Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2. В России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
3. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
4. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5. Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);
7. Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
8. В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
9. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
Экономической основой социального государства является высокий уровень развития производительных сил (машины, здания, люди) и эффективная система производственных отношений, т.е. в основе производственных отношений лежат отношения собственности, это позволяет создавать условия для саморазвития человека, снимает социальные проблемы трудоспособных работников, обеспечивающих себя и через налоговую систему и вне бюджетные фонды, участвующих в поддержании жизнедеятельности всего общества, с другой стороны высокий уровень развития производительных сил позволяет государству проявлять социальную заботу о тех, кто не может решать свои проблемы сам, функционирование рыночной экономики сопровождается рядом негативных явлений:
кризисами
банкротством предприятий
безработицей и т.д.
Эти явления преодолеваются путем проведения специально-ориентированной налоговой, финансово-кредитной и ценовой политики. Рыночное хозяйство становится социальным.
Социальное государство разрабатывает и осуществляет программы удовлетворения потребностей населения, реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества и на предание социальной направленности экономике, социальная политика включает в действие социальные механизмы при реализации экономической политики.
Развитая система образования. Науки, культуры очень необходимы для экономического прогресса, социально-ориентированное регулируемое государством экономика работает на удовлетворение потребностей населения, а не на наращивание показателей производства как таковых. Социальная ориентация экономики выражается и в необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу слабо обеспеченных и нуждающихся. Социальная защита обеспечивается государственным вмешательство в экономику (через налоги, правовое обеспечение и т.д.). иногда государство жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Таким образом, одним из важнейших критериев социально-рыночной экономики является приоритет социальной защиты и социальной справедливости над эффективностью ради социального спокойствия в обществе. Обеспечивается это государственным регулированием экономики, перераспределением финансовых средств и обеспечением баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
Основная задача социального государства в этой сфере (балансе) - поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведение к минимуму естественных противоречий (природных) между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом, необходимость ограничения монополизации экономической и политической власти и недопущение перехода к патерналистской социальной политики.
В практике государственного регулирования экономики развитых государств применяются концепции в основном двух направлений современной экономической мысли:
Неоклассической
Кейнсианской
Мировой рыночное хозяйство прошло в своём развитии ряд этапов, на каждом вырабатывалось своя стратегия экономического развития, и создавалась модель дальнейшего развития.
1.Эпоха свободной конкуренции.
Эпоха «массового производства» 30 е гг. 19 века - 30 гг. 20 века.
Эпоха «быта» начало 30 гг. 20 века.
.«постиндустриальная» эпоха сер 50 гг. 20 века
На всех этапах сказывались внутренние недостатки рыночного хозяйства, отсутствие идеальных условий для риска и как результат становилось необходимым государственное регулирование экономики.
Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Принятие законодательных актов.
Регулирование государственной собственности.
Управление предприятиями государственной формы собственности.
Регулирование государственного заказа.
Выдача кредитов и субсидий.
Проведение лицензирования и квотирования. (Квота - норма производства)
Проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Косвенные:
Экономическое регулирование через государственный бюджет, налоговую систему, тарифно-ценовую политику, амортизационную политику.
Прогнозирование, проведение денежной политики, инфляционный.
Социальная составляющая экономической политики (социальная политика, обеспечение занятости, стимулирование труда и др.)
Политика регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы, налоги и др.)
Внешне-экономическая политика (валютная, таможенное регулирование налоги, лицензии, квоты).
Таким образом, мы определили методы вмешательства государства в экономику страны, во все секторы экономики.
Для начинающих обучаться умственно отсталых детей письмо слов по слуху представляет чрезвычайно много затруднений. Это ярко отражается в письменных работах школьников. Тетради учеников I–III классов обычно пестрят разнообразными ошибками, искажающими структуру слов. Большое количество ошибок обусловлено тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, осуществляется детьми крайне несовершенно.
Характерная для умственно отсталых учеников недостаточность фонематического анализа затрудняет им процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Анализируя слова, дети не выделяют из них некоторых звуков в силу тех или иных объективных причин, воспринимаемых менее четко. Чаще всего гласные звуки оказываются не отделенными от согласных. В результате ученики пропускают их, пишут «стл» вместо стол, «учсь» вместо учусь и т. п.
В ряде случаев школьники смешивают акустически сходные звуки. В написанных словах появляются характерные ошибки. Дети пишут «Педя» вместо Петя, «Пар-пос» вместо Барбос и т. д.
Школьникам, имеющим недостатки произношения, особенно трудно производить звуковой анализ и синтез слов, и такого рода ошибки наиболее часто встречаются в их работах. Однако ошибки, искажающие состав слов, можно в большом "количестве обнаружить и в тетрадях умственно отсталых детей, говорящих фонетически правильно, но ранее имевших дефекты произношения, которые были исправлены в процессе логопедических занятий.
Письменная речь – новая, сложная для маленького школьника деятельность. Для ее осуществления требуется гораздо более тонкий и точный фонематический анализ, чем для произнесения слов. Тот уровень анализа, который уже выполняется ребенком и обеспечивает правильность устной речи, еще недостаточен и не может обеспечить правильности письма.
Еще одна трудность фонематического анализа проявляется в том, что, справившись с выделением звуков и их распознанием, школьник не может установить порядка, в котором звуки следуют друг за другом в данном слове. Это приводит к перестановке букв, т. е. нарушению строения слова. Так, дети пишут «кокша» вместо кошка, «матр» вместо март и т. п.
В ряде случаев в работах учащихся можно обнаружить ошибки, свидетельствующие о трудностях слого-ного анализа и синтеза слов. Они находят свое отражение в пропусках и перестановках слогов. Ученики пишут «колзники» вместо колхозники, «сушли» вместо сушили и т. п.
Особенно часто ошибки, представляющие собой пропуски и перестановки букв и слогов, встречаются в тетрадях детей, у которых умственная отсталость сочетается с общим расстройством поведения и отношения к предлагаемому заданию. Для таких учеников фонематический и слоговой анализ и синтез слов чрезвычайно сложны, так как осуществление этих процессов требует сосредоточенности, внимания и определенного умственного напряжения.
На первоначальных этапах обучения письму для умственно отсталых школьников очень характерны трудности соотнесения звуков с соответствующими буквами. Они ярко проявляются в ошибках учащихся, допускаемых, например, при написании мягких сочетаний типа ля, ся и т. п. Даже свои имена школьники нередко пишут, искажая их буквенную структуру,– «Васа», «На-да», «Кола» и т. п.
Подобные ошибки встречаются довольно часто, но, в общем, несколько реже, чем ошибки, обусловленные несовершенством фонематического анализа.
Особо отметим трудности, которые возникают у умственно отсталых детей при усвоении образа букв. По своим начертаниям буквы русского алфавита (печатного и курсивного) в значительной степени сходны между собой. Все они состоят из ограниченного числа компонентов– прямых линий, овалов (полных и неполных), закруглений и точек. Одни и те же компоненты повторяются многократно, вступая в различные сочетания друг с другом. Алфавит может быть разбит на группы сходных букв. Одни буквы состоят из одинаковых или похожих, но различно расположенных элементов (например,пин), другие – из различного количества однородных элементов (например, а и ш, п и т), третьи отличаются друг от друга только одним элементом (например, и и ц ш и щ). Сходство графических изображений букв создает известное препятствие для запоминания их образов.
Известно, что умственно отсталые дети воспринимают рассматриваемые объекты недостаточно дифференцированно: не выделяют в должной мере частей и частиц, не отмечают соотношений между ними и их расположения. Поэтому в начале обучения образ изучаемой буквы лишен у них необходимой четкости.
Кроме того, представления школьников, особенно если это представления сходных объектов, легко и быстро изменяются. Изменения идут в направлении упрощения образов и их уподобления.Это приводит к смешению букв по их оптическому сходству, особенно при воспроизведении.
Труднее других усваиваются учениками такие буквы, которые отличаются друг от друга только одним элементом. Например, и и ш, р и г и т. п. Часто при письме оказываются забытыми подстрочные элементы у ц и щ. Много ошибок возникает при написании д и б. Учащихся сильно затрудняет двойное написание буквы д (q и д) Смешение образов букв переносится школьниками со строчных букв на заглавные. Допущенные несколько раз ошибки прочно закрепляются в их памяти. В тетрадях у них появляются многочисленные, иногда противоречивые исправления, показывающие, что оптические образы букв еще недостаточно точно соотносятся учениками с соответствующими фонемами. Добавим, что умственно отсталые школьники не сразу понимают, что изменение или упрощение одного из элементов любой буквы меняет и букву, и все слово. В ряде случаев они воспроизводят общий образ требуемой буквы, не заботясь о том, чтобы точно передать ее строение.
В младших классах иногда встречаются ученики со значительными нарушениями оптического восприятия и пространственной ориентировки. Таких детей затрудняет и процесс начертания букв, и особенно соблюдение правил написания их по клеточкам и в строку. Буквы и слова они пишут почти по диагонали от верхнего левого угла листа к нижнему правому. Наклон букв и нажим совершенно не соблюдаются…
У некоторых учащихся наблюдаются случаи зеркального письма отдельных букв. Зеркальность письма преодолевается медленно. Механически выполняемые детьми упражнения, даже если они повторяются в течение длительного срока, не дают желаемых результатов. Реальную помощь школьникам могут оказать лишь такие упражнения, которые основываются «а мыслительной деятельности учащихся и включают в себя детальный анализ правильного начертания каждой буквы, их сравнение, установление сходства и различия с другими буквами и т. п.
Многие из учащихся вспомогательной школы с большим трудом овладевают техникой письма. Психологическое исследование Е. В. Гурьянова (1959), посвященное формированию графических навыков письма, показывает, что и для нормально развивающихся детей усвоение этих навыков представляет значительную сложность. В начальный период обучения письму они каждую букву расчленяют на ряд элементов, каждый из которых выписывается ребенком обособленно от других, как самостоятельная графическая единица, затем их сочетают в буквы. Для успешного осуществления такой деятельности ребенок должен научиться осуществлять анализ графических форм и их соединений в словах и буквах, а также точно координировать свои движения.
У умственно отсталых учеников сравнительно часто имеют место нарушения моторной сферы. Причина трудностей, возникающих при овладении техникой письма, часто кроется в расстройствах или недостатках координации соответствующих движений мелких мышц, в недоразвитии мышц пальцев, в неустойчивости всей кисти руки и т. п. Нарушения моторики особенно резко обнаруживаются у учащихся вспомогательной школы, страдающих параличами.
Но и в тех случаях, когда у детей нет особо резких двигательных нарушений, они пишут буквы с большим напряжением. На уроках в I классе часто можно наблюдать, что у учеников приходят в движение не только пальцы рук, но и плечи, голова, а у некоторых и язык. Соответственно быстро наступает и утомление. Темп работы замедляется. В начертаниях букв появляются ошибки.
При написании букв особые трудности возникают у учащихся с нарушением поведения и деятельности. Расторможенные и импульсивные, эти дети не стремятся приобрести необходимые умения и навыки. Они выполняют задание крайне небрежно. Написанные ими элементы букв и буквы выглядят некрасиво, часто не соответствуют образцу, выходят за пределы строки, между буквами не соблюдаются расстояния.
Школьники долго не сознают, откуда надо начинать писать букву или ее элемент, в каком направлении ее вести и до какого предела. Они не учитывают размеров и пропорций, не пользуются разлиновкой тетради.
В работах детей с нарушениями поведения длительное время сохраняются искажения образа букв. Это в значительной степени объясняется тем, что ученики безразлично относятся к предлагаемому заданию, не умеют концентрировать на нем своего внимания. Анализ букв производится ими крайне недифференцированно. Такие дети более продолжительный срок и гораздо чаще, чем их одноклассники, при написании букв или «теряют» отдельные элементы, или приписывают лишние. В одних случаях ш превращается у них в и, п – в-г, в других они изображают и как ш, ч как п или р и т. п.
При обучении детей с нарушением поведения важно в первую очередь организовать их поведение и деятельность. Включая в занятия элементы игры, учитель должен постоянно руководить ими и контролировать выполнение своих указаний. Ученикам нужно дать ясные и четкие ориентиры, которые могли бы направлять их деятельность (например, точечную сетку, определяющую контур письменного знака).
Конечно, эта работа должна сочетаться с последовательно проводимыми упражнениями, направленными на развитие у учащихся соответствующих движений.
В условиях специального обучения основная масса умственно отсталых детей успешно преодолевает возникающие трудности и овладевает начертанием букв. Однако как только темп работы становится для ребенка непосильно быстрым, так достигнутые успехи исчезают, недостаточно прочные навыки распадаются, в написании букв появляются ошибки.
Характерная для умственно отсталых детей инертность нервных процессов находит свое отражение в любой деятельности учащихся. Отчетливо обнаруживается она и в письме. Некоторые ошибки, искажающие буквенный состав слов, возникают на основе персеверации зрительных образов. Наблюдая за работой школьников на уроке письма, можно заметить, как иногда написание нужной буквы заменяется или той, которую ребенок писал раньше, или той, которая случайно попала в поле его зрения. Так, например, написав букву у, ученик несколько раз начинает писать ее вместо нужной в слове буквы ш.
Необходимо отметить, что умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное может быть прочитано любым грамотным человеком.
На уроках в I классе можно наблюдать, как, получив задание списать слово с доски, ребенок старательно выводит в своей тетради бессмысленный набор букв и не удовлетворяется работой лишь в тех случаях, когда ставит кляксы или делает помарки. Такая деятельность школьника, конечно, не может быть названа письмом в подлинном смысле этого слова. Правильнее сказать, что ученик более или менее точно срисовывает написанное, так как потом ни он, ни никто другой ничего не могут прочитать.
Одышка – это симптом , который сопутствует многим заболеваниям. Она характеризуется тремя основными внешними признаками:Для сердечной недостаточности характерна одышка во время ходьбы и физических нагрузок. Если заболевание прогрессирует дальше, то может возникать постоянная одышка, которая сохраняется и в покое, в том числе во сне.
Другими характерными симптомами сердечной недостаточности являются:
Лечение одышки при сердечной недостаточности определяется характером заболевания, которым она была вызвана. Для усиления сердечной деятельности врач может назначить сердечные гликозиды.
Вместе с одышкой и повышенным артериальным давлением, возникают и иные характерные проявления гипертонической болезни:
Диагностикой и лечением одышки, возникновение которой связано с артериальной гипертонией, занимается терапевт и кардиолог . Назначают постоянный контроль артериального давления, биохимические анализы крови, ЭКГ, УЗИ сердца, рентгенографию грудной клетки. Лечение состоит в постоянном приеме медикаментозных препаратов, которые позволяют удерживать уровень артериального давления на стабильном уровне.
Другие симптомы инфаркта миокарда очень характерны, и позволяют распознать этот состояние достаточно легко:
1.
Одышка сочетается с болью в сердце , которая возникает за грудиной. Она очень сильная, имеют колющий и жгучий характер. Сначала пациенту может показаться, что у него просто приступ стенокардии. Но болевые ощущения не проходят после приема нитроглицерина в течение более чем 5 минут.
2.
Бледность, холодный липкий пот.
3.
Ощущение перебоев в работе сердца.
4.
Сильное чувство страха - больному кажется, что он вот-вот умрет.
5.
Резкое падение артериального давления в результате выраженного нарушения насосной функции сердца.
При одышке и других симптомах, связанных с инфарктом миокарда, пациенту требуется экстренная помощь. Нужно сразу же вызвать бригаду "Скорой помощи", которая вколит пациенту сильное обезболивающее и транспортирует в стационар больницы.
Например, если сердцебиение не превышает 180 ударов в минуту, то пациент может совершенно нормально переносить тахикардию до 2 недель, при этом жалуясь только лишь на ощущение усиленного сердцебиения. При более высокой частоте возникают жалобы на одышку.
Если нарушение дыхания вызвано тахикардией, то это нарушение сердечного ритма легко выявляется после проведения электрокардиографии . В дальнейшем врач должен выявить заболевание, которое первоначально привело к этому состоянию. Назначаются антиаритмические и другие медикаментозные препараты.
При появлении первых признаков начинающейся тромбоэмболии легочной артерии пациенту нужна экстренная медицинская помощь. Следует немедленно вызвать врача.
При одышке, связанной с отеком легкого, необходима экстренная медицинская помощь.
Одышка встречается при остром и хроническом обструктивном бронхите. Течение и симптоматика этих форм заболевания отличаются:
1.
Острый бронхит
имеет все признаки острого инфекционного заболевания. У пациента повышается температура тела, возникает насморк , боль в горле , сухой или влажный кашель, нарушение общего состояния. Лечение одышки при бронхите предполагает назначение противовирусных и антибактериальных препаратов, отхаркивающих, бронхолитических средств (расширяющих просвет бронхов).
2.
Хронический бронхит
может приводить к постоянной одышке, или ее эпизодам в виде обострений. Это заболевание далеко не всегда вызвано инфекциями : к нему приводит длительно раздражение бронхиального дерева различными аллергенами и вредными химическими веществами, табачным дымом. Лечение хронического бронхита обычно длительное.
При обструктивном бронхите чаще всего отмечается затруднение выдоха (экспираторная одышка). Это вызвано тремя группами причин, с которыми и пытается бороться врач во время лечения:
Постоянная одышка при ХОБЛ возникает из-за сужения просвета дыхательных путей, которое вызвано действием на них раздражающих вредных веществ. Чаще всего заболевание встречается у заядлых курильщиков и людей, которые заняты на вредном производстве.
При хронических обструктивных болезнях легких характерны следующие особенности:
Лечение одышки при ХОБЛ является сложным и длительным мероприятием. Заболевание часто приводит к инвалидизации пациента, и потере им трудоспособности.
При появлении сильной одышки, кашля и других симптомов пневмонии, нужно как можно быстрее обратиться к врачу. Если лечение не начато в первые 8 часов, то прогноз для пациента сильно ухудшается, вплоть до возможности летального исхода. Основной метод диагностики при одышке, вызванной пневмонией – рентгенография грудной клетки. Назначаются антибактериальные и другие лекарственные средства.
Диагностика причин одышки при злокачественных опухолях на ранних стадиях достаточно сложна. Наиболее информативными методами являются рентгенография, компьютерная томография , исследование в крови онкомаркеров (особые вещества, которые образуются в организме при наличии опухоли), цитологическое исследование мокроты, бронхоскопия .
Лечение может предусматривать хирургическое вмешательство, применение цитостатиков, лучевую терапию и другие, более современные методы.
Все анемии объединяет одно: в результате того, что снижается уровень гемоглобина в кровотоке, к органам и тканям, в том числе и к головному мозгу поступает меньше кислорода. Организм пытается как-то компенсировать это состояние, в результате увеличивается глубина и частота вдохов. Легкие пытаются как бы "накачать" в кровь больше кислорода.
Одышка при анемии сочетается со следующими симптомами:
1.
Пациент буквально чувствует упадок сил, постоянную слабость, он плохо переносит повышенные физические нагрузки. Эти симптомы возникают намного раньше до того, как появляется одышка.
2.
Бледность кожи – характерный признак, так как именно содержащийся в крови гемоглобин придает ей розовую окраску.
3.
Головные боли и головокружения, нарушение памяти, внимания, концентрации – эти симптомы связаны с кислородным голоданием головного мозга.
4.
Нарушаются и такие жизненные функции, как сон, половое влечение, аппетит.
5.
При тяжелой степени анемии со временем развивается сердечная недостаточность, которая приводит к усугублению одышки и других симптомов.
6.
Некоторые отдельные виды анемий имеют и собственную симптоматику. Например, при B12-дефицитной анемии нарушается чувствительность кожи. При анемии, связанной с поражениями печени, кроме бледности кожи имеет место еще и желтуха .
Самый надежный вид исследований, который позволяет выявить анемию – это общий анализ крови. План лечения строится гематологом, в зависимости от причин заболевания.
После приема пищи начинает активную работу пищеварительная система. Слизистая оболочка желудка , поджелудочная железа и кишечник начинают выделять многочисленные пищеварительные ферменты. Нужна энергия для того, чтобы протолкнуть пищу по пищеварительному тракту. Затем переработанные ферментами белки, жиры и углеводы всасываются в кровоток. В связи со всеми этими процессами необходим приток к органам пищеварительной системы большого количества крови.
Кровоток в организме человека перераспределяется. Кишечник получает больше кислорода, остальные органы – меньше. Если организм работает нормально, то при этом не отмечается никаких нарушений. Если же имеются какие-то заболевания и отклонения, то во внутренних органах развивается кислородное голодание, а легкие, стремясь устранить его, начинают работать в усиленном темпе. Появляется одышка.
Если у вас возникает одышка после еды, то нужно явиться на прием к терапевту для того, чтобы пройти обследование, и разобраться в ее причинах.
Одышка при данном заболевании обусловлена двумя причинами. Во-первых, в организме усиливаются все обменные процессы, поэтому он испытывает потребность в повышенном количестве кислорода. В то же время увеличивается частота сердечных сокращений, вплоть до мерцательной аритмии. При этом состоянии сердце не способно нормально прокачивать кровь через ткани и органы, они не получают необходимое количество кислорода.
При респираторном дистресс-синдроме новорожденного требуется немедленная медицинская помощь.
Если одышка во время беременности выражена сильно и беспокоит часто, то обязательно нужно посетить врача женской консультации .
Также не стоит применять самостоятельно, без ведома врача, всяческие народные средства от одышки. В лучшем случае они окажутся неэффективны, или принесут минимальный эффект.
Если человек заметил у себя этот симптом, то он должен как можно скорее посетить врача для назначения терапии.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.Одышка или диспноэ – это одна из самых частых жалоб, которые предъявляют пациенты. Данное субъективное ощущение часто является одним из симптомов серьезного заболевания органов дыхания или сердечно-сосудистой системы. Оно возникает также при ожирении и анемии. Появляющееся чувство нехватки кислорода может стать поводом для срочного обращения за помощью к врачу. В ряде случаев больной с одышкой нуждается в срочной госпитализации и проведении неотложных мер по поддержанию жизненных функций.
Оглавление:Диспноэ бывает острым, подострым и хроническим. При одышке человек чувствует стеснение в груди. Объективно у него возрастает глубина вдоха, а частота дыхательных движений (ЧДД) увеличивается до 18 и более в минуту.
В норме человек никогда не обращает внимания на то, как он дышит. На фоне более или менее значительной физической нагрузки ЧДД и глубина вдохов обычно увеличиваются, поскольку возрастает потребность организма в кислороде, но это не связано с дискомфортом. В данном случае речь идет о физиологической одышке. После прекращения нагрузки дыхание здорового человека нормализуется за несколько минут. Если же ощущение нехватки воздуха возникает при выполнении обычных действий или в состоянии покоя, то это уже не является нормой. В таких случаях принято говорить о патологическом диспноэ, свидетельствующем о наличии у пациента определенного заболевания.
Существует три вида одышки:
Инспираторная разновидность характеризуется затрудненным вдохом. Она развивается на фоне сужения просвета органов дыхательной системы – трахеи и бронхов. Такая одышка выявляется при некоторых хронических заболеваниях (астма), а также при остром воспалении плевры и травмах, приводящих к сдавлению бронхов.
При экспираторном диспноэ больному наоборот трудно выдохнуть. Причиной проблемы является сужение просвета мелких бронхов. Одышка данного типа характерна для эмфиземы и хронической обструктивной болезни легких.
К числу наиболее часто встречающихся в клинической практике причин развития одышки смешанного типа относятся запущенные патологии легких, а также сердечная недостаточность.
На основании жалоб пациента определяется степень одышки по шкале MRC.
Принято различать 5 степеней:
Можно выделить 4 основные причины развития диспноэ:
Обратите внимание: дыхательная недостаточность может быть обусловлена проблемами со стороны легочных сосудов, диффузными поражениями легочной ткани, уменьшением проходимости бронхов, а также патологиями дыхательной мускулатуры.
Синдром гипервентиляции проявляется при некоторых разновидностях и на фоне нейроциркуляторной дистонии.
Причиной одышки при сердечных заболеваниях, как правило, является повышение давления в сосудах, питающих миокард.
Диспноэ при патологиях сердца нарастает по мере прогрессирования заболевания. На ранних стадиях оно развивается при нагрузке, а при запущенном процессе появляется даже в состоянии покоя.
Обратите внимание: при тяжелых поражениях сердца нередко отмечается ночная пароксизмальная одышка, представляющая собой внезапно развивающийся во сне приступ удушья. Патология известна также как сердечная астма; ее причиной является застой жидкости в легких.
Одышка при патологиях органов дыхания часто бывает хронической. Она может отмечаться у пациента на протяжении месяцев и лет. Такая разновидность диспноэ характерна для хронической обструктивной болезни легких, когда просвет дыхательных путей сужается и в нем накапливается мокрота. У пациента при этом за коротким быстрым вдохом следует затрудненный выдох, сопровождающийся шумом. Параллельно с экспираторной одышкой часто отмечается кашель и отхождение секрета вязкой консистенции. После использования ингалятора с бронхолитическим препаратом, как правило, дыхание приходит в норму. Если купировать приступ с помощью обычных лекарств не удается, то состояние пациента очень быстро ухудшается. Нехватка кислорода приводит к потере сознания. В таких случаях требуется срочная медицинская помощь.
При болезнях инфекционного генеза (острый и ) выраженность одышки напрямую зависит от тяжести патологического процесса. При адекватно проводимой терапии симптоматика купируется за несколько дней. Тяжелая пневмония может стать причиной присоединения сердечной недостаточности. Одышка при этом нарастает. Такое состояние является показанием для срочной госпитализации больного.
Постепенно нарастающее постоянное диспноэ может свидетельствовать о наличии новообразований в легких. Выраженность симптома усиливается по мере роста опухоли. Помимо одышки у больного отмечаются надсадный малопродуктивный кашель, нередко – кровохарканье, общая слабость и кахексия (значительное похудание).
Важно: наиболее опасными патологиями респираторной системы, при которых имеет место одышка, являются токсический отек легких, тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) и местная обструкция дыхательных путей.
При тромбоэмболии имеет место закупорка ветвей легочной артерии кровяными сгустками. Как следствие – часть органа перестает участвовать в акте дыхания. Диспноэ в данной ситуации развивается внезапно, беспокоит при минимальной нагрузке и даже в состоянии покоя. Больной жалуется на стеснение и боль в груди, что напоминает симптоматику приступа стенокардии. В некоторых случаях отмечается кровохарканье.
Обструкция дыхательных путей может быть обусловлена аспирацией инородного предмета, сдавлением бронхов или трахеи извне (при , аневризме аорты и опухолях), рубцовым сужением просвета или хроническим воспалением при аутоиммунных заболеваниях. При обструкции одышка носит инспираторный характер. Дыхание больного громкое со свистящим шумом. Нарушение проходимости дыхательных путей сопровождается удушьем и мучительным кашлем, усиливающимся при изменении положения тела. Бронхорасширящие средства в таких случаях неэффективны; необходимо механическое восстановление проходимости трахеи и бронхов и меры, направленные на лечение основного заболевания.
Причиной одышки может стать и токсический отек, развивающийся вследствие вдыхания агрессивных веществ или же на фоне инфекционного поражения органов дыхания с выраженной интоксикацией организма. У пациента отмечается усиливающаяся одышка, которая по мере прогрессирования процесса сменяется удушьем. При дыхании хорошо слышны клокочущие звуки. В данной ситуации необходима срочная медицинская помощь, предполагающая поддержание дыхательной функции и детоксикацию организма.
Дыхательная недостаточность развивается при таком остром состоянии, как пневмоторакс. При проникающем ранении грудной клетки воздух поступает в плевральную полость и давит на легкое, мешая ему расправляться на вдохе. Пациенту требуется экстренная операция.
Одышка является одним из симптомов туберкулеза, актиномикоза, а также эмфиземы легких.
Важно: диспное может развиваться при выраженном . Причиной затрудненного дыхания и одышки в данном случае становится деформация грудной клетки.
Для установления факторов, ведущих к развитию дыхательной недостаточности, необходимы дополнительные (инструментальные) методы исследования: рентгенография (флюорография), спирометрия, ЭКГ, томография, ангиография и бронхоскопия.
Одной из причин одышки является малокровие. При в крови снижается количество эритроцитов или уменьшается содержание гемоглобина в красных кровяных тельцах. Поскольку гемоглобин отвечает за перенос кислорода ко всем клеткам, при его дефиците развивается гипоксия. Организм рефлекторно старается компенсировать нехватку кислорода, поэтому учащается частота дыхания, а вдохи человек делает более глубокие. Причинами анемии могут являться врожденные метаболические нарушения, недостаточное поступление железа алиментарным путем, хронические потери крови, перенесенные тяжелые заболевания, рак крови и т.д.
Пациенты с малокровием жалуются на общую слабость, ухудшение памяти, снижение способности к концентрации внимания, потерю аппетита и . Кожа таких больных бледная или имеет желтушный оттенок. Заболевание легко диагностируется на основании данных лабораторного анализа крови. Вид анемии уточняется при проведении дополнительных исследований. Лечение проводится специалистом-гематологом.
Диспное часто сопровождает такие эндокринные патологии, как , (заболевание щитовидной железы) и . При тиреотоксикозе ускоряется метаболизм, вследствие чего возрастает потребность организма в кислороде. Повышение уровня гормонов щитовидной железы увеличивает частоту сокращений миокарда, и сердце не может в нужном объеме прокачивать кровь к другим тканям. Как следствие, развивается гипоксия, заставляющая человека дышать чаще и глубже.
Ожирение существенно осложняет работу легких, сердца и дыхательных мышц, что также ведет к кислородной недостаточности.
Сахарный диабет по мере прогрессирования затрагивает кровеносные сосуды, поэтому все ткани организма начинают страдать от нехватки кислорода. Диабетическая нефропатия ведет к анемии, что дополнительно усиливает гипоксию и становится причиной одышки.
На более или менее выраженную одышку время от времени жалуются до 75% пациентов врачей-психиатров и невропатологов. Таких больных беспокоит ощущение нехватки воздуха, которому часто сопутствует страх смерти от удушья. Больные с психогенным диспноэ – это в большинстве своем мнительные люди с нестабильной психикой и склонностью к ипохондрии. Одышка может развиваться у них при стрессе или даже без видимых причин. В отдельных случаях отмечаются т. н. приступы ложной астмы.
Специфическая особенность одышки при невротических состояниях является ее «шумовое оформление» пациентом. Он громко и часто дышит, стонет и охает, стараясь привлечь внимание.
Во время беременности повышается общий объем циркулирующей крови. Дыхательная система женщины должна снабжать кислородом сразу два организма – будущей матери и развивающегося плода. Поскольку матка значительно увеличивается в размерах, она давит на диафрагму, несколько уменьшая дыхательную экскурсию. Данные изменения становятся причиной одышки у многих беременных женщин. Частота дыхания возрастает до 22-24 вдохов в минуту и дополнительно увеличивается при эмоциональной или физической нагрузке. Диспноэ может прогрессировать по мере роста плода; кроме того, оно усугубляется при анемии, которая нередко отмечается у будущих мам. Если частота дыхания превышает приведенные выше значения, это является поводом проявить повышенную настороженность и проконсультироваться с врачом женской консультации, ведущим беременность.
У детей частота дыхания различна; она постепенно урежается по мере взросления.
Заподозрить патологическую одышку у ребенка можно, если частота вдохов в минуту превышает следующие показатели:
Определять ЧДД рекомендуется, пока ребенок спит. В этом случае погрешность измерений будет минимальной. Во время кормления, а также при физической активности или эмоциональном возбуждении частота дыханий малыша всегда возрастает, но это не является отклонением. Беспокоиться стоит, если частота вдохов не возвращается к нормальным цифрам в состоянии покоя в течение ближайших нескольких минут.
К числу причин диспноэ и одышки у детей относятся:
Если у ребенка имеется одышка, его нужно срочно показать участковому педиатру. Выраженная дыхательная недостаточность требует вызова бригады «скорой помощи», так как она является угрожающим жизни состоянием.
В зимнее время при низких температурах окружающего воздуха затрудняется пуск двигателя. У всех двигателей повышается вязкость масла, что требует больших усилий для прокручивания коленчатого вала стартером и ведет к быстрой разрядке аккумуляторных батарей. У дизельных двигателей ухудшается прокачиваемость топлива по трубопроводам и через фильтры из-за замерзания топлива; вследствие больших потерь теплоты в конце такта сжатия затрудняется самовоспламенение топлива.
Проверить, и при необходимости, закрепить рулевую сошку на валу.
Рулевая сошк а надета на шлицы вала и закрепляется гайкой. Установите сошку на вал, совместив метки, нанесенные на торце вала и на сошке, установите стопорную шайбу, заверните гайку и затяните ее с моментом 52-55 кг/см.
Билет 2
Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм, условно можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К подвижным деталям относятся поршень, шатун и коленчатый вал с маховиком; к неподвижным - блок-картер, цилиндр, головка цилиндра, поддон и картер маховика. При заведенном двигателе поршень под действием давления газов совершает поступательное движение в сторону коленчатого вала и через шатун поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.
Назначение инструмента водителя и правила пользования им.
В комплект инструмента водителя входят: Домкрат гидравлический, щупы, ключи накидные, отвертки, ключи, ключи торцовые, молоток, ключи накидные, бородок, лопатка-вороток, зубило, ключ разводной, сумка инструментальная большая в сборе, плоскогубцы, ключ ступичный, ключ торцовый гаек колес, аптечка медицинская в сборе, шланг для прокачки гидросистемы, шприц, насадка к шприцу.
Обслуживание и ремонт автомобилей должны производиться исправным и соответствующим своему назначению инструментом и приспособлениями. Не разрешается применять сильно изношенные или распиленные гаечные ключи и др. инструменты с неисправной или неправильно заправленной частью, со сломанными или неплотно насаженными ручками. Для увеличения плеча гаечных ключей нельзя использовать какие-либо рычаги (трубы, ключи и т.п.). Запрещается отвертывать и завертывать гайки и болты при помощи зубила и молотка или ударами молотка по ключу. Перед пользованием электрическим инструментом (гайковерты, дрели и др.) необходимо проверить надежность заземления его корпуса.
Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из парка.
Контрольный осмотр проводится водителем с целью проверки и подготовки машины перед выездом из парка. Водитель обязан проверить:
Внешний вид автомобиля, состояние и крепление левого переднего колеса, рулевых тяг, сошки;
Состояние передней подвески, нет ли подтекания масел и специальных жидкостей;
Автомобиль спереди;
Состояние двигателя, уровень масла в системе смазки и уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
Состояние и крепление правого переднего колеса;
Состояние и крепление правой двери кабины, зеркала заднего вида, запасного колеса;
Состояние и крепление правых задних колес;
Автомобиль сзади;
Состояние и крепление левых задних колес;
Состояние и крепление топливных баков и трубопроводов;
Состояние и крепление левой двери кабины, зеркала заднего вида;
Свободный ход педалей сцепления и тормоза;
Работу двигателя, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителя, омывателя стекол, показания контрольно – измерительных приборов, заправку горючим;
Угол свободного поворота рулевого колеса и действие стояночного тормоза;
Наличие, исправность и укладку запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);
Автомобиль в движении. О выполнении работ и готовности автомобиля доложить мастеру.
Билет 3
1.Рабочий цикл четырехтактного двигателя протекает следующим образом.
Впуск . Поршень перемещается вниз. Впускной клапан открыт. Вследствие разрежения через впускной канал в цилиндры дизеля поступает чистый воздух.
Сжатие . Поршень движется вверх. Впускной и выпускной клапаны закрыты. Объем над поршнем уменьшается, Во время такта «сжатие» воздух нагревается до 600 "С. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается определенная порция топлива, которое самовоспламеняется.
Рабочий ход (расширение). Оба клапана закрыты. В конце такта сжатия рабочая смесь самовоспламеняется. Поршень под действием давления расширяющихся газов перемещается вниз.
Выпуск. Поршень движется вверх. Открыт выпускной клапан. Отработавшие газы выходят через выпускной канал наружу.
Причины нагрева двигателя.
Причины нагрева двигателя: недостаточное количество жидкости в системе, закрытые жалюзи, неисправность термостата, загрязнение радиатора, слабое натяжение ремней привода насоса или вентилятора, загрязнение рубашки охлаждения или образование в ней накипи, попадания масла в систему охлаждения.
3. Удалить воздух из гидроусилителя. Для этого необходимо: Вывесить передний мост так, чтобы колеса не касались земли. При помощи домкрата подложите козелки под балку с двух сторон. Но ни в коем случае не начинайте прокачку со стоящими на земле колесами. Снимите крышку заливной горловины бачка насоса. Снимите резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и наденьте на сферическую головку клапана прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 литра. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема. Отверните на пол оборота перепускной клапан рулевого механизма. Поверните рулевое колесо ВЛЕВО до упора. Заливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться. Пустите двигатель и при работе с минимальной частотой вращения коленвала доливайте масло в бачек насоса, не допуская снижения уровня, до тех пор, пока не прекратиться выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан. Заверните перепускной клапан. Поворачивайте рулевое колесо ВПРАВО до упора и обратно в ЛЕВОЕ положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отверните на пол оборота перепускной клапан и снова проследите за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков заверните перепускной клапан. Повторите предыдущую операцию не менее двух раз. В результате из перепускного клапана должно выходить чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха продолжается, повторите операцию еще 1-2 раза, при этом следите за уровнем масла в бачке насоса, поддерживая его между метками на указателе уровня. Остановите двигатель. Снимите шланг со сферической головки перепускного клапана и наденьте на неё защитный колпачок. Еще раз проверьте уровень масла в бачке насоса и, если нужно, долейте масло. Установите крышку заливной горловины бачка насоса.
Билет 4
1. Назначение, устройство и работа газораспределительного механизма (ГРМ).
Газораспределительный механизм служит для своевременной подачи в цилиндры воздуха (в дизелях) или горючей смеси (в карбюраторных двигателях) и для выпуска из цилиндров отработавших газов. Для этого клапаны в определенные момент открывают и закрывают впускные и выпускные каналы головки цилиндров.
Механизм газораспределения состоит из впускных и выпускных клапанов с пружинами, передаточных деталей от распределительного вала к клапанам (штанга, толкатель, коромысло, пружина), распределительного вала и шестерни. Он работает следующим образом. Коленчатый вал с помощью шестерен вращает распределительный вал, каждый кулачек которого, набегая на толкатель, поднимает его вместе со штангой. Затем штанга поднимает один конец коромысла, а другой движется вниз и давит на клапан, опуская его и сжимая пружиныклапана. Когда кулачек распределительного вала сходит с толкателя, штанга и толкатель опускаются, а клапан, садясь в седло, под действием пружин, плотно закрывает отверстие канала.