Стихотворения И.С. Тургенева "Собака", "Воробей", "Русский язык": анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений. И. тургенев. стихотворения в прозе собака. какова тема

Какова тема этого стихотворения в прозе?

Это философское произведение. Его ведущая тема - неотвратимость смерти, перед которой все равны - и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на под­сознательном уровне, ищет помощи и за­щиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз, устремленных друг на друга»). Возникает тема взаимного по­нимания людей и животных.

Попробуйте доказать, что это именно лириче­ское произведение, т. е. произведение, которое эмоционально и ярко передает мысли и чувства ав­тора.
Особую эмоциональность этому стихо­творению в прозе придает то, что тема вы­ражается через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием соба­ки. Человек и собака, по-видимому, оди­нокие, у которых нет никого больше, не только жмутся друг к другу и ищут защи­ты от смерти, они и противостоят ей, как могут. На дворе воет страшная неистовая буря. Автор здесь прибегает к приему ан­титезы, противопоставляя этой буре обра­щенные друг другу взгляды человека и собаки. Лиризм достигается и образом трепетного огонька, который горит и све­тится в каждом из них. Это трепетный огонек жизни и любви, хотя и слабый, не способный устоять перед взмахом широ­кого крыла смерти. Образы трепетного огонька, бури, крыла смерти и пары оди­наковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы этого произведения Турге­нева.

Как вы объясните, почему Тургенев, создавая стихотворения в прозе, не использовал ни разбивку стихотворения на строки, ни рифмы?

Стихотворение в прозе - особый жанр. Это небольшое прозаическое произведе­ние лирического характера. Как мы уже сказали, лиризм достигается образностью, эмоциональностью, заменой повествова­тельного начала началом философским, оценочным. В таких произведениях рит­мико-интонационные особенности, со­здающие лирический настрой, выражены не во внешней организации (рифма, стихо­творные строки и т. д.), а внутренне, а так­же использованием лексико-синтаксиче­ских форм, стимулирующих особую эмо­циональную выразительность авторской речи, что мы видим в стихотворении в про­зе «Собака».

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» – одни из ярчайших творений Тургенева.

Великий писатель создал их в финале »своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе – уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет. своим холодным широким крылом. И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «Последняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотворениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути. »

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...
  2. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  3. Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла...
  4. В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней: У Камина. Тускнеют...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака». Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г.Казани Садртдинова Айсылу Шаймардановна

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Стихотворение в прозе – это стихи без рифмы и размера. Особенности жанра “стихотворение в прозе”: миниатюрность формы, краткость текста; богатое использование изобразительно-выразительных средств; эмоциональность повествования; ритмизированность, музыкальность прозы; лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

5 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ.

6 слайд

Описание слайда:

Цель урока: 1) обучать основам художественного мышления: вдумчиво читать, находить в текстах скрытые художественные детали, авторскую позицию, определить эстетическую ценность произведения; 2) выработать умения и навыки филологического анализа текста; 3) воспитать любовь и бережное отношение к жизни - величайшей ценности человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ. Эпиграф: Жизнь – величайшая ценность.

8 слайд

Описание слайда:

И.С.Тургенев: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое–нибудь из них, может быть, заронит тебе что–нибудь в душу».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Неистовый - необычайно сильный,буйный, безудержный. Буйный - непокорный, своенравный. Плеоназм - оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям.

12 слайд

Описание слайда:

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

13 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Какая основная тема стихотворения в прозе?

14 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Завязка? Тема жизни и смерти

15 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Кульминация? Завязка

16 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпитеты? Кульминация

17 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Метафоры? Эпитеты

18 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Анафора? Метафоры

19 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпифора? Анафора

20 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм? Эпифора

21 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм Восклицательные предложения?

22 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Восклицательные предложения Риторический вопрос?

23 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Риторический вопрос

24 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. многоточие

25 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. несколько раз повторяется «один и тот же»

26 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. тавтология

27 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. звукопись

28 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака» (анализ, восприятие, оценка)

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. "Стихотворения в прозе- одни из ярчайших творений Тургенева. Великий создал их в финале &b/p>

Стихотворения в прозе - уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение "Собаказанимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что "смерть налетит, махнет... своим холодным широким крылом... И конец!А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта "жмется пугливо к другой. Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и "кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек. В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье "Последняя поэма Тургенева, посвященной "Стихотворениям в прозе, писал: "Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...

Главный герой рассказа И.С.Тургенева «Собака» — отставной гусар, а ныне чиновник, Порфирий Капитоныч. Случилась в его жизни невероятная история, о которой он поведал как-то в кругу знакомых. История эта была связана со сверхъестественными событиями.

Когда начались эти невероятные события, герой рассказа проживал в своем поместье. Ни семьи, ни детей у него не было. Однажды ночью, в темноте, он услышал, как под его кроватью возится собака. Дело было в сельской местности, и Порфирий Капитоныч решил, что собака забежала еще днем со двора, да под кроватью и притаилась. Он позвал слугу, но тот никакой собаки под кроватью не нашел.

Стоило слуге выйти, как собака вновь себя проявила шумом и возней. Но стоило зажечь свечу, как животное необъяснимым образом исчезало. И не только сам хозяин поместья слышал собаку в темноте, но и его слуга и даже приглашенный гость.

По совету знакомого Порфирий Капитоныч уехал на время в город, где остановился на постоялом дворе. Но и там, в первую же ночь, у него под кроватью начала возиться невидимая собака. По совету хозяина постоялого двора герой рассказа отправился в город Белёв, к одному старцу. Когда тот выслушал эту невероятную историю, то сказал, что это предостережение и посоветовал герою рассказа завести собаку.

Порфирий Капитоныч купил в Белёве щенка, назвал его Трезором и привез к себе в поместье. После этого таинственная собака перестала себя проявлять. Когда щенок вырос, он везде неразлучно следовал за своим хозяином. И вот однажды, придя в гости к знакомой, Порфирий Капитоныч неожиданно был атакован бешеным псом. Только вмешательство Трезора спасло его от гибели. Тут-то и вспомнил он о совете старца и обо всей этой сверхъестественной истории.

Но события рассказа еще не были закончены. На следующую ночь было очень душно, и Порфирий Капитоныч ночевал на открытом воздухе. И надо же было такому случиться, что та бешеная собака прибежала на его двор. И снова верный пес защитил хозяина, но при этом и сам погиб. А бешеную собаку на следующий день застрелил солдат.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Собака» состоит в том, что человек, столкнувшись с непонятным явлением, должен сохранять благоразумие и здравомыслие, а не в коем случае не паниковать. В необъяснимых ситуациях надо оставаться человеком разумным и предпринять все возможные действия для разрешения проблемы, что и сделал главный герой. Рассказ И.С.Тургенева «Собака» учит нас внимательно относиться к предостережениям, которые исходят как от людей, так и от самой Природы.

В рассказе мне понравился главный герой, Порфирий Капитоныч, который сумел найти того, кто объяснил ему причину сверхъестественного явления, и также сумел правильно воспользоваться предостережением, данным ему свыше.

Какие пословицы подходят к рассказу «Собака»?

Предчувствовать – больше, чем знать.
Добрый совет дороже денег.
Собака – первый друг человека.



Случайные статьи

Вверх