрения обратно пропорциональна расстоянию до предмета.

Такая особенность зрения помогает понять некоторые наши действия и явления вокруг нас. Почему, например, чтобы рассмотреть детали висящей на стене картины или мелкий шрифт на странице книги, приходится подходить к холсту ближе или подносить текст к глазам. Ответ прост: нам необходимо увеличить изображение на сетчатке, а для этого следует увеличить угол зрения, что мы и делаем, уменьшая расстояние до предмета.

Другой пример. Представьте себе две «убегающие» вдаль параллельные линии (железнодорожные рельсы, края прямолинейного шоссе). Они кажутся «сходящимися» в одной точке. Такое же впечатление создают ряды телеграфных столбов или деревьев вдоль дороги. Зрение будто пытается убедить нас в том, что вопреки законам геометрии параллельные прямые пересекаются. Но это лишь иллюзия, которая возникает из-за видимого уменьшения расстояния между прямыми по мере их удаления.

Под одним углом зрения

Часто приходится сталкиваться и с другой ситуацией. Если рассматривать предметы одинаковой формы, но разных линейных размеров под одним и тем же углом зрения, то кажется, что их размеры равны. Это подтверждает простой опыт. Выстройте по росту несколько матрёшек и по-смотрите на них со стороны самой маленькой фигурки, а затем медленно отойдите назад, не изменяя направления взгляда. Вы увидите, как матрёшки начнут «сливаться», загораживая одна другую. Наконец, когда вы отодвинетесь на некоторое расстояние, будет видна только одна матрёшка - ближайшая к вам. Если теперь сместить фигурки в стороны так, чтобы все они были полностью видны, то визуально матрёшки будут казаться одного размера.

Похожее явление можно наблюдать и в природе. Например, при полном солнечном затмении лунный диск в точности заслоняет солнечный. В этот момент наблюдатель с Земли видит оба небесных тела под одним углом зрения. Увидеть такое уникальное явление было бы невозможно, если бы линейные размеры Солнца и Луны, а также расстояния от них до Земли не состояли в определённой математической зависимости.

С точки зрения геометрии в обоих случаях мы имеем дело с подобием фигур, точнее говоря, с гомотетией, с центром, совпадающим с глазом наблюдателя. Поэтому, если два схожих по форме предмета видны под одним углом зрения, то их линейные размеры отличаются во столько же раз, во сколько раз отличаются расстояния до предметов. Таким образом, диаметры Солнца и Луны (D и d) и расстояния от этих тел до Земли (L и l) связаны простой формулой:

Мы раскрыли далеко не все секреты зрения. Особенности зрения, когда человек смотрит двумя глазами, объяснение некоторых зрительных иллюзий, создание зрительных эффектов в архитектуре и живописи - разговор об этом впереди.



Случайные статьи

Вверх