План-конспект урока на тему «Ткани. Эпителиальные и соединительные ткани под микроскопом. Конспект: Типы тканей в организме человека

Тема урока: ткани растений

Цель урока: познакомить с понятием «ткани » в биологии

Задачи урока:

а) образовательные — понимать смысл биологического термина ткани, знать типы тканей;

б) развивающие – формировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции, выделять главное;

в)воспитательные – формировать бережное отношение к природе, чувство патриотиза, любви к малой Родине.

Формирование УУД.

Познавательные: выявлять особенности объектов изучения, находить сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать информацию.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимать речь учителя, одноклассников; оценивать свои достижения, причины неудач; проявлять доброжелательность, терпение к одноклассникам.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности, своей и чужой.

Коммуникативные: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, инициативное сотрудничество в группе для поиска и сбора информации для решения поставленной задачи.

Методы: словесные (рассказ, эвристическая беседа), наглядные, практические.

Оборудование: раздаточный материал: лен, яблоко, спилы; препаровальные иглы, ванночки, динамическое пособие «Деление клетки», проектор.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: учебник, ЭОР «Биология 6 класс», дидактический материал.

Технология: проблемного обучения, ТКМ.

Межпредметные связи: биология, технология.

Основные понятия: ткань, механическая ткань, покровная ткань, образовательная ткань, основная ткань, проводящая ткань.

Ход урока

I .Повторение изученного материала.

1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся: «Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо себя чувствуете, у вас хорошее настроение и вы готовы продолжить постигать тайны жизни растений». Учитель просит учащихся проверить все необходимое для урока: книги, тетрадь, дневник, письменные принадлежности -1 мин.

2.Актуализация знаний.

Учитель просит напомнить тему предыдущего урока -1 мин.

3.Проверка домашнего задания.

А)Учитель просит учащихся составить небольшой рассказ о жизнедеятельности клетки, используя термины: клетка, рост, кислород, размножение, дыхание, питание, движение цитоплазмы. Учащиеся выполняют работу либо индивидуально, либо в парах -3 мин.

Заслушиваются рассказы 2-3 учащихся, затем предлагается сравнить свою работу с образцом и оценить ее -2 мин.

Образец: клетка живая. Она дышит, питается, размножается, растет. Для дыхания она использует кислород. В клетке можно наблюдать движение цитоплазмы.

Б) Выполнение заданий у доски: вставить пропущенные буквы в терминах: ц.т.плазма, хр.м.сома, м..клетники, в.куоль, .б.лочка – 1 учащийся, второй устанавливает последовательность деления клетки, используя магнитное пособие -2 учащийся, установление соответствия между термином и его значением с помощью ЭОР. После выполнения каждого задания учащийся с места проверяет правильность выполнения задания – 3мин.

3. Учитель просит рассказать о делении клетки. После рассказа учитель просит проанализировать ответ одноклассника-3 мин.

Учитель подводит итог, выставляет и комментирует оценки1-2 мин.

II . Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации учителем: на столе стоит шкатулка, что в ней находится, вы должны угадать. «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке? »

Учащиеся высказывают свои предположения и дают ответ: ткань.-1 мин.

Учитель просит объяснить, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях. Учащиеся излагают свое мнение и кто-то высказывает предположение, что в у растения есть тоже ткани. Так с помощью учащихся называется тема урока, записывается в тетрадь.

Учитель подтверждает гипотезу существования тканей в растении, объяснив, что растительные ткани состоят из клеток.

Учащиеся совместно с учителем формулируют цель, задачи урока, предварительно вспоминая, что им известно о тканях из их жизненного опыта: они разные, имеют различное назначение, обладают различными свойствами (на доске учителем фиксируются высказывания, а затем по аналогии формулируются цели и задачи урока). Учащиеся предлагают выяснить, что такое ткань, какие виды тканей есть в растении, для чего они. На вопрос учителя, где мы можем найти ответы на интересующие вопросы, учащиеся предлагают: обратиться к учебнику, послушать учителя, найти информацию в интернете -3 мин.

Начинается поиск ответов на вопросы. Учитель просит дать определение растительной ткани, опираясь на определение ткани в технологии: ткань – полотно, состоящее из переплетенных нитей, изготовленных на станке.

Учащиеся пытаются формулировать определение растительной ткани, сравнивают с определением в учебнике на стр.46 и замечают, что их высказывания схожи с определением – 2мин.

Затем на рис. 27 учащиеся определяют количество растительных тканей, их разновидности.

Учитель предлагает обратиться к учебнику для нахождения информации о строении и функциях тканей. Данные учащиеся заносят в таблицу. Учитывая важность изучаемой темы, учитель учит учащихся отбирать необходимый материал (взаимосвязь строения и выполняемой функции красной нитью проходит через весь курс биологии), затем учащиеся работают в парах – 10мин.

Ткани растения

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая функция

1.Покровная

Живые и мертвые клетки с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками

Защита

2.Механическая

Клетки с утолщенными оболочками

Прочность, форма, опора

3.Проводящая

Живые или мертвые в форме трубок

Передвижение воды, минеральных и питательных веществ

4.Основные

Живые, несколько видов

Синтез и запасание веществ

5.Образовательные

Небольшие размеры, тонкая оболочка, крупное ядро

Деление, образование других тканей

III .Закрепление– 10мин.

1.Проверка правильности заполнения таблицы.

Учитель обращает внимание, что повреждение покровной, механической ткани может привести к заболеванию и гибели растения, поэтому не стоит ломать растения, вырезать на коре деревьев слова, знаки и т.д. – 2мин

2. Практическая работа «Наблюдение растительных тканей».

Учащиеся рассматривают яблоко, спил дерева, определяют, находят растительные ткани. Учитель, а потом и учащиеся, демонстрирует механическую ткань льна, напоминает, что Смоленщина была до недавнего времени центром льноводства – 8мин.

IY .Домашнее задание -2мин.

П.10, знать определение, типы тканей, уметь объяснять взаимосвязь строения и выполняемой функции тканей.

По желанию подготовить сообщение на тему «Растительные волокна и их использование человеком», «Растительная пробка, получение и использование».

Написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения»

Y .Рефлексия. -2мин.

Выскажи свое мнение о работе на уроке:

Я раньше не знал, что….

Мне было интересно…

Для меня было сложно понять….

Я научился (лась)

Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.

1. Типы тканей многоклеточных животных

У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани , выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.

Ткань - это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.

Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.

У многих животных эпителиальные ткани формируют железы - небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.

В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей - выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.

Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь , участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань , в которой запасаются питательные вещества (жир).

Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.

Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.

Схема «Ткани, органы животных»

2. Органы и системы органов

Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.

Орган - это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.

Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов , которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.

Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная - за газообмен, выделительная - за выведение ненужных веществ из организма, половая - за размножение.

Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.

Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.

Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (эндокринная система, иммунная система ).

Поведение животных

Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.

Рефлекс - опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы - это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия. Условные рефлексы - это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.

Инстинкт - совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.

Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Конспект урока биологии с презентацией и дидактическими заданиями по теме "Ткани человека"

Удилова Татьяна Александровна, 12.11.2017

890 100

Содержимое разработки

Конспект урока биологии _ Udilova_ TA_1_8

Урок открытия нового знания по теме «Ткани человека»

Предмет – биология,

Класс – 8

Планируемые результаты:

Предметные :

Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.

Метапредметные :

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать по плану с разными источниками информации: текст, рисуночная схема, таблица, видеоролик.

Личностные :

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД : ( организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы.

    Целеполагание

День добрый, друзья! Внимание! Прозвенел долгожданный звонок. Поэтому садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! Я люблю музыку и начну его с небольшого музыкального фрагмента. Гармония природы созвучна с гармонией музыки. Пусть музыка звучит, притягивая свет и доброту, и собирает вместе множество друзей творящих добрую мечту! С вашего позволения я, сегодня не ваш учитель, а дирижер нашего оркестра. Слаженная игра оркестра зависит от каждого инструмента, т.е. от голоса каждого из вас. Итак, приступим к настройке инструментов для репетиции нашего концертного номера. Сегодня вам пригодится для этого листы партитуры – это ваши рабочие листы с нотами, т.е. с заданиями для сегодняшней репетиции, которые вы подпишите сейчас.

Я предлагаю вам разгадать, о чем пойдет сегодня речь, просмотрев небольшие объяснялки первоклассников по теме нашего урока.

Ребята, догадались, что будет объектом нашего изучения сегодня?

( Ткани) А в курсе биологии 8 класса какой вид живой природы мы изучаем?

( Homo sapiens - человек разумный) Верно. В связи с этим прошу вас уточнить тему нашего разговора.

Тема урока: Ткани человека. Запишите тему в рабочие листы.

Человек существо одно- или многоклеточное? Да, вы правы. А все ли клетки одинаковые?

По каким основаниям тогда следует разделить клетки? (функции, строение) В результате деления образуются группы. В рабочей партитуре найдите задание № 1 и выполните его.

Задание № 1. Подберите подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции.

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое

Как следует называть эту группу клеток? (Ткань)

На какие две группы вы можете разделить все известные вам ткани? (растительные и животные)

Задание № 2. Выберите из предложенного списка только животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

    Ключ для проверки: 3, 4, 7, 10

    А человеку присущи животные или растительные ткани. Способны ли наши ткани также хорошо восстанавливаться как у плоских червей, кишечнополосных животных или пресмыкающихся. Получается, что о тканях мы имеет представление, но знаем еще не все.

    Прошу вас обратиться опять к своим рабочим листам и поработать в разделе «Хочу узнать и научиться»

    Прошу озвучить задачи, которые вы для себя определили на данный урок.

    Я позволила себе ваш выбор несколько скорректировать и более кратко изложить в двух предложениях. Ознакомьтесь с ними на слайде. Согласны? Продолжаем работать.

    Задачи на слайде

    1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

    2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.

    Прошу рассмотреть на слайде коллаж о тканях составленный учениками начальных классов. Как вы считаете, позволит ли он вам решить поставленные задачи? Нет – не совсем. Тогда предложите свои пути для решения поставленных задач. Учебники и др… Я вас услышала. Предвосхищая ваши потребности, я подготовила для групповой работы задание № 3. Для его выполнения возьмите жёлтые конверты и прочитайте, что вам предлагается для работы. Прошу задать вопросы по процедуре выполнения задания, если таковые имеются.

    Ну что же у нас хорошо прошла настройка инструментов и теперь все готовы работать, и можем начать репетицию. Приступайте к поэтапному выполнению задания № 3, а я в это время сделаю электронные фотографии тканей человека и представлю их вашему вниманию.

  1. II . Открытие нового знания

    Задание № 3 выполняется за 10 минут в группах

    Разновидности ткани;

    Место нахождения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах с помощью световых микроскопов.

    III . Рефлексия

    Ну что ж репетиция окончена. Пора продемонстрировать каждой группе свой концертный номер, который называется «Живая скульптура».

    1. «Живая скульптура».

    2. «Живая скульптура».

    3. «Живая скульптура».

    4. «Живая скульптура».

    Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами, тело нейрона с длинным отростком – аксоном и синапс между ними)

    Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

    Спасибо, вы отлично исполнили свой концертный номер и заслужили аплодисменты.

    А завершающим аккордом станет ассоциативный ряд к ключевому понятию нашего сегодняшнего концерта.

    (возможные варианты)

    - система

    - совокупность

    - единое

    -целое

    -функциональность

    IV. Домашнее задание

  1. 1. Изучить § 4

    2. Составить систематизирующую таблицу «Ткани человека», отражающую четыре вопроса:

    Тип ткани и его разновидности

    Особенности строения и расположения клеток относительно друг друга

    Местоположение ткани в организме человека

    Функции ткани

    3. Индивидуальное задание – подготовить устное сообщение на 1 минуту по теме «Роль стволовых клеток в организме человека»

Содержимое разработки

Рабочий лист _____________________________________________________

(фамилия, имя ученика)

Тема урока: _______________________________________________________

Хочу узнать и научиться: (подчеркните то, что для вас необходимо)

Задание № 1. Подберите одно подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции и допишите соответствующий термин.

1. Обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме – ____________.

2. Система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями – _____________ .

3. Совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое – __________.

Задание № 2. Подчеркните в предложенном списке животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

  1. Задание № 3 (Время выполнения 3 минуты. Время хранят песочные часы)

    Для выполнения задания возьмите конверт жёлтого цвета

    1. Извлеките информацию из предложенного источника (видеофрагмент, текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

    Разновидности ткани;

    Место расположения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток изучаемой ткани на микропрепаратах.

    Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).

    Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.

  1. Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».

Содержимое разработки

«Живая скульптура» № 1 – эпителиальная ткань

Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия.

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме, располагаются очень плотно, образуют железы, наружные покровы и выстилают полости тела

«Живая скульптура»№ 2 – соединительная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 %, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма. По состоянию соединительной ткани в организме человека можно судить о его возрасте. Разновидности ткани придают ему опору и являются запасным источником энергии.

«Живая скульптура» № 3 – мышечная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: В ответ на сигнал нервного импульса гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, скелетная поперечнополосатая – быстро и произвольно, а сердечная поперечнополосатая вообще работает автономно.

«Живая скульптура» № 4 – нервная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами (один ученик с поднятыми руками и растопыренными пальцами), тело нейрона с длинным отростком – аксоном (один ученик – тело нейрона, а два других ученика взявшись за вытянутые руки, изображают длинный аксон), а синапс между ними – соприкосновение рук между дендритом и аксоном.

Вывод: Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Содержимое разработки

Задание № 3. Изучите текст «Нервная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Нервная ткань – основа нервной системы, обладает свойствами возбудимости и проводимости. Клетки нервной ткани называются нейроны – звёздчатой формы, имеют отростки – длинные: аксоны и короткие: дендриты. Рецепторы органов чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и по аксонам образующим нервы передают их в головной и спинной мозг, таким образом, нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию. Синапсы – это участки, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Задание № 3. Изучите таблицу «Эпителиальная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Эпителиальная ткань

Разновидности ткани

Место расположения

в организме

Функции

Особенности расположения: клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойный эпителий

Оболочки внутренних органов, лёгочные пузырьки, капсулы нефронов почек, стенки сосудов

Покровная, защитная, всасывающая, выделительная, газообмен

Многослойный эпителий

Покровы тела, пищевод, слизистая внутренней поверхности щёк

Покровная, защитная

Железистый эпителий Ты слышишь?

Это музыка звучит

Без слов …

Без взгляда …

Без прикосновенья…

Она коснётся глубины души,

Нам подарив минуты наслажденья!




Организм человека - сложная система, которая состоит из огромного количества клеток.


Группы клеток...

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое


Выберите из предложенного списка животные ткани

  • Механическая
  • Основная
  • Эпителиальная
  • Нервная
  • Проводящая
  • Запасающая
  • Мышечная
  • Образовательная
  • Покровная
  • Соединительная

Ключ: 3, 4, 7, 10


Хочу узнать и научиться

Подчеркните то, что для вас необходимо что называют тканью, какие ткани бывают у человека, из чего они состоят, какими свойствами обладают, для чего нужны в организме человека, научиться отличить ткани по внешним особенностям, соотносить их работу с особенностями строения.


Задачи

1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.



Задание № 3

1. Извлеките информацию из предложенного источника ( видеофрагмент , текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

- разновидности ткани;

- место расположения ткани в организме;

- функции ткани;

- свойства ткани.

2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах.


  • Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).
  • Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.


  • Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».

Растительная ткань - группа клеток, имеющих общее происхождение, строение и приспособления к выполнению одной или нескольких функций. Классификация растительных тканей основана на анатомо-физиологических признаках.

Различают пять типов растительных тканей: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные.

  • Образовательная ткань. Клетки мелкие, быстро делятся, находятся в точках роста, осуществляют рост растения
  • Покровная ткань. Клетки плотно прилегают друг к другу, находятся на границе с внешней средой, выполняют защитную функцию
  • Механическая ткань. Клетки с толстыми стенками, находятся во всех частях растения, придают ему форму и выполняют защитную функцию
  • Проводящая ткань. Клетки образуют сосуды и ситовидные трубки, находятся во всех частях растения, проводят питательные вещества по растению
  • Основная ткань (паренхима). Клетки крупные, с тонкими стенками, находятся в корнях, плодах, стеблях, листьях растения, запасают питательные вещества

Тело высшего растения образовано клетками, которые отличаются друг от друга строением и функцией Клетки, имеющие общее происхождение и выполняющие свойственную им функцию, образуют растительную ткань .

Примеры типов растительных тканей

1. Образовательная ткань

Функция: эта растительная ткань обеспечивает рост и регенерацию растений.


2. Покровная ткань

Функции: защищают растение от внешних неблагоприятных факторов: излишнего испарения, колебаний температуры,
проникновения микроорганизмов, механических повреждений и др.

Характеристика
Эпидермис (покрывает однолетние органы растений) Клетки живые, плотно сомкнутые, с утолщёнными наружными-стенками; обычно располагаются в один слой. Выделяют на поверхность жироподобное вещество - кутин, формирующее кутикулу, которая защищает клетку от потерь влаги. Для регуляции газообмена и транспирации служат устьица - специализированные образования, состоящие из двух полулунных замыкающих клеток и устричной щели между ними
Пробка (сменяет по мере роста растения эпидермис) Вторичная покровная ткань. Состоит из слоёв плотно сомкнутых мёртвых клеток с утолщёнными стенками, пропитанными жироподобными веществами. Для газообмена и транспирации в пробке присутствуют чечевички, заполненные рыхлой тканью из живых тонкостенных клеток. Пробка имеет малую теплопроводность и обеспечивает большую защиту растения от излишнего испарения и микроорганизмов
Корка (покрывает старые ветки, стволы и корни) Комплекс мёртвых тканей, включающий слои пробки и иных отмерших между ними тканей. Для газообмена служат чечевички, расположенные на дне трещин. Является надёжной защитой от перегрева и ожогов


3. Механическая ткань

Функции: придают растениям прочность, образуя каркас, поддерживающий все органы.


4. Проводящая ткань

Функции: эта растительная ткань служат для транспорта веществ по растению.

Примеры тканей и их расположение Характеристика
Ксилема (древесина) - осуществляет восходящий ток веществ по растению Состоит из трахеид и сосудов, которые построены из расположенных друг над другом мёртвых клеток с неравномерно утолщёнными стенками и отверстиями в боковых частях
Флоэма (луб) - осуществляет нисходящий ток веществ по растению Состоит из ситовидных трубок, которые образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки продырявлены в виде сита, через которое проходят тяжи цитоплазмы, ядра и другие органеллы разрушаются. Рядом с ними лежат живые клетки-спутницы, которые содержат ядра и участвуют в транспорте


5. Основная ткань (паренхима)

Функции: занимает наибольший объём в организме растения, составляя основу органов.

Примеры тканей и их расположение Характеристика
Ассимиляционная , или хлоренхима (расположена под эпидермисом в листьях, молодых зелёных стеблях и плодах) Фотосинтезирующая ткань, содержащая много хлоропластов. Различают столбчатую (осуществляет фотосинтез) и губчатую (отвечает за газообмен и транспирацию) ткань
Запасающая (запасающие органы - корнеплоды, клубни, плоды и т. и.) Состоит из тонкостенных клеток, заполненных углеводами (крахмалом), белками и жирами. Растения засушливых мест обитания имеют водоносную паренхиму, запасающую воду
Воздухоносная (характерна для водных растений, испытывающих недостаток кислорода) Ткань из тонкостенных клеток с большими воздухоносными межклетниками, сообщающимися с атмосферой через устьица или чечевички

Таблица «Растительная ткань цветковых растений»

Это конспект по теме «Растительная ткань» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:


Случайные статьи

Вверх